Научная статья на тему 'Педагогическое общение'

Педагогическое общение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1721
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савранская Кристина Сергеевна, Красноплахтова Людмила Ивановна

В статье рассматриваются стили педагогического общения как результативность учебно-воспитательной деятельности и проблемы современной педагогики, меняющие принципы педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое общение»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

1 2 Савранская К.С. , Красноплахтова Л.И.

1Савранская Кристина Сергеевна - магистрант, направление: прикладная информатика;

2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются стили педагогического общения как результативность учебно-воспитательной деятельности и проблемы современной педагогики, меняющие принципы педагогического общения. Ключевые слова: образование, дистанционное обучение.

Педагогическое общение - это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.

На сегодняшний день все чаще поднимается проблема эффективного развития детей, смещением приоритета от парадигмы «знания» к парадигме «развитие». Эти тенденции коренным образом затрагивают не только целеполагание обучения и воспитания, но и предъявляют новые требования к личности педагога, поэтому данная тема является актуальной [2, 3].

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Ее основными параметрами становятся взаимоотношения, восприятие, поддержка, доверие. Гуманистическая технология педагогического взаимодействия признает общение важнейшим условием и средством развития личности.

Атмосферу эмоционального благополучия, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности, создает правильный стиль общения. Верно найденный стиль, который соответствует индивидуальности педагога, способствует решению многих задач [3, 5].

Существуют следующие стили педагогического общения:

1. Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор, наказание. Преобладает начальственный тон.

2. Демократический стиль. Проявляется в опоре педагога на мнение коллектива. Учитель подключает каждого к участию в обсуждении хода работы. Развивается самоуправление. Основные способы общения: просьба, совет, информация.

3. Либеральный стиль. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, легко подчиняется, устраняется от ответственности, неавторитетен.

Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе [1, 25].

Стоит отметить, что педагогическое общение представляет собой многоплановый процесс, во время которого устанавливается и постепенно развивается коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие между учителем и учениками. Без такого рода навыков учитель вряд ли может рассчитывать на доверие коллектива, а также на понимание и интерес к предмету. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и

обучения. Именно поэтому педагогическое общение во все времена считалось одним из самых важных аспектов педагогики.

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Только таким образом можно достичь взаимодействия и взаимопонимания.

Список литературы

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: Тавель, 2015.

2. Беловол Я.О., Красноплахтова Л.И. Формирование учебной мотивации студентов в высшем учебном заведении / Я.О. Беловол, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов XIX всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета, 2017. С. 453-455.

3. Калиниченко Н.В., Красноплахтова Л.И. Информационные технологии обучения в высшей школе / Н.В. Калиниченко, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов IX студенческого международного форума «Информационное общество: современное состояние и перспективы развития», 2017. С. 373-375.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1 2 Горбунова Е.А. , Красноплахтова Л.И.

'Горбунова Елизавета Александровна - магистрант, направление: прикладная информатика;

2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные дидактические методы обучения.

Ключевые слова: методы, дидактика, обучение, преподаватель, обучаемый.

Существует множество факторов, существенно влияющих на ход и дальнейший результат учебно-воспитательного процесса. Одним из таких факторов являются методы обучения. Правильно подобранные методы способны благоприятно влиять на процесс обучения, ошибки или халатность преподавателя в данном вопросе понижают эффективность обучения, а также подготовки к профессиональной деятельности обучаемых.

Изначально метод обучения рассматривался упрощенно и означал способ повествования. В ходе развития образовательных практик и педагогической науки отношение к методам и способам преподавания изменилось.

Выбор педагогами методов и средств обучения зависит от изучаемой дисциплины, дидактических целей и задач, формы обучения, содержания учебного материала, учебно-методической базы вуза. Необходимо отметить, что преподаватель свободен в выборе дидактических методов, но при этом существуют факторы, ограничивающие его инициативу, примером тому служит состояние учебно-методической базы.

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) ввел понятие дидактических принципов обучения в педагогику. В процессе развития содержание этого термина изменялось, на сегодняшний день под дидактическими принципами понимаются различные идеи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.