Научная статья на тему 'Визуальная динамика пятничных мечетей Исфахана и Йязда'

Визуальная динамика пятничных мечетей Исфахана и Йязда Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
536
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ЗОДЧЕСТВО / ВИЗУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / АРХИТЕКТУРА ПЯТНИЧНОЙ МЕЧЕТИ / RELIGIOUS ARCHITECTURE / VISUAL DYNAMICS / ARCHITECTURE OF FRIDAY MOSQUE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ибрагимов Игорь Адольфович

В статье рассматриваются пятничные мечети Исфахана и Йязда на предмет наличия в их архитектуре визуальной динамики к Мекке. Анализируются: общая объемно-пространственная композиция (вид сверху), вид из внутреннего открытого двора, значение минаретов как градостроительных и духовных ориентиров в пространстве города. Выявляются приемы, средства, используемые зодчими для акцентирования сакральной горизонтали 1. __________________________ 1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-04-18003 «Визуальная устремленность мечетей Ближнего Востока к Мекке: мечети Ирана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL DYNAMICS OF FRIDAY MOSQUES OF ISFAHAN AND YAZD

The article discusses the Friday mosques of Isfahan and Yazd for the presence in their architecture the visual dynamics to Mecca. Analyzed: total spatial composition (top view), view from the open courtyard, the value of minarets as landmarks in urban and spiritual spaces of the city. Identifies techniques, tools, used by architects to emphasize the sacred horizontal.

Текст научной работы на тему «Визуальная динамика пятничных мечетей Исфахана и Йязда»

УДК 726

ИБРАГИМОВ И. А.

Визуальная динамика пятничных мечетей Исфахана и Йязда

В статье рассматриваются пятничные мечети Исфахана и Йязда на предмет наличия в их архитектуре визуальной динамики к Мекке. Анализируются: общая объемно-пространственная композиция (вид сверху), вид из внутреннего открытого двора, значение минаретов как градостроительных и духовных ориентиров в пространстве города. Выявляются приемы, средства, используемые зодчими для акцентирования сакральной горизонтали1.

Ключевые слова: религиозное зодчество, визуальная динамика, архитектура пятничной мечети.

IBRAGIMOV I. A.

VISUAL DYNAMICS OF FRIDAY MOSQUES OF ISFAHAN AND YAZD

The article discusses the friday mosques of Isfahan and Yazd for the presence in their architecture the visual dynamics to Mecca. Analyzed: total spatial composition (top view), view from the open courtyard, the value of minarets as landmarks in urban and spiritual spaces of the city. Identifies techniques, tools, used by architects to emphasize the sacred horizontal.

Keywords: religious architecture, visual dynamics, architecture of friday mosque.

Ибрагимов

Игорь

Адольфович

кандидат искусствоведения, доцент кафедры основ архитектурного проектирования ФГБОУ ВПО «УралГАХА»

e-mail:

architectureplus@mail.ru

Освещение новых сторон храмового зодчества является важным направлением в теории архитектуры. Одной из них является визуальная динамика к Мекке, обусловленная установленной когда-то ориентацией при молитве пророком Мухаммадом (Аллахом через Пророка). Под визуальной динамикой в данном исследовании понимается состояние объемно-пространственной композиции архитектурного объекта, при котором у воспринимающего субъекта создается иллюзорное ощущение, что объект движется (обладает динамическими свойствами), при этом оставаясь физически неподвижным. Исследования в области визуальной динамики помогают глубже понять сущность храмового зодчества для теоретиков и способствуют лучшему выражению религиозных чувств верующих в проектировании новых религиозных зданий и сооружений. В современном научном сообществе существуют разные точки зрения по вопросу динамизма к Каабе, однако большая часть ученых сходится во мнении, что мусульманин связан сакральной горизонталью с Меккой (Ш. М. Шукуров, Т. Х. Стародуб, В. Л. Воронина, Н. Л. Павлов). Это установившееся мнение формирует базис для исследования визуальной динамики мечетей ислама, ее характера в зависимости от страны, исторического периода, стиля и т. д.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-04-18003 «Визуальная устремленность мечетей Ближнего Востока к Мекке: мечети Ирана».

Результаты исследования будут представлены в серии статей о визуальной динамике средневековых и современных мосала (загородных открытых площадок для моления), квартальных, пятничных и соборных мечетей Ирана, обследованных во время научно-исследовательской поездки в Иран в 2013 г. благодаря гранту РГНФ. В настоящей статье рассмотрены пятничные мечети Исфахана и Йязда, время строительства которых относится к Средним векам (1Х-Х11 вв.).

При анализе объектов Средних веков необходимо обозначить один важный момент: многие мечети дошли до наших дней после многократных перестроек, связанных со сменой правителей и другими событиями, конфликтами, имевшими место в истории. Это значит, что их визуальная динамика была разной в разные периоды. Однако исследователь не всегда может заглянуть в прошлое и со стопроцентной достоверностью установить архитектурное объемно-пространственное состояние того или иного объекта. Порой это неосуществимо в силу отсутствия свидетелей, фотографий или описаний. В вопросе визуальной динамики на данном этапе очень важно определить объективное, общее, современное состояние архитектуры — т. е. каким образом устремлены существующие, действующие и уже не действующие мечети к Мекке. Это поможет понять значимость мекканской Каабы для культового зодчества ислама. В свою очередь, такое видение расширит представление о религиозной архитектуре, поможет глубже понять особенности формирования культовой

© Ибрагимов И. А., 2014

55

Иллюстрация 1. Пятничная мечеть Исфахана, 1Х-ХХ вв. Внутренний двор мечети со стороны айвана «Мастера». Исфахан, Иран. Фото И. А. Ибрагимова

Иллюстрация 2. Пятничная мечеть Исфахана, 1Х-ХХ вв. Вид двора мечети из угла. Исфахан, Иран. Фото И. А. Ибрагимова

архитектуры ислама. Поэтому исследование можно охарактеризовать, в первую очередь, как широкое, масштабное изучение всего поля мечетей.

Подобный подход позволяет оценивать только современное состояние объектов, текущее состояние визуальной динамики. Однако если будут доступны точные источники, в которых четко описывается состояние мечети в более раннее время, то это состояние будет учтено. Когда объект находится в полуразрушенном или разрушенном виде, то необходимо руководствоваться разработанными общепринятыми реконструкциями, если они есть, или вовсе не брать мечеть в исследование. Исходя из этого, вариантов анализа мечети будет столько, сколько существует реконструкций признанных авторитетных ученых. В первую очередь автора интересуют пятничные мечети (гч^^ г1?^), потому что они обычно получают более выразительное, интересное решение в общей композиции и отделке наряду с соборными (единичными). Квартальные мечети формируют основную массу объектов и просто не могут не быть рассмотрены параллельно по отдельности. Отдельным пунктом нужно выделить мосала как особое место моления, примеры которой также требуют анализа.

Пятничная мечеть в Исфахане

Мечеть относится к так называемому иранскому типу мечетей ислама и является ярким его примером. Это одна из красивейших мечетей иранского типа, признанная во всем мире. Вот что пишет Р. К. Ходжатулла: «Пятничная мечеть считается одной из важнейших мечетей в мире, памятником развития от Сельджукидов до Кад-жаров» [1, 15]. Мечеть возведена в 840-841 гг. в период халифата Аль Мутасима из Абассидов. Изначально она представляла собой тип колонной мечети. Однако после грандиозной перестройки, которая была начата в период правления Сельджуков, мечеть получила четыре айвана и купол на тромпах [2, 102].

Планировочная структура мечети в Исфахане вытянута. Начиная с севера на юг, по оси киблы сначала идет

северный зал, затем айван Дервишей, открытый двор, южный айван и за ним южный зал. Общая пространственная система представляет собой вытянутую структуру, организованную вокруг открытого двора с акцентирующими киблу элементами. Западный и восточный айваны имеют названия «айван Мастера» и «айван Ученика» (Иллюстрации 1-6). Пространственное развертывание мечети в Исфахане в полной мере рассматривается в исследовании Р. К. Ходжатуллы [1].

Рассмотрим визуальную динамику мечети. Ее изучение в натуре возможно из внутреннего двора. Помимо этого интерес представляют внутренние помещения (молельный зал и др.), а также минареты главного айвана. Воспринять общую объемно-пространственную композицию мечети не представляется возможным в реальности, потому что мечеть со всех сторон обстроена жилыми домами и галереями большого базара, также нет возможности взобраться на высокую точку и оценить композицию сверху в силу ее отсутствия. Такое восприятие, скорее всего, не подразумевалось строителями. Искусственная вертикальная доминанта — минарет, расположенный в нескольких сотнях метров от пятничной мечети и принадлежащий мечети Али, не дает возможности увидеть ее в нужном ракурсе из-за того, что находится слишком далеко.

Анализируя общую объемно-пространственную композицию (которую можно частично увидеть, например, на страницах диссертации Р. К. Ходжатуллы [1]), следует сказать, что после всех перестроек, которые были осуществлены в этой мечети, она представляет собой распластанное архитектурное тело, не имеющее активных элементов, способствующих сильному динамизму. Планировочная структура мечети достаточно сложна. Центральным ядром композиции является двор. Архитектура не имеет минаретов, противопоставленных по направленности основной массе мечети, на стороне, противоположной кибле. Существующие минареты включаются в нарастание массы к михрабу. Общее нарастание архитектурной массы к михрабу очень мало по отношению к общей массе мечети и не формирует визуальную динамику.

Анализируя мечеть из внутреннего двора, можно сказать, что она обладает визуальной динамикой. Сам двор прямоугольный и вытянут в сторону киблы. Наиболее значимый айван расположен со стороны михраба и доминирует во дворе. Этот айван (южный айван) имеет размер больше, чем остальные: он шире и выше. Его отделка гораздо богаче других айванов. В ней активно применяются синий, голубой, белый, коричневый цвета в глазурованной плитке, а также надписи из Корана. Противостоящий айван имеет гораздо более скромную отделку. Помимо этого из михрабного айвана выпущены два минарета. Они добавляют величественности и не оставляют сомнений в пользу его главенства в данной архитектурной композиции. Кроме этого за айваном высится купол над чахар-тагом, где размещена михрабная ниша. Таким образом, проявлено нарастание архитектурной массы к михрабу, т. е. выявлено главное направление в пространстве — горизонтальное к Мекке. Находясь во дворе, можно в полной мере ощутить то, как зодчие заботились о том, чтобы донести эту информацию до верующих. В открытом дворе пятничной мечети в Исфахане выверены отношения главного и второстепенного между объемами айванов.

Однако визуальную динамику все же нельзя назвать сильной. Двор вытянут в сторону киблы не так, как это могло бы быть (размер прямоугольника по вытянутой стороне превышает другую сторону на две арки, а мог бы превышать на 4-5 и больше арок). Нарастание массы

к михрабу также не сильно. При этом западный и восточный айваны, находящиеся на линии, перпендикулярной линии киблы, соперничают в главенстве с михраб-ным айваном. Другими словами, отношения главного и второстепенного больше можно назвать нюансными, чем контрастными.

Значение минаретов южного айвана мечети невелико в градостроительной структуре города. Минареты не настолько высоки, чтобы взять на себя функцию одной из главных вертикальных доминант в современном Исфахане. Однако при подходе к мечети они четко ориентируют зрителя и дают направление движения и приблизительное расстояние до мечети (Иллюстрация 5). Остается предположить, что в Средние века они были более заметны из-за отсутствия высоких зданий в архитектурной среде.

Интерьеры мечети представляют собой залы из каменных столбов, перекрытые куполами. Анализируя интерьер, нельзя сказать, что он обладает динамическими свойствами. Чахартаг — ядро, от которого «разворачивается» мечеть и где расположен центральный михраб, также не обладает динамикой в сторону Мекки. Это зал, перекрытый куполом на тромпах, не имеющий динамических характеристик (Иллюстрация 6).

Итак, в мечети нет динамизма при виде сверху и в интерьере. Небольшой динамизм открывается при ее восприятии из открытого двора. Фиксация этих данных позволяет в дальнейшем поставить вопрос о том, какие архитектурно-строительные либо духовно-религиозные факторы оказали наибольшее влияние на архитектурную форму пятничной мечети в Исфахане.

Пятничная мечеть в Йязде

Время постройки мечети относится к XII в., к тому же здание, которое сегодня стоит на этом месте, является новой мечетью и возведено в 1324 г. при Ханидах. Позднее, в 1365 г., при Музафаридах внесены дополнения в объемно-пространственное решение. В XVIII и XIX вв. мечеть также подвергалась некоторым перестройкам. Пятничная мечеть Йязда расположена в центральной части города и является одной из главных достопримечательностей, притягивающей туристов [3].

В «Новой истории Йязда» (^л^ё напи-

санной Ахмадом ибн Хусейном ибн Али аль Катебом в 1323 г., утверждается, что место для мечети изначально было приобретено Сайед Рух ад-дин Мухаммадом. Он распорядился возвести айван с галереями наверху, купол и зал для молитвы. В 1330 г. он умер, однако работы были продолжены и завершены [4].

Мечеть представляет собой одноэтажный, распластанный объем, имеющий сложную конфигурацию в плане (46 х 54 м), который имеет открытый внутренний двор (Иллюстрации 7-10). Внутренний двор представляет собой вытянутый прямоугольник с размерами 18 х 46 м [3]. Главный вход в мечеть осуществляется с юго-восточной стороны. При входе расположена важная архитектурная достопримечательность мечети — высокий портал, из которого выпущены два высоких минарета (Иллюстрация 9).

В целом пространственную композицию, открывающуюся из двора, можно характеризовать как обладающую малой динамикой к Мекке. В ней есть нарастание архитектурной массы к михрабу, которое проявляется за счет доминирующего в открытом дворе единственного и большого портала (айвана) с двухъярусной аркадой, а также купола над молельным залом, который высится за ним. При учете сильной вытянутости открытого двора в сторону Мекки это нарастание является достаточно активным средством и создает эффект, вызывающий

Иллюстрация 3. Пятничная мечеть Исфахана, 1Х-ХХ вв. План мечети [2, 103]. Исфахан, Иран

Иллюстрация 4. Пятничная мечеть Исфахана, 1Х-ХХ вв. Аксонометрический вид мечети [1, 29]. Исфахан, Иран

у зрителя ощущение визуального движения. Однако в эту картину вносит определенные изменения вытянутый объем главного входа, расположенный слева и оттягивающий на себя внимание зрителя (Иллюстрация 7). Из открытого двора этот портал виден с тыльной стороны, а потому не имеет отделки и представляет собой просто кирпичный неоштукатуренный объем. Но даже такая простота в отделке не может приглушить сильное архитектурное звучание этой формы. Возникает ощущение, что динамика есть, но ее перебивает (мешает) другая активная форма. Фактически оказывается, что главное в данной мечети — это «приглашение войти». Динамика к Мекке могла быть усилена, если бы портал при входе с высокими минаретами, взмывающими ввысь, зодчие возвели с противоположной кибле стороны. В этом случае портал и минареты стали бы точкой отсчета визуального движения мечети. И тогда мечеть активно «сдвинулась» бы с места. Однако фактическая композиция имеет другую конфигурацию и выглядит нелогично с точки зрения динамики. Предположительно это объясняется желанием зодчих завершить перспективу улицы Сид Ракан Альдин (ё^Ми ^0 Уа/) порталом с минаретами, тем самым, обеспечить хорошую ориентацию верующих в архитектур-

Иллюстрация 5. Пятничная мечеть Исфахана, ІХ-ХХ вв. Вид купола и минаретов издалека. Исфахан, Иран. Фото И. А. Ибрагимова

Иллюстрация 6. Пятничная мечеть Исфахана, 1Х-ХХ вв. Интерьер чахартага мечети. Исфахан, Иран. Фото И.А. Ибрагимова

Иллюстрация 7. Вид из открытого двора Иллюстрация 8. Вид со стороны глав-пятничной мечети в Йязде на михрабный ного входа в пятничную мечеть в Йязде. айван. Фото И. А. Ибрагимова Фото И. А. Ибрагимова

Иллюстрация 9. Вид на главный вход пят- Иллюстрация 10. Вид перспективы улицы ничной мечети в Йязде. Фото И. А. Ибра- Сид Ракан Альдин. Фото И. А. Ибрагимова гимова

ном пространстве города. При этом мечеть имеет два других входа: северо-восточный, который мог бы стать основным и получить красивый высокий портал с минаретами, и северо-западный, расположенный напротив юго-восточного (главного). Однако зодчие приняли решение создать ориентир в перспективе именно этой улицы. И действительно, портал пятничной мечети виден издалека и за несколько десятков метров становится неким маяком (визуальнодуховным ориентиром), к которому верующий идет физически и духовно (Иллюстрация 10).

Следует отметить один момент: даже с учетом высокого входного портала с минаретами, видимого из пространства двора, который перехватывает внимание зрителя своим контрастом, портал молельного зала доминирует за счет своей роскошной отделки, которая как будто специально противопоставлена всей аркаде двора и входному порталу.

Аркада, по-видимому, специально оставлена исключительно в кирпичном неоштукатуренном исполнении. Складывается ощущение, что зодчие старались перетянуть внимание зрителя, оказавшегося во дворе, на михрабный портал, и им это в целом удалось. Отделка портала делает его важным и вступающим в спор за главенство элементом в визуально воспринимаемом пространстве двора. Зритель, в конечном счете, видит, что портал и купол над михрабной нишей есть главное в мечети, и на портале акцентировано внимание за счет декоративной отделки.

Общая объемно-пространственная композиция мечети имеет естественное нарастание массы к михрабу в виде объема молельного зала, а также вытянутость по оси киблы всей формы. Динамику также задает ритм аркады. Отсутствие айвана напротив михрабного портала не формирует горизонтальную архитектурную

связь, как это происходит в других мечетях иранского типа.

Пятничная мечеть в Йязде обладает очень интересной архитектурной объемно-пространственной композицией, которая имеет небольшой динамизм, а при определенных условиях могла бы иметь очень динамичное решение в сторону Мекки.

Заключение

Анализ пятничных мечетей Исфахана и Йязда на предмет наличия в их архитектуре признаков визуальной динамики показал, что в целом динамика в архитектурных решениях присутствует и проявляется за счет нарастания архитектурной массы к михрабу. При этом среди рассмотренных решений нет действительно динамичных. В мечети Исфахана нет высоких минаретов, которые могли бы стать активными, участвующими в композиции элементами. В мечети в Йязде портал с минаретами не воспринимается в качестве точки отсчета движения мечети, потому что расположен не напротив стены киблы, а приставлен с боковой стороны. Такая неактивная динамика предположительно объясняется тем, что иранский тип мечети сам по себе не очень динамичен в силу удаленности от Мекки, а также ввиду того, что на его формообразование оказали сильное влияние местные традиции.

Анализ двух мечетей вносит вклад в формирование общей научной картины того, как проявляется влияние Каабы на архитектуру мечетей. Гипотеза, выдвинутая автором, должна подтвердить или опровергнуть значение центра исламского мира для архитектуры религиозной традиции ислама. Предстоит еще проанализировать большое количество материала, прежде чем получить ответ на этот вопрос.

Список использованной литературы

1 Ходжатулла Р. К. Становление и развертывание пространственной структуры традиционной мечети Ирана: Михраб. Айван. Купол : дис. ... канд. архитектуры. М., 2008.

2 Стародуб Т. Х. Исламский мир. Художественная культура VII— XVII вв.: архитектура, изображение, орнамент, каллиграфия. М., 2010.

3 Masjid-i Jami‘-i Yazd. URL: http:// archnet.org / library / sites / one-site. jsp?site_id=2418 (дата обращения: 20.09.2013).

4 Ibn Hosein Ibn Ali Katib, Ahmad New history of Yazd. Tehran, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.