Научная статья на тему 'Особенности формирования средневековой культовой архитектуры христианства и ислама'

Особенности формирования средневековой культовой архитектуры христианства и ислама Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2456
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
храм / мечеть / минарет / система координат / точка отсчета / Система отсчета / реальное пространство

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимов Игорь Адольфович

В статье рассмотрены особенности формирования архитектуры средневековых храмов и мечетей с позиции ориентации человека в религиозно-мировоззренческом пространстве вероучения христианства и ислама, а также с позиции ориентации и восприятия человеком реального, окружающего архитектурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования средневековой культовой архитектуры христианства и ислама»

УДК: 726.03 Ибрагимов И. А.

Особенности формирования средневековой культовой архитектуры христианства и ислама

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования архитектуры средневековых храмов и мечетей с позиции ориентации человека в религиозно-мировоззренческом пространстве вероучения христианства и ислама, а также с позиции ориентации и восприятия человеком реального, окружающего архитектурного пространства.

Ibragimov I. А.

Features offormation of medieval cult architecture of Christianity and islam

In the paperfeatures offormation of architecture of medieval temples and mosquesfrom a position of orientation of the person in religious-world outlook space of dogma of Christianity and an islam, and alsojrom a position of orientation and perception are considered by the person of real, surrounding architectural space.

Ключевые слова: храм, мечеть, минарет, система координат, точка отсчета, система отсчета, реальное пространство.

Введение

Расширение диапазона реконструкции и реставрации памятников прошлого неизбежно ведет к необходимости изучения принципов и закономерностей формирования архитектуры, что является приоритетной задачей для теории и истории архитектуры. В этом смысле архитектура христианского храма и исламской мечети эпохи Средневековья ставят важные вопросы, требующие рассмотрения.

Одним из важных и недостаточно изученных аспектов представляется ориентационный аспект архитектуры, который предполагает рассмотрение связи религиозного вероучения и особенностей восприятия окружающей среды человеком.

Определение систем духовных и реальных координат

Эрих Фромм говорит о том, что человеку по его природе необходима система ценностных установок, ориентаций. Такой системой Э. Фромм называет в том числе и религию [1]. Исходя из этого, мы определяем любую религиозную традицию, включая христианское и исламское религиозные веро-

учения, как систему духовных координат.

Система координат — это комплекс определений, реализующий метод координат, т.е. способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов [2]. Система координат задается точкой отсчета. Система духовных координат христианства или ислама — это смысловая картина религиозного вероучения, которая принимается человеком за основную и стабильную. Человек верит в эту смысловую картину и пользуется ей как точкой отсчета — сопоставляет, идентифицирует себя с ней, как с неизменной, «обездвиженной». Таким образом, христианство и ислам являются системами духовных координат человека.

Средневековые города, особенно Европы, имели радиально-кольцевую структуру с центром в виде площади и храмового здания, а позже здания ратуши. Храм и ратуша являлись главными доминирующими по высоте и архитектуре зданиями. Вокруг центра самоорганизовывалась городская застройка [3].

Рассматривая градостроительную планировку и объемно-пространственную структуру средневекового города, можно заключить,

Ибрагимов Игорь Адольфович

магистр архитектуры, аспирант УралГАХА architectureplus@mail.ru

что в небольшом городе во многих случаях существует одна главная доминанта. Вернее, городская структура «стремится» к наличию центральной, главной, высотной доминанты. Эта доминанта выступает основным ориентиром в городском пространстве, относительно которого организуется жизнедеятельность горожан.

Такую систему можно назвать архитектурно-визуальная система координат в реальном, физическом пространстве, а высотную доминанту — точка отсчета системы координат в реальном пространстве. Система реальных координат — это система, основанная на визуальном восприятии человеком главного ориентира в окружающей его среде. Человек сопоставляет свое местоположение с местоположением ориентира, принимаемого за главную и неподвижную доминирующую вертикаль, и тем самым находит свои координаты в реальном, физическом пространстве [4]. Эта система координат работает по тому же принципу сравнения (сопоставления) как любая система координат. Система координат состоит из двух главных элементов. Первый — точка отсчета, принимаемая за неподвижный объект. Второй — фон, который активно контрастирует с точкой отсчета. О таких главных ориентирах пишет К. Линч, выделяя их в особый вид ориентиров [5]. Точка отсчета, помимо функции главного ориентира, берет

на себя функцию онтологической оси. Иконников А. В. говорит: «Люди — как отдельные человеческие существа, так и объединяющие их социальные группы или этносы, имеют склонность воспринимать мир, полагая себя в его центре. Выделенность, особое значение центра, вокруг которого строится обжитое пространство, принадлежит к числу древнейших универсальных архетипов миропредставления» [6]. Высотная онтологическая ось в виде вертикальной доминанты появляется в подавляющем большинстве городов Средневековья.

Р. Арнхейм придает важнейшее значение «вертикальной оси» для человека — для восприятия им окружающей действительности: «Именно вертикаль играет роль оси, роль системы отнесения для всех прочих направлений» [7]. К. Норберг-Шульц рассматривает вертикаль относительно горизонтальной плоскости и утверждает, что «направления по горизонтали обозначают мир собственных действий человека; в известном смысле все направления по горизонтали уравнены между собой и образуют плоскость, равномерно простирающуюся во все стороны. Простейшей моделью человеческого существования будет, таким образом, горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью».

Системы духовных и реальных координат определяют два вектора. Первый: религиозный — направление

отправления молитвы. Второй: вертикальный ориентир в пространстве и ось бытия.

Христианская система духовных и реальных координат и ее проявление в архитектуре

Одним из материализованных представлений системы духовных координат христианства является храм. Храм может быть назван материализованной точкой отсчета системы духовных координат человека, действующей на локальной территории. С помощью храма люди как бы находят свои духовные координаты.

Любой храм христианства имеет развернутость в символике и архитектуре по горизонтали и по вертикали больше, нежели мусульманская мечеть. В сущности, храм христианства - это целая система взаимосвязанных смыслов и символов, это целый «город значений». Храм символизирует образ вселенной. Эту мысль в том или ином виде выражают: Гуляниц-кий Н. Ф., Вагнер Г. К., Павлов Н. Л., Пюрвеев Д. Б., Барабанов А. А., Эли-аде М., Бондаренко И. А.. Бусева-Да-выдова И. Л. ссылается на скрижаль, в которой говорится, что «церковь есть небо земное, в него же прене-бесный бог вселяется»: «Храм есть образ присутствия Царства Небесного на земле и, соответственно, он есть образ дворца Царя небесного», т.е. храм есть «соединение неба и земли». Эту мысль в том или ином виде выражают: Туманик А. Г., Гуляницкий Н. Ф., Бондаренко И. А., Вагнер Г. К., Элиаде М.

Храм сориентирован по сторонам света, главной из которых является восточная сторона. Восточная часть православного храма называется алтарь — главная сакральная часть храма, которая освещает весь храм. В католицизме алтарем называется престол. Алтарь символически отождествляется с раем. Отец П. Флоренский писал о соотношении храма и алтаря: «Храм есть лествица Иаковлева, и от видимого мира она возводит к невидимому; но весь алтарь как целое уже есть место невидимого, область, оторванная от мира, пространство неотмирное. Весь алтарь есть небо: умное, умопостигаемое... Сообразно различным символическим знамено-ваниям храма, алтарь означает и есть различное, но всегда стоящее в отношении недоступности, транцендент-ности к самому храму».

Христианский храм развернут, то есть усложнен во все стороны, представляя собой сложную символическую структуру, которая проявляется в сложности архитектурных форм. Люди, молящиеся в храме, обращают свой взор на Восток, где находится рай, однако подразумевается все же, что траектория молитвы имеет вертикальный вектор. Славословия, молитвы богу устремляются вверх. Гуляницкий Н. Ф. говорит о противоречии, возникающем в пространственной развернутости храма по горизонтали и по вертикали, однако в этом споре безоговорочно побеждает вертикаль, которая имеет определяющее значение в организации среды храма: «Пространство храма, ориентированное на литургическое функционирование, как бы подчинилось значению, связанному с высотной координатой развития». Горизонтальная развернутость в этом отношении адаптирует восприятие вертикальной идеи для человека, она также «ориентирована», если можно так выразиться, в небо. Н. Ф. Гуляницкий так пишет

об этом: «Идея, ориентированная по координате запад-восток, определила главную ось ритуальных процессий. Она же обусловила трехчастность пространств (притвор — собственно храм — алтарь), связанную с символическим восхождением от «земли не-обновленной» к пространству «земного неба» и от него к «небу небес», где средоточием храмового действа является престол».

По вертикали храм делится на две основные части: небо и землю. Эти части могут быть усложнены дополнительными частями, как то: ступени восхождения от земного к не-

бесному, фундаментная часть как область нижнего мира и др. В интерьере купольная часть храма, освещаемая из окон барабана, отождествляется с «небом».

В каждом храме христианства осуществляется главное божественное действие — евхаристия (причащение). Под видом хлеба и вина христиане как бы вкушают тело и кровь Христовы. Поэтому каждый христианский храм — это самостоятельная, развернутая религиозная единица. Другими словами, это самостоятельная, материализованная точка отсчета системы духовных координат христианства, в которой (из которой) направление отправления молитвы осуществляется вверх. Эта точка отсчета способствует нахождению человеком своих религиозно-духовных координат.

Архитектура христианства имеет устремленнность в небо. Это утверждение основывается и подтверждается многими учеными на примерах в области храмовой архитектуры. Вертикальная направленность проявляется в объемно-пространственной композиции, ее пропорциональной, общей вытянутости вверх, в пластике фасадов, формах отдельных элементов. В христианской архитектуре активно применяется арка, в основном полуциркульная, стрельчатая, килевидная. В отличие от ислама, в христианстве архитектурные формы имеют вертикальную логику построения. Начатое движение в архитектурном объеме логично продолжается и завершается.

Интерьерные решения христианских храмов также несут идею вознесения «к небу». Вытянутой формой в плане и стремительностью вертикальной формы пространства интерьера, особенно в романских и готических соборах, зрителю преподносится идея «соединения земли с небом».

В архитектуре христианства религиозный и вертикальный вектора совпадают по направлению. Поэтому храм, помимо точки отсчета системы духовных координат, становится в средневековом поселении центральной точкой — точкой отсчета системы реальных координат. Он воспринимается духовно-визуальным ориентиром в пространстве и организует жизнедеятельность людей вокруг себя.

Мусульманская система духовных и реальных координат и ее проявление в архитектуре

В рамках вероучения ислама одним из материализованных представлений является глобальная, религиозно-духовная, географическая точка отсчета — мекканская Кааба.

Мусульмане всего мира пять раз в день обращаются в сторону (кибла) Каабы и молятся Аллаху. Молитва мусульман происходит в мечети — специальном здании. Мечеть в переводе означает «место, где совершаются земные поклоны». Любая мечеть имеет нишу (михраб), указывающую направление на Мекку (кибла), которая находится напротив входа. Молящийся мусульманин совершает молитву в положении сидя на коленях и как бы склоняется перед Аллахом и простирается перед ним, касаясь лбом земли. При этом произносятся славословия Аллаху, символ веры (шахада), суры из Корана. Таким образом, человек из вертикального сидячего положения переходит в горизонтальное, вследствие чего в исламе молитва — горизонтальный вектор.

Мечеть, где происходит молитва, не имеет алтаря. Во многих источниках Каабу называют алтарем, главным святилищем ислама, Святая Святых ислама, ключ мироздания, камень-храм, Первохрам. Маньковская Л. Ю. пишет, что: «В первые века ислама мечеть не предназначалась исключительно для молений. Это был своеобразный общественный дом для верующих». Сама мечеть может находиться где угодно, только на расстоянии, недоступном скверне. Из хадиса: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Земля сотворена для меня как маеджид (с араб, «место преклонения»), и где бы не возникла у человека потребность в молитве, пусть он молится». Также он сказал: «Самая бесполезная вещь, пожирающая богатство верующего, — строительство». Такие положения вполне отвечали образу жизни арабов-кочевников. Местом маеджида служила очерченная на земле площадка («нарисованная мечеть»), а киблу (направление на Каабу) определяли по тени воткнутого в землю копья.

Исходя из вышеизложенного, мечеть Аль Хаарам (Запретная мечеть) с Каабой выступает всемирным центром притяжения исламского вероучения. Эту идею утверждает Высоковский А. А., называя Каабу предельным выражением введенного им понятия «точка отсчета». Как пишет О. Грабар: «Любая молитва ассоциировалась не с местом, а с направлением — киб-

лой», что позволяет говорить о Каабе как о глобальном, всемирном центре ислама. Ученый Наджм уд-Дин Бам-мат подчеркивает, что «точка отсчета в Мекке — это всего лишь вертикаль, указывающая направление к всевышнему. Отсюда и принадлежность к общине определяется не занимаемой территорией, не историей и не географией, а, в первую очередь, отношением к этой вертикальной оси, которая должна напоминать о существовании иного, выходящего за рамки истории и географии измерения». Историк Э. Г. фон Грюнебаум называет Мекку обрядовым центром — «пупом Земли», который в какой-то степени заменял церковную организацию. Кааба задает территориальную систему духовных координат ислама, становясь точкой отсчета этой системы. Мусульмане всего мира как бы находят свои духовные координаты через Каабу.

Молитвы всех мусульман мира «отправляются» к этой точке отсчета. Считается, что над Каабой находится на верхнем небе «небесная Кааба», вокруг которой ангелы совершают таваф (хадисы). Тем самым детерминируется вертикальная ось (ось мира, о которой, например, пишет Евсюков В. В.). Таким образом, получается, что молитва по достижению Каабы направляется вверх к Аллаху. Ученый Каирского университета, Хусейн Камалуддин научно установил, что «впервые в результате вулканической деятельности над водой суша появилась именно там, где ныне стоит Кааба». Тем самым ученый доказал местоположение Каабы как Пупа земли. Результаты этого исследования опубликованы в 1977 г.

Одной из характерных черт исламской религиозной архитектуры мечетей является минарет. Минарет — «(от араб, манара, букв. — маяк) — башня при мечети, с которой муэдзин провозглашает азан — призыв к молитве. Существует два основных типа минарета — круглые и многогранные в сечении».

Минарет выполняет следующие функции: служит местом провозгла-

шения азана муэдзином (призыв на молитву), выступает ориентиром в архитектурном пространстве. Он является точкой отсчета системы координат реального пространства. В исламском городе существовало множество таких точек отсчета (минареты придомовых мечетей). Однако главной точкой отсчета в городском пространстве становилась соборная мечеть, видная отовсюду. Соборная мечеть в большинстве случаев воспринималась как ориентир целиком.

«Само слово манара (место возжигания огня, маяк) происходит от трехбуквенного корня Н-В-Р со значением «свет». Свет и огонь (ну рва нар) неотъемлемые атрибуты-понятия универсальной идеи минарета». Таким образом, «идея минарета ... топологически близка к ветхозаветному образу Вавилонской башни». Минареты выполняют функцию провозглашения исламской религии, становятся «маяком» идеи ислама, также они выступают вертикальными, онтологическими осями (векторами). Шукуров Ш. М. ссылается на исследовательскую работу Н. Ардалан и Л. Бахтияр, где утверждается, что «относительно горизонтальной оси Творения минарет призван служить ясным онтологическим регулятором пространства, предопределяющим позицию Человека в Творении». Пюрвеев Д. Б. называет минарет онтологической осью и осью человеческого познания: «Эти позитивные вертикальные формы служат общественными ориентирами, указывающими путь к эзотерически значимым местам. В общей композиции города минареты возвышаются как вертикальные штрихи арабской письменности, соответствуя вечной трансцендентной сущности вещей, тогда как горизонтальное развитие города выражает непрерывное материальное творчество человека».

«Классический исламский город» (Д. Сурдель) — арабский город — представлял собой следующую картину: плоские кровли малоэтажных, жилых домов, залитых солнечным светом, из которых выступают минареты квартальных, придомовых мечетей. «Характерная особенность композиции городской застройки: многие общественные здания терялись в застройке, обозначались только входами». В классическом исламском городе не существует других явно выраженных ориентиров в пространстве, кроме минаретов мечетей и объема соборной мечети города. «Пространственная композиция араб-

ских городов регламентировалась. Объемы распределялись в городе по правилам соподчинения. Центр занимала большая мечеть. Ее минарет, с которого муэдзин сзывал мусульман на молитву, возвышался как ориентир по отношению к сложной сетке улиц... В жилую застройку вкрапливались квартальные мечети». Таким образом, ориентирами и онтологическими осями в реальном архитектурном пространстве горожанам служили минареты. Именно они выступали точками отсчета системы координат в реальном архитектурном пространстве. Мощность таких точек отсчета — территория, на которой каждая из них действовала, была невелика, в сравнении с объемом соборной мечети и ее минаретами.

Рассмотрим архитектуру мечетей. Средневековые мечети разделяют по планировке на три основных типа. Первый тип — «арабская» или колонная мечеть, представляет собой открытый прямоугольный двор с галереями на трех сторонах и молитвенным залом на стороне киблы. Второй тип — «айванная» или иранская мечеть со сводчатыми или колонными айванами по осям внутреннего двора, иногда крытого. Третий тип — центрально-купольная мечеть, в которой молитвенный зал перекрыт большим куполом. Другое название — «турецкая».

Исследованием установлено, что культовая архитектура ислама периода Средневековья, в частности мечети, имеет выраженные черты горизонтальной направленности. Черты проявляются во всех трех основных типах мечетей: арабской, иранской, турецкой. В общем, мечети имеют продольно-осевую планировку с главной осью — «осью ислама» (Стародуб Т. X.) и в большинстве случаев представляют собой в плане прямоугольник с продольно-осевым принципом планировки. Для трех типов характерен открытый двор, который в иранской мечети начинается входным порталом (пештаком), затем удлиненный молитвенный зал (что также является одной из характеристик направленности в горизонтальную сторону), который вытянут в сторонуМекки, и михрабная ниша. Главный вход в арабской мечети акцентируется минаретом. Все мечети обращены в сторону Мекки. Воронина В. Л. пишет: «Вся планировка и пространственная композиция мечети подчеркивает направление к Мекке. В мечетях арабского типа к Мек-

ке обращены нефы или арки нефов, в соборных мечетях Ирана и Средней Азии со стороны Мекки высится главный купольный зал, и входной портал мечети стоит на одной оси с михра-бом». Арабская и иранская мечети имеют сравнительно небольшую высоту, по отношению к длине и ширине, и могут быть характеризованы как «распластанные» по земле.

Проявление черт устремленности мечетей в горизонтальном направлении также можно наблюдать в ступенчатости композиции мечети в сторону Мекки, детерминированной когда-то климатическими условиями и развитой за годы существования исламского вероучения. По мере приближения к михрабной нише архитектурные объемы увеличиваются в своей высоте. Направленность к Каабе выражается в двух основных ступенях: в общей объемно-планировочной структуре сначала следует открытый двор, к которому примыкает удлиненный молитвенный зал. В арабской мечети иногда добавляется третья ступень в виде выступившего на крыше объема поперечного трансепта. Таким образом, возникает ступенчатость, которая рождает устремленность объемно-пространственной композиции в сторону Мекки. Необходимо отметить, что ступенчатость ориентирована горизонтально, а не вертикально вследствие пропорционально небольшой высоты ступеней по отношению к горизонтальным параметрам. При других параметрах, например, в мезоамериканских сакральных пирамидах, главнаялестни-ца, ведущая наверх пирамиды, воспринимается как «путь к небу».

В арабской и иранской мечетях ступень молитвенного зала с высоты человеческого роста воспринимается больше со двора. Центральный вход в молитвенный зал в арабской мечети акцентируется куполом, над михрабной нишей нередко также появляется купол: это детерминирует визуально «ось ислама». Также акцентируется по высоте центральный неф. В иранской мечети ступенчатость задается центральными айванами, которые визуально определяют мощную горизонтальную связь. Над михрабной нишей нередко возводят купол, что также задает ступенчатость, акцентируя киблу. В середине двора устанавливают павильон для омовения, этот архитектурный прием фиксирует визуально «ось ислама»: ось с помощью трех точек (два айвана и павиль-

он для омовения) становится визуально «жестче» зафиксированной.

Таким образом, ступенчатость в арабской и иранской мечетях воспринимается изнутри самой мечети, вернее, из ее двора. Всю полноту объемно-пространственной композиции мечети можно ощутить, находясь только внутри нее. Архитектура мечети направлена в интерьер, имманентный ей. В интерьер включен в этом случае открытый двор. Со стороны улицы мечеть представляет собой длинную каменную стену. В этом отношении интересно исследование Смолиной Н. И., которая, в частности, утверждает: «Симметрия относительно центральной точки — вот в чем, на наш взгляд, состоит графический инвариант архитектурных планов как отдельно стоящих зданий, так и ансамблей средневековой Сред-

ней Азии». Однако необходимо заметить, что «симметрия относительно центральной точки» не противоречит общей направленности архитектуры мечети.

В турецкой мечети ступенчатость задается объемом открытого двора и объемом молитвенного зала, расположенными друг за другом, по высоте, в сторону Мекки, по главной оси. Ступенчатость в турецкой мечети воспринимается как из двора, так и с городской территории. При восприятии вблизи объем молитвенного зала центричен и образно напоминает «гору», которая состоит из небольших нагромоздившихся объемов, завершенную «приплюснутым» куполом.

Для каждого типа мечети характерны минареты как онтологические оси, которые несут статику по горизонтали и движение по вертикали. Благо-

даря их присутствию, горизонтальная направленность мечети ощущается в большей степени. Минарет — это «символ мусульманского присутствия на завоеванных мусульманами территориях». Следует отметить, что без минаретов мечеть характеризуется больше как распластанная, то есть приплюснутая, без выраженной горизонтальной динамики. В случае с турецкой мечетью, основной объем вообще может восприниматься как устремленный вверх.

Минареты в композиции мечетей выступают во многих случаях как самодостаточные, отдельные, объемные элементы, необходимость в которых, по всей видимости, велика как в онтологических осях и ориентирах однообразного внешне исламского города.

Минареты мечетей арабского и иранского типа одновременно выступают онтологическими осями и точками отсчета системы координат в реальном пространстве. Они организуют композиционную связь с самой мечетью, контрастируя с ней в устремленности в перпендикулярном (вертикальном) направлении, являются вертикальными векторами (онтологическими осями). Благодаря их выраженной направленности вверх, становится более ощущаема направленность в горизонтальную сторону мечети. В арабской (колонной) мечети минарет возводится, в большинстве случаев, при главном входе на оси ислама (мечеть в Самаре, мечеть в Кордове, мечеть в Кайруа-не, мечеть ибн Тулуна в Каире и др.). В иранской (айванной) мечети минареты сооружаются как рядом с мечетью (отдельно), так и «выпускаются» из ее тела (мечеть джами в Исфагане, мечеть Калян в Бухаре, площадь Ре-гистан в Самарканде, религиозный центр Хает Имам в Ташкенте и др.).

Турецкая мечеть получает горизонтальные динамические свойства исключительно во взаимодействии с минаретами. Без них объем мечети можно назвать приплюснутым, но не горизонтально направленным, и даже вертикально устремленным: исследователи отмечают постепенное нарастание высоты к центральному куполу. Минареты-стрелы оказывают свое влияние в контрасте только в общей композиции с мечетью. Они выступают как бы фиксаторами обездвиженности по горизонтали, некими точками отсчета обездвиженности в композиции самой мечети. Как полноправные отдельные

точки отсчета в реальном пространстве города они не воспринимаются. Точкой отсчета в окружающем архитектурном контексте выступает весь объем мечети (молитвенный зал). Примерами послужат: мечеть Шах-Заде в Стамбуле, мечеть Сулеймание в Стамбуле, мечеть Селемийе в Эдир-не зодчего Коджи Синана и др.

Таким образом, в архитектуре средневековой мечети проявляются черты двух разнонаправленных векторов: религиозного, который «тянет» архитектуру в горизонтальном направлении к Мекке и вертикального, который организует ориентиры в пространстве и несет функцию онтологической оси.

Судя по тонкому отношению архитектурных форм с точки зрения динамики и статики, можно заключить, что исламские зодчие прекрасно чувствовали полюса и умели выразить их в камне.

Архитектура мечети не несет в себе конфронтации двух разнонаправленных векторов, а является примером осуществления их взаимодействия. Горизонтальная динамика отдельно мечетей без минаретов не имеет такой же силы, как, например, вертикальная динамика отдельно взятой стрельчатой арки. В этом отношении мечеть можно назвать просто приплюснутой. Однако выраженная горизонтальная направленность в сторону Мекки появляется в сопоставлении (контрасте) с минаретом, который задает вертикальный вектор. Вследствие этого, можно утверждать, что в средневековой мечети присутствуют черты горизонтальной направленности.

Заключение

Проведенное исследование не исчерпывает всех черт ориентированности архитектуры христианского храма и средневековой мечети. Оно позволяет определить подход к проблеме ориентации и рассмотреть ее в самых общих чертах. Полученные в рамках данной работы результаты способствуют развитию теоретического знания в сфере те-менологии (науки о храмах). Выявленная модель системы координат человека в религиозном и реальном пространствах может служить теоретической основой в исследованиях, посвященных изучению религии и/ или ориентации человека в реальном пространстве.

Рассмотрение принципов формирования культовой архитектуры ислама дает новое знание архитек-

тору-проектировщику. Благодаря знанию того, какие ориентационные принципы лежат в основе религиозного здания, архитектурный проект культового здания получает больше выразительности.

Список использованной литературы

1 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; пер. с англ. Телятникова Э.М., Т.В. Панфилова. М.:АСТ, 2004. 635 с.

2 Система координат [Электронный ресурс] / Википедия: свободная энциклопедия. - иИЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/CHC-темакоординат (дата обращения: 07.05.2009).

3 Бунин А. В. История градостроительного искусства: в 2 т. Т. 1: Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма / Бунин А. В.. - М.: Стройиздат, 1979. - 496 с.

4 Ибрагимов И. А. Системы ориентации в городском пространстве / Ибрагимов И. А. // Академический Вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 2. С.48-51.

5 Линч К. Образ города / под ред. Иконникова А. В., пер. с англ. Глазычева В. Л. М.: Стройиздат, 1982. С. 76-77.

6 Иконников А. В. Москва - столица и знаки столичности / Иконников А. В. // Архитектура в истории русской культуры, вып. 2: Столичный город. - М.: УРСС, 1998. С. 5.

7 Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм; пер. с анг. Глазычева В. Л. М.: Стройиздат, 1984. С. 25.

8 Там же. С. 27.

9 Гуляницкий Н. Ф. О формирующих основах внутреннего пространства храмов ХУ-середины XVI вв. (функция, структура, иконостас) // Архитектурное наследство. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре. - М.: Стройиздат, 1995. Вып. 38. С. 238.

10 Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве Х1У-ХУ веков /Вагнер Г. К. М.: Искусство, 1980. С. 23.

11 Павлов Н. Л. Алтарь. Ступа. Храм: архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев /Павлов Н. Л. М .: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.