Научная статья на тему 'Развитие творческой индивидуальности будущего педагога-художника'

Развитие творческой индивидуальности будущего педагога-художника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER EDUCATION / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANITARIZATION OF EDUCATION / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / CREATIVE PERSONALITY / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / ДИАЛОГ / DIALOGUE / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА / PERCEPTION OF ART / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / HISTORY OF ART / ARTS TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Виктория Авенировна

В статье рассматривается вопрос о необходимости развития творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в учебном процессе вуза. Важность решения этой проблемы напрямую связана с процессами тотальной стандартизации, постепенно охватывающей все стороны педагогического процесса в высшей школе. Уделяется внимание вопросу о необходимости развития профессиональных способностей педагога-художника. Автор выявляет некоторые противоречия, которые возникают в учебном процессе вуза при обучении специальным художественным дисциплинам, затормаживающих становление индивидуальности будущих специалистов. Отмечается важность развития индивидуальности будущего педагога-художника, как качества способного противостоять штампам массовой культуры. Развитие индивидуального начала личности не может происходить в условиях полного ограничения возможностей выбора, которое всегда предлагает любая типология. Вариативную модель обучения студентов художественно-педагогических факультетов по теоретическим и специальным дисциплинам желательно выстраивать с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей. Развитие творческой индивидуальности студентов мыслится в таких ракурсах, как умение владеть художественно-практическими навыками, диалогически осмысливать пространство культуры и искусства, видеть и развивать индивидуальность в своих учениках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY FOR FUTURE ART TEACHER

The article considers the need to develop creative personality in future teachers of fine arts as part of the educational process at the university. The importance of solving this problem is directly related to the processes of total standardization, which gradually embraces all aspects of the educational process in higher education. Attention is paid to the need of developing professional abilities of art teachers. The author reveals some contradictions that arise in the educational process at the university when teaching special art disciplines inhibits the creativity of future professionals. The author notes the importance of developing individuality in future teachers of art as a quality that makes them capable of resisting stereotypes of mass culture. The development of an individual cannot occur in the conditions of a complete limitation of choice that any typology suggests. It is desirable to build an elective model of teaching theoretical and special disciplines at art and pedagogical departments, taking into account students’ individual characteristics and inclinations. The development of students’ individuality is viewed from such perspectives as the ability to master art and practical skills, to understand the space of culture and art in dialogue, to see and develop the individuality of their own students.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой индивидуальности будущего педагога-художника»

УДК 378:7

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА

© 2017

Шишкина Виктория Авенировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

«Изобразительное искусство» Тихоокеанский государственный университет (680000, Россия, Хабаровск, ул. К.Маркса, 68, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости развития творческой индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в учебном процессе вуза. Важность решения этой проблемы напрямую связана с процессами тотальной стандартизации, постепенно охватывающей все стороны педагогического процесса в высшей школе. Уделяется внимание вопросу о необходимости развития профессиональных способностей педагога-художника. Автор выявляет некоторые противоречия, которые возникают в учебном процессе вуза при обучении специальным художественным дисциплинам, затормаживающих становление индивидуальности будущих специалистов. Отмечается важность развития индивидуальности будущего педагога-художника, как качества способного противостоять штампам массовой культуры. Развитие индивидуального начала личности не может происходить в условиях полного ограничения возможностей выбора, которое всегда предлагает любая типология. Вариативную модель обучения студентов художественно-педагогических факультетов по теоретическим и специальным дисциплинам желательно выстраивать с учетом их индивидуальных особенностей и склонностей. Развитие творческой индивидуальности студентов мыслится в таких ракурсах, как умение владеть художественно-практическими навыками, диалогически осмысливать пространство культуры и искусства, видеть и развивать индивидуальность в своих учениках.

Ключевые слова: образование, высшая школа, гуманитаризация образования, творческая индивидуальность, развитие личности, диалог, учебный процесс, педагог-художник, изобразительное искусство, восприятие искусства, история искусства.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITY FOR FUTURE ART TEACHER

© 2017

Shishkina Viktoria Avenirovna, Doctor of Pedagogy, Professor of the Fine Arts Department

Pacific National University (680000, Russia, Khabarovsk, K. Marks street 68, e-mail: [email protected])

Abstract. The article considers the need to develop creative personality in future teachers of fine arts as part of the educational process at the university. The importance of solving this problem is directly related to the processes of total standardization, which gradually embraces all aspects of the educational process in higher education. Attention is paid to the need of developing professional abilities of art teachers. The author reveals some contradictions that arise in the educational process at the university when teaching special art disciplines inhibits the creativity of future professionals. The author notes the importance of developing individuality in future teachers of art as a quality that makes them capable of resisting stereotypes of mass culture. The development of an individual cannot occur in the conditions of a complete limitation of choice that any typology suggests. It is desirable to build an elective model of teaching theoretical and special disciplines at art and pedagogical departments, taking into account students' individual characteristics and inclinations. The development of students' individuality is viewed from such perspectives as the ability to master art and practical skills, to understand the space of culture and art in dialogue, to see and develop the individuality of their own students.

Keywords: education, higher education, humanitarization of education, creative personality, personality development, dialogue, educational process, arts teacher, fine arts, perception of art, history of art.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами. Время стремительного развития и все большего вторжения в учебный процесс цифровых технологий, алгоритмизации различных процессов, стремление к классификации и унификации абсолютно всего, создает обманчивую иллюзию, что все можно описать языком последовательных алгоритмов. Одновременно тиражируется идея, что новый век характеризуется концепцией глобального образования, ориентированного на максимальное развитие способностей творчески мыслящей личности. Стандартные требования к профессиональной компетентности будущего педагога-художника невозможно «привить» или просто «заложить» в его личность. Профессиональная подготовка учителя ИЗО - это такая сфера, где без творческой свободы, возможности экспериментировать на «проблемном поле» искусства просто ничего не «вырастает». Общеизвестно, что в области профессиональной художественной деятельности эффект дает не следование жестким правилам и нормативам, а наоборот необходимость обязательного учета индивидуальных особенностей личности. Именно такой сферой, на наш взгляд, является профессиональная подготовка будущего учителя ИЗО.

В специальной литературе вопрос о роли индивидуальности в культуре в философском, психологическом и педагогическом аспектах рассматривается уже давно. С философских позиций для нас интересны рассуждения Ю.М.Лотмана, который исходил из допущения, что индивидуальные различия (и наслаивающиеся на них груп-

повые различия культурно-психологического плана) принадлежат к самой основе бытия человека как культурно-семиотического объекта [1]. Культурологический ракурс характерен для Б.М.Бернштейна, по мнению которого, возможно, порог творчества располагается там, где стихийный вариативный разброс уступает место варьированию, когда очередное вариантное изменение осознано или хотя бы может быть осознано в данной культуре, как индивидуализация получаемого художественного объекта [2]. Духовное начало в развитии человека связывал с творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, а индивидуальность рассматривал с позиций объективной и субъективной реальности М.С.Каган [3; 4]. Хотя теоретическое изучение вопроса развития творческой личности началось еще в начале ХХ века, но в самой художественной практике интерес именно к творческой индивидуальности на протяжении длительного исторического периода не был выражен. Даже в эпоху Возрождения, с ее напряженным интересом к творческой личности проблема индивидуальности творца, по мнению Л.М.Баткина, оказалась вне зоны внимания [5]. Под индивидуальностью в современной философии искусства понимается неповторимое своеобразие личности самого художника, совершенно особая форма деятельности, итогом которой является уникальный результат его творческого наследия.

В лексикон психологии особое понятие «индивидуа-ция» было введено К. Юнгом [6]. По мнению ученого, источник творчества таится в «коллективном бессознательном», а процесс совершенствования личности пред-

ставляет движение по пути индивидуации. Длительное время в науке преимущественно изучались отдельные качества творческой личности. Развитие творческого воображения и фантазии исследовал Л.С.Выготский, который назвал искусство «общественной техникой чувств» и утверждал, что «все прикладное значение искусства, в конечном счете, и сводится к его воспитывающему действию» [7, с.322]. Хотя в исследованиях последних десятилетий стало общим местом утверждение, что воспитательная функция искусства вообще не считается доминирующей по отношению к его другим функциям.

В современной психологии принято понимать индивидуальность как высший синтез, соединяющий воедино результаты жизненного пути человека. В.С.Мерлин под индивидуальностью понимает не особую группу свойств человека, а на основе ключевого понятия «интегральная индивидуальность» дает представление об индивидуальности как целостной системе индивидуальных свойств человека [8]. Как «глубинное измерение человека» определяет индивидуальность Б.Г.Ананьев [9]. В аспекте духовного бытия человека рассматривают индивидуальность В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев. Человек сначала должен выйти на ступень индивидуальности, культивировать «способности личности рефлектировать саму себя, возвышаться над собой, за пределами самой себя, вне всякого фактического своего состояния, даже своей фактически общей природы» [10, с.340]. Наиболее важным и трудным в пути восхождения к индивидуальности - является преодоление архетипических черт в мышлении, отмечает Ю.М.Орлов [11]. Термин «индивидуальность» в современной психологии часто используется и в широком диапазоне. Жизнь каждого человека уникальна, и «сам факт жиз-нетворчества позволяет рассматривать каждого человека не только как личность, но и как индивидуальность. Способность быть индивидуальностью - специфическая способность человека, отличающая его от всего остального мира» [12, с.283]. Индивидуальность не станет таковой, если будет всецело подчинена только всеобщей обусловленности материального мира [13, с.72]. В психологии принято понимать индивидуальность как высший синтез, интегральный результат жизненного пути человека. В этом понятии фиксируется одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта деятельности, как личности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.). Характерно, что в понимании индивидуальности исследователи отмечают динамизм, выраженное активное начало личности, ее способность к развитию. С позиций художественного образования интересно предположение об эволюции пространства и времени и появлении «у каждого человека своего индивидуального пространства и времени, дополнительного к пространству и времени внешнего мира. Индивидуальных пространств и времен должно быть столько, сколько есть людей. Индивидуальное пространство левши может быть иным, чем у правши» [14, с.134].

В педагогической науке также нашли отражение идеи о развитии индивидуальности. С.И.Гессен писал о развитии личности как индивидуальном творческом акте, «делающем создателя его в свою очередь незаменимым и индивидуальным членом культурного человечества» [15, с.116]. Л.А.Неменская отмечает, что «понятие «индивидуальности» несет в себе структуру диалогичности - взаимодействия. Индивидуальность возникает только в отношении, в среде, как цвет в живописи: «я» не способен понять себя без соотнесения с миром» [16, с.72]. В педагогическом ракурсе индивидуация понимается, как процесс развития личности под влиянием собственной самости. [17, с.127]. Образование в контексте индивидуального развития человека рассматривает Л.А.Степашко [ 18, с. 20-37].

В современной педагогической науке отмечается, что поиск своей индивидуальности всегда сопряжен с

развитием и стремлением постичь общечеловеческие ценности и найти свое художественное видение и понимание мира [19]. С позиций современности очевидно, что пространство гуманитарного образования может наполнить идеями сотворчества, диалога, поисками нового смысла, подлинным интересом к личности ученика и его художественным задаткам только тот учитель, который сам является яркой индивидуальностью.

Формирование целей статьи. Становление учителя изобразительного искусства в профессии - сложный и продолжительный процесс, который, естественно, не завершается с окончанием вуза. Значительный объем заданий по дисциплинам художественного и педагогического цикла, сопряженный с личностными поисками, ориентирован не на запоминание рецептурных «ходов» в разрешении каких-либо педагогических или творческих ситуаций, а на формирование потребности в собственных решениях и способности творчески относиться к проблемным ситуациям. В статье развитие творческой индивидуальности будущего педагога-художника рассматривается таких аспектах:

- развитие личностных качеств будущего педагога, способствующих становлению его индивидуальности в профессии;

- уверенное владение художественно-практическими навыками работы в различных техниках изобразительного искусства;

- развитые коммуникативные способности и умение диалогически осмысливать пространство культуры;

В свете будущей профессиональной деятельности педагог-художник предстает как специалист, постигший художественные приемы и технику изобразительного искусства и имеющий развитый художественный вкус. Он должен быть «продвинутым» зрителем способным интерпретировать произведения искусства разных эпох и учителем способным эстетически развивать учащихся.

Изложение основного материала исследования.

Тот факт, что развитие искусства - удел творческих индивидуальностей, не подлежит никакому сомнению. В сфере изобразительного творчества это, без сомнения, связано с умением не только тонко передавать цвет, моделировать форму, фиксировать пространство, но и образно мыслить. Как хорошо известно из истории мирового искусства эти плоды, не всегда по достоинству оценивается и принимаются современниками. Чем ярче индивидуальность, чем своеобразнее ее видение и воплощение в материале художественного замысла, тем проблематичнее взаимопонимание с современниками. Тем больше шансов у творца уйти в забвение еще при своей жизни (Рембрандт) или быть подвергнутым агрессивному неприятию критиками (импрессионисты). Творческая индивидуальность всегда как бы открывает новые, никому не ведомые миры, опережая свое время и входя в диалог с пространством будущего. При этом умение мыслить нестандартно, индивидуально раздвигает границы творчества автора, а если это качество сопряжено с педагогическими способностями, то итогом может быть даже новое художественное течение.

Мы полагаем, что для развития творческой индивидуальности будущего педагога-художника важную роль играют определенные качества, которые могут быть заложены еще в учебном процессе вуза. В развитии творческой индивидуальности студентов большую роль играет художественное мышление. Конструктивный характер художественного мышления неразрывно связан с умением будущего педагога-художника видеть мир целостно в развернутых диалогических связях, осваивать его симультанно (обеспечивая мысленный охват многообразия), а также умением открывать новые непредвиденные связи. Художественное мышление проявляется, в частности, в органическом синтезировании результатов действия рационального и эмоционального механизмов воображения. Характерные черты художественного мышления проявляются в высокой индивиду-

альной эстетической избирательности, ассоциативности и метафоричности. Большую роль в этом плане играет общекультурный потенциал самой личности, который необходимо развивать в процессе обучения в вузе.

У будущего педагога следует развивать способность эстетического созерцания, в процессе которого происходит не только познание мира, но и самопознание и даже саморазвитие человека, который вступает с ним в личностные отношения. Умение видеть прекрасное не только в музее, но и в окружающем пространстве обогащает внутренний мир личности. Мир чувств и эмоций гораздо лучше развивается посредством воображения, художественной фантазии, интуитивного суждения. Эстетическое созерцание имеет выраженный индивидуальный характер также как индивидуально зрительное восприятие пространства, формы и цвета окружающего мира. Практика художественного творчества и профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства, конечно, связана с процессами визуализации, хотя, естественно, несводима только к ним. Освоением зрительной информации занята значительная часть нашего мозга, но насколько велика эта часть, ученые затрудняются сказать даже приблизительно [20]. Способность эстетического созерцания обеспечивает не только широкий охват познаваемого художественного материала студентам, но и большую свободу по отношению к нему, позволяя выстраивать ассоциативные связи. В сущности можно отметить, что будущий учитель ИЗО не только воспринимает реальное пространство, но и воссозданное в произведениях искусства и в средствах современной визуальной коммуникации, а также, учится создавать его на плоскости или в объеме, что зависит от поставленной перед ним учебной задачи. Эстетическому созерцанию свойственна эвристическая природа, в нем реализуется активное отношение субъекта к окружающему его миру и произведениям искусства.

Становление индивидуальности будущего педагога ИЗО немыслимо без свободы художественного творчества. В профессиональном образовании педагогов-художников естественным образом должна быть учтена свобода выбора в различных творческих и познавательных ситуациях. Любая профессиональная задача решается более активно и целеустремленно в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями будущих учителей. Иметь это в виду и содействовать свободному становлению студентов в процессе изучения педагогических и художественных дисциплин, создавать ситуации возможности выбора, педагог вуза должен постоянно. Возможность аргументировать свою точку зрения, отстаивать свой взгляд на проблему или авторское эскизно-проектное решение. Даже «в обучении «готовым» знаниям учащийся должен обладать правом на собственное видение учебного материала, на его интерпретацию в свете личного, авторского прочтения, а также иметь возможности донести свою позицию другим людям» [21, с.18-19].

Это особенно важно для художественно-практической деятельности, в которой развитие индивидуальности всегда тесно связано со свободой художественного творчества. Экспериментирование с материалами и формами, пробы в различных видах искусства - это поле развития творческой индивидуальности и возможность для нее самореализации в профессиональном плане. Естественно, это не всегда осуществимо в процессе выполнения учебных академических заданий по изобразительному искусству, где строго регламентируется размер композиции, материалы и техника исполнения, так как будущий учитель должен действительно овладеть определенными технико-художественными приемами и навыками. Разрешить это противоречие помогают самостоятельные задания, в которых студент может полностью быть раскрепощен в осуществлении своих творческих замыслов. В принципе это легко достижимо, так как диапазон реализации себя в творческой деятель-

ности практически безграничен. Познание свойств различных художественных материалов позволяет студентам развиваться в восприятии и передачи формы, пространства и цвета, а также и в эстетическом постижении окружающего мира. Освоение свойств и возможностей различных техник изобразительного искусства способствует постепенному развитию собственной, индивидуальной манеры исполнения.

Специфика становления индивидуальности будущего учителя ИЗО сделала необходимым рассмотрение процесса художественно-творческой деятельности, так как ее освоение тесно связано с будущей профессиональной деятельностью. Очевидность этой закономерности очевидна, но как показывает реальная практика в конечном результате это оказывается не всегда достижимым. Трудно назвать творческой индивидуальностью педагога-художника уже закончившего вуз, если на выставках его учеников в их композициях постоянно заметна его «рука». В детском, а также студенческом творчестве достаточно часто можно заметить «тень» педагога по ряду каких-то сложившихся стереотипных ходов в ученических работах (композиционные приемы, цветовые предпочтения и т.д.). Такой педагог словно внедряет свою индивидуальность в учеников, по сути постоянно клонируя в них себя самого, деформируя индивидуальное начало своих воспитанников. Это профессиональный тупик, к которому может вести самонадеянность и самовлюбленность педагога. Выход из этой ситуации - обязательная рефлексия итогов своей деятельности и необходимость проведения обстоятельной работы над профессиональными ошибками.

Иногда истоки этой порочной ситуации кроются в самом обучении будущих учителей ИЗО в вузе. На наш взгляд, одна из деликатных проблем художественного образования - исправление ошибок в учебных заданиях по рисунку и живописи будущих педагогов-художников. В отечественной образовательной практике высшей школы, в отличие от европейской, это явление встречается достаточно часто. Педагог просто вторгается в живописную или графическую композицию студента, сам исправляя грубые ошибки в перспективном построении, пропорциях, тональности и т.д. Наши исследования показывают, как потом «ветвится» эта проблема. Некоторые студенты после «вторжения» просто не могут продолжать свою работу над учебным заданием, испытывая скованность и боясь испортить достигнутые позитивные результаты работы преподавателя, а по сути просто отчуждаясь от учебного задания. Они уже не могут внутренне «присвоить» его себе. Другие испытывают чувство глубокого облегчения, что за них наконец-то была выполнена непосильная им задача. Если педагог вуза постоянно правит свои работы своих студентов в графическом листе или «тесте» масляной живописи, то потом эта же ситуация зеркально отражается в профессиональной деятельности молодых педагогов. Итоги плачевны: молодой учитель не состоялся как индивидуальность. Он не укрепился в этом качестве еще в пространстве вуза, а затем продолжает тиражировать проблему применительно к своим ученикам.

Поскольку на специальных занятиях по практическому изучению рисунка, живописи и композиции, то есть, в творчестве личность развивается и реализуется целостно, поэтому так важно поддерживать интерес к творчеству, особенно если оно с течением времени становится «нормой и формой существования» личности (В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов). Успехи и творческие срывы по изучению художественных дисциплин могут стать для студентов источником глубоких переживаний, диаметральных по своему характеру - от уверенности до полного разочарования в собственных силах. По ходу отметим, что этот процесс в своей сущности является для студента творческим, «проживаемым» самостоятельно и индивидуально. Он может протекать гармонично и трагически, в силу возникающих, непредвиденных ситу-

аций, в которых сопровождение педагога действительно необходимо. Каждая студенческая научная конференция, художественная выставка учебных или пленэрных работ - это демонстрация индивидуальных достижений ее участников, а в итоге - плоды их побед над собой в продвижении к будущей профессии. Создание творческой атмосферы на факультете, постоянная организация индивидуальных, групповых выставок будущих учителей или завершение учебных курсов проведением конференций, способствует укреплению индивидуальности будущих педагогов.

При характеристике индивидуальности педагога стержневым признаком выступает развитая коммуникативность. Культура общения педагога ИЗО обеспечивается его интеллектуальной, эмоциональной и нравственной развитостью. Личность обретает и раскрывает себя во всей полноте только тогда, когда находится в диалоге с Другим. Поэтому в будущем педагоге должна быть укреплена способность внимательно рассматривать каждое самостоятельное решение или «прочтение» художественного образа в работах учащихся. Главное -оно должно быть объектом пристального, неформального и доброжелательного анализа. Свобода в обсуждении композиционного замысла, решение оптимальных путей исправления ошибок, обмен идеями и совместный поиск ценностных смыслов также способствует вызреванию творческой индивидуальности участников диалога. Особое внимание следует уделять процессу совместного обсуждения произведений искусства в музейном пространстве, на вернисажах, так как по сути неизбежно изначально предполагает вариативность суждений. Каждый человек эстетически переживает и «считывает информацию» с произведения искусства индивидуально. В принципе не может быть двух одинаковых прочтений, так как в душе каждого «живет и говорит» свое произведение. Процесс этот глубоко личностный, зависящий от возраста, культурного уровня, эстетических предпочтений участников диалога и с позиций герменевтики неисчерпаемый. Индивидуальные суждения педагога-художника в области искусства должны быть подкреплены знанием законов и закономерностей развития искусства. Он должен ориентироваться в современной культурной жизни, быть чутким к изменениям и новациям происходящим в искусстве.

Рассмотрим проблему индивидуального в художественном образовании в широком ключе. В развитии истории изобразительного искусства появление нового всегда тесно связано с ролью индивидуальности творца. Мера развития индивидуального определяется степенью свободы или зависимости уже в процессе обучения. Достаточно часто это проявляется в подражании мастеру или следовании школе, указывая на недостаточное развитие индивидуального. На начальном этапе творческого развития следование за мастером, школой или творческим методом характерно для многих начинающих художников. Достаточно обратиться к истории искусств и вспомнить последователей Караваджо в XVII в. или бесконечный шлейф молодых европейских и отечественных «сезаннистов» уже в ХХ веке, которые в дальнейшем обрели свою творческую индивидуальность. Совершенно очевидно, что в рамках традиции также на каком-то этапе может происходить развитие индивидуального творческого начала личности, иногда расширяя границы представлений о какой-либо школе или течении в искусстве. Как только развитие индивидуального выходит за границы какой-либо традиции, начинает вырисовываться уже новое качество, определяющееся самостоятельным движением творческой личности по пути индивидуальности.

Индивидуальность будущего учителя ИЗО должна проявляться в умении находить свои авторские решения и не растворяться в потоке единообразия. Развитый художественный вкус и ориентированность в процессах, происходящих в попкультуре позволит педагогу-ху-

дожнику противостоять штампам массовой культуры. Полагаем важным для педагога является понимание тех изменений, которые произошли в области искусства с развитием цифровых технологий. В компьютерном искусстве, судьба оригинала художественного произведения и его уникальности, впервые как проблема поставленная В. Беньямином, сегодня приобрела совершенно новые измерения. Традиционный взгляд на произведение искусства как материальный объект уже претерпел глубокую трансформацию, так как произведение цифрового искусства может просто существовать в виде файла. В связи с этим появились неограниченные возможности для тиражирования оригинала [22].

Доступность цифровых технологий, абсолютная погруженность в виртуальное пространство молодежи требует от будущего учителя ИЗО необходимости ориентироваться в художественном уровне продукции такого рода. Развитие индивидуальности как «глубинного измерения человека» - это черта педагога-художника, характеризующая его творческое и созидательное начало, способное также противостоять бесконечным убогим цитатам массовой культуры.

Выводы исследования. Процесс развития творческой индивидуальности будущего педагога-художника в вузе в дальнейшем обретает особую временную перспективу, продолжаясь не только в его профессиональной деятельности, но и в жизни его учеников. Благодаря этому творческая индивидуальность учителя изобразительного искусства обогащает и подпитывает современное культурное пространство.

С позиций современной педагогической науки преподавателю вуза необходимо видеть в студентах личностное духовное начало, помогать развитию их индивидуальности. Для нас творческая индивидуальность будущего педагога-художника ассоциируется, в первую очередь, с сохранением и развитием тех природных художественных задатков, которыми она изначально наделена. Будущий учитель изобразительного искусства должен начать «восхождение к индивидуальности» (Ю.М.Орлов) еще в учебном процессе вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв: Внутри мыслящих миров. СПб.: Искусство, 2000. - 703 с.

2. Бернштейн Б.М. Традиция и канон: Два парадокса //Советское искусствознание 80. 2. М.: Советский художник, 1981. С.113 - 127.

3. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 5 - 15.

4. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.

5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

6. Юнг К. Архетип и символ. М.: Политиздат, 1991. 326 с.

7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Азбука, 2000. 249 с.

8. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под ред. Е.А. Климова. М., Воронеж, 1996. 448 с.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы челове-кознания. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 371 с.

11. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Провещение, 1991. 287 с.

12. Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека //Мир психологии. 1999. №4. С. 279-295.

13. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М.: Флинта, 2000. 109 с.

14. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Асимметрия

мозга и асимметрия сознания человека // Вопросы философии. 1993. №4. С. 125-134.

15. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

16. Неменская Л.А. Эстетический характер самопознания // Педагогика. 1990. № 12. С. 71-76.

17. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. 184 с.

18. Степашко Л.А. Учитель и реформирование современной школы: Ценностно-мировоззренческий и генетический аспекты профессионального педагогического мышления. Хабаровск.: ХГПУ, 213. 114 с.

19. Инновационные модели обучения в художественном образовании // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2010. № 3(67). С. 228-231.

20. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. М.: Мир, 1998. 248 с.

21. Лернер П.С. Обучение и образование: синонимы или разные понятия? // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 18-24.

22. Мигунов А.С. Эстетика, искусство и современные гуманитарные технологии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2011. № 3. С. 3-24.

Статья поступила в редакцию 18.05.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.