Научная статья на тему 'Современная визуальная культура и проблемы художественного образования'

Современная визуальная культура и проблемы художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1538
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВИЗУАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ / ТЕЛО / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VISUAL CULTURE / VISUALITY / IMAGE / BODY / AESTHETIC EXPERIENCE / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеканцев Петр Афанасьевич

Современная визуальная культура это чрезвычайно многоликое явление, в котором соединяются историчность визуального и многомерность культурного, поэтому ее изучение не может ограничиваться только понятийным анализом. В нашей «текучей повседневности» большая часть визуального формируется в лоне массовой культуры, стандарты которой задают масс-медиа (сотовая связь, интернет, телевизор, глянцевые журналы) и реклама. Виртуальный мир такой культуры отличается как от реальной жизни, так и от образного мира интеллектуальной культуры и искусства. Изобразительное искусство способно уравновешивать противоречия образов, формирующихся в сфере массовой культуры и образов мира искусств. Один из путей развития такой способности автор данной статьи видит в совершенствовании художественного образования, в частности, подготовки будущих художников-педагогов в высшей школе. Переплетение телесного и смыслового аспектов опыта, происходящее в иконическом восприятии, делают образ одним из наиболее мощных инструментов социального воздействия и взаимодействия. Неудивительно, что в современных исследованиях образ предстает даже не как инструмент, а как субъект (агент) социального действия. Антропологическая основа производства и потребления образов требует более тщательного осмысления визуального, а также поиска новых способов его постижения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Visual Culture and Problems of Art Education

Contemporary visual culture is an extremely diverse phenomenon that combines visual and cultural historicity with multidimensionality, so that it can’t be limited to the study of conceptual analysis alone. In our daily routine most of the visual is formed in the bosom of mass culture, which sets standards for the media (cellular communications, internet, television, magazines) and advertisements. The virtual world of such culture differs both from real life and from the figurative world of intellectual culture and art. Fine art can balance the contradictions of images that form in the sphere of mass culture and images of the world of the arts. The author sees one of the ways to develop such ability in the improvement of art education, in particular, the preparation of future artists and teachers in higher education institutions. The interweaving of physical and conceptual aspects of experience occurring in the iconic perception makes the image one of the most powerful tools of social interaction. The anthropological basis for the production and consumption of images requires a more thorough understanding of the visual, as well as the search for new ways of comprehending it in the educational process.

Текст научной работы на тему «Современная визуальная культура и проблемы художественного образования»

УДК 37.378 ББК 85.14

СОВРЕМЕННАЯ ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I П.А. Чеканцев

Аннотация. Современная визуальная культура - это чрезвычайно многоликое явление, в котором соединяются историчность визуального и многомерность культурного, поэтому ее изучение не может ограничиваться только понятийным анализом. В нашей «текучей повседневности» большая часть визуального формируется в лоне массовой культуры, стандарты которой задают масс-медиа (сотовая связь, интернет, телевизор, глянцевые журналы) и реклама. Виртуальный мир такой культуры отличается как от реальной жизни, так и от образного мира интеллектуальной культуры и искусства. Изобразительное искусство способно уравновешивать противоречия образов, формирующихся в сфере массовой культуры и образов мира искусств. Один из путей развития такой способности автор данной статьи видит в совершенствовании художественного образования, в частности, подготовки будущих художников-педагогов в высшей школе. Переплетение телесного и смыслового аспектов опыта, происходящее в иконическом восприятии, делают образ одним из наиболее мощных инструментов социального воздействия и взаимодействия. Неудивительно, что в современных исследованиях образ предстает даже не как инструмент, а как субъект (агент) социального действия. Антропологическая основа производства и потребления образов требует более тщательного осмысления визуального, а также поиска новых способов его постижения в образовательном процессе.

Ключевые слова: визуальная культура, визуальность, образ, тело, эстетический опыт, художественное образование.

MODERN VISUAL CULTURE AND PROBLEMS OF ART EDUCATION

I P.A. Chekantsev

Abstract. Contemporary visual culture is an extremely diverse phenomenon that combines visual and cultural historicity with multidimensionality, so that it can't be limited to the study of conceptual analysis alone. In our daily routine most of the visual is formed in the bosom of mass culture, which sets standards for the media (cellular communications, internet, television, maga-

zines) and advertisements. The virtual world of such culture differs both from real life and from the figurative world of intellectual culture and art. Fine art can balance the contradictions of images that form in the sphere of mass culture and images of the world of the arts. The author sees one of the ways to develop such ability in the improvement of art education, in particular, the preparation of future artists and teachers in higher education institutions. The interweaving of physical and conceptual aspects of experience occurring in the iconic perception makes the image one of the most powerful tools of social interaction. The anthropological basis for the production and consumption of images requires a more thorough understanding of the visual, as well as the search for new ways of comprehending it in the educational process.

Keywords: visual culture, visuality, image, body, aesthetic experience, art education.

На рубеже ХХ—ХХ1 веков новые технологии (персональный компьютер, сотовая связь, интернет) радикально изменили не только сферу науки и культуры, но и повседневную жизнь людей. Визуальная информация стала неотъемлемой составляющей работы, досуга, быта, общения, политических, коммерческих, научных практик. В этом контексте меняется характер коммуникаций, восприятие времени и пространства, 164 способы создания и распространения информации, общественные институты и атмосфера жизни в целом [1]. Эти перемены актуализировали проблематику визуальной культуры как нового явления в стремительно меняющемся мире.

Визуализация и ее роль в современной культурной ситуации основательно исследуется в междисциплинарном режиме в философии и науке. Большинство таких исследований выполнено в философском и культурологическом ключе. Акцент в этом исследовательском поле ставится на реабилитации чувственного и телесного в человеческом опыте.

ЕК

Такая реабилитация вписывается в антропологический поворот в познании и пересекается с исследованиями аффективного и эмоционального в гуманитарии, значительно усложняя задачу формирования будущих специалистов в высшей школе, в том числе художников — педагогов [2].

В последнее время визуальная культура все чаще привлекает внимание педагогов. Увеличивается число педагогических текстов, авторы которых предлагают собственные определения этого явления, не всегда учитывая его многоликий характер. Это обстоятельство и стало поводом для написания этой статьи. Автор считает, что уже соединение визуального и культуры в синтагме визуальная культура взывает к более вдумчивому отношению к этому явлению. Существует, как известно, несколько сотен определений понятия культура и все они, так или иначе, используются. Столь же многопланово и изменчиво визуальное. Поэтому размышлять, видимо, следует не о понятии, но скорее о природе визуального и современной визуальной культуре

как новой специфической среде, требующей более глубокого понимания проблематики видения и выявления приемов формирования образного мышления, восприятия и выражения в их связи с телесными и чувственными формами жизни.

Теоретический и прагматический интерес к визуальному зародился в глубокой древности. Однако появление в начале XIX века новых оптических устройств совпало с существенной трансформацией природы визуальности [3]. Классическая модель зрения, символом которой в XVII—XVIII веках была камера-обскура (лат. camera-obscura — «темная комната»), в это время сменяется моделями «субъективного видения», в которых образ отделялся от его внешнего референта, а зрительный опыт помещался в тело автономного наблюдателя. Разумеется, речь идет не о технологическом детерминизме, в соответствие с которым независимая динамика технического изобретения навязывает себя социальному полю, трансформируя его извне. Напротив, «технология оказывается лишь спутником или подчиненным элементом других сил» [3, с. 21-22]. Тем не менее, новые технические способы создания визуальных образов в первой половине XIX века по-р родили не только фотографию и кинематограф, но и радикально изменили представления о пластических искусствах, прежде всего, живописи. Область видимого и невидимого в культуре постепенно стала объектом исследования во всех формах познания мира: науке, искусстве, религии, мифологии. При этом, по мнению многих интеллектуалов, именно художники нередко ставили новые

проблемы, заставляя думать философов и ученых. «Землетрясения слышат сначала художники и писатели», — заметила в недавнем интервью Ирина Антонова.

В наши дни инструментарий изобразительного искусства активно используется и в массовой культуре, и в виртуальной реальности. Различные каналы визуального восприятия заполняются культурными стереотипами и артефактами культурного наследия. Решающую роль при этом играют визуальные образы, создающие и организующие пространство коммуникации. Однако без творческой активности личности пространство способно сделать человека частью игры по манипулированию смыслами, инструментом определенной внешней стратегии. Это обстоятельство актуализирует роль образования, самообразования и воспитания каждого конкретного человека. Тем более, что мир образов, став вездесущим, с трудом поддается осмыслению и сохраняет свои тайны. Неисчерпаемость проблематики образов хорошо показал американский литературовед У.Дж.Т. 165 Митчелл: «Какова взаимосвязь между визуальной культурой и видимой природой? Все ли образы визуальные? Как образ функционирует в сознании, в памяти, фантазии и восприятии? Какова взаимосвязь между видимыми образами и визуальностью в целом? Что такое визуальный посредник (medium)? Как устанавливаются различия между образами? Как образы встраиваются в процессы коммуникации и обозначения? Какова роль образа в искусстве? Какова взаимосвязь между искусством и визуальной культурой в целом? Какое влияние оказывают технологические новации

ВЕК

на репродуцирование визуальнои культуры?» [цит. по: 4].

Переплетение телесного и смыслового аспектов нашего опыта, происходящее в иконическом восприятии, делают образ одним из самых мощных средств социального воздействия и взаимодействия. Неудивительно, что в современных исследованиях образ предстает даже не как инструмент, а как субъект (агент) социального действия. Попытки предложить внятную теорию образа предпринимались в философии и науке многократно. В частности, в междисциплинарном пространстве идет интенсивный поиск несемиотической модели образа. Один из вариантов такой модели — это образ-медиум, понимаемый не только как посредник в процессе коммуникации видимого и невидимого, но и как среда, в которой возможно взаимодействие материального и смыслового. Но ни одна из моделей не может сегодня претендовать на статус теории, до конца проясняющей загадочную природу этого явления. Трудности связаны с 1DD тем, что образ - это нечто реальное и 166 одновременно всегда эфемерное, мерцающее. Это сложное структурное образование, в котором современный философ выделяет как минимум три слоя: Tabula - образ как физическая вещь, как часть «внешнего» мира. Pictura — это изобразительная поверхность, непосредственно участвующая в формировании изображения. В этом слое материальная составляющая присутствует, но она отличается от материальности tabula. И, наконец, imago — образ в узком и точном смысле слова [5].

Формирование понимания природы визуального, усвоение современных философских и научных представлений о ней требует дополнитель-

ных усилий и со стороны преподавателей, и со стороны студентов. Осмысление образов сопровождается перцептивным погружением в сложную визуальную среду, что предполагает воспитание взгляда. А это значит, что надо не только учиться видеть, но и читать книги, ходить на выставки, смотреть репродукции. Визуальный опыт, несомненно, обладает своими собственными коммуникативными и когнитивными возможностями. Но визуальное вряд ли стоит противопоставлять текстуальному, уже потому, что восприятие текста возможно лишь при помощи зрения. Кроме того, существуют не только визуальные, но и текстуальные образы. Не совсем верно сводить визуальное лишь к восприятию, что тоже довольно часто встречается в современных текстах о визуальной культуре. Еще в начале 1980-х годов Н. Бейтсон в книге «Знание и живопись» связывал зрение не с восприятием, а с интерпретацией. Сегодня в русском Интернете можно найти очень полезные материалы, подтверждающие это наблюдение. Например, на новом портале Magisteria.ru можно прослушать и посмотреть в записи иллюстрированный курс лекций М.Ю. Ку-кина на тему «Традиционный текст и его живописные интерпретации» [6]. Такой подход объединяет визуальность и текстуальность, а не противопоставляет их. Визуальность — это то, что делает взгляд близким языку и требует основательного специального изучения [7]. Автор данной статьи считает, что в качестве объекта изучения визу-альность предполагает также, помимо прочего, осмысление и понимание взаимосвязи видимого и смотрящего.

Подготовка художника — педагога всегда была связана с визуальным

материалом. Но в новых условиях необходимо не только профессиональное знание, но также способность ориентироваться в современных технологиях визуализации. Значит, речь идет о расширении теоретических компетенций и практических навыков будущих художников-педагогов. Важно задуматься о том, каким образом этого добиться. Ориентация будущего художника педагога в визуальной среде предполагает знание не только истории искусства, но и истории фотографии, истории кино, умения использовать технические средства для создания визуальных образов не только на бумаге и полотне, но и в виртуальном пространстве. Такие навыки надо формировать уже в период обучения в вузе, возможно с помощью специальных дополнительных курсов и программ по выбору, в ходе практик, формы которых можно разнообразить.

В документах, регламентирующих художественное образование в России на разных уровнях, отмечается, что «сами по себе научные знания в рассматриваемой области, чисто теоретический подход к вопросам художественно-эстетического воспитания не достаточны для эффективного достижения целей — требуется то, что можно назвать операциональным подходом к проблеме» [8, с. 59]. Иными словами, для того, чтобы обучать «средствами искусства», недостаточно знать педагогику и историю / теорию искусств. Необходимо обладать практическими знания и навыками, которые позволяют заниматься творчеством и учить приемам творческой деятельности.

Тем не менее, и в установочных документах, и в образовательном про-

цессе доминирует рациональный аспект, связанный преимущественно с овладением теорией и практическими навыками работы педагога. Образное мышление, визуальные практики сводятся к усвоению «основ художественной грамоты», что явно недостаточно в условиях возросшей роли визуальной культуры в жизни людей. Не только учителя-художники, но каждый человек сегодня должен формироваться в условиях, способствующих развитию творческого потенциала личности. И роль в этом процессе искусства, всех его форм, включая изобразительное искусство, — трудно переоценить. Однако для этого важно не только обмениваться педагогическим опытом, менять музейные практики, стимулировать и поддерживать работу библиотек и других центров культуры, но, прежде всего, привести в соответствие с вызовами современности подготовку будущих бакалавров художников-педагогов в вузах.

Искусство живописи — это особое визуальное измерение, в котором, наряду с важными композиционными моментами [9], огромную роль играет цветовая палитра, используемая художником. С ней связана свойственная живописи способность вызывать в человеке различные чувства, эмоции, ассоциации, воспоминания и размышления. Композиционная уникальность живописной плоскости и ее цветовая гармония нередко порождает ощущение магнетической тайны живописного полотна. Ее присутствие на живописной поверхности подготовленный зритель воспринимает как проявление интуитивной проницательности художника, его умения увидеть и показать больше, чем способен рассказать сюжет картины.

167

ВЕК

168

Формирование квалифицированного специалиста в сфере изобразительного искусства — процесс чрезвычайно сложный и трудоемкий. Его эффективность предполагает наличие и совпадение многих составляющих как внешнего порядка (педагогическое мастерство преподавателей, качественные методы обучения, учебные материалы, соответствующие помещения, рациональная организация учебного процесса и проч.), так и внутреннего плана (способности обучающегося, его прилежание, организованность, воля, характер). Возможно, именно личностная позиция студента является решающим фактором в процессе формирования будущего художника / педагога.

Поскольку существующие критерии оценки творчества художника весьма размыты, а неуверенность в результатах созданного (нарисованного, написанного) — вечный спутник не только начинающего, но и опытного художника, очень важно уже в вузе научить студента заинтересованному профессиональному общению с коллегами (однокурсниками, старшекурсниками, преподавателями, просто зрителями, теми, кто смотрит его работы). Разумеется, существует много способов для решения этих непростых задач. Все они, так или иначе, используются в ходе учебных занятий. Но автор данной статьи хотел бы обратить внимание на участие студентов в выставочной деятельности.

Выставочная деятельность студентов, продолжая учебный процесс и в то же время воспитывая студента как творческую личность, дает ему одновременно перспективу, опыт и амбициозность в хорошем смысле этого слова. Она может стать важнейшим сред-

ЕК

ством воспитания будущих художников-педагогов, которым после окончания вуза придется решать сложные профессиональные задачи. Творческая активность, выражаясь через участие в выставках и связанные с этим коммуникации, формирует у студента уверенность в своих силах и способностях, развивает творческую интуицию, исследовательский подход к поставленной задаче, стимулирует учебный поиск, повышает заинтересованность в учебном процессе, проявляет уровень овладения основами профессионального мастерства, учит квалифицированно использовать «школу» в творческом процессе.

Задача университета — всемерно способствовать выставочной деятельности студентов. Порядок и планирование выставок, поиск соответствующих помещений, организация конкурсов по видам искусства, моральное и материальное стимулирование этой формы обучения — все это возможно лишь при заинтересованном участии администрации. Что же касается студентов, то они способны при помощи преподавателей организовать студенческий творческий выставком, который может стать одновременно и школой профессиональной коммуникации, и важным звеном в формировании навыков организации выставочной деятельности, которыми должен обладать любой художник.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дроздова, А.В. Визуальность как феномен современного медиа сообщества [Текст] / А.В. Дроздова // Дискуссия. -2014. - Вып. 10 (51).

2. Визуальность как вызов. XVII Фулбрай-товская международная гуманитарная летняя школа «Визуализация знания: ви-

зуальная грамотность в высшем образовании» // НЛО. - 2015. - № 132 (2)

3. Крэри, Д. Техники наблюдателя [Текст] / Д. Крэри. - М.: V-A-C press, 2014. - 256 c.

4. Савицкая, Т.Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы [Текст] / Т.Е. Савицкая [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/ savitskaya_visualization_cult.pdf (дата обращения: 04.12.2016).

5. Инишев, И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества [Текст] / И. Ини-шев // Логос. - 2012. - № 1. - С. 184-211.

6. Кукин, М.Ю. Традиционный текст и его живописные интерпретации [Текст] / М.Ю. Кукин // Портал Magisteria.ru [Электронный ресурс]. - URL:https://magisteria. ru/category/ancient-text-in-painting/ (дата обращения: 15.02.2017).

7. Баль, М. Визуальный эссенциализм и объект визуальных исследований [Текст] / М. Баль // Логос. - 2012. - № 1. - С. 212-249.

8. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке. Аналитический доклад [Текст] / Л.Л. Алексеева и др., отв. ред. К.Э. Разлогов. - М., 2011.

9. Чеканцев, П.А. Размышления о композиции в изобразительном искусстве [Текст] / П.А. Чеканцев // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 4. - Ч. 1. - С. 146-152.

10. Барт, Р. Camera Lucida. Комментарий к фотографии [Текст] / Р. Барт. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013.

11. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика [Текст] / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994.

12. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе [Текст] / В. Бенья-мин. - М.: Культурный центр имени Гете. Медиум, 1996.

REFERENCES

1. Bal M., Vizualnyj ehssencializm i obekt vi-zualnyh issledovanij, Logos, 2012, No. 1, pp. 212-249. (in Russian)

2. Bart R., Camera Lucida. Kommentarij k fotografii, Moscow, Ad Marginem Press, 2013. (in Russian)

3. Bart R., Izbrannye raboty: Semiotika. Poeti-ka, Moscow, Progress, 1994. (in Russian)

4. Benyamin V., Proizvedenie iskusstva v ehpo-hu ego tekhnicheskoj vosproizvodimosti. Izbrannye ehsse, Moscow, Kulturnyj centr imeni Gete Medium, 1996. (in Russian)

5. Chekantsev P.A., Razmyshleniya o kompo-zicii v izobrazitelnom iskusstve, Prepodava-tel XXI vek, 2015, No. 4, Part. 1, pp. 146152. (in Russian)

6. Drozdova A.V., Vizualnost kak fenomen sovremennogo media soobshchestva, Dis-kussiya, 2014, vyp. 10 (51) (in Russian)

7. Hudozhestvennoe obrazovanie v Rossijskoj Federacii: razvitie tvorcheskogo potenciala v XXI veke. Analiticheskij doklad, ed. L.L. Alekseeva, K.E. Razlogov, Moscow, 2011. (in Russian)

8. Inishev I., „Ikonicheskij povorot" v teoriyah kultury i obshchestva, Logos, 2012, No. 1, pp. 184-211. (in Russian)

9. Krehri D., Tekhniki nablyudatelya, Moscow, V-A-C press, 2014, 256 p. (in Russian)

10. Kukin M.Yu., Tradicionnyj tekst i ego zhivo-pisnye interpretacii, available at: https:// magisteria.ru/category/ancient-text-in-paint-ing/ (accessed: 15.02.2017). (in Russian)

11. Savickaya T.E., Vizualizaciya kultury: problemy i perspektivy, available at: http://www.ifapcom. ru/files/Monitoring/savitskaya_visualization_ cult.pdf (accessed: 04.12.2016). (in Russian)

12. Vizualnost kak vyzov. XVII Fulbrajtovskaya mezhdunarodnaya gumanitarnaya letnyaya shkola „Vizualizaciya znaniya: vizualnaya gramotnost v vysshem obrazovanii", NLO, 2015, No. 132 (2). (in Russian)

Чеканцев Петр Афанасьевич, художник, член Союза художников России, доцент, кафедра живописи и композиции, Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет, [email protected] Chekantsev P.A., Artist, Member of Russians Artist Union, Associate Professor, Painting and Composition Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.