Научная статья на тему 'Продвижение авторской программы через аккаунты радиоведущего в социальных сетях'

Продвижение авторской программы через аккаунты радиоведущего в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
357
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российское разговорное радио / продвижение радиостанции / аудитория / аккаунты радиоведущего / визуализация информации / Instagram.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Присяжнюк Алина Алексеевна

Новая технологическая среда постоянно обновляет список умений радиожурналиста и предъявляет свои требования к работе радиоведущего. Умение грамотно вести собственные профили в разных социальных сетях, разрабатывать их стратегию, анализировать результаты становится жизненно необходимым навыком для привлечения новых слушателей, а также укрепления ядра целевой аудитории радиостанции. Автор статьи рассматривает собственный опыт продвижения авторской радиопрограммы «Голы. Очки. Секунды» через социальную сеть Instagram и пытается выстроить наиболее оптимальный алгоритм действий по продвижению контента радио-станции через профиль радиоведущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Присяжнюк Алина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продвижение авторской программы через аккаунты радиоведущего в социальных сетях»

4. Грабельников, А. А. Политические ток-шоу на российских телекана-лах [Текст] / А. А. Грабельников, Н. С. Гегелова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. - 2018. - Т. 23, № 2. - С. 234-245.

5. Долгова, Ю. И. Трансформация общественно-политического телевещания в постсоветский период: факторы, параметры, проблемы [Текст] / Ю. И. Долгова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2018. - № 5. - С. 62-83.

6. Карпова, А. Ю. Механизмы влияния на массовое сознание в публич-ном поле политической коммуникации регионального телевидения [Текст] / А. Ю. Карпова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 352. - С. 58-61.

7. Кемарская, И. Н. Форматный подход как принцип драматургии телевизионного зрелища [Текст] / И. Н. Кемарская // МедиаАльманах. - 2018. - № 6. - С. 68-76.

8. Летуновский, В. П. Прямой эфир на отечественном телевидении: технология журналистского творчества : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / В. П. Летуновский. - СПб., 2003. - 21 с.

9. Телевидение в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспек-тивы развития: Отраслевой доклад [Текст] / под общ. ред. Е. Л. Вартановой и В. П. Коломийца. - М., 2019. - 107 с.

10. Шестерина, А. М. Культурная среда города и региональное телевидение: проблемы взаимодействия [Текст] / А. М. Шестерина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2018. - Т. 4, № 13. - С. 31-36.

Лепилкина Ольга Ивановна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Северо-Кавказского федерального университета.

Манаенко Анна Сергеевна - студентка направления подготовки «Журналистика» Северо-Кавказского федерального университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10111 А. А. Присяжнюк

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ПРОДВИЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕЗ АККАУНТЫ РАДИОВЕДУЩЕГО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Новая технологическая среда постоянно обновляет список умений радиожурналиста и предъявляет свои требования к работе радиоведущего. Умение грамотно вести собственные профили в разных социальных сетях, разрабатывать их стратегию, анализировать результаты становится жизненно необходимым навыком для привлечения новых слушателей, а также укрепления ядра целевой аудитории радиостанции. Автор статьи рассматривает собственный опыт продвижения авторской радиопрограммы «Голы. Очки. Секунды» через социальную сеть Instagram и пытается выстроить наиболее оптимальный алгоритм действий по продвижению контента радио-станции через профиль радиоведущего.

Ключевые слова: российское разговорное радио, продвижение радиостанции, аудитория, аккаунты радиоведущего, визуализация информации, Instagram.

Фундаментальных научных исследований, посвященных современному отечественному радиовещанию, тем более разговорному, в последние годы появляется

не так много. В 2009 году была защищена диссертация, исследующая тенденции развития информационного радиовещания в современной России [1]. За последнее десятилетие также увидели свет работы, посвященные теории и практике современной радиожурналистики В. Н. Шеина [8] и Ю. В. Клюева [5]. В 2015 году появилась статья Е. Болотовой и Л. Болотовой об одном из лидеров разговорного отечественного эфира -радиостанции «Эхо Москвы» [9]. В этом же году в электронном журнале «Медиаскоп» была опубликована статья Е. А. Барановой, посвященная изучению сайтов отечественных разговорных радиостанций, особенностей их развития [2], а в 2018 году в этом же журнале вышла коллективная статья С. С. Смирнова, А. Ю. Образцовой, С. А. Вартанова и М. Б. Владимировой и др., анализирующая организационно-экономические основы современного российского разговорного радио [7].

Гораздо меньшее количество исследований посвящено региональному радиорынку, в частности челябинскому. В 2019 году появилась статья А. А. Журавлевой «Челябинскому радио - 90 лет: модификация локального радиовещания и профессии радиожурналиста», в которой рассматривается история зарождения и становления челябинского радиовещания в разные исторические периоды, выявляется траектория его развития в постсоветское и настоящее время, а также прослеживается трансформация базовых умений и навыков радиожурналиста за эти годы [4]. Анализу возможностей интернет-платформ и меняющимся в связи с этим требованиям к работе российского радиовещания и радиожурналиста посвящены последние работы этого исследователя [3; 10]. Конечно же, в центре внимания исследователей находится тема визуализации всех средств массовой информации, влияния новых технологий на журналистские материалы [6].

В настоящее время технико-технологические возможности радиовещания значительно расширились: радиостанции ведут онлайн-эфиры на собственных сайтах, трансляции на YouTube-каналах, выкладывая видеозаписи эфиров, создают группы в социальных сетях, популярных мессенджерах и др. «The new technological environment changes the traditional view on the radio broadcasting - the following professional skills go affront: perfect mastering of the written speech, the knowledge of Internet-journalism foundations, work to fulfil the site of radio station content, skill to work for the television camera, mastering of skills of work with computer programs for video and photo materials (Adobe Premier, Adobe Photoshop etc.), skills of SMM-specialist - knowledge to provide the effective promotion of radio station in social networks etc.» («Новая технологиче-ская среда меняет традиционный взгляд на радиовещание - на первый план выходят следующие профессиональные навыки: безупречное владение письменной речью, знание основ интернет-журналистики, работа по наполнению сайта радиостанции, умение работать на телевизионную камеру, владение навыками работы в компьютерных программах для видео- и фотоматериалов (Adobe Premiere, Vegas, Adobe Photoshop и др.), навыки SMM-специалиста - умение заниматься эффективным продвижением радиостанции в социальных сетях и др.») [10].

Все это является неотъемлемой частью работы и радиожурналиста, и современной радиостанции в целях повышения интереса целевой аудитории к производимому радиостанцией контенту. Этим же целям служат и личные аккаунты ведущих эфиров, т. к. благодаря привлечению и удержанию внимания интернет-аудитории можно значительно увеличить охваты, получить лояльность слушателей, пополнить ряды радиостанции новыми слушателями.

Каждая из социальных сетей - ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Facebook -это огромная аудитория потенциальных слушателей; понимая это, радиостанция имеет возможность более точечно попадать в нужный ей сегмент аудитории и направлять свой контент в ту социальную сеть, в которой материал получит наибольший отклик. Правильное использование социаль-ных сетей способствует значительному приросту

аудитории. Нынешнее время - это время digital-пространства, и современному радиоведущему необходимо владеть базовыми навыками SMM-специалиста, ориентироваться в трендах и понимать, каким образом можно конвертировать интернет-аудиторию в по-стоянных слушателей радиостанции.

Для изучения алгоритма продвижения радиопрограммы через социальные сети, мы использовали собственный опыт работы ведущего спортивной программы «Голы. Очки. Секунды» на федеральной радиостанции «Комсомольская правда». Мы разработали правила или алгоритм взаимодействия с интернет-аудиторией по привлечению её в эфир, которые были применены нами во время дальнейшей работы с интернет- и радио-аудиторией FM-станции «Комсомольская правда» Челябинск.

Однако прежде чем автор данной статьи начал работу с интернет-аудиторией как радиоведущий, он поставил перед собой цели, которые было необходимо достичь по истечении заданного срока. В каждом конкретном случае эти цели могут варьироваться в зависимости от потребностей радиостанции. Для радиоведущего спортивной программы радиостанции «Комсомольская правда» Челябинск эти цели были следующими:

• Поднять рейтинговые параметры радиопрограммы.

• Увеличить количество просмотров трансляций на YouTube-канале радиостанции «Комсомольская правда»; вместе с тем привлечь целевую аудиторию в группы радиопрограммы в социальных сетях - ВКонтакте, Facebook, Одноклассники.

• Расширить целевую аудиторию посредством привлечения интереса к личности радиоведущего через его страницу в социальной сети Instagram.

• Привлечь спонсорскую и рекламную поддержку. Медиахолдинг «Комсомольская правда» - коммерческое предприятие, он существует за счет продажи мест под аудио-, видео-, текстовую рекламу, продвижения различных брендов, разнообразных коммерческих проектов и др.

Таким образом, привлекая и расширяя целевую аудиторию, мы сможем впоследствии привлечь и большее количество рекламодателей, спонсоров тех или иных программ радиостанции.

Итак, мы определились с теми целями, которые нам необходимо достичь за счет выхода в социальные сети. Далее, с помощью привлечения данных социологических опросов, нам необходимо проанализировать и сопоставить целевую аудиторию медиахолдинга и аудиторию социальной сети, где мы запланировали продвигать радиопродукт. Целевая аудитория медиахолдинга «Комсомольская правда», по данным московской редакции, которая ежегодно обращается к услугам исследовательских компаний и составляет портрет нашего слушателя, - это мужчины в возрасте от 35 лет и выше, имеющие стабильную работу, заработок выше среднего, женатые и с детьми. Эти данные помогают нам правильно представить портрет целевой аудитории, более точечно воздействовать на потребителя контента и более детально подобрать темы, подстраиваясь под его интересы.

Далее мы перейдем к анализу контента, который непосредственно был предложен потребителю. Экспериментальным примером продвижения спортивной программы «Голы. Очки. Секунды» радиостанции «Комсомольская правда» стал личный инстаграм-аккаунт ведущей Алины Покровской (Покровская - творческий псевдоним радиоведущей А. Присяжнюк). На 14 апреля 2020 года в личном аккаунте А. Покровской насчитывалось 178 подписчиков, 17 публикаций, 99 подписок. Отметим, что такой показатель, как количество подписчиков, минимально влияет на охваты предлагаемого нами контента. Показатели просмотров историй и постов в два-три раза превосходят количество подписчиков. В ходе работы над личным инстаграм-аккаунтом радиоведущего мы пришли к выводу, что интерес аудитории к тому или иному посту, истории и др. материалам напрямую зависит от качества выкладываемого контента. Наиболее

востребованными в историях и постах оказались фотографии автора с минимальной обработкой и средним количеством символов. Большие публикации в Instagram наименее востребованы у пользователей.

Не менее важным при работе со своими реальными и потенциальными слушателями, синхронизации офлайн- и онлайн-аудитории является план действий по выкладке и наполнению постов. К ключевым показателям вос-требованности контента можно отнести следующие:

• Естественность. Для пользователей сети наиболее приятными к просмотру, а после и к прочтению, являются посты, которые прошли минимальную обработку и ретуширование. Сама же платформа Instagram, с нашей точки зрения, сейчас развивается по пути визуализации естественности: чересчур идеализированный или вызывающий контент будет отталкивать людей.

Таким образом, в социальной сети Instagram главным девизом нашей ленты были выбраны естественность и непринужденность.

• Минимализм. Перенасыщение информацией и различного рода фотографиями также вызывает отторжение аудитории, это приводит к мгновенным отпискам от страницы радиоведущего. Перенасыщение визуальной информацией и чрезмерная активность являются самыми распространенными ошибками при работе с интернет-платформами и в погоне за приростом подписчиков. Только качеством выкладываемых материалов можно набрать активную, живую аудиторию, которая будет писать комментарии, реагировать на истории и, соответственно, увеличивать просмотры публикаций.

• Ненавязчивость. К этому пункту можно отнести разработанную нами в ходе ведения личного инстаграм-аккаунта радиоведущего стратегию нативного продвижения контента, т. е. дозированного распределения выкладки постов в аккаунте. Эффективным механизмом работы в социальных сетях, которые перенасыщены «клиповым» контентом, является, с нашей точки зрения, стратегия противоход, т. е. противопоставление созданного нами контента востребованному чужому контенту, попытки найти свой почерк ведения аккаунта и привлечения интереса аудитории к нашему продукту.

В ходе исследования мы выяснили, что грамотное использование социальных сетей способствует значительному приросту аудитории. Радиостанция, имеющая активную интернет-поддержку, держит руку на пульсе своей аудитории 24 часа в сутки, знает и понимает ее потребности и предпочтения, улавливает все изменения, которые происходят с ней, а, следовательно, может гибко корректировать и собственную сетку вещания. Социальную сеть в какой-то степени можно назвать программой-идентификатором, которая позволяет слушателю, зашедшему на страничку радиостанции в социальной сети, проникнуться духом радиостанции, концепцией холдинга. Таким образом, ведение различных сообществ радиостанции в социальных сетях, ее сайта, ютуб-каналов, личных аккаунтов радиоведущего - все эти умения сегодня стали важнейшими навыками радиожурналиста, от которых в конечном итоге зависит и приток аудитории, и имидж радиостанции в целом.

Список литературы

1. Арсланова, О. Р. Тенденции развития информационного радиовещания в современной России : автореф. дис. канд. филол. наук [Текст] / О. Р. Арсаланова. - М., 2009. - 28 с.

2. Баранова, Е. А. Особенности развития сайтов российских разговорных радиостанций [Электронный ресурс] / Е. А. Баранова // Медиаскоп. - 2015. - № 2. - URL: http://www.mediascope.ru/1743 (дата обращения: 25.04.2020).

3. Журавлева, А. А. Возможности интернет-платформ и меняющиеся требования к работе российского радиовещания и радиожурналиста [Текст] / А. А. Журавлева // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы : Сб. материалов III конференции PMMIS ; под общ. ред. М. В. Загидуллиной. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2019. - C. 115-118.

4. Журавлева, А. А. Челябинскому радио - 90 лет: модификация локального радиовещания и профессии радиожурналиста [Текст] / А. А. Журавлева // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. - Т. 25, № 4 (192). - C. 50-59.

5. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии [Текст] : учеб. пособие / Ю. В. Клюев. - СПб. : Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций» СПбГУ, 2015. -151 с.

6. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360). - С. 163-169.

7. Смирнов, С. С. Организационно-экономические особенности крупнейших информационных и информационно-разговорных радиостанций России [Электронный ресурс] / С. С. Смирнов, А. Ю. Образцова, С. А. Вартанова, М. Б. Владимирова // Медиаскоп. - 2018. - Вып. 3. - URL: http://www.mediascope.ru/2481 (дата обращения: 25.04.2020).

8. Шеин, В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика [Текст] / В. Н. Шеин. - Минск, 2010. - 138 с.

9. Bolotova, E. Radio "Echo of Moscow" (Ekho Moskvy) as a Multimedia Project [Text] / E. Bolotova, L. Bolotova // Journalism and Mass Communication. 2015. - Vol. 5, no. 5. -P. 220-224. Doi: 10.17265/2160-6579/2015.05.002.

10. Zhuravleva, A. Profession of radio journalist in new technological environment: reloading [Electronic resource] / A. Zhuravleva // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (III Post mass media in the modern informational society (PMMIS 2019). Journalistic text in a new technological environment: achievements and problems; Chelyabinsk State University, March 28-29, 2019), London: Future Academy, 2019. -P. 279-286. - URL: http://apps.webofknowledge.com/full_record.do?product=WOS&search_ mode=General-Search&qid=17&Sro=C1IXerBPfduTHKcKsU6&page=1&doc=1&cacheurlF romRightClick=no (дата обращения: 20.04.2020).

Присяжнюк Алина Алексеевна - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета, alina.prisyagnuk@yandex.ru.

Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникации Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.