Научная статья на тему 'Основные этапы и памятники истории мусульманской культовой архитектуры'

Основные этапы и памятники истории мусульманской культовой архитектуры Текст научной статьи по специальности «Строительство. Архитектура»

CC BY
165
19
Поделиться
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА / МЕЧЕТЬ / ИСЛАМ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Альжанов А.М., Туманик А.Г.

В статье рассматриваются основные этапы формирования мусульманской культовой архитектуры. На примере исторических памятников выявляются особенности основных архитектурных школ в исламе. Определяются типы мусульманской культовой архитектуры, а также важнейшие элементы мечетей.

MAIN STAGES AND MONUMENTS OF HISTORY OF MUSLIM CULTURAL ARCHITECTURE

The article examines the main stages of the formation of Muslim religious architecture. The example of historical monuments reveals the features of the main architectural schools in Islam. The types of Muslim religious architecture, as well as the most important elements of mosques, are determined.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Основные этапы и памятники истории мусульманской культовой архитектуры»

Библиографический список

1. Авласко С.Г. Формирование и развитие общественных центров новых

городов Красноярского края во второй половине XX века: автореф. дис. ... канд.

архитектуры. - М., 2017.

2. Daniel Safarik. Councilon Tall Buildings and Urban Habitat «The Other Side of Tall Buildings: The Urban Habitat». - 2016.

3. Ругалев М.М., Сазонова С.А. Особенности и перспективы развития высотного строительства в России и Пермском крае. - Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2016. - 78 с.

ARCHITECTURE OF HIGH-RISE CONSTRUCTION IN THE CONTEXT

OF MODERN CITY

Bagrova N.V., Doctor of Cultural Sciences, Professor Kuzmin A.P., MA Student

Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Abstract. The article is dedicated to the topic of high-rise construction in the

modern city. Fundamental problems and features of high-rise construction have been reviewed. Main models of efficient location for high-rise buildings in the city were

provided as well as the recommendations for high-rise building planning.

Keywords: architecture, high-rise construction, city development.

УДК 726

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Альжанов А.М., магистрант

Туманик А.Г., доктор исторических наук, кандидат архитектуры, профессор Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы формирования мусульманской культовой архитектуры. На примере исторических памятников выявляются особенности основных архитектурных школ в исламе. Определяются типы мусульманской культовой архитектуры, а также важнейшие элементы мечетей.

Ключевые слова: мусульманская архитектура, мечеть, ислам, история архитектуры.

Ислам является второй по численности ее последователей мировой религией, его исповедуют не менее 1,7 млрд человек по всему миру. Исламские уммы (религиозные общины) охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, в 35 из них мусульмане составляют большинство населения, а в 28 странах ислам является государственной религией, - это Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие страны. В России ислам исповедуют порядка 30 млн человек.

На данный момент в мире насчитывается около 3,6 млн мечетей, а в России - более 7 тыс., однако до революции 1917 г. на территории России существовало примерно 15 тыс. мечетей и объектов, принадлежавших мусульманским общинам.

Мусульманская архитектура является самым удивительным и заметным видом искусства, относящимся к культуре ислама. Она включает в себя не только религиозные, но и светские здания и сооружения. Главным культовым сооружением в исламе является мечеть. Мечеть в переводе с арабского означает место поклонения. Со временем сложились такие типы мусульманской архитектуры, как медресе (учебное заведение), ханака (суфийская обитель), завия (келья), мавзолей, маристан (военный госпиталь). В соответствии с представлениями мусульман о мире, в исламском зодчестве был развит принцип «скрытой архитектуры»: глухие фасады, которые скрывают разнообразно оформленные помещения, открытые во внутренний двор с фонтаном, водоемом, цветущей зеленью [4].

Архитектурные и художественные приемы, которые в настоящее время используются при строительстве мечетей, эволюционировали и прогрессировали на протяжении всей истории ислама. Ранние мусульмане не возводили молитвенных зданий, так как не видели в этом необходимости. В Басре в 635 г. молились внутри квадратного участка, обведенного плетнем. В Куфе в 638 г. устроили мечеть, пустив из одной точки по стреле на север, юг, запад и восток; полученный квадрат окопали рвом [3].

Ранние культовые здания были просты и функциональны. Образцом для строительства соборных мечетей был дом Пророка, построенный в Медине сразу после хиджры Пророка; во дворе его проходили коллективные молитвы, позже он был преобразован в Мечеть Пророка. В больших мечетях, возведенных в 660-х гг. на юге Ирака, открытый двор был обнесен колоннами, несущими кровлю. На стороне киблы, священной ориентации на Каабу в Мекке, несколько рядов колонн образовывали навес, который служил молитвенным залом. Такой тип мусульманского сооружения был широко распространен в арабских странах и получил название колонной мечети.

С конца XII - начала XIII в. отличительной чертой любой мечети стал михраб - установленная на стороне киблы рельефная арка или арочная ниша, нарядно украшенная орнаментами и религиозными надписями, - святая святых мусульманского молитвенного здания. Внутри соборных мечетей с эпохи халифов Омейядов (661-750 гг.) начали устанавливать справа от михраба -лесенку-минбар, стоя на которой имам читал проповедь-хутбу, а снаружи, на противоположной михрабу северной стороне, - возводить башню-минарет, откуда муэдзин призывал верующих к молитве. Первое монументальное сооружение мусульман было возведено в Иерусалиме в 687-691 гг. над исламской святыней - Скалой, почитаемой как место, откуда пророк Мухаммад был вознесен в небеса. Этот величественный восьмигранник с огромным золотым куполом - Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») - ознаменовал начало эры исламского зодчества.

На востоке исламского мира в Х!-ХП вв. колонную мечеть вытеснили здания айванного типа. В центре каждой стороны прямоугольного двора внутри такого здания возвышается подобный глубокой нише сводчатый зал - айван, по сторонам которого тянутся лоджии, будто эхом повторяющие его форму. В архитектуре мусульманского Востока сводчатый айван, встроенный в высокую прямоугольную раму, приобрел универсальное значение. В мечетях айваны служили молитвенными залами, в медресе - аудиториями, в ханаках - местом собрания суфиев, в домах и дворцах - террасами для отдыха и приятного времяпрепровождения. Композиция здания с айванами, открытыми во внутренний двор, была воспринята зодчими многих стран Машрика и Магриба. Айван стал неотъемлемой принадлежностью парадного монументального портала - пештака, которым с XIV-ХV вв. на Среднем Востоке оформляли фасады культовых, мемориальных и общественных сооружений [4].

Архитектура мечетей зависела от строительных материалов, которые имелись в распоряжении строителей. Так, например, в Сирии в облицовке стен использовали черный и белый камень, это связано с наличием базальтовых пород. В Иране, Ираке, Марокко и Андалусии мечети строили из кирпича, в некоторых местах - из тесаного камня.

Строительство мечетей первоначально основывалось на местных традициях, однако со временем образовывались новые стили, которые сохраняли региональную специфику культовых сооружений. В истории создания мечетей традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибскую и османскую [5].

Минарет соборной пятничной мечети доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии это башня Хиральда, в Марокко - минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии - бухарский минарет Калян.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Как правило, каждая из вышеперечисленных архитектурных школ имела свою, присущую именно ей, форму минарета. Например, магрибские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых мусульман оповещали о начале молитвы, и одновременно смотровыми площадками, откуда можно было на большом удалении следить за передвижениями неприятеля. Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволявшими эффективно защищаться в случае нападения. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию. Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко, 1184 г.) или минарет Хиральда в Севилье (Испания, 1195 г.).

Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда подобным основанием служили увеличивающиеся кубы, поставленные один на другой. Иранский минарет XI-XIII вв. представляет собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку. Минарет одной из самых старых мечетей Каира - Ибн Тулуна - напоминает минарет мечети Мутаваккиля «Мальвийа» («закрученный» - араб.) в городе Самарра (Ирак), тело которого представляет собой усеченный конус, вокруг которого идет спиралевидный пандус [2]. Минареты, построенные в османское время на территории Турции и Балканского полуострова, - более стройные, снабженные каннелюрами. Как правило, в своей верхней части они имеют ажурные балкончики шюрфэ, с которых муэдзин призывал верующих на намаз.

На территории Средней Азии минареты обычно стоят отдельно от здания мечети, они представляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которого покрыто цветной глазурью или полихромной плиткой.

Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые «накрывали» молельные залы. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура - Гур-Эмира (1404 г.). Но были мечети с плоской и покатой кровлей. Все эти культовые сооружения должны были быть ориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Ниша михраба обычно оформлялась из цветного камня и, как говорилось выше, представляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнена в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана султана Калауна (1284-1285 гг.) в Каире [1].

С развитием фикха в ряде мечетей стали сооружать до 4 михрабов (по числу мазхабов - юридических школ, принятых в исламе). Как правило, стены, в которых находится михраб, всегда более нарядны, так как именно к кибле устремлены взоры верующего. Подобные лицевые стены обычно сплошь украшены лепниной, резьбой или керамической мозаикой, напоминающей ковровые изделия Востока.

Арки различных видов - подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители - излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных). Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов (от 7), создавая карниз колонны. Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра (Гранада; Испания). Там же, в зале Двух Сестер, можно увидеть сталактитовый узор в верхней части стены над михрабом и расположенными выше него окнами. Иногда сталактиты украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536 г.).

Современная мусульманская архитектура, в первую очередь архитектура мечетей, стремится использовать весь накопленный за многовековую историю исламской культуры архитектурный опыт. Естественно, что новые технологии позволяют облегчить строительство, поэтому огромные купольные перекрытия уже перестали быть трудной задачей. В то же время многие современные мечети лишены очарования рукотворности, ибо многие элементы (изразцы, мозаики) изготавливаются не вручную, а с помощью современной техники [6]. Тем не менее при реставрации памятников архитектуры специалистам нередко приходится обращаться к старинным методикам, воспроизводить орнаменты, эпиграфические надписи в соответствии с традициями мусульманского зодчества прошлых веков.

Библиографический список

1. Бартольд В.В. Ислам. - П., 1918; Сочинения. - М.: Наука, 1966. - Т. VI. - С. 81-138.

2. Воронина В.Л. Архитектура арабских стран // Всеобщая история архитектуры. - Т. VIII. - С. 15-109.

3. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии: Древность и средневековье. - М.: Искусство, 1982. - 288 с.

4. Стародуб Т.Х. Мусульманские культовые здания в системе средневекового арабского города // Городская художественная культура Востока: сб. ст. Гос. музея искусства народов Востока. - М., 1990. - С. 190-200.

5. Стародуб Т.Х. Эволюция типов средневековой исламской архитектуры: дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2006.

6. Шалмани М.Х.А. Современная архитектура мечети. - Тегеран: Фархихтеган данешга, 2011. - 444 с.

MAIN STAGES AND MONUMENTS OF HISTORY OF MUSLIM CULTURAL ARCHITECTURE

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Alzhanov A.M., MA Student

Tumanik A.G., Doctor of Historical Sciences, Candidate of Architecture, Professor Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Abstract. The article examines the main stages of the formation of Muslim religious architecture. The example of historical monuments reveals the features of the main architectural schools in Islam. The types of Muslim religious architecture, as well as the most important elements of mosques, are determined.

Keywords: Muslim architecture, mosque, Islam, history of architecture.

УДК 728.51(4/5)

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ ГОСТИНИЦ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ, РАЗМЕЩЕННЫХ В ЦЕНТРАХ КРУПНЫХ ГОРОДОВ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Афанасьева Д.А., магистрант

Греков Н.И., кандидат архитектуры, профессор

Сибирский федеральный университет, Институт архитектуры и дизайна

Аннотация. В статье рассмотрены примеры современных гостиниц малой вместимости в зарубежной практике, а также причины возникновения основных трендов в проектировании мини-гостиниц.

Ключевые слова: отель, гостиница, мини-отель, бутик-отель, исторический центр, реконструкция, дизайн.

Мировая индустрия гостиничного бизнеса развивается стремительными темпами. Сегодня в мире насчитывается более 30 тыс. отелей различной звездности. В настоящее время в этой отрасли происходит переход от крупных образований к малым формам организации бизнеса в виде мини-гостиниц.

Методики определения характеристик мини-гостиниц в разных странах отличаются. В США мини-гостиница насчитывает до 150 номеров, в Европе -до 50, а в России мини-гостиницы предполагают от 5 до 50 номеров. По причине того, что мини-гостиница имеет ограниченную площадь и этажность, в основном ориентирована на молодых людей, ищущих приемлемые цены, часто она не располагает дополнительными атрибутами отелей высокого класса: