Научная статья на тему 'Дидактические методы обучения'

Дидактические методы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3041
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ / ДИДАКТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБУЧАЕМЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Елизавета Александровна, Красноплахтова Людмила Ивановна

В данной статье рассмотрены основные дидактические методы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические методы обучения»

обучения. Именно поэтому педагогическое общение во все времена считалось одним из самых важных аспектов педагогики.

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Только таким образом можно достичь взаимодействия и взаимопонимания.

Список литературы

1. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Ярославль: Тавель, 2015.

2. Беловол Я.О., Красноплахтова Л.И. Формирование учебной мотивации студентов в высшем учебном заведении / Я.О. Беловол, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов XIX всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета, 2017. С. 453-455.

3. Калиниченко Н.В., Красноплахтова Л.И. Информационные технологии обучения в высшей школе / Н.В. Калиниченко, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов IX студенческого международного форума «Информационное общество: современное состояние и перспективы развития», 2017. С. 373-375.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1 2 Горбунова Е.А. , Красноплахтова Л.И.

'Горбунова Елизавета Александровна - магистрант, направление: прикладная информатика;

2Красноплахтова Людмила Ивановна - кандидат психологических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: в данной статье рассмотрены основные дидактические методы обучения.

Ключевые слова: методы, дидактика, обучение, преподаватель, обучаемый.

Существует множество факторов, существенно влияющих на ход и дальнейший результат учебно-воспитательного процесса. Одним из таких факторов являются методы обучения. Правильно подобранные методы способны благоприятно влиять на процесс обучения, ошибки или халатность преподавателя в данном вопросе понижают эффективность обучения, а также подготовки к профессиональной деятельности обучаемых.

Изначально метод обучения рассматривался упрощенно и означал способ повествования. В ходе развития образовательных практик и педагогической науки отношение к методам и способам преподавания изменилось.

Выбор педагогами методов и средств обучения зависит от изучаемой дисциплины, дидактических целей и задач, формы обучения, содержания учебного материала, учебно-методической базы вуза. Необходимо отметить, что преподаватель свободен в выборе дидактических методов, но при этом существуют факторы, ограничивающие его инициативу, примером тому служит состояние учебно-методической базы.

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) ввел понятие дидактических принципов обучения в педагогику. В процессе развития содержание этого термина изменялось, на сегодняшний день под дидактическими принципами понимаются различные идеи,

закономерности и методы, организующие учебный процесс так, что процесс обучения протекает с максимальной эффективностью.

Заметим, что кроме общепедагогических методов и способов обучения преподаватели пользуются конкретными частными методиками.

Дидактические методы - это способы совместной теоретической и практической деятельности преподавателей и обучаемых по достижению дидактических целей и задач [1, 40].

В настоящее время существует множество способов классификации, но более популярной является классификация, отражающая виды занятий. Ниже приведены методы, используемые в учебно-воспитательном процессе:

а). Теоретико-информационные методы обучения - это устное логически целостное изложение учебного материала, диалогически выстроенное устное изложение, дискуссия, рассказ, объяснение, бригадный метод, консультирование, демонстрация.

б). Практико-операционные методы обучения - представляют собой упражнения, тренировки, алгоритмы, решение задач, опыт, эксперимент, познавательные или деловые игры.

в). Поисково-творческие методы обучения - наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай» и др.

г). Методы самостоятельной работы обучаемых - чтение, программированный тренаж, видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

д). Контрольно-оценочные методы - предварительный экзамен, «экспресс», «блиц», устное выступление, ответ с места (во время занятия), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль, семинар

Данные методы выполняют разные функции, как исключение, несколько одновременно, поэтому могут применяться с различными дидактическими целями.

Рассмотрим подробно теоретико-информационные методы обучения.

Основная задача методов обучения этой группы заключается в предоставлении преподавателям, а слушателями усвоения новых научных знаний, а также сформировать связи между ними и имеющимся у них объемом знаний.

Существует понятие рассказа, которое является, разновидностью метода устного логически целостного изложения материала. Метод рассказа применяется как на лекциях, так и семинарских и практических занятиях как вступление к освещаемой теме, а также как заключение ее. Данный метод способствует так называемому «оживлению» сложной, наукоемкой информации, предоставляющем обучаемым возможность краткосрочного отдыха. При использовании метода рассказа активную позицию занимает преподаватель.

Объяснение, зачастую, отличается краткостью и четкостью. Оно может быть употреблено на лекции, но в большинстве случаев к нему обращаются преподаватели на семинарских, практических, лабораторных занятиях. Данный метод хорошо интегрируется с рассказом, беседой, демонстрацией.

Лекция - это такой метод обучения, суть которого заключается в монологическом изложении преподавателем информации по изучаемой дисциплине. Различают лекцию-метод обучения и лекцию-форму построения обучения. Лекция как форма организации учебного процесса представляет собой двухчасовое изложение учебного материала. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение

Дискуссия состоит в том, чтобы обогащать студентов новыми научными знаниями, убеждать их в истинности учебной информации, способствовать

формированию взглядов и убеждений. Обучаемые помимо понимания и сопоставления новых знаний, они тренируются отстаивать свою точку зрения, вести научные беседы. Метод наиболее часто используется на семинарских и практических занятиях, но его также используют и на лекциях для активизации деятельности обучаемых. Он способствует появлению и развитию познавательной активности студентов [1,8].

Консультирование. Как метод обучения не получил широкого внедрения в учебный процесс. Консультирование проводится эпизодически -например перед экзаменами, в силу чего свою функцию выполняет не полностью. Если педагог стремится усовершенствовать теоретические знания и способности слушателей, ему необходимо выяснять не только то, какими знаниями и умениями они владеют, но и то что они не знают и какими умениями не обладают. Такая возможность открывается при использовании метода консультирования.

Аудиовидеодемонстрация. Это инновационный метод обучения, который используется в учебно-воспитательном процессе с появлением телевидения.

Демонстрация. Более простой и доступный метод, который не имеет обособленного значения, но, способствующий активизации познавательной деятельности слушателей, путем сопровождения устного изложения учебного материала, облегчающий обучение, поскольку делает материал более ясным и доступным.

Вышеизложенный метод играет особую роль в становлении жизненных взглядов, убеждений, мировоззрения личности, тех или иных индивидуально или профессионально значимых качеств, которые реализуют воспитательную и развивающую функции обучения. Магистральная роль при реализации метода принадлежит также преподавателю. Поэтому от него требуются углубленное знание учебного материала, способность изложить его четко, образно, интересно. Методическая культура преподавателя помогает ему обогатить рассматриваемый метод параллельным применением других методов: дискуссии, объяснения, демонстрации и т.д. Этот метод является важнейшим на лекциях. Его также применяют на семинарских, практических, лабораторных занятиях, или даже во время педагогической практики.

Диалогически построенное устное изложение учебного материала. Так называемый метод - беседа. Цель которого заключается в обеспечении усвоения научных знаний, фактов, закономерностей, понятий, формирование взглядов, мировоззрения и убеждений [2, 68] Преподаватель работает с обучаемыми при помощи тщательно спланированной системы вопросов, благодаря которой студенты подводятся к восприятию научной информации и ее пониманию. Этот метод рассчитан на применение индивидуальных знаний и их систематизацию. На этой основе студенты развивают умения делать новые выводы, активизируется логическое мышление и память студентов. Продуктивное использование метода обеспечивается тесными познавательными и эмоциональными взаимодействиями преподавателя и студентов, а также умением субъектов учебно-воспитательного процесса логически и рационально мыслить, строить систему вопросов и ответов. Данный метод применяется на различных формах занятий.

Преподаватели играют важнейшую роль в формировании студента как личности, а вышеизложенные методы, способствуют эффективному протеканию процесса обучения.

Список литературы

1. Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения: Учебное пособие /

Л.П. Бурцева. М.: Флинта, 2016. 160 с.

2. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций. Ростов н/Д: «Феникс»,

2004. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.