благоприятные условия развития личности студентов и внести достойный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов.
Список литературы
1. Беловол Я.О., Красноплахтова Л.И. Формирование учебной мотивации студентов в высшем учебном заведении / Я.О.Беловол, Л. И. Красноплахтова // Сборник материалов XIX всероссийской студенческой научно-практической конфен-ренции Нижневартовского государственного университета, 2017, с. 453-455
2. Гречишников Л.В., Красноплахтова Л.И. Роль и значение киберспорта в обучении / Л.В. Гречишников, Л.И.Красноплахтова // Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития», 2018, с. 51-54
3. Калиниченко Н.В., Красноплахтова Л.И. Информационные технологии обучения в высшей школе /Н.В. Калиниченко, Л.И.Красноплахтова // Сборник материалов IX студенческого междуна-
родного форума «Информационное общество: современное состояние и перспективы развития», 2017, с. 373-375
4. Красноплахтова Л.И., Шмакова А.А., Лысенко В.В. Возможности применения информационных технологий в современном образовании / Л.И.Красноплахтова, А. А. Шмакова, В.В. Лысенко // Colloquium journal № 8(32) за 2019 г., ч.4, с. 46-47
5. Михайлова А. Д., Красноплахтова Л. И., Си-монян Ж. С. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики /А. Д. Михайлова, Л. И. Красноплахтова, Ж. С. Симонян // Сборник материалов международного конкурса «Научные достижения молодежи», 2018, с. 99-104
6. Некрасова В. В., Красноплахтова Л. И. Влияние СМИ на психологическое развитие личности / В. В. Некрасова, Л. И. Красноплахтова // Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития», 2018, с. 127-131
УДК 37.01
Чуйкова Ж.В., Емельянова И.Д., Красова Т.Д., Фаустова И.В.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10312 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. СИМОНОВИЧ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Chuikova J. V., Yemelyanova I. D., Krasova T. D., Faustova I. V. Bunin Yelets State University
PSYCHO-PEDAGOGICAL HERITAGE OF A.S. SIMONOVICH IN THE CONTEXT OF MODERN
PRESCHOOL EDUCATION
Аннотация.
В статье анализируется наследие Аделаиды Семеновны Симонович (1844-1933), сделан акцент на актуальности ее взглядов применительно к современным условиям воспитания и образования дошкольников. В истории дошкольной педагогики и психологии России особое место принадлежит А.С. Симонович, которая по праву считается одним из основоположников теории и практики отечественного дошкольного образования. Именно ей принадлежит приоритет в разработке содержания и методики воспитательно-образовательной деятельности детского сада, что способствовало оформлению дошкольной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
Abstract.
The article analyzes the heritage of Adelaide Simonovich (1844-1933), focuses on the relevance of her views in relation to the modern conditions of education and training of preschool children. In the history of preschool pedagogy and psychology of Russia a special place belongs to A. S. Simonovich, who is considered to be one of the founders of the theory and practice of domestic preschool education. It is she who has the priority in the development of the content and methods of educational activities of the kindergarten, which contributed to the design of preschool pedagogy as a special branch of pedagogical knowledge.
Ключевые слова: первые детские сады, становление методики воспитания, образовательная деятельность, дошкольники.
Key words: the first kindergartens, formation of methods of education, educational activities, preschoolers.
Аделаида Семеновна Симонович, урожденная Бергман, происходила из обрусевшей немецкой семьи, принадлежавшей к лютеранскому вероисповеданию. До сих пор сохранена могила её отца, Симона Бергмана, на лютеранском кладбище в Москве.
Завершив к середине 1850-х годов, когда в России еще не существовало женских гимназий, пятиклассную школу, А. Симонович успешно выдержала экзамен на звание домашней учительницы. Этому способствовали природная настойчивость и трудолюбие в самостоятельном изучении различных наук. Однако она желает продолжить педагогическое образование и обращается с просьбой позволить ей посещать лекции в Московском университете. Желанию не суждено было сбыться - получен резкий и категоричный отказ. А.С. Симонович все-таки не теряет надежды об университетском образовании, желая поучить его в стенах Женевского университета (только он в то время давал возможность получения «женского» образования). Она решается на поездку в Швейцарию будучи уже замужней женщиной. В этом начинании и в дальнейшем ее активно поддерживает муж, Яков Миронович Симонович.
В Швейцарии супруги Симонович впервые знакомятся с системой дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Изучив его работы и воочию познакомившись в этой стране с детскими садами, А.С. Симонович приступает к активной творческой деятельности и мечтает перенести фребелевский опыт в Россию. Понимая, что условия, созданные на тот период времени в России, не позволят ей, женщине, воплотить мечты в реальность, она пытается там же, в Швейцарии, создать свободную школу для детей эмигрантов. Судьбоносной, по словам внука самой Аделаиды Семеновны, А.И. Ефимова, оказывается встреча с А.И. Герценом, который настоятельно просит ее вернуться в Россию и «делать хотя бы маленькое дело для простых горожан».
В 1866 году, возвратившись из Швейцарии, А.С. Симонович, при поддержке мужа, открывает первый, полностью работающий по фребелевской системе, детский сад в Петербурге. Сад существует на средства родителей. Важно отметить и то, что в это же время супруги Симонович начинают издательство первого в России журнала «Детский сад», трактующего о проблемах воспитания в стране детей дошкольного возраста. В разных номерах публикуются педагогические статьи с анализом опыта работы детских садов за рубежом и практики организации и ведения образовательной деятельности с дошкольниками в России. Множество статей в журнале было написано Я.М. Симонович, который являлся воспитателем-практиком в своем детском саду. Его опыт в то время был бесценен для читателей. Со временем растет популярность общественного дошкольного воспитания, а идеи, заложенные в его развитие, приносят вполне ощутимые плоды: при непосредственном влиянии Аделаиды Семе-
новны Симонович в 1868 году начинает работу детский сад, связанный с элементарной школой в городе Воронеже.
В 1870 году при содействии А.С. Симонович уже на Кавказе, в городе Тифлисе (ныне Тбилиси), открывается платный детский сад и элементарная школа для детей русских, грузин и армян. В этом регионе, кроме самой Аделаиды Семеновны, в дошкольном учреждении успешно осуществляют образовательную деятельность опытные специалисты-педагоги, которые помимо опыта работы с детьми хорошо знают языки проживающих здесь народов, а значит и их детей, их нравы и национальные обычаи. Накопленный за все время опыт работы в дошкольных учреждениях Аделаида Семеновна отражает в «Практических заметках об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей» (тт.1 и 2, вышли в 1874 г. в Санкт-Петербурге, второе издание в 1884 г.), труде, представленном главным образом из исправленных и дополненных статей, разместившихся в журнале «Детский сад» в 1866-1868 гг.
В 1876 году семья Симонович открывает в Петербурге элементарную частную школу, в которой уже тогда наметились преемственные связи между дошкольным учреждением и школой. Такая школа призвана помочь в адаптации дошкольникам из детского сада и детям, не посещающим учреждение, к школьным условиям [1].
Двадцатилетний период (с 1866 по 1886 гг.) сыграл для А.С. Симонович наиболее продуктивную роль в творческом отношении: в это время она не только открывает детские сады и издает журнал, но и принимает непосредственное участие в работе «Комиссии детских садов» при Санкт-Петербургском педагогическом собрании, выступает с докладами по вопросам дошкольного воспитания. Особое внимание в докладах уделяется конструктивному анализу фребелевской системы. Аделаида Семеновна пересматривает возможности системы по отношению к русским условиям и рекомендует свои варианты адаптации методики Фре-беля для русских детских садов [2].
С 1886 года Аделаида Семёновна работает учителем начальной школы. Благодаря её стараниям Калачевская сельская школа Тверской губернии приобретает статус педагогического центра для учителей окрестных школ. Работа в качестве учителя не ограничивает А.С. Симонович в ведении дошкольного дела. Этот период оказался плодотворным в творческой деятельности: написаны статьи в журналы «Вестник воспитания» и «Русская школа», где Аделаида Семеновна с полным основанием говорит о пользе детских садов. В летний период, когда школьники уходят на каникулы, она размещает в этом помещении ясли и дошкольную площадку - детский сад для крестьянских детей. Это была первоначальная попытка организации комплексного дошкольного учреждения - яслей и детских садов.
Своеобразным обобщением накопленного опыта и завершением плодотворной педагогической деятельности А.С. Симонович явился выход в
1907 году книги «Детский сад», в которой были представлены в расширенном виде опубликованные в 1874 и 1884 гг. «Практические заметки...».
Наследие А.С. Симонович с современной точки зрения представляет собой историко-педаго-гическую ценность и интерес в первую очередь как «свидетельства эпохи». За каждой ее известной формулировкой просматривается неординарность личности автора, а мысли оказываются весьма актуальными и созвучными нашему времени [3].
Поражает в Аделаиде Семёновне слияние «теоретика» и «практика» дошкольного воспитания. Ее собственная жизненная ситуация (она была матерью шестерых детей) предполагала систематическую процедуру «проверки теории практикой». Отсюда, с одной стороны, и естественность её статей, а с другой - неподдельный пафос. Конечно, А.С. Симонович главным смыслом дошкольного воспитания считала его общественность. Все ее творчество пронизывает понимание того, что для общества нет ничего более важного, чем ребенок-дошкольник. И сегодня являются современными суждения Аделаиды Семеновны о дошкольном детстве, в которых она использует типичную для 19 века «физиологическую» аргументацию:
«Органы ребенка от 2 до 7 лет не имеют ещё надлежащей крепости; они продолжают ещё развиваться. Поэтому в этом возрасте необходима равномерная и пропорциональная деятельность для всех органов тела. Если ум в это время занят одностороннею систематическою деятельностью (как это бывает у детей, которых рано отдают в школы), он развивается за счет остальных органов тела.».
Приведенная из статьи «Связь детского сада со школой» (журнал «Детский сад», 1866 г., №4, С.121 -126) цитата как нельзя лучше доказывает важность детского сада в той исторической эпохе, к которой формально принадлежит А.С. Симонович. В детском саду не должно быть одностороннего систематического обучения. Только всестороннее, гармоничное развитие всех органов тела -вот воспитание детского сада. Воспитатели детского сада должны с любовью и преданностью входить в круг детей, по мере возможности и в соответствии с индивидуальностью каждого ребенка включаться в игру с ними. Особенно примечательна ее фраза «применяться к индивидуальности» - ее смысл противоречит и стандартизации фребелевских садов и созвучен веку современному, с особенностями его индивидуально-личностного подхода. В резюме этой статьи следует: «.желательно было бы, чтобы всякий ребенок, поступающий в школу, провел предварительно время в детском саду». Никто не сомневается, что это актуально и сегодня. До гениального проста формулировка Симонович разницы между детским садом и школой: «В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а в детском саду - на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть только средство для достижения известной цели» [6]. Как же можно сформулировать лучше?
А.С. Симонович считает, что ребенок до трех лет должен находиться под присмотром матери. Но
потом, по ее мнению, внимания родителей мало. И вот как пишет Симонович о том, что происходит, почему недостаточным оказывается воспитание «первых природных воспитателей» в статье «Кто может быть воспитателем?» (журнал «Детский сад», 1867 г., №11-12, С.389-398):
«В подрастании молодого поколения наступает такой период развития, когда, помимо нравственного влияния, взрослые должны знакомить его с теми усовершенствованиями ума, которые обусловились прогрессивным развитием человеческой мысли вообще. Тут оказываются необходимым, чтобы воспитание перешло из рук родителей к посторонним лицам, специально занимающимся передачей познаний умственных».
Согласно логике А.С. Симонович, сегодняшняя повальная безнравственность полностью результат «влияния» родителей. И это на самом деле является правдой. В сложившейся ситуации ещё более актуальными становятся требования Аделаиды Семеновны к «посторонним лицам, специально занимающимся передачей познаний умственных»? Современные родители, в силу обстоятельств столкнувшиеся с дошкольными организациями, думается, будут рады такому подходу. Весь вопрос в том, как подготовить такую воспитательницу. А.С. Симонович особенно выделяла педагогическую образованность воспитательницы, трактуя это следующим образом: «Мы стоим за занятия детских садов, но мы хотим, чтобы занятиями всегда руководило лицо, педагогически образованное, лицо, стоящее против системы вообще и против механизации детей и всего рода человеческого». Шагая в ногу со временем, мы и понимаемую в цитате антисистемность осознаем как черту современности. Однако А.С. Симонович трактует это как бездумное следование моде на фребелев-ский механицизм [4]. Насколько же актуально выглядит в современной дошкольной педагогике такой критерий педагогической образованности! И почему он не вписывается, например, в личностно-ориентированную модель воспитания?
На наш взгляд, А.С. Симонович в своих трудах описывала как раз проблемы сегодняшнего дня, от чистого сердца говоря об этом другими, наиболее точными словами. Нам, привыкшим к завуалированным терминам современного психолого-педагогического языка, излагаемых в большинстве учебников дошкольной педагогики, её точность характеристики представляется чем-то устаревшим, но на самом деле ясность ее мысли позволяет видеть главное.
Хочется отметить бесспорные заслуги А.С.Симонович в «системной» сфере дошкольной педагогики, т.е. в научно-методическом обеспечении дошкольной образовательной организации. Значимым для дальнейшего развития педагогической деятельности было то, что Аделаида Семеновна стремилась определить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей каждого возраста. Полагая, что становление личности ребенка
«c@yl@qyiym-j©yrmal»#iiiii),2©i9 / pedagogical sciences
- это непрерывный процесс, она предъявляла особые требования и к усложнению воспитательно-образовательных задач - в соответствии с возрастом детей.
В связи с психологической трудностью перехода из детского сада в начальную школу детей, она предложила обеспечить его «мягкий» переход через элементарный класс, организуемый для детей 67 лет, где «ребенок привыкает сидеть на одном месте, не чувствуя усталости».
Вызывает интерес опыт работы в детском саду супругов Симонович, особенно, каким образом они решали задачи обучения родному языку и развития речи. Деятельность осуществлялась в контексте т.н. «родиноведения», которое А.С. Симонович называла «неотъемлемым занятием детского сада» и трактовала смысл этого занятия так: «...родинове-дение не должно понимать так, что оно просто знакомит ребенка со всем его окружающим. Нет! Ро-диноведение выбирает только те предметы из жизни людей и те явления, которые могут дать ребенку какие-нибудь нравственные и умственные силы» [7].
В младших группах предусматривалось рассматривание раскрашенных картинок (энциклопедия Бюффона, рисунки домашних животных) и рассказывание по ним. Со старшими дошкольниками на занятиях применялся доступный им родиновед-ческий материал. Во время экскурсий на природу воспитанникам давались некоторые сведения, потом они в ходе самостоятельных наблюдений обобщались самими детьми, а через определенное время воспитанники сами рассказывали об окружающей их жизни, явлениях природы. Постепенно сведения расширялись с помощью чтения на заданные темы [8].
Как правило, занятия по обучению родному языку начинались уже в элементарном классе, на начальном этапе детей знакомили с азбукой, затем
- с письмом. Примечательно, что А.С. Симонович, не следовала модной на тот момент тенденции -раннему изучению иностранного языка. Она отрицательно относилась к этому, была настроена против такого явления. Свою позицию, как и Ушин-ский, Аделаида Семеновна мотивировала тем, что, изучать иностранный язык можно только после усвоения своего родного языка, чтобы не ранить духовный мир ребенка [5].
Безграничная любовь к своим и чужим детям -вот доминанта педагогики А.С. Симонович. Примером в этом смысле всегда были великие педагоги прошлого Коменский, Базедов, Руссо и, особенно, Песталоцци. «Образ Песталоцци должен жить в каждом человеке, берущемся за воспитание.», утверждала она ещё в 1867 году, а в 1896 -м как бы резюмировала свою педагогическую деятельность «выражением уверенности, что одновременно с участием русской женщины в общественной жизни, одновременно с желанием саморазвиваться, одновременно с возрастающими материальными затруднениями, придется прибегать к помощи детского сада, который дает возможность матерям пользоваться несколькими свободными часами».
25
Нами также был проведен краеведческий анализ на предмет того, что же связывает Аделаиду Семеновну Симонович с городом Липецком и Липецкой областью. Предложенный ниже материал описывает интересные факты, которые были опубликованы в 1999 году под заголовком «Дом Мастера» во втором выпуске «Записок липецкого краеведческого общества».
Надо отметить, что визит А.С.С Симонович в 1919 году в Липецк был далеко не случаен - к тому времени одна из её дочерей уже достаточно долго проживала в нашей области. Внук А.С. Симонович - А.И.Ефимов, так вспоминает этот момент в «Записках»: привели в липецкие края Нину Яковлевну Симонович обстоятельства замужества. Дело в том, что Н.Я. Симонович, отправившись на учебу во Францию, познакомилась и вышла там замуж за художника И.С. Ефимова, а затем уехала в родовое имение мужа - «Отрадное», которое находится в нескольких десятках километров от Липецка, по направлению к Лебедяни.
Впоследствии Н.Я. Симонович не только не жалела о переезде, но и всегда восхищалась людьми и природой бывшей Тамбовской губернии, а сейчас Липецкой области. Можно предположить, что счастливое проживание в липецком крае впоследствии побудило её во время революционного переворота, захлестнувшего Россию, принять в православной церкви обряд крещения. Хотя для русской интеллегенции характерен был атеизм, а с рождения она была лютеранского вероисповедания. Несколькими годами позже в своем дневнике Н.Я. Симонович писала, что ей стало невыносимо быть другого вероисповедания, чем люди, которых она с такой любовью рисовала. Художественные картины Н.Я. Симонович-Ефимовой и в настоящее время находятся в Третьяковской картинной галерее.
Уникальные письма, в которых Н.Я. Симонович восторгается завораживающей природой Липецкого края отправлялись не только своей матери в Москву, но и сестре во Францию: «.Тут все не так, как около Москвы. Здесь настоящая Россия, но довольно древнего вида.Липецк - интересный и красивый город, для русского города даже очень красивый». Проявленный к липецким местам интерес способствовал приезду сюда из Франции на лето 1912 года старшей дочери А.С. Симонович -Марии Яковлевны Львовой, скульптора по образованию. Впечатления М.Я. Львовой сыграли важную роль в выборе Аделаидой Семеновной места проживания, отличающегося от Москвы в разгар революционных событий 1919 года тем, что было не так голодно и опасно.
На семейном совете было решено переехать в Липецк, туда давно приглашала Нина Яковлевна. В этом городе не составляло сложности найти работу для Николая Яковлевича - сына А.С. Симонович, имеющего достаточно редкую профессиональную специфику (врач - диагност). Зимой 1919 года семья Симонович решилась на переезд в Липецкую область. Благодаря этому переезду в Липецке была
открыта первая в городе химико-бактериологическая лаборатория, оборудование для которой было приобретено на средства самого Николая Яковлевича, доставлено из Москвы. По воспоминаниям семьи Симонович, Николай Яковлевич был специалистом не только в области «чистой» диагностики, он вел довольно обширную лечебную практику. Благодарные пациенты помогли семье Симонович выжить в то голодное время.
Несмотря на свой преклонный возраст во время пребывания в Липецке А.С. Симонович (ей было 75 лет) не нашла применение своим педагогическим способностям. Однако она вела уроки разговора на французском и немецком языках у местных учеников. Аделаида Семеновна оказывала методическую помощь советами своей внучке Наташе - учителю математики, работавшей в разных школах Липецка.
А.С. Симонович прожила в Липецке три года, но вернулась в Москву. Все остальные члены её семьи продолжали проживать в Липецке. В 1930-е годы был репрессирован Н.Я. Симонович. Наталья Николаевна, являясь дочерью «врага народа», осталась без работы. В скором времени был репрессирован и её муж. Н.Н. Симонович была вынуждена вернуться в Москву, от боли и отчаяния за родных она быстро угасла. Так печально завершились годы пребывания семьи Симонович на липецкой земле.
Дом, где проживала семья Симонович в Липецке, был дом № 2 по улице Ленина, в настоящее время здесь разместился музей В. Сорокина, или, как его сейчас называют, «Дом Мастера». Название это как напоминание о людях, внесших огромный вклад в развитие разных отраслей науки, искусства, практики, которым довелось здесь когда-то жить. Звание «Мастер», безусловно, заслужила и сама
А.С. Симонович, и каждый член ее большой семьи, состоящей из шести своих детей (5 дочерей и один сын) и двух приемных (включая сына рано умершей сестры - художника В.С. Серова). Закономерным является то, что в семье, жившей интересами науки и искусства, проявились успехи именно в этих областях. В этой семье помимо педагогов, врачей, художников, получил звание лауреата Нобелевской премии Андрэ Львов, внук старшей дочери А.С. Симонович, проживающей во Франции (премию получил в 1965 году, за исследования в области микробиологии).
Таким образом, педагогическое наследие и взгляды А.С. Симонович, связанные с воспитанием дошкольников, продолжают оставаться актуальными и по сей день.
Список литературы
1. Егоров С.Ф, Лыков С.В. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999.
2. Егоров С.Ф., Лыков С.В. Введение в историю дошкольной педагогики. - М.: Академия, 2001.
3. Записки липецкого краеведческого общества. Вып. 2 / ред.-сост. А. Ю. Клоков. - Липецк, 1999. - С. 160-178.
4. Медынский Е.Н. Замечательные русские женщины-педагоги // Дошкольное воспитание. -1947 - № 10.
5. Рыбников Н.А. Детские дневники как материал по детской психологии. - М.,1946.
6. Симонович А.С. Связь детского сада со школой // Детский сад, 1866- № 11-12.
7. Симонович А.С. О детских садах // Вестник воспитания. - 1895 - № 8.
8. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М.,1955.
УДК: 378.14
Танюхина В.В.
Старший преподаватель кафедры «Математика и инженерная графика»
Шахвердова Е. О.
Старший преподаватель кафедры «Математика и инженерная графика» Военная академия связи, г. Санкт-Петербург, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10313 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ
Tanyukhina V.V.
Senior Lecturer of the Department "Mathematics and Engineering Graphics"
Shahverdova E.O.
Senior Lecturer of the Department "Mathematics and Engineering Graphics" Military Academy of Communications, St. Petersburg, Russia
THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT ACTIVITIES OF THE TRAINING MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE STUDY OF SPECIAL SECTIONS OF HIGHER
MATHEMATICS
Аннотация.
В статье рассмотрены особенности организации самостоятельной деятельности обучающихся военных вузов при изучении специальных разделов высшей математики. Обоснована необходимость внедрения в образовательный процесс учебно-методического комплекса, ориентированного на применение в рамках самостоятельной деятельности курсантов.