Научная статья на тему 'Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека'

Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1857
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Чикишев Владимир Николаевич

Введение. Статья посвящена анализу визуальной культуры, во многом формирующей общую и профессиональную культуру человека. Уделяется внимание культуре восприятия визуальных образов, умению их анализировать, оценивать, сопоставлять, рассматриваются особенности визуального мышления и непосредственно связанной с ним творческой деятельности. Освоение визуальной культуры обосновано спецификой различных творческих специальностей и является составляющей образовательного процесса. Материалы и методы. Методологической основой статьи являются теория формирования и развития личности. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретического понятия «визуальная культура» в системе общей и профессиональной культуры человека. Результаты исследования. В статье показано, что художественное видение, воспитанное в процессе формирования визуальной культуры, начиная еще с детского возраста, активно участвует в подготовке почвы для возникновения художественного образа, воплощаемого затем в материале. При развитии творческого воображения обучающегося неизбежно происходит также развитие мышления и памяти, т.е. осуществляется гармонизация всех отделов мозга, и этот процесс необходимо учитывать при воспитании и обучении, становлении личности, а сформированная визуальная культура является основой для совершенствования всех граней творческих способностей студента. Обсуждение и заключения. Сделан вывод, что визуальная культура, будучи составной частью образовательного процесса, является необходимым условием вхождения в социокультурное пространство. Воспитание высокого уровня визуальной культуры в современном информационно и технически насыщенном обществе является одной из необходимых составляющих формирования общей и профессиональной культуры человека, и начинать этот процесс желательно со студенческой, а еще лучше со школьной скамьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL CULTURE AS A MEANS OF FORMING A COMMON AND PROFESSIONAL CULTURE OF A PERSON

Introduction. The article is devoted to the analysis of the visual culture, which forms the general and professional culture of a person in many ways. Attention is paid to the culture of perception of visual images, the ability to analyze them, evaluate, compare, also the features of visual thinking and creative activity, directly relating to it, are considered. The mastering of visual culture is grounded by the specificity of various creative specialties and is a component of the educational process. Materials and Methods. The theory of personality formation and development is the methodological basis of the article. During the research, the analysis of the scientific and theoretical concept of "visual culture" in the system of general and professional human culture was used. Results. The article illustrates that the artistic vision, developed in the process of visual culture formation, starting from childhood, actively participates in the preparation of the ground for the origin of an artistic image, which is realized in the material later. With the development of the creative imagination of the learner, also the development of thinking and memory takes place inevitably, that is harmonization of all parts of the brain is carried out, and this process must be taken into account in the upbringing and education, the formation of the personality, and the formed visual culture is the basis for the improvement of all verges of the student's creative abilities. Discussion and Conclusions. The conclusion is made that visual culture being an integral part of the educational process is the necessary condition for entering the sociocultural space. The education of a high level of visual culture in a modern information and technically replete society is one of the necessary components of the formation of a general and professional culture of a person and it is desirable to begin this process with a student, and even better, from school-days.

Текст научной работы на тему «Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека»

УДК 378

БОТ: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-5

ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА

1 2 Н. В. Сырова , В. Н. Чикишев

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Нижегородская школа-интернат для глухих детей, г. Нижний Новгород, Российская

Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Статья посвящена анализу визуальной культуры, во многом формирующей общую и профессиональную культуру человека. Уделяется внимание культуре восприятия визуальных образов, умению их анализировать, оценивать, сопоставлять, рассматриваются особенности визуального мышления и непосредственно связанной с ним творческой деятельности. Освоение визуальной культуры обосновано спецификой различных творческих специальностей и является составляющей образовательного процесса. Материалы и методы. Методологической основой статьи являются теория формирования и развития личности. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретического понятия «визуальная культура» в системе общей и профессиональной культуры человека.

Результаты исследования. В статье показано, что художественное видение, воспитанное в процессе формирования визуальной культуры, начиная еще с детского возраста, активно участвует в подготовке почвы для возникновения художественного образа, воплощаемого затем в материале. При развитии творческого воображения обучающегося неизбежно происходит также развитие мышления и памяти, т.е. осуществляется гармонизация всех отделов мозга, и этот процесс необходимо учитывать при воспитании и обучении, становлении личности, а сформированная визуальная культура является основой для совершенствования всех граней творческих способностей студента.

Обсуждение и заключения. Сделан вывод, что визуальная культура, будучи составной частью образовательного процесса, является необходимым условием вхождения в социокультурное пространство. Воспитание высокого уровня визуальной культуры в современном информационно и технически насыщенном обществе является одной из необходимых составляющих формирования общей и профессиональной культуры человека, и начинать этот процесс желательно со студенческой, а еще лучше со школьной скамьи.

Ключевые слова: визуальная культура, визуальный образ, визуальная грамотность, визуальное мышление, художественно-графическая деятельность, этико-эстетический опыт.

VISUAL CULTURE AS A MEANS OF FORMING A COMMON AND PROFESSIONAL CULTURE OF A PERSON

N. V. Syrova1, V. Chikishev2

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,

Russian Federation

Nizhny Novgorod boarding school for deaf children Nizhny Novgorod, Russian Federation ABSTRACT

Introduction. The article is devoted to the analysis of the visual culture, which forms the general and professional culture of a person in many ways. Attention is paid to the culture of perception of visual images, the ability to analyze them, evaluate, compare, also the features of visual thinking and creative activity, directly relating to it, are considered. The mastering of visual culture is grounded by the specificity of various creative specialties and is a component of the educational process.

Materials and Methods. The theory of personality formation and development is the methodological basis of the article. During the research, the analysis of the scientific and theoretical concept of "visual culture" in the system of general and professional human culture was used. Results. The article illustrates that the artistic vision, developed in the process of visual culture formation, starting from childhood, actively participates in the preparation of the ground for the origin of an artistic image, which is realized in the material later. With the development of the creative imagination of the learner, also the development of thinking and memory takes place inevitably, that is harmonization of all parts of the brain is carried out, and this process must be taken into account in the upbringing and education, the formation of the personality, and the formed visual culture is the basis for the improvement of all verges of the student's creative abilities. Discussion and Conclusions. The conclusion is made that visual culture being an integral part of the educational process is the necessary condition for entering the sociocultural space. The education of a high level of visual culture in a modern information and technically replete society is one of the necessary components of the formation of a general and professional culture of a person and it is desirable to begin this process with a student, and even better, from school-days. Keywords: visual culture, visual image, visuacy, visual thinking, artistic and graphic activity, ethical-aesthetic experience.

Введение

В основе жизнедеятельности человека зрение играет важную роль. Социокультурная среда человека XXI века является преимущественно визуально ориентированной. По разным данным, до 80% информации об окружающем мире поступает в мозг человека через визуальный канал. Еще в XX веке в философии возникло новое направление исследования, к которому в настоящее время обращено внимание многих ученых, - визуальная культура. Визуализация стала доминировать в современном информационном пространстве. Заметно падение авторитета книжной печатной продукции и повышение, особенно среди молодежи, популярности и соответственно ценности визуальной продукции в виде кино-, теле-, видео-, фотопродукции, визуального интернета и т.п. Сегодня многие начинают знакомство с

книжным произведением не до просмотра фильма, а после и часто в сокращенном варианте. Это сигнализирует о повороте общества от вербальной культуры к визуальной, что во многом связано со сменой в ХХ веке парадигмы культуры: перехода от классической, во основном элитарной, культуры к культуре массовой, вседоступной, легко воспроизводимой и технически тиражируемой.

Обзор литературы

Первым об этом начал говорить Вальтер Беньямин. В своей статье «Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства» он фактически заложил новое исследовательское направление, выявив проблему художественного производства и дав определение новому явлению - визуальная культура [4]. В ХХ веке к этой теме обращались такие зарубежные ученые, как У.Т.Дж. Митчелл, В. Бенджамин, Д. Бергер, Г. Поллок, М. Маклюэн и другие [5]. У.Т.Дж. Митчелл отмечал, что в последнее время повысился интерес к изучению визуальной культуры в широком смысле, инициировав переворот в гуманитарных науках. Д. Дебс, Р. Арнхейм и другие ученые отнесли понятие визуальной культуры к числу способностей, которые человек развивает с помощью зрения при одновременном развитии остальных чувств и которые необходимы для нормального процесса становления личности [1]. Американский философ Фредрик Джеймисон на протяжении последних 30 лет исследует современную культуру с позиций выявления ее специфического визуального характера, влияющего на социальные процессы. Визуальность для него не культурный «крен», а реальность, с которой приходится считаться [34]. В последние годы к исследованию визуального обращались такие ученые, как М. Джей, Г. Бем и др. [33; 35;36].

С начала ХХ1 века проблема визуальности культуры становится одной из популярных тем гуманитарных исследований в России. Исследуя современную культуру информационного общества, культуру массовых коммуникаций, к вопросу визуальной культуры обращаются многие современные исследователи С.М. Даниэль, О.В. Беззубова, Е.Н. Полюдова, А.В. Колосов, М.Е. Кудрявцева и др. [6; 7; 8; 13; 15; 17; 22; 23; 28]. Визуальную культуру как социокультурный феномен разбирают такие специалисты, как Е. Сальникова, О.С. Давыдова, С.В. Крюкова и др. [3; 11; 12; 21; 24; 30]. Взаимосвязь визуальной культуры и личности раскрыта в работах П.Н. Виноградова [9], А.В. Колосова [19], В.М. Розина [29]. С позиций профессионализма рассматривают визуальную культуру П.Н. Виноградов, А.С. Прокопова, Т.А. Ковалева и др. [10; 14; 18; 20; 26; 27; 32]. Сегодня происходит формирование междисциплинарного направления в науке, интегрирующего в себе различные теории: культурологию, искусствознание, социологию, антропологию, педагогику. Центральной проблемой этого направления является осмысление культурной ситуации в современном обществе, связанное с поворотом к визуальной культуре.

Материалы и методы

Методологической основой статьи являются теория формирования и развития личности. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретического понятия «визуальная культура» в системе общей и профессиональной культуры человека.

Многоаспектность исследуемого явления визуальной культуры как средства формирования общей и профессиональной культуры человека требует междисциплинарного

подхода, использования категорий философии, психологии, педагогики. Это определило использование как принципов системного подхода, так и концепции современного образования, обеспечивающей взаимодействие культуры и социального опыта человека.

Результаты исследования

Визуальная культура является частью понятия «общая культура» человека. Понятие «общая культура» человека необыкновенно многогранно. Культуру можно рассматривать как эстетическую образованность личности, как этический уровень поведения человека, как область социальных взаимодействий, а также как множество иных смыслов, дающих возможность уточнить термин «визуальная культура». Сегодня этим термином определяется все современное жизненное пространство, включающее в себя и различные средства визуальной коммуникации, и визуальную грамотность, и визуальное восприятие, и визуальное мышление.

Термин «визуальная культура» далеко не однозначно трактуется различными учеными, но позволяет осмыслить стиль жизни общества с позиций восприятия мира, рассмотреть новые качества личности в контексте современных реалий, что важно для развития педагогической науки. Визуальная культура сегодня определяет жизненную среду человека, окруженного пространством визуальных образов, которые он создает и потребляет в повседневной и профессиональной жизни.

Визуальная культура заставляет по-иному оценивать окружающее пространство, изменяет образ жизни и мышление человека, влияя на его сознание через визуальные образы. И несомненно, что культура общества в целом будет зависеть от уровня визуальной культуры каждого индивидуума. Визуальность сегодня является повседневной жизнью любого современного человека. Целое поколение воспитано на культуре телевидения, компьютеров и различных гаджетов. Это поколение приобрело привычку видеть окружающее пространство через посредство различной техники, позволяющей сегодня зрительно воспринимать многое из того, что раньше постигалось умом. При этом зачастую взгляд лишь «скользит» по рассматриваемому объекту, не включая осознание происходящего. Воспитание высокого уровня визуальной культуры в современном информационно и технически насыщенном обществе является одной из необходимых составляющих формирования общей культуры человека, и начинать этот процесс желательно со студенческой, а еще лучше со школьной скамьи.

Общепризнано, что высокое искусство, влияя на человека, выявляет его лучшие качества: этические, эмоциональные, эстетические, интеллектуальные; способствует воспитанию нравственных качеств, духовности, патриотизма. Прикасаясь к творениям великих мастеров в процессе обучения, школьник, а затем и студент должен осознать себя носителем культурных ценностей. При этом визуальная культура, будучи составной частью образовательного процесса, является необходимым условием вхождения в социокультурное пространство. В процессе обучения под результатом овладения визуальной культурой предполагается формирование культуры восприятия визуальных образов, умение их представлять, анализировать, интерпретировать, а впоследствии на этой основе создавать собственные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры объясняет необходимость присутствия достаточно высокого уровня общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности» [9; 16; 19; 29; 30].

Воспитать умение вглядываться, рассматривать окружающий мир во всех его проявлениях - важнейшая задача обучения студентов творческих специальностей. Основой «визуальной культуры» личности является умение видеть - не смотреть, а именно видеть. Вчерашние школьники, поступившие в высшее учебное заведение, в большинстве своем приходят «не насмотренными», с «замыленным глазом» и испорченным эстетическим вкусом, что во многом является последствием императивности массовых коммуникаций.

И визуальная культура человека, который воспринимает мир и творит его с помощью архитектуры, живописи, графики, фотографии, дизайна во всех его видах является важнейшим условием совершенствования его творческих способностей и формирования профессиональных качеств выпускника.

Содержание подготовки студентов в области различных творческих направлений основано на постепенном приобретении навыков и умений в художественной деятельности. При этом достижение необходимого образовательного результата выпускника невозможно без развития его общей и профессиональной культуры. Формирование профессиональной культуры происходит в процессе освоения различных учебных дисциплин. Одной из наиболее важных ее составляющих и является визуальная культура, что обосновано самой спецификой будущей специальности.

Особенности процесса формирования визуальной культуры человека привлекают сегодня повышенное внимание, подчеркивая обучающую и развивающую силу визуальных образов. Художник может выразить любую мысль без слов, только лишь одним изображением, используя язык своего искусства, имеющий определенные правила, строение, особенности. Визуальное восприятие произведения искусства основано во многом на внутреннем чувственном отклике человека, в процессе рассматривания художественный объект всегда оценивается через призму имеющихся ценностей. В итоге часто оказывается, что полученное впечатление от изображения является более значимым, чем само изображение. Таким образом, целью формирования визуальной культуры студентов является обогащение внутреннего мира личности зрительными образами и развитие способностей к созданию собственных визуальных объектов, и этот процесс должен начинаться с самого детства.

Начало XXI века должно войти в историю под знаком визуальной культуры. Дети, родившиеся в начале двухтысячных, не могут даже представить, что когда-то у людей не было ни компьютеров, ни телевизоров. Люди больше общались друг с другом, проводили время за чтением книг, за рукоделием, мастеря что-либо, что предполагало зрительное сосредоточение на отдельных объектах, эстетическое наслаждение авторским мастерством. Визуальная культура была при этом более развитой.

Сегодня студент, являющийся единицей зрительной массовой аудитории, обладает рассредоточенным вниманием. Это происходит благодаря производителям манипуляционных эффектов современной видеоиндустрии, создающим агрессивную и очень навязчивую по своей природе визуальную среду.

Повсеместное использование компьютерных технологий предполагает создание доступной каждому визуальной продукции - фотомонтаж, презентация, видеоролики и т.п.

Владея технологиями, студенты часто проявляют при этом эстетическую и визуальную некомпетентность: неудачный выбор шрифтов, перегруженность «картинки» элементами, ошибочное композиционное построение, неубедительное колористическое решение, - демонстрируя желание произвести впечатление визуальными эффектами при

отсутствии четко прочитываемого замысла и идеи. Очень часто такой продукт становится поводом для обсуждения в интерактивном режиме.

Современная среда обитания человека, информационно насыщенная зрительными образами, предъявляет к любому человеку требования уметь визуализировать информацию, критически к ней относиться и использовать ее, тщательно отбирая необходимое и качественное. Получается, что требования к визуальной культуре человека становятся такими же, как и требования к культуре речи.

Перед педагогикой в связи с этим возникает ряд проблем: осмысление личностных качеств современных студентов, выросших на медиатехнологиях; определение нового круга компетенций, связанных с формированием высокого уровня визуальной культуры, определяющей и формирование соответствующих эстетических и этических качеств личности.

Одной из наиболее важных дисциплин, изучаемых в вузах и влияющих на формирование визуальной культуры студента, является история искусства. Но современный подход преподавания истории искусства основывается часто на подготовке к тестам и на знании фактов. Такая методика не позволяет приобрести умения личностного взгляда на произведения искусства, а значит, и не позволяет развить культурное рефлексирование. Поэтому перед современной педагогикой в области истории искусства ставится задача организации учебного материала как целостной картины мира, раскрывающей художественный эстетический опыт человечества во всем его многообразии.

Формирование визуальной культуры сегодняшнего поколения возможно при комплексном и системном подходе к развитию образного воображения, зрительного восприятия, визуального мышления в учебной деятельности, основанной на творчестве, учете индивидуальных особенностей обучающихся, гуманистических принципах. Одним из итоговых результатов обучения должно стать овладение качествами грамотного зрителя, способного понимать смысл визуальной информации, заложенной в различных произведениях искусства.

Накопление опыта визуального восприятия произведений искусства требует такой же тщательной поэтапной подготовки, как умение понимать контекст литературного произведения, улавливать его скрытые смыслы. Студенческий контингент современных вузов часто ориентирован на невысокие в художественном отношении явления культуры, что не способствует правильному формированию умения видеть и различать прекрасное.

Это происходит потому, что в реальной жизни отсутствует обсуждение произведений искусства на языке искусства. Развитие понимания искусства чаще всего носит неосознанный и стихийный характер. Неготовность многих студентов к должному восприятию искусства корнями уходит в детство. И тому имеется множество причин. Можно обозначить некоторые из них:

во-первых, предметная среда, окружающая ребенка, часто визуально не эстетична и агрессивна;

во-вторых, информационный визуальный поток окружающей ребенка действительности разношерстен, и в нем мало ориентиров, на которых учится и отдыхает глаз;

в-третьих, недостаточное художественное воспитание во многих семьях, а в программе общеобразовательной школы на предметы «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» отводится совсем небольшое количество часов, в предлагаемых учителями заданиях нет элементов, направленных на развитие эстетического

опыта учащихся и культурной рефлексии, т.е. вопросов, связанных с анализом собственных ощущений от того или иного произведения искусства.

Поэтому перед образованием стоит задача формирования целостной визуальной культуры человека с самого раннего возраста как на вербальном, так и на невербальном уровне. Но наше современное образование более ориентировано на логическое мышление, развитие левополушарного мозгового компонента. Образное мышление имеется у любого человека от рождения. Впоследствии в процессе социализации личности происходит усиление логического мышления при ослаблении образного мышления. Нарушается гармоничное развитие ребенка. Уже в младшем школьном возрасте левое полушарие у детей часто становится доминирующим, приводя к нарушениям гармоничного развития личности.

Устранение такого противоречия в процессе обучения возможно при гармоничном развитии правого и левого полушарий мозга через активизацию образного восприятия и мышления, формирование визуальной культуры, учитывая индивидуальные особенности ребенка, что позволяет развивать творческий потенциал личности. Для ребенка умение понимать изображение не менее сложно, чем умение понимать текст. Текст чаще всего воспринимается ребенком однозначно, а изображение дает ребенку возможность собственной трактовки, развивая воображение, визуальное мышление. Учиться понимать визуальные смыслы и подтексты - уже делать определенные шаги по развитию и формированию визуальной культуры, поэтому важно формирование связующих звеньев между литературными образами и визуальным контекстом. Наш великий педагог В.А. Сухомлинский, создавая «Школу радости», говорил, что все «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Рисование для ребенка -одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение. В.А. Сухомлинский был твердо убежден, что «рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому познанию, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира во всей его гармонии» [31].

Своевременно сформированные умения, навыки художественно-графической культуры, приобретаемые на занятиях по изобразительному искусству уже в школе, способствуют творческому развитию личности. Художественно-графическая культура, определяя основы визуальной грамотности, является одним из важнейших компонентов общей визуальной культуры человека, т.к. она базируется, прежде всего, на таких познавательных процессах, как зрительное восприятие, воображение, образное, пространственное и творческое мышление.

В профессиональной деятельности педагога, обучающего студентов творческих специальностей, особенно художников, дизайнеров, важна основа, направленная на раскрытие, осмысление художественных образов. Задачей педагога является, в первую очередь, научить «искусству видеть», прививая навыки визуальной грамотности. Визуальная грамотность позволяет определить круг компетенций в области художественного образования и способствовать их формированию. Это решается путем различных заданий по анализу идеи, композиции, колористического решения, выразительных средств, применяемых в работах известных мастеров живописи, графики, скульптуры, дизайна.

Визуальная культура, формирующаяся в процессе обучения и воспитания в культурно-историческом контексте развития общества, несомненно, является многоуровневой визуальной системой методов и средств отображения информации посредством различных видов искусства, создания эстетически выверенных эталонов зрительного восприятия, художественно-графической культуры.

В современных условиях визуальной культуры педагог должен сформировать эстетический опыт студента, привить ему художественный вкус.

Овладение этим искусством в процессе обучения обуславливает появление у студента собственной визуальной культуры как составляющей общего культурного развития человека. И впоследствии кем бы он ни стал, окончив вуз: учителем изобразительного искусства в средней школе, преподавателем культурологии в вузе, дизайна в колледже, керамики в группе дополнительного образования, - его успех в профессии будет зависеть от уровня его личной визуальной культуры.

Сегодня необходимо заниматься развитием визуальной культуры во всех ее многообразных проявлениях.

Необходимо подчеркнуть, что формирование визуальной культуры обучающегося как комплекса его изобразительных, творческих, художественно-проектных способностей немыслимо без практической, целенаправленно организованной художественно-изобразительной деятельности. Восприятие мира, ощущение мира, представление мира являются исходными формами чувственного его познания. Визуальная культура опирается на зрительное восприятие, представление и зрительную память, т.к. психофизиологической основой формирования способностей, лежащих в основе визуальной культуры человека, являются ощущение, восприятие, представление. Поэтому богатый опыт практической деятельности позволяет развивать эти качества, удерживать их в памяти и использовать как основу создания художественного образа. Скудный запас художественных наблюдений, малый опыт или отсутствие такового в работе над творческим являются существенным препятствием в творческом росте, в развитии способностей, в формировании творческих качеств.

Роль визуальной культуры нельзя недооценивать и в формировании активного, деятельного творческого воображения студентов. Художественное видение, воспитанное в процессе формирования визуальной культуры, начиная еще с детского возраста, активно участвует как в подготовке почвы для возникновения художественного образа, так и в его вынашивании, обогащении, уточнении и конкретизации и, наконец, в воплощении творческого замысла в материале. При развитии творческого воображения школьника, а затем студента неизбежно происходит также развитие мышления и памяти, т.е. осуществляется гармонизация всех отделов мозга. И этот процесс необходимо учитывать при воспитании и обучении, становлении личности.

Чувственное познание окружающей действительности через процесс творческого восприятия неизбежно включает мышление человека. При этом творческое восприятие профессионала под руководством интеллекта, направляемое задачами, целями деятельности в определенной области, будет основательно отличаться от восприятия непрофессионала. Талант человека воспитывается в учебно-творческом процессе в едином процессе чувственного познания и абстрактного мышления с одновременным развитием его личностных качеств, чувств, эмоций, фантазий.

Целенаправленное совершенствование профессиональных качеств визуальной культуры в учебной художественно-изобразительной деятельности необходимо рассматривать как процесс, направленный на воспитание способности формирования в каждом конкретном случае живого непосредственного зрительного образа натуры, отвечающего творческим установкам специалиста в любой области искусства.

В наше время к выпускнику предъявляются особые требования. Среди них - высокий профессионализм и творческое начало, которые невозможно сформировать без глубокого

осознания и владения всеми специальными качествами восприятия окружающей действительности. Правильно сформированное визуальное восприятие явится основой для совершенствования всех граней творческих способностей студента.

Развивая собственную визуальную культуру, человек приобретает эстетический опыт, который является основой отношения личности не только к искусству, но и к окружающей действительности. Эстетический опыт включает в себя составляющие визуальной культуры: образное мышление, основанное на визуальном восприятии, визуальном внимании, зрительной памяти, чувственно-эмоциональные переживания, культурное рефлексирование. В результате развития опыта активизируются такие личностные качества, как критическое мышление в восприятии визуальной продукции, что способствует формированию эстетического вкуса. А сформированный эстетический вкус позволяет грамотно применять свои знания для реализации собственных замыслов.

В процессе создания личного продукта под руководством опытных педагогов, профессионалов своего дела, студент умножает свой эстетический опыт. Это происходит при обсуждении замысла, разработке концепции художественного объекта, множества различных деталей. При этом производится эстетический отбор и оценка предлагаемых идей. Цель педагогики в условиях современной визуальной культуры - при поддержке со стороны преподавателя индивидуализировать эстетический опыт студента и художественной творческой деятельности в виде авторского продукта. Если педагог обладает и высокими нравственными качествами личности, то студент приобретает при этом и этический опыт, что способствует его духовному развитию, что является важнейшим условием развития человека.

Обсуждение и заключения

Итак, в статье определено понятие «визуальная культура» как часть современных педагогических исследований. С учетом состояния общества XXI века, определяемого как информационное, рассмотрены психолого-педагогические особенности обучения молодого поколения, становления его в профессиональном и человеческом плане в условиях формирования визуальной культуры. Рассмотрена взаимосвязь понятий визуальной, общей и профессиональной культуры, отражающих процесс формирования этических и эстетических качеств личности.

Обладание визуальной культурой для любого человека значимо, оно дает ему возможность понимать художественный образ произведения живописи, графики, фотографики, скульптуры, костюма и т.п., видеть красоту, гармонию окружающего мира. Значение визуальной культуры для человека творческих специальностей невозможно переоценить. Владение глубиной понимания, восприятия, анализа зрительных образов позволяет создавать собственные уникальные работы, выходя на вершины творчества.

Список использованных источников

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 397 с.

2. Ахаева К.Г., Долгих М.Н., Кудинова В.А. Рандомные эффекты в современной визуальной культуре: власть цифровых и аналоговых медиа // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. №4(20). С. 79-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25378257 (дата обращения: 16.03.2018).

3. Беззубова О.В. Визуальная культура и новая история искусства // Studia Culturae. 2014. №20. С. 5-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24108524 (дата обращения: 16.03.2018).

4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства // Киноведческие записки. ВНИИК. 1989. Вып.2. С. 151-173.

5. Бергер Д. Искусство видеть / пер. с англ. Е. Шрани. СПб: Клаудберри, 2012. 184 с.

6. Бернштейн Б. Визуальный образ и мир искусства. СПб.: Петрополис, 2006. 566 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255087 (дата обращения: 16.03.2018).

7. Ванеян С.С. Гомбрих, или Наука и иллюзия: очерки текстуальной прагматики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 304 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445515 (дата обращения: 16.03.2018).

8. Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) / под ред. И.А. Герасимовой. М.: ИФ РАН, 2008. 248 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=66601 (дата обращения: 16.03.2018).

9. Виноградов П.Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 38 с.

10. Виноградов П.Н. Визуальная культура профессионала // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2012. №1(41). С. 198-210. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20930515 (дата обращения: 16.03.2018).

11. Вольчина А.Е. Новый «Жизненный мир» в визуальной культуре // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. Т. 15. №3. С. 34-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24040944 (дата обращения: 09.03.2018).

12. Давыдова О.С. Человек в искусстве. Антропология визуальности: монография. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 152 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330608 (дата обращения: 16.03.2018).

13. Даниэль С. М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. 223 с.

14. Дрозд А.Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие. Кемерово: КемГУКИ, 2015. 84 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438308 (дата обращения: 16.03.2018).

15. Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб.: Алетейя, 2010. 431 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119848 (дата обращения: 16.03.2018).

16. Зеки С. Зрительный образ в сознании и в мозге // В мире науки. 1992. №11. С. 33-41.

17. Искусство и взгляд (глаза) / сост. Е.Я. Басин. СПб.: Алетейя, 2014. 300 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233008 (дата обращения: 16.03.2018).

18. Ковалева Т.А. Визуальная культура как основа современного образования // Электронный научный журнал. 2016. №6(9). С. 262-268. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26342814 (дата обращения: 16.03.2018).

19. Колосов А.В. Визуальная культура: опыт социальной реконструкции: монография. М.: Прометей, 2004. 143 с.

20. Кравчук В.П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. Кемерово: КемГУКИ, 2015. 48 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438320 (дата обращения: 16.03.2018).

21. Крюкова С.В. Визуальная культура как социокультурный феномен // Аналитика культурологии. 2015. №2(32). С. 152-162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24086192 (дата обращения: 16.03.2018).

22. Кудрявцева М.Е. Психология творчества в массовой коммуникации: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 135 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219 (дата обращения: 16.03.2018).

23. Кучинов Е.В., Фёдоров А.А., Закаблуковский Е.В., Умнов А.Л., Харитонов А.А. Проект «Виртуальный философ»: философский, педагогический и технический аспекты // Вестник Мининского университета. 2017. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/645 (дата обращения: 16.03.2018).

24. Лазарев М.А., Кононова Е.А. Визуальная культура в современном мире // Инициативы XXI века. 2014. №3. С. 102-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22893514 (дата обращения: 16.03.2018).

25. Никитич Л.А. Культурология: теория, философия, история культуры: учебник. М.: Юнити-Дана, 2015. 560 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115402 (дата обращения: 16.03.2018).

26. Овчинникова Р.Ю. Дизайн в рекламе: основы графического проектирования: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 239 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115010 (дата обращения: 16.03.2018).

27. Прокопова А.С. Визуальная культура будущих учителей изобразительного искусства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №1(27). С. 255-259. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21989099 (дата обращения: 16.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Райгородский Л.Д. Уменье видеть: беседы об изобразительном искусстве. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016. 88 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458106 (дата обращения: 16.03.2018).

29. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 274 с.

30. Сальникова Е. Феномен визуального. От древних истоков к началу XXI века. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 617 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445078 (дата обращения: 16.03.2018).

31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа, 1987. 544 с.

32. Чеканцев П.А. Современная визуальная культура и проблемы художественного образования // Преподаватель XXI век. 2017. №2-1. С. 163-169. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29461321 (дата обращения: 16.03.2018).

33. Boehm G., Mitchell W. J. T. Pictorial versus Iconic Turn: Two Letters // Culture, Theory and Critique. 2009. Vol. 50 (2-3). P. 103-121.

34. Jameson F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990. P.164.

35. Jay M. Cultural Relativism and the Visual Turn // Journal of Visual Culture. 2002. No 1(3). P. 267-278.

36. Foster H. Preface // Vision and Visuality / ed. by H. Foster. Seattle: Bay Press, 1988. P. IX-XIV.

REFERENCES

1. Arnkheym R. Art and visual perception. Moscow, Progress Publ., 1974. 397 p. (In Russian).

2. Akhaeva K.G., Dolgikh M.N., Kudinova V.A. Random effects in modern visual culture: the power of digital and analog media. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie, 2015, no. 4(20), pp. 79-90. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25378257 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

3. Bezzubova O.V. Visual culture and a new history of art. Studia Culturae, 2014, no. 20, pp. 5-14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24108524 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

4. Ben'yamin V. The work of art in the era of mechanical reproduction. Kinovedcheskie zapiski. VNIIK, 1989, vol. 2, pp. 151-173. (In Russian).

5. Berger D. The art of seeing. St. Petersburg, Claudberry Publ., 2012. 184 p. (In Russian).

6. Bernshteyn B. Visual image and the world of art. St. Petersburg, Petropolis Publ., 2006. 566 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255087 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

7. Vaneyan S.S. Hombrich, or Science and Illusion: essays of textual pragmatics. Moscow, The Publishing House of the Higher School of Economics, 2015. 304 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445515 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

8. Gerasimova I.A., ed. Visual image (Interdisciplinary research). Moscow, 2008. 248 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=66601 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

9. Vinogradov P.N. Visual culture of personality: genesis, structure and functions. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. St. Petersburg, 2010. 38 p. (In Russian).

10. Vinogradov P.N. Visual culture of a professional. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2012, no. 1(41), pp. 198-210. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20930515 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

11. Vol'china A.E. "Life World" in visual culture. Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Sociology, 2015, vol. 15, no. 3, pp. 34-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24040944 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

12. Davydova O.S. Man in art. Anthropology of visuality: a monograph. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 2015. 152 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330608 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

13. Daniel' S. M. The art of seeing. Leningrad, Art Publ., 1990. 223 p. (In Russian).

14. Drozd A.N. Decorative graphics: educational visual aid. Kemerovo: KemGUKI Publ., 2015. 84 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438308 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

15. Erokhin S.V. Aesthetics of digital art. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2010. 431 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119848 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

16. Zeki S. The visual image in the mind and in the brain. V mire nauki, 1992, no. 11, pp. 33-41. (In Russian).

17. Basin E.Ya., ed. Art and look (eyes). St. Petersburg: Aleteya Publ., 2014. 300 p. Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6. No 1

Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233008 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

18. Kovaleva T.A. Visual culture as the basis of modern education. Elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2016, no. 6(9), pp. 262-268. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26342814 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

19. Kolosov A.V. Visual culture: the experience of social reconstruction: a monograph. Moscow: Prometheus Publ., 2004. 143 p. (In Russian).

20. Kravchuk V.P. Typography and artistic editing: an educational visual aid. Kemerovo, 2015. 48 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438320 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

21. Kryukova S.V. Visual culture as a sociocultural phenomenon. Analitika kul'turologii, 2015, no. 2(32), pp. 152-162. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24086192 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

22. Kudryavtseva M.E. Psychology of creativity in mass communication: a textbook. Moscow, Direct Media Publ., 2014. 135 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223219 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

23. Kuchinov E.V., Fedorov A.A., Zakablukovskiy E.V., Umnov A.L., Kharitonov A.A. Project "Virtual philosopher": philosophical, pedagogical and technical aspects. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/645 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

24. Lazarev M.A., Kononova E.A. Visual culture in the modern world. Initsiativy XXI veka, 2014, no. 3, pp. 102-103. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22893514 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

25. Nikitich L.A. Culturology: theory, philosophy, history of culture: textbook. Moscow, Unity-Dana Publ., 2015. 560 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115402 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

26. Ovchinnikova R.Yu. Design in advertising: the basics of graphic design: a tutorial. Moscow, Unity-Dana Publ., 2015. 239 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115010 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

27. Prokopova A.S. Visual Culture of the Future Teachers of Fine Arts. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, no. 1(27), pp. 255-259. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21989099 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

28. Raygorodskiy L.D. The ability to see: talks about the fine arts. St. Petersburg, Publishing House of St. Petersburg State University, 2016. 88 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458106 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

29. Rozin V.M. Visual culture and perception: How a person sees and understands the world. Moscow, The Librocom Publishing House, 2009. 274 p. (In Russian).

30. Sal'nikova E. Phenomenon of the visual. From ancient sources to the beginning of the XXI century. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2012. 617 p. Available at: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445078 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

31. Sukhomlinskiy V.A. I give my heart to children. Kiev, Radianska School Publ., 1987. 544 p. (In Russian).

32. Chekantsev P.A. Modern visual culture and problems of art education. Prepodavatel' XXI vek, 2017, no. 2-1, pp. 163-169. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29461321 (accessed 16.03.2018). (In Russian).

33. Boehm G., Mitchell W. J. T. Pictorial versus Iconic Turn: Two Letters // Culture, Theory and Critique. 2009. Vol. 50 (2-3). P. 103-121.

34. Jameson F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990. P.164.

35. Jay M. Cultural Relativism and the Visual Turn // Journal of Visual Culture. 2002. No 1(3). P. 267-278.

36. Foster H. Preface // Vision and Visuality / ed. by H. Foster. Seattle: Bay Press, 1988. P. IX-XIV.

© Сырова Н.В., Чикишев В.Н., 2018

Сведения об авторах

Сырова Надежда Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства и дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, Российская федерация, e-mail: [email protected]. Researcher ID K-6634-2017 Чикишев Владимир Николаевич - директор Нижегородской школы интерната для глухих детей, Заслуженный работник культуры России, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», г. Нижний Новгород, Российская федерация, e-mail: [email protected].

Information about authors

Syrova Nadezhda Vasilievna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of arts and crafts and design, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]. Researcher ID K-6634-2017

Chikishev Vladimir Nikolaevich - director of the Nizhny Novgorod boarding school for deaf children, Honored Worker of Culture of Russia, art director and director of the Piano Theater, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.