Научная статья на тему 'Особенности проявления эстетического в жизнедеятельности современного общества и его роль в формировании эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства'

Особенности проявления эстетического в жизнедеятельности современного общества и его роль в формировании эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6078
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПРИРОДА / ИСКУССТВО / ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА / ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисунова Л. В.

В статье рассматриваются проявления эстетического в основных сферах жизнедеятельности современного общества: природы, предметной среды, созданной человеком, явлений общественно-гуманитарного процесса, произведений искусства и влияние этих факторов на процесс формирования эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления эстетического в жизнедеятельности современного общества и его роль в формировании эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства»

УДК 37.025.2:7.011

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматриваются проявления эстетического в основных сферах жизнедеятельности современного общества: природы, предметной среды, созданной человеком, явлений общественно-гуманитарного процесса, произведений искусства и влияние этих факторов на процесс формирования эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: эстетическое восприятие, природа, искусство, предметная среда, явления общественно-гуманитарного процесса.

Л. В. Лисунова

Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды

e-mail:

Vocxod2009@yandex.ru

Введение

В начале XXI в. человечество балансирует на грани выживания: разум человека охвачен научно-техническими играми, потребительскими соблазнами, переживаниями ядерных конфликтов, экологических катастроф, страхом перед клонированием человека. На этой волне наблюдается угнетение моральных и духовных ценностей человека.

Погибает человеческая личность. Так что и в сфере художественного образования сегодняшний день представляет собой глобальную «реконструкцию» всей системы эстетического восприятия и сознания в целом. Особенно это проявляется в осмыслении эстетико-художественного образования учителя изобразительного искусства. Главное глобальное и национальное измерение учителем эстетического восприятия современного человечества и личности - это гуманизм - высшая цель и смысл жизни человека.

Демократизация, гуманизация, модернизация профессионального становления личности будущего учителя изобразительного искусства в высшем педагогическом учебном заведении на сегодняшний день вызывает целый ряд актуальных вопросов, а именно: недостаточную разработанность теоретических основ использования сфер проявлений эстетического в жизнедеятельности современного общества, как универсальной характеристики человеческого чувственно- эмоционального восприятия действительности, средств эстетического восприятия, методического обеспечения использования эстетического восприятия в высших учебных педагогических заведениях; низкой заинтересованности преподавателей, для которых эстетическое восприятие остается сферой больше практического поиска, чем систематического теоретического осмысления.

В процессе профессиональной подготовки наиболее важным для формирования эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства является использование основных сфер жизнедеятельности современного общества: природы, предметной среды, созданной человеком, явлений общественно-гуманитарного процесса, произведений искусства, что дает возможность выявить действие и влияние эстетического, его формы. Сферы проявлений эстетического в основном связаны с жизнедеятельностью и творчеством человека. Стержень эстетического - художественная культура общества, искусство. Но эстетическое охватывает и природу и мироустройство.

Учитель изобразительного искусства сегодня, по мнению Е. Антоновича [2] -это профессионал, который видит, воспринимает, понимает и создает красоту. Работать и творить по ее законам - один из главных критериев подготовки будущих педа-

гогов к профессиональной деятельности, в частности формировании у них эстетического восприятия.

Б. Ананьев, В. Сухомлинский, М. Каган, Л. Выготский, А. Леонтьев, П. Якобсон и другие определяли психолого-педагогические механизмы процесса эстетического восприятия сфер проявлений эстетического в жизнедеятельности современного общества через осмысление социальной самореализации. Психологические аспекты эстетического восприятия на уровне "Я-концепции", потребности к самопознанию, его содержание и структура подробно рассмотрены как этнографическое направление формирования эстетического восприятия в исследованиях Б. Ананьева [1].

Теоретические подходы к эстетическому восприятию, имеют глубокие исторические корни, привлекали внимание многих ученых. Впервые на предметно-смысловое поле проблемы эстетического восприятия сферы проявлений эстетического указал Аристотель [3], который толковал его как очищения души посредством сострадания.

С позиций философии и эстетики эстетическое восприятие сфер проявлений эстетического в жизнедеятельности современного общества исследовалось в работах Р. Арнхейма, Р. Ингардена, П. Мезенцева, С. Раппопорта, где в обобщающих подходах эстетическое восприятие мира понимается в срезе индивидуальной культурной идентификации. Феноменологический аспект этой проблемы исследовал П. Флоренский [16]; Вопросам художественной перцепции и герменевтики посвящены исследования Ю. Борева [5, с. 407].

Заметный толчок к решению проблем формирования эстетического восприятия в отдельных отраслях дали исследования и разработки таких отечественных специалистов: Т. Миховой (способы продуктивного формирования эстетического восприятия), О. Кайдановской (эмоциональный аспект формирования эстетического восприятия) и др. Имеем диссертационные исследования, акцентирующие внимание на эстетическое восприятие природы И. Яриты, языка И. Филатова, литературно-музыкального творчества К. Бабенко, где обращается внимание на необходимость проектировать альтернативные варианты его структурных компонентов, обладать стратегией создания идей и стилей его реализации.

Особенности проявлений эстетического в природе

Широкие возможности для формирования эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства имеют явления, процессы , конкретные предметы природы, потому что эстетическое восприятие характерно прежде всего для природы, космоса, на что указывается в диссертационных исследованиях, акцентирующих внимание на эстетическое восприятие природы. С давних времен люди в своей деятельности, художественном творчестве держались принципа обучения у природы. Природа, окружающая нас действительность есть самой широкой сферой проявлений эстетического в жизни человеческого общества. Эстетическое восприятие природы -один из примеров « присвоения» человеческой действительности [9]. А эстетическое наслаждение и эстетические эмоции и переживания есть характерным отражением явлений природы. Гармонию, красоту природы Робине понимал как полную согласованность между «добром» и «злом» и самая правильная идея о красоте природы состоит из двух понятий - добра и зла [11]. Исследование С. Рубинштейна позволяют понять, что принципы эстетического восприятия природы, масштабы природы, разнообразие ее форм и проявлений можно объяснить на основе возникновения и становления в процессе практической деятельности общества такой формы освоения действительности, которая называется эстетической. Он писал, что прекрасна природа, а не только переживания, восприятие человека, и вместе с тем, что это собственная, объективная черта природы, характеризующая ее в определенной системе связей и отношений той системы, в которую включен человек [12]. А. Дрогобицкий отмечает, что эстетические свойства природных объектов служат человеку своеобразным языком, чув-

ственным «обозначением степени его собственного прогресса в освоении природного материала» [6]. Природа, что очень важно для формирования эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства является высшим образцом. В своей деятельности человек стремится воплотить эти высокие образцы в своем творчестве. Примером гениальных достижений являются произведения Возрождения и Просвещения. Природу воспевают поэты, описывают писатели, есть отдельные жанры живописи и рисунка, посвященные природе. В декоративно-прикладном искусстве роль природы непревзойденная.

Значительное внимание уделено роли природы в эстетическом развитии личности в педагогическом наследии В. Сухомлинского, который отмечал, что азбукой познания искусства живописи является непосредственное созерцание природы. Уже в детские годы каждый должен учиться открывать красоту природы, чтобы духовная жизнь ребенка и жизнь природы интеллектуально, эмоционально, эстетически были взаимосвязаны между собой.

Поскольку эстетическое восприятие личности развивается в конкретно-исторических, географических условиях, оно приобретает этническую, народную, национальную специфику рядом с общечеловеческой. По мнению В. Лозовой, восприятие природы помогает будущим учителям глубже понять происхождение, характер и содержание графических и живописных полотен, декоративных форм в народном искусстве, раскрывает возможности и способы применения их в будущей творческой педагогической деятельности.

Учитывая важную роль природы в формировании эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства, надо отметить, что природа, включаясь в сложную структуру эстетического отражения действительности, проявляет при этом такие характерные стороны:

- источник добра, наслаждения, сочувствия, душевного благородства, является непримиримой к несправедливости и злу;

- развитие способности чувствовать, воспринимать тонкие оттенки вещей, явлений, движений сердца [13 , с. 580];

- вдохновение к творчеству, развитие воображения, чувственно - эмоционального впечатления, образного восприятия;

- стимулирование художественной и эстетической творческой деятельности;

- выполняет функцию успокоения, способствует духовной гармонизации человека, утверждению человеческого достоинства, волнует дух человека;

- внушение того или иного настроения и ощущения, действуя на эмоции человека, на подсознание.

Особенности проявлений эстетического в созданной человеком предметной среде

Мощным источником формирования эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства, по мнению А. Н. Леонтьева, является созданная человеком материальная культура, куда входит предметная среда, выделенная человеком, осмысленная им, преобразованная, усовершенствованная, которая удовлетворяет потребности людей, имеет свои особые черты [8]. Прежде всего, эстетические ценности предметной среды, созданные трудом, являются средством очеловечивания и формирования эстетических чувств, красоты. Для того, чтобы сформировался эстетически воспринимающий глаз, потребовались тысячелетия, так же как и для формирования руки, которая смогла как будто волшебной силой, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Микельанжело, музыку Паганини.

Мир предметной среды входит своими корнями в далекое прошлое и сохраняет эстетические качества. Психологические аспекты стороны проблемы рассматриваются в исследованиях А. Н. Леонтьева, который отмечает, что достижения в развитии психических способностей людей закреплялись и передавались от поколения к поколе-

нию в особой форме, а именно в форме внешне предметной, экзотерической, в форме внешних явлений, в форме явлений материальной и духовной культуры [8]. Эстетическое освоение и восприятие включает в себя такой момент как одухотворение мира вещей. Вещь, кроме того, что она выполняет свое практическое назначение согласно своей функции, является образом своего времени, эпохи. Вещи перестают быть «бездушными», вплетаются в живую атмосферу социального бытия, питаются вечным «древом жизни». Ярким примером этого является огромное количество вещей, начиная с далеких эпох зарождения человечества и заканчивая нашим временем в музеях и выставочных залах мира.

Как отметил Е. Кисимов, формирование эстетического восприятия у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов гораздо эффективнее проходит в контексте формирования личности учителя изобразительного искусства, когда будущие учителя изобразительного искусства имеют возможность детально изучать экспонаты музеев и фонды учебных заведений, археологические находки, предметы быта, образцы композиционных законов построения форм и декора вещи, понимание сути декоративности изделия, особенности форм изделий местных промыслов, силу эстетической выразительности. Необходимо обращаться к духовным корням старинных вещей, отслеживать их связь с природой, бытом, фольклором, традициями, национальной и мировой культурой. Современный исследователь проблемы эстетического восприятия предметной среды М. Федоров отмечал, чтобы сделать переход от общественно ценного, хорошего, приятного к прекрасному (красивому), необходимо ввести понятие «предметно-чувственной формы вещей» [14]. Для него эстетическая ценность предметной среды - общественная ценность вещи, выраженная через форму и доступна для восприятия. Ценный уровень изделий закрепляется в устойчивых информационно-знаковых элементах формы в композиционной структуре изделия [12, с.216]. Постоянное знакомство с разнообразным миром вещей является важной составляющей в формировании эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства. В структуре духовно-практического освоения мира предметно-практическая среда выявляет такие значимые стороны:

- развитие эстетических и художественных вкусов, потребностей, традиций мировой и национальной культуры;

- расширение взгляда на мир, на возможности человека в эстетическом освоении мира;

- углубление знаний о роли эстетического как ценности в историческом и национальном контексте для различных эпох и цивилизаций в зависимости от определенных изменений в структуре общественного сознания;

- развитие потребностей в творческой деятельности и как результат - чувство удовлетворения наслаждения красотой;

- функция носителя определенной информации, которая способствует обобществлению индивидуального опыта.

Особенности проявлений эстетического в социальных явлениях

Эстетическое восприятие социальных явлений, в которых проявляются формы человеческих взаимоотношений, связи различных слоев населения играет важную роль в эстетике духовной деятельности общества.

По мнению В. Бычкова, учитывая особенности психологии студенческого возраста, в пробуждении духовных, культурных интересов неоцененную роль в формировании эстетического восприятия играют церемонии, сопровождающие те или иные социальные действия, такие как национальные ярмарки, маскарад (маска как феномен игры и театральная маска), ритуальные переодевания, карнавал. Все эти социальные действия относятся к одной из древнейших форм эстетической деятельности, то есть не утилитарной, которая осуществляется для нее самой и которая приносит, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость, а

именно игры. Игра - это культура, которая постигла свою глубину, эстетическую сущность. Основы карнавализации М. Бахтин усматривает в присущих культуре игры противоположных смыслов (жизнь - смерть, высокое - низкое, сакральное - профанное, прекрасное - безобразное, доброе - злое) [4]. Таким образом, можно отметить, что национальные ярмарки, маскарад, как художественные формы мировой и национальной культуры содержат в себе огромный чувственно-эстетический потенциал, механизмы реализации которого действуют как на чувственно-рациональном уровне эстетического восприятия, так на эмоционально-подсознательном уровне.

В сложной структуре социальных явлений, как духовно-эстетического отражения мира, необходимо отметить наиболее значимые стороны:

- развитие художественного вкуса, ценностных мировых и национальных культурных ориентаций, освященных идеями гуманизма;

- развитие эмоционального чувства к общечеловеческим и национальным мировоззренческим ценностям человека, идей, принципов, закономерностей;

- стимулирование социальной активности личности;

- формирование знаний и представлений, охват сущности современных и будущих явлений;

- фиксирование изменений в эмоциональных настроениях людей;

- формирование чувств и мыслей людей на основе исторического опыта;

- использование безграничного богатства жизненных ситуаций в отношениях между людьми для развития эмоциональной культуры [15].

Особенности проявлений эстетического в искусстве

В сферу духовной культуры входят также наука, образование, религия, искусство. Искусство - высшая степень духовной деятельности общества, направленная на эстетическое освоение действительности. И все особенности эстетического восприятия наиболее концентрированно проявляются в произведениях искусства. Искусство отличается тем, что исследует не одну какую-либо сторону общественной жизни, как это делают отдельные науки (политэкономия, право, мораль и т. д.), а всю совокупность общественных отношений в их единстве. Искусство не заменяет ни одной из форм деятельности человека, а специфически их воспроизводит и дублирует [15].

Эстетическое восприятие искусства наиболее мощный компонент (источник) окружающей действительности. К вопросам исследования эстетического восприятия искусства обращались О. Органова, С. Раппопорт, Р. Арнхейм, П. Якобсон, М. Каган, В. Сухомлинский и др. Искусство отражает действительность в художественных образах. Специфика искусства заключается в том, что художник результаты познания выражает в образной чувственно-воспринимающей форме, тогда как ученый выражает их в форме логических понятий, теорий, законов [10]. Предметом искусства является объективная действительность и только искусство воссоздает мир в эмоционально-чувственной форме. Наиболее важной чертой искусства является его способность эмоционально воздействовать, возбуждать чувство эстетического наслаждения у воспринимающего и эта черта настолько важна, что без нее, как заметил М. Каган, искусство оказывается совсем не нужным, несмотря на его познавательные и идейные достоинства [7]. Осваивая явления мира по «законам красоты», художник оценивает их с точки зрения значения для человечества. Общечеловеческие ценности и национальная самобытность - условия общемирового значения произведения искусства. Нет безликого искусства самого в себе, которое не несет эстетику, мораль, дух народа, вечные его понятия о жизни и смерти, добре и зле, прошлом, настоящем и будущем, мире, космосе и т. д. Классические произведения графики и живописи яркий тому пример. Эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства приобщает будущих учителей к духовному наследию, к традициям народной культуры, возбуждает интерес к народному творчеству, формирует у них знания об источниках, художественных и исполнительских традициях народных мастеров.

Формируя эстетическое восприятие у будущих учителей изобразительного искусства, надо учитывать, что в искусстве наиболее концентрированно отражается духовно-практическая деятельность человека и включаясь в структуру эстетического восприятия действительности оно обнаруживает такие важные стороны:

- развитие вкусов, идеалов, стремлений, способностей и потребностей личности на основе гуманизма, как основном принципе искусства;

- осознание эстетической значимости окружающей действительности;

- пробуждение творческого духа человека, желание творить по законам красоты, стремление освободиться от серости повседневной жизни;

- содействие разносторонней гармонизации человека, привитие прогрессивных способов мышления и системы взглядов;

- наведения мостов к взаимопониманию людей разных стран;

- реагирование на изменения в обществе;

- активизирование стремления личности к самовоспитанию, к творческой самореализации;

- вовлечение человека в мир эмоций, переживаний, мобилизуя его возможности в эстетическом восприятии, творчестве, труде;

- способствование способности образно воспринимать мир;

- формирование таких черт характера личности как эстетизм, чувствительность, лиризм, напевность, мягкий юмор.

Таким образом, все компоненты эстетического восприятия объективной картины мира взаимосвязаны. Можно выделить следующие основные компоненты (источники) эстетического восприятия в широком его значении:

1. Эстетическое восприятие естественно-космической среды;

2. Эстетическое восприятие мира материальной культуры;

3. Эстетическое восприятие мира духовной культуры:

а) эстетическое восприятие явлений общественно-гуманитарного процесса;

б) эстетическое восприятие произведений искусства.

В процессе профессиональной подготовки на занятиях по рисунку, живописи, графики, композиции, ДПМ, школьного курса изобразительного искусства, школьного курса художественного труда, методики ДПМ в школе, пленэре главной является концепция эстетического восприятия искусства как наиболее мощного компонента (источника) окружающей действительности, и куда, воплощаясь в художественные образы произведений входят и мир природы, и мир явлений и вещей.

Формируя эстетическое восприятие у будущих учителей изобразительного искусства, надо учитывать, что в искусстве наиболее концентрированно отражается духовно-практическая деятельность человека и включаясь в структуру эстетического восприятия, оно (искусство) выявляет важные функции, которые важны и в дидактике:

1. Преобразовательная (искусство как деятельность);

2. Компенсаторная (искусство как утешение, как способ освобождения от однообразия повседневной жизни);

3. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и образование);

4. Художественно-концептуальная (искусство как особый образ мира);

5. Предсказание (искусство как предсказание будущего);

6. Коммуникативная (искусство как средство общения);

7. Информационная (искусство как сообщение);

8. Воспитательная (искусство как катарсис влияет на ум и сердце, формирует целостную личность);

9. Вдохновляющая (вдохновляя, искусство возвышает человека, охватывает его эмоционально, создает настроение);

10. Эстетическая (искусство как средство формирования художественной оценки, ценностных культурных ориентаций);

11. Гедонизма (способность искусства приносить наслаждение).

Осваивая явления мира по законам «красоты», художник оценивает их с точки зрения значения для человечества

Заключение

Современная парадигма художественной культуры начала XXI в. - это всеобщность, т. е. создание общечеловеческой системы бытия людей (гуманная глобализация), которая охватывает всю жизнь. Всемирная глобализация допускает, что человек есть и патриот своего Отечества, и гражданин мира, который живет в системе «личность-народ-государство-человечество». Поэтому использование основных сфер жизнедеятельности современного общества - природы, предметной среды, созданной человеком, явлений общественно-гуманитарного процесса, произведений искусства -дает возможность выявить как действует эстетическое, в каких формах оно проявляется и влияет на формирование эстетического восприятия у будущих учителей изобразительного искусства.

Различные аспекты эстетического восприятия, как личностно-индивидуальные профессиональные качества учителя, в эпоху глобализации призваны раскрывать виды деятельности учителя-гуманиста, его духовное богатство и счастье как творца новой парадигмы художественного образования в XXI веке. Но в сочетании с глобализацией должен быть расцвет национального художественного образования, которое должно соответствовать адекватным национальным измерениям эстетического восприятия действительности учителем.

В статусе учителя художественного профиля эстетическое восприятие действительности выполняет одну из ведущих структурно-функциональных профессиональных ролей по принципу: «Какой внутренний мир имеет учитель изобразительного искусства, так он и рисует его». Для художественно-эстетического восприятия действительности педагогом-художником характерны такие аспекты системного видения:

• трансформация внешних признаков действительности через внутренний мир художника;

• видение окружающего пространства как организации цвета и формы, ритмов и профессиональных отношений;

• художественно-эмоциональное чувство гармонии;

• ассоциативность художественно-эмоциональных чувств, настроения с конкретными объектами и явлениями.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г.Общая психология / Б. Г. Ананьев. — М., 1970. — 222 с.

2. Антонович Е. А. Декоративно-прикладное искусство / Е. А. Антонович, Р. В. Захарчук-Чугай, М. Е. Станкевич. — Львов: Мир, 1992. - 272 с.

3. Аристотель. Об искусстве поезии/ Аристотель. — М., 1957. — С. 56 - 82.

4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и естетики. / М. М.Бахтин, - М., 1975. - 198 с.

5. Борев Ю. Б. Эстетика. / Ю. Б. Борев. - Ростов н/Дону: Феткс, 2004.- С.407.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Дрогобицкий О.Г. Природа и границцы сферы общественного быта человека. / О. Г. Дрогобицкий. // В кн.: Проблема человека и современной философии.- М., 1969. - 226 с.

7. Каган М. С. Лекции по марксистко-ленинской эстетике / М. С. Каган. - Л., 1971. — С. 290 - 291.

8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев.-М., 1965 - 399 с.

9. Лозовая В. И. Теоретические основы воспитания и обучения / В. И. Лозовая., Г. В. Троцко - Харьков «ОВС», 2002. — С. 91.

10. Лозовой В. О. Философия. Логика. Етика. Естетика. Учебник/В.О. Лозовой, С. М. Пазинич, О. С. Пономарев. - Харьков: Право, 2009. - 547 с.

11. Робине Ж. Б. О природе / Ж.Б. Робине. - М., 1935. - С. 53.

12. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности/ С.Л. Рубинштейн. // Психология личности. Хрестоматия - Самара: Издательский дом «БАХ-РАМ», 1999. - Т. 2 - С. 227 - 244.

13. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина / В. А Сухомлинский, - Киев: Радянська школа, 1980. - 540 с.

14. Федоров М. В. Эстетическая ценность предметной среды / М. В. Федоров // Вопросы технической естетики. - М., 1970, - 214 с.

15. Феномен восприятия и поиск общефилософских положений/Ю.О. Пушонкова. // Весник Черкаского университета, серия «Философия». - Черкасы, 2002 - № 40 - С. 65 - 72.

16. Флоренский П. А. Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. - М.: Изобраз. Искусство: Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника П. А. Флоренского, 1996. - С. 118.

AESTHETIC FEATURES PRESENTATION IN THE LIFE OF MODERN SOCIETY AND ITS ROLE IN SHAPING AESTHETIC PERCEPTION OF FUTURE TEACHERS OF ARTS

Kharkov national pedagogical University

named after G. S. Skovoroda

L. V. Lisunova

The article discusses the aesthetic manifestations in major spheres of modern society: the nature of the subject environment created by man, the phenomena of social and humanitarian process, works of art and the influence of these factors on the process of aesthetic perception of future teachers in the process of fine art training.

Keywords: aesthetic perception, nature, art, subject environment, social and humanitarian conditions of the process.

e-mail:

Vocxod2009@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.