УДК 378
Прокопова Анна Сергеевна
Старший преподаватель кафедры изобразительного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Дальневосточного государственного гуманитарного университета, [email protected], Хабаровск
роль диалога в развитии визуальной культуры будущих педагогов-художников
Аннотация. В статье рассмотрена роль диалога как педагогического условия развития визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства. Обоснована необходимость развития визуальной культуры будущих педагогов-художников в современном мире. Возможности диалога в профессиональном обучении будущих педагогов-художников проанализированы с философской, психологической и педагогической точке зрения.
Ключевые слова: диалог, визуальная культура, профессиональное обучение, педагог-художник, изобразительное искусство.
Prokopova Anna Sergeevna
Senior lecturer of the ^air of Fine Arts Federal State Educational Enstitution of Higher Professional Education Eastern State University of Humanities, [email protected], Khabarovsk
the role of dialogue in the development of visual culture of the future teachers-artists
Abstract. The article considers the role of dialogue as a pedagogical conditions of the development of visual culture of the future teachers of fine arts. Necessity of development of visual culture of the future teachers-artists in the modern world. The possibility of dialogue in vocational training future teachers-artists analyzed from a philosophical, psychological and pedagogical point of view. Keywords: Dialogue, visual culture, vocational training, teachers-artist, fine arts.
Современные требования к уровню общекультурной и профессиональной подготовки выпускников вузов в условиях гуманизации высшего образования обусловили необходимость повышения профессиональной культуры будущих учителей изобразительного искусства. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО), будущий выпускник направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство. Технология» должен обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями: культурой мышления, способностью анализировать социально значимые проблемы, пониманием значения культуры как формы человеческого бытия и т.д. Повышение уровня культуры специалиста является сегодня одним из главных требований к выпускнику профиля подготовки «Изобразительное искусство. Технология». Одной из
составляющих профессиональной культуры будущего учителя ИЗО мы видим также развитую визуальную культуру.
Визуальная культура - это специфическое профессиональное качество специалиста художественного образования, под которым мы понимаем способность к эстетическому восприятию и профессиональному анализу образов искусства и окружающей действительности. Она основана на знании различных художественных традиций, умении анализировать произведения классического и современного искусства. Специалист с развитой визуальной культурой может осмысливать окружающее культурное пространство, понимает, как современная массовая культура, подпитываясь идеями классического искусства, огрубляя и прими-тивизируя их, оказывает деструктивное влияние на личность. Развитая визуальная культура будущего специалиста ИЗО включает в себя не только высокий уровень визуаль-
ного мышления, но и памяти, воображения, которые также необходимы в его дальнейшей деятельности.
Развитию визуальной культуры будущих учителей ИЗО в процессе образования будут способствовать определённые педагогические условия. Ученые-педагоги рассматривают условия как «совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [9, с. 36]. На наш взгляд, наиболее эффективному развитию визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства в процессе профессионального обучения будет способствовать создание диалогического пространства как на аудиторных занятиях, так и в процессе прохождения музейной (учебной) практики. Как известно, диалог способствует внутренней выработке мировоззренческих установок, он открывает новые возможности образования, которое перестает быть простым внушением стереотипов и трансляцией определенных знаний [11, с. 67]. Для того чтобы более четко охарактеризовать возможности диалога как педагогического условия развития визуальной культуры будущих учителей ИЗО в процессе обучения, обратимся к его трактовкам на философском и психолого-педагогическом уровнях.
Уже в эпоху Античности диалог является особой литературной формой, в которую облекается диалектический процесс поиска (рождения) истины [6, с. 139]. Благодаря Сократу и его ученикам, в частности Платону, диалектика была доведена до совершенства. В «Диалогах» Платона отражается метод обучения его учителя Сократа, для которого диалектика - искусство вести беседу [8, с. 58]. Античные эстетические идеалы, ставшие основой для развития европейской художественной культуры, возникли благодаря дискуссиям, диалогам о прекрасном, и сегодня, как показывает практика, они также являются фундаментом постижения ценностей классического искусства.
В эпоху Просвещения, когда получает развитие вера в неограниченные возможности науки в познании мира, встреча двух или нескольких точек зрения на различные
явления становится одной из центральных методологических проблем. Проблема диалога отражена в философии И. Канта, Г. Гегеля, а также в трудах философов XX века: немецких (М. Хайдеггер, Х. Г. Гадамер и др.), французских (П. Рикер и др.), русских (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Г. Шлет и др.). Диалог, по мнению философов, позволяет понять собеседника, ввести его точку зрения в единый контекст культуры.
Согласно М. М. Бахтину, «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается человек в человеке как для других, так и для себя. Личность жива только в своей обращенности к другим, значит, личность есть там, где есть диалог» [1, с. 40]. Для нас принципиально, что в диалоге возможно постижение его участниками эстетических, общечеловеческих ценностей искусства в интерпретируемых художественных произведениях.
На примере авторской Школы диалога культур, созданной на основе идей В. С. Библера, можно проследить функционирование идеи диалога в отрефлексиро-ванном виде. Важно обратить внимание на то, что речь в данном случае идёт о диалоге культур, каждую из которых В. С. Би-блер связывает с особым типом мышления в соответствующий исторический период (Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени и т.д.) [2, с. 41-43]. Эта идея важна в образовательном процессе для учителей ИЗО потому, что при изучении мирового изобразительного искусства педагог вуза должен учитывать взаимосвязь и преемственность мировоззренческих и эстетических установок разных культурных эпох, повлиявших на содержательный и формальный аспект художественных памятников. Следует также брать во внимание особенности мышления и видения творцов разных времён, смену одного художественного стиля другим. Это открывает возможность развернуть межкультурный диалог, и визуальный ряд произведений искусства той или иной эпохи будет отрефлексирован студентами с большей глубиной. Учение может базироваться на сквозном диалоге современной культуры с предшествующими зарубежными и отечественными. «Диалог культур» позволяет спроецировать особенности мышления и видения различных эпох
и их интерпретацию на современную культуру, с учет их преобразования, и, как часто бывает, искажения. Кроме того, диалогическая форма изучения изобразительного искусства обращает внимание на разнообразие исследовательских позиций, относительно интерпретации произведений, основанных на различных научных подходах.
Идеи философов имеют особое значение для нас, поскольку позволяют видеть в диалоге фактор культурного взаимодействия педагога и студентов, способствующий выявлению различных точек зрения в процессе анализа произведений искусства. Именно на диалогическое взаимодействие культур нужно обратить особое внимание при выполнении совместно со студентами анализа художественных произведений по «Истории изобразительного искусства», а также во время прохождения музейной практики. Диалог открывает новые творческие и исследовательские возможности постижения культурных ценностей со студентами, которые помогают уйти от заштампованных стереотипов познания.
Для всестороннего осмысления диалога в качестве необходимого условия в развитии визуальной культуры будущих педагогов-художников обратимся к исследованиям психологов. В отличие от философов, рассматривающих диалог на общекультурном уровне, психологи его изучают в рамках человеческих взаимоотношений. При этом диалог анализируют как внешнее (между субъектами) и внутреннее взаимодействие (диалог с внутренним «Я»).
Обратимся сначала к внешнему межличностному диалогу. На социально-психологическом уровне явление субъект-субъектного взаимодействия рассматривается в ракурсе межличностного общения как специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (Б. Ф. Ломов), диалогического стиля общения (А. К. Болотова, С.Л. Братченко,В.Н.Кан-Калик,Г. А. Ковалев, Л. А. Петровская, С. А. Шеин). Л. Г. Дмитриева определяет, что психологические составляющие субъект-субъектного взаимодействия включают в себя неравенство психических состояний, асимметричность психологических позиций и личностные смыслы диалога [5]. Мы непременно должны учитывать положение об асимметрич-
ности позиций в процессе развертывания диалога со студентами. Это проявляется в психологических состояниях субъектов еще на стадии готовности вступать в диалог и может быть обусловлено различными факторами: биопсихическими, психофизиологическим, социальными и т.д. Личностный смысл в психологии принято определять как образ объективной реальности, переживание пристрастного отношения к миру, систему конструктов, в которых личность отражает этот мир, проявление целостности личности и ее духовно-нравственной основы (В. П. Зинченко, Дж. Келли, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и др.). Таким образом, в педагогическом полисубъектом общении центральным звеном внешнего диалога можно считать систему отношений, основывающихся на принятии друг друга как ценностей самих по себе (а значит, на готовности к восприятию друг друга), что предполагает быть готовым к встрече с индивидуальной неповторимостью каждого из субъектов. Для нас эта идея является принципиальной, поскольку в диалогической ситуации между студентами следует учитывать значимость позиций всех его участников. Задача педагога - уметь извлечь из различных суждений студентов позитивные идеи, необходимые для развития целостных представлений в обсуждаемом произведении искусства. Совершенствование аналитических способностей участников диалога в процессе интерпретации произведений изобразительного искусства может являться признаком развития визуальной культуры.
Другим вариантом диалога, исследуемого в психологии, является внутренний диалог, который характеризуется как механизм функционирования самосознания (И. С. Кон, В. В. Столин, А. В. Визигина и др.). Под внутренним диалогом психологами понимается развернутая внутренняя речевая активность субъекта, направленная на значимые для него объекты действительности и собственного «Я». Для нас значимо в возможностях внутреннего диалога, что он позволяет студенту развивать свой духовный мир, стремиться к поиску своей позиции в антиномичном культурном пространстве. Во внутреннем диалоге также проявляются пути развития визуальной культуры личности, способной творчески мыслить. Творче-
ски мыслящий педагог-художник, имеющий собственные суждения относительно восприятия произведения искусства с развитыми ценностными ориентирами видится как специалист, обладающий визуальной культурой.
В педагогической науке, на психолого-педагогическом уровне диалог исследуется в контексте субъект-субъектного педагогического взаимодействия (Н. В. Амяга,
A. А. Бодалев, И. В. Вачков, Л. А. Петровская, К. Рождерс, А. А. Ухтомский и др.). Ученые рассматривали и изучали диалог в различных ситуациях.
Для В. А. Сухомлинского важнейшей составляющей диалога является признание определённого равенства позиций между учащимися и педагогом, когда принимается активная роль каждого обучающегося [10, с. 117-118]. Основным признаком общения как диалога в образовательном процессе является установление особых отношений, которые могут быть определены словами
B. А. Сухомлинского: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность» [Там же]. Другими словами, «диалог - это не устремлённые друг на друга взгляды участников учебного процесса, а их взгляды, направленные одну сторону» [7, с. 597]. Следовательно, диалог в процессе обучения будущих учителей ИЗО должен проходить в доброжелательной и доверительной обстановке, где учитывается ценность мнения каждого участника относительно обсуждаемой проблемы или произведения искусства. Так как визуальные предпочтения в изобразительном искусстве у всех студентов разные, деликатность педагога вуза особо важна при организации диалога на учебных занятиях.
Достаточно часто в педагогических исследованиях можно найти характеристику диалогического пространства как полисубъективного, которое раскрывает принципы взаимодействия между педагогом и студентами, а также между самими студентами. Основой такого подхода является «полисубъективное взаимодействие», связанное с необходимостью отобразить реально существующий уровень взаимодействия между субъектами, находящимися в субъект-субъектных отношениях [4, с. 119]. То есть педагог вуза должен создать своео-
бразную диалогическую среду - культурное пространство, которое характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. В диалоге отшлифовываются индивидуальные суждения студентов, проявляется их видение современного культурного пространства, поиск своего места в нем. Постижение в диалогической форме эстетических начал и законов создания художественных образов в различных видах искусства способствует развитию визуальной культуры участников диалога.
Визуальная культура педагогов художников нам представляется как одно из ведущих качеств личности будущего специалиста, она является сложным интегрированным профессиональным качеством, которое развивается на протяжении всех лет обучения студента в вузе. В этом большую роль играют все учебные дисциплины, а не только дисциплины художественного плана. Будущий специалист с развитой визуальной культурой хорошо ориентируется в музейном пространстве, активно воспринимая подлинные произведения искусства. Он понимает разницу между оригиналом и квазиобъектами, используемыми на аудиторных занятиях.
Для будущего учителя ИЗО мир искусства многопланов и многомерен с личностной и профессиональной точек зрения. Таким образом, способность вступать во внешний диалог и вести внутренний диалог, рефлексируя произведение искусства - проявление развитой визуальной культуры педагога-художника. Для будущего специалиста, обладающего развитой визуальной культурой, значимым становится вся зрительно воспринимаемая действительность, выходящая за пределы музейного пространства. Педагог вуза должен обеспечить становление визуальной культуры личности студента, способного передать опыт своим будущим ученикам, научить их эмоциональному восприятию художественных и эстетических ценностей изобразительного искусства, ориентированию в современном визуальном пространстве. Роль диалога в изучении изобразительного искусства особенно важна в условиях многослойности и противоречивости современной культуры, так как диалог позволяет будущему специалисту
«увидеть» визуальный образ и попытаться прочитать запечатлённый в нем текст с разных позиций. В диалоге проявляются и синтезируются различные идеи интерпретации произведений. В нем можно выявлять междисциплинарные связи в теории и практике искусства. В то же время диалог ценен и тем, что способствует решению воспитательных задач обучения. Воспитательная функция заключается в том, что участники диалога учатся принимать позиции собеседников, находить в их суждениях нечто ценное для решения обсуждаемого вопроса. Именно такой специалист нужен современной общеобразовательной школе, он видит не только многомерность произведения искусства, но и своего ученика как развивающуюся личность.
Библиографический список
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М: Искусство, 1986 г. - 445 с.
2. Библер В. С. Мышление как творчество (введение в логику мыслительного диалога). - М.: Изд-во политической литературы, 1975. - 398 с.
3. Ванюшкина Л. Освоение культурного наследия / Искусство, учебно-методический журнал для учителей МХК, музыки и ИЗО // Л. Ванюшкина, Е. Коробкова, - СПб: Первое сентября, 2011 - № 13. - С. 4.
4. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2006. - 224 с.
5. Дмитриева Л. Г. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. - 45 с.
6. Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов. - М.: Инфра-М, 2005 г - 727 с.
7. Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг: Избранные педагогические труды. - М.: Смысл, 2007. - 687 с.
8. Платон Диалоги. - М.: АСТ, 2006. - 237 с.
9. Полонский В. М. Словарь по образования и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 511 с.
10. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. - т. 1. - Киев: Радяньская школа, 1979. - 1680 с.
11. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1994. - 112 с.