Научная статья на тему 'Визуализация радиовещания, паблики радиостанции и личные аккаунты радиоведущего в социальных сетях как факторы успешного продвижения радиостанции (на примере радиостанции «Комсомольская правда – Челябинск»)'

Визуализация радиовещания, паблики радиостанции и личные аккаунты радиоведущего в социальных сетях как факторы успешного продвижения радиостанции (на примере радиостанции «Комсомольская правда – Челябинск») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1007
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
разговорное радио / радиоведущий / визуализация радиовещания / интернетаудитория / продвижение / YouTube-канал / ВКонтакте / Instagram / медиахолдинг «Комсомольская правда» / talk radio / radio presenter / radio broadcasting visualization / Internet audience / promotion / YouTube channel / VKontakte / Instagram / Komsomolskaya Pravda media holding

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлева Анна Аркадьевна, Присяжнюк Алина Алексеевна

Статья посвящена анализу продвижения радио «Комсомольская правда – Челябинск» через паблики радиостанции и аккаунты радиоведущего в самых рейтинговых для вещателя социальных сетях – YouTube, ВКонтакте и Instagram. Авторы статьи рассматривают наиболее успешные стратегии продвижения радиостанции на YouTube-канале, в двух пабликах – «Комсомольская правда – Челябинск» ВКонтакте и «Комсомольская правда – Челябинск – Sport» ВКонтакте, а также в личном Instagram-аккаунте радиоведущей спортивной программы Алины Покровской. В ходе исследования авторы выявляют максимально эффективные методы работы с интернет-аудиторией каждой из этих соцсетей. В статье уделено внимание и вопросу, касающемуся подсчета коэффициента вовлеченности аудитории пабликов радиостанции в социальных сетях, проблеме его соответствия / несоответствия количеству подписчиков паблика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUALIZATION OF RADIO BROADCASTING, PUBLIC RADIO STATIONS AND PERSONAL ACCOUNTS OF A RADIO HOST ON SOCIAL NETWORKS AS FACTORS OF SUCCESSFUL PROMOTION OF A RADIO STATION (ON THE EXAMPLE OF THE «KOMSOMOLSKAYA PRAVDA – CHELYABINSK» RADIO STATION)

The article is devoted to the analysis of the promotion of the radio «Komsomolskaya Pravda – Chelyabinsk» through the public pages of the radio station and the radio host’s accounts in the most rated social networks for this broadcaster YouTube, VKontakte and Instagram. The authors consider the most successful strategies for promoting the radio station on the YouTube channel, in two publics – «Komsomolskaya Pravda – Chelyabinsk» on VKontakte and «Komsomolskaya Pravda Chelyabinsk – Sport» on VKontakte, as well as in the personal Instagram account of the radio sports program «Goals. Points. Seconds.» Alina Pokrovskaya (creative pseudonym A. A. Prisyazhnyuk). In the process of research, the authors of the article identify the most effective methods of working with the Internet audience of each of these social networks, both listeners and advertisers, so that the radio station could convert the Internet audience into regular listeners. The paper also pays attention to the issue of calculating the engagement rate of the audience of a radio station’s public in social networks, the problem of its correspondence / inconsistency with the number of subscribers of the public. Today, the competent use of various Internet sites in the work of a radio station contributes to a significant increase in its audience. A radio that has active support of the Internet audience, knows and understands its needs and preferences, can flexibly adjust the subject matter, program content, broadcasting network and advertising content on the air. A modern radio station is a multimedia project that includes FM broadcasting, a YouTube channel, a website, and a developed podcasting platform, as well as the radio station’s public pages and the accounts of its hosts on social networks, chats in messengers. And today, maintaining radio station communities on social networks, a website, YouTube channels, personal accounts of radio hosts, working in a visual radio format all these skills are becoming the basic skills of a radio journalist in the digital space, on which the growth of the audience depends, and the increase in coverage, and the emergence of new advertisers, and the image of the radio station as a whole.

Текст научной работы на тему «Визуализация радиовещания, паблики радиостанции и личные аккаунты радиоведущего в социальных сетях как факторы успешного продвижения радиостанции (на примере радиостанции «Комсомольская правда – Челябинск»)»

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, PR, БРЕНДИНГ, МЕДИА

УДК 070

DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10303

А. А. Журавлева

Челябинский государственный университет,

Челябинск А. А. Присяжнюк

Челябинский государственный университет,

Челябинск

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РАДИОВЕЩАНИЯ, ПАБЛИКИ РАДИОСТАНЦИИ И ЛИЧНЫЕ АККАУНТЫ РАДИОВЕДУЩЕГО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ РАДИОСТАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИИ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА - ЧЕЛЯБИНСК»)

Статья посвящена анализу продвижения радио «Комсомольская правда - Челябинск» через паблики радиостанции и аккаунты радиоведущего в самых рейтинговых для вещателя социальных сетях - YouTube, ВКонтакте и Instagram. Авторы статьи рассматривают наиболее успешные стратегии продвижения радиостанции на YouTube-канале, в двух пабликах - «Комсомольская правда - Челябинск» ВКонтакте и «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» ВКонтакте, а также в личном Instagram-аккаунте радиоведущей спортивной программы Алины Покровской. В ходе исследования авторы выявляют максимально эффективные методы работы с интернет-аудиторией каждой из этих соцсетей. В статье уделено внимание и вопросу, касающемуся подсчета коэффициента вовлеченности аудитории пабликов радиостанции в социальных сетях, проблеме его соответствия / несоответствия количеству подписчиков паблика.

Ключевые слова: разговорное радио, радиоведущий, визуализация радиовещания, интернет-аудитория, продвижение, YouTube-канал, ВКонтакте, Instagram, медиахолдинг «Комсомольская правда».

Неотъемлемой частью работы современного радиовещания на сегодняшний день стали видеотрансляции радиоэфиров на сайтах радиостанций, YouTube-каналах, подкастинговые платформы, многочисленные паблики радиостанций и личные аккаунты ведущих эфиров в социальных сетях. Стратегически правильно выстроив работу по привлечению интернет-аудитории в социальных сетях, можно многократно увеличить охваты аудитории и получить лояльность слушателей. Сегодня многие радиостанции стараются присутствовать в максимальном количестве социальных сетей, однако простой анализ работы их пабликов показывает, что ни одна радиостанция не может успешно продвигаться во всех социальных сетях и мессенджерах сразу. Каждая социальная сеть - ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Facebook и др. - имеет свою целевую аудиторию, что позволяет журналистам более адресно создавать свой контент и направлять его в ту социальную сеть, в которой материал получит наибольший отклик.

«Несмотря на все сложности, радиостанции продолжают вкладывать время и силы в развитие своих групп и страниц, используя их как альтернативу сайтам, которые становятся всё менее интересны пользователям. Особенности мобильного потребления вынуждают радиостанции искать свою аудиторию в социальных сетях и мессенджерах» [6].

Цель исследования: рассмотреть такое явление, как визуализация радиовещания, выявить преимущества работы радиостанций с интернет-аудиторией и определить актуальность выбора тех или иных социальных сетей для продвижения радиостанции и ее радиоведущих

с последующих приростом аудитории вещателя (на примере работы радиостанции «Комсомольская правда - Челябинск»).

Методы исследования. В статье были использованы следующие научные методы: статистический анализ, математические методы, структурно-функциональный метод, сравнительный анализ, синтез, методы аналогий, обобщения, наблюдения. Структурный принцип и системный подход являются методологической основой статьи и применяются в ходе всего исследования.

Материал исследования: группа «Комсомольская правда - Челябинск» ВКонтакте, YouTube-канал «Радио «Комсомольская правда», группа «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» ВКонтакте, Instagram-аккаунт радиоведущей спортивной программы Алины Покровской.

В настоящее время возможности новой технологической среды, позволяющие более активно распространять радиовещание, возрастают с каждым днем, именно поэтому радио так стремительно обновляется, визуализируется, расширяя площадки своего присутствия в онлайн-пространстве [4], [5]. Радиоэфиры теперь можно не только слушать, но и смотреть, у аудитории появилась возможность обсуждать и комментировать новости и программы радиостанции в социальных сетях, предлагать темы эфиров, корректировать сетку вещания, участвовать в выборе гостей и т. д. [2]. Сегодня расстояние между радиостанцией и ее аудиторией сократилось до одного клика компьютерной мыши, и это новая digital-реальность, в которой сегодня живут и работают все средства массовой информации.

Главными ориентирами современного медиапространства являются крупные федеральные медиахолдинги, которые большую часть контента продвигают через социальные сети. Этот выбор очевиден, так как показатели вовлеченности аудитории в социальных сетях и мессенджерах в несколько раз выше, чем на сайтах радиостанций.

Основные платформы, на которых работает медиахолдинг «КП»: YouTube, ВКонтакте, Instagram, Facebook, Одноклассники, Твиттер, Телеграмм. Наиболее рейтинговыми и значимыми социальными сетями, где цифры трафика целевой аудитории и коэффициент ее вовлеченности являются наиболее внушительными, стали для медиахолдинга YouTube, ВКонтакте и Instagram. Это те социальные сети, которые максимально покрывают потребности радиостанции в контакте со своей целевой аудиторией. Под словом «потребности» мы подразумеваем чек-лист следующих задач: 1) расширение возрастных границ аудитории (радиостанции необходима более молодая и активная интернет-аудитория); 2) увеличение показателей охватов медиапродукта; 3) увеличение числа рекламодателей и бизнес-партнеров; 4) конвертация аудитории социальных сетей в постоянных слушателей радиостанции.

Продвижение на YouTube

По данным на 2019 год площадка видеохостинга YouTube в России имеет наиболее активную целевую аудиторию в возрасте от 18 до 25 лет, поэтому иметь свои каналы на видеохостинге нужно каждой радиостанции, которая заинтересована в привлечении более молодых и активных слушателей. YouTube-канал радиостанции «Комсомольская правда» - Челябинск» [8] также преследует эти цели. Кроме того, площадка продвигает интересный контент без финансовых вложений, а механизм работы видеохостинга понятен и прост.

Мы использовали YouTube-канал как проводник в паблики медиахолдинга и в личные аккаунты ведущих. Под каждым прямым эфиром мы оставляли ссылки на аккаунты и паблики и наблюдали за количеством переходов. Благодаря таким действиям трафик переходов увеличился на 30 %. Это было выявлено с помощью показателей активности в личных инстаграмм-аккаунтах и пабликах челябинской редакции медиахолдинга. Кроме того, сегодня присутствие радиостанции на YouTube становится жизненно необходимым, ибо радиостанция должна соответствовать запросам рекламодателей, которые теперь активно запрашивают видеозаписи радиоэфиров для размещения на своих сайтах и группах компаний в соцсетях, руководствуясь тем, что видеоматериалы пользуются большим спросом у аудитории.

Если говорить о визуализации прямых эфиров радиостанции, то это особая «ниша», которая, благодаря просмотрам, помогает значительно увеличить охват аудитории. Опыт работы в визуализированном прямом эфире «Комсомольской правды - Челябинск» одного из авторов данной статьи - А. Присяжнюк (Алина Покровская - творческий псевдоним в радиоэфире) -позволил нам выявить основные технические и творческие составляющие, необходимые для проведения прямой трансляции на радио:

1. Наличие веб-камеры, закрепленной на разных участках студии. Это могут быть стол, стены редакции. Правильная установка камеры влияет на качество передаваемой картинки, ее частоту.

2. Наличие YouTube-канала, на котором будет идти онлайн-трансляция. Оформление канала должно соответствовать концепции радиостанции, а также формату авторской программы.

3. Наличие грамотного освещения в студии: наличие подсветки и основного света.

4. Оформление самих эфиров: заставки, таймкоды. Эта часть работы по визуализации эфира тоже важна, так как именно нюансы во многом предопределяют переходы аудитории на канал.

5. Оформление студии в условиях онлайн-трансляции: брендовые вещи, помпы микрофона с логотипом медиахолдинга, название станции.

6. В описании к ролику необходимо разместить таймкоды, координаты, тему эфира, должность гостя.

Сейчас во время изобилия YouTube-каналов и различного видеоконтента необходимо привлечь и удержать аудиторию при помощи качественной «картинки», актуального и легко преподнесенного контента. Несмотря на проведение прямых трансляций, сама запись должна «жить дальше», т. е. иметь выход на другие платформы, такие как ВКонтакте, Instagram, Facebook, Одноклассники, со ссылкой на первоисточник - YouTube-канал. Это позволит аккумулировать более широкую аудиторию на видеохостинге.

Благодаря каналу можно без больших финансовых вложений охватить большую аудиторию. Одной из наиболее значимых «фишек» платформы является то, что она генерирует и предлагает контент, исходя из интересов пользователя. YouTube может автоматически продвигать ролик и предлагать его в раздел #тренды без финансовых вложений.

Исходя из собственного опыта работы с видеоплатформой, мы выявили наиболее значимые факторы, которые влияют на интерес аудитории к медиапродукту:

1. Наличие яркой, красивой заставки, помогающей зрителю понять тему (проблему) программы и определить интерес к приглашенному спикеру.

2. «Цепляющая» тема, которая будет интересна аудитории.

3. Наличие чата на канале, благодаря которому слушатель / зритель может общаться с журналистами / гостями во время эфира.

4. Наличие отметок от автора канала на комментариях пользователей.

Если говорить об охватах, которые дает YouTube, то в качестве успешного продвижения можно привести следующий пример: эфир Алины Покровской с тренером по спортивной гимнастике Андреем Телицыным. При количестве подписчиков 323 человека эфир за 3 дня набрал 3774 просмотров, 308 лайков и 1 дизлайк. Его можно считать более чем успешным, так как соотношение количества подписчиков, лайков и просмотров в разы превосходит количество подписчиков канала. Этот результат был достигнут в результате аккумулирования аудитории спикера и аудитории канала радиостанции на YouTube. Необходимо отметить, что герой эфира имеет 180 тыс. подписчиков на своем канале и 77 тыс. подписчиков в Instagram-аккаунте. После этого эфира показатель конверсионного трафика на YouTube-канале радио «Комсомольская правда - Челябинск» увеличился на 60 %. Для своих подписчиков спикер является инфлюенсером (лидером мнений), именно поэтому был достигнут столь высокий результат.

Минус, выявленный во время работы на YouTube-канале радиостанции: быстрый рост просмотров происходит только за счет «горячих» тем или популярных спикеров.

Таким образом, одними из ключевых факторов продвижения трансляции региональных радиоэфиров на YouTube-канале являются уровень медийности спикера, его аудитория, актуальность темы, уровень подготовки радиоведущего, оформление канала, техническое оснащение радиостанции.

Продвижение ВКонтакте

Рейтинг ведущих социальных сетей для медиахолдинга «КП» был составлен его SMM-специалистами на основе показателя ER (Engagement Rate) - коэффициента вовлеченности в социальных сетях, отражающего уровень взаимодействия аудитории с публикациями. Чем выше показатель ER, тем интереснее посты для целевой аудитории. Пользователи выражают это в виде лайков, комментариев и шеров (репостов).

Базовая формула, по которой рассчитывается коэффициент вовлеченности, выглядит следующим образом: ER = (лайки+комментарии+шеры / число подписчиков)*100 %. Сам же коэффициент вовлеченности может быть нескольких видов: ER одного дня (ER day), ER одного поста (ER post) и ER по охвату (engagement rate by reach) [3].

В среднем, по расчетам SMM-специалистов медиахолдинга «Комсомольская правда», вовлеченность в группе ВКонтакте «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» = 2,26 %, в Instagram-аккаунте = 9,17 %. Сравним коэффициенты вовлеченности аудитории в двух аккаунтах радиостанции - «Комсомольская правда - Челябинск» и «Комсомольская правда - Челябинск -Sport».

Итак, вовлеченность - это сумма реакций аудитории на публикацию, т. е. сумма лайков, комментариев, сохранений и нажатий кнопки «поделиться» (репостов). Для разных аккаунтов и тематик вовлеченность будет разная. Чаще всего, чем крупнее аккаунт, тем вовлеченность аудитории может оказаться ниже, ибо этот показатель определяется количеством подписчиков, которые с течением времени могли подписаться на другие паблики и стали видеть новости аккаунта реже либо вовсе потеряли интерес к нему.

Вычислим коэффициент вовлеченности одного поста по просмотрам (ER post) в паблике «Комсомольская правда - Челябинск - KP.RU» (95.3 FM; https://vk.com/kpchel) от 31 июля 2020 года: «В Челябинской области зарезавший жену мужчина заявил, что супруга призналась ему в измене» (https://vk.com/kpchel).

Подписчики паблика: 15475 человек, просмотры этого поста: 5700 человек; комментарии - 15, лайки к посту - 6; лайки на комментарии - 49.

ER поста по просмотрам = (6+49+15 / 5700)*100%= 1,22 %.

ER поста по подписчикам = (6+49+15 / 15475)*100= 0,45 (среднее количество реакций на каждые 100 подписчиков), т. е. из каждых 220-ти подписчиков на публикацию откликнулся 1 человек.

Коэффициент вовлеченности аудитории в паблике «Комсомольская правда - Челябинск» ВК невысокий, безусловно, на этот результат отрицательно влияет и более низкая летняя активность подписчиков. Кроме того, следует отметить, что для измерения коэффициента вовлеченности аудитории мы выбрали самый рейтинговый пост, с максимальным количеством просмотров. Остальные посты в июле 2020 года в этом паблике набирают в среднем от 600 до 1,5 тысяч просмотров (в зависимости от значимости самой новости). Количество лайков обычно не превышает 6-ти, а количество комментариев - 3-х. Самыми низкорейтинговыми в данном паблике являются спортивные новости, они набирают минимальное количество просмотров, лайки и комментарии к ним практически отсутствуют.

Именно поэтому предложение радиоведущей «Комсомольской правды - Челябинск» Алиной Покровской об открытии отдельного паблика, посвященного спортивной тематике, который собрал бы заинтересованную интернет-аудиторию, было своевременно поддержано руководством радиостанции. Алина Покровская работает на радиостанции с 2017 года, в последние годы она является ведущей спортивной авторской программы «Голы.Очки.Секунды» и одним из организаторов аккаунта этой программы ВК. Этот небольшой сравнительный анализ вовлеченности аудитории в двух пабликах одной и той же радиостанции показывает, что активность и вовлеченность аудитории в группе «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» намного выше, чем в паблике «Комсомольская правда - Челябинск», хотя количество подписчиков в первом - 922 человека, т. е. его аудитория в 16,7 раз меньше основного челябинского аккаунта радиостанции.

Далее мы приступим к более детальному разбору эффективного продвижения радиостанции на таких площадках, как паблик «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» ВКонтакте и личный Instagram-аккаунт А. Покровской.

Задачи, которые мы ставили перед заходом в социальную сеть ВКонтакте:

1) поднятие узнаваемости бренда, радиопрограммы «Голы.Очки.Секунды» посредством анонсов эфиров, конкурсов среди подписчиков;

2) повышение лояльности аудитории за счет того, что паблик ВКонтакте стал площадкой для высказывания и обмена мнениями, общения подписчиков, голосования за наиболее интересный контент, темы, которые были бы интересны в эфире программы.

Прежде чем начать работать с социальными сетями и грамотно использовать их потенциал в продвижении радиостанции, необходимо провести анализ целевой аудитории. Одними из ключевых демографических параметров являются возраст и пол аудитории [1]. Владея этими показателями, мы можем производить и генерировать актуальный контент, распространяя его более точечно и продуктивно.

Целевая аудитория медиахолдинга «Комсомольская правда» - мужчины и женщины в возрасте от 35 до 50 лет; мужчины составляют 60 % от общего числа пользователей, женщины - 40 %. Данные актуальны на 2019 год, они получены SMM-специалистами московской редакции «КП».

А теперь проанализируем основные аудиторные характеристики и показатели охватов группы «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» ВКонтакте спортивной программы «Голы.Очки. Секунды», которая выходит каждый четверг на 95.3 FM в Челябинске, воспользовавшись доступом к охватам аудитории и статистике ее социально-демографических показателей.

График, представленный ниже, отчетливо показывает возраст аудитории и пол (за месяц). Посещаемость данного паблика ВК мужчинами ненамного превышает обращение к нему женщин (рис. 1).

Рис. 1. Возрастной статус и пол аудитории паблика «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» ВК

Мужчины составляют 52 % от общего числа пользователей, а женщины - 48 %. При этом возраст преобладающей аудитории - от 35 до 45 лет, самой низкоактивной аудиторией является возрастной сегмент от 45 лет и старше. Таким образом, исходя из показателей графика, мы понимаем, под какую целевую аудиторию нам предстоит адаптировать контент: это мужчины в возрасте от 35 до 45 лет. Исследования радиоаудитории, проведенные на площадке федерального медиахолдинга «Комсомолькая правда», и аудиторные показатели группы «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» ВКонтакте совпадают.

Статистические показатели аудиторного присутствия в группе, т. е. охваты аудитории паблика, показаны на рис. 2. Здесь указано число пользователей, которые контактировали с постами, и число людей, которые являются подписчиками сообщества. Просмотры всех копий записи также учтены.

Анализ данных по охватам аудитории показывает, что наибольший отклик имеют: 1) розыгрыши призов, 2) интерактивы и 3) видеоролики. В качестве примера приведем результаты двух розыгрышей, одновременно запущенных в паблике «Комсомольская правда -Челябинск - Sport». В первом интернет-аудитории паблика в качестве подарка был предложен абонемент в фитнес-клуб, а во втором - комплект, состоящий из спортивного костюма и шапки от бойцовского клуба. Показатели активности аудитории оказались следующими: первый розыгрыш - 967 просмотров, 33 лайка, 22 репоста; второй розыгрыш - 7600 просмотров, 348 лайков, 31 комментарий и 350 репостов. Анализ полученных показателей активности аудитории и последующее выявление успешности предложенной тематики подобных мероприятий помогает выявить конкретные запросы и интересы аудитории. Размещая тот или иной контент в группе, мы пытаемся исследовать потребности целевой аудитории и лучше понять её запросы, создать «базовые настройки», которые впоследствии помогут иметь стабильную, лояльную, платежеспособную аудиторию. И группа спортивной программы «Голы.Очки.Секунды» в социальной сети ВКонтакте является в этом незаменимым помощником.

Рис. 2. Охват аудитории в паблике «Комсомольская правда - Челябинск - Sport»

Итак, результаты работы группы «Комсомольская правда - Челябинск - Sport» ВКонтакте оказались следующими:

1) за 1 год (2019/2020) была набрана 1 тыс. подписчиков без помощи таргетированной рекламы. Это было сделано за счет розыгрышей качественной атрибутики, билетов на крупные спортивные мероприятия, которые проходили в Челябинске;

2) удалось поднять показатели прослушивания программы и узнаваемости медиахолдинга (это было выявлено за счет соотношения показателей кликабельности в соц. сетях и активности в радиоэфирах);

3) налажена коммуникация со слушателями в сети, а после - в эфире. Общение с целевой аудиторией происходило с помощью различных опросов, коммуникации в комментариях;

4) повысили шеры постов, которые анонсировали радиоэфир. Мы выстраивали работу вокруг спортивной программы, т. к. главной задачей было ее продвижение, а последующей -удержание целевой аудитории;

5) привлекли 2-х рекламодателей спортивных клубов, которые купили посты в группе ВК. Кроме того, поступило одно предложение о размещении рекламного поста от бойцовского клуба «Ferrum». Возрос трафик перехода из группы на сайт.

Трудности, которые появились во время работы на этой площадке:

1) не сразу удалось понять потребности аудитории. Первоначально в группе готовились и размещались посты, которые касались мирового, российского и регионального спорта. В дальнейшем же было исключено все, что не касается регионального спорта. Из мировых и российских спортивных новостей мы оставляли только те, которые так или иначе касаются челябинских спортсменов;

2) достаточно долго выстраивали коммуникацию с аудиторией, которая не сразу вышла на контакт.

Продвижение в Instagram

Продвижение авторского радиопродукта через личные аккаунты радиоведущего в социальных сетях в настоящее время также является ключом к повышению рейтинговых показателей. Экспериментальным примером продвижения спортивной авторской программы «Голы. Очки.Секунды» на радиостанции «Комсомольская правда» стал личный инстаграм-аккаунт Алины Покровской (https://www.instagram.com/_alina_pokrovskaya_/). На начало июля 2020 года в личном аккаунте радиоведущей насчитывалось 197 подписчиков, 22 публикации, 107 подписок. Авторская программа - это самостоятельная передача, «где индивидуальное мнение отражено либо в названии, либо структура и подача материала целиком зависят от решения ведущего» [7].

Задачи выхода на эту медиаплощадку: 1) взаимодействие со слушателями - общение и знакомство с аудиторией посредством самопрезентации в stories, обсуждение тем радиоэфира, голосования, выбор спикеров на эфиры; 2) привлечение рекламодателей - профессиональных спортивных клубов, магазинов спорттоваров; 3) создание инстаграм-аккаунта как личного бренда радиоведущей спортивной передачи.

Главными девизами ленты в социальной сети Instagram были выбраны: 1) естественность и непринужденность (наиболее востребованы посты, которые прошли минимальную обработку и ретуширование); 2) минимализм (никакого перенасыщения визуальной и текстовой информацией); 3) ненавязчивость (дозированное распределение выкладки постов в аккаунте, «нативное» продвижение контента).

Полученные результаты: 1) с помощью личных stories удалось наладить контакт с аудиторией и получить обратную связь о программах, интересах аудитории и запросах на гостей. Персональный сторителлинг в аккаунте строился на вопросах аудитории. За счет более тесного контакта с целевой аудиторией мы достигли ее максимальной вовлеченности в процесс и таким образом пытались привести аудиторию - через вызванный интерес к ведущему - в радиоэфир;

2) повысили трафик переходов из Instagram-аккаунта радиоведущего в Instagram медиахолдинга. Также возросло число репостов анонсов эфиров, за счет того, что мы пытались привлечь Instagram-аудиторию спикеров;

3) удалось привлечь 2-х постоянных рекламодателей - магазин велотоваров и специализированный магазин спортивной атрибутики. Через Instagram пришла активная молодежь, рекламодатели и профклубы, такие как ХК «Трактор», ФК «Челябинск», Ватерпольный клуб «Динамо-Уралочка», бойцовский клуб «Ferrum»;

4) практика ведения личного аккаунта показала, что между количеством подписчиков и охватами нет точного соответствия. Цифры просмотров историй и постов в два-три раза превосходят количество подписчиков.

Трудности в работе с этой площадкой: 1) сложности взаимодействия с аудиторией (на первом этапе) из-за понимания того, что созданный личный аккаунт выстраивает некий образ, который будет потом соотнесен с радиоведущей в реальной жизни; 2) сложность наполнения страницы и её структурного ведения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что грамотное использование социальных сетей сегодня способствует значительному приросту аудитории радиостанции. Последовательно привлекая и расширяя целевую аудиторию в Интернете, радиостанция сможет впоследствии получить и новых слушателей, и ещё большее количество рекламодателей, спонсоров тех или иных программ радиостанции. Радио, которое имеет активную поддержку интернет-аудитории, знает и понимает ее потребности и предпочтения, может гибко корректировать тематику, содержание программ, сетку вещания и даже рекламное наполнение эфира. Разговорное радио, выходя в интернет-пространство, с нашей точки зрения, сегодня может полноценно конкурировать с телевидением, ведь трансляции на YouTube-каналах ничем не уступают традиционному телевизионному контенту, а в чем-то уже превосходят его. Современная радиостанция -это мультимедийный проект, включающий и FM-вещание, и YouTube-канал, и сайт, и развитую подкастинговую платформу, а также паблики радиостанции и аккаунты ее ведущих в социальных сетях, чаты в мессенджерах. И сегодня работа в формате визуального радио, ведение сообществ радиостанции в социальных сетях, YouTube-каналов, личных аккаунтов радиоведущих становятся базовыми навыками радиожурналиста в digital-пространстве, от которых зависит успешное продвижение радиостанции - прирост аудитории, увеличение охватов, появление новых рекламодателей и имидж радиостанции в целом.

Список литературы

1. Войтик, Е. А. Гендер и возраст как основные характеристики аудитории электронных СМИ / Е. А. Войтик // Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики : сб. ст. Вып. 4 / под ред. С. Н. Ильченко. - СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. С. 22-37. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1418202901_5192.pdf (дата обращения: 03.08.2020).

2. Журавлева, А. А. Челябинскому радио - 90 лет: модификация локального радиовещания и профессии радиожурналиста / А. А. Журавлева // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25. N° 4 (192). C. 50-59.

3. Как правильно считать коэффициент вовлеченности (Engagement rate) в социальных сетях // Popsters. 2017. URL: https://popsters.ru/blog/post/55 (дата обращения: 31.07.2020).

4. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учеб. пособие / Ю. В. Клюев. -СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», СПбГУ, 2015. 151 с.

5. Клюев, Ю. В. Тенденции развития отечественного радиовещания в контексте современного информационного общества / Ю. В. Клюев // Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики : сб. ст. Вып. 4 / под ред. С. Н. Ильченко. СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. С. 126-145. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1418202901_5192. pdf (дата обращения: 03.08.2020).

6. Радиовещание в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2020. URL: https://radioportal.ru/news/radioveshchanie-v-rossii-v-2019-godu-sostoyanie-tendencii-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 03.08.2020).

7. Ухин, В. В. Типологизация спортивных медиаресурсов отечественного радио: теоретические и практические аспекты / В. В. Ухтин // Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики : сб. ст. Вып. 4 / под ред. С. Н. Ильченко. СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. С. 52-71. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1418202901_5192.pdf (дата обращения: 03.08.2020).

8. YouTube-канал: «Радио «Комсомольская правда». URL: https://www.youtube.com/ watch?v=sILM72lEhlw&has_verified=1 (дата обращения: 01.08.2020).

VISUALIZATION OF RADIO BROADCASTING, PUBLIC RADIO STATIONS AND PERSONAL ACCOUNTS OF A RADIO HOST ON SOCIAL NETWORKS AS FACTORS OF SUCCESSFUL PROMOTION OF A RADIO STATION (ON THE EXAMPLE OF THE «KOMSOMOLSKAYA PRAVDA - CHELYABINSK»

RADIO STATION)

Zhuravleva A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

Prisyazhnyuk A. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, [email protected]

The article is devoted to the analysis of the promotion of the radio «Komsomolskaya Pravda -Chelyabinsk» through the public pages of the radio station and the radio host's accounts in the most rated social networks for this broadcaster - YouTube, VKontakte and Instagram. The authors consider the most successful strategies for promoting the radio station on the YouTube channel, in two publics -«Komsomolskaya Pravda - Chelyabinsk» on VKontakte and «Komsomolskaya Pravda - Chelyabinsk -Sport» on VKontakte, as well as in the personal Instagram account of the radio sports program «Goals. Points. Seconds.» Alina Pokrovskaya (creative pseudonym A. A. Prisyazhnyuk).

In the process of research, the authors of the article identify the most effective methods of working with the Internet audience of each of these social networks, both listeners and advertisers, so that the radio station could convert the Internet audience into regular listeners. The paper also pays attention to the issue of calculating the engagement rate of the audience of a radio station's public in social networks, the problem of its correspondence / inconsistency with the number of subscribers of the public.

Today, the competent use of various Internet sites in the work of a radio station contributes to a significant increase in its audience. A radio that has active support of the Internet audience, knows and understands its needs and preferences, can flexibly adjust the subject matter, program content, broadcasting network and advertising content on the air. A modern radio station is a multimedia project that includes FM broadcasting, a YouTube channel, a website, and a developed podcasting platform, as well as the radio station's public pages and the accounts of its hosts on social networks, chats in messengers. And today, maintaining radio station communities on social networks, a website, YouTube

channels, personal accounts of radio hosts, working in a visual radio format - all these skills are becoming the basic skills of a radio journalist in the digital space, on which the growth of the audience depends, and the increase in coverage, and the emergence ofnew advertisers, and the image of the radio station as a whole.

Keywords: talk radio, radio presenter, radio broadcasting visualization, Internet audience, promotion, YouTube channel, VKontakte, Instagram, Komsomolskaya Pravda media holding.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Voytik, E. A. (2014). Gender i vozrast kak osnovnyye kharakteristiki auditorii elektronnykh SMI [Gender and age as the main characteristics of the audience of electronic media]. Govorit i pokazyvaet kafedra teleradiozhurnalistiki: sb. st. Vyp. 4/podred. S. N. Il'chenko [The Department of TV and Radio Journalism Says and Shows: Collection of articles. Art. Issue 4 / ed. S. N. Ilchenko]. SPb. : Institute «Higher. shk. zhurn. and wt. communications», SPb., pp. 22-37, available at: http://jf.spbu.ru/upload/ filesfile_1418202901_5192.pdf (accessed: 03.08.2020) (in Russ.).

2. Zhuravleva,A. (2019). Chelyabinskomu radio - 90 let: modifikatsiya lokal'nogo radioveshchaniya i professii radiozhurnalista [Chelyabinsk radio - 90 years: modification of local radio broadcasting and the profession of radio journalist]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [News of the Ural Federal University. Series 1: Problems of Education, Science and Culture]. Vol. 25. 4 (192), pp. 50-59 (in Russ.).

3. Kak pravil'no schitat' koeffitsiyent vovlechennosti (Engagement rate) v sotsial'nykh setyakh (2017). [How to calculate the engagement rate in social networks correctly]. Available at: https:// popsters.ru/blog/post/55 (accessed: 03.08.2020) (in Russ.).

4. Kluev, Y. V. (2015). Radiozhurnalistika: osnovy professii [Radio journalism: basics of profession]. Saint Petersburg, Inst. Higher. wk journals and mas. Communications, St. Petersburg State University. 151 p. (in Russ.).

5. Kluev, Y. V. (2014). Tendentsii razvitiya otechestvennogo radioveshchaniya v kontekste sovremennogo informatsionnogo obshchestva [Trends in the development of domestic radio broadcasting in the context of the modern information society]. Govorit i pokazyvaet kafedra teleradiozhurnalistiki: sb. st. Vyp. 4/podred. S. N. Il'chenko [The Department of TV and Radio Journalism Says and Shows: Collection of articles. Art. Issue 4 / ed. S. N. Ilchenko]. SPb. : Institute «Higher. shk. zhurn. and wt. communications», SPb., pp. 126-145, available at: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1418202901_5192. pdf (accessed: 03.08.2020) (in Russ.).

6. Radioveshchaniye v Rossii v 2019 godu. Sostoyaniye, tendentsii i perspektivy razvitiya (2019). [Radio broadcasting in Russia in 2020. Conditions, tendencies and perspectives of development]. Available at: https://radioportal.ru/news/radioveshchanie-v-rossii-v-2019-godu-sostoyanie-tendencii-i-perspektivy-razvitiya (accessed: 03.08.2020) (in Russ.).

7. Ukhin, V. V. (2014). Tipologizatsiya sportivnykh mediaresursov otechestvennogo radio: teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty [Typologization of sports media resources of national radio: theoretical and practical aspects]. Govorit i pokazyvaet kafedra teleradiozhurnalistiki : sb. st. Vyp. 4 / pod red. S. N. Il'chenko [The Department of TV and Radio Journalism Says and Shows: Collection of articles. Art. Issue 4 / ed. S. N. Ilchenko]. SPb.: Institute «Higher. shk. zhurn. and wt. communications», SPb., pp. 52-71, available at: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1418202901_5192.pdf (accessed: 03.08.2020). (in Russ.).

8. YouTube-kanal: «Radio «Komsomol'skaya Pravda» (2020). [YouTube channel: Radio Komsomolskaya Pravda]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=sILM72lEhlw&has_ verified=1 (accessed: 01.08.2020). (in Russ.).

Журавлева Анна Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.

[email protected]

Присяжнюк Алина Алексеевна - бакалавр факультета журналистики Челябинского государственного университета.

[email protected]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Журавлева А. А., Присяжнюк А. А. Визуализация радиовещания, паблики радиостанции и личные аккаунты радиоведущего в социальных сетях как факторы успешного продвижения радиостанции (на примере радиостанции «Комсомольская правда - Челябинск») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 18-27. DOI: 10.24411/2070-0695-202010303.

Zhuravleva A. A., Prisyazhnyuk A. A. Visualization of radio broadcasting, public radio stations and personal accounts of a radio host on social networks as factors of successful promotion of a radio station (on the example of the «Komsomolskaya pravda - Chelyabinsk» radio station) // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 3 (37), pp. 18-17. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.