УДК 796.011:378
ВИЗУАЛЬНО-МАНУАЛЬНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПОВОЛЖСКОЙ ГАФКСИТ)
Ю.В. Шабалина
Предложено визуально-мануальное преподавание дисциплины «История» посредством авторской «исторической мануальной гимнастики» с использованием технических достижений «Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма». Проведен педагогический эксперимент с целью улучшению качества преподавания дисциплины «История» для студентов спортивной специализации.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, инновационные методы преподавания, историческая мануальная гимнастика, визуально-мануальное преподавание, дисциплина «История».
В системе высшего образования предмет «История» выступает как основополагающий гуманитарный курс, формирующий у студентов патриотизм и гордость за свою страну. В общепрофессиональной подготовке курс относится к базовой (обязательной) части цикла Б.1., Б.2. «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Дисциплина «История» относится к базовой части дисциплин ООП по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура». Основная цель дисциплины «История» - показать место и роль России в историческом процессе; это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введением в содержание образования элементов компаративных характеристик.
В условиях современного мирового порядка, сложившегося в результате конфронтации между Россией, с одной стороны, и США с западными странами, с другой, изучение дисциплины «История» несет в себе особую идеологическую нагрузку: возникают вопросы о новом понимании места и роли современной России в условиях перманентной «санкционной изоляции». Вопреки возлагавшимся ожиданиям на «потепление» курса внешней политики после избрания Д. Трампа Президентом США, этого не произошло.
Новое понимание места и роли России в историческом процессе объясняется событиями на Украине (военные действия на Донбассе), если ранее Киевская Русь понималась единым государством дружеских «русских, украинских и белорусских народов», то сейчас Украина всячески отрицает и выдвигает концепцию «протоукров», а «Киевская Русь - раннеукраинская держава».
Возвращение Крыма в состав России, и успехи российских войск по поддержанию правительства Сирии вызывают опасения западных противников и США, последние направляют усилия на «расшатывание мировоззрения» студенческой молодежи, посредством финансирования оппозиционных движений в России.
Современная государственная политика Российской Федерации понимает необходимость формирования единой концепции преподавания истории, основываясь все так же на достигнутых ранее принципах «историзма» и «объективности» исторических фактов. 30 октября 2013 года была утверждена концепция нового учебника по отечественной истории. Свою точку зрения о сущности преподавания истории предложил Президент России В.В. Путин: «Стране нужна единая концепция истории государства... дать учащимся фундаментальные знания о ключевых фактах истории страны, о деятельности выдающихся соотечественников, а главная линия, которая должна проходить через весь курс преподавания истории, - это объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому, любовь к своей родине» [3].
При изучении истории у студентов вузов формируются компетенции, которые развивают способность анализировать социально значимые процессы и явления политического и экономического характера; применять основные положения и методы гуманитарных наук при решении профессиональных и социальных задач; формировать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и определению путей ее достижения, формирует не только качества личности, но развивает мышление, включает индивида в культурную среду [6].
Наряду с вышеуказанным, отметим, что процесс преподавания дисциплины «История» в спортивном вузе для спортивных специальностей должен, наряду с прочими, исходить из того, что спортивная деятельность является одной из основных для студентов-спортсменов, для них мышечная активность является системообразующей [7].
Студенты-спортсмены, в последствии, станут тренерами, а одним из важнейших элементов педагогической техники спортивного педагога, является психическая саморегуляция - иначе говоря, психофизическая гимнастика, включающая релаксацию и самовнушение с целью формирования профессионально необходимых качеств [2].
Цель работы - разработать и ввести в педагогическую практику «историческую мануальную гимнастику» для студентов специальности «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Поволжская ГАФКСиТ).
Рассмотрим преподавание дисциплины «История», на примере специальности 49.03.01 «Физическая культура». «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», (квалификация (степень) выпускника: бакалавр «Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма». Был проведен педагогический эксперимент - визуально-мануальное преподавание дисциплины «История» посредством «исторической мануальной гимнастики».
Как было отмечено выше, дисциплина «История» является одной из основных при формировании базовых компетенций студентов и относится к базовой (обязательной) части цикла Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». Сегодня она включает 46 часов аудиторных занятий: 16 часов лекций и 30 часов семинарских занятий; преподается в 1-м семестре 1-го курса и заканчивается экзаменом. В Академии с момента ее перенесения в г. Казань с 2011 г., применяется балльно-рейтинговая «стобалльная система» оценки знаний студентов. Все учебные помещения оснащены мультимедийным оборудованием и преподаватель имеет возможность показывать лекции и семинары посредством презентации (это является обязательным условием проведений занятий). Для дисциплины «История» это имеет особую ценность - имеется возможность показать карты, схемы, документальные и исторические фильмы, то есть презентации исторических источников.
Особую ценность имеет, когда студенты на базе исторических источников показывают карты «исторических пешеходных маршрутов по Старой Казани» [5].
Историческая мануальная гимнастика - это инновационный метод преподавания в Поволжской ГАФКСиТ. Автор работы преподает дисциплину «История» в Поволжской ГАФКСиТ с 2011 г. и специализируется на методиках преподавания преимущественно для специализации «Спортивная тренировка в избранном виде спорта».
Визуально-мануальное преподавание дисциплины «История» посредством «исторической мануальной гимнастики» - это сочетание «традиционной» вербальной (словесной), визуальной (посредством демонстрации карты исторического события) и «инновационной» посредством невербальных методов - высвечивания цифр определенным цветом на экране, исторической мануальной гимнастики в виде жестов.
Разрабатывая визуально-мануальную методику преподавания дисциплины «История» для студентов спортивной специализации мы исходили из следующего.
1. Память человека специфична, она запоминает яркие эмоциональные события и все то, на что приходится «затрачивать усилия». Сочетание традиционных и инновационных методов способно достигнуть лучшего результата при запоминании «узловых событий» истории
российского государства. Так, крупнейший отечественный психолог и педагог С.Л. Рубинштейн пишет: «Одни люди лучше запоминают зрительные, другие - слуховые, третьи - двигательные данные. Один человек для того чтобы запомнить должен прочитать сам текст и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого - такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего - двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный - при запоминании словесного материала» [4].
2. При формировании методики мы отталкиваемся от концепции В.М. Бехтерева и К.Г. Юнга, отмечающих значительную роль бессознательного в человеке (до % психики составляет бессознательное). Поэтому использование «суггестивного начала», зафиксированного в невербальных методах в педагогической практике способно оказать максимальное влияние на студентов.
3. Введение в педагогическую практику «исторической мануальной гимнастики» обосновывается и тем, что мышечная память для студентов-спортсменов является основной, поскольку она задействована в тренировочном процессе. Ведущая роль в понимании взаимодействия руки и головного мозга была выведена Ч. Дарвиным и отмечена Ф. Энгельсом как один из ведущих факторов антропосоциогенеза (длительного процесса эволюции от обезьяны к человеку). Рука (от лат. «тапш») - верхняя конечность человека, посредством которой человек может выполнять множество действий, в части коры головного мозга (первичная моторная кора), имеется участок, который активируется каждый раз, когда человек производит движение рукой. Кроме корковых отделов, центры, ответственные за управление рукой, имеются в мозжечке и его ядрах, таламусе, базальных ганглиях, стволе мозга и спинном мозге; сложная сеть соединенных между собой нейронов осуществляет богатый репертуар движений руки.
Мышечная память - это долгосрочная перестройка нервных и мышечных клеток, в результате физических тренировок, обеспечивающих быстрое восстановление спортивной формы даже после перерыва в тренировках. Студенты специальности «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», согласно расписанию 14 часов в неделю, посвящают физической культуре по спортивному профилю на спортивных объектах, это не считая их регулярных индивидуальных тренировок вне стен Поволжской ГАФКСиТ (расписание на сайте www.sportacadem.ru). Поэтому для них «историческая
мануальная гимнастика» на лекционных занятиях является «естественным продолжением» тренировочных занятий, в доступной для них форме, объясняющей узловые моменты истории российского государства. Мануальная активность на занятиях по дисциплине «Истории» не столько увеличивает кровоснабжение мышц, сколько воздействует на центральную нервную систему и когнитивные процессы обучающихся спортсменов посредством существенно развитой мышечной памяти. Во время выполнения любого физического упражнения устанавливается связь между мышцами и головным мозгом. Причем при однообразных тренировках мышцы не находятся в шоковом состоянии, и выполняемые при каждом лекционном занятии «исторической мануальной гимнастики» эти тренировки активизируют знания.
4. Выполнение «исторической мануальной гимнастики» проходит на лекционных занятиях, через 40 мин после начала, что позволяет снять «синдром усталости» восприятия материала. В ходе совместной групповой деятельности лучше происходит более эффективное усвоение исторических дат. Через активизацию групповой деятельности студентов создается позитивный эмоциональный фон, повышается интерес к историческим событиям, формируется «чувство сопричастности» к единому процессу - определению места и роли России в мировой истории от прошлого к настоящему.
5. Визуально-мануальное преподавание дисциплины «История» для студентов спортивной специализации основывается на образном мышлении. При разработке визуализации исторических событий использовалась «цветовая методика» М. Люшера, которая относится к «невербальным» методам, воздействующим на «суггестивный» канал психики; основные цвета желтый (светло-желтый), красный (яркий темно-красный), зеленый (яркий сине-зеленый), синий (темно-синий) с соответствующей психологической интерпретацией [ 1].
Посредством авторской визуально-мануальной методики на экране представляется карта исторического события и фиксируется внимание цветом (структурно делим на четыре квадрата и внимание приковывается к верхнему левому и правому нижнему квадрату со стороны студента). Так, название самого события выделяется красным цветом, а зеленым показывается его развитие/движение, синим - отображаются название войск и фамилии исторических деятелей, затем дата события фиксируется в правом нижнем углу на черном фоне ярко желтыми цифрами («закрепление», на черном фоне желтые цифры в восемь раз дальше видны, чем белые на черном).
В данном исследовании предлагается авторская методика дисциплины «История» для профиля подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта», в ней обучаются студенты различных видов спорта, однако формирование групп меняется в зависимости от года. Для
«чистоты эксперимента», несмотря на функционирование стобалльной системы балльно-рейтинговой системы (БРС) и сегодня наряду с БРС в «зачетной книжке» студента проставляется «традиционная система», мы применили пятибалльную систему подсчета баллов.
В контрольной группе обучения (2011) применялась одинаковая система обучения для всех групп профиля. После экзаменационной сессии были выбраны группы для экспериментального исследования: студенты -спортсмены с максимальными и минимальными показателями успеваемости: max 111 (группа) «Гимнастика, борьба» и min 114 (группа) «Футбол». Формирование групп меняется исходя из года набора, поэтому мы по показателям в группе выделяли сугубо «гимнастов» или «футболистов». Так, в группе «Гимнастика, борьба» 111 (группа), среди «гимнастов» средний показатель (n=12) - 4,45 балла; «борцов» (n=9) - 3,63 балла (по пятибалльной шкале). Среди специализации «футбол» (n=11) 3,53 балла [8].
Педагогический эксперимент проводился во всем массиве «генеральной совокупности» профиля подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». Специализации Поволжской ГАФКСиТ расширяются год от года: легкая атлетика, лыжный спорт, футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, борьба, теннис, бадминтон, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, плавание, синхронное плавание, акробатический рок-н-ролл, фигурное катание, спортивные единоборства (бокс, тхэквондо) (2017). Причем общие базовые структурные части изучения дисциплины «История» остались теми же (20 % семинарских занятий проводилось в интерактивной форме, то есть посредством игр, дискуссий защитой проектов).
Был разработан примерный перечень упражнений «исторической мануальной гимнастики». Время упражнений гимнастики 10-15 мин, через 40 мин после начала лекции. Технические возможности «Поволжской ГАФКСиТ» позволяют в любой аудитории проводить занятия в интерактивном режиме (персональный компьютер ICL RAY, доступ к Интернету, МФУ XeroxPhaser 3320, МФУ Xerox PSFax, МФУ HPLaserjetV1530 MFP; интерактивная доска SMART Board 685i5 со встроенным проектором UF75W).
Модуль 1. Особенности становления государственности в России и мире с древнейших времен до XVII в.
Упражнение № 1: «Великое переселения народов» (с I-II-го по VII-м век н.э.): правой рукой прослеживается движение племен по карте, левой - взятие Рима, как очага Западной цивилизации. «Закрепление» -соприкосновение «варварства» и «цивилизации» («Востока» и «Запада»).
Упражнение № 2: «Образование Древнерусского государства» (882 г.): левой рукой показывается Новгород (Рюриково Городище), а правой Киев (Самбатас, как часть Хазарского каганата), затем правая рука подходит к левой. «Закрепление» - образовалась Древняя Русь.
Упражнение № 3: «Крещение Древней Руси» (988 г.): обе руки поднимаются вверх, потом на уровне плеч разводятся в стороны, затем соединяются и опускаются в низ, образуя тем самым «крест». «Закрепление» - Русь приобщается единой религии.
Упражнение № 4: «Политическая раздробленность русских земель» (1097 г. Любичевский съезд начало раздробленности): руки соединяются вкруг (показывается карта единого государства с центром в Киеве, затем руками проводятся хаотичные движения по сторонам (высвечивается карта периода раздробленности). «Закрепление» - Русь становится уязвимой перед иноземными вторжениями.
Упражнение № 5: «Русь, Орда и Литва». Завоевания с юго-востока (1211 г. начало завоевательной политики Чингисхана, 1219 г. покорена Средняя Азия, 1222-1223 гг. Северный Кавказа, взятие Киева 1240 г.): правой рукой показывается снизу полукругом движение монгольских войск, затем рука поднимается до г. Киева, и фиксируется. Экспансия немецких и шведских рыцарей в Западную и Северо-западную Русь (1240 г. - «Невская битва», 1242 г. «Ледовое побоище» показывается левой рукой с северо-запада по карте и останавливается у г. Новгорода. «Закрепление»: Русь - матушка в опасности.
Упражнение № 6: «Освобождение русских земель от вассальной зависимости от ордынских ханов» (1237(1240)-1480). Показываются 1380 г.- «Куликовская битва», 1480 г. «Стояние на р. Угра», двумя руками сверху вниз. «Закрепление» - Русские земли свободны от 240 лет зависимости.
Упражнение № 7: «Образование централизованного государства» (1497 г.): левой рукой показывается присоединение к Русскому государству Северной земли, городов Чернигова, Брянска, Гомеля, а также Новгорода (1478 г.), и Твери (1485 г.), а ладонь правой руки выдвигается вперед вверх показывая принятие титула «Государь Всея Руси» (1478 г.) и «Судебника 1497 г.» (нормативно-правового акта закрепляющего централизацию государства). «Закрепление»: Русь - единое государство.
Упражнение № 8: «Внешняя политика Ивана Грозного»: левой рукой показывается присоединение Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.), и Сибирского ханств (1581-1583 гг.), а левой рукой показывается неудачная Ливонская война (1558-1583 гг.) - знак «минус». «Закрепление» - увеличение территории Московского государства на юго-востоке в XVI в.
Упражнение № 9: «Смутное время» (1598-1613 гг.): две руки у груди соединяются вместе, затем каждая рука делает по 3 кольца; конца правой руки обозначают смещение власти, а левой руки народные восстания и образования «Закрепление»: Русь - в Смуте: перемены власти и восстания в государстве.
Упражнение № 10: «Начало династии Романовых». Две руки поднимаются на верх по ширине плеч, правая символизирует претендентов на престол, а левая иноземцев; затем правая рука выдвигается вперед показывая Земский собор 1613 г. и воцарение Михаила Романова. «Закрепление»: начало династии Романовых.
Модуль 2. Россия и мир в ХУШ-начале XXI века
Упражнение № 1: «Внешняя политика Петра I»: правой рукой показывается Азовские походы (1695, 1696 г.), а потом показывается ей знак «минус», левой по карте движение русских войск в Северной войне (1700-1721 гг.), а затем присоединенные территории. «Закрепление»: наименование «Российская империя - 1721 г.».
Упражнение № 2: «Внешняя политика Екатерины II»; левой рукой показываются присоединенные территории в Тамани и Крым (1783 г.), а правой рукой ребром руки по столу отстукивается три раза разделы Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 г. «Закрепление»: Российская империя крупнейшая мировая держава.
Упражнение № 3: «Отечественная война 1812 г.»: двумя руками вверх показывается треугольник (головной убор Наполеона I), затем правой рукой показывается движение французских войск останавливается у Бородино, а левой рукой показывается движение русских войск, отступление у г. Москвы, затем переправу р. Березена, и далее «заграничные походы» 1813-1814 гг. до г. Парижа. «Закрепление»: победа в Отечественной войне 1812 г.
Упражнение № 4: «Восстание декабристов 1825 г.»; обеими руками показывается квадрат «каре» принцип построения декабристов на Сенатской площади в г. Санкт-Петербург, затем правой рукой показывается ладонь - 5 пальцев - 5 казненных «декабристов». «Закрепление»: «первые дворянские революционеры».
Упражнение №5: «Крестьянская реформа Александра II» (1861 г.): две руки сжаты вместе в кулак на уровне плеч, затем они отводятся в стороны и разжимаются. «Закрепление»: освобождение крестьян от крепостного права.
Упражнение № 6: «Великая русская революция» (1917-1922 гг.); обеими руками показывается квадрат/коробка (как форма существования политической системы) раскачивавшимися движениями (они согласно структурно-функциональной концепции Т. Парсонса и Г. Алмонда) показывают не соответствие требованиям «среды» рабочих и крестьян.
«Закрепление»: формирование новых институтов государственной власти Советов рабочих и крестьянских депутатов.
Упражнение № 7: «Великая Отечественная война» (1941-1945 гг.) обеими руками показывается фашистская символика, затем двумя руками разрывается и сверху вниз показывается пятиконечная звезда (как символ Победы). «Закрепление»: крах фашизма.
Упражнение № 8: восстановление СССР в послевоенные годы, Оттепель Н.С. Хрущёва (1953-1964 гг.) - Н.С. Хрущев: две руки соединяясь около груди и расходится в стороны, затем поднимаются вверх. «Закрепление»: восстановление СССР как мировой державы.
Упражнение № 9:«Распад СССР»: руки соединены в единый кулак, а затем расходятся в хаотичном движении; подписание Беловежских соглашений Россией, Украиной и Белоруссией (8 декабря 1991 г.). «Закрепление»: распад СССР и создание СНГ.
Упражнение № 10: «Централизация Российской Федерации» с приходом В.В. Путина к управлению государством с 2000 г. руки вытягиваются на полую ширину, затем расходятся в хаотичном движении соединяются в единый кулак. «Закрепление»: Россия - Великая держава.
По окончании педагогического эксперимента показатели экспериментальной группы превосходили показатели контрольной группы. Так, в группе «Гимнастика, борьба» 111 (группа), среди «гимнастов» средний показатель (n=12) - 4,45 балла; увеличился в группе 71101 «Гимнастика» (n=27) до 5,0 баллов; у «борцов» (n=9) - 3,63 балла, в группе 71102 «Борьба» (n=25) до 4,56 балла. Среди специализации «Футбол» (n=11) - 3,53 балла, в группе 71109 «Футбол» (n=24) - до 4,37 балла (по пятибалльной шкале).
Выводы. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность введения в педагогической практики «исторической мануальной гимнастики» для студентов специальности «Физическая культура», профиль подготовки «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» Поволжской ГАФКСиТ. Для студентов-спортсменов специфична синхронизация запоминания исторических дат в двигательной и образно-мыслительной активности. Сочетание визуальной, транслируемой на экране даты и «исторической зарядки» на каждом лекционном занятии, способно улучшить показатели усвояемости материала.
Список литературы
1. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. URL: http://www.aquarun.ru/psih/ct/ct5.html (дата обращения: 12.02. 2017).
2. Профессиональное мастерство современного педагога: коллектив. монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 116-129.
3. Путин: единая концепция истории не помешает учителям иметь свое мнение. URL: http://ria.ru/society/20140829/ 1021958511. html#ixzz3 KgJQIboz (дата обращения: 12.02. 2017).
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003.
С. 292.
5. Салимов А.М. Практикум по истории Татарстана. Казань, 2017.
80 с.
6. Самчук М.М. Преподавание истории в вузе: проблемы и перспективы // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально -гуманитарного знания. 2014. Т.15. №2(129). С. 79-82.
7. Хурамшина А.З., Шашкин Н.Г., Сайфуллин И.И. Спортивная культура как сфера социокультурной деятельности личности // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-1. С. 285-291.
8. Шабалина Ю.В. Преподавание дисциплины «История» в условиях спортивного вуза (на примере ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры и спорта») // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. Т.6. №1. С. 85-91.
Шабалина Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доц., Ju-sh@,bk.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
VISUAL-MANUAL TEACHING DISCIPLINE "HISTORY" IN THE CONDITIONS OF SPORTS HIGH SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF THE VOLGA REGION STA TE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM)
Yu.V. Shabalina
The visual-manual teaching of the discipline "History" is offered through the author's "historical manual gymnastics" by using the technical achievements of the "Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism". A pedagogical experiment was conducted to improve the quality of teaching the discipline "History" for students of sports specialization.
Key words: students-athletes, innovative methods of teaching, historical manual gymnastics, visual manual teaching, discipline "History".
Shabalina Yuliy Vladimirovna, candidate of political sciences, associate professor, Ju-sh@,bk.ru, Russia, Kazan, Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism