ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НЕГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ Горбунова Е.А.1, Красноплахтова Л.И.2
1Горбунова Елизавета Александровна - магистрант, направление: прикладная информатика;
2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,
г. Краснодар
Аннотация: в статье освещены основные проблемы подготовки преподавателей негуманитарных вузов.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, гуманитарные науки, дисциплины, преподавание.
В современном мире перед высшей школой стоит широкий круг задач, заключающийся не только в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов, но и общекультурных, которые включают в себя коммуникативные навыки, способности работать в коллективе, при этом также проявлять лидерские качества, способность проявлять психологическую устойчивость в различных экстремальных ситуациях, способность принимать оптимальные организационно -управленческие решения. Современное общество для решения этих задач предъявляет высокие требования к профессиональной компетенции преподавателей вузов в области знаний, умений, навыков.
Педагогическая деятельность основывается на устоявшихся требованиях и нормах, она всегда организованна определенным образом, имея свою структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов [1, 41].
В негуманитарных вузах как правило подготовку гуманитарных наук реализуют кафедры гуманитарных наук. В гуманитарный цикл входят несколько блоков дисциплин: педагогики, психологии, истории, общественных дисциплин, иностранных языков. Предметы гуманитарного цикла обеспечивают подготовленность к аналитической деятельности на основе знаний законов, закономерностей, принципов; к реализации себя в ситуации выбор; к условиям рынка труда с учетом коньюктуры, тенденций и динамики его развития. Предметы общематематических и естественно-научных дисциплин обеспечивают современный уровень информационной культуры будущего специалиста. Предметы общепрофессиональных и специальных дисциплин определяют содержательный аспект профессиональной деятельности.
Исходя из этого следует сделать вывод, что несмотря на то, что в негуманитарных вузах наибольшее внимание уделяется техническим специальным дисциплинам, для становления студента высококвалифицированным специалистом необходим полный спектр дисциплин. Поскольку каждая учебная дисциплина обладает широкими возможностями для профессионального становления и развития студента. Все они прежде всего закладывают широту кругозора и научную эрудицию, которые при определенном опыте и тренировке становятся значимыми для решения профессиональных задач [2, 14].
Для формирования студентов, как высококомпетентных специалистов, необходимо осуществление эффективной педагогической деятельности. В современных образовательных стандартах преподавателям вузов предоставляется большая свобода в организации своей профессиональной деятельности. Для эффективного осуществления педагогической деятельности преподаватель должен
обладать знаниями не только в области педагогики, но ив области методологии построения учебного процесса [1, 26]
Помимо этого, специфика задач педагогической деятельности состоит в том, что они формулируются не в виде действий преподавателя, а как результат деятельности студента. Соответственно, преподаватель должен хорошо понимать студента: учитывать его возрастные особенности; знать специфику функционирования и развития психических процессов, свойств и состояний личности; способствовать самоорганизации учебной деятельности и пр. Соответственно для эффективной работы преподаватель должен обладать знаниями в области как педагогики, так и психологии.
Общематематические и естественно-научные дисциплины обеспечивают современный высокий уровень информационной культуры будущего специалиста. В связи с этим перед преподавателями стоит задача обеспечения студентов необходимыми информационно -методическими материалами, позволяющими будущим специалистам применять основы интегрированного подхода к изучаемым явлениям, а также анализу причинно-следственных связей с учетом универсальных и глобальных теорий.
Содержательный аспект профессиональной деятельности определяют предметы общепрофессиональных и специальных программ. В данном случае основополагающей для преподавателя задачей является развитие у студентов такого жизненно важного потенциала, как познавательный интерес к профессиональной деятельности, а также индивидуального курирования процесса профессионального становления, профессиональных проб, опыта исследовательской работы, поиска альтернативных решений проблемы и конечного внедрения результатов научного поиска [2,18].
В общем можно отметить, что преподаватели гуманитарных дисциплин в воспитательно-образовательном процессе вуза решают задачи формирования общекультурных черт специалиста, его жизненной позиции, также задачи развития его умения мыслить социально-политическими категориями, давать социально-политические анализы явлениям общественной жизни, что является одной из магистральных характеристик современного специалиста различных профилей.
Следует заметить, что профессиональное становление студентов в свою очередь происходит в единстве с жизненным самоопределением и самореализацией. Таким образом от преподавателей также во многом зависят жизненные цели и профессиональные интересы будущего специалиста, формируемые на стадии обучения в вузе.
Можно сделать вывод, что преподавателям гуманитарных дисциплин важно привить студентам умение анализировать, оценивать, выбирать и в результате делать определенные выводы по решениям круга задач, входящих в их профессиональную деятельность. Поэтому преподаватели гуманитарного цикла наук таких, как психология и педагогика, история, иностранные языки, общественные науки и многих других играют важную роль на всех этапах профессионального становления студентов в процессе обучения в вузе.
Для эффективного обучения студентов преподаватели, как правило, отходят от рамок отживших методик преподавания, и вместе с тем используют инновационную методику ведения занятий, суть которой обучения студентов мыслить и научиться учиться, а не заучивать безальтернативные ответы на различные вопросы деятельности. В современном информационном мире, когда информация поступает в огромных количествах и в тоже время с высокой скоростью утрачивает свою актуальность, необходимо так же обучить студентов умению фильтровать данные и выносить самую важную суть предоставляемой информации.
В заключении необходимо сказать, что каждая из учебных дисциплин обладает широки возможностями для профессионального становления студентов, поскольку они прежде всего закладывают широту кругозора, научную эрудицию, информационно-аналитические способности, которые при определенных тренировках, опыте становятся основополагающими для решения профессиональных задач. При всем при этом, преподавателям в свою очередь следует отказаться от традиционных методов преподавания и в большей мере переходить к демократическому типу преподавания, внося креативность и инновационный подход в организации учебного процесса.
Список литературы
1. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2009. с. 32-35.
2. БезруковаВ.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. Рн/Д: Феникс, 2013. 381 с.
РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ 1 2 Лезжова М.А. , Красноплахтова Л.И.
1Лезжова Мария Алексеевна - магистрант, направление: прикладная информатика;
2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,
г. Краснодар
Аннотация: в связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя.
Ключевые слова: контроль, рейтинг, знания, профессиональная подготовка, фундаментализация.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов производительности обучения, так как реализует закономерности становления дидактического процесса. Задачам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.
Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.[1, с.159]
Тема этой статьи очень актуальна на сегодняшний день. Так как сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные эталоны, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и ярусам обучения. Решению данных задач содействует использованием целого ряда педагогических средств, среди которых специальное место занимает контроль и оценивание как неотъемлемая составная часть учебного процесса.
Рейтинговая система - общность правил, методических указаний и соответствующего математического агрегата, реализованного в программном