DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10110 О. И. Лепилкина, А. С. Манаенко
Северо-Кавказский федеральный университет
Ставрополь (Россия)
ТВОРЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С ГУБЕРНАТОРОМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ» НА РЕГИОНАЛЬНОМ
ТЕЛЕКАНАЛЕ «СВОЕ ТВ»
В статье на примере программы «Прямая линия с губернатором Ставропольского края» на региональном телеканале «Свое ТВ» рассматривается специфика новой формы взаимодействия регионального телевидения с аудиторией, решения местным каналом функции налаживания социального диалога, характеризуется работа и роль ведущих прямого эфира.
Ключевые слова: региональное телевидение, прямой эфир, телеведущие.
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем фактом, что, по мнению авторов отраслевого доклада «Телевидение в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспективы развития», «телепотребление в России остается довольно высоким по сравнению со среднемировым показателем» [9. С. 37].
В условиях перехода ТВ на цифровое вещание возрос интерес ученых к региональному телевидению [см., например, 1; 2; 6; 10], что в принципе вписывается и в зафиксированный исследователями «общественный интерес к медиа как влиятельному социальному институту, мощной отрасли современной экономики, культурному пространству общества, производящего смыслы, ценности, формирующего групповые и индивидуальные идентичности» [3. С. 187].
Очевидно, что региональные телекомпании в новых технологических условиях и в условиях жесткой конкуренции с федеральными каналами вынуждены искать новые формы взаимодействия с аудиторией с целью ее привлечения.
Одной из таких форм для регионального телеканала «Свое ТВ. Ставропольский край» стала программа «Прямая линия с губернатором Ставропольского края». Ее история непродолжительна: первый эфир состоялся 26 апреля 2018 года. Она выходит три раза в год, но строгой периодичности нет. Анализ показал, что у программы нет и жесткого хронометража. Первые две длились почти два часа, последующие - от 50 минут до полутора часов. С 2019 года «Прямая линия» стала выходить как совместный проект телеканала «Свое ТВ» и ГТРК «Ставрополье».
Особенностью программы «Прямая линия с губернатором» является большая команда ведущих. Это не только ведущие в студии, но и их коллеги-корреспонденты, работающие на передвижных станциях в разных городах и населенных пунктах Ставропольского края.
Подготовка к эфиру начинается заблаговременно: работники Са11-центра за несколько дней до программы принимают звонки и сообщения жителей края с вопросами из разных сфер. Количество поступивших вопросов всегда сообщается в начале каждого выпуска «прямой линии». Так, в начале первого ведущий сообщил, что «кроме телефона горячей линии, вопросы поступали в "УЛег, WhatsApp, можно было заполнить специальную форму на сайте телекомпании, этих вопросов по состоянию на текущий час - 4382». Во время «прямой линии» губернатору тоже поступают вопросы через названные мессенджеры, через Instagram, по телефону в студию, а также зачитываются ведущими те, которые поступили до эфира.
В ходе анализа программы была выявлена четкая структура, которой телеведущие и редакторы придерживаются в каждом выпуске. Это, как правило, начало с приветствия
телеведущими губернатора края и всех телезрителей. Затем идет представление ведущих на передвижных станциях и населенных пунктов, в которых развернулась съемка. Далее следует небольшой отчет об устранении некоторых проблем, которые поднимались в предыдущей программе. Так, вторая «прямая линия», которая прошла 21 августа 2018 года, началась с пятиминутного сюжета от телекомпании «Свое ТВ». В нем рассказывалось об устранении проблемы с водой в одном из сел, о расширении поддержки молодых семей, о решении вопроса с теплом и «двойными платежками», с разбитыми дорогами в конкретных населенных пунктах. Помимо этого, редакция телеканала представляет анализ поступивших вопросов, вынося на экран их ранжирование по темам. Это позволяет показать телезрителям общую картину, поскольку процент озвученных вопросов в эфире очень мал.
Основное время в программе занимает вопросно-ответная форма общения губернатора с народом, при этом происходят прямые включения из разных уголков региона. В среднем каждому озвученному вопросу уделяется равное количество времени - около трех минут. Заканчивается эфир обращением ведущих к телезрителям. Все вопросы от жителей региона, поступившие в виде звонков и сообщений, после окончания программы передаются губернатору на рассмотрение.
Анализ показал, что с каждым выпуском программы увеличивается количество обращений к губернатору, и приоритетными для граждан неизменно остаются темы жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и здравоохранения, состояния дорог. Таким образом, «прямые линии» позволяют составить картину социального самочувствия населения в регионе, что нема-ловажно как для власти, так и для самих журналистов.
В ходе исследования было установлено, что успешность программы «Прямая линия с губернатором Ставропольского края», предполагающей общение губернатора с жителями края в режиме online, обеспечивается в том числе благодаря телеведущим, которые, как в любой телевизионной передаче, являются важнейшей смысловой единицей. Так, В. П. Летуновский, автор диссертационного исследования «Прямой эфир на отечественном телевидении: технология журналистского творчества», считает, что для прямого эфира очень важно, чтобы собеседник почувствовал в журналисте заинтересованного в информации человека, профессионала, не только хорошо владеющего темой предстоящего разговора, но и знакомого с ситуацией работы в прямом эфире, способного правильно задавать вопросы, чувствовать хронометраж, поддержать собеседника в трудную минуту. <...> даже стиль поведения самого журналиста, его манера общения в прямом эфире (темп речи, ее громкость, посадка, осанка, степень уверенности, манера слушания, одежда) кардинально сказываются на том, каким в эфире будет его собеседник» [8. С. 17].
Российские программы общественно-политического характера демонстрируют разнообразный спектр приемов телеведущих в прямом эфире [см.: 4; 5; 7]. В программах, подобных «Прямой линии с губернатором», то есть тех, которые имеют не только формат прямого эфира, но и интерактива, одно из важных мест в арсенале профессиональных приемов ведущего занимает его умение выступать в качестве модератора, что означает не только прерывание ведущим некорректных высказываний участников беседы, передачу слова между говорящими или короткие комментарии, но и поддержание благоприятной атмосферы для восприятия информации, создание телеведущим простой и близкой зрителю атмосферы живого общения. В формате интерактива в прямом эфире это имеет большое значение, поскольку все, что происходит в студии, полностью сосредоточено в руках телеведущих.
Ведущие анализируемой «Прямой линии», как и требует формат передачи, отличаются быстротой и точностью формулировки мыслей. Отметим также, что в рассматриваемой
нами программе ведущие не только демонстрируют грамотную речь, но и умение таким образом создавать привычную телезрителю простую атмосферу общения. Ведущими не используются сложные термины. Если обращения телезрителей приходится зачитывать, их озвучивают в том виде, в котором их получили работники Са11-центра. В речи телеве-дущих отсутствуют слова-паразиты, просторечия и жаргонизмы. Программа имеет общественно-политическую и социальную направленность, и речевой имидж телеведущих полностью этому соответствует.
Над программой «Прямая линия с губернатором Ставропольского края» работает большая команда телеведущих. Если в студии один или два журналиста, то на передвижных станциях в целом работает около пяти человек. Передвижные телестанции - это развернувшиеся в разных уголках региона «студии». Здесь вся ответственность лежит на плечах единственного ведущего, поскольку запись транслируется в прямой эфир. Он делает небольшие подводки, рассказывая о месте, где разворачивается съемка, и передает слово жителям населенных пунктов.
Хотя круг задач, выполняемых журналистами «на местах», невелик, именно передвижные станции делают программу «Прямая линия с губернатором Ставропольского края» динамичной.
Анализ показал, что ведущие на передвижных станциях предоставляют жителям населенных пунктов сосредотачивать внимание губернатора и телезрителей на себе и своих проблемных вопросах, сами уходя на второй план. Это достигается при помощи простой коммуникации, в которой журналист не дает оценок, не комментирует и даже эмоционально не показывает отношение к услышанному вопросу. Такой формат взаимодействия ведущего и участника обсуждения диктуется рамками интерактивного формата, где есть место только вопросам граждан и ответам губернатора.
В работе ведущих на передвижных станциях лучше заметен кинетический имидж -на основе его характерных движений, осанки или позы. Ведущие «на местах» демонстрируют свободу и уверенность в своих действиях. Журналисты с легкостью передвигаются в кадре, держат красивую и ровную осанку, все движения выглядят просто и естественно, не сосредотачивая на себе лишнее внимание.
Работу телеведущих программы «Прямая линия с губернатором Ставропольского края» в целом следует охарактеризовать как слаженную и профессиональную. Ведущие, несомненно, выступают модераторами, а не участниками обсуждений.
Таким образом, можно говорить, что телеканал «Свое ТВ» в рамках программы «Прямая линия с губернатором Ставропольского края» в определенной мере организовывает социальный диалог, хотя, безусловно, эта форма информационного взаимодействия представителя власти и граждан выполняет и функцию поддержания имиджа губернатора как открытого и эффективного политического лидера.
Список литературы
1. Бакшин, В. В. К проблеме российской модели регионального телевидения [Текст] / В. В. Бакшин // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 1. -С. 66-73.
2. Вакку, Г. В. Типы новостей на региональном телевидении (на примере телеканала «Москва 24» и ГТРК «Тверь») [Текст] / Г. В. Вакку, С. Е. Степанова, А. А. Бакова // Вестн. Чувашск. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 3 (99). - С. 32-41.
3. Вартанова, Е. Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы [Текст] / Е. Л. Вартанова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2018. - Т. 15, Вып. 2. - С. 186-196.
4. Грабельников, А. А. Политические ток-шоу на российских телекана-лах [Текст] / А. А. Грабельников, Н. С. Гегелова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение, журналистика. - 2018. - Т. 23, № 2. - С. 234-245.
5. Долгова, Ю. И. Трансформация общественно-политического телевещания в постсоветский период: факторы, параметры, проблемы [Текст] / Ю. И. Долгова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2018. - № 5. - С. 62-83.
6. Карпова, А. Ю. Механизмы влияния на массовое сознание в публич-ном поле политической коммуникации регионального телевидения [Текст] / А. Ю. Карпова // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 352. - С. 58-61.
7. Кемарская, И. Н. Форматный подход как принцип драматургии телевизионного зрелища [Текст] / И. Н. Кемарская // МедиаАльманах. - 2018. - № 6. - С. 68-76.
8. Летуновский, В. П. Прямой эфир на отечественном телевидении: технология журналистского творчества : автореф. дис. ... канд. филол. наук [Текст] / В. П. Летуновский. - СПб., 2003. - 21 с.
9. Телевидение в России в 2018 году. Состояние, тенденции и перспек-тивы развития: Отраслевой доклад [Текст] / под общ. ред. Е. Л. Вартановой и В. П. Коломийца. - М., 2019. - 107 с.
10. Шестерина, А. М. Культурная среда города и региональное телевидение: проблемы взаимодействия [Текст] / А. М. Шестерина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2018. - Т. 4, № 13. - С. 31-36.
Лепилкина Ольга Ивановна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Северо-Кавказского федерального университета.
Манаенко Анна Сергеевна - студентка направления подготовки «Журналистика» Северо-Кавказского федерального университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10111 А. А. Присяжнюк
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ПРОДВИЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕЗ АККАУНТЫ РАДИОВЕДУЩЕГО В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Новая технологическая среда постоянно обновляет список умений радиожурналиста и предъявляет свои требования к работе радиоведущего. Умение грамотно вести собственные профили в разных социальных сетях, разрабатывать их стратегию, анализировать результаты становится жизненно необходимым навыком для привлечения новых слушателей, а также укрепления ядра целевой аудитории радиостанции. Автор статьи рассматривает собственный опыт продвижения авторской радиопрограммы «Голы. Очки. Секунды» через социальную сеть Instagram и пытается выстроить наиболее оптимальный алгоритм действий по продвижению контента радио-станции через профиль радиоведущего.
Ключевые слова: российское разговорное радио, продвижение радиостанции, аудитория, аккаунты радиоведущего, визуализация информации, Instagram.
Фундаментальных научных исследований, посвященных современному отечественному радиовещанию, тем более разговорному, в последние годы появляется