Научная статья на тему 'Универсальность как основное качество регионального тележурналиста'

Универсальность как основное качество регионального тележурналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
555
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Универсальность как основное качество регионального тележурналиста»

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНОЕ КАЧЕСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

Рыжов А.В.

Девяностые годы ХХ века стали временем широкого развития и распространения телевидения, как доминанты масс-медиа. Современное центральное телевидение - это мощнейшая индустрия, в которой сконцентрирован огромный творческий потенциал, в этой сфере заняты тысячи сотрудников, выполняющих определённые обязанности, функции. Реестр телепрофессий сейчас включает в себя сотни наименований: начиная с телеоператоров и режиссёров, заканчивая гримёрами, осветителями, имиджмейкерами и другими... И тем не менее вся эта когорта специалистов различного профиля находится в энергетическом поле журналиста, который является тем креативным центром, объединяющим все службы, подчиняющим их функциональные обязанности конкретно заданной цели, дающим им направление деятельности и смысловое содержание.

Так обстоят дела на федеральных каналах, где есть чёткая технология производства и каждый человек преимущественно несёт ту функциональную нагрузку, которая закреплена в его должностной инструкции и в соответствии с контрактом. Но наряду с центральными телеканалами, распространяющими свой вещательный сигнал на территории всей страны, в настоящее время во многих городах: как крупных, так и совсем небольших -образовались телевещательные компании, специализирующиеся на выпуске телепрограмм или ретрансляции телевизионного сигнала тем или иным способом. Рассматривая различные аспекты деятельности означенных телестудий, следует отметить, что так же как и на ЦТВ, основным генератором творческой мысли телелаборатории является журналист, однако в провинции сфера его практической деятельности претерпевает существенные изменения. В частности, как правило, он выполняет не только функции автора сюжета, но и вынужден овладевать рядом смежных телепрофессий.

В связи с этим в настоящее время предъявляются повышенные требования к уровню образования тележурналиста. На момент получения лицензии на право деятельности телекомпания теперь вынуждена доказать компетентность и высокий профессиональный уровень своих сотрудников. Сейчас "эра непрофессионалов", как называют некоторые исследователи телевидения время, когда в 90-е годы на ТВ появилось огромное количество специалистов, не имеющих соответствующего образования, уходит в прошлое. На крупные региональные телестудии сейчас приходят кадры со специальным образованием. Подчеркну особо, "на крупные". Например, в настоящее время в телестудии "ВГТРК - Владимир" работает около 160 (!) сотрудников. В телекомпаниях малых городов, чей бюджет гораздо

скромнее, штат работников может быть в 10 раз меньше. Проанализировав большое количество специальной литературы по телевидению, приходим к выводу, что авторы исследований, как бы они ни настаивали на том, что пишут о "региональном телевидении", преимущественно говорят о ТВ крупных городов (областных, республиканских центров). И крайне редко приводят примеры работы телестудий в городах, где население не превышает 100 тысяч человек. А ведь из таких городов во многом состоит Россия. И там, так же как и в более крупных, существуют телестудии, где журналист выполняет культуроформирующую функцию.

И в большинстве телестудий "малых городов" по-прежнему работают операторы, журналисты, редакторы, не имеющие специального образования, которые часто создают свои программы методом проб и ошибок.

Это же подтверждает и заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, кандидат филологических наук Г.В. Кузнецов: "Сотни мелких телестудий, куда хлынули энтузиасты, никогда не слышавшие о журнале "Журналист", о теле кафедре в МГУ, не учившиеся во ВГИКе - эти студии "делают погоду" на рынке теле зрелищ в своих регионах" (Кузнецов Г.В. "Так работают журналисты ТВ", М.: "Издательство Московского университета", 2004, с.41).

Таким образом, руководство региональных телестудий требует от журналиста не узконаправленной специализации, а напротив универсальности или полифункциональности.

Каждая региональная телестудия - это уникальный механизм, действующий по своим собственным законам, применимым лишь для отдельно взятой конкретной телестудии. Но, по свидетельству различных исследователей современного телевидения, общим для преобладающего большинства региональных телекомпаний является то, что их сотрудники сочетают в себе несколько профессий, так как небольшие телестудии не имеют возможности закрепить за конкретным работником узкую специальность. В итоге, в программах новостей местного телевидения, журналист часто выполняет функции и ведущего, и корреспондента новостей. Он выступает сразу в нескольких ипостасях: сам себя редактирует и режиссирует, составляет и планирует программу, определяет центральный сюжет выпуска, в некоторых случаях сам монтирует сюжеты. Иногда и оператор становится монтажером собственных съёмок.

Так, в телекомпании "Кольчуг-ИНФО" (г. Кольчугино, Владимирской области) в должностных обязанностях оператора прямо записана функция монтажа телепередач. Этот опыт был перенят в США, где подобная практика широко распространена. Ведь оператор, посетивший место события и отснявший видеоряд, лучше монтажёра будет знать, какая информация содержится на видеоплёнке и лучше ориентируется в ней. Здесь вполне можно привести поговорку, которая применима к каждому сотруднику

многих региональных телекомпаний: "И швец, и жнец, и на дуде игрец". В этом и заключается универсальность сотрудников телевидения в малых городах.

Практика последних лет показывает: журналисты все чаще берут в руки видеокамеру. И если на центральных телеканалах, где съёмочная аппаратура довольно сложна и требует руки опытного профессионала, на региональных телестудиях, где видеокамеры гораздо дешевле и проще в управлении, где не так высоки требования к качеству видеоизображения, журналист фактически ежедневно совмещает в себе функции оператора.

Известный журналист центрального телевидения Александр Цирульников (телекомпания ТВЦ), будучи собственным корреспондентом в Нижнем Новгороде, имея навыки работы с техникой, не прибегал к услугам монтажёров, он отлично знал отснятые кадры и грамотно их компоновал.

Нередко, по свидетельствам участников всероссийских и международных телефорумов, в титрах фильмов и передач всё чаще одно и то же лицо фигурирует в качестве сценариста, оператора и режиссера. И такие "авторские" фильмы есть в арсенале любой региональной телекомпании. Редкий случай, когда оператор становится журналистом, но фактов, когда корреспондент берётся за видеокамеру, довольно много.

Подобное двуединство, по мнению крупных специалистов в области телевидения, нередко ведёт к ухудшению качества операторской и журналистской работы. И здесь следует привести мнение журналиста "Красной Звезды" времён Великой Отечественной войны Константина Симонова, который, выезжая на фронт, непременно брал с собой фотокорреспондента, хотя умел фотографировать и сам. Писатель утверждал, что процесс съемки (установка выдержки и диафрагмы, забота о компоновке кадра, выбор точки съемки), отвлекает от наблюдения за жизнью, прерывает общение с героями. И в этом он, безусловно, прав...

Несмотря на то, что совмещение функций на данной стадии нередко ведёт к ухудшению качества телепродукции, тележурналист, владеющий техникой съёмки и монтажа, становится всё более типичным явлением на студиях малых городов. Чем же это обусловлено?

Прежде всего, очевидным экономическим расчётом. Каждый час работы профессионального оператора предполагает существенные финансовые затраты, и потому региональные телекомпании, охотно вручают автору-одиночке современную видеокамеру, управлять которой не намного сложнее, чем фотоаппаратом. Есть и ещё одно преимущество: работая в одиночку, журналист с камерой располагает своим временем куда свободней, нежели в том случае, если с ним оператор или целая съемочная группа. Главное же -присутствие одного человека куда меньше нарушает ход жизни, чем работа бригады.

В журналистском сюжете будет и интервью, и больше наблюдений, что, безусловно, хорошо, ведь по мнению критиков, "ТВ-экран сейчас грешит многословием и словоблудием в силу привычной бригадной спешки: приехали, быстро сняли интервью, несколько "перебивок" - и укатили. Причин для подобной скоропалительной съёмки множество: смена

кончается, водитель торопится в гараж, у осветителя отгул, оператор устал." (Кузнецов Г.В. "Так работают журналисты ТВ" М.; "Издательство Московского университета", 2004, с.82).

Журналист с видеокамерой может сколько угодно ждать подходящего момента для съемки самого существенного, кульминации события, разобраться в его деталях, а поэтому в репортаже донесёт до зрителя главную его сущность.

Телезрители будут смотреть репортаж о событии его глазами, слышать его слова, которыми он комментирует происходившее, и, если репортаж построен грамотно, то зрители будут ощущать те же эмоции, что и журналист, который непосредственно присутствовал на событии. И в этом ярко проявляется его культуроформирующая роль. И если на федеральных телеканалах подобные эксперименты невозможны, то на телестудиях малых городов они вполне могут иметь место. Поэтому региональное телевидение именно в силу своей универсальности может считаться отличной школой для любого тележурналиста, особенно в начале его карьеры, универсальность даёт возможность журналисту попробовать себя реально в разных телевизионных профессиях. Тем самым человек может найти своё место быстрее и с меньшими потерями. Люди, которые владеют навыками нелинейного монтажа и к тому же умеют снимать, всегда будут цениться в таких компаниях, так же как и журналист, который сам может стать режиссером фильма.

То же касается и телевизионной специальности регионального журналиста. Например, в шестидесятые годы любого журналиста, работающего в кадре, называли "комментатор". С течением времени более точно определились основные "амплуа", в которых журналист предстает перед телезрителями. Каждому из видов экранной деятельности присущи особая методика работы, особые правила, соответствующие его специализации. Если на центральных каналах работают журналисты с различными квалификациями (телерепортер, комментатор, обозреватель, интервьюер, ведущий и т.д.), то практика региональных телестудий (особенно в районных центрах) далеко не всегда даёт возможность увидеть какое-либо из перечисленных "амплуа" в идеальном, чистом виде. Многочисленные примеры телестудий малых городов свидетельствуют, что весь цикл смежных функций нередко соединяет в себе один человек, выступая в различных жанрах телевизионного искусства и выполняя обязанности интервьюера, комментатора, модератора, не говоря о непременном редакторском участии в отборе и компоновке материала, а

также, как было сказано выше, работая в качестве оператора, монтажёра и проч..

Поэтому руководители центральных телеканалов с таким удовольствием берут на работу коллег, прошедших "школу" региональных телестудий. Они универсалы, им вполне можно доверить любое поручение, так как они выдержали "экзамен на прочность" в регионах, где успели приобрести определённые практические навыки, набраться немалого опыта, а поэтому городские телекомпании нередко являются трамплином для профессионального роста, восхождения на центральные телеканалы. Особенно эффективно подобная система работает в США и обеспечивает приток лучших сил из провинции в мегаполисы. Путь из американской глубинки к вершинам популярности прошли Питер Дженнингс, Дэн Разер, Том Брокау, Фил Донахью. Подобная практика существует и на отечественном ТВ. Например, Светлана Сорокина пришла в программу "Вести" из питерского ТВ, Анатолий Малкин - из мурманского, Леонид Парфёнов - из череповецкого и т.д.

Требования времени таковы, что необходимо стремиться осваивать как можно больше разных телевизионных профессий. Это нужно хотя бы для того, чтобы лучше понимать окружающих людей, с которыми приходится работать или общаться. Так, у зрителей, воспринимающих передачу, создаётся образ универсального человека, жителя малого города России, который обитает рядом, обладает схожим менталитетом. Появление такой личности на экране, создаёт у реципиента, ощущение его успешности, авторитетности его мнения. Нередко его воспринимают как эталон для подражания, стремятся быть похожими на него. Следовательно, в данной определённой социокультурной среде становится престижно быть универсалом, иметь широкий кругозор, формируется иной культурный образ горожанина.

Поэтому журналист должен быть яркой, всесторонне образованной личностью, с широким кругозором, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками. По словам обладательницы высшей национальной премии "ТЭФИ-98", кандидата филологических наук Н.В. Зверевой: ".профессия журналиста требует высшего образования. Надо уметь организовать себя и закончить вуз. А вот какой - не суть важно. Известно, что Эрнст, Познер и Лобков - биологи. Это не помешало им стать настоящими профессионалами телевидения. Иногда специальное журналистское образование даёт меньше, чем любое другое". (Зверева Н.В. "Школа регионального журналиста" М.; "Аспект Пресс", 2004, с. 23.)

За рубежом в практике другая система подготовки тележурналистов. Сначала человек изучает конкретную область знаний (биологию, медицину, различные отрасли техники), а затем, если решает посвятить себя

журналистике, заканчивает специальные курсы для получения практических навыков.

Итак, полифункциональность или универсальность в определённой степени является требованием к работе регионального журналиста. Его широкая эрудиция, необходимый уровень дополнительных знаний и умений, чисто человеческие качества не только помогают ему в выполнении его профессиональной, общественно значимой социальной функции, но этот синтез позволяет ему стать нестандартной, яркой личностью, являющейся "душой общества", центром притяжения, которую уважают, узнают, которой верят, с которой берут пример и советуются. И в такой ауре, в данной социокультурной среде журналист черпает вдохновение для своей деятельности и развивается как продукт этой среды, реально отражает и обогащает её.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.