Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» и «Судьба человека с Борисом Корчевниковым»'

Сравнительная характеристика ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» и «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3121
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ток-шоу / сравнение / Андрей Малахов / Борис Корчевников

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Динмухаметова Диана Данировна

Данная статья посвящена сравнительной характеристике двух ток-шоу: «Андрей. Малахов. Прямой эфир» и «Судьба человека с Борисом Корчевниковым», а также выявлению жанровых и форматных разнообразий. Работа заключается в детальном разборе и сравнительном анализе двух популярных программ жанра ток-шоу на российском телевиденье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» и «Судьба человека с Борисом Корчевниковым»»

9. Центр фотографии им. братьев Люмьер [Электронный ресурс] // Официальный сайт. - URL: http://lumiere.ru

10. Что такое порнография? Объясняют юрист, историк искусства и социолог [Электронный ресурс] // Афиша Daily - интернет-издание - URL: https://daily.afisha.ru/ relationship/3265-chto-takoe-pomografiya-obyasnyayut-yurist-istorik-iskusstva-i-sociolog.

Ганжара Ольга Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета, snark44@yandex.ru.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10104 Д. Д. Динмухаметова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОК-ШОУ «АНДРЕЙ МАЛАХОВ. ПРЯМОЙ ЭФИР» И «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА С БОРИСОМ КОРЧЕВНИКОВЫМ»

Данная статья посвящена сравнительной характеристике двух ток-шоу: «Андрей. Малахов. Прямой эфир» и «Судьба человека с Борисом Корчевниковым», а также выявлению жанровых и форматных разнообразий. Работа заключается в детальном разборе и сравнительном анализе двух популярных программ жанра ток-шоу на российском телевиденье.

Ключевые слова: ток-шоу, сравнение, Андрей Малахов, Борис Корчевников.

Сегодня перед телезрителями открываются большие возможности в выборе телепередач. Среди них особой популярностью пользуются передачи в жанре ток-шоу. Современный телеэкран по большей части фокусирует свое внимание на публицистических ток-шоу. Публицистика как особое направление журналистики ставит перед своей аудиторией наиболее актуальные современные проблемы общества, призывая к их решению путем коллективного воздействия, апеллируя к общественному мнению.

Ток-шоу как жанр возник в США. Впервые на американские телеэкраны его привнес Джон Хилл в 60-е годы XX века. Само название «ток-шоу» является прямым заимствованием из английского языка, в котором talk show буквально означает «разговорное зрелище». Это телепередача, в ходе которой несколько участников, приглашённых в телестудию, ведут обсуждение одной или нескольких тем, предложенных постоянным ведущим.

В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США - от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных - появились свои ток-шоу. В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер. [1. С. 105].

Российские телезрители познакомились с ток-шоу Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из США и СССР. Эти передачи стали уникальными в тележурналистике. В рекламных материалах, распространявшихся в Москве, отмечалось, что Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолт Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин. Гостями

ведущего являлись, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками полемики становились зрители в телестудии и у домашних экранов [3. С. 52]. Зрители в студии (или по телефону) задавали свои вопросы гостям, комментировали их мнения, спорили друг с другом, что придавало программе спонтанный характер и делало её разнообразной. В рекламных проспектах говорилось, что «в выступлениях Донахью видится нечто и от психологической драмы, и от уличного театра, и от сеанса коллективной терапии» [2. С. 8].

Владимир Познер стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам. После этих передач Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста. [4. С. 325].

Но не только имя Владимира Познера связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. Еще не было в нашем лексиконе броского англоязычного термина «ток-шоу», а обозначаемое им явление - телепрограммы, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали. Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Е. Максимовой, перестроечный «Взгляд» с В. Листьевым, А. Любимовым и т. д.

Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имеет национальную самобытность, является трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности, причем у зрителя сохраняется ощущение, что его голос может быть услышан.

Существует ряд критериев, характеризующих жанр ток-шоу, с помощью которых его можно дифференцировать. Г. В. Кузнецов дает такие основополагающие характеристики жанра: «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий -приглашенные собеседники (эксперты) - зритель в студии. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью» [6. С. 47].

Телевидение дает человеку право стать непосредственным участником того или иного события и формирует индивидуально личностный тип восприятия определенного ток-шоу. Понравившаяся телепередача чаще всего воспринимается телезрителем не с точки зрения ее направленности в рамках определенной тематики, а в гораздо большей степени с позиции симпатии смотрящим ведущего данного телепроекта.

Во многом атмосферу общения с аудиторией создает сам ведущий. Она складывается из его личностных качеств. К ним относятся [5. С. 105]:

- профессионализм;

- обаяние;

- красноречие;

- артистизм;

- юмор;

- образованность;

- находчивость.

При проведении ток-шоу необходимо присутствие аудитории и экспертов. Обязательное наличие приготовленного заранее сценария, так как жанр ток-шоу - это в первую очередь создаваемое на телевидении представление.

Российское ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» вышло в эфир 25 августа 2017 года на телеканале «Россия-1». Как сообщает официальный сайт телеканала «Россия-1», целевой аудиторией программы являются домохозяйки, пенсионеры, безработные, работники со средней заработной платой; смотрят в основном женщины старше 35 лет и мужчины старше 45 лет.

В начале программы ведущий объявляет тему эфира. История или проблема, которая обсуждается в ток-шоу, всегда интересна и воспринимаема аудиторией. Андрей

Малахов акцентирует внимание на актуальности и злободневности темы, также он обозначает особую интонацию будущей дискуссии. Озвучивание темы сопровождается заранее подготовленным видеоматериалом. Тему для каждой передачи отбирает сам Малахов и его команда. Часто это проблемы семейно-бытовые и личные. Героями могут быть как простые люди, так и знаменитости.

После того как зрители увидели видеосюжет по теме эфира, Андрей Малахов присаживается на диван к герою программы и задает ему вопросы, для того чтобы раскрыть его и узнать все подробности. Далее гости студии (эксперты и массовка) переходят к рассмотрению проблемы. Они могут высказать свои мнения, пожелания, задать вопросы, дать советы.

В большинстве случаев ведущий поочередно приглашает главных участников события в студию. Как правило, обстановка в студии накаляется, когда появляются родственники, друзья и коллеги героев. Обычно приглашенные лица излагают противоположную точку зрения, не соответствующую главным участникам эфира [8].

Традиционным элементом жанра ток-шоу является участие профессиональных экспертов. Это могут быть депутаты, артисты, юристы, врачи и т. д. Они выражают свою позицию по отношению к истории героя, спорить с которой бывает практически невозможно. Благодаря правильной подборке экспертов поднятая на поверхность проблема рассматривается многостороннее. Наряду с этим, делается ставка как на информативность и развлекательность, так и на достоверность. Также в зале обязательно должны присутствовать зрители.

Как уже говорилось ранее, выпуск программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» начинается с интервью главного героя. Телеведущий умеет задавать не только открытые, но и закрытые вопросы. Любому желающему, находящемуся в студии, он посылает открытые вопросы, ответы на которые всегда получаются свободными как по форме, так и по содержанию. Малахов всегда знает, где лучше расставить акценты и как именно сконцентрировать внимание публики на подробностях. В тот момент, когда необходимо получить жесткую и прямую реакцию собеседника, телеведущий задает закрытый вопрос [7].

В «Прямом эфире» всегда видна серьезная подготовка к ток-шоу самого Малахова: он хорошо владеет информацией о сути обсуждаемой проблемы, о главных участниках программы. Что касается речевого поведения ведущего, Андрей Николаевич не задает несколько вопросов одновременно, чтобы не запутать героя, но довольно часто дает себе право перебить собеседника.

Андрей Малахов в течение всего выпуска четко направляет поток мыслей приглашенных гостей и правильно подает проблему, а в конце передачи подводит итоги обсуждения.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» является интересной программой, которая привлекает внимание телезрителей. Для получения такого результата используются различные способы получения информации: беседа, дискуссия, интервью, элементы телемоста. Важную роль играет умение ведущего поддерживать контакт с внутренней аудиторией и психологические способы контакта с внешней аудиторией, другими словами, теплое взаимодействие с героями, экспертами и зрителями студии, принимающими участие в ток-шоу.

Далее разберем российскую программу «Судьба человека с Борисом Корчевниковым». Впервые она вышла в эфир 2 октября 2017 года на телеканале «Россия-1».

Борис Корчевников ведет откровенное портретное интервью о череде испытаний, о новых фактах, об эмоциях, которые переживали гости программы в нелегкие моменты

своей жизни. Персонажами его ток-шоу являются известные артисты, политики, спортсмены. Основная идея шоу - рассказать и показать зрителям, с какими трудностями сталкивается человек и как он их побеждает, или продолжает нести это бремя.

В начале эфира появляется ведущий и начинает рассказывать о некоторых фактах из жизни гостя программы.

После теплого приветствия, гость и ведущий усаживаются на диваны. Чаще всего разговор начинается с предметов из жизни героя. Это могут быть дневники, игрушки, одежда, статуи и т. д. К примеру, интервью с Алексеем Маклаковым началось со стопки писем, которые были отправлены прапорщику Шматко (его сериальному герою) [10], а у Марии Ароновой - с фотографии матери. Мария рассказывала о последних днях, проведенных с ней [9].

Далее беседа продолжается на тему родителей героев, детства, отрочества, рассказа о своем профессиональном пути и о переломных моментах в жизни. Во время разговора на экранах появляются фотографии родных и детства героя. Интервью проходит в очень теплой, спокойной обстановке. Борис Корчевников излучает добрую энергетику так, что её могут почувствовать телезрители у экранов. Видно, как знаменитости доверяют ему свои сокровенные тайны.

Стоит подчеркнуть, что в ходе интервью часто заходит речь о съемках в фильмах или работе в театре и одновременно на экране в студии идут кадры на эти темы. На записи эфира в студии находится не только массовка, но и родные, коллеги и друзья героев. Близкие люди героя также отвечают на вопросы ведущего и рассказывают свои истории из жизни, связанные с героем выпуска.

В конце каждого эфира Борис Корчевников задает один вопрос: «Что бы вы сказали самой себе 18-летней, если бы у вас была такая возможность?» Ответ героя получается искренним и драматичным, ведь он в буквальном смысле дает совет телезрителям задуматься о своей жизни и не совершать таких же ошибок.

Типаж ведущего сочетается с концептом программы: он миловидный молодой человек, который умеет сострадать людям. Также он уверенно держится перед публикой, и манера его общения - простая. Борис Корчевников является тактичным и эмоциональным телеведущим. Он со всей душой относится к своим гостям: видно, как он, слушая собеседника, проживает этапы его жизни, как он испытывает те же эмоции, что и герой. Его речь плавная и спокойная, он внимательно слушает истории, которые рассказывают, не перебивает своих собеседников, давая им возможность эмоционально раскрыться телезрителям. Он бережно относится к своим гостям [11. С. 146].

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что программа «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» является одной из самых душевных и добрых программ на отечественном телевидении. Ведущий и его команда вкладывают огромный труд при подготовке к встрече со звездным гостем, узнают его биографию, чтобы уже на самой передаче раскрыть все тайны нелегких судеб людей.

Таким образом, идея ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» заключается в том, чтобы обсудить самые актуальные темы: скандалы и события из жизни звезд шоу-бизнеса (развод, информация из СМИ, обвинение в чем-либо и т. д.). Кроме проблем известных людей, на передаче обсуждают громкие истории о подростковой жестокости, нежелательной беременности, рассматривают вопросы о лишении материнских прав и другие случаи, которые вызвали общественный резонанс. Также программа выпускает спецвыпуски, посвящённые смерти известной персоны, крупной национальной трагедии, происшествиям (например, пожар в ТРК «Зимняя вишня» или взрыв в доме города Магнитогорска).

Идея ток-шоу «Судьба человека» в том, чтобы каждый гость один на один с ведущим откровенно и честно обсуждал личные темы и отвечал на каверзные

вопросы. Герои программы - известные артисты и политики. Борис Корчевников знает, как «разговорить» любого гостя. Они раскрывают ему свои тайны, рассказывают, какие эмоции испытали на главных поворотах судьбы - в студии программы невозможно ничего скрыть. В проекте нет запретных тем, а скандальные факты получают комментарии «из первых уст». Важное отличие данной программы - хоть она снята в жанре ток-шоу, но ее большую часть занимает портретное интервью героя.

Любое ток-шоу зависит от удачно выбранного ведущего. Давайте сравним двух популярных медийных персонажей телеканала «Россия-1». Во-первых, у обоих ведущих всегда опрятный внешний вид, одеты они в классические костюмы. Во-вторых, они уверенно держатся на публике, умеют подать себя с хорошей стороны. В-третьих, оба отличные слушатели, каждый старается как можно больше информации получить от собеседника. Но чаще всего Андрей Малахов может перебить человека, будь это герой программы и даже эксперт. Борис Корчевников, напротив, деликатен, он внимательно вслушивается в рассказ персонажа, даже если пытается задать вопрос, он не сбивает человека с мысли, наоборот, помогает лучше ее сформулировать. Стоит отметить, что оба телеведущих совершенно разные, каждый по-своему ведет себя перед публикой, по-своему берет интервью, у каждого из них есть своя манера речи на камеру.

Далее сравним алгоритм создания передач. В программе «Прямой эфир» сначала идет заставка с названием, после появляется ведущий, приветствует зрителей и излагает тему программы с заранее подготовленным видеорядом. В «Судьбе человека» немного по-другому: тоже сначала идет заставка, потом также появляется ведущий и сразу начинает рассказывать об известном госте, который еще ждет за кулисами. После вступительной части в обеих программах выходит главный персонаж, усаживается на диван, находясь в ожидании вопроса от телеведущего. В программе «Прямой эфир» Малахов садится рядом с героем и начинает спрашивать о причине прихода на передачу, тот в свою очередь отвечает.

В «Судьбе человека» Корчевников также садится рядом с гостем, но начинает беседу с показа предметов, принадлежащих герою. Герой начинает рассказывать истории, с которыми как-то была связана вещь. Далее в обеих программах продолжает идти интервью. Чаще всего, чтобы разбавить беседу, в передаче «Прямой эфир» начинают показывать сюжеты с места, в котором произошло событие, связанное с героем, или отрывок из разговора с человеком, который также знаком с ним, но не смог присутствовать на записи. В программе «Судьба человека» аналогично показывают комментарии друзей и близких гостя или отрывки из спектаклей, фильмов и сериалов, где он играл.

В программе Малахова присутствуют эксперты, которые могут также задать вопросы герою и высказать мнение по поводу темы эфира. Часто в программе происходят ситуации, когда кто-то из экспертной комиссии не согласен с мнением остальных экспертов или героя программы. Тогда в студии разгорается настоящая дискуссия, все начинают повышать голос и стоять на своем, но Малахов успокаивает взбудораженную аудиторию и продолжает вести эфир.

У Бориса Корчевникова мы такую ситуацию не наблюдаем: во-первых, в программе нет экспертов, только зрители; во-вторых, никто не пытается предельно взволнованно высказывать своё мнение; в-третьих, обстановка в студии спокойная, все внимание приковано к гостю, ведь это его «момент истины». В зрительном зале присутствуют родные, друзья или коллеги героя программы «Судьба человека». Когда разговор заходит о них, то ведущий приглашает их присоединиться к беседе. Тогда гость и его близкие люди вместе начинают рассказывать истории, связанные с ними. Однако в программе Андрея Малахова тоже есть приглашенные гости, которые либо пришли поддержать героя, либо обвиняют в случившемся.

Таким образом, можно сделать вывод, что программы «Андрей Малахов. Прямой эфир» и «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» одного жанра ток-шоу, имеют своих героев и свою историю. В целом данные передачи во многом различаются.

В «Прямом эфире» Малахова выбирается актуальная проблема и герой, который причастен к ней. Весь эфир идет обсуждение этой темы. В программе Корчевникова приходит один известный человек, который рассказывает историю своей судьбы и опровергает нашумевшие факты из СМИ. В каждой студии царит своя атмосфера. У Малахова это бурная дискуссия, у Корчевникова - домашняя и комфортная беседа. Также наблюдаются отличия в манере общения ведущих. Андрей Николаевич Малахов более динамичен с героями, а Борис Вячеславович Корчевников более тактичен и спокоен.

Список литературы

1. Аннушкин, В. И. Риторика. Экспресс-курс [Текст] : учебное пособие /

B. И. Аннушкина. - Изд. 2-е. - М. : Флинта ; Наука, 2016. - 224 с.

2. Багиров, Э. Г. Очерки теории телевидения [Текст] : учебник / Э. Г. Багиров. - М. : Искусство, 2015. - 151 с.

3. Баранова, К. В. Риторический анализ речевого поведения ведущих американских ток-шоу : дис. канд. филол. наук [Текст] / К. В. Баранова. - СПб., 2016. - 186 с.

4. Борецкий, Р. А. Журналист ТВ: за кадром и в кадре [Текст] : учебник / Р. А. Борецкий. - М. : Прогресс, 2015. - 325 с.

5. Борецкий, Р. А. Телевизионная журналистика [Текст] : учебник / Р. А. Борецкий. -М. : Изд-во МГУ ; «Высшая школа», 2012. - 304 с.

6. Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику [Текст] : учеб. для вузов / Е. П. Прохоров. -М. : РИП-холдинг, 2006. - 200 с.

7. Прямой эфир. Жена Гогена потеряла память. Андрей Малахов. Прямой эфир от 07.03.19 [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/ watch?v=eTPzj99bcSg&t=178s (дата обращения: 27.03.2020).

8. Прямой эфир. Мария Максакова впервые говорит о любви в интервью Андрею Малахову. Прямой эфир от 28.08.17 [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3CqYKLdttvE (дата обращения: 27.03.2020).

9. Россия 1. Алексей Маклаков. Судьба человека с Борисом Корчевниковым [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=l0Pc0LCvcSE (дата обращения: 27.03.2020).

10. Россия 1. Мария Аронова. Судьба человека с Борисом Корчевниковым [Видеозапись] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3N6RIMxGlEk (дата обращения: 27.03.2020).

11. Фадосеева, Н. И. Профессиональные компетенции ведущего ток-шоу [Текст] / Н. И. Фадосеева, А. В. Муха // Вестник научных конференций. - 2017. - № 10. - 4 (26). -

C. 144-146.

Динмухаметова Диана Данировна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета, dinmuhametova2013@bk.ru.

Научный руководитель: Футерман Евгения Борисовна, старший преподаватель, заведующий Учебной медиалабораторией Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.