13. Ward, M., Beyer, J. Vulnerable Landscapes: Case Studies of Violence and Disinformation / M. Ward, J. Beyer // Wilson Center. - URL: https://www.wilsoncenter. org/sites/default/files/vulnerable_landscapes_case_studies.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
Гикис Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, медиакоммуникаций и связей с общественностью Пятигорского государственного университета, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10117
М. В. Исакова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КАК СПОСОБ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ РАДИОСТАНЦИИ
Автор рассматривает влияние визуализации в социальной сети ВКонтакте на продвижение бренда музыкально-информационных радиостанций. В качестве материала исследования выступили публикации в официальных сообществах федеральных радиостанций FM-формата «Европа Плюс» и «Радио Energy». На основе разработанной классификации были выделены используемые формы визуального контента. Подводя итог, автор замечает, что визуализация в социальных сетях является необходимым способом продвижения бренда музыкально-информационных радиостанций, но, как показывает практика, к нему часто относятся с пренебрежением.
Ключевые слова: визуализация, социальные сети, продвижение, бренд, музыкально-информационная радиостанция.
В современном медиапространстве границы презентации СМИ давно стёрты. Что касается радио, то сейчас практически каждая станция имеет официальное сообщество в нескольких социальных сетях, где можно увидеть, как она себя позиционирует не только с аудио-, но и с визуальной стороны. К примеру, разговорное видео на YouTube может стать аудиоподкастом, а «картинка» интересного эфира транслируется в реальном времени. Синтез форматов и приёмов - ключевое преимущество в погоне за «потребителем контента». Тем более сейчас, когда медиа являются не просто трансляторами, но и выстраивают с тем самым потребителем коммуникацию посредством создания определённого образа и воспитывая лояльность -это является признаками бренда.
Важными в нашей работе являются следующие теоретические аспекты.
1. Вслед за автором В. Д. Курушиным мы можем раскрыть суть визуализации через понятие визуальная коммуникация. «Визуальная коммуникация - это такой способ общения, взаимодействия между людьми, который осуществляется с помощью зрительно воспринимаемых образов» [7. С. 6].
2. Социальные сети в контексте нашей работы выступают доступной и гибкой площадкой для размещения визуального контента в целях продвижения и позиционирования бренда, а также взаимодействия с аудиторией. Кандидат филологических наук А. А. Морозова утверждает, что «Функции социальных сетей на сегодняшний день намного шире и разнообразнее, чем функции любых других медиа. В первую очередь это связано с тем, что соцсети обладают огромным числом
неограниченных возможностей, которые сочетают в себе коммуникацию и доступ практически к любой информации, любым текстовым, аудио-, визуальным и фотографическим материалам» [8. С. 201]. Мы рассматриваем ВКонтакте как социальную сеть общего формата согласно классификации исследователя Д. В. Валько [3]. «Подобные социальные сети зачастую являются открытыми для всех и применяются для коммуникативных целей, т. е. для свободного общения с друзьями, родственниками, коллегами, знакомыми и незнакомыми людьми» [3].
3. М. Л. Калужский, кандидат философских наук, поясняет термин продвижение как «мероприятия, направленные на повышение эффективности продаж через коммуникативное воздействие на персонал, партнёров и потребителей» [5. С. 98].
4. Многочисленные определения бренда даны в пособии «Современные коммуникационные технологии продвижения бренда» [6]. Мы считаем наиболее подходящим мнение английского маркетолога Пола Фелдвика: «Бренд - это набор восприятий в глазах потребителя» [6. С. 6]. В таком случае бренд выступает как носитель устойчивых ассоциаций, как целостный, успешный и приятный глазу образ, содержащий в себе определённую идею.
5. Музыкально-информационная радиостанция - радиостанция, использующая один из самых популярных на сегодняшний день форматов вещания, который В. А. Егошкина охарактеризовала как «имеющий следующее соотношение: 60-70 % музыки и 30-40 % информации» [4].
6. Что касается продвижения музыкально-информационных радиостанций, то «наличие в социальных сетях официальных аккаунтов, а также страничек её главных ведущих или даже неких придуманных героев «заэфирья» - это новый эффективный рычаг развития в быстро меняющейся медиареальности», - считает С. В. Асланова (Новаторова) [1]. Несмотря на то, что в классическом учебнике «Радиожурналистика» под редакцией А. А. Шереля говорится о том, что «в силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, ибо <...> звуком побуждает активную деятельность человеческого воображения» [11. С. 140], автор К. Бордюг в статье «Визуализация радио: ответ радио современным медиа-и аудиоресурсам» пишет, что «благодаря размещению контента на различных площадках можно значительно увеличить охват аудитории. Поэтому сегодня многие радиостанции обзавелись собственными сайтами, вещают в Интернет, выпускают мобильные приложения и активно продвигаются в соцсетях, где визуальный контент играет большую роль. Просто потому, что для идентификации слова человеческому мозгу требуется около 200 миллисекунд, а для обработки изображения -от 13 миллисекунд» [2].
Целью данной статьи является разработка классификации визуального контента музыкально-информационных радиостанций в социальных сетях и его дальнейший анализ в рамках продвижения бренда. Нами были просмотрены по 50 последних постов в официальных сообществах ВКонтакте двух федеральных музыкально-информационных радиостанций FM-формата, а именно: «Европа Плюс» [9] и «Радио Energy» [10]. Выбор обусловлен количеством подписчиков.
Европа Плюс. Визуализацию здесь можно классифицировать по следующим признакам:
1. По виду визуализации:
- фотографии;
- картинки;
- видео;
- обложки музыкальных альбомов;
- киноафиши.
2. По рубрике :
- #Музыка (фотографии знаменитостей; фотографии неизвестных, но красивых людей; эстетичные фотографии неодушевлённых предметов и явлений; обложки музыкальных альбомов - обязательно сопровождаются музыкальным плей-листом);
- #БригадаУ (фотографии ведущих; видеозаписи эфиров в брендированной студии -иногда сопровождаются приглашением на специальное событие);
- #Гороскоп (контент, идейно похожий с рубрикой #Музыка + специальная брендированная картинка для данной рубрики; фотографии ведущих - обязательно сопровождаются гороскопом в текстовой форме);
- #Видео (свежие музыкальные клипы, иногда сопровождающиеся интерактивом);
- #Топчикнонстопчик (картинки или фотографии, несущие в себе смеховой элемент; картинки или фотографии, иллюстрирующие варианты ответов на опрос - как правило, сопровождаются интерактивом);
- #Кинокайф (киноафиши; трейлеры фильмов - иногда сопровождаются интерактивом или приглашением на специальное событие);
- #Фото (как правило, фотографии знаменитостей).
3. По типу обращения к эмоции слушателя:
- Тяга к эстетике (красивые фотографии людей, неодушевлённых предметов и явлений; обложки музыкальных альбомов);
- Восхищение богатыми и знаменитыми (фото знаменитостей; киноафиши; видеоклипы; трейлеры фильмов);
- Смех (картинки или фотографии, несущие в себе смеховой элемент);
- Желание увидеть «закулисье» радиостанции (записи радиоэфиров в брендированной студии; фотографии ведущих).
Радио Energy. Визуализацию здесь можно классифицировать по следующим признакам:
1. По виду визуализации:
- фотографии;
- картинки;
- видео;
- открытки;
- анимированные изображения Gif-формата.
2. По рубрике:
- #EnergyMusic (фотографии знаменитостей; фотографии неизвестных, но красивых людей; эстетичные фотографии неодушевлённых предметов и явлений; видео с live-выступлениями музыкантов; картинки или фотографии, несущие в себе смеховой элемент, - могут сопровождаться музыкальным плей-листом и/или интерактивом);
- #NRJNews (трейлеры фильмов; отрывки из записей радиоэфиров; короткометражные фильмы; видеоклипы; записи радиоинтервью в брендированной студии);
- #Шоусчернымперцем (картинки или фотографии, несущие в себе смеховой элемент; фотографии ведущих - могут сопровождаться интерактивом);
- #Гороскоп (картинки или фотографии, несущие в себе смеховой элемент; фотографии или видео с ведущими - обязательно сопровождаются гороскопом в текстовой форме);
- #EnergyFun (картинки или фотографии, несущие в себе смеховой элемент, - могут сопровождаться интерактивом);
- #Епе^уСпорт (анимированные изображения Gif-формата с экстремальным видом спорта - могут сопровождаться музыкальным плей-листом).
3. По типу обращения к эмоции слушателя:
- Тяга к эстетике (красивые фотографии людей, неодушевлённых предметов и явлений; короткометражные фильмы; анимированные изображения Gif-формата);
- Восхищение богатыми и знаменитыми (фото знаменитостей; видеоклипы; трейлеры фильмов);
- Смех (картинки или фотографии, несущие в себе смеховой элемент; открытки);
- Желание увидеть «закулисье» радиостанции (записи радиоинтервью в брендированной студии; фотографии или видео с ведущими).
Таким образом, на основе полученных данных можно сделать ряд выводов.
1. Записи радиоэфиров - всегда удачный вариант, благодаря которому аудитория видит студию и ведущих как носителей бренда радиостанции, а также наблюдает за тем, что происходит, к примеру, в музыкальных паузах (что подогревает интерес).
2. Несмотря на положительные перспективы из первого пункта, продвижение бренда с помощью визуализации в социальных сетях выражено слабо в обоих случаях. Визуальный контент несёт скорее развлекательную функцию.
3. Визуальный контент, представленный обеими радиостанциями, по сути, аналогичный, однообразный и не выдержан в единой стилистике, отчего не складывается индивидуальное и цельное впечатление.
4. В официальных сообществах выбранных нами радиостанций замечается пренебрежение популярными формами визуального контента (мемы, интересный дизайн) и использование неактуальных форм (к примеру, на странице «Радио Energy» мы обнаружили демотиватор).
На примере официальных сообществ музыкально-информационных радиостанций «Европа Плюс» и «Радио Energy» в социальной сети ВКонтакте нами была разработана классификация, с помощью которой удалось упорядочить и проанализировать визуальный контент. Подводя итог, можно сказать, что данные радиостанции слабо позиционируют себя как бренд, и аккаунт в социальной сети является, скорее, дополнением трансляции медиапродуктов на FM-волнах и основного сайта.
Список литературы
1. Асланова (Новаторова), С. В. Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции [Текст] / С. В. Асланова (Новаторова) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. -№ 4-2. - С. 190-192.
2. Бордюг, К. Визуализация радио: ответ радио современным медиа- и аудиоресурсам [Электронный ресурс] / К. Бордюг // Broadcasting.ru. - URL: http://broadcasting.ru/articles2/ Oborandteh/vizualizatsiya-radio-otvet-radio-sovremennym-media-i-audioresursam (дата обращения: 12.03.2020).
3. Валько, Д. В. Роль социальных сетей в современном маркетинге и менеджменте [Текст] / Д. В. Валько // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2015. - № 3 (67). - С. 91-94.
4. Егошкина, В. А. Формат радиостанций и форматообразующие признаки радиопрограмм [Текст] / В. А. Егошкина // Коммуникативные исследования. - 2017. -№ 2 (12). - С. 61-68.
5. Калужский, М. Л. Практический маркетинг [Текст] / М. Л. Калужский. - СПб. : Питер, 2012. - 176 с.
6. Киуру, К. В. Современные коммуникационные технологии продвижения бренда [Текст] : учеб. пособие / К. В. Киуру, А. А. Журавлёва, С. И. Симакова. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2017. - 159 с.
7. Курушин, В. Д. Дизайн и реклама [Текст] / В. Д. Курушин. - М. : ДМК Пресс, 2006. - 272 с.
8. Морозова, А. А. Функции социальной сети как масс-медиа (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова // Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Журналистика и массовая коммуникация в XXI веке». - Пермь, 2017. - С. 196-202.
9. Официальное сообщество радиостанции «Европа Плюс» в социальной сети ВКонтакте [Электронный ресурс] // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/europaplus (дата обращения: 10.03.2020).
10. Официальное сообщество радиостанции «Радио ENERGY (NRJ)» в социальной сети ВКонтакте [Электронный ресурс] // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/nrj (дата обращения: 10.03.2020).
11. Радиожурналистика [Текст] : учеб. для вузов / Н. С. Барабаш, Л. Д. Болотова, В. В. Гаспарян [и др.] ; под ред. А. А. Шереля. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Моск. ун-та ; Наука, 2005. - 480 с.
Исакова Мария Вячеславовна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].
Научный руководитель: Морозова Анна Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10118
В. А. Курочкина
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА В БИЗНЕСЕ
Важная часть бизнеса - постоянно привлекать к себе внимание. Но компании не так важно внимание аудитории, как прибыль от продажи товаров и услуг. Чтобы продать, бренд сперва должен привлечь внимание людей к продукту. Лучший для этого способ - сторителлинг или рассказывание историй. Таким образом, с помощью него компания привлекает свою аудиторию.
Ключевые слова: сторителлинг, бренд, продвижение, визуальный контент.
Визуальный контент - это неотъемлемая составляющая нашей жизни, он повсюду, и в социальных медиа тоже. Грамотное использование визуального контента способно захватить внимание зрителя, воздействовать на его психоэмоциональный фон. Но что значит «грамотное использование». Как вариант, это может быть визуальный сторителлинг.
Сдвиг в сторону визуального сторителлинга открывает множество перспектив для рекламодателей и маркетологов. Потому что история, рассказанная на визуальном языке (одна картинка расскажет больше, чем 1000 слов, как известно), содействует крепким отношениям с поклонниками и потребителями.
Таким образом, актуальность темы обусловлена:
- значимостью разработки новых технологий, направленных на продвижение бренда;
- недостатком специальных исследований по применению техники сторителлинга в маркетинге.