Научная статья на тему 'Одномерное восприятие искусства будущими учителями изо как педагогическая проблема'

Одномерное восприятие искусства будущими учителями изо как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL TECHNOLOGIES / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / MASS CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER EDUCATION / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANITARIZATION OF EDUCATION / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / CREATIVE PERSONALITY / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY DEVELOPMENT / ДИАЛОГ / DIALOGUE / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА / PERCEPTION OF ART / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / HISTORY OF ART / ARTS TEACHER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шишкина Виктория Авенировна

В статье рассматриваются общие вопросы, связанные с изменением восприятия произведений искусства будущими учителями ИЗО. Это явление тесно связано с трансформациями, происходящими в культуре и искусстве конца ХХ начала ХХI века. Характерной приметой современности стало, в частности, развитие цифровых технологий. Для специалистов в области искусствоведения, культурологии и философии искусства уже совершенно очевидно, что буквально на наших глазах за сравнительно короткий промежуток времени произошли радикальные изменения в области морфологии изобразительного искусства. Кажущаяся доступность ресурсов цифровых технологий, позволяющих легко «творить» без помощи карандаша, кисти и знания элементарных законов композиции породила мощный всплеск «визуального мусора». Заметно изменившаяся визуальная среда естественным образом влияет на эстетическое восприятие будущих педагогов-художников. Назрел вопрос о необходимости анализа сложившейся ситуации хотя бы в самом общем виде, так как на художественно-графические факультеты часто поступают молодые люди с неразвитым эстетическим сознанием, не желающие и не стремящиеся к самоотдаче и глубинной внутренней работе. То есть, в будущую профессию педагога-художника пытаются войти люди с потребительским отношением к искусству и это требует от преподавателя вуза необходимости актуализировать эстетические потенции студентов, расширять «горизонт души», чувств и эмоций, чтобы понять их над уровнем одномерного обыденного восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE-DIMENSIONAL PERCEPTION OF ART BY FUTURE FINE ARTS TEACHERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article deals with general issues related to changing the perception of works of art by future teachers of fine arts. This phenomenon is closely related to the transformations taking place in the culture and art in the end of the twentieth and in the beginning of the twenty-first centuries. A characteristic feature of modernity is, in particular, the development of digital technologies. It is already quite clear for experts in the field of art criticism, cultural studies and philosophy of art that radical changes have occurred in the field of the morphology of fine art literally before our very eyes in a relatively short period of time. The apparent availability of digital technology resources, which allow us to "create" easily without the help of a pencil, a brush and knowledge of the elementary laws of composition, has resulted in a powerful surge of "visual garbage". A noticeably changed visual environment naturally affects the aesthetic perception of future art teachers. The question has arisen of the need to analyze the situation at least in the most general form, since young people with an undeveloped aesthetic consciousness often enter art and graphic departments, and they do not strive for dedication and deep spiritual work. That is, people with a consumer attitude toward art try to enter the profession of a teacher and artist. Thus, university professors are required to develop the aesthetic potentialities of their students, expand the "horizon of their soul," develop their feelings and emotions and raise them over the level of one-dimensional everyday perception.

Текст научной работы на тему «Одномерное восприятие искусства будущими учителями изо как педагогическая проблема»

Шишкина Виктория Авенировна ОДНОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ..

УДК 378:7

ОДНОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСКУССТВА БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ ИЗО КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

© 2017

Шишкина Виктория Авенировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры

«Изобразительное искусство» Тихоокеанский государственный университет (680000, Россия, Хабаровск, ул. К.Маркса, 68, e-mail: Shish15@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются общие вопросы, связанные с изменением восприятия произведений искусства будущими учителями ИЗО. Это явление тесно связано с трансформациями, происходящими в культуре и искусстве конца ХХ - начала XXI века. Характерной приметой современности стало, в частности, развитие цифровых технологий. Для специалистов в области искусствоведения, культурологии и философии искусства уже совершенно очевидно, что буквально на наших глазах за сравнительно короткий промежуток времени произошли радикальные изменения в области морфологии изобразительного искусства. Кажущаяся доступность ресурсов цифровых технологий, позволяющих легко «творить» без помощи карандаша, кисти и знания элементарных законов композиции породила мощный всплеск «визуального мусора». Заметно изменившаяся визуальная среда естественным образом влияет на эстетическое восприятие будущих педагогов-художников. Назрел вопрос о необходимости анализа сложившейся ситуации хотя бы в самом общем виде, так как на художественно-графические факультеты часто поступают молодые люди с неразвитым эстетическим сознанием, не желающие и не стремящиеся к самоотдаче и глубинной внутренней работе. То есть, в будущую профессию педагога-художника пытаются войти люди с потребительским отношением к искусству и это требует от преподавателя вуза необходимости актуализировать эстетические потенции студентов, расширять «горизонт души», чувств и эмоций, чтобы понять их над уровнем одномерного обыденного восприятия.

Ключевые слова: цифровые технологии, массовая культура, образование, высшая школа, гуманитаризация образования, творческая индивидуальность, развитие личности, диалог, учебный процесс, педагог-художник, изобразительное искусство, восприятие искусства, история искусства.

ONE-DIMENSIONAL PERCEPTION OF ART BY FUTURE FINE ARTS TEACHERS

AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

© 2017

Shishkina Viktoria Avenirovna, Doctor of Pedagogy, Professor of the Fine Arts Department

The Pacific National University (680000, Russia, Khabarovsk, K. Marksa street, 68, e-mail: Shish15@yandex.ru)

Abstract. The article deals with general issues related to changing the perception of works of art by future teachers of fine arts. This phenomenon is closely related to the transformations taking place in the culture and art in the end of the twentieth and in the beginning of the twenty-first centuries. A characteristic feature of modernity is, in particular, the development of digital technologies. It is already quite clear for experts in the field of art criticism, cultural studies and philosophy of art that radical changes have occurred in the field of the morphology of fine art literally before our very eyes in a relatively short period of time. The apparent availability of digital technology resources, which allow us to "create" easily without the help of a pencil, a brush and knowledge of the elementary laws of composition, has resulted in a powerful surge of "visual garbage". A noticeably changed visual environment naturally affects the aesthetic perception of future art teachers. The question has arisen of the need to analyze the situation at least in the most general form, since young people with an undeveloped aesthetic consciousness often enter art and graphic departments, and they do not strive for dedication and deep spiritual work. That is, people with a consumer attitude toward art try to enter the profession of a teacher and artist. Thus, university professors are required to develop the aesthetic potentialities of their students, expand the "horizon of their soul," develop their feelings and emotions and raise them over the level of one-dimensional everyday perception.

Keywords: digital technologies, mass culture, education, higher education, humanitarization of education, creative personality, personality development, dialogue, educational process, arts teacher, fine arts, perception of art, history of art.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами. На протяжении длительного времени о культуре традиционно говорили и писали, как важна ее рекреативная функция, связанная с восстановлением и приведением в норму духовного мира личности, то есть с тем, что обычно называется обновлением или «очищением души» [1; 2, с. 42-43]. При этом также высказывается мысль о том, что на образование и развитие человека постепенно накладывается «мозаичная культура» (А.Моль), обрушивая на него шквал самой противоречивой информации, в том числе и визуальной [3, с.35]. Это процесс негативный, разрушающий личность противоположен тому, что может происходить в театре, музее, в храме (Б.В. Марков, П.А.Флоренский) [4; 5]. П.А.Флоренский, видевший в искусстве скорее выражение абсолютной Истины был убежден, что произведение искусства без конкретных условий художественного бытия просто «умирает или по крайней мере переходит в состояние анабиоза, перестает восприниматься, а порою - и существовать как художественное»[5, с. 202]. Философы и культурологи отмечают, что культура может иметь и репрессивную функцию [6; 7]. С.И.Гессен отмечает несоответствие ритмов внутреннего развития личности с мощными «центробежными силами внешней культуры». Такой

человек «мыслит чужими мыслями и чувствует чужими чувствами» [6, с.79-80]. Читая работы культурологов, посвященных анализу культуры и искусства ХХ - начала XXI века отметить насколько изменились ее характеристики [8; 9; 10]. Т.Адорно со всей определенностью отмечает утрату искусством самодостаточности вследствие «авторитарного позора индустрии культуры» [11, с. 30] Отечественные и зарубежные культурологи все глубже укореняются в мысли о том, что постмодернизм, легитимизирующий хаос мира и доселе несвойственные человеку возможности мировосприятия, основанные на виртуальных компьютерных технологиях, пронизан пессимизмом. Так, В.А.Кутырев отмечает пагубность воздействия на человека экранной культуры, которая способна его самого «превратить в фантом» [12, с.47-48]. Исследуя «лабиринты авангарда» В.С.Турчин отмечает широкое использование передовых технологий художниками. Ученый отмечает, что «теперь интерес к технике и «готовому продукту» рассматривается всего лишь как инструмент пересоздания среды, как некая визуальная пластика, свободно сочетающаяся с информационными репродуцирующими системами» [13, с. 240].

Современная историческая ситуация показывает, что мы имеем дело со сложным культурным явлением, развивающимся в обществе тотального потребления, где

Шишкина Виктория Авенировна ОДНОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ...

товаром является абсолютно все. Исследователи постмодернистской масскультуры едины в том, что в основе ее функционирования находится исключительно коммерческая, по своей сути, технология производства образов. Репрессивная культура мощно подстегивает одномерные влечения среди людей, погружая их в систему лишь потребительских ориентаций. Коммерческие интересы пронизывают сферу искусства, способствуя доминированию одномерного сознания в обществе. Все же нельзя считать, что негативные явления в культуре и искусстве появились на перекрестке нулевых. Понятие «одномерный человек» введенное в научный оборот Г.Маркузе еще в прошлом веке свидетельствует о протяженности во времени самого явления [14]. Погруженными в круговорот масскультуры оказываются и те молодые люди, кто приходит учиться в педагогический вуз и в дальнейшем получит квалификацию учителя изобразительного искусства.

Пожалую наиболее ярким примером в этом плане может служить выраженные изменения в восприятии художественных произведений будущих специалистов ИЗО. Тотальная погруженность в виртуальное пространство как-то заметно снизила у них интерес не только к миру реальному, но и миру искусства, как к чему-то недосягаемому и непонятному, а это явно свидетельствует о неразвитости и начавшейся деформации эстетического сознания.

Формирование целей статьи. Специалисты в области культурологии и философии искусства давно констатируют, что культура перестала быть нормативной, а также «ориентированной на гуманистический идеал совершенной личности» (Ю.Арабов). В специальной литературе все чаще встречается информация о попкультуре, о необычайно разветвленной субкультуре среди молодежи, китче и т.д. Нам не нужно позиционировать смысловые различия. Отметим лишь общее: термины отражают отчетливые слои современной культуры общества массового потребления. Они фиксируют неглубокий уровень художественного сознания молодежи. По созвучию с термином Г.Маркузе «одномерный человек», мы выбираем такую позицию, как уровень неразвитого сознания будущих специалистов, его одномерность, выражающуюся в полной закрытости от мира искусства и его обедненном поверхностном восприятии. Важная задача компьютеризации образования будущих специалистов не должна затмевать гуманную суть образования педагогов ИЗО. Оно должно быть не только ориентировано на высокие в художественном отношении произведения искусства, но и пробудить в них стремление к полноценному восприятию искусства. Изменившаяся социокультурная ситуация требует от педагога вуза умения «раскрыть» для студентов пространство произведений изобразительного искусства. Показать им способы передачи реального пространства в искусстве, стилевые и содержательные особенности каждой эпохи, познакомить с великими мифологиями мира и т.д. - это все должно стать пищей для сердца, души и ума. Вход в пространство высокой культуры, кажущийся для ряда студентов давно забытым во времени, может и должен быть осуществлен педагогом вместе со студентами.

Изложение основного материала исследования. Естественно, культура многослойна, и наш взгляд совпадает с мнением культурологов о том, что массовая культура, к сожалению, органично соотносится с образом жизни миллионов людей. В этом отношении она невероятно устойчива и жизнеспособна, постоянно транслируя себя, превращает в сознании людей в норму то, что по сути своей глубоко ущербно. Можно ли считать это трагедией современности и чем-то из ряда вон выходящим? Отвечая на этот вопрос, можно уверенно констатировать, что антиномичность это одно из свойств культуры, да и китч был всегда. Только сейчас он стал более агрессивным, технически совершенным, уверенно идущим в ногу со временем.

Черты одномерного восприятия искусства - это полная «потеря» себя в окружающем культурном пространстве. Это потеря вертикали и нормы культуры, ориентированной на духовное развитие личности. Такая утрата приводит человека к плоскостности окружающего пространства и мира искусства, который ассоциируется с немотой и недоступностью и кажется глубоко архаичным. Психологи отмечают, что на развитие художественного сознания человека мощно воздействуют технологии виртуальной реальности. Мы со своей стороны отметим, что выраженный феномен интерактивности компьютерных игр по своей сути сводится только лишь к опознаванию стремительно скользящих объектов. Примитивная фиксация глазами изменений на поверхности экрана не способствует развитию рефлексии и даже не предполагает движение мысли. К сожалению, оказываются незапущенными и замирают глубинные механизмы развития личности, ее восприятие окружающего культурного пространства оказывается обедненным, а также замирает развитие исторической памяти, связывающей личность с социумом [15]. Исследователи отмечают важность укрепления исторической памяти средствами искусства, так как «память той или иной социальной общности (народа) о важнейших событиях своего прошлого является одной из наиболее специфических традиций-воспоминаний, формирующих стереотипы воспитания» [16, с. 257]. Это то, объединяет людей в конкретной исторической, а порой и трагической социокультурной ситуации.

Опасность для личности погруженной в созерцание экрана состоит в том, что такой понятный и комфортный мир экранной картинки становится притягательнее мира реального, что, к сожалению, не спасает человека от духовных потрясений и кризисов реальной жизни. Особо следует отметить изменения в восприятии личностью произведений искусства. Оно становится поверхностным, ориентированным исключительно на образцы массовой культуры, а при восприятии классического искусства оценивается только по одному критерию «сходству» с окружающим нас миром. Оказываются совершенно невостребованными, порой даже и не возникают попытки истолкования произведений искусства. В итоге невероятно занимательными для одномерного восприятия искусства становятся, например, динамичные воплощения классической живописи в 3d технологии. Хотя даже на самом начальном этапе, по мнению ученых, шаги по интерпретации произведений изобразительного искусства могут способствовать полноценному развитию личностных способностей. Постижение смысла произведения искусства с позиций иконологии (Э.Панофский) и герменевтики (Э.Тисельтон) всегда связано с глубиной проникновения в художественный образ, понимания скрытых интенций и аллегорий [17; 18, с.378].

Характерно, что в изобразительном искусстве уже во второй половине ХХ века отчетливо прослеживается линия, отражающая внимание публики исключительно к материальным благам. Это нашло отражение в искусстве 60-х годов прошлого века, в частности, в художественной практике поп-арта (США и Европа, особенно Англия). Объекты и плоскостные композиции, а также инсталляции созданные на основе комиксов и рекламных журналов, дают абсолютную иллюзию одномерного потребительского рая (Т.Вессельман Р.Лихтенштейн, Р.Хамильтон). Произведения мастеров поп-арта саркастичны, в них отчетливо проявлена ирония направленная на масскультуру потребления, ее плоскостность и убогость. Для любого современного художественного течения нужен готовый материал, которому придается дополнительный оттенок смысла. Для поп-арта это предметы быта «счастливой и сытой Америки», а для соц-арта перестроечной России - предметы быта советского (В.Комар, А.Меламид). Даже этот приведенный пример показывает, что традиционно искусство рассма-

Шишкина Виктория Авенировна педагогические

ОДНОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ... науки

тривается как культура отношения к миру, оно предполагает не только передачу художественного опыта, но и несет в себе систему образных языков, символов и метафор. Шкала ценностей в искусстве также не существует вне исторического времени. Она создается и пересоздается на основе более общей шкалы - соотношения ценностей этой истории. В самом общем виде, изобразительное искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности и его задача сводится к познанию эстетического, к интерпретации искусства и явлений окружающего мира.

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, так как может воспитывать не только в духе возвышенных идеалов. В целом искусство, по мнению специалистов, выполняя коммуникативную функцию, способно поддерживать открытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа, открытость восприятия [19].

Значительную роль в развитии у личности художественного восприятия произведений изобразительного искусства играет художественно-педагогическое образование. Оно способно актуализировать ее эстетические потенции, расширить горизонт души и чувств. Классическое изобразительное искусство в лучших своих творениях предполагает овладение эстетическим отношением к природе и людям. Позитивное развитие проявляется и во внутренних изменениях личности, в развертывании устойчивых диалогических связей с миром, в расширении границ восприятия предметно-чувственного мира.

Казалось бы в процессе профессионального обучения будущих учителей ИЗО многие проблемы, связанные с восприятием произведений искусства, могут сниматься сами собой, так как учебный процесс строится на материале изобразительного искусства. Тем не менее можно констатировать: современный студент заметно отличается от своих предшественников. Для этого достаточно провести простой эксперимент, тестируя будущего специалиста на элементарный вопрос: «Почему он любит изобразительное искусство?» Мы получим примечательную картину, так как часть студентов обязательно проявит при этом свой исключительно потребительский интерес. Оказывается изучение такой учебной дисциплины как история искусств для них оказывается важным потому, что для оформления интерьеров «новым русским» следует непременно знать историю стилей и т.д. Характерной особенностью последних лет стало то, что на художественно-графический факультет стали приходить абитуриенты, имеющие слабый уровень подготовки по рисунку и живописи. Достаточно часто такой уровень подготовки и нежелание глубоко осваивать эти очень сложные учебные дисциплины, требующие полной внутренней самоотдачи, работы ума и сердца. На специальных занятиях от студентов можно услышать лаконичный ответ, что «теперь все это сделает компьютер». В чем-то эта ситуация анекдотично напоминает то отдаленное от нас более, чем столетие время, когда появилась фотография. В разгоревшихся тогда спорах порой высказывалась мысль о преимуществе фотографии и неизбежном угасании изобразительного искусства и профессии художника. Удивительно то, что великолепный инструментарий, которым являются цифровые технологии, в сознании будущих специалистов неожиданно наделяется антропомофной способностью к творчеству. На лицо выраженная деформация сознания молодых людей в полной мере, по-видимому, пока еще не осмысленная специалистами. Мы сталкиваемся с поразительной ситуацией, студент, выбравший художественно-творческую направленность будущей профессиональной деятельности на самом деле равнодушен к искусству и не испытывает никакого желания «впускать» искусство в свой духовный мир. Мир искусства воспринимается 198

просто как мир параллельный и выйти на диалогический уровень педагогу высшей школы в такой ситуации крайне сложно.

Безусловно, произносить воинственные речи, «обрушивая» перед будущими специалистами «столпы» попкультуры бесполезно. Студент живет в окружении тотального китча, но при этом считает его абсолютной нормой и более того вертикалью современности. Печально, но тонкий и сложный механизм восприятия искусства запускается преимущественно на проявления масскультуры и у будущих педагогов-художников создается иллюзия восприятия полноценной художественной продукции. В этом одномерном слое им вполне уютно и этот внешне яркий, но бесконечно убогий мир кажется студентам гармоничным и притягательным. В материале попкультуры или субкультуры он испытывает всю гамму восприятия, раскрытия чувств и «пики переживания» (А.Маслоу). Современные студенты в своем большинстве не читают и не пишут, а просто смотрят в Интернете, даже не пытаясь проверить или осмыслить увиденное. Полное отсутствие культуры работать и воспринимать подлинные произведения искусства в значительной степени связано с тем, что сейчас это заменяют квазиобъекты. Еще Беньямином Вальтером было отмечено, как изменилась роль произведения искусства в процессе его технической воспроизводимости. Философ отмечает «глубокое потрясение самой традиции» существования художественных произведений, обусловленного появлением технической репродукции [20, с.15]. В силу «технической воспроизводимости произведение искусства лишается своей ауры» [20, с.22]. Очевидно то, что оно, конечно, перестает быть оригиналом. С массовым развитием цифровых технологий буквально на глазах происходят очевидные изменения в процессе потребления искусства. Так как студентами между виртуальной и реальной галереями разница не фиксируется, то при этом совершенно снимаются профессиональные вопросы, играющие важную роль при восприятии подлинника (масштаб, фактура поверхности или синтез в сочетании использованных материалов), что возможно только при общении с оригиналом.

Решить проблему качественного восприятия произведений искусства в рамках одного учебного предмета («История изобразительного искусства») практически невозможно. Только при участии специалистов, преподающих практические художественные дисциплины изобразительного цикла (живопись, рисунок, композиция. скульптура) это действительно реально. Будущие учителя пока не думают о том, что культура многослойна и антиномична. Следует на реальных примерах показывать как функционирует масскультура и как работают ее механизмы воздействия на личность. Буквально с первого занятия по истории изобразительного искусства надо делать акцент на том, что мы живем в интересное время. Буквально на наших глазах происходит процесс разительных изменений, происходящих в морфологии искусства, которая во все времена была необычайно подвижной. В силу различных исторических ситуаций доминировали те или иные виды, а то и жанры искусства. На доступных примерах можно показывать, как связано изобразительное искусство с фотографией и кино, как они всегда взаимно подпитывали друг друга. Надо студента побудить к размышлению над тем, что происходит в их «экранном» мире и как это сделано. Диалогичность мира искусства помогает перебрасывать «мосты» из древности к современности и наоборот. Нужно стремиться разрешить противоречие, имеющее место в учебном процессе вуза, когда мы со студентами анализируем исключительно программную классику, а живут они в тотальном китче. Это противоречие порождает у будущих учителей ощущение непреодолимой дистанции, какого-то параллельного и забытого мира классического искусства. Даже в рамках несоизмеримо малого количества часов по специальным дисциплинам АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)

Шишкина Виктория Авенировна ОДНОМЕРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ...

художественного цикла бакалавриата надо по новому строить учебные курсы, показывая, как масскультура подпитывается классикой, а цитаты и реплики стали характерной особенностью постмодернизма. Студентами должно быть осознано, если не знаешь истории искусства прошлых веков, то ты не в состоянии постичь современное искусство.

Педагог по истории искусств должен стремиться к развитию коммуникативных способностей будущих педагогов-художников в материале изобразительного искусства. Вербализация художественного образа в искусстве является неотъемлемой составляющей эстетического восприятия, а также важным профессиональным качеством. Мы постоянно сталкиваемся с косноязычием студентов, неумением выразить свои чувства и мысли, порой отсутствием интереса как-то осмыслить увиденное. С одной стороны нужен другой, «чтобы целостно постичь все структуры своего бытия», то есть индивидуальное бытие как бытие Я «в своем бытии содержит бытие другого» (Ж.Сартр), а с другой незнание языка искусства и редкие контакты с подлинными произведениями превращают изобразительное искусство в нечто недоступное и чужое, а все незнакомое обычно отторгается. Не следует думать, что проблема кризиса восприятия произведений искусства современной молодежью недавняя. Все это сути было всегда, пожалуй обрело большую глубину и масштаб. Не случайно такой популярностью и вниманием пользуется творчество таких художников как И.Глазунов и А.Шилов. Живопись этих художников -это пример необычайно точного попадания в обыденное массовое сознание (написано в скрупулезной иллюзионистической манере и это подкупает неподготовленного зрителя). Плоское обыденное сознание не видит разницы, скажем, между «Автопортретом» (1848) К.Брюллова, написанного незадолго до смерти, и «Автопортретом» (1996) А.Шилова, демонстрирующего благополучное мещанство, так как и то и другое, на взгляд неподготовленного зрителя, «нарисовано очень даже похоже».

Между тем, восприятие художественного произведения личностью многопланово, так как совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание, постижение логики развития авторской мысли, богатство и раз-ветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции. Моментом художественного восприятия является «перенесение» реципиентом образов и ситуаций на собственную жизненную ситуацию, идентификация героя со своим «я». То есть, личность обретает возможность проиграть «в воображении, в художественном переживании одну из неисполненных в жизни ролей» (Ю.Б. Борев). Проблема полноценного восприятия произведений изобразительного искусства современным молодым зрителем стоит действительно очень остро и запустить этот механизм сложно. Клиповое поверхностное восприятие студентов не расположено к созерцательности и рефлексии, похоже просто не предполагает ее, так как оно по своей сути одномерно. Невольно возникает вопрос о том, будет ли кому размышлять над великолепно скомпанованым видеорядом, словно цикл картин, в фильмах А.Тарковского? Колоссальный материал истории изобразительного искусства требует работы души и чувств, рефлексии и пробуждения исторической памяти нового поколения учителей.

Выводы исследования. Осознавая насколько современная культурная ситуация, отличается от предшествующих периодов, мы должны помнить о необходимости полноценного профессионального развития будущих педагогов-художников. Понимание антиномичности и многослойности культуры и искусства, студентами должно быть осмыслено и усвоено на аксиоматическом уровне еще за годы обучения в вузе. Педагоги по специальным теоретическим и художественным дисциплинам должны избегать профанации ценностей и мнимой интерактивности, приводящей к торможению рефлексии будущих педагогов-художников и пагубно влияющих

на полноценное восприятие произведений изобразительного искусства.

Направление будущей профессиональной деятельности учителей ИЗО ориентировано на подрастающее поколение, также погруженного в пространство массовой культуры. Побудить своих учеников к глубине мысли, разбудить критическое и эстетическое сознание и показать полноту жизни в классическом искусстве, задача которую должны решать в дальнейшем будущие педагоги-художники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.

2. Маниковская М.А. Художественная культура в структуре жизнедеятельности общества: монография. Хабаровск: ГОУ ВПО ХГПУ, 2004. 213 с.

3. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 209 с.

4. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999. 188 с.

5. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств: Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1998. 202 с.

6. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

7. Маньковская, Н.Б. Постмодернизм, постпостмодернизм и проблемы гуманизма / Н.Б. Маньковская // Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива. М., 1997. С. 146 - 153.

8. Головко В.К. Жак Рансьер. Эстетика повседневности как политическая ставка современного искусства //Вопросы философии. 2009. №12. С. 139-143.

9. Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Мир, 1990. 214 с.

10. Хайдеггер М. Исток художественного творения: Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ веков: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 301 с.

11. Адорно Т. Разыскусствленные искусства: К критике индустрии культуры: Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 132 с.

12. Кутырев В.А. Разум против человека: Философия выживания в эпоху постмодернизма. М.: ЧеРо, 1999. С. 47-48.

13. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.

14. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Прогресс, 1994. 368 с.

15. Симонов П.В. Информационная теория эмоций и психология искусства: Искусствознание и психология художественного творчества. М.: Наука. 1998. 352 с.

16. Левина Ж.Е., Вотчин И.С. Формирование исторической памяти как компоненты социального интеллекта средствами искусства // Философия образования. 2006. № 1. С. 257-262.

17. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства. СПб.: академический проект,1999. 393 с.

18. Тисельтон Э. Герменевтика. Черкассы: Коллоквиум, 2011. 430 с.

19. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: Социально-психологическая концепция. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1995. 200с.

20. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Прогресс, 1996. С. 30-36.

Статья поступила в редакцию 04.05.2017.

Статья принята к публикации 23.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.