СУСЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИИ ИСКУССТВ »
УДК 377:7.03 Н. А. Бармина
Московский государственный институт культуры
В статье рассматривается важность изучения теории и истории искусства будущими специалистами художественного профиля. Подчёркивается необходимость создания специфических психолого-педагогических условий, способствующих формированию визуальной модальности и развитию у студентов общей визуальной культуры как основной составляющей художественного образования. Определены современные тенденции в передаче информации как преимущественно визуальные, нашедшие своё отражение в комплексе современных методов, способствующих формированию визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения дисциплины «История искусств». Проанализированы методические рекомендации, позволяющие не только обогатить педагогический процесс обучения данной дисциплине, но и наиболее полно реализовать профессиональные компетенции обучающихся для продолжения их профильной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: формирование и развитие визуальной культуры, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), педагогическая модель формирования визуальной культуры, методика преподавания дисциплины «История искусств», профессиональные компетенции, комплексный подход к преподаванию, студенты колледжей художественного профиля.
N. A. Barmina
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
THE PEDAGOGICAL MODEL OF THE FORMATION OF VISUAL CULTURE AMONG COLLEGE STUDENTS OF ARTISTIC PROFILE IN THE PROCESS OF STUDYING THE DISCIPLINE "HISTORY OF ARTS"
The article discusses the importance in modern conditions the competence approach, according to federal state educational standards, the study of the theory and history of art future specialists artistic profile. Emphasizes the need to create specific psychological and pedagogical conditions conducive to the development of the visual modality and students overall visual culture as the main component of art education. Identified current trends in the transfer of information as a predominantly visual, as reflected in the complex modern methods of contributing to the formation of visual culture in art college profile in the course of studying the discipline "History of Art". Analyzed guidelines, allowing not only enrich the teaching learning process of this discipline, but also fully realize the professional competence of students to continue their professional activity profile.
Keywords: formation and development of visual culture, the Federal State Educational Standard (GEF), pedagogical model for the formation of visual, technique of teaching discipline "History of arts", professional competences, an integrated approach to teaching, students of colleges of an art profile.
БАРМИНА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА — соискатель кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры 233
BARMINA NADEZHDA ALEKSANDROVNA — doctoral student of Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Бармина Н. А., 2015
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
Глобализация, широкое распространение высоких технологий и инноваций, не чётко определённые культурные и образовательные ориентиры, лавинообразное увеличение количества информации — всё это затрудняет ценностное освоение действительности. Ситуация общего информационного хаоса негативно влияет на восприятие и анализ социокультурного пространства в его общечеловеческом и личном смысле.
В этом аспекте наиболее уязвима зрительная (визуальная) модальность, или эмпирическая визуальная культура, интерпретирующая зрительные переживания и формирующая общую культуру личности.
социальный заказ общества на развитие в первую очередь эмпирической визуальной культуры у подрастающего поколения, и в частности у студентов средних специальных заведений художественного профиля, нашёл своё отражение в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы (утверждена Распоряжение мПравительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р (ред. от 08.09.2010) «О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы», вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы»).
В этой Концепции одной из важнейших задач подготовки высококвалифицированных специалистов в рамках среднего профессионального образования в области искусств называется формирование эстетического и художественного вкуса обучающихся, который, в свою очередь, является элементом визуальной культуры. Важность решения этой задачи усиливается тем, что в дальнейшей профессиональной деятельности, создавая собственные художественные произведения, специалисты будут вольно или невольно формировать эстетический вкус населения.
по мнению российских учёных-физиологов, таких как Д. А. Фарбер, Т. Г. Бетелева,
визуальная информация занимает больше половины всего информационного потока. В. Митчелл в конце XX столетия обозначил общую мировую тенденцию восприятия как изобразительный переворот. Вопросам визуальной культуры личности большое внимание уделяют современные исследователи: Б. М Бернштейн, А. В. Костина, Ф. Уэбстер и др. Такие авторы, как В. П. Зинченко, М. В. Алпатов и Н. Н. Ростовцев, подчёркивают не только важность, но и необходимость специального изучения теории и истории искусства каждым художником. современные реалии в передаче информации диктуют смещение акцентов — с преимущественно вербальных на визуальные. Этот неоспоримый факт должен учитываться прежде всего в художественном образовании.
Таким образом, перед современными педагогами стоит специфическая задача формирования визуальной культуры обучающихся, которая, в свою очередь, способствует их духовному развитию. Решение этой задачи требует поиска наиболее эффективных педагогических методов.
Развитие визуальной культуры у студентов средних специальных заведений художественного профиля, очевидно, наилучшим образом идёт в ходе изучения дисциплины «История искусств», а следовательно, представляется возможной и даже необходимой разработка педагогической модели формирования визуальной культуры у студентов в ходе изучения дисциплины «История искусств» (см. схему).
Выбор педагогических методов развития визуальной культуры обуславливается:
1) целями и задачами педагогического процесса по формированию общих и профессиональных компетенций специалиста, согласно ФГОС;
2) необходимостью создания специфических психолого-педагогических условий, которые бы способствовали формированию визуальной модальности и развитию у студентов общей визуальной культуры. среди таких педагогических условий можно назвать:
• модульное освоение материала;
• интегративность образовательного пространства, дающее возможность взаимодействовать со знаками изобразительного языка в сопутствующих дисциплинах посредством межпредметных связей;
• интерактивность и диалогичность обучения;
• применение дистанционных образовательных технологий и электронных ресурсов.
стимулирование мотивации к профессиональной деятельности и развитие способности самостоятельной интерпретации действительности в художественных образах позволяют максимально эффективно осуществлять образовательную деятельность, направленную не только на необходимое овладение общими и профессиональными компетенциями специалиста, но и на формирование его общей визуальной культуры.
Анализ педагогической практики позволяет нам сказать, что проблема комплексного преподавания дисциплины «История искусств» в профессиональных образовательных учреждениях художественного профиля изучена недостаточно. Рассматривая общепринятые сегодня формы и методы обучения, следует отметить, что преподавание дисциплины «История искусств» в колледжах художественного профиля, как правило, строится на алгоритмизации педагогического процесса, тогда как оно должно опираться на метод проблемного изложения, поисковый и исследовательский методы, как ключевые в современной системе интегративного образовательного пространства.
В создании условий для формирования визуальной культуры важная роль принадлежит теоретическому блоку комплексной методики преподавания дисциплины «История искусств».
Информационная лекция с элементами проблемного изложения, в которой информация вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации, приближая процесс познания к исследовательской деятельности, и лекции-визуализации, в которой реализу-
ется известный в дидактике принцип наглядности, должны коррелировать с самостоятельной внеаудиторной работой как необходимой составляющей полноценного процесса обучения.
Практический блок, как правило, включает в себя активную когнитивно-эвристическую составляющую формирования визуальной культуры. В него необходимо включить такую форму обучения, как электронное сопровождение лекций (электронное пособие), дополняющее и обогащающее основной процесс обучения в части формирования у студентов образной интерпретации и культуры восприятия материала, развивающее ассоциативное мышление и стимулирующее самостоятельную работу студентов с визуальными образами.
Наряду с традиционными письменными контрольными работами и устными опросами, семинарские межгрупповые занятия традиционно выступают как метод и форма активного обучения, а не только как объективный контроль знаний. семинары должны строиться на методике проблемного изложения, поисковом и исследовательском методе, что позволит обучающимся посредством интерактивного общения решать проблемные задачи, закрепляя и применяя полученные знания на практике и развивая как общие, так и профессиональные дискуссионные и полемические навыки.
Важнейшим методом развития визуальной культуры являются тематические ориентирования. Это интерактивная работа аудитории под руководством преподавателя, в ходе которой осуществляется, с помощью профессиональной терминологии, идентификация путём формального анализа произведений архитекторов, скульпторов и художников определённого исторического периода, определяется стилистическая разница произведений изобразительного искусства и архитектуры разных стран, обусловленная этническими, политическими, региональными и географическими различиями.
Для максимального вовлечения каждого
м (м
(У>
Социальный заказ общества
Концепция развития образовани в сфере культуры и искусства в Российской Федера ции на 2008-2015 годы
]
ЦЕЛЬ
формирование визуальной культуры у студентов колледжа
художественного профиля средствами «Истории искусств».
ЗАДАЧИ
(в соответствии с ФГОС по специальности 072601 Декоративно-прикладное
искусство и народные промыслы (по видам) (утв. приказом Министерства 1ия и науки РФ 2010 г. N 773)
Общие компетенции | 1 Профессиональные 1 компетенции (ПК)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
определять методы и способы
выполнения профессиона
льных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой
для постановки и решения
профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять
задачи профессионального и
личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации.
ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства. ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
-Модульное освоение материала;
-Интегративность образовательного
пространства;
-Интерактивность;
-Применение дистанционных
образовательных
технологиий и электронного
обучения;
-Стимулирование творческой активности;
- Развитие способности к самостоятельной интерпретации действительности в художественных образах;
- Обязательное диалоговое обучение;
- Стимулирование проблемной, поисковой и
исследовательской деятельности; -Стимулирование мотивации профессиональной деятельности
«Электронное сопровождение I лекций» (Электронное пособие) I
Теоретический блок
= о. § £
Семинарские доклады, рефераты, презентации, интерактивные
Тематические ориентирования
Творческие задания
н
РЕЗУЛЬТАТ квалифицированный специалист в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обладающий высокой визуальной модальностью и общей визуальной
ю ю
VI
I
о оо о и
00 п> п н
1
3
5
м о
СТ1
-Э
I
о-
I
ш а
студента в процесс практической работы необходимо активнее использовать инновационные педагогические технологии, прежде всего интерактивные учебные игры.
Творческие задания, как один из методов формирования зрительной модальности в комплексном курсе преподавания дисциплины «История искусств», позволяют развивать способность к самостоятельной интерпретации стилей мирового искусства. студенты, руководствуясь при этом полученными в процессе обучения знаниями и умениями, демонстрируют профессиональное владение спецификой стилей мирового искусства, а также личностную составляющую визуальной культуры.
специфическая форма такой учебной коммуникации, как «урок в музее», осуществляется непосредственно в пространстве действующей экспозиции и основана на отличных от экскурсии логике и динамике маршрута осмотра музея, обусловленных темой занятия. Формирование мотивации к постановке и решению студентами исследовательских задач искусствоведения на материале художественных подлинников мирового искусства соотносимо и с таким направлением образовательной деятельности, как развитие визуальной культуры.
учебная рецензия также может быть эффективно реализована как форма самостоятельной работы студентов, демонстрирующая как уровень усвоения последними теоретических профессиональных знаний, логики изложения, умения анализировать и сопоставлять, так и умение самостоятельно интерпретировать художественную действительность. Это позволит будущим специалистам впоследствии свободно пользоваться профес-
сиональным терминологическим инструментарием, самостоятельно оценивать с художественной точки зрения как арт-объекты, так и арт-пространство.
Важную роль в эффективности обучения и формирования визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля играет характер учебно-методических средств и пособий, а также формы контрольно-измерительных материалов, которые должны быть максимально адаптированы к современным условиям обучения, требованиям к формируемым компетенциям специалиста.
Развитие визуальной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «История искусств», приобщение их к культурным ценностям, которые накопило человечество, должны скорректировать неупорядоченность информационных визуальных потоков, которую в процессе глобализации социально-культурного пространства привносит массовая поп-культура.
следует отметить, что специфика развития визуальной культуры студентов в ходе изучения дисциплины «История искусств» в современных условиях перехода социума от постиндустриального к информационному этапу развития заслуживает тщательного изучения и анализа. При этом необходимо опираться на федеральные государственные образовательные стандарты, ставящие во главу угла компетентностный подход при подготовке обучающихся к дальнейшей трудовой деятельности, расширение технических возможностей преподавания, широкое использование компьютерной техники и коммуникационных средств и принципиальное изменение самих обучающихся, для которых виртуальное пространство становится средой обитания.
Примечания
1. Искусство. Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура / сост. действ. чл. Акад. художеств СССР проф. М. В. Алпатов, д-р пед. наук Н. Н. Ростовцев, канд. искусствоведения М. Г. Неклюдова. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Просвещение, 1969. 543 с.
2. Зинченко В. П. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. Москва : Издательство Московского университета, 1969. 106 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2010 г. N 773 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального об-
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^
разования по специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_106890/
4. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р (ред. от 08.09.2010) «О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы» (вместе с «Планом мероприятий по реализации концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы») [Электронный ресурс] // «Референт» : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: www.referent. ru/1/163967
5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М. В. Арапова и Н. В. Малыхиной ; под ред. Е. Л. Вартановой. Москва : Аспект Пресс, 2004. 400 с.
6. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 5. С. 26—36.
7. Andrews B. H. Art, reflection, and creativity in the classroom: The student-driven art course. Art Education, 2005. Pp. 35—40.
8. Carter M. Volitional aesthetics: A philosophy for the use of visual culture in art education. Studies in Art Education, 2008. pp. 87—102.
References
1. Alpatov M. V., Rostovtsev N. N., Neklyudova M. G., compilers Iskusstvo. Kniga dlia chteniya. Zhivopis'. Skul'ptura. Grafika. Arkhitektura [Art. The book for reading. Painting. Sculpture. Graphics. Architecture]. 3nd edition. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1969. 543 p.
2. Zinchenko V. P. Formirovanie zritelnogo obraza. Issledovanie deyatel'nosti zritel'noy sistemy [The formation of the visual image. The research activities of the visual system]. Moscow, Publishing house of Lomosov Moscow State university, 1969. 106 p.
3. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of July 13, 2010 N 773 "About the statement and introduction of the federal state educational standard of secondary professional education in 072601 Arts and crafts and national crafts (by types)". Available at: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106890/ (in Russian)
4. The order of the Government of the Russian Federation of25.08.2008 N 1244-p (an edition of08.09.2010) "About the Concept of a development of education in the sphere of culture and art in the Russian Federation for 2008—2015" (together with "The plan of measures on implementation of the concept of a development of education in the sphere of culture and art in the Russian Federation for 2008—2015"). Available at: www.referent.ru/1/163967 (in Russian)
5. Webster F. Theories of the information society. London ; New York : Routledge, [cop. 2002]. (In Rus. ed.: Uebster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of the information society]. Moscow, Aspect Press Publ., 2004. 400 p.
6. Faber D. A., Beteleva T. G. Formorovanie sistemy zritel'nogo vospriyatiya v ontogeneze [Formation of a system of visual perception in ontogeny]. Fiziologiya cheloveka [Human Physiology]. 2005, vol. 31, No. 5, pp. 26—36.
7. Andrews B. H. Art, reflection, and creativity in the classroom: The student-driven art course. Art Education, 2005. Pp. 35—40.
8. Carter M. Volitional aesthetics: A philosophy for the use of visual culture in art education. Studies in Art Education, 2008. Pp. 87—102.