УДК 378. 22-057 . 175:7 . 01
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2017-8-59-67
ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» И «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
Н. И. Романова, С. П. Лазарев
Томский государственный педагогический университет, Томск
Представлен инновационный образовательный проект факультета культуры и искусств Томского государственного педагогического университета по профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Изобразительное и искусство» и «Мировая художественная культура». Проект рассчитан на весь пятилетний курс обучения и призван поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку будущих педагогов по изобразительному искусству на основе компе-тентностного подхода. Основной результат проекта - на основе теоретических и практических знаний, полученных студентом в ходе освоения дисциплин культурологического, педагогического и художественно-творческого направлений, овладеть компетенциями будущего педагога, что в итоге должно быть продемонстрировано в процессе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: образовательный проект, профессиональная компетентность, педагогическое сопровождение, изобразительное искусство, искусствоведческий анализ, копирование произведений изобразительного искусства, выпускная квалификационная работа.
На факультете культуры и искусств (ФКИ) Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) в соответствии с Образовательной программой [1] разработан и начал свою реализацию образовательный проект, призванный поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку будущих педагогов по изобразительному искусству на основе компетентностного подхода. Таким образом, на факультете складывается определенная система теоретических и практических занятий, позволяющая в процессе изучения дисциплин культурологического, педагогического и художественно-творческого направлений выйти на уровень межпредметных и метапредметных связей в рамках образовательного процесса. Именно в использовании этих связей и состоит прежде всего инновационность проекта, а также в том, что он предполагает продуманную поэтапную систему всего профессионального обучения в вузе и объединяет в единое целое теоретическую и практическую подготовку. Обучение осуществляется в виде своеобразного «сопровождения» преподавателями кафедры, начиная с первого курса и заканчивая на стадии выпуска и присвоения квалификации «бакалавр» (всего пять лет). В итоге происходит постепенное включение и вовлечение студента в образовательный процесс, в ходе которого обеспечивается его профессиональный рост.
Идея и разработка проекта принадлежат авторам статьи, преподавателям кафедры музыкального и художественного образования ТГПУ. Проект поддержан руководством факультета в лице декана Е. А. Каюмовой.
Основной результат проекта - формирование, овладение и совершенствование компетенций будущего педагога, что в итоге должно быть продемонстрировано в процессе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы (ВКР). Для начала необходимо объяснить, что из себя представляет ВКР выпускника-бакалавра ФКИ ТГПУ по профилям «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура». Студенты выпускного курса одновременно готовят письменную и творческую часть ВКР. Поэтому перед обучающимися стоит весьма непростая задача: продемонстрировать свои профессиональные педагогические, творческие и научно-исследовательские знания, умения и навыки, полученные и усовершенствованные за период обучения в вузе.
Письменная часть ВКР имеет традиционную структуру (две главы, параграфы) и подчиняется общепринятым требованиям, но исходя из специфики направления и профилей подготовки, имеет свои особенности. Так, первая глава демонстрирует теоретические знания в области истории изобразительного искусства, мировой художественной культуры, теории культуры, а также владение теоретическими научно-исследовательскими умениями и навыками. Вторая эмпирическая глава имеет педагогическую направленность и, как правило, содержит результаты и выводы методической, экспериментальной работы с детьми, проведенной в период прохождения педагогической практики (5-й курс), и демонстрирует приобретенные и наработанные педагогические знания, умения и навыки, а также владение эмпирическими методами научного ис-
следования. Безусловно, обе главы между собою связаны, о чем более подробно будет сказано ниже.
Творческая часть ВКР заключается в создании продукта художественной деятельности - живописного полотна, графической работы и др. и должна на практике продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные в области изучения изобразительного искусства (знание и владение жанровыми и стилистическими особенностями создаваемого художественного произведения, различными техниками, методиками и т. д.).
Для того чтобы студент мог успешно осуществлять столь достаточно сложные задачи и выходить на достойный уровень своей будущей ВКР, и был задуман и разработан проект, предполагающий постоянное движение обучающегося по образовательной траектории к конечной цели, начиная с первого курса. Проект осуществляется под совместным руководством преподавателя теоретических дисциплин (в частности, «Истории изобразительного искусства» и др.) и преподавателей творческих дисциплин - художественных руководителей курсов - профессиональных художников и мастеров.
Проект стратегически полностью исходит из структуры ВКР, которая и диктует содержание его этапов. Вот почему выбор тематического направления происходит уже во втором семестре 1-го курса. Отметим, что это, конечно, еще не выбор темы ВКР как таковой, а скорее, тема исследования, в рамках которой и будет двигаться студент от курса к курсу и постепенно выполнять задачи каждого этапа. При выборе темы учитывается личный интерес обучающегося, являющийся основой его мотивации в работе. Однако, безусловно, темы в дальнейшем уточняются, корректируются и даже меняются кардинально. Чаще всего по причине того, что меняются личные интересы студента, что обусловлено и взрослением, и приобретением, и накоплением профессионального и жизненного опыта, расширением круга интересов и, как следствие, познавательной сферы, которая развивается благодаря обучению в вузе. Так, часто существенное влияние на изменение художественных интересов и эстетических вкусов студента влияет и изучение таких предметов, как «История изобразительного искусства» и «История мировой художественной культуры», читаемых на протяжении нескольких семестров. Ведь в ходе поступательного познания мировой истории культуры и искусства от древности до наших дней студент узнает что-то новое, которое и увлекает к его познанию. Тем не менее при смене тематического направления на следующем курсе студент ни в коем случае не теряет время, ведь в ходе освоения ранее выбранной темы он уже получил первичные умения и навыки,
методику исследования, овладев которой, он вполне уже самостоятельно справляется и осваивает любую другую тему.
Итак, проект по осуществлению профессиональной подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Изобразительное и искусство» и «Мировая художественная культура», как и любой проект, предполагает поэтапную реализацию, где этапы - это годы (курсы) обучения. Каждый этап согласуется с рабочим учебным планом [2]. Следует отметить, что в проект вовлечен каждый студент, обучающийся по данному направлению. На всем протяжении участия в проекте у каждого студента постепенно вырисовывается свой индивидуальный образовательный маршрут, корректируемый и осуществляемый поэтапно.
Этапы осуществления проекта. Начальный этап охватывает 1-й курс, основной - 2-4-й курсы, итоговый - 5-й курс обучения.
1-й курс обучения. Начальный этап. Постепенное погружение и освоение теоретических и практических знаний, адаптация к новым вузовским условиям и специфике творческой подготовки. Для формирования теоретического мышления в профессиональной области большое значение имеют предметы «История изобразительного искусства» и «Теория и история искусств». На данном этапе в рамках предмета «История изобразительного искусства» студент получает элементарные знания по проведению искусствоведческого анализа оригинального художественного произведения и выполняет задание, позволяющее усвоить первичные навыки и азы такого анализа, результаты которого он представляет в виде небольшой музейной экскурсии. Развитие творческих профессиональных знаний и умений происходит на занятиях по специальным дисциплинам: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Классическая станковая живопись», на которых студенты получают первичные технические навыки по композиции, рисунку, различным техникам живописи. Результат - теоретический искусствоведческий анализ-эссе и его представление в виде мини-экскурсии в музее и творческие работы, представляемые на общих показах и получающие экзаменационную оценку.
2-й курс обучения. Основной этап. Процесс освоения теоретических и практических навыков продолжается в рамках теоретических дисциплин «История изобразительного искусства» и «История мировой художественной культуры» и практических спецдисциплин, таких как «Рисунок» «Живопись», «Композиция», «Основы композиционного построения», «Технология исполнения живописно-графических произведений», в ходе прохождения которых усложняются задачи и технические
задания. Результат - овладение профессиональным искусствоведческим и культурологическим языком, что проявляется в написании курсовой работы по дисциплине «История изобразительного искусства» по тематике, связанной с выбранной на первом курсе темой и выполненным анализом художественного произведения, научных статей и обязательные творческие работы, получающие экзаменационную оценку педагогов.
3-й курс обучения. Основной этап. Для продолжения теоретической профессиональной подготовки важными для освоения являются предметы «Теория культуры» и «История мировой художественной культуры». В освоении практических профессиональных навыков все также основную и ведущую роль продолжают играть спецдисциплины «Рисунок» «Живопись», «Композиция», в процессе освоения которых студенты показывают качественный рост в овладении техникой живописи и рисунка, знания основ композиции и владение профессиональной терминологией. Результат - курсовая работа по дисциплине «История мировой художественной культуры» по теме, близкой теме выполненных на первом курсе искусствоведческого анализа-эссе и курсовой работе по «Истории изобразительного искусства», научные статьи, а также практические творческие работы, которые демонстрируются на специальных показах и оцениваются на творческом экзамене.
Таким образом, первые три курса закладывают и закрепляют основы искусствоведческой и культурологической подготовки будущего педагога в виде курсовых работ, выполняемых на 1-м и 2-м курсах обучения. Именно они станут базой первой главы будущей ВКР. В практической части подготовки закрепляется освоение основных техник живописи и графики.
На 4-м курсе начинается теоретическая подготовка к выполнению задач педагогического исследования - второй важной части будущей ВКР.
4-й курс обучения. Основной этап. Весьма важным является подключение блока психолого-педагогических дисциплин. Освоение базовых дисциплин «Педагогика» в 6-7-м семестрах (начинается во 2-м семестре 4-го курса) и «Психология» в 7-8-м семестрах является важной ступенью для освоения методического блока дисциплин, связанных непосредственно с изобразительным искусством и художественной культурой, таких как «Методика обучения изобразительному искусству» (7-8-й семестр) и «Методика обучения народной художественной культуре» (9-й семестр). Важной составляющей проекта и, безусловно, будущей второй главы ВКР является обязательное выполнение курсовой работы по «Методике обучения изобразительному искусству». Курсовая работа связана с буду-
щей педагогической практикой (в 9-м семестре) и являет собой своеобразную теоретическую подготовку не только для ее прохождения, но и проведения эмпирических исследований, важных для написания второй главы ВКР, в которую войдут различные экспериментальные и методические разработки (методики обучения, материалы для классных и внеклассных занятий, пособия и т. д.).
Важнейшей практической составляющей четвертого этапа проекта является работа с оригинальными художественными произведениями, заключающаяся в их копировании. Для этого понадобятся все накопленные ранее знания, умения и навыки, причем как практические, так и теоретические, так как копируя композиции, студенты обязательно изучают историю создания копируемого произведения, проводят искусствоведческий анализ, то есть применяют как раз те знания, которые были получены в ходе освоения дисциплин, связанных с искусством и культурой, а также написания курсовых работ на втором и третьем курсах. Это, безусловно, сложная работа, в ходе которой обретаются совершенно новые умения и навыки под руководством профессиональных художников - педагогов курсов. Тем самым происходит качественный рост в развитии будущего педагога-художника.
5-й курс обучения. Итоговый. Важнейшей составляющей данного этапа является прохождение педагогической практики, а основным итогом как самого этапа, так и всего проекта - выполнение ВКР в виде теоретической письменной и творческой работы и дальнейшей ее защиты. Таким образом, ВКР последовательно включает в себя результаты теоретической и практической работы на всех этапах и соответствует обоим профилям подготовки «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» по направлению «Педагогическое образование», а также двум дополнительным профессиональным компетенциям: готовность использовать теоретические и практические знания в области науки и образования по направ-ленностям (профилям) образовательной программы (ПК-15); способность решать исследовательские задачи в области науки и образования по на-правленностям (профилям) образовательной программы (ПК-16).
Раскрывая содержательные особенности проекта, следует сосредоточиться на нескольких важных аспектах, взаимосвязанных между собой. Прежде всего необходимо сказать о двоякой цели всего образовательного процесса подготовки будущего преподавателя по изобразительному искусству: обучить глубокому и полноценному пониманию произведения искусства и одновременно умению оптимально строить методику учебных занятий с обучающимися образовательных учреждений, где в
качестве основного материала выступают произведения искусства. А поскольку факультет культуры и искусств в силу специфики образовательной программы готовит преподавателей по изобразительному искусству, а не искусствоведов, то метод работы с художественным произведением соответствует этой главной задаче обучения. То есть работа с художественным произведением является частью обучения методики преподавания изобразительного искусства. Такая формулировка полностью опирается на компетентностные требования образовательной программы по указанному направлению и профилям, в частности на четвертую профессиональную компетенцию (ПК-4): способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
Метапредметный подход заложен в основу новых образовательных стандартов и призван формировать целостную систему знаний о мире, основанную на интеграции знаний и выстроенную поверх учебных предметов. Метапредметные связи между теоретическими и практическими дисциплинами, напрямую связанными с профилями подготовки, не следует понимать как просто интеграцию (дополнение) знаний, получаемых в рамках данных дисциплин, а как синтез всех знаний, умений и навыков, позволяющих формировать миро-видение, миропонимание, мировоззрение. Все межпредметные и метапредметные связи формируются вокруг главного стержня - художественного произведения и того художественного образа, который в нем заложен.
Говоря о сущности метапредметности в контексте нашего проекта, мы подразумеваем и помним всегда о том, что за границами анализа и толкования произведения остается самое главное, то, что невозможно выразить вербально, то, что позволяет вернуться к целостному восприятию произведения. «Поскольку художественный образ впитывает в себя качества двух природных ценностей - личности художника и окружающего мира, он являет собой воплощение мировосприятия, миропережи-вания, миропонимания, а значит, оказывает формирующее воздействие на эти же качества личности воспринимающей, заставляет ее резонировать, откликаться на то таинственным образом вложенное в произведение свойство, способность, которое трудно выразить словом и обозначить точным понятием, качество, отличающее истинное художественное произведение от подделки и придающее искусству способность «заражать» человека чувствами, пережитыми некогда художниками. А это значит, что следует помочь нашему современнику,
особенно младшему, научиться душевному, сердечному - сотворческому восприятию и сопереживанию искусства. К сожалению, обладая им в детстве в полной мере, человек утрачивает его в ходе развития абстрактно-логического мышления, лежащего в основе процесса обучения» [3, с. 125].
Постижение мира невозможно без чувственно-образного познания, а искусство, как известно, и представляет собой такой способ познания, и, приобщая детей к искусству, важно помнить, что только развивая чувственно-эмоциональную сферу, мы сможем научить их сопереживанию, состраданию, эмпатии. Именно об этой связи искусства и чувственной сферы замечательно сказал Б. М. Немен-ский: «Опыт человеческих чувств не передается через гены. Он социален. И единственный путь его передачи - через искусство. От чувств - к чувствам. В этом - цель эстетического воспитания» [4, с. 38].
Как это перекликается с насаждением и все большим распространением идеалов западной институциональной эстетики, в которой «не сформировалось отношения к искусству как носителю этических доминант. Эстетика там не двигалась в одной упряжке с этикой, существуя сама по себе. .. .Принципиальное отсутствие оценочной позиции автора произведения при поступке героя, не унаследовавшего человеческого опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, вызывает у отечественного читателя внутреннюю волну недоумения и протеста» [4, с. 40]. Разве это не связано с формированием и реализацией еще одной компетенции, заключающейся в способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3)?
Как подчеркивает Н. С. Юлина, «быть обученным и знающим - необходимое условие для разумности, но недостаточное. Требуется субъект образования, свободно обращающийся со знанием, самостоятельно мыслящий, подвергающий пересмотру свои прежние установки, не пасующий перед решением неординарных проблем, умеющий видеть прикладную значимость своих идей и т. д. Одним словом, субъект, деятельностно, критически и творчески работающий со знанием» [5, с. 87]. И, добавляет Т. В. Себар, «воспитанный и нравственный, приобретший опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. И разве уроки искусства - не прямой и кратчайший путь к достижению поставленных целей?» [4, с. 42].
К сожалению, в учебном рабочем плане подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» по профилям «Изобразительное и искусство» и «Мировая художественная культура» совершенно не предусмотрены дисциплины, касающиеся обучения анализу художественного произ-
ведения. А важность такого навыка, как выше было сказано, трудно переоценить, тем более что в профессиональной художественной среде принято гордиться умением анализировать произведения искусства и хорошо известно, что «именно художники становятся при наличии особенной одаренности прекрасными искусствоведами - вспомним И. Э. Грабаря, Н. А. Бенуа. Но ведь эту одаренность надо в себе еще раскрыть» [3, с. 125]. У нас же по причине отсутствия учебного времени на обучение анализу и раскрытию этой одаренности приходится организовывать практику обучения азам искусствоведческого анализа либо в рамках внеаудиторного времени, либо самостоятельной работы. В любом случае, часы на лекционные и семинарские занятия, где должно происходить обучение, не предусмотрены, и преподавателям приходится использовать для этого свое личное время. А ведь такие навыки способствуют реализации еще одной компетенции: готовности формировать у обучающихся художественную культуру, воспитывать эстетический вкус, знакомить с профессиональной терминологией в области изобразительного искусства, художественными техниками и технологиями, расширять кругозор в области изобразительного искусства и мировой художественной культуры (ПК-17). «Искусство формирует у человека не только целостное образно-метафорическое мышление, но также способность к рефлексии, что, в свою очередь, приводит к развитию универсально-творческого начала в человеке - креативности» [4, с. 14].
Ведь, действительно, как важно любому художнику-педагогу владеть языком искусства и уметь разбираться в типологии искусства, логике художественного процесса, закономерностях развития искусства, в проблемах соотнесения формы и содержания, жанровой специфике, особенностях композиции и т. д. Ведь неслучайно искусствоведение рассматривают как «интерпретаторство и „вербальное исполнительство", художественный или научно-популярный перевод изобразительных текстов» [3, с. 26], а чтобы переводить такие тексты, необходимо владеть специальным языком.
При анализе художественного произведения важно донести до студента, что текст художественного произведения отражает определенный контекст (смысл) конкретной культурно-исторической эпохи и внутреннего мира, мировоззрения, жизненного опыта художника. Об этом пишет Т. Н. Су-минова, объясняя, что такое, собственно, контекст: «Контекст (лат. contextus - тесная связь, соединение, согласование) есть общий смысл социокультурных условий, ментальных состояний эпохи, превалирование социальной и индивидуальной психологии, что действенным образом влияет на художника (автора) в процессе создания того или
иного текста произведения и способствует уточнению смыслового значения последнего... контекст -синтез мировоззренческих, эмоционально-психологических, инновативных, социокультурных и информационных аспектов, характерных для самого субъекта креативной/инновативной деятельности - автора/художника и поддерживаемых его личным опытом и целым рядом различного рода предпочтений и отношений к окружающей действительности, реальности» [6, с. 171-172].
Для решения столь сложных задач студентам рекомендуется обратиться к обязательному изучению работы виднейших отечественных искусствоведов: С. С. Аверинцева, В. В. Бычкова, Л. М. Баткина, Г. Вельфлина, Б. Р. Виппера, Ю. Д. Колпинского, А. Я. Гуревича, В. Н. Лазарева, Д. В. Сарабьянова, А. Г. Верещагиной, Г. Ю. Стернина и др.
Следующим важным аспектом в работе с художественным произведением является обучение его копированию. Искусствоведческий анализ и копирование художественного произведения - единый процесс. Копирование возможно начинать только после того, когда студент уже приобретет необходимые теоретические и практические знания, умения и навыки, то есть на четвертом курсе (в лучшем случае - на третьем).
Копирование художественного произведения -это его исследование. В процессе копирования известных художественных произведений студенты становятся более способными к анализу и пониманию произведений различных видов и жанров искусства, а знания по технологическому ведению произведения обогащают и организуют будущих художников и педагогов к исполнению задуманного произведения на более высоком художественном уровне, кроме того, воспитывается эстетический вкус, совершенствуется владение профессиональной терминологией, практическими умениями и навыками.
Изложим некоторые аспекты технологии исполнения копирования живописного и живописно-графического произведения. Если анализировать живопись ХУ-Х1Х вв., выявляются два основных метода выполнения живописной работы:
1. Живопись а-ля прима, основанная на эмоционально-чувственном восприятии и выполненная с натуры в один красочный слой и без подготовительных технологических этапов за один сеанс.
2. Многослойная живопись, выполненная за много сеансов, поэтапно продуманная и технически подготовленная.
Основным в обучении копированию является второй метод. Главные этапы последовательного ведения произведения многослойной масляной и живописно-графической живописи были открыты в эпоху Возрождения и со временем претерпели незначительные изменения. Анализируя итальянскую и
фламандскую школу живописи, исследователи Л. Е. Фейберг, Ю. И. Гренберг выделяют трехслойное построение красочной поверхности по белому или тонированному грунту в последовательности [7]:
а) рисунок + композиция холста;
б) подмалевок, в котором решаются основные цветотональные задачи; причем подмалевок выполняется в теплой гамме (сиена жженая, умбра жженая, охра красная), если копируется произведение до «изобретения» импрессионистической живописи; в холодной гамме дополнительно подмалевок выполняться стал с конца XIX в.;
в) основная прописка цветов, всех форм и объемов холста (тени пишутся прозрачно, а светлые места пишутся корпусно); если дальнейшее ведение живописи предполагает лессировочные работы, то основная прописка выполняется с учетом завершающей стадии лессировок;
г) завершающий слой лессировок, рассчитанный на оптическое смешение цветов.
Изучая как основу технику живописи «старых мастеров» в зависимости от поставленной задачи, в длительной работе можно применять:
- композиционно-силуэтный подмалевок, закладывающий отношения плоских пятен по цвету и тону;
- тонально моделирующий форму подмалевок, по тонированному грунту светлыми красками (белилами) выбирать освещенные места натуры.
Копирование художественного произведения является важным этапом в нашем проекте еще по одной причине. Обучаясь технике исполнения конкретного произведения, студент тем самым готовится к завершающей стадии - выполнению самостоятельной творческой выпускной работы на 5-м курсе. Произведение для копирования выбирается неслучайно, а то, которое соотносится с темой курсовой работы (на 2-м и 3-м курсах), таким образом продолжается выполнение задач проекта. Например, если студент работает над темой пейзажной живописи «малых голландцев», то, изучив ее теоретически на 2-м и 3-м курсах, он на 4-м учится ее техническому исполнению, после чего берется за выполнение своей работы на 5-м курсе и пишет пейзаж в изученной им стилистике национального пейзажа «малых голландцев». Кроме того, в ходе прохождения педагогической практики в начале 9-го семестра студент обучает изученной и усвоенной им технике «малых голландцев» учащихся детской художественной школы (или школы искусств). Таким образом формируется исследовательская методическая база будущей второй главы ВКР, полностью посвященной педагогическим аспектам изучаемой темы.
Обучение копированию художественных произведений, осуществляемое преподавателем спец-
дисциплин, может проводиться как с оригиналов произведений-подлинников, находящихся в постоянной экспозиции Томского областного художественного музея (ТОХМ), так и с качественных факсимильных копий.
Однако это еще не весь процесс работы с художественным произведением. Есть еще одна (помимо анализа и копирования) - третья составляющая. Наши студенты представляют результаты своей исследовательской работы в музее, выступая перед аудиторией слушателей (студентов, преподавателей и искусствоведов - сотрудников ТОХМ). Студент готовит мини-экскурсию и рассказывает про изученную (теоретически и практически) живописную картину или графическую работу, выбранную им для анализа. Значение такой экскурсии трудно переоценить. «Студенты приобретают профессиональные умения общаться с аудиторией, организовывать внимание группы, включать в активную работу всех участников, оттачиваются ораторское мастерство, навыки ведения профессиональной дискуссии с аргументами своей точки зрения» [3, с. 8]. Студент не только готовит сам текст выступления, но и его сценарий, в котором продумывает вопросы к сокурсникам, вовлекая их в круг своих идей и проблем, раскрываемых им в ходе собственного постижения смысла картины. Таким образом, он учится не только пониманию художественного произведения, но и приобретает навыки работы с аудиторией, что необходимо ему будет в будущей педагогической работе. Тем самым обретение навыков проведения музейной экскурсии позволяет формировать и совершенствовать еще две профессиональные компетенции, связанные с овладением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5) и готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6).
Умение развивать устную и письменную речевую культуру совершенствуется в виде эссе, статей, выполнения курсовых работ, рецензий на них (рецензии сокурсников), выступлений на защитах.
Следует заметить, что весь проект осуществляется под руководством педагогов кафедры музыкального и художественного образования ТГПУ -преподавателя по истории изобразительного искусства и художественного руководителя курса - художника-мастера, педагога по специальным творческим дисциплинам.
Итак, шаг за шагом, выполняя курсовые работы, эссе, статьи, создавая собственные творческие произведения, детально (теоретически и практически) изучая произведения известных мастеров прошлых эпох, наш студент осуществляет свой профессиональный рост. Тем самым решается главная задача - воспитание профессиональных качеств учителя изобразительного искусства, способ-
ного образно и ярко и одновременно на основе солидной научной базы вести обучение своих будущих учеников. Сама тематика ВКР на факультете культуры и искусств ТГПУ определяется прежде всего обращенностью к общему и дополнительному образованию, связана с задачами художественного образования и эстетического воспитания.
Образовательный проект по профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Изобразительное и искусство» и «Мировая художественная культура» начал свою реализацию в 2014 г. Тогда он проходил в рамках совместного с художественным музеем учебного исследовательского проекта факультета культуры и искусств ТГПУ «Искусствоведческий анализ картин из постоянной экспозиции Томского областного художественного музея» [8]. Продолжился он и в 2015 г. Результатом такого двухлетнего опыта стали выступления студентов в музее с мини-экскурсиями, а также эссе и научные статьи, опубликованные в сборниках научных конференций ТГПУ [9, 10]. После успешного начала данного совместного учебного проекта и созрела идея разработать представляемый поэтапный проект, рассчитанный на весь курс обучения. На сегодня он успешно осуществляется в
группе 1042 (3-й курс). Так, все студенты группы принимали участие во всех этапах проекта и имеют хорошие результаты и даже достижения. Нет сомнений, что все они выйдут на успешный результат к 5-му курсу. Сейчас в проекте также работают студенты 1-го и 2-го курсов.
Большим плюсом осуществляемого проекта является то, что постепенно за весь период обучения хорошо отслеживается и само отношение студента к выполняемой работе, его способности, уровень знаний, выявление которых позволяет вовремя корректировать работу со стороны преподавателя и выстраивать индивидуальный маршрут, - кому-то усложнить исследовательскую задачу, а кому-то дать задания менее сложные, но выполнимые. За время обучения студент раскрывается под чутким наблюдением педагогов, развивается и совершенствуется, тем самым можно говорить о личностном индивидуальном подходе к каждому обучающемуся. Таким образом, студент демонстрирует свои знания, умения и творческую индивидуальность в разрешении профессиональных проблем. Развивая умение мыслить свободно, основываясь на доскональном знании материала искусства, такой выпускник всегда будет интересен и востребован в профессиональной среде.
Список литературы
1. Образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленности (профили): «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» . Квалификация выпускника «бакалавр» . Томск, 2016 . URL: http://www.tspu .edu . ru/files/sveden/education/obr-prog/44.03.05_Izobrazitelnoe_iskusstvo_i_Mirovaja_hudozhest-vennaja_kultura/%D0%9F%D0%9E_%D0%98%D0%97%D0%9E_%D0%B8_%D0%9C%D0%A5%D0%9A. pdf (дата обращения: 17.05.2017) .
2 . Рабочий учебный план . URL: http://www.tspu .edu .m/filessveden/education/obr-prog/44.03.05JzobrazitelnoeJskusstvoJ_Mirovaja_
hudozhestvennaja_kultura/%D0%A3%D0%9F_44.03,05_%D0%98%D1%85%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8 2%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0 %BE_%D0%B8_%D0%9C%D0%A5%D0%9A_1042_1052_16 .03.2016_02 .03.2017 . pdf (дата обращения: 17 .05.2017) .
3 . Яковлева Н . А. , Чаговец Т . П ., Дегтярева Т . Ю . Практикум по истории изобразительного искусства: учебно-метод . пособие . М .: Высш .
шк. , 2004. 319 с .
4 . Себар Т . В . Как учить понимать язык искусства: материалы курса . Лекции 5-8 . М .: Первое сентября, 2009 . 68 с .
5 . Юлина Н . С . Философия для детей . М .: Канон+, Реабилитация, 2005. 464 с.
6 . Суминова Т . Н . Текст, контекст, гипертекст . . . // Общественные науки и современность . 2006 . № 3 . С . 169-176 .
7 . Фейберг Л . Е . , Гренберг Ю . И . Секреты живописи старых мастеров . М . : Изобразительное искусство, 1989 . 322 с .
8 . Романова Н . И . Учебный исследовательский проект факультета культуры и искусств ТГПУ «Искусствоведческий анализ картин из по-
стоянной экспозиции Томского областного художественного музея» // IV Всерос. фестиваль науки . XVIII Междунар . конф . студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21-25 апреля 2014 г.): в 5 т . Т . IV: История . Философия . Культурология . Социальные науки, ч . 2: Культура и искусство . Философия . Социальные науки . Томск: Изд-во ТГПУ, 2014 . С . 44-45.
9 . IV Всерос . фестиваль науки . XVIII Междунар . конф . студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21-25 апреля
2014 г . ): в 5 т . Т . IV: История . Философия . Культурология . Социальные науки, ч . 2: Культура и искусство . Философия . Социальные науки . Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. 200 с.
10 . V Всерос . фестиваль науки . XIX Междунар . конф . студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г . Томск, 20-
24 апреля 2015 г . ): в 5 т . Т . IV: История . Философия . Культурология . Социальные науки. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 368 с .
Романова Наталья Ивановна, кандидат культурологии, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Лазарев Сергей Петрович, профессор кафедры музыкального и художественного образования, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 19.12.2016.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-59-67
PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELOR IN THE DIRECTION OF "PEDAGOGICAL EDUCATION" WITH TWO PROFILES OF PREPARATION AS "ARTS" AND "WORLD ART CULTURE" WITHIN THE FRAMEWORK OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT OF THE FACULTY OF CULTURE AND ARTS OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
N. I. Romanova, S. P. Lazarev
Tomsk State Pedagogikal University, Tomsk, Russian Federation
The faculty of Culture and Arts of Tomsk State Pedagogical University in the professional training of bachelor in the direction of "pedagogical education" with two profiles of preparation as "Visual art" and "World art culture" presented the innovative educational project. The project is designed for the whole five-year course and is called to raise the professional education of future teachers in the visual arts to a qualitatively new level on the basis of a competence approach. The innovativeness of the project consists in output on a meta-subject level - a necessary requirement for new education standards, and also in covering by it the whole student course in the University and the integration of theoretical and practical training. The stages and content of the project are consistently disclosed, as well as its profound content aspects related to the activities of the student in the process of working on an artwork (with the help of its art criticism analysis and copying). The main result of the project is to master the competencies of the future teacher on the basis of theoretical and practical knowledge, got by a student in the process of mastering disciplines of culturological, pedagogical and artistic-creative directions that eventually must be demonstrated in final qualifying work. The student's attitude to the work in progress, his abilities, knowledge level are monitored during the implementation of the project, that helps a teacher to adjust the work -either to complicate the research or creative task, or to give more difficult, but feasible tasks. Thus, during the educational process the student is developing and improving, personally disclosing under the supervision of teachers. Thereby, the project is actual for modern higher education associated with learning in creative directions.
Key words: educational project, professional competence, pedagogical support, visual art, analysis of art criticism, copying works of art, final qualifying work.
References
1. Obrazovatel'nayaprogramma vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.05 "Pedagogicheskoye obrazovaniye"(s dvumya prof-ilyami podgotovki), napravlennosti (profili): «Izobrazitelnoye iskusstvo» i «Mirovaya khudozhestvennaya kul'tura». Kvalifikatsiya vypusknika «bakalavr» [Educational program of the higher education in the areas of training 44.03.05 Pedagogical education (with two profiles of training), directions (profiles): «Visual art» and «World Art Culture» . Graduate qualification «bachelor»] . Tomsk, 2016 (in Russian) . URL: http://www.tspu . edu . ru/files/sveden/education/obr-prog/44.03.05_Izobrazitelnoe_iskusstvo_i_Mirovaja_hudozhestvennaja_kultura/%D0%9F%D0%9E_%D0%9 8%D0%97%D0%9E_%D0%B8_%D0%9C%D0%A5%D0%9A. pdf (accessed 17 may 2017) .
2 . Rabochiy uchebnyy plan [Working curriculum] (in Russian) . URL: http://www tspu . edu . ru/files/sveden/education/obr-prog/44.03.05_Izobrazitel-
noeJskusstvoJ_Mirovaja_hudozhestvennaja_kultura/%D0%A3%D0%9F_44.03 ,05_%D0%98%D1%85%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0 %D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1 %81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B8_%D0%9C%D0%A5%D0%9A_1042_1052_16 .03.2016_02 .03.2017 . pdf (accessed: 17 May 2017) .
3 . Yakovleva N .A ., Chagovets T. P., Degtyareva T.YPraktikumpoistoriiizobrazitel'nogoiskusstva:uchebno-metodicheskoyeposobiye[Workshop
on history of visual art: teaching aid] . Moscow, Vyssh . shk . Publ . , 2004. 319 p . (in Russian) .
4 . Sebar T. V. Kak uchit' ponimat' yazyk iskusstva: materialy kursa. Lektsii 5-8 [How to learn to understand the language of art: course materials .
Lections 1-4] . Moscow, Pervoye sentyabrya Publ . , 2006 . 72 p . (in Russian) .
5 . Yulina N . S . Filosofiya dlya detey [Philosophy for children] . Moscow, «Kanon+», ROOI «Reabilitatsiya» Publ . , 2005. 464 p . (in Russian) .
6 . Suminova T. N . Tekst, kontekst, gipertekst. . . [Text, context, hypertext. . . ] . Obshchestvennyye nauki i sovremennost'- Social sciences and moder-
nity, 2006, no . 3, pp . 169-176 (in Russian) .
7 . Feyberg L . E . , Grenberg Y. I . Sekrety zhivopisi starykh masterov [The secrets of paintings by old masters] . Moscow, Izobrazitelnoye iskusstvo
Publ ., 1989 .322 p . (in Russian) .
8 . Romanova N . I . Uchebniy issledovatel'skiy proyekt fakul'teta kul'tury i iskusstv TGPU «Iskusstvovedcheskiy analiz kartin iz postoyannoy
ekspozitsii Tomskogo oblastnogo khudozhestvennogo muzeya» [Educational research project of the faculty of culture and arts TSPU «The art analysis of paintings from the permanent exhibition in the Tomsk regional art Museum»] . IV Vserossiyskiy festival' nauki. XVIII Mezhdu-narodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Nauka i obrazovaniye» (21-25 aprelya 2014 g.): V 51. T. IV: Istoriya. Filosofiya. Kul'turologiya. Sotsial'nyye nauki. Ch. 2: Kul'tura i iskusstvo. Filosofiya. Sotsial'niye nauki [IV All-Russian science festival . XVIII international conference of students, postgraduates and young scientists «science and education» (21-25 April 2014y.) in 5 volumes . Volume IV: History. Philosophy. Cultural studies. Social Sciences . Part 2: Culture and art. Philosophy. Social sciences] . Tomsk, TSPU Publ . , 2014 . Pp 44-45 (in Russian)
9 IV Vserossiyskiy festival' nauki. XVIII Mezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Nauka i obrazovaniye» (21-25 aprelya 2014 g.): V 5 t. T. IV: Istoriya. Filosofiya. Kul'turologiya. Sotsial'niye nauki. Ch. 2: Kul'tura i iskusstvo. Filosofiya. Sotsial'niye
nauki [IV All-Russian science festival . XVIII international conference of students, postgraduates and young scientists «science and education» (21-25 April 2014 y.) in 5 volumes . Volume IV: History. Philosophy. Cultural studies . Social Sciences . Part 2: Culture and art. Philosophy. Social sciences] . Tomsk, TSPU Publ ., 2014 . Pp . 44-71 (in Russian) . 10 . V Vserossiyskiy festival' nauki. XIX Mezhdunarodnaya konferentsiya studentov, aspirantov i molodykh uchenykh «Nauka i obrazovaniye» (g. Tomsk. 20-24 aprelya 2015 g.): V 51. T. IV: Istoriya. Filosofiya. Kul'turologiya. Sotsial'nyye nauki [V All-Russian science festival . XIX international conference of students, postgraduates and young scientists «science and education» (c. Tomsk. 20-24 April 2015 y.) in 5 volumes . Volume IV: History. Philosophy. Cultural studies. Social Sciences] . Tomsk, TSPU Publ . , 2015 . Pp . 250-296 (in Russian) .
Romanova N. I., Tomsk State Pedagogikal University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Lazarev S. P., Tomsk State Pedagogikal University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]