Научная статья на тему 'Персонификация информации как один из параметров эффективности телевидения'

Персонификация информации как один из параметров эффективности телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
2582
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРАКЦИЯ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вайсман Вероника Борисовна

Специфика передачи информации посредством телевидения заключается в ее персонифицированном характере. Автор связывает с персонифицированным характером информации проблему эффективности воздействия телевизионной продукции (интеракции) и предлагает оригинальную классификацию различных форм выражения личностного характера (в соответствии с различными жанровыми «ролями» корреспондент, репортер, шоумен, модератор, комментатор и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personification of the information as one of the televisions efficiency parameters

Television broadcasts information in personified messages. The author offers her own classification of messengers according to their role, describing some of them (correspondent, reporter, showman, talk-show host, interviewer, moderator, commentator and others) in detail in order to simplify a problem of the televisions efficiency evaluation.

Текст научной работы на тему «Персонификация информации как один из параметров эффективности телевидения»

В.Б. Вайсман

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

КАК ОДИН ИЗ ПАРАМЕТРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Специфика передачи информации посредством телевидения заключается в ее персонифицированном характере. Автор связывает с персонифицированным характером информации проблему эффективности воздействия телевизионной продукции (интеракции) и предлагает оригинальную классификацию различных форм выражения личностного характера (в соответствии с различными жанровыми «ролями» - корреспондент, репортер, шоумен, модератор, комментатор и др.).

Ключевые слова: телевидение, эффективность воздействия, персонифицированная информация, интеракция, телевизионные жанры.

Телевидение не без основания считается одним из самых сложных средств массовой коммуникации, обеспечивающим создание наиболее прочных связей с аудиторией и обладающим наиболее мощным механизмом воздействия на нее. К его специфическим, удивительным и уникальным свойствам относят персонификацию сообщения. Только на ТВ аудитории предлагается персонифицированная информация, где информация понимается как «совокупность сведений, которыми располагает и оперирует журналист при создании своих произведений, а также совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных фактах, новых сведений из разных областей жизни общества»1.

Согласно хрестоматийной формуле Г. Лассуэлла, определяющей структуру линейной массовой коммуникации, совокупность элементов выглядит следующим образом: «Кто сообщил - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом». Рассматривая первый элемент цепочки Лассуэлла, можно заметить, что на телевидении представлены два типа персонифицированной информации: от лица стороннего «выступающего» и от лица телевизионного ведущего. В рамках данной работы «персонификация информации» будет рассматриваться как персонификация информации второго типа.

Телевидение советского периода почти полностью основывалось на линейной модели коммуникации, для современного же ТВ более харак-

терна интерактивная модель (предложена в 1953 г. Т. Ньюкомбом), которая рассматривает аудиторию не как объект воздействия, а как равноправный субъект коммуникации. Под эту модель подпадают передачи всех известных жанров на любую тему, соответствующие двум условиям: наличие самого взаимодействия («интеракции») - или, как говорят психологи, телекоммуникатора - с телезрителем и наличие возможности для телезрителя лично воздействовать на производство телевизионного продукта2.

Исследования социологов подтверждают, что рассказ от первого лица убедительнее любой статистики; психологи утверждают, что «человек на экране» (телевизионный персонаж - в широком смысле этого понятия) становится реальным партнером для телезрителя, а в феномене популярности телевизионных ведущих отражается «потребность больших социальных групп в неформальном лидере, вожде, на которого они могут ориентироваться в своем индивидуальном, групповом и общенациональном поведении»3.

Таким образом, персонификация информации представляется одним из самых важных параметров эффективности телевидения, а телевизионный ведущий - ключевой фигурой. «Лица канала», т. е. ведущие основных телепрограмм, воспринимаются и руководством каналов как один из основных параметров эффективности собственной деятельности.

В качестве примера можно указать концепцию федерального телеканала «Культура». Она предусматривает «просветительство во всех его проявлениях - от событийных репортажей "здесь и сейчас" до многосерийных научно-исследовательских циклов, концертов и многочасовых телеверсий театральных постановок», неразрывно связывая задачи канала «с задачами самой культуры, первостепенная среди которых -созидание Человека, воспитание таких непреходящих ценностей личности, как просвещенность, интеллигентность, патриотизм, чувство прекрасного» (цит. по документу «Программная концепция телеканала "Культура"»). Среди основных принципов деятельности канала упоминается привлечение на роль ведущих телепрограмм видных деятелей культуры и искусства России (Михаил Пиотровский, Эльдар Рязанов, Лев Аннинский, Юрий Башмет, Олег Басилашвили). Показательно также, что в отчете по результатам исследований «Комкон», проводившихся по заказу телеканала «Культура», в разделе «Отношение к элементам телевещания» выделен отдельный параграф «Ведущие», в котором «человеком, который четко связывается у всех опрошенных с каналом, является Михаил Швыдкой», опрошенные называют таких ведущих, как Флярковский, Варгафтик, Разлогов, Пиотровский, Шахназаров (по материалам отчета «Восприятие и отношение к телеканалу "Культура"», подготовленного «Комкон» в марте 2002 г.).

Несмотря на общепризнанную значимость фактора персонификации информации, на разнообразие социологических и психологических исследований, так или иначе рассматривающих эффективность деятельности телеведущего, понимаемую преимущественно как эффективность коммуникационного акта, общения с телезрителем4, систематизирован-

ное описание профессии телеведущего (в том числе в аспекте дифференциации внутри профессии: содержания, функций и пр.) еще не предложено. Очевидно, что такое описание должно быть комплексным и основанным на исследованиях, проводимых в разных областях знания.

Психологи выделяют несколько видов общения, используемых в журналистике:

1. «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять личность собеседника. Используются привычные, стандартные маски (вежливости, участливости, простоты), т. е. набор мимики, жестов, стандартных фраз, легко «считываемых» аудиторией, позволяющих при этом скрыть отношение к собеседнику.

2. Формально-ролевое общение - в нем регламентированы и содержание и средства общения социальными ролями партнеров (врач и пациент, контролер и пассажир).

3. Деловое общение предполагает оптимизацию и организацию того или иного предмета деятельности: производственной, научной, учебной и т. п. При деловом общении учитываются особенности личности, характера, настроения собеседника, но на первом месте стоят интересы дела, а не сама личность собеседника.

4. Духовное межличностное общение, при котором раскрываются глубинные структуры личности и достигается наиболее полное взаимо-понимание5.

В журналистике дифференциация журналистских профессиий рассматривается:

- по родам журналистики (газетчик, радиожурналист, тележурналист);

- по видам журналистики (международники, политологи, аграрники, экологи, спортивные обозреватели и т. п.);

- по жанрам журналистики (очеркист, фельетонист, интервьюер, шоумен);

- по типу участия в технологических операциях коммуникативного процесса (репортер, редактор, корреспондент, комментатор, обозреватель, ведущий теле- и радиопрограмм и т. п.)6.

К профессиям телевидения с авторским характером деятельности принято относить и профессию журналиста (автор, редактор), и профессию телевизионного ведущего (в отличие от профессии диктора, которому отводится роль чтеца). При этом журналиста, представляющего в кадре телеобозрения, причисляют к телевизионным ведущим, а телерепортера, представляющего событие, - нет. Учитывая все расхождения, представляется возможным предложить рассматривать в качестве телеведущего телевизионного журналиста в моменты его присутствия в кадре и в процессе общения с телевизионной аудиторией.

Впрочем, необходимо дальнейшее уточнение дифференциации профессии «телевизионный ведущий». Эта необходимость обусловлена тем, что телевидение находится в процессе всестороннего развития, и происходящие изменения (в том числе в технике и технологии) вызывают изменения в профессиональных функциях.

Такого рода уточнение целесообразно проводить по нескольким параметрам:

- содержание деятельности и выполняемые функции;

- жанры и жанровые формы тележурналистики (универсальной классификации жанров в телевизионной журналистике не создано, и в данной работе используется классификация, предложенная В.Л. Цвиком7);

- особенности коммуникации;

- характер выполняемых функций (традиционно работа ведущего на телевидении считается авторской, а деятельность телеведущего отождествляется в основном с деятельностью тележурналиста). В настоящее время можно наблюдать, как растущая конкуренция между некоторыми федеральными телеканалами, приводящая к ужесточению их программной политики, и нехватка квалифицированных кадров в региональных телекомпаниях заставляют руководство каналов сосредоточить собственно авторские функции «в руках» как можно меньшего количества людей, что приводит, в свою очередь, к проявлению в ряде случаев исполнительского, «не-авторского» характера деятельности телеведущего. Отсюда в научной литературе - рассуждения о двух типах телеведущего: Авторе и не-Авторе8.

Г.В. Кузнецов предлагает рассматривать семь амплуа телевизионного журналиста: репортер, интервьюер, комментатор, обозреватель, модератор, шоумен и ведущий новостей9.

Ориентированная на предложенные выше параметры, дифференциация может выглядеть следующим образом.

Корреспондент телевидения - выступает в качестве телеведущего во время так называемых stand ир'ов и интервью. Stand up - прямое обращение в кадре корреспондента к телезрителям, когда он сообщает им те или иные факты, в том числе и прямо с места происходящих событий. Основная функция корреспондента - собирать информацию и представлять ее телезрителям (само слово образовано от латинского correspondeo, «осведомляю»). В качестве ведущего корреспондент в определенном смысле гарантирует достоверность представляемой информации, что обеспечивается его выходом в эфир непосредственно с места съемок. Журналистские жанры - информационное сообщение (видеосюжет), информационное интервью. Вид общения - в основном формально-ролевой, где корреспонденту отведена роль информатора. Исключение составляют постановочные телепрограммы в стиле «ин-фотейнмент» (от английского «infortainment», составленного из двух слов - «information» и «entertainment» (развлечение), в буквальном смысле - «информация в виде развлечения»), где вид общения корреспондента можно определить как «контакт масок». Характер деятельности - преимущественно авторский: литературная основа журналистской корреспонденции, в особенности текстов stand ир'ов и вопросов интервью, на телевидении создается самим корреспондентом. В региональных телекомпаниях при недостатке квалифицированных кадров

встречается ситуация, когда вопросы интервью и основные элементы текста «набрасывает» шеф-редактор программы (или редактор дня) перед выездом на съемку, он же производит авторское редактирование закадрового текста в процессе монтажа. В этом случае работа корреспондента носит в большей степени исполнительский характер.

Телерепортер (от латинского reporto, «передавать») - корреспондент телевидения, специализирующийся на подготовке новостей. Выступает в качестве телеведущего в тех же ситуациях и тех же видах коммуникации, что и корреспондент. Репортер в stand ир'е находится непосредственно на месте события, потому что его основная задача -зафиксировать само событие. «Репортерская работа - это проникновение в реальную жизнь»10. Жанры журналистики - информационное сообщение (видеосюжет), отчет, прямое включение, репортаж. В жанре телерепортажа в отдельных случаях, обусловленных особенностями телепередачи или программной политики телеканала, встречаются элементы комментария.

Телеинтервьюер. В некоторых источниках эта профессия представлена как разновидность репортерской11. Однако, приняв в качестве аксиомы утверждение, что основной задачей телевидения является создание телепрограмм, способствующих утверждению в обществе общечеловеческих ценностей, можно заметить, что в целях решения этой задачи к классическим репортерским функциям (осведомлять и предоставлять информацию) профессия телеинтервьюера добавляет и другие. Для рассмотрения специфических особенностей этой разновидности профессии телеведущего и определения самого жанра интервью представляются интересными наблюдения и выводы, сделанные Сергеем Муратовым в ряде монографий об особенностях общения в телепублицистике и документальном кино12,13.

Основными задачами телеинтервьюера можно считать выявление мнений, суждений собеседника или получение информации. Объединив разные подходы с такими особенностями телеинтервью, как обязательное наличие общественного интереса к теме беседы или наличие интереса аудитории к самим собеседникам, можно прийти к следующему определению: основная задача телеинтервьюера - выявление мнений, суждений, получение информации от собеседника, вызывающего общественный интерес, о событии, проблеме, личности (в том числе и его собственной); или выявление мнений, суждений, получение информации от собеседника о событии, проблеме, личности, вызывающих общественный интерес.

Эти задачи требуют от телеинтервьюера овладения навыками общения и актерского мастерства; специальных знаний из области психологии, социологии, драматургии; общей эрудиции и глубины проникновения в темы беседы в значительно большем объеме, чем это необходимо корреспонденту или репортеру. Различия в функциях телерепортера и телеинтервьюера проявляются уже на этапе подготовки: в подготовке репортажа с места события сбор и изучение фактов, разработка вопросника и психологической партитуры предстоящего разгово-

ра занимают менее важное место, чем в подготовке интервью. Куда важнее для телерепортера оказаться в нужном месте в нужное время, успеть развернуть аппаратуру, выставить свет, найти реального очевидца события, который по ходу интервью выполняет не более чем социальную или служебную функцию. Телеинтервьюер стремится увидеть и показать живого человека, разобраться во внутреннем мире собеседника, реализует интерес к человеческой личности. В отличие от телерепортера, который, как правило, интервьюирует собеседника прямо на месте события, телеинтервьюер выявляет мысли (мнения, суждения) собеседника, что делает его функции значительно шире.

Поле деятельности телеинтервьюера включает все жанровое разнообразие телепублицистики - информационные, аналитические, художественные жанры. Столь же широка палитра видов общения, выбираемых в зависимости от целей общения и своеобразия конкретной телепрограммы. Характер деятельности телеинтервьюера - авторский. Исключением не становятся даже региональные компании с их нехваткой квалифицированных кадров: общий сценарий интервью может быть подготовлен шеф-редактором программы, однако в ходе разговора интервьюеру приходится самостоятельно «дописывать» сценарий, ориентируясь на ответы выступающего.

Ведущий телевизионных дискуссионных передач, теледебатов, «круглых столов», студийных пресс-конференций и т. п. (модератор). Дискуссии на телевидении проводятся с целью показать разные точки зрения на проблему, дать возможность участникам защитить свою точку зрения, опровергнуть противоположное мнение, утвердить собственную позицию. Дискуссия, дебаты, полемика - это разные виды споров. Полемика предполагает утверждение мысли неоспоримыми доказательствами; дебаты могут иметь разные цели - выяснить истину, проверить жизненность идеи, обоснованность решений и т. п.; дискуссии представлены в нескольких видах - как спор, нацеленный на поиск истины, как спор по поводу какого-либо события или факта, как спор с целью убедить в чем-то аудиторию. Телеведущий-модератор предоставляет слово, следит за последовательностью, контролирует настрой участников и атмосферу заинтересованности. Очевидно, что, с одной стороны, уровень его компетентности должен соответствовать дискуссии, с другой стороны, он должен уметь «перевести» узкоспециальный разговор на общедоступный язык. Существуют разные точки зрения на степень участия модератора в дискуссиях и дебатах: его роль варьируется от служебной (например, предусмотренной законодательством о выборах, где жестко регламентирована каждая минута телеэфира), требующей «оставить свое мнение за порогом студии»14, до равноправного участия, когда его позиция имеет право быть выраженной, так же как и позиция других участников программы15. «Какой бы служебной ни казалась роль модератора, одно лишь присутствие известного журналиста может менять сам характер передачи как для собеседников, так и для зрителей»16. Жанры журналистики - аналитические: беседа, дискуссия, пресс-конференция. Литературная основа, как правило, представ-

ляет собой сценарный план, короткие тезисы и заметки. Виды общения - формально-ролевой (например, в предвыборных теледебатах), деловой. Характер деятельности ведущего - авторский.

Телевизионный комментатор предстает в качестве телеведущего во время выступления в кадре. Сам по себе телевизионный комментарий - это чаще всего жанровая разновидность выступления в кадре, которое представляет собой компетентное, требующее специальных знаний толкование общественно-значимых фактов, важных событий в культурной или научной жизни, технического изобретения, спортивного состязания или группы фактов, объединенных тематическими или хронологическими рамками. Литературной основой комментария обыкновенно служит полный текст эфирного выступления. Комментарий не может быть абсолютно объективным, но передает суждения автора. С субъективностью текста комментария связан обязательный авторский характер деятельности комментатора телевидения17. Очевидно, что эта деятельность требует от комментатора понимания обсуждаемых проблем, а также дара убеждения. Представляется, что есть в этой профессии и возрастные ограничения, продиктованные необходимой для эффективной коммуникации глубиной анализа, широтой обобщений, объективности оценки событий, явлений и фактов: «...знаете, почему Христос начал проповедовать после 30 лет? Да потому, что молодым людям до тридцати считалось неприличным произносить публичные речи. Молодость - время накопления впечатлений и духовного опыта. Молодых публицистов не бывает»18. Виды общения -формально-ролевой и деловой.

Обозреватель телевидения так же, как и комментатор, предстает в качестве телеведущего во время эфирного выступления - с той разницей, что обозрение отличается широтой использованного материала (в центре комментария может быть и единичный факт). В научной литературе встречается утверждение, что на современном телевидении границы между обозревателем и комментатором во многом стерты, хотя жанровая граница между комментарием и обозрением попрежнему прослеживается достаточно четко. Это верно в отношении информационно-публицистических, политических обозрений и некоторых других типов тематических обозрений. В этих случаях виды общения и авторский характер деятельности телевизионного обозревателя аналогичны комментаторским. Однако, рассматривая, например, тематические музыкальные обозрения на канале MTV, можно без труда заметить разницу. В основе такого типа коммуникации лежит, как правило, «контакт масок», а деятельность телеведущего может носить как авторский, так и не-авторский характер. Таким образом, можно заметить, что «обозреватель телевидения» - понятие более широкое, чем «телекомментатор».

Литературной основой телевизионного обозрения обычно служит сценарный план передачи с полным текстом мостиков-«связок» между отдельными частями программы, обеспечивающих ее целостное восприятие.

К жанру обозрения близка такая сценарная форма, как тележурнал, и описание профессии ведущего тележурнала в основных элементах совпадет с описанием профессии обозревателя.

Ведущий телевизионных информационных программ представляет телезрителю информационные видеосюжеты. В зарубежной профессиональной литературе для обозначения этой профессии встречается термин «презентер» (от английского «present», в данном случае -«представлять кому-либо») или «анкер-мен» («человек-якорь»). Российские исследователи телевидения не уделяют описанию этой профессии достаточного внимания. Возможно, в связи с тем, что исторически она происходит от профессии диктора, функции которого традиционно рассматриваются как служебные. Хотя в базовом учебнике В.В. Ворошилова зафиксирована даже дата первого появления телеведущего в эфире: «Журналист рядом с диктором впервые появился в 1981 г. на ленинградском ТВ. А в 1989 г. была создана телестанция "Факт" с одним журналистом, который без диктора вел выпуск в прямом эфире»19. Представляется, что для описания особенностей деятельности ведущего телевизионных информационных программ оппозиция «авторский»/«не-авторский» является ключевой, что позволяет оставить за рамками настоящей работы описание профессии диктора.

В психологических исследованиях встречается определение типов ведущего на основе дифференциации аудитории (в том числе по интересам, вкусам, пристрастиям), которое возможно отнести к понятию «презен-тер». По этим параметрам выделяются следующие типы ведущих:

ведущие-информаторы, в задачи которых входит найти информацию и использовать особенности своего голоса и внешнего облика для комментария, а также быть в кадре нейтральными и ненавязчивыми, проявлять минимум эмоционального состояния;

ведущие-собеседники демонстрируют высокую степень вмешательства в события, используют особые приемы общения с аудиторией. Важным элементом воздействия этого типа ведущих на аудиторию является оригинальность текстов;

ведущие-наставники максимально вмешиваются в информационный процесс, делятся с аудиторией собственными выводами. Этому типу ведущих свойственны оригинальная манера общения, индивидуальный стиль, самобытный выбор тем, эмоциональность тона20. Многопрофильная информационная программа рассматривается не как журналистский жанр, а как составная сценарная форма, происходящая от подборки новостей в периодической печати. Литературной основой телевизионной информационной программы служит сценарный план, включающий перечень сюжетов и полный текст так называемых «подводок», предваряющих сюжеты.

Тип общения «презентера» с телевизионной аудиторией зависит от своеобразия программы и охватывает весь возможный спектр видов общения.

Ведущий ток-шоу на телевидении - ключевая фигура телевидения взаимодействия. Сам жанр ток-шоу, автором которого считают амери-

канского журналиста Фила Донахью, может существовать только в рамках интерактивной модели. Если в передачах, основанных на линейной модели коммуникации, качества ведущего будут влиять лишь на степень эффективности передачи, то для ток-шоу, основанного на интерактивной модели, ведущий, неспособный к диалогу со зрителем, сводит эффективность передачи к нулю. Ток-шоу как жанр не имеет сегодня однозначного определения. Так называют обычное интервью в кадре, студийную передачу с участием экспертов и зрителей в студии, любые диалоговые передачи. Одно из определений предложено Валерием Цвиком: «Ток-шоу (от англ. talk show - разговор-представление) - разговорная передача с участием приглашенной в студию аудитории»21.

Из уст российского мэтра этого жанра Владимира Познера доводилось слышать, что программа может называться «ток-шоу» только в том случае, когда зрители в студии являются активными действующими лицами телепрограммы (по Познеру, программа «Школа злословия», например, не может быть определена как ток-шоу, так как присутствующие в студии зрители являются не более, чем частью декораций). В ток-шоу телеведущий - модератор, интервьюер и хозяин студии одновременно. Зарубежные специалисты в области телевидения иногда используют английский термин - «the Host» (буквально - «хозяин»), который достаточно точно отражает суть выполняемых функций ведущего ток-шоу. Особенность этой профессии состоит в универсальности - тематической, жанровой, коммуникационной. В поле зрения ведущего ток-шоу одновременно находятся гости (эксперты, выступающие), зрительская аудитория в студии и телезрители. В работе ведущего присутствует полный спектр видов общения.

Литературная основа программы - сценарий - создается в виде сценарного плана на уровне подготовки телепередачи, а в окончательном виде определяется способностью ведущего мыслить вслух и создается в реальном времени практически на глазах у всех. Характер деятельности ведущего телевизионного ток-шоу - исключительно авторский.

Требует отдельного рассмотрения появившаяся в последние годы технология создания ток-шоу, при которой ведущий связан с редактором или продюсером (находящимся в аппаратной видеозаписи и имеющим возможность наблюдать за ходом программы у режиссерского пульта) так называемым «ухом» (микрофонным устройством, дающим возможность ведущему постоянно слышать редактора). Такая технология создала возможность появления телепрограмм в жанре ток-шоу, в которых редактор или продюсер становится реальным собеседником экспертов и зрителей в студии и телезрителей, а ведущий не-авторски транслирует его точку зрения. Представляется, что такую телепрограмму можно назвать скорее имитацией ток-шоу, по жанру приближающейся к телевизионному спектаклю.

Шоумен (или ведущий шоу-программы) в определенном смысле материализует результат коллективного труда всех невидимых зрителю, оставшихся за кадром создателей передачи. Шоу на телевидении

относится к сложным (составным) сценарным формам, требующим изобретательности, знания технических возможностей телевидения. Первой шоу-программой советского телевидения считают «Голубой огонек»22. Шоу-программы - это и телевизионные игры, викторины. Основная задача шоумена - вовлечение зрителей в студии и телезрителей в происходящее действие, создание особой атмосферы. Литературная основа сложной составной передачи создается автором при участии редактора, продюсера, режиссера в виде сценарного плана и определяет общий ход действия. Шоу в телевизионном эфире предусматривает возможность всех видов общения. Тип деятельности ведущего зависит от особенностей телепрограммы, и может носить как авторский, так и не-авторский характер.

Некоторые затруднения вызывает уточнение функций ведущего в художественных жанрах телевизионной журналистики - очерке, эссе, фельетоне. В литературе не удалось найти каких-либо данных по этому вопросу. Представляется возможным на основании предложенной дифференциации определить такого ведущего как комментатора.

Предложенная уточненная дифференциация профессии «телевизионный ведущий» достаточно условна: жанры, виды общения, описанная специализация внутри профессии редко существуют в чистом виде даже в рамках одной передачи. Однако такой подход дает возможность более четко выделить особенности профессии в целом, а также предложить в качестве основного критерия эффективности деятельности телеведущего эффективность коммуникации, понимаемую как эффективность общения с телевизионной аудиторией. В то же время понимание различий внутри профессии создает предпосылки для последующей подробной разработки факторов эффективности телеведущего в зависимости от особенностей коммуникации (например, в работе «презентера» две стороны общения - ведущий и телезритель, в работе ведущего ток-шоу - как минимум четыре: ведущий, выступающие, студийная аудитория, телезрители).

Эффективность влияния ведущего на аудиторию зависит и от таких факторов, как цели создания передачи, жанровые рамки, благоприятные для речевого взаимодействия, профессионализма и этичности отношения коммуникатора к партнеру по речевому общению. Важная составляющая эффективности - авторский характер деятельности ведущего. Он создает на экране персонифицированный, но не вымышленный образ (в отличие от актера), воспроизводит самого

себя23.

Примечания

1 Алтынов М. Власть, зеркало или служанка?: В 2-х т. М., 1998. Т. 1. С. 195.

2 Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: интерактивное поле общения. М., 2004. С. 75.

3 Московиси С. Машина, творящая богов. М., 1998. С. 25.

10

4 См.: Адамьянц Т.З. В поисках имиджа. М., 1995; Поберезникова Е.В. Указ. соч.; Матвеева Л.В, Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002.

5 Айви АЛ. Лицом к лицу: практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. Новосибирск, 1995. С. 30.

6 Цвик ВЛ. Телевизионная журналистика: История. Теория. Практика. М., 2003. С. 34-39.

7 Там же. С. 212-261.

8 Мельник Г.С. Общение в журналистике. СПб., 2004. С. 128.

9 Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000. С. 58. Там же. С. 76.

11 Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2002. С. 75.

12 Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.

13 Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.

14 Кузнецов Г.В. Указ. соч. С. 35.

15 Мельник Г.С. Указ. соч. С. 147.

16 Ильченко С.Н., Познин В.Ф., Почкай Е.П. Технология СМИ: творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003. С. 8.

17 Цвик В.Л. Указ. соч. С. 249.

18 Кузнецов Г.В. Указ. соч. С. 74.

19 Ворошилов В.В. Журналистика: Базовый курс. СПб., 2004. С. 319.

20 Мельник Г.С. Указ. соч. С. 12.

21 Цвик В.Л. Указ. соч. С. 256.

22 Там же. С. 275.

23 Мельник Г.С. Указ. соч. С. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.