Научная статья на тему 'Аксиологический подход к развитию визуальной культуры будущих учителей изо и его реализация в учебном процессе вуза'

Аксиологический подход к развитию визуальной культуры будущих учителей изо и его реализация в учебном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / VISUAL CULTURE / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / VISUAL ARTS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / AXIOLOGICAL APPROACH / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / AESTHETIC VALUE / ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / VISUAL ENVIRONMENT / ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / TEACHER-ARTIST / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / WORK OF ART / ВЫСТАВОЧНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / PEDAGOGICAL CONDITION / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопова Анна Сергеевна

В статье рассматривается вопрос о необходимости интеграции аксиологического подхода в учебный процесс, направленного на развитие такого качества будущих учителей изобразительного искусства, как визуальная культура. В современных условиях внедрения цифровых и информационных технологий во все сферы жизни человека, в том числе и визуальную среду, заметно изменилось эстетическое восприятие искусства у студентов, в том числе, поступающих и обучающихся в педагогических вузах на факультетах с художественной специализацией. Визуальная культура будущего педагога, основанная на глубоком знании истории и традиций мирового изобразительного искусства, художественных стилей, методов и приемов, на умении анализировать произведения, давать характеристику их формально-образным решениям, позволяет не только эстетически воспринимать искусство и окружающее пространство, но и отличать «высокое» искусство от художественно воспроизведенных артефактов, служащих современной массовой культуре. Аксиологический подход, осуществляемый в процессе обучения, на наш взгляд необходимое условие развития визуальной культуры будущих учителей. Погружение в мир художественных ценностей, на наш взгляд, способствует культурному обогащению личности, расширяя границы эстетического восприятия будущих учителей изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE VISUAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS

The article discusses the need to integrate an axiological approach into the educational process aimed at developing this quality of future art teachers as a visual culture. In modern conditions of introduction of digital and information technologies in all spheres of human life, including the visual environment, the aesthetic perception of art among students, including those entering and studying in pedagogical universities in faculties with artistic specialization, has significantly changed. The visual culture of the future teacher, based on deep knowledge of the history and traditions of the world of fine art, artistic styles, methods and techniques, on the ability to analyze works, to characterize their formal-imaginative solutions, allows not only aesthetically perceive art and the surrounding space, but also distinguish high art from artistically reproduced artifacts serving modern mass culture. The axiological approach, carried out in the process of education, is, in our opinion, a necessary condition for the development of the visual culture of future teachers. Immersion in the world of artistic values, in our opinion, contributes to the cultural enrichment of the individual, expanding the boundaries of the aesthetic perception of future teachers of the fine arts.

Текст научной работы на тему «Аксиологический подход к развитию визуальной культуры будущих учителей изо и его реализация в учебном процессе вуза»

УДК 378

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗО И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

© 2017

Прокопова Анна Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Изобразительное искусство» Тихоокеанский государственный университет (680000, Россия, Хабаровск, ул. К.Маркса, 68, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости интеграции аксиологического подхода в учебный процесс, направленного на развитие такого качества будущих учителей изобразительного искусства, как визуальная культура. В современных условиях внедрения цифровых и информационных технологий во все сферы жизни человека, в том числе и визуальную среду, заметно изменилось эстетическое восприятие искусства у студентов, в том числе, поступающих и обучающихся в педагогических вузах на факультетах с художественной специализацией. Визуальная культура будущего педагога, основанная на глубоком знании истории и традиций мирового изобразительного искусства, художественных стилей, методов и приемов, на умении анализировать произведения, давать характеристику их формально-образным решениям, позволяет не только эстетически воспринимать искусство и окружающее пространство, но и отличать «высокое» искусство от художественно воспроизведенных артефактов, служащих современной массовой культуре. Аксиологический подход, осуществляемый в процессе обучения, на наш взгляд - необходимое условие развития визуальной культуры будущих учителей. Погружение в мир художественных ценностей, на наш взгляд, способствует культурному обогащению личности, расширяя границы эстетического восприятия будущих учителей изобразительного искусства.

Ключевые слова: визуальная культура, изобразительное искусство, высшее образование, аксиологический подход, эстетические ценности, визуальная среда, педагог-художник, произведение искусства, выставочная экспозиция, педагогическое условие.

AXIOLOGICAL APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF THE VISUAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS

© 2017

Prokopova Anna Sergeevna, Senior lecturer of the Fine arts Department Pacific National University (680000, Russia, Khabarovsk, K. Marks st., 68, e-mail: [email protected])

Abstract. The article discusses the need to integrate an axiological approach into the educational process aimed at developing this quality of future art teachers as a visual culture. In modern conditions of introduction of digital and information technologies in all spheres of human life, including the visual environment, the aesthetic perception of art among students, including those entering and studying in pedagogical universities in faculties with artistic specialization, has significantly changed. The visual culture of the future teacher, based on deep knowledge of the history and traditions of the world of fine art, artistic styles, methods and techniques, on the ability to analyze works, to characterize their formal-imaginative solutions, allows not only aesthetically perceive art and the surrounding space, but also distinguish high art from artistically reproduced artifacts serving modern mass culture. The axiological approach, carried out in the process of education, is, in our opinion, a necessary condition for the development of the visual culture of future teachers. Immersion in the world of artistic values, in our opinion, contributes to the cultural enrichment of the individual, expanding the boundaries of the aesthetic perception of future teachers of the fine arts.

Keywords: visual culture, visual arts, higher education, axiological approach, aesthetic value, visual environment, teacher-artist, work of art, the exhibition, pedagogical condition.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами. В процессе обучения будущих учителей изобразительного искусства, наряду с общекультурными и профессиональными компетенциями, прописанными федеральным стандартом, значительное внимание необходимо уделять развитию их профессиональных качеств. В современных условиях особое значение имеет визуальная культура будущих педагогов-художников. Результат ее развития характеризуется не только способностью эстетически воспринимать искусство и окружающее пространство, но и отличать «высокое» произведение от художественно воспроизведенных артефактов массовой культуры. Комплексное изучение человека как носителя культуры, прослеживается в исследованиях зарубежных и отечественных учёных (Н. Брайсона, Дж. Герберта, М. Диковицкой, К. Мокси, С.М. Даниэля, М. С. Кагана, В. М. Розина и др.). Визуальная культура рассматривается исследователями (М.С. Каган, В. М. Розин, Е. Сальникова) в тесной взаимосвязи с искусством, которое включает в себя разнообразные визуальные тексты, выстроенные с помощью знаков, символов и образов [18; с. 79]. Визуальная культура имеет тесную взаимосвязь с эстетической культурой личности, характеризующейся овладением системой эстетических ценностей, заложенных в мировом изобразительном искусстве (Платон, Аристотель, А. Баумгартен). Овладевая ими, будущий учитель ИЗО становится «носителем» эстетической культуры, основанной, прежде всего, на чувственном опыте восприятия. Визуальная культура, предполагает

наличие развитых аналитических способностей личности, обуславливающих качественное восприятие искусства и визуальной среды.

Исходя из предшествующего научного опыта в области философии, психологии и педагогики профессионального образования, а также из наших наблюдений за ценностными ориентирами в искусстве и творческими способностями студентов на начальном этапе их обучения, были обобщены представления об исследуемом качестве. Визуальную культуру педагога-художника можно охарактеризовать, как профессиональное качество специалиста, способного к грамотному, эстетически обусловленному восприятию современной визуальной среды, основанному на знании различных традиций и истории мировой художественной культуры, а также умении анализировать изобразительные средства и пространственные решения произведений классического и современного искусства.

Современная визуальная среда, окружающая будущих педагогов ИЗО многомерна, насыщена китчем, искажающим представление о мировых художественных традициях и ценностях, превратившего искусство в «потребительский продукт», средство пиара. Педагогу-художнику, необходимо уметь отличать подлинное искусство от тиражированных, воспроизведенных культу-риндустрией образов массовой культуры (Т. Адорно). Будущий специалист должен осознавать многомерность визуальной среды: музейно-выставочное пространство, ландшафт, Интернет, наружная реклама и т. д., с учетом всевозможных специфических качеств. Также, ему не-

обходимо понимать, что художественный образ в различной среде оказывает неоднозначное влияние на воспринимающего его человека.

Формирование целей статьи. Цель данной статьи -обоснование сущности аксиологического подхода в образовании будущих учителей ИЗО и его роли в развитии визуальной культуры студентов в процессе обучения в вузе. Как и любое иное профессиональное качество, визуальная культура имеет начальный этап развития. Во многом на нее оказывает влияние социальная и культурная среда, в которой воспитывается будущий специалист до обучения в вузе (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Г. Шлет). Понимание современной визуальной среды, которая в условиях стремительной трансформации общественных достижений и потребностей часто видится противоречивой и сложной, студенту без поддержки педагогов высшей школы будет не легким. Следовательно, становление визуальной культуры будущих учителей ИЗО должно происходить в процессе профессионального образования, где должны быть созданы оптимальные условия для ее развития.

На наш взгляд, и это поддерживается мнением исследователей в области аксиологии, развитие визуальной культуры студентов способствует освоению культурных и общечеловеческих ценностей, активному переживанию и осознанию себя в мире этих ценностей (А.А. Полякова). Ценность - то, что «чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением [2; с. 507]. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений [20; с. 86]. Задача педагога вуза

- помочь студенту познать заложенные в произведениях искусства творцами ценности различных культурно-исторических эпох (эстетические, этические, воспитательные, религиозные и др.), а также показать, что для каждого периода развития искусства характерно динамичное развитие формы и новых приемов и способов способов воспроизведения действительности. Ценности могут выступать в качестве конкретной жизненной перспективы (А.А. Полякова), корректируя и конкретизируя художественно-творческие и педагогические ориентиры будущих педагогов-художников. Раскрытие аксиологического начала в художественном наследии необходимо для приближения будущего педагога-художника к общечеловеческим ценностям, отраженным в памятниках искусства, которые могут служить для него также источником информации и рефлексии о жизни человечества в разные эпохи.

Изложение основного материала исследования. Аксиологический подход разработан в философской, психологической и педагогической науках. В философии первоначальные представления о ценностях в искусстве уводят нас в классическую древность. Одной из высших эстетических ценностей античной эпохи являлась красота. Для Сократа красота мыслилась как одна из важнейших категорий мироздания [16; с. 402403]. Тем не менее, начало фундаментальных аксиологических исследований было положено благодаря И. Канту. Аксиологическими понятиями в эстетике И. Канта выступают «эстетическая способность суждения», «эстетический вкус», «идеал красоты» [12; с. 94

- 105]. Ценность, по мнению философа, возникает благодаря проявлению отношения человека к окружающему миру. Формально же «ценность» как философская категория своим внедрением обязана немецкому философу Рудольфу Герману Лотце (1817 - 1881 гг.): «ценность - это «то, что не существует, но обладает большой силой, с помощью которой человек создаёт новый мир культуры» [2; с. 435]. Ценность обладает такой характеристикой, как идеальность, в связи с чем, способствует обогащению фактов идеальным содержанием, смыслом, значимостью, превращая их тем самым в явление куль-

туры.

Если с точки зрения философии ценности выступают в качестве общекультурного феномена, то психология позволяет нам их понимать в рамках личностных приоритетов. Ценности выступают важным регулятором становления культурной личности. Их исследовали Б.Г.Ананьев, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. Некоторые из ученых рассматривают ценности как направленность интересов личности [3; с. 205]. Для психологов характерно рассмотрение соотношения общечеловеческих ценностей с ценностями конкретной личности. «Ценности производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире значимо для человека» [19; с. 369]. В нашем понимании, преобразование педагогами-художниками общекультурных ценностей в личностные, может осмысливаться через слияние объективно существующего художественного опыта, воплощенного в искусстве и личностного смысла.

Аксиологический подход к образованию в педагогической науке возник в конце XIX столетия. Благодаря К.Д. Ушинскому, в педагогике само понятие человека начинает рассматриваться как феномен, который изучается в единстве естественного, социокультурного, материально-телесного и духовного явлений. С началом XX столетия в педагогической теории возникает изучение сути человека в единстве с понятиями «ценности». В это время возникают разные определения педагогических ценностей (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев и другие). Человек является источником высших духовных ценностей, а процесс образования является возможностью его индивидуального, социального и творческого развития [13; с. 351-352]. Аксиологический подход реализуется в гуманистической педагогике, так как в его основе лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. (А.М. Булынин, Б.З. Вульфов, И.Ф. Исаев, В. А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.). Рассматривая процесс развития визуальной культуры будущего специалиста с точки зрения аксиологического подхода, мы считаем, что раскрытие ценностного характера мирового художественного наследия необходимо для приближения будущего педагога-художника к общечеловеческим ценностям, заложенным в памятниках искусства, которые служат для нас источником информации о духовной и культурной эволюции человечества. В учебном процессе вуза, изучая произведения искусства, студент проникается заложенными в них творцами ценностями различных культурно-исторических эпох (эстетические, этические, воспитательные, религиозные и др.), только при непосредственном участии педагога вуза.

При постановке эксперимента мы сначала стремились выявить у студентов личностные ценности на первом этапе обучении в вузе. При диагностики ценностного отношения первокурсников к изобразительному и искусству и профессии педагога-художника нами было замечено, что студенты имеют весьма размытые представления о педагогических ценностях, так как не многие из них пришли на факультет с целью стать учителем. Только 13 % опрошенных поступили учиться на факультет искусств по направлению Педагогическое образование «Изобразительное искусство и технология», чтобы в будущем стать учителями, в то время как 77% респондентов планируют полностью посвятить себя только художественной практике. Творческая составляющая профессии представляется первокурсникам более привлекательной. Тем не менее, дать четкую характеристику общечеловеческим ценностям, заложенным в произведениях искусства, они могут с трудом. С одной стороны, студенты открыты к постижению ценностного аспекта изобразительного искусства - 93 % опрошенных ответили, что часто посещают музеи, но с другой стороны, 81 % респондентов признали, что им с трудом удает-

ся понять смысл и художественный язык произведении. Они пока далеки от осознания себя носителями ценностей с развитой визуальной культурой в своей будущей профессии.

Диагностируя визуальные предпочтения первокурсников, мы выяснили, что практически все респонденты могут выделить произведение, относящееся к одной из мировых исторических культур: Западная Европа (Ренессанс), Древняя Русь, Средневековый Китай, как наиболее эстетически притягательное для них. Среди опрошенных 50 % отдало предпочтение композиции «Весенние птицы и цветы» Бянь Вэньцзиня (XV в., эпоха Мин). Студенты объяснили свой выбор тем, что у них вызывает интерес культура и стилистика искусства зарубежного Дальнего Востока. Им нравятся природные мотивы, легкость исполнения, воздушность и отсутствие перегруженности композиции, неброский «весенний» колорит, изящество линий. Особый интерес к культуре Китая у студентов первого курса, на наш взгляд, может быть обусловлен разными факторами. Одним из них, мы предполагаем, стремительное развитие межкультурной коммуникации и взаимных обменов между нашим университетом и высшими учебными заведениями творческого профиля стран зарубежного Дальнего Востока.

Также 35 % первокурсников выбрали картину Яна ван Эйка «Портрет супругов Арнольфини» (1432 г.). Для них оказывается преимущественно приоритетным просто портретный жанр. Студентов также привлекает насыщенная цветовая гамма картины нидерландского мастера, тщательная проработка деталей, а также желание узнать символику и скрытый смысл, которыми наделены многие предметы в картине. Это говорит об имеющихся у студентов знаниях искусства северного Возрождения. Отметим, что 15 % респондентов выразили интерес к иконе А.Рублева «Троица». Этим студентов ближе по духу отечественное иконописное искусство. Некоторых из них привлекла гармоничность композиции, цветовая гамма, но все же основным критерием выбора для них оказалось духовно-нравственное содержание произведения великого иконописца.

Тем не менее отметим, студентам сложно увидеть, понять и принять ценности, заложенные в этих произведениях. Развитие визуальной культуры студентов направлено на погружение их педагогом в мир ценностей, заложенных в классическом и современном изобразительном искусстве. Мы реализуем аксиологический подход не только через практико-орентированные дисциплины профессионального цикла: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», а также через «Историю изобразительного искусства». Цель данной дисциплины - представить целостно историю развития мировой культуры и изобразительного искусства, определить направление и содержание их качественных преобразований, показать специфику взаимодействия культур, место изобразительного искусства в системе культуры. Развитие визуальной культуры будущих учителей ИЗО - это сложный и продолжительный процесс, предполагающий постижение культурных и духовных ценностей личностью будущего специалиста.

Нами был запланирован и осуществлен пересмотр всех учебных курсов по «Истории изобразительного искусства» Например, в одной из групп мы планировали проведение практического занятие в форме учебной дискуссии на тему: «Ценности в изобразительном искусстве и культуре и их влияние на личность». Его задачей было выяснить, какое представление имеют студенты о духовных, эстетических, общечеловеческих и личност-но значимых ценностях изобразительного искусства и умеют ли видеть их в искусстве.

Ведь в современных условиях массированного влияния массовой культуры на эстетическое восприятие молодых людей, у многих оно становится поверхностным, шаблонным, часто ограничивающимся оценкой «нравится» - «не нравится». Порой у студентов совершенно

отсутствует интерес к более глубокому пониманию содержания и художественного языка произведений искусства.

Проведению дискуссии предшествовал цикл лекционных и практических занятий, на которых мы выделили отдельным блоком аксиологический ракурс изучения учебного материала по истории искусств. На примерах конкретных художественно-исторических эпох и творчества ведущих мастеров ИЗО, мы классифицировали общечеловеческие и личностные ценности. Мы понимаем, что предложенная нами структура имеет достаточно схематичных характер:

1. Мифология, религия, верования: а) ранние мировоззренческие корни мифологии (анимизм, тотемизм) - искусство Первобытного и традиционного общества; б) языческое мировоззрение, мифологии рабовладельческих государств и их отображение в изобразительном искусстве и архитектуре - Древний Восток (Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Япония и др.), Античность (Древняя Греция, Рим); в) религиозная тематика (Ветхий и Новый Заветы), становление изобразительного искусства при средневековой церкви, канон в - Средние века в Восточной и Западной Европе, Средневековая Русь. Религиозное искусство, в котором произведение, являясь культовым творением, - всегда было сакрально и канонично. Канон во многом определялся видением той или иной эпохи, но общим для него является отсутствие в изображении или изваянии земного и светского начала, подчеркнутая одухотворенность, отрешенность, схематичность, символика в использовании цвета, предметов.

2. Человек, его чувства, жизнь: а) воспевание человека и его неограниченных возможностей в Античности и в эпоху Возрождения - скульптура, живопись архитектура (ордерная система), графика. Человек изображался прекрасным внешне и благородным. Формируется культ красоты, прежде всего красоты человека. На основе научных знаний и представлений античный и ренессанс-ный художник руководствуется не каноном, а видением анатомической формы и её изменения в пространстве, пропорций, света, тени. Всё чаще используются такие элементы, как линия, имеющая простую и сложную форму, цветовое пятно, тон, разные степени концентрации линий и красок; б) возвышение идеальных героев в эпоху классицизма XVII - ХУШ вв. Идея разума, чувство долга, героический пафос - творчество Н. Пуссена, Ж.Л. Давида, Ж.О. Энгра, Д. Левицкого, Ф. Щедрина и др.; в) мир человеческих переживаний, борьба, порыв к счастью, - западно-европейское и русское искусство XIX века романтико-реалистического направления (Т. Жерико, Э. Делакруа, К.Д. Фридрих, Д. Тернер, К. Брюллов, И. Айвазовский и др.).; г) социальный аспект жизни человека в реалиях, тема угнетения, противостояния, борьбы за независимость - реалистическое направление в искусстве Западной Европы и России (О. Домье, Ф. Милле, В. Перов, И. Репин, В. Маковский и др.); д) тема «Человек» в искусстве XX века в углубленно-психологическом и расширенно философском планах: становление личности; человек и мир; человек и общество (символизм, экспрессионизм, сюрреализм, метафизическая живопись и др.).

3. Патриотические чувства к Отечеству: а) свободолюбие; справедливость; национальное самосознание, отраженные в биографиях художников; б) гражданская тема (художник и эпоха, тема Родины): идея служения государству во имя свободы народа - революционный классицизм Ж.Л. Давида, воплощение героизма в образе простых повстанцев Ф. Гойи; борьба за свободу народа в творчестве Э. Делакруа; народное противостояние в исторических картинах В. Сурикова и др. в) фольклор, его претворение в творчестве художников (русский лубок).

4. Красота, прекрасное: а) культ красоты человека, гармония души и тела - искусство Возрождения, барок-

ко, классицизма; б) сила искусства: тема аллегорий искусства - Рафаэль Санти «Парнас» (покои Ватикана), Я.В. Дельфтский «Аллегория живописи (мастерская художника)», Ф. Буше «Аллегория живописи», Ж. Шарден «Натюрморт с атрибутами искусства» и другие; в) изобразительное искусство в синтезе искусств (взаимосвязь архитектуры, скульптуры и живописи в рамках единого художественно-стилевого решения; связь изобразительного искусства с музыкой, театром, балетом и т.д.); г) любовь как одна из высших форм проявления прекрасного. Тема любви в изобразительном искусстве - Тициан, П. Рубенс, Рембрандт, Ф. Буше, А. Канова, К. Моне, О. Ренуар, О. Роден, Г. Климт, М. Шагал, К. Бранкузи, П. Пикассо, С. Харунобу, К. Коровин, К. Сомов и другие; д) красота как высшая ценность Античности, Ренессанса, классицизма, рококо, импрессионизма, модерна; е) гармония художественных форм, красота эстетического в искусстве.

5. Природа: а) Подражание природе, картины природы, чувства, вызванные образами природы - взаимосвязь природы и человека в искусстве Джорджоне, Тициана; пейзажная живопись голландских, французских, английских, немецких художников ХУЛ-Х1Х вв. (Я. ван Рейсдал, К. Лоррен, Д. Констебль, К. Коро, Ж. Руссо, К. Моне, П. Сезанн и др.); творчество русских пейзажистов (А. Саврасов, И. Шишкин, В. Паленов, И. Айвазовский, И. Левитан и др.); выражения в образах природы мира человеческих переживаний: французские, немецкие и английские романтики (Т. Жерико, К. Д. Фридрих, ДУ. Тернер, братство Прерафаэлитов и др.); природа, как главный источник вдохновения в искусстве модерна и символизма; б) пантеистическое восприятие природы - традиционная живопись Китая, Японии; в) романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека.

6. Истина, познание: а) проявление «рацио» в искусстве через формообразование - Античность, Ренессанс, классицизм: ордерная система в архитектуре; статуарное начало, ясность пропорций в скульптуре; композиционный центр, линейное решение пространства, четкое чередование планов и расположение групп фигур по правилам тектоники в живописи; б) истина, познание в контексте космогонической концепции мира - античное искусство, Ренессанс, Классицизм, Просвещение.

7. Деятельность, созидание: а) творческие пути художников как примеры самоотверженного труда - акцент на формирование, становление личности художника; б) художники - о ценности труда; в) крестьянский и ремесленнический труд, идиллически воспетый в творчестве художников (Ф. Милле, В. ван Гог, А. Венецианов, И. Крамской, Г. Мясоедов, Н. Ярошенко, А. Пластов и другие); г) реалистическое отражение труда в русском советском изобразительном искусстве.

Кроме того, особое внимание студентов мы акцентировали на стилевых и художественно-технических приемах создания произведений искусства разных эпох и творческих направлений. Говорили об индивидуальным ввдении мастера и создании им собственного художественного метода, использовании различных приемов, экспериментах с композицией, линиями, цветом, светом, формой, пространственным решением, техникой и т. д. Визуальная культура основана, прежде всего, на понимании личностью изобразительных свойств искусства и умении их анализировать. Аксиологический подход дает студентам возможность научиться видеть преобразования формальных качеств изобразительного искусства, через изменение его идейно-содержательных компонентов.

Проведение цикла аудиторных занятий, направляющих внимание студентов на аксиологический аспект изобразительного искусства, мы совместили с посещением художественного музея. Для нас было принципиально важным, чтобы студенты имели возможность видеть и воспринимать подлинники произведений искусства.

Далее мы организовали запланированную дискуссию на тему: «Ценности в изобразительном искусстве и культуре, их влияние на личность». Во время ее проведения, анализируя работу студентов, нами было замечено, что их суждения относительно ценностей стали более конкретными. Кроме того, студенты экспериментальной группы рассуждали и высказывались более открыто, нежели на этапе предварительной диагностики. 69 % участников обсуждения считают, что смысловым центром искусства является человек, его чувства и мысли. При этом студенты старались развернуть свои идеи относительно роли человека в искусстве, и месте творца в культуре, уточняя, что речь может идти о художнике с его чувствами и размышлениями, о зрителе с его суждениями, о главном герое и т д. Многие из высказываний будущих учителей ИЗО указывали на стремление студентов рассуждениям: «По-моему мнению, человек является и всегда являлся смысловым центром в искусстве. Именно образ человека дал «толчок» для развития искусства. Например, история изображения человеческого тела и лица от первых антропоморфных рисунков, архаических масок до современных экспериментов, воплощенных в живописи, скульптуре, перфомансе, инсталляции, отражает самоощущение человека, его бытование в мире. Каждый этап развития человека (эпоха) дает свой виток в развитии искусства» (Л. Прибура). Другие респонденты смысловым центром произведения видели стиль автора (6 %), цветовое и композиционное решение (19 %), изображение природы (6 %).

Важным, на наш взгляд является выделить способность многих студентов, помимо ценностей искусства, видеть и такие его свойства, которые могут оказывать и деструктивное влияние на личность: «Произведения искусства всегда несут в себе переживание творца, его взгляд на мир, на свое место в нем. Поэтому, сила воздействия на человека может быть как положительной, так и отрицательной; произведение всегда побуждает в зрителе ответное чувство» (Г. Щирякова). То есть, студенты стали осознавать, что посыл искусства напрямую зависит от послания творца, от его внутреннего мира, культуры, от тех ценностей, которые он несет зрителю. В итоге все то, что получает зритель от общения с произведением - есть послание автора.

Для нас особенно важно, что способность студентов воспринимать ценности в изобразительном искусстве, рассуждать о них, разделяя на общечеловеческие и лич-ностно-значимые, выросла в сравнении с диагностирующим этапом на 27 %. Этому в значительной степени поспособствовало знакомство с общечеловеческими ценностями изобразительного искусства, а также контакт с оригинальными произведениями в музее. Из суждений студентов можно сделать заключить, что будущие педагоги-художники в наибольшей степени стремятся к постижению ценностей культуры и изобразительных искусств через прямой диалог с подлинными произведениями искусства, принимая непосредственное участие в процессе их интерпретации, нежели при рассматривании репродукций и слайдов. Следовательно, работа с музейными экспонатами очень важна для осуществления аксиологического подхода в учебном процессе вуза.

Выводы исследования. Визуальная культура - важное профессиональное качество будущего учителя ИЗО, которое надо начинать развивать в вузе. Аксиологический подход является важнейшим путем развития визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства, поскольку дает возможность через понимание содержания произведений, увидеть и осознать преобразования художественного языка, выраженного в изобразительных и стилевых приемах, характерного для каждой художественно-исторической эпохи. Следовательно, учебный процесс освоения теоретических и художественно-практических дисциплин направления Педагогическое образование «Изобразительное искусство и технология» в вузе необходимо выстра-

ивать с использованием аксилогического потенциала изобразительного искусства. Тем не менее, реализация одного педагогического подхода к развитию визуальной культуры еще не гарантирует качественного результата. Педагогу высшей школы необходимо выстраивать систему педагогических подходов, содействуя разностороннему и качественному образованию будущего учителя изобразительного искусства и развитию его визуальной культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адорно Теодор В. Эстетическая теория: Пер. с нем. М.: Республика, 2001. 526 с.

2. Алексеев А.П. Васильев Г.Г. Краткий философский словарь 2-е изд. М.: РГ-Пресс, 2015. 196 с.

3. Ананьев Б.Г.Человек как предмет воспитания. М.: Просвещение, 1976. 288 с.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М: Искусство, 1986 г. 445с.

5. Беляев А.А. Эстетика: словарь, М.: Полиздат, 1989. 447с.

6. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.

7. Булынин А.М. Становление и развитие ценностной парадигмы педагогического образования (теоретико-исторический аспект): Монография. Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. пед. ун-та, 2010. 219 с.

8. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Магистр, 1995. 111 с.

9. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

10. Даниэль, С.М. Искусство видеть: о творческих способностях восприятия / С.М. Даниэль. - М.: Амфора, 2006. - 211с.

11. Каган, М.С. Избранные труды в VII томах. Т. 3.: Труды по проблемам теории культуры / М.С. Каган. -СПб: ИД Петрополис, 2007. - 756 с.

12. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Т.1. М.: Чоро, 1994. 544с.

13. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.

14. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Полиздат, 1991. 525 с.

15. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2002. 208с.

16. Платон. Апология Сократа Критон Ион Протагор. М.: Мысль, 1999. 864 с.

17. Полякова А.А. Аксиологический диалог культур: учебное пособие. Ч.1. М.: РУДН, 2008. 83 с.

18. Розин, В.М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В.М. Розин. - М.: КД Либроком, 2009. - 272с.

19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

20. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.

21. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1.: Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

22. Шиянов Е.Н., Котова, И.Б. Развитие личности в обучении. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 1999. 288 с.

23. Шлет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М.: РОССПЭН, 2007. 712 с.

24. Bryson N., Holly M.A., Moxey K. (eds.) Visual theory: Painting and Interpretation. - New York: Harper Collins, 1991. - 286 p.

25. Dikovitskaya, M. Visual Culture : The Study of the Visual after the Cultural Turn / Dikovitskaya M. -Massachusetts : MIT Press, 2005. - 316 p.

26. Herbert, J. Visual Culture // Visual Studies, ed. Robert S. Nelson & Richard Shiff. 2nd.ed. // J. Herbert. - Chicago:

University of Chicago Press, 2003. - p. 281-322

27. Moxey, K. Visual Studies and the Iconic Turn / Journal of Visual Culture // K. Moxey. - Los Angeles; London; New Delhi; Singapore: Sage, 2008. №7 (2) - 141 p.

Статья поступила в редакцию 15.07.2017. Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.