Научная статья на тему 'Функционирование спортивных СМИ в социальных медиа. Спортивная журналистика в эпоху Web 3. 0'

Функционирование спортивных СМИ в социальных медиа. Спортивная журналистика в эпоху Web 3. 0 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3372
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / КОНТЕНТ / ИНТЕРНЕТ / WEB 3.0 / WEB 4.0 / USER GENERATED CONTENT / ВКОНТАКТЕ / INSTAGRAM / TWITTER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маметьев Василий Егорович

Статья посвящена основным трендам современной спортивной журналистики и интернет-среды. Рассматриваются основные этапы развития интернета, начиная от Web 1.0. и заканчивая концепцией Web 4.0. и её применением. Особое внимание уделяется Web 3.0. и User Generated Content в современной спортивной журналистике России. В статье рассматриваются аккаунты трёх спортивных ресурсов, «Матч ТВ», Sports. ru и Eurosport.ru в социальных медиа «Вконтакте», Instagram и Twitter.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование спортивных СМИ в социальных медиа. Спортивная журналистика в эпоху Web 3. 0»

2. Захаров, С. С. Научные журналы по филологии: типологическая модель: автореф. дис. канд. филол. наук : 19.11.10 [Текст] / С. С. Захаров.-М., 2010. - С. 22

3. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О. С. Иссерс. - 5-е изд. - М.: ЛКИ, 2008. - 288 с.

4. Каравичева, Т. В. Эволюция языка средств массовой информации в публикациях экономической и социально-правовой тематики: автореф. дис. канд. филол. наук : 10.01.10 [Текст] / Т. В. Каравичева. - Тамбов, 2005. - 24 с.

5. Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты : На примере «Челябинского рабочего» : автореф. дис. канд.филол. наук : 10.01.10 [Текст] / Б. Н. Киршин. -Екатеринбург, 2006. - 181 с.

6. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учеб. для вузов [Текст] / С. Г. Корконо-сенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

7. Краснобоярова, А. С. Беседа о экономическом прошлом газеты «Знамя Октября» [Личное интервью] / А. С. Краснобоярова. - Пласт, 25 марта 2017.

8. Медиастратегия [Электронный ресурс]. - URL: http://staredu.ru/432232729.html.

9. Солганик, Г. Я. О языке и стиле газеты [Электронный ресурс] / Г. Я. Солганик. -URL: http://evartist.narod.ru/textl2/15.htm#_ftnref28.

10. Реснянская, Л. Л. Общероссийские газетные издания [Текст] / Л. Л. Реснянская II Вестн. МГУ - Сер. Журналистика. - 2000. -№4,- С. 3-14.

11. Ямпольская, Р. М. Женская пресса: ее типологические особенности [Текст] / Р. М.ЯмпольскаяIIВестн. Московск. ун-та.-Сер. 10Журналистика. - 1995.-№ 1.-С. 15-25.

Маметьев В. Е.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА. СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ЭПОХУ WEB 3.0.

Статья посвящена основным трендам современной спортивной журналистики и интернет-среды. Рассматриваются основные этапы развития интернета, начиная от Web 1.0. и заканчивая концепцией 'Web 4.0. и её применением. Особое внимание уделяется Web 3.0. и User Generated Content в современной спортивной журналистике России. В статье рассматриваются аккаунты трёх спортивных ресурсов, «Матч ТВ», Sports, ru uEurosport.ru в социалъныхмедиа «Вконтакте», Instagram и Twitter.

Ключевые слова: социальные медиа, контент, интернет, Web З.О., Web 4.О., User Generated Content, Вконтакте, Instagram, Twitter.

Современный спорт, и всё, что его окружает, трансформируется, не становится исключением и спортивная журналистика. Работа спортивного журналиста совершенствуется, обрастает новыми стандартами, как в сфере технологий, так и в сфере контента. Наступление эпохи социальных сетей и социальных медиа предполагает, что журналистика, в том числе и спортивная, должна подстраиваться под тренды развития. В то же время, нельзя говорить о текущих трендах, не рассмотрев предидущие этапы развития.

Развитие интернета принято делить на три основополагающих этапа. Первым, общепризнанным, как пишет А.Г. Верник этапом является Web 1.0. [1] «Годами жизни» Web 1.0. принято считать промежуток от появления Глобальной сети до начала 2000-х годов. Принято считать, что в Web 1.0. входит всё, что было до появления Web 2.0. [1].

Термин Web 2.0. по словам Верника, первым употребил Т. О'Рейли в статье «Что такое Web 2.0.» в 2005 году [1]. Ключевыми проектами Web 2.0. можно назвать появление различных социальным медиа, например, Twitter, Facebook, YouTube.

Исследователи описывают разницу между Web 1.0. и Web 2.0. так: «...развитие от персональных страниц до блогов и блог-агрегаторов, от простой публикации материалов до участия и обсуждения, от контента сайта, как результата больших инвестиций - к интерактивному процессу накопления информации, и от систем управления контентом (CMS) до систем, основанных на ссылочных тегах (folksonoy)», в эпоху Web 2.0. контент создаётся исключительно администрацией ресурсов, посетитель же был просто читателем.

Характерными особенностями Web 2.0. и ресурсов Web 2.0. являются:

1. Формирование личных профилей с реальными персональными данными о себе. При этом степень доступности может быть различной.

2. Обеспечение возможности обмена информации.

3. Возможность создания и поддержки списка других пользователей, с которыми имеются отношения, или иными словами - поддержка списка друзей.

Этап Web 2.0. подошёл к концу, а его место занял Web 3.0. Центром системы Web 3.0. являются пользователи, комментарии и рекомендации. Ключевым становится определение User Generated Content (Пользовательский Контент, или UGC) - термин появившийся в эпоху Web 2.0. В.А. Шачкова считает, что: « По сути Web 3.0 отличается от Web 2.0 тем, что пользователи не только сами генерируют контент, но сами же его оценивают: отмечают то, что заслуживает внимания единомышленников, их групп, сообществ, в которых они состоят. Система позволяет делать это автоматически. Особенно это становится важным для контента с коротким жизненным циклом» [2]

В среде Web 3.0. значительно увеличилась роль социальных сетей и социальных медиа. Стоит уточнить, что термин «Социальные сети» является неполным, и входит в более широкое понятие «социальные медиа».

Одно из самых распространённых определений гласит, что: «Социальные медиа - совокупность всех интернет-площадок, которые предоставляют пользователям устанавливать коммуникацию между собой и производить пользовательский контент».

В эпоху Web 3.0. контент ресурсов зачастую напрямую зависит от его посетителей. Некоторые исследователи склонны называть социальные сети ранними представителями Web 3.0., ведь именно на их просторах пользователи впервые получили возможность не только генерировать контент, но и оценивать его, а значит ранжировать приоритетную информацию, непосредственно участвуя в создании повестки дня.

Некоторые исследователи так же выделяют концепцию Web 4.0. или так называемого «интернета вещей». Данная концепция стала возможной благодаря появлению носимых гаджетов, таких как Apple Watch, Samsung Gear и различных устройств виртуальной реальности, вроде шлемов Oculus, а корни её уходят в появление Smart-TV и систем умного дома. Однако в настоящий момент Web 4.0. является пока что концепцией, поскольку нет точного осознания возможностей этих устройств. Тем не менее, перспективы развития как журналистики в целом, так спортивной журналистики в частности с приходом эры Web 4.0. кажутся безграничными. В первую очередь это касается виртуальной реальности. Данная технология, в обозримом будущем, позволит зрителю стать участником спортивного события, «оказаться на стадионе» не покидая пределов квартиры.

Технологии «Интернета вещей» уже используются различными спортсменами и спортивными командами для отслеживания всевозможных показателей и улучшения результатов. Например, тренерами команды MLS «Сиэтл Саундерс» используются специальные жилеты с прикреплёнными к ним устройствами, один из них следит за сердечным ритмом, второй отслеживает множество данных, таких как акселерометр, гироскоп и др. В клубе так же есть сотрудники, которые обрабатывают все полученные данные и предоставляют их тренерскому штабу [7]. Другой пример использования технологий Web 4.0. Можно наблюдать в NFL, она же Национальная Футбольная Лига - самая популярная спортивная лига в США. Финальный матч лиги 2015 года собрал у телеэкранов аудито-

рию в 114,4 миллиона человек, а телезрители могли наблюдать на экран различные статистические данные в режиме реального времени. Всё это стало возможным благодаря специальным датчикам, которые были установлены на всех игроков лиги осенью 2015 года. Датчик отслеживают местоположение игрока с точностью до 15 сантиметров, его направление, ускорение и скорость. На каждом стадионе, в свою очередь, были установлены специальные ресиверы, принимающие данные от датчиков. Конечным результатом всего этого процесса служит различного рода статистическая информация, которая позволяет зрителям лучше понять как всю игру в целом, так и то, как вёл себя на поле конкретный игрок [7]. Видео, с подробным разбором игр, в которых используются полученные данных в дальнейшем появляются на официальном сайте NFL [8]. Всё это, как было уже сказано ранее, позволяет зрителю спортивного события ещё больше погрузиться в игровой процесс. Спортивная журналистика, в свою очередь, получает большое количество данных по каждому из игроков, что позволяет журналистам точнее анализировать спортивные события, применять конкретные статистические данные вместо личных оценок, помогая конечному потребителю - зрителю события лучше понять игру.

К сожалению, пока технологии «Интернета вещей» используются только в Североамериканских спортивных лигах, поэтому высшей «точкой развития» для Российской спортивной прессы остаётся использование возможностей Web 3.0. hUGC. Как уже было сказано ранее, основными и наиболее яркими представителями Web 3.0. являются социальные медиа. Л.А. Браславец предлагает использовать типологическую концепцию периодических изданий применительно к социальным медиа [3]. В качестве признака можно выделить тип межличностных связей, на котором функционирует конкретная социальная сеть. Исходя из этого признака можно выделить следующие виды социальных медиа [3]:

1. Универсальные (Facebook, «Вконтакте» (или VK). Данные социальные медиа пользуются наибольшей популярностью среди пользователей. Основная функция - поиск людей и общение с ними. Так же можно создавать группы, мероприятия, загружать фотографии, аудио и видеозаписи, вести собственный блог и т.д и т.п. Универсальные социальные сети имеют большое количество пользователей, но у каждой из подобных сетей есть свои уникальные особенности.

2. Социальные медиа дневникового типа (LiveJournal, Twitter). Их так же называют «блогоплатформами», так как пользовательский блог является основными разделом. LiveJournal, открытый в 1999 году стал первым социальным медиа подобного типа. Всего «ЖЖ» пользуются почти 40 миллионов человек. Twitter отличается от LiveJournal тем, что имеет ограничение на количество символов в одном посте - не более 140, из-за этого Твиттер часто называют микроблогом.

3. Социальные медиа сосредоточенные на объективных задачах (Linkedin). Основные задачи данного типа социальных медиа - поиск и установление деловых контактов, поиск работы. Они используют максимальный набор функций для решения этих задач.

Если раньше социальные медиа рассматривались скорее как веб-сайты с информацией о пользователях, то в настоящее время, из функционал расширился. С точки зрения журналистики, социальные медиа можно рассматривать и как источник информации, так и как площадку для распространения контента.

Упоминая социальные медиа, нельзя не сказать о термине «Новые Медиа». По мнению А. О. Алексеевой «новые интерактивные медиа - блоги, сайты онлайновых сообществ и проекты в рамках концепции «журналистики участия», ориентированные на освещение местных событий непрофессиональными репортерами, - играют определяющую роль в развитии современного общества. Они являются практическим воплощением ряда положений в концепциях информационного общества и задают ориентиры для дальнейшего развития социума» [5].

Новые медиа тесно связаны с социальным обществом, так как включаются в повседневность на уровне пользователя. Всё это говорит о том, что следует выделять социальные медиа как чата новых медиа, но идентичны ли эти два термина?

Популярна концепция, согласно которой социальные медиа не могут считать СМИ из-за низкого качества информации. Вячеслав Варварин полагает, что журналистики социальных медиа вовсе не существует. «Социальных медиа, претендующих на «журнализм», практически нет. А если и есть, то такие примеры ничем не отличаются от авторских колонок в обычных изданиях, где отзывы и комментарии к таким материалам не имеют самостоятельной ценности» [6].

Варварин так же считает, что если социальные медиа публикуют новость раньше официальных СМИ, то такую информацию нельзя считать журналистской: «Ей не хватает достоверности. И объективности. И точности подачи. Это больше «слухи», нежели реальные новости. Поэтому в любом случае СМИ - более надежный и предсказуемый источник информации, чем социальные медиа» [6].

Иначе на проблему смотрит Антон Платов. Он называет социальные медиа средствами массовой информации нового поколения. В качестве примера он приводит «репортажи» из затопленного Нового Орлеана, которые публиковались обычным пользователем.

Говоря о возможностях UGC и Web З.О., Р. Л. Гутцайт приводит в пример опыт работы в этой сфере телеканала НТВ Плюс Футбол: «На сайте телеканала действует специализированный форум «Футбол», темы и наполнение которого определяют пользователи. Именно «продвинутостью» подготовленной аудитории определяется разнообразие поднимаемых тем и глубина их обсуждения.

Ввиду большого интереса аудитории к комментаторам телеканала на сайте действуют конференции и блоги ведущих спортивных журналистов НТВ Плюс Футбол.. .Конференции и блоги оснащены опциями комментирования и оценки, благодаря чему пользователи могут выставлять рейтинги публикуемым журналистским материалам, присоединяться или не соглашаться с мнением автора. Спортивный журналист в интернет-среде оттачивает профессиональные навыки, совершенствует аргументацию, что способствует в итоге созданию более качественного телепродукта» [4].

Возможности Web 3.0. Активно используются и «наследником» системы каналов НТВ Плюс, телеканалом «Матч ТВ». В эфире некоторых своих программ, таки как «Все на Матч» или «Континентальный Вечер» ведущие используют возможности социальной сети «Вконтакте», а именно функцию опроса, для выявления текущего мнения аудитории о том или ином событии. Телеканал КХЛ ТВ с эфирах своей программы «Игротека» регулярно использует Twitter, где по специальному хэштегу, зритель программы может задать вопрос ведущим или высказать своё мнение. Данные «интерактивы» позволяют зрителю быть непосредственным участником передачи, а в некоторых случаях и задавать ей новый ход развития.

Во всех этих случаях социальные медиа выступают посредниками между ведущими в студии и зрителями у телеэкрана. Если же говорить о пользователе как о непосредственном участнике процесса формирования новостей, то стоит выделить сайт Sports, ru. Данный сайт позволяет пользователям не только читать и комментировать, но и добавлять свои новости в специальный раздел пользовательских новостей, откуда новость в последующем может попасть на основной раздел. Sports.ru позиционирует себя скорее не как чистый спортивный сайт, внутри самого сайта существует раздел «Трибуна», который является платформой для многочисленных пользовательских блогов. Ключевой особенностью является возможность появления пользовательского материала либо на главной странице тематического раздела, либо на главной странице сайта. Критериями оценки пользовательских материалов являются положительные и негативные оценки и комментарии других пользователей. Материал набравший достаточно «плюсов» имеет

шанс появится на главных страницах. Так же, с недавних пор Sports.ru одними из первых ввели «умную» ленту новостей, которая отображает посетителю новости в зависимости от его спортивных предпочтении и интересных ему спортивных команд/спортсменов.

Такое разнообразие возможностей внутри самого сайта, не означает его отсутствия на других площадках. Тот же самый Sports.ru в Twitter, помимо основной, имеет несколько страниц десятков страниц посвященных не только отдельным видам спорта, но и отдельным спортсменам и командам. В первую очередь это говорит о важности работы с аудиторией не только когда она находится внутри сайта, но и за её пределами.

При этом возникает проблема, которая заключается в отсутствии активности на страницах сообщества. К примеру, на основную страницу канала «Матч ТВ» Вконтакте подписан 1 миллион 77 тысяч 867 человек, среднее количество просмотров одного поста составляет всего 33 тысячи человек, при 300 «лайках», 5 «репостах» и минимальном количестве комментариев. Возникает вопрос в эффективности и правильности использования публичной страницы.

Другой спортивный канал Eurosport так же имеет свою страницу «Вконтакте», но у них ситуация не столь радужная. На 115 тысяч подписчиков приходится всего около 2.5 тысяч просмотров, а количество оценивших и прокомментировавших запись ещё меньше, чем на странице «Матч ТВ». Аналогичная ситуация и со страницей Sports.ru, но их нетактичность можно оправдать большим количеством аудитории внутри сайта.

Следует упомянуть и активность данных СМИ и в социальной сети Instagram. На данный момент, самым большим количеством «лайков», подписчиков, а, следовательно, и большей лояльностей у аудитории в Instagram пользуется «Матч ТВ». Канал использует свою страницу по принципам публичной страницы «Вконтакте», публикуя фотографию или видео с небольшим новостным комментарием в качестве подписи. Sports.ru обладает меньшей аудиторией, но работает по схожим принципам, размещая на странице краткие анонсы интересных материалов, или всё те же новости. «Хуже всех» в Instagram представлен аккаунт Eurosport.ru. Несмотря на ежедневную активность на страницу подписано всего 3933 подписчиков (против 21,3 тысяч у sports.ru и 232 тысячах у «Матч ТВ), а количество просмотров и «лайков» и в разы меньше, чем у «конкурентов». Даже при таком поверхностном анализе всё ещё стоит вопрос о эффективности таких публичных страниц.

Не стоит забывать и о Twitter. Здесь активнее всего себя проявляет Sports.ru. На основной аккаунт издания 525 тысяч читателей, против 275 у «Матч ТВ» и 153 и Eurosport.ru. Все издания очень активны в Twitter, однако наибольшее количество твитов и Sports.ru (145 тысяч), на втором месте Eurosport.ru (99,6 тысяч), на третьем - «Матч ТВ» (31,2 тысячи). При этом, ни у одной из страниц нет большого числа ответов, лайков или ретвитов, но это объясняется тем, что все они используют аккаунты в Twitter не как площадку для обсуждения, а как страницу для перехода на основную площадку - интернет-сайт. Для лучшего определения охвата аудитории необходимо смотреть на статистику переходов, однако у нас нет такой возможности.

С уверенностью можно сказать, что функционирование спортивных СМИ в системе Web 3.0. уже стало жизненной необходимостью. Различные ресурсы, будет то новостные сайты, или телепрограммы, по разному, но используют возможности интернет в решении задач по привлечению и удержанию аудитории. Возможность зрителя/читателя быть не только слушателем, но и самому генерировать контент или напрямую учавствовать в обсуждении даёт дополнительный стимул и увеличивает привлекательность спортивного СМИ. Несмотря на неопределённость, в спортивной мир и в спортивную журналистику приходит «Интернет Вещей», концепция которого выглядит вполне привлекательно как для журналистов, так и для простых болельщиков. Но пока что «Интернет вещей» только начинают использовать в Североамериканском спорте, а значит спортивным СМИ России на данном этапе важно уделить больше внимания возможностям Web 3.0.

Список литературы

1. Верник, А. Г. Анализ эпохи «Web 2.0» и User Generated Content как основы для появления социальных сетей [Текст] / А. Г. Верник // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. - 2014. -№2 (14). - С. 95-100.

2. Шачкова, В. А. Возможности системы Web 3.0 в современном медиапростран-стве: проблемы и перспективы сетей [Текст] / В. А. Шачкова // Вестник ННГУ - 2013. -№ 4-2. - С. 250-253.

3. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы [Текст] / Л. А. Браславлец // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналисти-ка.-2009.-№ 1.-С. 125-132.

4. Гутцайт, Р. Л. Медиатренды спортивной журналистики: опыт спутникового телеканала НТВ-Плюс Футбол [Текст] / Р. Л. Гутцайт // Вестник РУДН. - Серия: Литературоведение, журналистика. -2011.-№2.-С. 113-117.

5. Алексеева, А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 [Текст] / А. О. Алексеева. - М., 2006. - 195 с.

6. Вячеслав Варванин: «Никакой блоговой журналистики нет!» [Электронный ресурс]. - URL: https://roem.ru/19-12-2012/135688/vyacheslav-varvanin-nikakoy-blogovoy-jurnalistiki-net/

7. Будущее спорта. Как интернет вещей позволяет узнать о спортсмене все [Электронный ресурс]. - URL: https://meduza.io/feature/2015/12/28/buduschee-sporta.

8. Next gen stats: Anatomy of a Play [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nfl.com/ videos/ngs-anatomy-of-a-play.

Марсавина E. A.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДЕТСКИХ ОНЛАЙН-

РАДИОСТАНЦИЙ)

Появление и развитие сети Интернет коренным образом изменило отечественную медиасистему. Новые технологические возможности и расширение границ информационного пространства способствовали открытию новых видом СМИ, одним из которых является детское сетевое радиовещание. На сегодняшний день онлайн-радиостанции не уступают учебным и методическим пособиям, предназначенным для развития и воспитания молодого поколения. В настоящее время транслируют свои передачи разнообразные онлайн-радиостанции: «Детское радио», «Радио KIDS FM», «KIDS HITS», «ANNA. FM», «TM-Радио», «Радио Гамаюн», «MolodFM: Молодежное радио» и др. В данной статье мы представили классификацию детских онлайн-радиостанций по типу вещания, определили основные модели сайтов детского интернет-радиовещания и рассмотрели виды детскихрадиопередач.

Ключевые слова: детское сетевое радиовещание, детская интернет-радиожурналистика, онлайн-радиостанция, трансграничность, гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность, тип вещания, модель сайта, виды детских радиопередач, структурно-композиционные особенности.

Детские СМИ принимают непосредственное участие в процессе социализации юного поколения, радиовещание не является исключением. Всемирная глобальная сеть значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.