УДК711.58 ИБРАГИМОВ И. А.
Архитектура современных российских мечетей
Статья посвящена изучению особенностей архитектуры современных российских мечетей в сравнении со средневековыми исламскими мечетями. На основе исследованного материала делаются выводы о новом, более свободном от сложившихся традиций этапе формообразования, обусловленном изменением научной картины мира, а такжедругими социокультурными факторами.
Ключевые слова: архитектура, российские мечети, минарет, формообразование, динамика, влияние, синтез религиозных культур.
IBRAGIMOV I. А.
THE ARCHITECTURE OF MODERN RUSSIAN MOSQUES
The article is devoted to studying offeatures of architecture of modern Russian mosques in comparison with medieval mosques of an islam. On the basis of the investigated material conclusions are done about new, morefree stagefrom the established traditions of morphogenesis, caused by change of a scientific picture of the world and otherfactors.
Keywords: architecture, Russian mosque, minaret, shape, dynamics, effects, synthesis of religious cultures.
Ибрагимов Игорь Адольфович
магистр архитектуры,
преподаватель
УралГАХА
E-mail:
architectureplus@mail.ru
Ввиду того, что в современных российских условиях проектируется и строится множество мечетей, тема их архитектурного формообразования является актуальной. Сегодня существует множество примеров решений архитектурных композиций мечетей, которые порой мало перекликаются между собой. Создается ощущение, что мечеть — наиболее свободно решаемое с точки зрения архитектурной композиции религиозное сооружение, в котором можно осуществить самые смелые проектные идеи. Ввиду этого возникает объективная необходимость исследовать практику строительства современных российских мечетей и определить характерные архитектурные черты, присущие этому типу религиозных зданий.
Для того чтобы понять современный этап развития архитектуры российских мечетей, необходимо познакомиться с историческим средневековым опытом, истоками формирования этого религиозного сооружения. Средневековье можно с полной уверенностью назвать начальным периодом развития мечети, потому что именно в это время идея данного религиозного сооружения получила первое яркое воплощение в архитектуре. Такое сравнение поможет определить состояние российской современной архитектуры исламской мечети.
Существует не много правил строительства мечетей, и каждый архитектор волен решать проектную задачу по-своему. В священной книге мусульман, Коране, говорится о том, что киб-
ла (так называется направление в пространстве на Мекку у мусульман) является главным направлением: «...настоящая Кибла — Кааба», «...мусульмане — люди Каабы» (Коран 2:144). Однако там ничего не говорится о правилах архитектурной организации мечетей. Первая мечеть была построена после переселения Мухаммада и его общины из Мекки в Медину, в предместье Куба. «Она представляла открытый участок, с четырех сторон обнесенный стеной из необожженного кирпича...» [1, с. 20].
Общеизвестно, что в первую очередь мечеть должна быть ориентирована на Мекку — главный центр мусульман, расположенный в Саудовской Аравии. Это главное правило. Также она должна обладать набором помещений, необходимым для нормального функционирования религиозного сооружения: молитвенный зал, который может быть разделен на мужской и женский, комната имама, вестибюль. Помимо этого в мечети могут находиться школа, библиотека и др. Ориентация на Мекку является непременным условием для мечети, и под ней понимается, что стена молитвенного зала, в сторону которой обращены верующие, перпендикулярна направлению на Мекку. Эта стена имеет михраб — нишу, ориентирующую верующих в интерьере мечети. Интересной особенностью является то, что перед михрабной нишей запрещено устанавливать возвышение, подобное амвону в христианском храме (амвон отделяет алтарь от остальной части храма на небольшую высоту). По всей видимости, это
© Ибрагимов И. А., 2011
53
ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЧЕТЕЙ РОССИИ
Слева направо сверху вниз: Соборная мечеть Екатеринбурга (проект, взято с сайта http://www.mechetekb.ru), медная мечеть имени имама Исмаила Аль Бухари в Верхней Пышме, мечеть Рамазан, Соборная мечеть Екатеринбурга, мечеть в Нижнем Новгороде, мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни» в Грозном (взято с сайта www.vipmask.com), мечеть Кул Шариф в Казани, мемориальная мечеть на Поклонной горе в Москве (взято с сайта http://ru.wikipedia.org), мечеть Ля Ля Тюльпан в Уфе, Соборная мечеть Саратова. Остальные фотографии сделаны автором.
Рисунок 1. Примеры современных мечетей
возвышение психологически создает неверную траекторию ориентации верующих — ввысь. Возвышение означает движение ввысь, а не прямо горизонтально.
Для сравнения со средневековыми мечетями взято несколько известных характерных современных российских мечетей, построенных в России в последние десятилетия: Соборная мечеть в Саратове, мечеть Ля Ля Тюльпан в Уфе — гордость Башкирии, мечеть Кул Шариф в Казани — гордость Татарстана, мемориальная мечеть на Поклонной горе в Москве, мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни» в Грозном — гордость Чечни, неосуществленный пока проект Соборной мечети в Екатеринбурге, медная мечеть имени имама Исмаила Аль Бухари в Верхней Пышме, мечеть Рамазан в Екатеринбурге, действующая Соборная мечеть в Екатеринбурге (рис. 1).
Объемно-пространственная композиция мечети условно может быть разделена на два отдельных основных архитектурных элемента: непосредственно сама мечеть, включающая молитвенный зал и сопутствующие помещения, и минарет. Эти два элемента могут возводиться отдельно друг от друга. История знает примеры строительства минаретов без мечетей и мечетей без минаретов. Так, например, исследователь В. Д. Горячева пишет о примере отдельно стоящего минарета в средневековом городе Бурана, рядом с которым не были найдены следы существования мечети, что характеризует минарет не только как башню для призыва на молитву, но и как элемент с другими функциями [2, с. 34].
Сравнивая современные мечети со средневековыми, можно отметить, что в средневековых мечетях
преобладает горизонтальная координата (горизонтальное направление). Другими словами, мечеть имеет плоскостную форму: параметры длины и ширины значительно превышают параметры высоты. Анализируя архитектурную композицию таких мечетей, как мечеть в Кайруане, мечеть в Дамаске, мечеть в Самарре, мечеть ибн Тулуна в Каире, мечеть Хасана в Рабате, мечеть в Кордове, мечеть Калян в Бухаре, создается ощущение, что кибла главенствует и главнее ее просто ничего нет, а минарет противопоставлен этой горизонтали и как бы уравновешивает композицию мечети. Он является неким визуальным балансиром. Человек устремлен в молитве к Каабе, а архитектура устремлена вслед за человеком (рис. 2).
Отметим одну интересную особенность архитектуры мечетей: стена киблы — всегда стена наружная, т. е.
Слева направо сверху вниз: Большая мечеть Дамаска в Сирии, Большая мечеть в Кайруане в Тунисе, Большая мечеть Кордовы в Испании, мечеть Ибн Тулуна в Каире в Египте, мечеть Самарры в Ираке, мечеть Калян в Бухаре в Узбекистане, мечеть Сулеймание в Стамбуле (фото автора), мечеть Шах-Заде в Стамбуле, мечеть Селемийе в Эдирне в Турции. Фотографии взяты из открытых источников.
Рисунок 2. Примеры средневековых мечетей
за стеной киблы нет других помещений, как будто они препятствовали бы отправлению молитвы. Это доказывает, что верующие обращаются в сторону Мекки, и для них это не просто ориентация по горизонтали, а религиозное направление, некая сакральная траектория молитвы. В различных архитектурных традициях средневековых мечетей динамика архитектурной формы проявляется по-разному, но для всех типов характерно нарастание архитектурной массы к михрабу. Под динамикой архитектурной формы понимается «визуальное движение» формы, осуществляемое за счет строя пропорций. Эта динамика мечети может быть названа «мекканская динамика», по названию центра, в который она устремлена. Именно в средневековых мечетях можно наблюдать выразительную активную динамику архитектурной
формы в сторону Мекки. В современных мечетях она проявляется очень слабо.
Исследуя тему формообразования мечети, невозможно обойти стороной одну из важных формообразовательных причин — климатические условия. В исследованиях советского времени много внимания уделяется климату как фактору формообразования (работы В. Л. Ворониной,
В.Н. Карцева, Б. В. Веймарна и др.). Действительно, климат играет не последнюю роль. В Саудовской Аравии, Йемене, Катаре, ОАЭ, Северной Африке, Испании, Средней Азии, Малой Азии, Индии и других южных странах климат более теплый в сравнении с российским, и там, например, делают такие элементы, как открытые дворы. Однако при необходимости в подобном дворе в холодном климате можно перекрыть его стеклянной
прозрачной крышей. Другими словами, климат не всегда является весомым фактором формообразования, а с помощью современных технологий можно решить большое количество вопросов.
В. Л. Воронина пишет о влиянии климата на формообразование в Средней Азии: плоскостная композиция, столь присущая жилым домам в арабских странах, а именно однодвухэтажные жилища, организация жилых помещений вокруг открытого двора (замкнутость внутреннего пространства) детерминирована тем, что в жаркую погоду в таком дворе формируется свой микроклимат, отличный от уличного и более комфортный для людей [3]. В Средней Азии, Иране возводят айваны для проветривания внутреннего пространства жилища. Замкнутость жилого пространства в исламских городах также связывают
с темой безопасности. Именно эти причины исследователи называют в качестве основной формообразующей силы. Безусловно, все рассмотренные факторы оказали влияние на формообразование мечети, однако, анализируя средневековые мечети, расположенные в северной части исламского мира (Испания, Малая Азия), можно обнаружить приоритет религиозных факторов. Ярким подтверждением этого является мечеть в Кордове (Испания). Мечеть имеет плоскостную форму, которая включает несколько рядов скатной кровли, вытянутой поперек тела мечети. Архитектурное решение мечети имеет «мекканскую динамику» и адаптировано под другие климатические условия. Следующими примерами можно назвать турецкие купольные мечети, в которых также присутствует «меккан-ская динамика». Мечети восприняли конструктивную основуархитектуры христианского храма Святой Софии, однако сохранили исламские черты и адаптировались к климатическим условиям.
Исследуя примеры современных российских мечетей, необходимо отметить, что в большинстве случаев архитектурная композиция устремлена ввысь: архитектурный объем вытянут и развивается вверх, «мек-канская динамика» или полностью отсутствует, или есть небольшие «намеки» на нее. Нет нарастания архитектурной массы к михрабу. Здание центрично, «ось ислама» (понятие, введенное Т. X. Стародуб) не подчеркивается архитектурными элементами: над михрабом не высится купол, архитектурное тело не симметрично. Исключениями в этом отношении можно назвать мечеть имени Ахмата Кадырова в Грозном, мечеть Ля Ля Тюльпан в Уфе. Мечеть в Грозном создана по образцу турецкой мечети Су-леймание [4]. Динамика Сулеймание проявилась и в грозненской мечети: это большой открытый двор, следующий за ним объем молитвенного зала и минареты по бокам объема молитвенного зала. Все это создает визуальное движение к Мекке. Мечеть «Сердце Чечни» имеет архитектурную форму, максимально приближенную к средневековым. В мечети Ля Ля Тюльпан динамика достигается за счет свободного отставления минаретов от тела мечети и постановкой их со стороны, противоположной михрабной нише, что создает некую архитектурную горизонтальную линию в сторону Мекки. Сами минареты имеют довольно внушительную высоту и толщину в сечении. Помимо двух названных мечетей можно еще
выделить соборную мечеть Саратова, которая имеет небольшую «мекканскую динамику» за счет устремления минарета ввысь и противопоставленного ему тела мечети. Однако минарет поставлен не на оси симметрии, а в углу, что несколько уменьшает его эффект как «точки отправления» в композиции самой мечети. Купол мечети установлен не над михрабом, что также не способствует «мекканской динамике».
Данная статья не исчерпывает всех архитектурных примеров, однако можно с полной уверенностью утверждать, что современные российские мечети не имеют выразительной, активной «мекканской динамики», присущей средневековым прототипам. Большая часть рассмотренных примеров современных российских мечетей имеют вытянутую ввысь композицию. В некоторых случаях архитектура мечети имеет общие черты с архитектурой христианского храма.
Касаясь темы михрабной ниши, следует отметить, что на современном этапе развития в некоторых случаях она приобретает сакральное значение, подобно тому, какое несет алтарь в христианском храме. Г. Н. Айдарова отмечает, что в архитектурной практике мечетей Татарстана развилось подобное отношение, и мечети в ряде случаев назывались храмами [5]. С теоретической точки зрения земля под христианским храмом и земля под мечетью ислама различается. Земля под мечетью не считается священной, сакральные свойства несет михраб и в некотором роде стена киблы. В Средние века, когда мусульмане во время военных действий оставляли города, они уничтожали михрабы в мечетях и после этого акта считали возможным «передать» здание врагу. В этом отношении значение киблы также подтвердит пример, приведенный В. А. Лавровым. Он пишет, что в среднеазиатских средневековых городах существовала практика организации кладбищ мусульман поярусно. Главным в погребении усопшего являлась священная горизонтальная ориентация [6]. Земля под христианским храмом считается священной, и поэтому он несет большую смысловую нагрузку, чем мечеть, — это смысловое ядро города. Во время военных действий защитники города часто бились в храме и рядом с ним до последнего. В храме также укрывались женщины, старики и дети. Из этого видно, что отношение к мечетям изменилось, и современные постройки приближены к христианским храмам. Земля под ними воспринимается как священная.
Минарет при мечети — это элемент, требующий отдельного рассмотрения. Исследователи замечают, что минарет в обычных случаях противопоставляется основному объему мечети [7]. Обычно минарет сравнивается с колокольней христианского храма. Однако следует заметить, что противопоставление минарета мечети гораздо сильнее, нежели противопоставление тела христианского храма колокольне, если они вообще противопоставлены. Минарет — это главнейший элемент, за счет которого обеспечивается мгновенное узнавание мечети как постройки исламского вероучения. Однако в современных условиях его функции отличаются от средневековых. В Средние века главным назначением минарета являлось провозглашение азана. На него поднимался муэдзин и призывал на молитву. В современных условиях в этом нет большой необходимости, потому что эту функцию могут обеспечить и в ряде случаев обеспечивают громкоговорители. Сегодня они устанавливаются на минаретах и столбах. Учитывая тот факт, что современные люди ориентируются во времени и носят часы, необходимость в призыве с минарета отпадает все больше.
Следующей функцией необходимо выделить функцию ориентира в пространстве. В Средние века человек в довольно однообразном, горизонтально протянутом городском пространстве ориентировался за счет этих вертикальных доминант. Это были единственные выделяющиеся элементы архитектурной среды. Об этом пишут исследователи [8, 9]. Пространственная структура города представляла собой застройку примерно одной этажности, из которой в разных местах выступали минареты.
Еще одной функцией минарета можно выделить функцию идентификации человека с вертикалями. Другими словами, «любовь» человека к вертикалям. Как пишет М. Мерло-Понти: «...вертикаль — это направление, заданное осью симметрии нашего тела, как слаженно действующей системы» [10, с. 320]. Глядя на минареты мечетей Средневековья, создается ощущение «отрыва души». Как будто томившаяся энергия вырвалась наружу, нашла выход. Минарет — это «прорыв» — противопоставление горизонтали. Минарет несет функцию «вертикального вектора» (понятие «вертикальный вектор» использует Р. Арнхейм [11]).
В качестве еще одной функции можно назвать демонстрацию «захвата исламом территории». Своей вертикальностью минарет как бы
Рисунок 3. Мечеть ЛяЛя Тюльпан вУфе
показывал присутствие на этих землях ислама. Безусловно, мусульмане придавали этому большое значение. Представителями других конфессий это воспринимается неприязненно.
Следует также выделить важную функцию минарета — «точки отталкивания» мечети. В архитектурнопространственной композиции мечети минарет выступает элементом, устремленным ввысь. Он как бы противопоставляется горизонтально протяженному телу мечети. Его визуальное движение ввысь создает «визуальную статику» по горизонтали, относительно которой тело мечети визуально «начинает двигаться» в сторону Мекки. Таким образом, минарет — точка отсчета («точка отталкивания») в композиции самой мечети (понятие «точка отсчета» в архитектуре использует А. А. Высоковский [12]). Без вертикализма минарета мечеть больше воспринимается как просто плоскостная. Другими словами, «вертикальный вектор» минарета способствует усилению горизонтального вектора тела мечети, т. е. «мек-канской динамики». Средневековая мечеть несет в себе диалектическое единство противоположностей. В ней удивительно красиво противопоставлены и взаимосвязаны вертикаль и горизонталь. В ней «генерируется и уравновешивается антагонизм» в архитектурной форме.
В средневековых мечетях можно выделить два вида взаиморасположения мечети и минарета для достижения «визуальной динамики», т. е. «мекканской динамики». Первый — расположение минарета на противоположной от стены киблы стороне. В арабских мечетях минарет возводили на оси симметрии тела мечети, в иранских примерах минареты возводили иногда рядом с мечетью (мечеть Калян в Бухаре). За счет этого достигается эффект движения, как будто мечеть «трогается» от минарета, «приводится в движение». На глазах зрителя мечеть начинает «двигаться» (начало движения). Второй — расположение минаретов с боков тела мечети, за счет чего возникает ощущение того, что мечеть как бы уже движется и «проезжает мимо столбов» (продолжение движения). И в том и в другом случае минареты — «точки отталкивания» в архитектурной композиции. Первый прием использовался в арабских и иранских мечетях. Второй прием характерен для турецких купольных мечетей.
Помимо вышеописанного, минарет имеет религиозный вектор. В Коране сказано, что Аллах обитает на седьмом небе, следовательно, мо-
литвы мусульман, если можно так выразиться, в конечном счете «движутся» ввысь. Модель мироздания в исламе сходна с моделью мироздания в христианстве. Таким образом, минарет можно воспринимать как устремление к Аллаху. Из хадиса: когда Пророка спросили о возможности лицезреть Аллаха, будучи в раю, Он ответил, что его можно будет увидеть так же, как люди видят Луну. Другими словами, Аллах недосягаем, Он все видит, все знает, но находится далеко. Эти слова рождает в сознании верующего вертикаль, которая в сравнении с горизонтальной киблой более дематериализована, распылена. Кибла в сравнении с этой вертикалью более земная, конкретно ощущаемая. Это расстояние между двумя материальными точками: Кааба и верующий. Вертикаль в исламе — это обращение в бесконечный Космос. Например, исследователь Н.И. Брунов отмечает, что для архитектурнопространственной среды Стамбула характерна некая дематериализация
за счет наличия множества минаретов мечетей, которые как «копья рвутся в небо», создавая тем самым некую сакрализацию среды, распыленность материи [13].
Анализ примеров архитектуры современных российских мечетей показал, что современный минарет не несет уже большинства из тех функций, которыми обладал в Средние века. В современных архитектурно-градостроительных условиях он становится просто некоей декорацией — декоративным элементом в пространственной композиции мечети. Архитекторы не до конца понимают функцию минарета. Из этого можно сделать вывод, что проектировать мечеть должен мусульманин. Минарет не является «точкой отталкивания» в композиции самой мечети. Например, в современной православной архитектурно-градостроительной структуре Екатеринбурга минареты очень «осторожно» устремляются вверх. Это касается не только Екатеринбурга, но и других городов.
Архитектурные пропорции и пластика современных российских минаретов в большинстве своем не несут идею религиозного, дематериализованного, распыленного вектора, обращенного к Аллаху. Минарет не является ориентиром в пространстве и не несет идею «захвата» исламом территории.
Относительно «вертикального вектора» следует отметить, что в современных городах существует и строится множество зданий с композицией, развивающейся вверх. Они становятся доминирующими «вертикальными векторами» в архитектурной среде. Минарет мечети не акцентирует на себе внимание. Относительно остальных зданий, имеющих вертикальную композицию, он не выделяется и не контрастирует с горизонтальной застройкой, как это происходило в Средние века.
В вопросе выявления динамики архитектуры современной мечети в сторону Каабы минарет сложно назвать «точкой отталкивания». В «мекканской динамике» нет однозначной необходимости. Безусловно, композиция мечети становится более выразительной, напряженнокрасивой, если в ней проявлены два вектора: религиозный вектор в сторону Каабы и «вертикальный вектор» минарета. Однако архитектора ничто не заставляет проектировать такую архитектурную форму. В этом случае можно привести пример главной мечети Татарстана Кул Шариф, возведенной в Казанском кремле. Архитектура этой мечети не устремлена в сторону Каабы, и это нельзя считать неверным. Она устремлена ввысь подобно христианскому храму. Пророк Мухаммад на этот счет не оставил никаких правил или рекомендаций. Мечеть Кул Шариф является жемчужиной Казани и одним из главных символов Татарстана.
Недооценка архитекторами значения минарета как главнейшего элемента, выражающего сущность ислама дерзостью взлета ввысь, видна во множестве рассмотренных мечетей России.
Заключение
Сравнение современных российских мечетей со средневековыми показало, что их архитектура имеет серьезные отличия.
Во-первых, минареты не несут одновременно всех функций, какие несли столетия назад: они не несут функцию призыва на молитву, не являются ориентирами в пространственной структуре города, не являются «точками отталкивания»
в композиции самой мечети. В некоторых примерах современных мечетей заметна боязнь архитекторов ярко выделить минарет взлетом его архитектурной формы. Это можно объяснить тем, что в городской среде существует множество вертикалей, которые берут на себя роль «вертикальных векторов», а также более слабыми позициями ислама в России по отношению к православию и непониманию архитекторами функций минарета.
Во-вторых, мечеть в большинстве случаев не обладает подчеркнутой «мекканской динамикой». Иногда мечети имеют вытянутую форму, направленную в сторону Каабы, но не обладают нарастанием архитектурной массы к михрабу. В них нет «напряжения и переживания» в архитектурной форме, столь присущего Средневековью.
В-третьих, композиции некоторых мечетей вообще устремлены ввысь.
В-четвертых, архитектура мечетей очень разная: от новейших форм до подражания древним. Нет определенного стиля, присущего российской исламской архитектуре.
Однако все эти характеристики не являются канонами для проектирования мечетей. Это традиции, которые сложились в течение нескольких столетий. Современное вероучение развивается, и вместе с ним меняется и архитектура. Еще несколько столетий назад большинство людей верило в то, что земля плоская, и от этого кибла становилась еще более сильной. Современные мусульмане знают о том, что земля имеет форму эллипсоида и что существует неизведанное число звезд и планет в Космосе. Они знают, что кибла не горизонтальна, а дугообразна и что мусульманам, живущим, например, в Америке, необходимо обращаться в направлении силы притяжения. Это знание влияет на то, что архитектурная форма лишилась выразительной динамики, направленной к единственному, главному центру мира для мусульман — Каабе. Помимо этого, другие вероучения оказывают свое влияние на архитектуру мечети, возникает синтез религиозных культур. Кроме этого, географически Россия находится довольно далеко от Мекки, где зародился ислам, и, соответственно, с увеличением расстояния от нее магнетизм слабеет и «векторная напряженность» архитектурной композиции теряется.
В некоторых вопросах формообразования мечети сложно однозначно заявлять о правильном и неправильном решении, можно лишь говорить
0 сложившихся традициях, которые либо сохраняются, либо изменяются с развитием вероучения и объективной научной картины мира, которую религия не может не учитывать. Сегодня мы можем говорить о новом этапе развития мечетей.
Список использованной литературы
1 Веймарн Б. В., Каптерева Т. П., Подольский А. Г. Искусство арабских народов. М., 1960.
2 Горячева В. Д. Средневековые городские центры и архитектурные памятники Киргизии (Бурана, Уз-ген, Сафид-Булан). Фрунзе, 1983.
3 Воронина В. Л. Климат и жилище в Средней Азии // Архитектурное наследство, № 30. М., 1982. С. 120-133.
4 Соборная мечеть Екатеринбурга. иКБ: http://www.mechetekb.ru/ mechet/fotografii.html
5 Айдарова Г. Н. Запад и Восток, христианство и ислам в архитектурной культуре Среднего Поволжья // Архитектура Мира : материалы конференции «Запад-Восток: античная традиция в архитектуре». Вып. 3. М., 1994.
С. 110-115.
6 Лавров В. А. Градостроительная культура Средней Азии. М., 1950.
7 Азизян И. Мечеть // Архитектура и градостроительство: энциклопедия / гл. ред. А. В. Иконников. М., 2001. С. 359-360.
8 Алексеев Ю. В., Сомов Г. Ю. Градостроительное планирование поселений : учеб. пособие :в5т. Т. 1. : Эволюция планирования. М., 2003.
9 Пюрвеев Д. Б. Архитектура Мироздания. М., 2006.
10 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
11 Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.
12 Высоковский А. А. Точка отсчета городского пространства // Человек и город : пространства, формы, смысл : мат-лы Международного конгресса Международной ассоциации семиотики пространства: в 2 т. Т. 2. Екатеринбург, 1998.
С. 85-88.
13 Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры : в 2 т. Т. 1. М., 2003.