Научная статья на тему 'Приемы формирования виртуальной реальности в работах Виктора Вазарели по дизайну городской среды'

Приемы формирования виртуальной реальности в работах Виктора Вазарели по дизайну городской среды Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
602
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / В. ВАЗАРЕЛИ / ОП-АРТ / ДИЗАЙН ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ПАРАДИГМА / VIRTUAL REALITY / V. VASARELY / OP-ART / DESIGN OF CITY AREA / PARADIGM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова А. С., Финк Д.

Статья рассматривает неординарные произведения французского художника Виктора Вазарели, в которой развивается мысль о влиянии творчества основателя направления «оп-арта» второй половины XX в. на формирование виртуальной реальности в дизайне городской среды. Данная статья характеризует уровень развития современного научного знания и художественной деятельности, который сделал возможным практическое появление средовых эффектов, воздействующих на психофизиологические состояния человека. Использован метод анализа историографической базы исследований для развития теоретической основы современного научного объяснения проявлений виртуальной реальности в архитектуре. Выявлены и обоснованы концептуально-теоретические феномены существования парадигмы виртуальной реальности в практических художественных экспериментах В. Вазарели. Приводятся так называемые «визуальные эффекты», основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур в живописи 1960-70-х гг. Систематизируются и описываются творческие приемы, которые уже полноправно вошли в арсенал средств современного архитектора и дизайнера и все в большей степени предопределяют качество визуального восприятия окружающей городской среды, осуществляя целенаправленное воздействие на потребителя за счет формирования состояния сильного эмоционального переживания, возникающего в результате острого диссонанса оптических эффектов, воспринимаемых человеком, с одной стороны, и резко не совпадающим с ними физическим опытом освоения материального мира с другой. Популярность визуальных эффектов виртуальной реальности на сегодняшний день, как и в 1960-70-х гг., вызвана стремлением человека искать в окружающем мире новые визуальные переживания, в дополнение к привычным и обыденным, новые источники позитивных эмоций, способных осуществлять «перезагрузку» психофизиологического состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF VISUAL EFFECTS IN THE WORKS OF VICTOR VASARELY APPLIED TO THE DESIGN OF URBAN ENVIRONMENTS

This article examines the extraordinary works of the French artist Victor Vasarely, founder of the op-art movement of the second half of the 20th century, whose creative works influence the formation of optical illusions in the design of urban environments. This article describes the level of development of contemporary scientific knowledge and artistic activity, which make possible the practical appearance of environmental effects influencing the psycho-physiological state of a person. Historiographical analysis is applied to formulate the theoretical basis of a modern scientific explanation of the virtual reality manifestations in architecture. Conceptual and theoretical phenomena of the existence of optical illusion paradigms in practical art experiments by Victor Vasarely have been identified and substantiated. In this work, the so-called “visual effects”, based on the features of the perception of flat and spatial figures in op-art paintings of the 1960-70s, are given. Systematised and described creative techniques are already fully included in the arsenal of contemporary architects and designers and increasingly predetermine the visual perception of the surrounding urban environment, carrying out a targeted impact on the consumer due to both the formation of a strong emotional experience resulting from acute dissonance of optical effects perceived by the person, and the physical experience of mastering the material, which disagrees with them dramatically. As in the 1960-70s, the popularity of the visual effects of optical illusions today is caused by the desire of a person to search for new visual experiences in the world around in addition to the usual and mundane, as well as new sources of positive emotions that can “reset” the psycho-physiological state.

Текст научной работы на тему «Приемы формирования виртуальной реальности в работах Виктора Вазарели по дизайну городской среды»

Оригинальная статья / Original article УДК: 72.017.9

DOI: http://dx.d0i.0rg/l 0.21285/2227-2917-2018-4-218-233

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАБОТАХ ВИКТОРА ВАЗАРЕЛИ ПО ДИЗАЙНУ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

© А.С. Иванова3, Д. Финкь

аИркутский национальный исследовательский технический университет 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83 Технический университет Мюнхена

D-80333, Федеративная Республика Германия, г. Мюнхен, Арцисштрассе, 21

РЕЗЮМЕ: Статья рассматривает неординарные произведения французского художника Виктора Вазарели, в которой развивается мысль о влиянии творчества основателя направления «оп-арта» второй половины XX в. на формирование виртуальной реальности в дизайне городской среды. Данная статья характеризует уровень развития современного научного знания и художественной деятельности, который сделал возможным практическое появление средовых эффектов, воздействующих на психофизиологические состояния человека. Использован метод анализа историографической базы исследований для развития теоретической основы современного научного объяснения проявлений виртуальной реальности в архитектуре. Выявлены и обоснованы концептуально-теоретические феномены существования парадигмы виртуальной реальности в практических художественных экспериментах В. Вазарели. Приводятся так называемые «визуальные эффекты», основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур в живописи 1960-70-х гг. Систематизируются и описываются творческие приемы, которые уже полноправно вошли в арсенал средств современного архитектора и дизайнера и все в большей степени предопределяют качество визуального восприятия окружающей городской среды, осуществляя целенаправленное воздействие на потребителя за счет формирования состояния сильного эмоционального переживания, возникающего в результате острого диссонанса оптических эффектов, воспринимаемых человеком, с одной стороны, и резко не совпадающим с ними физическим опытом освоения материального мира - с другой. Популярность визуальных эффектов виртуальной реальности на сегодняшний день, как и в 1960-70-х гг., вызвана стремлением человека искать в окружающем мире новые визуальные переживания, в дополнение к привычным и обыденным, новые источники позитивных эмоций, способных осуществлять «перезагрузку» психофизиологического состояния.

Ключевые слова: виртуальная реальность, В. Вазарели, оп-арт, дизайн городской среды, парадигма

Информация о статье: Дата поступления 05 сентября 2018 г.; дата принятия к печати 01 октября 2018 г.; дата онлайн-размещения 21 декабря 2018 г.

Для цитирования: Иванова А.С., Финк Д. Приемы формирования виртуальной реальности в работах Виктора Вазарели по дизайну городской среды. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2018;8(4):218-233. DOI: 10.21285/2227-2917-2018-4-218-233

METHODS OF FORMATION OF VISUAL EFFECTS IN THE WORKS

OF VICTOR VASARELY APPLIED TO THE DESIGN OF URBAN ENVIRONMENTS

Anastasiya S. Ivanova, Dietrich Fink

Irkutsk National Research Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russian Federation

аИванова Анастасия Сергеевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected]

Anastasiya S. Ivanova, Associate Professor of the Department of Architectural Design, e-mail: [email protected]

ьФинк Дитрих, профессор, заведующий кафедрой интегрированного строительства, е-mail: [email protected]

Dietrich Fink, Professor, Head of the Integrated Department Construction, е-mail: [email protected]

Technical University of Munich

21 Arteis Strasse, Munich, D-80333, Germany

ABSTRACT: This article examines the extraordinary works of the French artist Victor Vasarely, founder of the op-art movement of the second half of the 20th century, whose creative works influence the formation of optical illusions in the design of urban environments. This article describes the level of development of contemporary scientific knowledge and artistic activity, which make possible the practical appearance of environmental effects influencing the psycho-physiological state of a person. Historiographical analysis is applied to formulate the theoretical basis of a modern scientific explanation of the virtual reality manifestations in architecture. Conceptual and theoretical phenomena of the existence of optical illusion paradigms in practical art experiments by Victor Vasarely have been identified and substantiated. In this work, the so-called "visual effects", based on the features of the perception of flat and spatial figures in op-art paintings of the 1960-70s, are given. Systematised and described creative techniques are already fully included in the arsenal of contemporary architects and designers and increasingly predetermine the visual perception of the surrounding urban environment, carrying out a targeted impact on the consumer due to both the formation of a strong emotional experience resulting from acute dissonance of optical effects perceived by the person, and the physical experience of mastering the material, which disagrees with them dramatically. As in the 1960-70s, the popularity of the visual effects of optical illusions today is caused by the desire of a person to search for new visual experiences in the world around in addition to the usual and mundane, as well as new sources of positive emotions that can "reset" the psycho-physiological state.

Keywords: virtual reality, V. Vasarely, op-art, design of city area, paradigm

Information about the article: Received September 05, 2018; accepted for publication October 01, 2018; available online December 21, 2018.

For citation: Ivanova A.S., Fink D. Methods of formation of visual effects in the works of Victor Vasarely applied to the design of urban environments. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2018;8(4):218-233. (In Russ.) DOI: 10.21285/2227-2917-2018-4-218-233.

Введение

Рост объемов информации в цифровой век определяет поставленные задачи поиска новых методов их анализа и обобщения. Подобные способы осознания нового мира свидетельствуют об изменении характера

мышления людей и о рождении новейших средств творческого сознания. Рациональность, утилитарность и интуитивный творческий процесс стали основой оп-арта1 и кинетизма2 в серии творческих экспериментов многих художников ХХ в.3. Художественные ма-

1Оп-арт — художественное течение второй половины ХХ в., ориентировавшееся на достижение оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей. Среди его важнейших представителей — В. Вазарели, Б. Райли, Я. Агам, И.-Р. Сото, Х. Ле Парк, Ф. Морелле и др. / Op-art — artistic set of the second part of the ХХ century, oriented toward the achievement of the optical illusion of motion of a motionless artistic object with the help of a psycho-physiological influence on the audience. Among his most important representatives are V. Vazareli, B. Raili, la. Agam, I.-R. Soto, Kh. Le Park, F. Morelle and others.

2В 1950-1960-х гг. многие художники - представители оп-арта и кинетизма - стали объединяться в группы. В своих манифестах они заявляли о научных подходах к творчеству и разрабатывали по аналогии с группами ученых исследовательские программы по изучению психофизиологических основ восприятия и принципов коммуникации зрителя с художественным произведением. Наиболее активно действующими на европейской художественной сцене были группы Equipo 57 (Испания), Zero (Германия), GruppoEnne (Италия), Gruppo Т (Италия), GRAV (Франция), Nul (Нидерланды) / In the 1950s-1960s a lot of artists, representatives of op-art and kinetism, began to unite in groups. In their manifestos, they stated the scientific approaches to creativity and developed by analogy with groups of scientists, research programs on the study of the psychophysiological bases of perception and the principles of the viewer's communication with a piece of art. The most active in the European art scene were Equipo 57 (Spain), Zero (Germany), GruppoEnne (Italy), Gruppo T (Italy), GRAV (France), Nul (Netherlands).

3Яааков Агам / Яаков Гипштейн (Yaacov Agam), Хулио Ле Парк (Julio Le Parc), Жан Тэнгли (Тингели) (Jean Tin-guely), Николас Шеффер (Nicolas Schoffer), Пол Бьюри (PolBury), Александр Калдер (AlexanderCalder), Дэвид Ме-далла (DavidMedalla), Бриджит Райли (BridgetLouiseRiley), Хесус Рафаэль Сото (Jesus Rafael Soto), Виктор Вазарели (Victor Vasarely) и объединившихся групп: «Зеро», Дюссельдорф (Х. Мак, О. Пенье, Г. Юккер); «Экипо 57», Париж (А. Дуарте, Ж. Дуар, Х. Куенка, Х. Серрано, А. Ибаролла); "Т", Милан (Дж. Анчески, Д. Бориани, Дж. Коломбо, Дж. Де Веки, Дж Вариско); «Н», Падуя (А. Биази, Э. Киджо, Т. Коста, Э. Ланди, М. Массирони); «Грав», Париж (И. Ле Парк, Ф. Морейе).

нифесты шли в ногу со временем передовых научных открытий, где вставал вопрос о новых функциях и возможностях искусства, поэтому идеи об интуитивной природе процесса восприятия визуальных экспериментов стали основой направления. Понимание культуры как симуляционной реальности и философское осмысление основ культурной коммуникации в работах М. Фуко, Ж. Бодрийяра, У. Эко, Р. Барта заложили основу к пониманию и формированию нового художественного направления XX в. Катрин Милле справедливо заметила в своем исследовании, что для этих художников основой творчества выступала научная модель мира [1] -такая модель, которая не постигается визуально, а находится на границе чувственного восприятия. Поэтому произведения художников выражались в геометрических абстракциях, дающих возможность освоить макро- и микромиры, сводящие к минимальному значению абстрагирования для исследования психофизиологических процессов эмоциональной реакции зрителя. К примеру, парижская группаGRAV4 в своих манифестах утверждала, что произведение искусства - это исключительно «визуальная деятельность»5, которая не должна зависеть от норм эстетики, не должна отвечать нормам художественного вкуса, не должна соответствовать политическим взглядам, «этовсего лишь попытка изобразить восприятие зрителя объективным способом, тот нематериальный мир и процесс в нем, существующий между произведением и глазом человека» [2]. Вовлечение зрителя в процесс восприятия рассматривалось как стимул развития так называемого «виртуального мышления».

Методы

Термин «оп-арт» впервые упоминается в журнале "Time" («Время») за октябрь 1964 г., где отмечалось, что одной из его отличительных особенно-

стей является применение некоторых оптических эффектов, которые как раз в то время изучались психологами, физиологами и были обобщены в теории зрительного восприятия. Однако сам термин многих вводил в заблуждение, поскольку определялся как вид искусства, который производит эффекты восприятия на оптическом уровне, воздействуя, тем самым, на уровень физиологический. Феномен воздействия оптических эффектов на физиологические и психологические ощущения давно интересовал и ученых, и художников. Так, американский художник Йо-зеф Альберс утверждал, что действие оптических иллюзий начинается и заканчивается на сетчатке глаза [3]. Эту позицию разделял Рудольф Арнхейм, который, соглашаясь с основателем гештальтпсихологии Максом Вертхей-мером [4], писал в своей работе «Искусство и визуальное восприятие», что иллюзорные эффекты оп-арта являются результатом «психологического короткого замыкания» в зрительной области головного мозга [5].

Несмотря на то, что оп-арт являлся одним из направлений художественного движения 1960-х гг., первые эксперименты с применением иллюзорных эффектов следует датировать на 30 лет раньше - серединой 1930-х гг., когда для короткометражного фильма под названием «Anémie Cinéma» М. Дюшаном (1935) (рис. 1). «Роторельефов» были изготовлены шесть двухсторонних дисков (концентрических кругов в виде двумерных роторных рельефов), вращающихся на поворотной платформе и создающих иллюзию глубины при определенной скорости вращения. А также «Пульсирующие сердца» М. Дюшана (1936) (рис. 2) - четыре сердца поочередно окрашены в контрастные цвета - красный и синий, производящие пульсирующий эффект.

4Groupe de Recherche d'Art Visuel, Группа исследований визуального искусства, 1960—1968, Париж. /

Groupe de Recherche d'Art Visuel, Group of researchers of visual art, 1960—1968, Paris.

5Asser de mystifications [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://www.julioleparc.org/grav9.html

Рис.1. «Роторельефы». Автор М. Дюшан [6] Fig. 1. "Rotoreliefy". Written By M. Duchamp

Рис. 2. Автор М. Дюшан «Пульсирующие сердца» [7] Fig. 2. Written by M. Duchamp "Pulsating heart

Интуитивная попытка М. Дюшана в статичном изображении «Пульсирующие сердца» и на рисунках с эффектом вращения «Роторельефов», выполненных на основе эффекта «Спирали Фрейзера»6 стали отправной точкой для развития кинетического на-

правления в искусстве 1960-х гг., где проявили себя визуальные эффекты глубины плоскостного изображения или завораживающей динамичности трансформации геометрии объемных форм [8], которые и на сегодняшний день используются в изображениях на

Названа в честь британского психолога Джеймса Фрезера, который первым изучил данный визуальный эффект в 1908 году / Named after British psychologist James Fraser, who was the first to study this visual effect in 1908

фасадных плоскостях и в виде кинетических скульптурных инсталляций в

оформлении архитектурной среды (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Роспись Дугласа Хуксема в Голливуде, 1916 г. с применением эффекта пульсации [9] Fig. 3. Painting Douglas Hoekzema in Hollywood, 1916 g. using effect of pulsation [9]

Рис. 4. Кинетические скульптуры Энтони Хоу [10] Fig. 4. Kinetic sculptures by Anthony Howe [10]

Результаты и их обсуждение

Лидер европейского оп-арта В. Вазарели определил основной прием формирования этой виртуальной реальности, предвосхищая сегодняшние дни: где иллюзия движения геометрических фигур на плоскостях в статичном положении за счет взаимоотношения в пространстве фигур и тональности цвета пытался найти такие варианты изображения, которые могут вызывать у зрителя то самое «короткое замыкание в зрительной области головного мозга». В. Вазарели пишет: «Моя цель - внедрить пластическое сознание в повседневную жизнь ...», т.е. исследовать и создавать такие эффекты визуального

восприятия, которые способны вызывать диссонанс с тем что видишь и тем, как это объясняется собственным сознанием. В работах В. Вазарели присутствуют те самые эффекты, которые способны развить и сформировать у зрителя «пластическое сознание». Если проследить хронологию творчества художника (рис. 5), то можно утверждать, что, к примеру, предшественниками иллюзии движения были приемы передачи объемности плоскостной фигуры, а только потом он перешел к геометрическим абстрактным фигурам, формирующим иллюзорную динамичность формы в пространстве «Вега-Леп» (1970) и «ВоналСтри» (1975).

Шахматная доска, 1935

Арлекин, 1936

Зебра, 1937

Тигр, 1938

Зебра,1950

Ивараль, 1956

Вега, 1957

Biadan , 1959

Riu-Kiu-C, 1960

Алфавит VR, 1960

Сверхновые,1961

Рождение, 1964

Бора III, 1964

Caopeo, 1964

Фольклор, 1963

■•■•■ншыапмшн ■a t 'i ая й а э а! я в я в s i яшж, u> ящт

■а« ■■

>1< ял

SSa-на

ааа ааан*

аа нам» д

—trWMMTI ¡аь ями< ■ i шмвI : л«*аая

^Шш j -■■ .давящвд. м а* •

[:

аа д »■ а в д а аа аъа аъаа

шдишишчиш

QuasarDia, 1965

Keple Gestalt, 1968

Вега 200, 1968

Вега-Леп, 1970

Vonal Stri , 1975

Рис. 5. Работы Виктора Вазарели в хронологическом порядке Fig. 5. Victor Vasarely's work in chronological order

Прием искажения структуры изображения у автора прослеживается в работах «Тигр» (1938) и «Зебра» (1950), где его эксперименты ограничиваются искажениями ортогональных сеток или параллельных линий с применением сочетания цветовых оттенков контраста и тени, благодаря которым угадываются иллюзорно спрятанный объем и контур объектов.

Прием иллюзии движения разнообразными средствами отображения объектов на плоскости («Биадан» (1959), «Рождение» (1964)) достигается художником с применением монохромных вариаций искажения сеток для того чтобы изображение приобрело определенный характер движения объема на плоскости в виде: дрожания, вибрации, мерцания, текучести, динамики, а в произведении «Арлекин» (1936) автор присвоил объекту танцующие движения за счет цветовых сочетаний и изображения текучести под наклоном ортогональной сетки.

Прием иллюзии пространства на плоскости В. Вазарели достигается при помощи изображения «невозможных

объектов» [11] в перспективе с светотеневой тональностью объектов, таким образом, чтобы при восприятии плоскостного изображения создавалась иллюзия неопределенного и бесконечного пространства (KepleGestalt, 1968).

Прием иллюзорной глубинности пространства проявляется в работе <^опа^п» (1975), где квадратная рамка тиражируется с уменьшением к центру, таким образом, чтобы получить эффект поворота пространства (создание эффекта тоннеля или лабиринта). Итогом исследования изображения нереального трехмерного пространства можно считать работы с образами Христа и Св. Петра (рис. 6), где автор воплощает идеи своего творчества портретным фоном: присутствие эффекта иллюзии объема, движения и глубинности пространства на плоской поверхности, символизирующей настоящее в золотистых тонах и будущее - это Земля Святого Петра в серебристо серых и синих тонах. На сегодняшний день картины украшают интерьер в церкви Сен-Луис в Марселе с 2005 г.

Рис. 6. Монументальные произведения образов Христа и Св. Петра

на выставке в городе Шарантон-ле-Пон, 1992 г. [12] Fig. 6. Monumental works of images of Christ and St. Peter on exhibition in Charenton-le-Pont, 1992 g. [12]

В дальнейшем В. Вазарели переносит свои пространственные

эксперименты

архитектурное

ранство,

1960-1970-е

эффектов

в трехмерной городское прост-формируя в

гг. серию средовых восприятия. Эффект

иллюзии движения объема проявлен в монументальной композиции на фасаде здания Университета Каракаса в Венисуэле и оргаждении из металлических прутьев в Монпелье (рис. 7), в Гренобле украшает трибуны скоростного кольца (рис. 8) и огражде-

ние жилого дома (рис. 9), архитекторов серий работ «Рождение» 1964 года и Ж.Гинзберга и П. Ваго, в виде мозаики, «Бора III» 1964 г. где автор повторяет исследования

Рис.7. Приемы иллюзий движения и объемности плоскостных фигур в архитектуре. Университет Каракаса в Венесуэле, настенная декорация Монпелье, решетчатая ограда [13] Fig. 7. Tricks of illusion of motion and three-dimensional Planar shapes in architecture. University of Caracas in Venezuela, wall decoration. Montpellier, lattice fence [13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. Приемы иллюзий движения и объемности плоскостных фигур в Гренобле, фото 2014 года и фото того же места 1968 года [14] Fig. 8. Tricks of illusion of motion and three-dimensional Planar shapes in Grenoble, photo of the year 2014 and a photo of the same location year 1968 [14]

Рис. 9. Приемы иллюзий движения и объемности плоскостных фигур в Гренобле,

Ограждение жилого дома [15] Fig. 9. Tricks of illusion of motion and three-dimensional Planar shapes in Grenoble,

Guard of a residential building [15]

Прием динамичности геометрической фигуры на плоскости в архитектуре В. Вазарели применяет на фасаде его фонда в Экс-ан-Провансе (рис. 10) - он изображает иллюзорное мигание огромных дисков на поверхности фа-

сада здания, за счет монохромного представления круглых пятен и физического эффекта поглощения или отражения света облицовочными материалами.

Рис. 10. Прием динамичности плоскостной формы в архитектуре. Фонд Вазарели в Экс-ан-Провансе, фрагмент фасада [16] Fig. 10. acceptance of dynamic Planar forms in architecture Vasarely Fund in Aix-en-Provence, a fragment of the facade [16]

В 1971 г. В. Вазарели проектирует фасад для радиостанции «RTL» 22-ой улицы Байард (рис. 11) в Париже. Фасад размером 16 на 18 м, выполнен из 33 алюминиевых лопастей общей площадью 288м2. В архивах те-

левидения INA сохранилось объяснение художника этой работы, где он объясняет, что хочет «дать людям представление» в виде «небольшого аттракциона восприятия», за которое «не надо платить деньги».

Рис. 11. Фасад «радиоволн» с эффектом иллюзии пульсации на 22-ой ул. Бойярд [17] Fig. 11. The front elevation of "airwaves" with the effect of illusion of pulsation on 22 Boyard Street [17]

Фасад корпуса библиотеки факультета права и политологии в городе Бонн был выполнен по проекту Виктора Вазарели в 1969 г. (рис. 12).

Работа художника 6х12 м узнаваема во всем Провансе, где фигуры композиции символизируют микромир звезд, атомов, клеток и молекул «я встречаю их на уровне расположения и внутренней структуры» [18] говорил

автор в своих интервью. Фасад библиотеки завершил работу над анализом слияния эффектов глубины пространства, движения и изображения геометрических объемов на плоскости («^и-Юи-С», 1960).

Изображение фасада предлагает зрителю испытать строение микромиров за счет строгой геометрии, игры цвета и контраста.

Рис. 12. Библиотека университета в г. Бонн. Фото 2016 г. [19] Fig. 12. The University Library in Bonn. Photo, 2016. [19]

Следующая работа Вазарели шкалы давления воды, квадратными

датирована 1973 г., представляет со- пятнами с изменениями тональности

бой роспись конструктивного узла во- цвета в зависимости от уровня давле-

донапорной башни в Дьеппе в виде ния (рис. 13).

Рис. 13. Водонапорная башня в Дьеппе [20] Fig. 13. Water Tower in Dieppe [20]

Серия 25-ти витражей арочной формы выполнены автором в экуменической церкви Святого Франциска Ассидского в Гримо, воплощают эффект иллюзии движения - благодаря

цветосветовому мерцанию в интерьер-ном пространстве церкви создается впечатление нереальности и текучести форм помещения (рис. 14).

9 i *

11 ¥ é

•на*

itiaa

«•«•а

Рис. 14. Витраж экуменической церкви Святого Франциска Ассидского в Гримо [21] Fig. 14. The stained glass of the Ecumenical Church of Saint Francis Assidskii in Grimaud [21]

Ряд приемов формирования иллюзорных эффектов воплощены В. Вазарели в серии скульптурных фигур изображающих нереальное геометрическое пространство (рис. 15) в виде визуально неоднозначной формы правильного шестиугольника (гексагона или «Куба Неккера»). Благодаря сочетанию фигур, художник пытается раз-

работать уникальный язык знаковых форм: панно мозаики из гексагонов в г. Печь в виде вертикальной плоской плиты, установленной на газоне перед церковью, а в горизонтали дань «гекса-гону», автор отдал в виде планировочной структуры из шестиугольников в Фонде Вазарели в городе Экс-ан-Прованс.

Рис. 15. Скульптуры из «гексагона» [22] Fig. 15. Sculpture of "geksagona" [22]

Вазарели открыл уникальный язык новых измерений благодаря таким приемам как:

а) приемы «движения» геометрической формы (визуальное мерцание, вибрация);

б) прием иллюзорного искажения структуры изображения;

в) прием иллюзии пространства на плоскости;

г) прием иллюзорной глубинности. Перечисленные приемы эффектов

иллюзий изображений на плоскости активно используются последователями В. Вазарели в технической эстетике [23] (рис. 16), в архитектуре [24] (рис. 17), в рекламе [25] (рис. 18), в поли-графии[26] (рис. 19), в компьютерном

дизайне [27] (рис. 20) - это свидетельствует о том, что художник заложил фундаментальную основу [28] в проявлении и материализации виртуальной реальности архитектурной среды [29].

Рис. 16. Эффекты иллюзий в технической эстетике [30] Fig. 16. Effects of illusions in the technical esthetics [30]

Рис. 17. Эффекты иллюзий Фернандо Пешату в архитектуре [31] Fig. 17. Effects of illusions of Fernando Peshatu in architecture [31]

b

Рис. 18. Эффекты иллюзий в рекламе: a - работа JWT Amsterdam для компании Shell; b - реклама для Nike [32]

Fig. 18. Effects illusions in advertising: a -work of JWT Amsterdam for Shell; b - advertising for Nike [32]

а

Рис. 19. Эффекты иллюзий на обложках известных изданий Fig. 19. Effects of illusions on the covers of well-known publications

Рис. 20. Эффекты иллюзий в средовом дизайне «квесткомнат» Fig. 20. Effects of illusions in area design «quest rooms»

Выводы

Выявлены концептуально-

теоретические истоки зарождения парадигмы виртуальной реальности в практических художественных экспериментах мастеров современной живописи и графики 1960-70-х гг., в частности В. Вазарели.

Систематизированы и описаны «визуальные эффекты» в живописи 1960-70-х гг. и примеры их переноса в архитектурную среду.

Виртуальная реальность, на сегодняшний день - наиболее интенсивно развивающийся, но при этом, наименее изученный феномен формирования архитектурной среды.

Установлено, что основными инструментами формирования иллюзорных эффектов на сегодняшний день являются художественные (цветовые, световые и проч.) приемы, воплощае-

мые на плоскости, объеме и пространстве [33].

За период творчества Виктор Вазарели провел исследования в области изображения фигур и объектов, вызывающих у людей разнообразные иллюзии восприятия, доказал, что простыми геометрическими изображениями возможно добиться погружения в нереальные пространства, или благодаря раскрашенной особым образом плоскости создать впечатление пульсации, «движения» геометрических форм (визуальное мерцание, вибрация), иллюзорного искажения формы, глубинности пространства. Вазарели, теоретически сформировал и практически апробировал в своем творчестве некоторые приемы формирования иллюзорных эффектов, обеспечивавших достижения феномена виртуальной реальности в архитектурной среде.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Милле К. Современное искусство Франции. Минск: Пропилеи, 1995. 336 с.

2. ParcJ. Demystifierl'art [Электронный ресурс]. URL: http://www.julioleparc.org/d%C3%A9 mysti-fier-l-art.html/ (15.08.2018).

3. Barrett C. Op art, London: Littlehampton Book Services Ltd, 1970. 80 p.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 336 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура С, 2012. 135 с.

6. Дюшан М. Роторельефы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazette-drouot.com/gif-magazine/gif-coeur/170615_rotoreliefs2_zoom.jpg (14.08.2018).

7. Дюшан М. Пульсирующие сердца [Электронный ресурс]. URL: http://artistsbook sandmultiples.blogspot.com/2012/06/something-else-press-duchamps-coeurs.html (14.08.2018).

8. Фрейзер Д. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Эксмо, 2006. 960 с.

9. Хуксема Д. Граффити [Электронный ресурс]. URL: https://www.elhoxxoh.com/murals (14.08.2018).

10. Хоу Э. Азлон 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.howeart.net/ (14.08.2018).

11. Stiles K., Selz P. Theories and documents of contemporary art: a sourcebook of artist's writings // ed. Be^ley and Los Angeles : University of California Press. 1996. Р. 411

12. .LecomteB. lacrypte [Электронный ресурс]. URL: http://bernard.lecomte.pagesperso-orange.fr/cathedrale-evry/textes/crypte.htm (16.08.2018).

13. Джесс Л. Виктор Вазарели [Электронный ресурс]. URL: https://img1.liveinternet.ru/ images/attach/b/3/16/619/16619683_0011 .jpg (14.08.2018).

14. Cracker Y. Grenoble - Tribunes de l'Anneau de vitesse - Vasarely [Электронный ресурс]. URL: http://astudejaoublie.blogspot. com/2013/04/paris-immeuble-j-ginsberg-vasarely-p.html (16.08.2018).

15. Crazeekid T. Paris - Immeuble - J. Ginsberg -Vasarely - P. Vago [Электронный ресурс]. URL: http://astudejaoublie.blogspot.com/2013/04/paris-immeuble-j-ginsberg-vasarely-p.html (16.08.2018).

16. Джесс Л. Виктор Вазарели [Электронный ресурс]. URL: https://img1.liveinternet.ru/images /attach/b/3/16/619/16619791_0012.jpg (14.08.2018).

17. Silence D. Groupe M6 tar over RTL-stationer iFrankrike [Электронный ресурс]. URL: http://radionytt.se/nyheter/wp-content/uploads/rtlparis-768x742.png (16.08.2018).

18. Хольцхай М. Виктор Вазарели. 1906-1997: Чистое видение. М.: Taschen / Арт-родник,

2006. 96 с.

19. Фото библиотеки университета в г. Бонн [Электронный ресурс]. URL: https://plus.google.com/photos/photo/1022147287 24797107428/6513193047474220258 (16.08.2018).

20. Леадет Д. Водонапорная башня [Электронный ресурс]. URL: http://1.bp.blogspot.com/-HjAW00uY068/Tg37D5KqNEI/AAAAAAAAMT0/X Hbv4qWBEoI/s1600/blog-chateau-eau-vasarely-34.jpg (16.08.2018).

21. Bordes D. 1/7 Le vitrail Vasarely à Port-Grimaund [Электронный ресурс]. URL: https://www.vasarely.net/fr/pressepdf/vasa484.pdf (16.08.2018).

22. Скульптуры из «гексагона» [Электронный ресурс]. URL: https://www.vasarely. net/img/manif2.jpg (16.08.2018).

23. Demir-Karbouskaya N. Kunstfür das Juridi-cum: Die Wandgestaltung von Victor Vasarely [Электронный ресурс]. URL: https://www.jura.uni-bonn.de/juridicum/victor-vasarely/ (16.08.2018).

24. Лебедева Т.В., Сорокина M^. Использование приемов оп-арта в дизайне ювелирных изделий [Электронный ресурс] // Дизайн. Теория и практика. 2011. № 6. С. 1-22. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16951942_78 721902.pdf (13.08.2018).

25. Mеерович M.r., Иванова А.С. Новая парадигма в архитектуре: от прогноза Чарльза Дженкса к «виртуальной реальности» [Электронный ресурс] // Архитектон: Известия вузов. 2018. № 3 (63). URL: http://archvuz.ru/2018_3/2 (28.09.2018).

26. Иллюзии в рекламе [Электронный ресурс]. URL: http://www.yugzone.ru/articles/370 (14.09.2018).

27. Книги для творчества [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/557420/1 6/ (14.09.2018).

28. История квестов в реальности [Электронный ресурс]. URL: https://questroom. com.ua/news/istoriya-kvestov-v-realnosti-kak-eto-bylo (14.09.2018).

29. Иванова А.С. Феномен виртуальной реальности в архитектурной среде // Архитектура и дизайн. 2018. № 1. С. 1-6. [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/arch/article_ 27749.html (14.11.2018).

30. Фото [Электронный ресурс]. URL: https://www.pinterest.ru/pin/67188083813490120 7/ (14.09.2018).

31. Обманчивая архитектура и иллюзии на улицах городов [Электронный ресурс]. URL: https://bugaga.ru/pictures/geo/1146743891-obmanchivaya-arhitektura-i-ulichnye-illuzii.html (14.09.2018).

32. Никонов В., Трость Д. Иллюзии в рекламе [Электронный ресурс]. URL:

http://www.yugzone.ru/articles/370 (14.09.2018).

33.Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб.: Питер, 2010. 218 с.

REFERENCES

1. Mille K. Sovremennoe iskusstvo Francii [Contemporary art in France]. Minsk: the Propylaea Publ., 1995. 336 p. (In Russian).

2. Parc J. Demystifierl'art [official page of the author]. Available at: http://www.julioleparc.org/d%C3%A9/mystifier-l-art.html (accessed 15.08.2018).

3. Barrett C. Op art [Encyclopedia of arts]. London: Littlehampton Book Services Ltd, 1970. 80 p. (In England).

4. Wertheimer M. Produktivnoemyshlenie [Productive thinking]. Moscow: Progress, 1987. 336 p. (In Russian).

5. Arnheim R. Iskusstvo I vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow: Architecture S Publ., 2012. 135 p. (In Russian).

6. Dyushan M. Rotorel'efy [The Rotoreliefs]. Available at: http://www.gazette-drouot.com/gif-magazine/gif-coeur/170615_rotoreliefs2_zoom.jpg (accessed 14.08.2018).

7. Dyushan M. Pul'siruyushchie serdca [Pulsating heart]. Available at: http://artistsbooksandmultiples.blogspot.com/2012 /06/something-else-press-duchamps-coeurs.html (accessed 14.08.2018).

8. Fraser D. J. Zolotaya vetv'. Issledovanie magii I religii [The golden bough. (A study of magic and religion)]. Moscow: Eksmo Publ., 2006. 960 p. (In Russian).

9. Huksema D. Graffiti [Graffiti]. Available at: https://www.elhoxxoh.com/murals (accessed 14.08.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Hou E. Azlon 2017 [Azlon 2017]. Available at: https://www.howeart.net/ (accessed 14.08.2018).

11. Stiles K., Selz P. Theories and documents of contemporary art. A sourcebook of writings/artist's/ed [Berkeley and Los Angeles: University of California Press]. Los Angeles, 1996, pp. 411. (in the U.S.).

12. .Lecomte B. la crypte. Available at: http://bernard.lecomte.pagesperso-orange.fr/cathedrale-evry/textes/crypte.htm (accessed 16.08.2018).

13. Dzhess L. Viktor Vazareli [Victor Vasarely]. Available at: https://img1 .liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/6

19/16619683_0011 .jpg (accessed 14.08.2018).

14. Cracker Y. Grenoble - Tribunes de l'Anneau de vitesse - Vasarely. Available at: http://astudejaoublie.blogspot.com/2013/04/paris-immeuble-j-ginsberg-vasarely-p.html (accessed 16.08.2018).

15. Crazeekid T. Paris - Immeuble - J. Ginsberg -Vasarely - P. Vago. Available at: http://astudejaoublie.blogspot.com/2013/04/paris-immeuble-j-ginsberg-vasarely-p.html (accessed

16.08.2018).

16. Dzhess L. Viktor Vazareli [Victor Vasarely]. Available at: https://img1 .liveinternet.ru/images/attach/b/3/16/6

19/16619791_0012.jpg (accessed 14.08.2018).

17. Silence D. Groupe M6 tar over RTL-stationer iFrankrike. Available at: http://radionytt.se/nyheter/wp-content/uploads/rtlparis-768x742.png (accessed 16.08.2018).

18. Holchaj M. Viktor Vazareli. 1906-1997: Chisto-evidenie. [Victor Vasarely. 1906-1997. (Pure vision)] Moscow, Taschen/Art-spring, 2006. 96 p. (In Russian).

19. Fotobiblioteki universiteta v g. Bonn [The photos of the University library in Bonn]. Available at: https://plus.google.com/photos/photo/1022147287 24797107428/6513193047474220258 (accessed 16.08.2018).

20. Leader D. Vodonapornaya bashnya [The water tower]. Available at: http://1.bp.blogspot.com/-HjAW00uY068/Tg37D5KqNEI/AAAAAAAAMT0/X Hbv4qWBEoI/s1600/blog-chateau-eau-vasarely-34.jpg (accessed 16.08.2018).

21. Bordes D. 1/7 Le vitrail Vasarely à Port-Grimaund. Available at: https://www.vasarely.net/fr/pressepdf/vasa484.pdf (accessed 16.08.2018).

22. Skul'pturyiz «geksagona» [Sculptures of the "geksagon"]. Available at: https://www.vasarely.net/img/manif2.jpg (accessed 16.08.2018).

23. Demir-Karbouskaya N. Art for the Juridicum [Wall design of Victor Vasarely]. Available at: https://www.jura.uni-bonn.de/juridicum/victor-vasarely/ (accessed 15.08.2018).

24. Lebedeva T.V., Sorokin M.Y. Ispol'zovanie priemov op-arta v dizajne yuvelirnyh izdelij [The use of op-art techniques in jewelry design] Design. Theory and practice. 2011, no 6. (In Russian). Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_16951942_78 721902.pdf (accessed 13.08.2018).

25. Meerovich M.G., Ivanova A. S. The new paradigm in architecture: from Charles Jencks forecast to «virtual reality» Arkhitekton: izvestiyavuzov [Ar-chitecton: News of Higher Educational Institutions]. 2018, no. 63. (In Russian) Available at: http://archvuz.ru/2018_3/2 (accessed 28.09.2018).

26. Illyuzii v reklame [Illusions in advertising]. Available at: http://www.yugzone.ru/articles/370 (accessed 14.09.2018).

27. Knigi dlya tvorchestva [Books for creativity]. Available at: https://www.labirint.ru/screenshot/goods/557420/1

6/ (accessed 14.09.2018).

28. Istoriya kvestov v real'nosti [Story quests in reality]. Available at: https://questroom.com. ua/news/istoriya-kvestov-v-realnosti-kak-eto-bylo (accessed 14.09.2018).

29. Ivanova A.S. Phenomenon of virtual reality in architectural environment. Architecture and design, 2018, no 1. P.1-6. (In Russian) Available at: http://e-notabene.ru/arch/article_27749.html (accessed 04.11.2018).

30. Foto [The photo]. Available at: https://www.pinterest.ru/pin/67188083813490120 7/ (accessed 14.09.2018).

31. Obmanchivaya arhitektura i illyuzii na ulicah gorodov [Deceptive architecture and illusion on the streets]. Available at: https://bugaga.ru/pictures/geo/1146743891-obmanchivaya-arhitektura-i-ulichnye-illuzii.html (accessed 14.09.2018).

32. Nikonov V., Trost' D. Illyuzii v reklame [Illusions in advertising]. Available at: http://www.yugzone.ru/articles/370 (accessed 14.09.2018).

33. Rozenson I.A. Osnovy teorii dizajna [The basic theory of design]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2010. 218 p. (In Russian).

Критерии авторства

Иванова А.С., Финк Д. имеют равные авторские права. Иванова А.С. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution

Ivanova A.S., Fink D. have equal author's rights. Ivanova A.S. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.