Научная статья на тему 'ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION PERCEPTION / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ / INCREASE OF LEVEL / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ / PROVISION OF INTENSIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красноплахтова Людмила Ивановна, Танкаян Алексей Игоревич

В статье рассматривается сущность, функции и возможности использования визуализации в процессе обучения. Авторы отмечают, что визуализация является современным эффективным средством повышения уровня восприятия информации у обучаемых и позволяет решать ряд педагогических задач.The essence, functions and possibilities of using visualization in the learning process are studied in the article. The authors note that visualization is a modern effective mean of increasing the level of information perception in students and allows us to solve a number of pedagogical problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-472178

А.И. Танкаян, Л.И. Красноплахтова

Визуализация как средство эффективного повышения уровня восприятия информации и обеспечения интенсификации обучения

Аннотация

В статье рассматривается сущность, функции и возможности использования визуализации в процессе обучения. Авторы отмечают, что визуализация является современным эффективным средством повышения уровня восприятия информации у обучаемых и позволяет решать ряд педагогических задач.

| Ключевые слова: визуализация, повышение уровня, восприятие информации, обеспечение интенсификации.

A.I. Tankaian, L.I. Krasnoplakhtova

Visualization as a mean of effective increase in the level of information perception and providing an intensification of learning

Abstract

The essence, functions and possibilities of using visualization in the learning process are studied in the article. The authors note that visualization is a modern effective mean of increasing the level of information perception in students and allows us to solve a number of pedagogical problems.

| Keywords: visualization, increase of level, information perception, provision of intensification.

Проблема использования визуализации в учебно-воспитательном процессе, ее функции и способы применения для решения ряда дидактических проблем в сравнении с остальными педагогическими проблемами недостаточно изученными. Тем не менее, исследованиями ученых [1-6] подтверждено, что использование визуализации - эффективно в процессе обучения и воспитания.

Визуализация представляет собой обобщенное наименование приемов представления информации в том виде, который будет удобен для зрительного наблюдения и анализа. В свою очередь, визуальные наблюдения - это такие наблюдения, которые проводятся с помощью специальных оптических приемов или воспринимаются невооруженным взглядом.

Каждый человек наделен способностью к зрительному восприятию, особенность которого заключается в вынесении результатов в процессе интеллектуаль-

но-мыслительной деятельности из внутреннего плана во внешний [2; 6]. Процесс перенесения является проекцией психического образа. Проекция образа заключается именно в изображении объекта, который находится во внешней по отношению к носителю изображения области пространства.

Рассматривая обучение как процесс и результат взаимодействия внутреннего и внешнего планов, визуализация служит главным механизмом, который обеспечивает диалог между планами деятельности. Такой механизм является крайне важным если рассматривать его с позиции повышения познавательного процесса и его организации для всех обучающихся.

В настоящее время основная часть информации передается с помощью визуальных каналов, потому как произошли значительные изменения в способах, реализующих наглядность информации, и которые повлияли на организацию учебно-воспитательного процесса и его

Pedagogy

выходные результаты. Однако, по мнению педагогов и психологов, возможности визуализации в области образования до сих пор не реализованы в полной мере.

Кроме того, изменения, происходившие в образовании столетиями, вызванные развитием информационно-коммуникационных технологий (книгопечатание, радиотелефонная связь, компьютеры, вычислительные сети и Internet) способствовали возникновению различных форм дистанционного обучения (от корреспондентского до интерактивного обучения), произошли на основе зрительного восприятия и визуального мышления.

Благодаря визуализации появились возможности представлять большие объемы данных в лаконичной, удобной, логичной форме, что в свою очередь способствует повышению уровня восприятия информации и интенсификации обучения.

Также механизмы вербально-логического и эмоционально-образного отображения не способны дать возможность обучаемому представить такие свойства как, например, действие в визуальной форме. Именно поэтому образовательные процессы должны опираться на когнитивно-визуальный подход отображения знаний. Из-за этого и возникает активный поиск передачи знаний визуальными способами, например, такими как: символы, рисунки, схемы, таблицы, графы, матрицы, которые обеспечивали бы и стимулировали психические познавательные процессы (к ним относятся восприятие, запоминание, мышление, воспроизведение) на высоком уровне и повышали познавательную деятельность учащихся, активизировали процесс обучения.

Основной целью использование визуализации в обучении - поддержка логических операций на всех

этапах учебной деятельности. Выделяют следующие функции визуализации:

- проведение контроля полноты, яркости и характера усвоения информации обучающимся;

- содействие в развитии воображения и фантазии;

- повышение концентрации внимания на важных аспектах объекта и/или переключение внимания на другой объект;

- выявление индивидуальных особенностей восприятия и обработки информации;

- помощь при опредмечивании словесного сообщения;

- вызвать интерес и соответствующее отношение к исследуемому материалу;

- вызов определенного ассоциативного ряда;

- формирование способностей к проведению аналогий [2; 6];

- пробуждение определенных чувств;

- усиление/ослабление эмоционального состояния обучающегося;

- активизация познавательного интереса [2; 6];

- развитие у обучаемого способностей к анализу и сравнению информации;

- тренировка внимания и наблюдательности;

- формирование способностей к логичным умозаключениям [2; 6].

В заключение стоит отметить, что визуализация является современным эффективным средством повышения уровня восприятия информации у обучаемых и позволяет решать ряд педагогических задач (например, активизировать познавательную деятельность и процесс обучения, повысить уровень восприятия информации и т. д.).

Литература

1. Беловол Я.О. Формирование учебной мотивации студентов в высшем учебном заведении / Я.О. Беловол, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов XIX всероссийской научно-практической студенческой конференции Нижневартовского государственного университета. - 2017. - С. 453-455.

2. Гречишников Л.В. Роль и значение киберспорта в обучении / Л.В. Гречишников, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Экономика и общество в условиях модернизации». - 2018. - С. 51-54.

3. Калиниченко Н.В. Информационные технологии обучения в высшей школе / Н.В. Калиниченко, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов IX международного студенческого форума «Информационное общество: современное состояние и перспективы развития». - 2017. - С. 373-375.

4. Ломакина А.Ю. Организация самостоятельной работы студентов и ее роль в подготовке экономистов / А.Ю. Ломакина, Л.И. Красноплахтова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. -№5 (13). - С. 216-218.

5. Луговский В.А. Психическая саморегуляция как условие успешности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства / В.А. Луговский, Л.И. Красноплахтова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - №1 (52). - С. 278-281.

6. Нижегородов Н.В. Развитие коммуникативных способностей студентов высших учебных заведений / Н.В. Нижегородов, А.А. Травушкин, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов XXII международной научно-практической конференции «Научные открытия - 2017». - 2017. - С. 652-653.

Interactive science | 6 (28) • 2018

35

Педагогика

References

1. Belovol Ia.O., & Krasnoplakhtova L.I. (2017). Formirovanie uchebnoi motivatsii studentov v vysshem uchebnom zavedenii. Sbornik materialov KhIKh vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi studencheskoi konferentsii Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, S. 453.

2. Grechishnikov L.V., & Krasnoplakhtova L.I. (2018). Rol' i znachenie kibersporta v obuchenii. Sbornik materialov VII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Ekonomika i obshchestvo v usloviiakh modernizatsii", S. 51.

3. Kalinichenko N.V., & Krasnoplakhtova L.I. (2017). Informatsionnye tekhnologii obucheniia v vysshei shkole. Sbornik materialov IX mezhdunarodnogo studencheskogo foruma "Informatsionnoe obshchestvo: sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia", S. 373.

4. Lomakina A.Iu., & Krasnoplakhtova L.I. (2017). Organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov i ee rol' v podgotovke ekonomistov. Sovremennye nauchnye issledovaniia i razrabotki, 5 (13), 216-218.

5. Lugovskii VA., & Krasnoplakhtova L.I. (2015). Psikhicheskaia samoreguliatsiia kak uslovie uspeshnosti lichnostnogo i professional'nogo razvitiia subektov obrazovatel'nogo prostranstva. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 1 (52), 278-281.

6. Nizhegorodov N.V., Travushkin A.A., & Krasnoplakhtova L.I. (2017). Razvitie kommunikativnykh sposobnostei studentov vysshikh uchebnykh zavedenii. Sbornik materialov KhKhII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Nauchnye otkrytiia - 2017", S. 652.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.