Научная статья на тему 'Визуальная динамика мечети Калян в Бухаре[1]'

Визуальная динамика мечети Калян в Бухаре[1] Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
484
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРА МЕЧЕТЕЙ / ИСЛАМСКАЯ АРХИТЕКТУРА / МЕЧЕТЬ / ВИЗУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / ARCHITECTURE / ARCHITECTURE OF MOSQUE / ISLAMIC ARCHITECTURE / MOSQUE / VISUAL DYNAMIC

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ибрагимов Игорь Адольфович

В статье рассматривается одна из красивейших мечетей Средней Азии Средних веков с точки зрения устремленности ее архитектуры к Мекке — мечеть Калян в Бухаре. Анализируется общая композиция, восприятие изнутри, снаружи. Делается вывод о наличии и характере «визуальной динамики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL DYNAMICS OF KALYAN MOSQUE IN BUKHARA

In article is considered one of the most beautiful mosques in Central Asia of Middle Ages in terms of its architectural aspiration to Mecca — Kalyan mosque in Bukhara. Analyzes the overall composition, the perception from the inside and out. It is concluded about the presence and nature of the «visual dynamics».

Текст научной работы на тему «Визуальная динамика мечети Калян в Бухаре[1]»

УДК 726

ИБРАГИМОВ И. А.

Визуальная динамика мечети Калян в Бухаре1

В статье рассматривается одна из красивейших мечетей Средней Азии Средних веков с точки зрения устремленности ее архитектуры к Мекке — мечеть Калян в Бухаре. Анализируется общая композиция, восприятие изнутри, снаружи. Делается вывод о наличии и характере «визуальной динамики».

Ключевые слова: архитектура, архитектура мечетей, исламская архитектура, мечеть, визуальная динамика.

IBRAGIMOV I. A.

VISUAL DYNAMICS OF KALYAN MOSQUE IN BUKHARA

In article is considered one of the most beautiful mosques in Central Asia of Middle Ages in terms of its architectural aspiration to Mecca — Kalyan mosque in Bukhara. Analyzes the overall composition, the perception from the inside and out. It is concluded about the presence and nature of the «visual dynamics».

Keywords: architecture, architecture of mosque, islamic architecture, mosque, visual dynamic.

Ибрагимов

Игорь

Адольфович

кандидат искусствоведения, доцент кафедры основ архитектурного проектирования ФГБОУ ВПО «УралГАХА»

e-mail:

architectureplus@mail.ru

Тема исследования мечетей так называемого иранского типа не раз поднималась в научной литературе. Достаточно вспомнить труды таких ученых, сделавших немалый вклад в развитие научных представлений о исламском зодчестве, и в частности в вопросах по иранской мечети в Средней Азии, как В. Л. Воронина, Л. Ю. Маньковская, М. С. Булатов, Г. А. Пугаченкова, Л. И. Ремпель, Б. В. Веймарн, Ш. М. Шукуров, А. М. Прибыт-кова, Т. Х. Стародуб и др. Однако до сих пор остается не раскрытым в достаточной мере аспект «визуального движения» архитектурной композиции мечети к Мекке, обусловленного канонами религиозной традиции ислама. Тема имеет новизну, потому что ученые не в достаточной мере рассматривают каноны религиозных традиций в качестве основы для анализа визуальной динамики мечетей и вообще саму динамику, и актуальна ввиду устойчивой необходимости в науке расширения и углубления знаний о культовой архитектуре.

С этой точки зрения малоизученной является одна из красивейших мечетей Средней Азии — соборная бухарская мечеть Калян. В данной статье предстоит выявить характеристики ее архитектурной формы, которые способствуют или не способствуют возникновению у зрителя ощущения «движения» к Мекке.

При исследовании этой мечети необходимо учесть два основных момента: первый — восприятие и анализ архитектурно-пространственной структуры мечети изнутри, с высоты чело-

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №13-04-18003.

веческого роста и, следовательно, анализ всех ощущений, возникающих в этом восприятии: человек движется к мечети, внутри нее, он воспринимает ее издалека. Он видит определенные ракурсы и видовые кадры. Второй — анализ композиции издалека, с высоты птичьего полета, который важен не менее, потому что он дает целостное представление об общей структуре, глобальном композиционном решении зодчего.

Соборная мечеть в Бухаре существовала со времен завоеваний арабов, с VIII в. В XII в. при Арслан-хане мечеть со своего старого места рядом с городской цитаделью переносится на расстояние около 150 м на юго-восток. При мечети был возведен минарет, который упал вскоре после завершения работ и нанес серьезные разрушения мечети (около 2/3 было разрушено). В 1121 г. возводят новую мечеть и в 1127 г. заканчивают минарет, который сегодня мы имеем возможность видеть [1—3].

Однако в XV в. на месте мечети Арслан-хана строится новая мечеть. Это уже мечеть Калян в том виде, который она имеет сегодня. Таким образом, современный вид ансамбля после определенных перестроек складывается к 1536 г. [1—3].

Архитектурная композиция мечети представляет собой вытянутый одноэтажный параллелепипед с открытым двором тоже прямоугольной формы. Объем вытянут в сторону Мекки (юго-запад для Узбекистана). Безусловно, в вопросе ориентации мы допускаем условность, когда говорим, что мечеть ориентирована на Мекку. Автору неизвестно, насколько точно мечеть Калян ориентирована на Каабу. В средневековых мечетях реальная и идеальная

Иллюстрация 1. Архитектурный комплекс Калян вверху вниз): план [4, 213]; вид из внутреннего двора; вид внутреннего двора медресе Улугбека в Самарканде. Фото И. А. Ибрагимова

ориентация мечети могут существенно отличаться.

При входе во внутренний двор возникает ощущение направленности («движения») объемного тела мечети в горизонтальную сторону за счет вытянутости пространства, ограниченного аркадой. Однако визуальное движение, рассматриваемое без учета иерархии архитектурных доминант и акцентов, равнозначно активно в обе стороны: в Мекку и в противоположном направлении. Если сравнить внутренний двор мечети Калян с внутренним двором, например, медресе Улугбека на площади Регистон в Самарканде, медресе Абдулла-хана в Бухаре или медресе Мири-Араб, стоящего напротив анализируемой нами мечети, то их пространства не кажутся динамичными в силу того, что они приближены в плане к квадрату, а также имеют два этажа, что акцентирует замкнутость на центре. Эти статичные дворы организованы вокруг центральной вертикальной оси и изнутри воспринимаются как главное композиционное ядро здания (Иллюстрация 1). В мечети Калян определенно доминирует горизонталь.

Акцентированная динамика по направлению к Мекке в мечети Калян проявляется в отношениях объемов, расположенных по сторонам прямоугольного двора. Высокий проходной внутренний портал активен по своему значению в общей объемно-пространственной композиции. Однако он уже, чем проходной портал при главном входе (внешний пиштак) на площади перед медресе Мири-Араб. Задаваемую им горизонтальную линию поддерживает на другом конце двора условно «михрабный» портал, за которым высится купол над михрабной нишей. По отношению к входному порталу портал при входе в молельный зал имеет большую высоту. Он выглядит шире, более богато декорирован и визуально главенствует в открытом пространстве двора. Начиная от входа, он затягивает на себя внимание зрителя. Нарастание архитектурной массы к михра-бу проявлено совершенно отчетливо. Свою массу он также набирает за счет важного акцента — купола над михрабом. Еще один элемент, способствующий архитектурному усилению стороны киблы, — восьмигранный павильон, в котором похоронен первый имам мечети, стоящий перед главным порталом. Он также увеличивает количество архитектурной массы по направлению к кибле (Иллюстрация 2).

С определенной точки зрения может показаться, что порталы устремлены ввысь, так как контрастируют с горизонтальным одноэтажным основным телом мечети. Также нужно отметить общность вертикализма между входным внутренним порталом и минаретом при восприятии их из внутреннего двора (Иллюстрация 1). Действительно, объективно этот контраст архитектурных форм присутствует. Но выражению горизонтальности способствует вытянутое тело мечети, которое играет роль некоего «основания», на котором расставлены элементы, имеющие иерархические отношения. Другими словами, зодчими мастерски составлена «игра» объемов на одноэтажном вытянутом «основании». Если этот «фундамент» задает общую приниженность и, следовательно, горизонтальность, то все остальные элементы задают конкретную направленность архитектуры мечети, являясь неким «вторым этапом» — надстройкой над ним в архитектурной объемнопространственной композиции.

Два других портала, расположенных по сторонам двора, параллельным линии киблы, уменьшены в размерах

и выполняют поддерживающую архитектурную функцию. Они зрительно осуществляют связь с двумя главными порталами (входным и михрабным) за счет повторения той же архитектурной формы в уменьшенном масштабе (Иллюстрация 2) и дополняют композицию внутреннего двора.

Таким образом, можно выделить два основных приема (этапа восприятия «визуальной динамики») в данной мечети:

• первый — общая «распластан-ность» основного тела мечети, так сказать, приниженность и удлиненность, что генерирует устойчивую горизонталь, не имеющую определенной направленности;

• второй — придание этому «основанию» (приниженному телу мечети) акцентированной направленности с помощью расположения архитектурных доминант и акцентов — элементов разных пропорций и размеров.

Минарет мечети очень интересен и своеобразен. На первый взгляд, композиционно он неактивно контактирует с объемом мечети. Это неудивительно. Ведь мечеть и минарет

Иллюстрация 2. Архитектурный комплекс Калян (слева направо, сверху вниз): вид из внутреннего двора в сторону киблы; вид из внутреннего двора на входной портал; портал и купол над михрабной нишей; входной внутренний портал; боковой портал мечети Калян в Бухаре; восьмигранный павильон. Фото И. А. Ибрагимова

возводились в разное время. Он стоит за мечетью, т. е. на площади слева от входного портала. Из пространства внутреннего двора минарет не воспринимается как архитектурный элемент, имеющий важное значение для динамики мечети, и выглядит несколько обособленно. Он стоит не на главной оси композиции и поэтому не поддерживает ее, как, например, это происходит во многих арабских мечетях. Он не поддержан вторым минаретом на противоположном углу, как, например, в комплексе Хаст-Имам в Ташкенте (Иллюстрация 3), а также не выпущен из угловых точек объемного тела мечети, как, например, в турецком типе. Он задает свою отдельную вертикальную линию.

При этом минарет расположен рядом с главным входом в мечеть со стороны, противоположной стороне киблы. При восприятии с площади перед мечетью и при виде с птичьего

полета, даже без вышеперечисленных архитектурных приемов, он неизбежно вступает в динамические отношения с телом мечети, становясь «столбом» — точкой отсчета, от которой она «отталкивается» и «движется» к Мекке. Помимо этого, от него к мечети выстроена связь — арка (мостик) из кирпича. Его форма и отделка имеют собственный характер, он выглядит самодостаточно, уверенно за счет своей толщины: в нижней части диаметр ствола достигает 9 м, в верхней 6 м. Своей высотой, диаметром ствола и формой он организует уверенную, движущуюся ввысь доминанту, противопоставленную основному распластанному телу мечети. Поразительно, что толщина минарета гармонично контрастирует с основным объемом этого культового здания. Не нужно толще и не нужно тоньше. Все пропорционально выверено.

Минарет Калян — это главная вертикаль Бухары и сегодня. По своей форме и декоративному убранству он выглядит очень нерушимо, в нем зрительно таится утверждающая сила, повторимся еще раз — уверенность и устойчивость. Вот как характеризует минарет Л. И. Ремпель: «Главный минарет города приводил все ансамбли города в некое зрительно ощутимое соподчинение и основанное на нем единство. Благодаря ему город обретал целостность архитектурного выражения» [5, 48]. Л. И. Ремпель также утверждает, что в Средние века минарет использовался в качестве дозорной башни. Г. А. Пугаченкова пишет о минарете Калян следующее: «...свыше восьми столетий он служил главной организующей вертикалью Бухары» [6, 146].

Еще один важный момент в данной мечети, как, впрочем, и в других религиозных зданиях ислама, — исламский портал: стрельчатая арка, заключенная в прямоугольную форму — символ ислама. Ранее мы уже рассматривали ее статико-динами-ческие свойства [8]. Остается только добавить, что при восприятии этой формы, особенно в повторении (в ритме), возникает ощущение ее нелогичности, какого-то несоответствия. По нашему мнению, эта форма демонстрирует идею «покорности перед Богом» (перевод слова «ислам» с арабского). Она как нельзя лучше показывает главную идею исламской религиозной традиции и поэтому «копируется» с завидным постоянством во всех постройках. Конечно, здесь мы имеем в виду, что это делается неосознанно. Другими словами, зодчие используют эту форму, не думая о том, что она символизирует. Она точно соотносится с чувствами верующих: хорошо выражает суть и интуитивно принимается людьми. При анализе этой формы возникает мысль о том, что для мусульманина не так важно направление вверх. Архитектура поддерживает реальную мирскую деятельность в горизонтальной плоскости бытия, и лишь изредка в такой тянущейся, распластанной, горизонтальной архитектурной среде уверенно взмывают в небо минареты, противопоставляя себя всей архитектурной массе города, выступая объединяющими архитектурно-градостроительными элементами. В этой «горизонтальной» архитектуре видится контрастное отделение духовного от реального.

По утверждению некоторых исследователей, исламская архитектура как жемчужина — раскрывается, только когда находишься

Иллюстрация 3. Архитектурный комплекс Калян (слева направо, сверху вниз): минарет Калян, вид с высоты птичьего полета на центральную часть Бухары [архивные материалы Ташкентского ГАСУ]; мечеть Калян с минаретом издалека; схема плана Бухары [7, 106]; Новая мечеть (Йени джами) в Стамбуле (Турция); религиозный центр Хаст-Имам в Ташкенте. Фото И. А. Ибрагимова

внутри, и снаружи имеет обычный, ничем не примечательный фасад. А. В. Иконников пишет о жилой архитектуре: «Влияние ислама усилило интровертность жилищ дворового типа...» [9, 44]. Действительно, с этим трудно не согласиться. Однако это не мешает архитектурной композиции иметь «устремление» в горизонтальную сторону. Динамические свойства архитектурной формы раскрываются также и внутри. При восприятии мечети Калян издалека, с высоты человеческого роста (со стороны окружающей застройки), становятся видны все особенности конструктивного построения здания,

о скрытии которых зодчие, по всей видимости, не думали. Они не ставили перед собой задачи создать красивый фасад снаружи. Это подводит к мысли об архитектуре мечети Калян с определенной точки зрения

как «закрытой», ориентированной на интерьер (Иллюстрация 3). В понятие «интерьер» входит и внутренний открытый двор.

Безусловно, человек, который не знаком со своеобразием отправления культа в исламе, в большинстве случаев не сразу заметит «визуальное движение». Динамика мечетей не настолько «открыта», как, например, в христианских храмах. Еще один важный момент восприятия динамики мечети, по нашему предположению, связан со следующей закономерностью: чем дальше от Мекки расположена мечеть, тем меньше выражена динамика и наоборот. О мечети Калян, расположенной на довольно большом расстоянии от центра исламского мира (чуть больше 3 тыс. км), можно сказать, что ее динамика выражена достаточно ярко. Помимо этого, на малое выражение устремленности

влияет то, что мусульмане обращаются не к Мекке, а к Аллаху через Мекку. Другими словами, Мекка не является конечным пунктом достижения молитвы. Это промежуточный этап. Она выступает земным центром исламского мира. Устремление мечети не предписано в Коране и не является каноном. Достаточно лишь ориентации мусульманина.

Заключение

Итак, мечеть Калян в Бухаре является прекраснейшим образцом средневековой мечети иранского типа. Ее архитектурное решение обладает динамичным устремлением к Каабе (мекканской динамикой). Нельзя сказать, что динамика очень сильна, и вообще ее достаточно трудно увидеть «непосвященному глазу». Однако суммарное действие всех применяемых архитектурных приемов заставляет зрителя, и еще больше мусульманина, ощутить некий порыв к центру исламского мира. Зритель, оказываясь во внутреннем дворе, как бы попадает в поле действия динамических сил, в некое «течение», которое его «подхватывает», «задает направление и уносит». В этом, безусловно, видится мастерство исламских зодчих, которые безошибочно создали эти выразительные, эстетически привлекательные архитектурные формы. Такое решение могло родиться только из истинной любви к Прекрасному и к Богу.

Список использованной литературы

1 Наршахи Мухаммад. История Бухары / пер. с перс. Н. Лыкошина ; под ред. В. В. Бартольда. Ташкент, 1897.

2 Засыпкин Б. Н. Архитектура Средней Азии. М., 1948. С. 122-124.

3 Ртвеладзе Л., Ртвеладзе Э. Мусульманские святыни Узбекистана. Ташкент, 1996.

4 Булатов М. С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии «-XV вв. М., 1988.

5 Ремпель Л. И. Искусство Среднего Востока. М., 1978.

6 Пугаченкова Г. А. Самарканд. Бухара. М., 1968.

7 Лавров В. А. Градостроительная культура Средней Азии. М., 1950.

8 Ибрагимов И. А. Анализ портальной формы в исламском зодчестве с точки зрения динамики и статики [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2009. №27.

9 Иконников А. В. Архитектура // Архитектура и градостроительство : энциклопедия/гл. ред. А. В. Иконников. М., 2001. С. 37-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.