Научная статья на тему 'Место и роль житейских знаний в учебном курсе'

Место и роль житейских знаний в учебном курсе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
790
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИТЕЙСКИЕ ЗНАНИЯ / МУДРОСТЬ / ОПЫТ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лезжова Мария Алексеевна, Красноплахтова Людмила Ивановна

В данной статье рассматривается неизменное место житейской мудрости в учебном курсе. Ведь именно она формирует человека как личность, у которой есть собственное представление жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль житейских знаний в учебном курсе»

МЕСТО И РОЛЬ ЖИТЕЙСКИХ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ КУРСЕ

1 2 Лезжова М.А. , Красноплахтова Л.И.

1Лезжова Мария Алексеевна - магистрант, направление: прикладная информатика;

2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: в данной статье рассматривается неизменное место житейской мудрости в учебном курсе. Ведь именно она формирует человека как личность, у которой есть собственное представление жизни.

Ключевые слова: житейские знания, мудрость, опыт, профессионализм.

Обыденное познание - это то, что происходит с каждым человеком ежедневно. Ведь каждый день наполнен множеством психологических связей и взаимоотношений с другими людьми, которые в совокупности составляют житейские знания, которые со временем накапливаются и используются в быту. Зачастую, они весьма конкретны, формируются на протяжении всей жизни человека в результате его личных наблюдений, размышлений и умозаключений, которые вытекают из личного опыта.

Стоит отметить, что житейские знания- не только собственный опыт, но и опыт других людей. Все мы обмениваемся опытом каждый день, но уже с давних времен знания такого рода закрепляются в устном народном творчестве в виде поговорок и пословиц, главной особенностью которых является правдоподобность сказанных слов.

Также писатели собирают многие житейские слежения и отражают их в художественных произведениях либо в альманахах моральных афоризмов. Обширно знамениты альманахи афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер. Житейские слежения выдающихся людей, в силу их премудрости и способности к обобщению, также представляют огромную ценность. Следственно такой огромный интерес вызывают книги с афоризмами классиков. Дейл Карнеги в свое время предпринял навык обобщения жизненных слежений и размышлений знаменитых людей о тайнах человеческого общения.[1, с.358] В итоге возникла знаменитая книга «Как приобретать друзей и оказывать воздействие на людей». Все это делает такие книги дюже симпатичными для читателей. Особенностями познаний в сфере житейской психологии являются конкретность и прагматичность, делающие эти познания дюже симпатичными для применения при обучении психологии. Житейская психология неизменно характеризует поведение, мысли и чувства людей в каких-то определенных, правда и классических обстановках. Ясность и простота изложения, обилие определенных, образных примеров делает их убедительными для других людей.

Для познаний житейской психологии характерна опора на жизненный навык и здоровый толк. С одной стороны, это придает им добавочный вес, а с иной — делает их неудовлетворительно доказательными. Житейскую психологию изредка называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недочеты по отношению к научным психологическим познаниям. Впрочем, оба типа познаний существуют в обществе единовременно, и житейские познания имеют свои превосходства, исключительно в ситуациях, когда научная психология не поспевает за жизнью. Так, скажем, педагоги, опираясь на высокопрофессиональный навык, мысленно строят для себя определенные психологические систематизации учащихся, нужные им в повседневной работе.

Изучение психологии как науки представляет сложности (в различие, например, от обычных наук) с той точки зрения, что учащиеся и студенты начинают

постижение учебной дисциплины с определенным багажом познаний, полученных в повседневной жизни от окружающих людей либо на личном навыке. Наш язык содержит огромное число слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении. Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близкими либо противоречащими друг другу. При обучении психологическим познаниям, исключительно в том случае, если эти познания определенны, у людей может складываться ощущение, что преподаватель делится с ними своим жизненным навыком. Такие задачи зачастую появляются, скажем, при чтении лекций по психологии супружеских отношений либо воспитания детей. [2, с.125] В связи с этим преподаватель должен обращать специальное внимание слушателей на то, что он рассказывает о умениях, собранных в научной и фактической психологии, а не в его личном навыке.

Таким образом, можем сделать вывод, что наша жизнь - это и есть та житейская психология и опыт, который с каждым днем становится больше, что позволяет исправлять ошибки и не давать оступиться окружающим.

Список литературы

1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара.: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. 174 с.

2. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие / М.Н. Кох, Т.Н. Пешкова Краснодар: Куб ГАУ, 2011. 150 с.

УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И

УЧЕБНЫМИ МОТИВАМИ СТУДЕНТОВ 1 2 Шафоростов А.А. , Красноплахтова Л.И.

1Шафоростов Александр Александрович - магистрант, факультет прикладной информатики;

2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: актуальность данной темы заключается в том, что одним из главных факторов низкой успеваемости и большого отсева студентов является отсутствие у них желания учиться и какой-либо мотивации. В данной статье будут рассмотрены некоторые мотивы и будет рассмотрено управление познавательным процессом.

Ключевые слова: управление, познавательный процесс, учебный мотив, мотив.

Задача управления познавательным процессом студентов на занятиях является одной из ключевых задач при организации познавательного процессов в современных высших заведениях. Студент, тот, что знает, как учиться, как трудиться с книгой, как получать познания от преподавателя, уметь находить и использовать необходимую информацию, что та становилась умениями, и что бы в последующем эти познания были применены студентов для решения той либо другой задачи. Применяя полученные познания в грядущем, студенту будет легче повысить свою квалификацию, получить добавочные познания [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.