Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект концептуализации понятия "визуальная культура"'

Психолого-педагогический аспект концептуализации понятия "визуальная культура" Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
178
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / VISUAL CULTURE / ОБУЧЕНИ / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / VISUAL IMAGE / МЕДИА / MEDIA / ВОСПРИЯТИЕ / PERCEPTION / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Селиванова Елизавета Владимировна

В статье представлен краткий обзор исследований визуальной культуры отечественными и зарубежными учеными в русле психолого-педагогического направления, позволяющий проследить основные этапы концептуализации данного понятия. Описаны основные способы познания с применением современных интерактивных форм в обучении, работе психологов и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ASPECT OF CONCEPTUALIZING THE CONCEPT "VISUAL CULTURE"

The article presents a short review of visual culture researches made by domestic and foreign scientists in line with the psychological and educational direction, allowing for tracking the main stages of conceptualization of this concept. It describes the main learning styles which apply modern interactive forms in training, and in work of psychologists and educators.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект концептуализации понятия "визуальная культура"»

-в

ш

jZ'j. ft Л'

Е.В. Селиванова Курганский государственный университет

УДК 316.77

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»

Аннотация

В статье представлен краткий обзор исследований визуальной культуры отечественными и зарубежными учеными в русле психолого-педагогического направления, позволяющий проследить основные этапы концептуализации данного понятия. Описаны основные способы познания с применением современных интерактивных форм в обучении, работе психологов и педагогов.

Ключевые слова: визуальная культура, обучение, визуальный образ, медиа, восприятие, визуализация.

E.V. Selivanova Kurgan State University

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL ASPECT OF CONCEPTUALIZING THE CONCEPT «VISUAL CULTURE»

Abstract

The article presents a short review of visual culture researches made by domestic and foreign scientists in line with the psychological and educational direction, allowing for tracking the main stages of conceptualization of this concept. It describes the main learning styles which apply modern interactive forms in training, and in work of psychologists and educators.

Index terms: visual culture, training, visual image, media, perception, visualization.

Сегодня в России многие лаборатории и научно-исследовательские институты всерьез озадачены проблемой функционирования визуального в контексте конструирования современного социума. Сотрудники сектора фундаментальных исследований Российского института культурологии в Санкт-Петербурге ведут работу по изучению современной визуальной культуры, особое внимание уделяя кинотеории, философии фотографии, теории медиального и интермедиальности [16]. Сотрудники центра «Медиафилософия» (Санкт-

Петербург) занимаются проблемами существования медиареальности, чувства, движений, тела в эпоху медиатехнологий, принципов и способов анализа ме-диареальности, необратимости медиатрансформаций, киберспорта, виртуальных сообществ и киберпростран-ства в целом, современного искусства и киноиндустрии, технообраза, пассивности современного медиаязыка, знакового загрязнения язык новых медиа и т.д.

Один из конкретных подходов к изучению сущности визуального сконцентрирован в рамках психологического объяснения ряда тенденций в трансформациях сознания, связанных с «иконическим поворотом». Психологическое обоснование базируется на изучении конкретных явлений и процессов, происходящих в психологическом развитии личности, и коррекции ее поведения с использованием визуальных методов исследования.

Nuray Mamur определяет влияние современных визуальных средств массовой информации на детей Турции на основе их рисунков на данную тему. Обобщая результаты своего исследования, ученый определяет паттерны понимания детьми визуальной культуры в целом и ее отдельных медиа в частности - таких элементов, как телевидение, компьютер и цифровое фото [13].

Другой турецкий исследователь Handan Bulbul изучает восприятие художественных произведений, культуры учащимися начальной школы посредством различных визуальных образов, встречающихся в мультфильмах. Она констатировала, что просмотр мультфильмов вызывает в сознании ребенка множество иных форм, которые потенциально могут быть перенесены им на бумагу, таким образом развивается его художественное мышление [7].

Изучение невербального проявления чувств особенно эффективно с использованием литературы, изобилующей визуальными образами, подобранной в соответствии с эмоциональным состоянием ребенка в данный момент, психотерапевтическими целями занятий, когнитивным аспектом, возрастом и полом ребенка, психологическими особенностями личности. Наиболее успешным для детей представляется применение комиксов [2].

Зрительное восприятие картин является элементом системы эстетического воспитания детей посредством аудиовизуальной культуры, содержащейся в зрительной, изобразительной или аудиовизуальной деятельности, а также значимым каналом педагогического взаимодействия [36]. Такой канал передачи информации, в частности, может быть эффективно использован в обучении посредством аудиовизуальных словарей, которые уже разработаны на английском, китайском и японском языках M.D. Janet [9].

На базе психологических различий между мужчинами и женщинами формируются стереотипы зрительного восприятия, которые активно эксплуатируются в визуальных формах современной российской массовой культуры (кино, реклама, телевидение, фотография). Особенно активно эксплуатируется образ обнаженной женщины, который является самым сильным из существующих стимулов в области потребления [35].

Виртуальный образ террориста №1 - Усама Бен Ладена до сих пор остается символом, используемым в информационных войнах, оказывающим мощное психологическое воздействие на коммуникантов в визуальном пространстве. Распространение подобной идеологически заряженной информации с помощью закодированных визуальных символов можно встретить [[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[[ 99

во многих культурах на различных стадиях развития общества [19].

В советских плакатах 1920-1930-х гг. через символы культурных стереотипов ярко вырисовываются образ врага - «капиталиста», «интеллигента» и образ героя, которые вносили огромный вклад в конструирование когнитивного пространства советского человека [30].

Культура, в особенности визуальная, играет огромную роль в социализации детей. С использованием новых информационных технологий, таких как презентации, видеоролики, видеофрагменты, представляется возможным формирование визуальной культуры у младших школьников на уроках английского языка. Под визуальной культурой при этом понимаются конкретные объекты: кино, телевидение, фотография, «public art», рисунок, живопись, театр, реклама, дизайн, мода, граффити и т.д. [20].

Визуальную культуру личности при этом следует трактовать как психологический феномен интегратив-ного плана, являющийся зеркалом окружающей визуальной среды и способствующий адаптации, смысловому постижению и преобразованию визуального информационного потока. С целью преобразования визуальной действительности описывается создание новых визуальных образов, вследствие чего обосновывается связь социального опыта человечества и личной визуальной культуры индивида [17].

Способы работы, как и способы представления информации с применением визуальных символов (карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблемы, рисунки, фото, видеосюжеты и т.д.), объединяются понятием информационной графики, или инфографики, которая используется преимущественно для привлечения аудитории. Инфорграфику возможно исследовать на примере периодических либо электронных изданий [34]. Воздействие современных информационных средств, формирующих визуальный тип культуры, на личностную идентичность представляется одним из наиболее актуальных и перспективных областей психолого-педагогических исследований [28].

Фотография используется в психологии как способ фиксации особых психических состояний, по которым можно судить о физиологических особенностях человека в состоянии аффекта по таким параметрам, как гендерный культурно-специфический и др. [5].

Современную визуальную культуру можно конкретизировать также через призму психологического времени и пространства, влияние новейших аудиовизуальных технологий на зрителя как сферы восприятия визуальных образов, понятие «видение», умение анализировать воспринятое, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы [25]. Расширение сферы «видимого» для современного человека провоцирует включение в нее необычных объектов, возникающих на пересечении гиперреального и фантастического [24].

В.С. Мухина доктор психологических наук, профессор, академик РАО, основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности», в своей статье «Психология восприятия визуальных архетипов» описывает предтечи визуальных архетипов в искусстве, которые появляются в истории культуры человечества и со временем наполняются множеством значений и смыслов.

Неотъемлемыми элементами визуальной культуры в современном мире являются компоненты ме-

диасреды. Развитие компьютерных игр как феномена современной популярной культуры, своеобразных техно-художественных гибридов оказывает противоречивое влияние на социально-психологические аспекты поведения игрока. Наряду с развитием художественного, образного мышления и расширением способов познания окружающего мира, отмечаются и случаи дезадаптации, асоциального поведения среди молодежи [18].

С позиций психологического подхода в отечественной научной мысли предлагается также рассматривать новые визуальные формы и формы медиации, проследить эволюцию логики визуального в «постсовременной культуре» и новых медиа. Примером такой новой формы медиации, полем производства визуальных желаний можно считать YouTube. Сайт является своеобразным посредником между социальным и индивидуальным, воплощением нехватки социальной медиации [23].

Другой аспект изучения существования и функционирования визуальной культуры в современном социуме, тесно связанный с предыдущим, - педагогическая практика исследования.

Так, изучением использования визуальных элементов в конструировании отдельных моментов социально-политической жизни греческих студентов занимается M. Christopoulou. Ученый разработал и внедрил в учебную программу для пятиклассников элементы визуальной культуры в виде карикатур с использованием языковых метафор в юмористическом стиле социально-политических вопросов, посвященных греческому долговому кризису с целью формирования общественного сознания у учеников [4].

О том, что визуальная культура, как и культура иного типа, может быть передана будущим поколениям через педагогику в образовании, пишет турецкий преподаватель Nalan Okan Akin. Механизм подобной передачи описан в разработанной им учебной программе по изобразительному искусству. Подготовка визуально грамотных учителей изобразительного искусства к преподаванию в вузах Турции неотделима от познания визуальной культуры с учетом ее трансформаций в окружающем динамично изменяющемся мире [12]. Этот когнитивный аспект непременно должен входить в программы подготовки будущих учителей искусства, чтобы привести человека к пониманию мира, а также достижению истинного художественного знания посредством визуального видения культуры [14].

Seyed Hassan Khalifeh Soltani, Maryam Fadavi Khedmati описывают опыт использования современных мультимедийных технологий в образовательном процессе для повышения уровня его эффективности, что, в свою очередь, позволяет развить систему ценностей и образцов поведения у школьников. Из занятий с применением разработанных медиапрограмм дети с ограниченными возможностями узнавали об истории древних забытых культур [15].

Стереотипы и недопонимание среди представителей различных культур, национальностей приводят к разнообразным конфликтам. Поскольку современный мир все больше стаовится мультикультурным пространством, становится актуальной проблема обучения школьников коммуникативной толерантности. Необходимы новые инструменты для просвещения населения, такие как мультимедиа, интерактивная среда и компьютер. Эти инструменты, основанные на принципах визуальной коммуникации, использовала в своем обучающем учебном проекте для пятиклассников, кото-

рый доказал свою эффективность, Amanda Maria Ropa (США) [1].

Групповая и парная работа в классе доказала свою эффективность в Китае, где такие методы педагогической работы применяются в преподавании повсеместно и обусловлены отчасти коллективистскими и конфуцианскими ценностями. Подобные методы интерактивного обучения запечатлили на фото Lixian Jin и Martin Cortazzi в рамках визуальной этнографии [11]. В США экономическое консультирование часто прибегает к использованию коучинга с визуальными элементами представления информации [10].

Для повышения эффективности образования в военных вузах России формулируются условия организации самостоятельной работы курсантов, обеспечивающие развитие экранной культуры, которые внедряются в учебный процесс [28].

Обращаясь к проблемам визуализации детского телесного опыта в современной учебной литературе для младших школьников, Г.В. Макаревич рассматривает простейший источник - учебник по чтению для 1-го класса - и приходит к выводу, что гипертрофия визуального в нем говорит о становлении визуального канона по меркам массмедийной культуры. Влияние массме-дийной культуры на школьное образование, а точнее формирование визуальной культуры и мышления современной молодежи, заметно и при последующем обучении школьников [26].

Суверенность личности в информационном обществе имеет свои семиотические предпосылки и культурные факторы развития. Пространство присутствует в сознании и духовной культуре в виде совокупности визуальных кодов, которые могут быть прочитаны личностью. Применительно к системе образования качество подготовки в вузе состоит в формировании духовной автономии личности, способной на дешифровку окружающего ее информационного пространства [21].

В США, Великобритании и Канаде понятие «визуальная культура» определяют как часть современных международных гуманитарных исследований, связанных непосредственно с художественным образованием. При этом представляется целесообразным выделять критерии оценки уровня визуальной культуры при её освоении в профессиональном художественно-педагогическом образовании, способы применения этих критериев и пути их дополнения. Ценности культуры, передаваемые визуально, воспринимаются и интерпретируются на разных уровнях, а разработанные критерии позволяют выявить, на достаточном ли уровне учащийся художественно-педагогической специальности овладел основами визуальной культуры [29].

Сформированная в должной степени визуальная культура и соответствующий образ мышления важны не только для студентов в процессе обучения, но и для будущих учителей изобразительного искусства [31], профессиональных дизайнеров. В проектировании визуального послания дизайнеры все чаще ориентируются на возможность изменения установок восприятия зрителем увиденного для включения его мышления в процесс активного познания экранной действительности, которая задействует разнообразные способы визуализации и достигает тем самым плодотворного коммуникативного процесса с применением визуальных форм коммуникации в современном мультикультурном пространстве социуме [22].

Для дизайнеров одним из способов практического освоения языка современной культуры предстает фотоискусство. При этом фотография воспринимается

как средство и способ творческого самовыражения художественного взгляда личности на действительность, на процессы и явления, протекающие в социуме [32].

Как показывают приведенные примеры и способы анализа визуального пространства современного мира в психолого-педагогическом ключе, изучение данного феномена не может оставаться без внимания в столь трансформирующемся и динамично развивающемся обществе. Культурная среда достаточно сильно обогащена мультимедийными средствами, которые активно используются в образовательном и исследовательском процессах, доказывая свою эффективность. Оставаться в стороне от прогресса в этой области не представляется перспективным.

Список литературы

1 Amanda Maria Ropa. Designing a multimedia, interactive interface to facilitate cultural understanding in a fifth grade classroom. Computers & Education. Volume 16, Issue 1, 1991, Pages 109-111.

2 Charles Forceville. Visual representations of the idealized cognitive model of angerin the Asterix album La Zizanie. Journal of Pragmatics. Volume 37, Issue 1, January 2005, Pages 69-88.

3 Charles Forceville. Visual representations of the idealized cognitive model of angerin the Asterix album La Zizanie. Journal of Pragmatics. Volume 37, Issue 1, January 2005, Pages 69-88.

4 Christopoulou M. Exploring the socio-politics of the Greek debt crisis in a primary art classroom: A political cartooning project. International Journal of Art and Design Education. Volume 32, Issue 1, February 2013, Pages 44-54.

5 Feng Zhou, Xingda Qu, Martin G. Helander, Jianxin (Roger) Jiao. Affect prediction from physiological measures via visual stimuli. International Journal of Human-Computer Studies. Volume 69, Issue 12, December 2011, Pages 801-819.

6 Handan Bulbul. Primary School Student's Perception of Images Transferred by Visual Culture and Form of Reflection on Their Paintings. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Cyprus International Conference on Educational Research (CY-ICER-2012) North Cyprus, US08-10 February, 2012. Volume 47, 2012, Pages 903-907.

7 Handan Bulbul. Primary School Student's Perception of Images Transferred by Visual Culture and Form of Reflection on Their Paintings. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Cyprus International Conference on Educational Research (CY-ICER-2012) North Cyprus, US08-10 February, 2012. Volume 47, 2012, Pages 903-907.

8 Janet M.D. Activating learning using multilingual CALL lexical resources: A regional culture-oriented multilingual visual dictionary project. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Languages, Cultures and Virtual Communities Les Langues, les Cultures et les Communautés Virtuelles. Volume 34, 2012, Pages 94-99.

9 Janet M.D. Activating learning using multilingual CALL lexical resources: A regional culture-oriented multilingual visual dictionary project. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Languages, Cultures and Virtual Communities Les Langues, les Cultures et les Communautés Virtuelles. Volume 34, 2012, Pages 94-99.

10 Johnson R. Contesting contained bodily coaching experiences. Sport, Education and Society, 2013.

11 Lixian JiN, Martin Cortazzi. Dimensions of dialogue: large classes in China. International Journal of Educational Research. Volume 29, Issue 8, November 1998, Pages 739-761.

12 Nur Balkir Kuru. Visual culture in art teacher education: A Turkish case. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Innovation and Creativity in Education. Volume 2, Issue 2, 2010, Pages 609-614.

13 Nuray Mamur. The Effect of Modern Visual Culture on Children's Drawings. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Cyprus International Conference on Educational Research (CY-ICER-2012) North Cyprus, US08-10 February, 2012. Volume 47, 2012, Pages 277-283.

14 Reza Saberi, Hosein Jaferi Suny, Javad Ghandili, Hossein Kareshki. Identification of Approaches in the Approved

Objectives, The Syllabuses of Teacher Training, and National Program in Iran's Case. Procedia - Social and Behavioral Sciences. The World Conference on Design, Arts and Education (DAE-2012), May 1-3 2012, Antalya, Turkey. Volume 51, 2012, Pages 897-900.

15 Seyed Hassan Khalifeh Soltani, Maryam Fadavi Khedmati. Revival of the Abandoned Ancient Iranian Culture Stories and the Effects of Multimedia on Iranian Children Behavior. Procedia -Social and Behavioral Sciences. AcE-Bs 2012 Bangkok, Sukosol Hotel, Bangkok, Thailand, 16-18 July, 2012. Volume 50, 2012, Pages 161-166.

16 Венкова А.В., Конева А.В., Фоменко А.Н., Соколова И.Б., Степанов М.А., Тимашков А.Ю. Visual studies: теоретические исследования Санкт-Петербургского отделения российского института культурологии // Культурологический журнал = Journal of cultural research. 2012. № 3. С.9.

17 Виноградов П.Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции //Известия российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 26-39.

18 Галкин Д.В. Компьютерные игры как феномен современной культуры: опыт междисциплинарного исследования //Гуманитарная информатика. 2007. №3. С. 54-72.

19 Гарев B. Усама Бен Ладен: составляющие виртуального образа «террориста № 1» //Азия и Африка сегодня. 2007. № 3. С. 39-42.

20 Дубовая Н.В. Визуальная культура как средство социализации личности ребенка //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 220-226.

21 Жубинский А.И. Семиотические предпосылки суверенности личности в информационном обществе// Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. №3. С. 30-33.

22 Ищенко Е.В. Современные способы «(художественной трансляции» в экранных технологиях //Архитектон: Известия вузов. 2006. №16. С. 24.

23 Константюк В.А. «YouTube: желание в медиа и серийность// Международный журнал исследований культуры. 2012. №3. С. 42-51.

24 Косенкова Н.Г. Влияние новейших аудиовизуальных технологий на зрителя //Вестник ВГИК. 2011. № 7. С. 80-88.

25 Косенкова Н.Г. Современная визуальная культура: психологическое пространство и время в кино// Вестник ВГИК. 2010. № 6. С. 62-71.

26 Макаревич Г.В. Ребенок как тело культуры: становление визуального канона в учебной литературе начала XXI века // Вопросы культурологии. 2010. № 1. С. 42-49.

27 Мальковская И.А. Визуальная культура: проблема самоидентичности // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 45-49.

28 Мамаева Н.А., Саввантиди А.И. Повышение общей и профессиональной экранной культуры курсантов военных вузов посредством их самостоятельной ориентации в информационно-визуальной среде // Омский научный вестник. 2009. № 2-76. С. 192-196.

29 Мехоношина О.В. Критерии освоения визуальной культуры в профессиональном художественно-педагогическом образовании// Педагогика искусства. 2008. № 2.

С. 149-158.

30 Николаева М.Ф. Динамика образа врага в советском плакате (1917-1941) и модели идентификации советского человека //Диалог со временем. 2012. № 39. С. 372-386.

31 Прокопова А.С. К вопросу о педагогических подходах к развитию визуальной культуры будущих учителей изобразительного искусства // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2. С. 84-87.

32 Руднева Н.Е. Формирование профессиональной культуры студентов-дизайнеров средствами фотографии как современного вида искусства // Симбирский научный вестник. 2012. № 1. С. 78-82.

33 Силанов Н.А. Информационная графика в современной визуальной культуре // Вестник московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 3. С. 23-31.

34 Харитонов М.В. Восприятие обнаженной натуры в

рекламе // Социология и право. 2012. № 2. С. 24-36.

36 Харитонов М.В. Восприятие обнаженной натуры в рекламе // Социология и право. № 2. С. 24-36.

37Хилько Н.Ф. Основы эстетического воспитания в педагогике аудиовизуального творчества //Искусство и образование. 2012. №2. С. 101-110.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Г**

В.И. Кабыш

Курганский государственный университет

УДК 81-26

ПРЕДМЕТНАЯ ОТНЕСЕННОСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ КОНВЕРСИВОВ

Аннотация

В настоящей статье описывается предметная отнесенность фразеологических конверсивов. Выявляется корпус процессуальных фразеологизмов, вступающих в конверсивные отношения. Определяется специфика предмета конверсивных отношений фразеологических единиц.

Ключевые слова: процессуальные фразеологизмы, субкатегория отношения, конверсивные отношения, конверсивы, актанты, предметная отнесенность.

V.I. Kabysh Kurgan State University

DENOTATION OF PHRASEOLOGICAL CONVERSE TERMS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

This article describes denotation of phraseological converse terms. It identifies the corpus of processual pharaseological units, which enter into conversive relations. The article defines specificity of phraseological unit conversive relations.

Index terms: processual phraseological units, relation subcategory, conversive relations, converse terms, actants, denotation.

Целью настоящего исследования является описание предметной отнесенности фразеологических конверсивов. В связи с этим необходимо решить следующие задачи: выявить корпус фразеологизмов, вступающих в конверсивные отношения; охарактеризовать синтаксические модели, по которым построены исследуемые единицы; определить специфику внутренней и внешней предметной отнесенности фразеологических конверсивов.

Под фразеологическими конверсивами мы понимаем пару фразеологических единиц, выражающих обратные отношения между субъектом и объектом. в об-

ращенных высказываниях, обозначающих одну и ту же ситуацию. Для фразеологической конверсии, так же как и для лексической, необходимо денотативное тождество; разнонаправленность; наличие по крайней мере двух актантов, обладающих способностью обмениваться функциями (ролями) антецедента (предшествующего члена) и консеквента (последующего члена); наличие фразеологических предикатов-конверсивов с обращенными ролевыми (актантными) структурами.

Наша картотека насчитывает около 500 пар процессуальных фразеологических единиц, вступающих в конверсивные отношения (купить/продать в долг, купить/продать за двугривенный, купить/продать за пятачок, купить/продать за четвертак, купить/продать за тридцать сребреников, купить/продать кота в мешке, купить/продать даром, купить/продать недорого, не купить/продать ни за какие деньги, ловить/попасться на удочку, ловить/попасться на живца, ловить/попасться на крючок, оказывать/принимать благосклонность, оказывать/принимать милость, оказывать/принимать покровительство, оказывать/принимать помощь, оказывать/принимать услугу, кидать/ловить взгляд, кидать/ ловить на лету, подать/принять апелляцию, подать/принять жалобу, подать/принять заявление, подать/принять милостыню, подать/принять идею, пробить/пропустить пенальти, пробить/пропустить удар, проиграть/ выиграть битву, проиграть/выиграть бой, проиграть/выиграть сражение, проиграть/выиграть войну, проиграть/ выиграть пари, взять/дать аванс, взять/дать в аренду, взять/дать в долг, взять/дать взаймы, взять/ дать в залог, взять/дать взятку и др.).

Семантику конверсивности (взаимообратности) в исследуемые фразеологические единицы привносят глагольные и именные компоненты фразеологической единицы.

Например, в паре конверсивов занять/одолжить деньги семы «взаимный» («Общий для обеих сторон, обоюдный; обусловленный один другим, связанный один с другим» [3,78]) и «обратный» («4. В матем.: такой, при котором увеличение одного вызывает уменьшение другого и наоборот» [3, 436]) содержатся в свободных значениях глаголов, ставших компонентами фразеологизмов: занять «Взять взаймы у кого-либо» - одолжить «Дать взаймы кому-либо» [3, 213, 447].

Я бы занял у тебя денег на месяц-другой. Д. Донцова. Повести.

Хорошо, одолжу тебе денег, но ненадолго. Г. Куликова. Повести.

В создании семантики конверсивности участвуют и именные компоненты фразеологической единицы: отношения, сношения, соприкосновение, контакт, столкновение, взаимодействие и др. Например, во фразеологизме быть в ссоре компонент-глагол имеет максимально абстрактное по отношению к другим глаголам значение, поэтому семантическим центром является именной компонент, который и привносит сему «взаимность», лежащую в основе конверсивных отношений в себе: ссора - «Состояние взаимной вражды, серьезная размолвка» [3, 213, 761].

Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из-под чужих гончих. Л.Толстой. Война и мир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.