Научная статья на тему 'Применение алгоритма реорганизации студенческих групп в учебно-воспитательном процессе'

Применение алгоритма реорганизации студенческих групп в учебно-воспитательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
межличностные отношения / реорганизация учебной группы / кластеризация / модулярность. / interpersonal relations / reorganization of the study group / clustering / modularity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Половец И. В., Красноплахтова Л. И.

В статье рассматривается алгоритм, позволяющий выполнить реорганизацию студенческой группы, основываясь на различных стратегиях. Данная реорганизация позволит оптимально разбить группу студентов на подгруппы, для эффективного выполнения командных проектов или иных научных мероприятий учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF THE ALGORITHM OF REORGANIZATION OF STUDENT GROUPS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article describes the algorithm that allows you to reorganize the student group, based on the different strategies, this reorganization will allow you to optimally break up a group of students into subgroups to complete team projects or other academic activities of an educational institution.

Текст научной работы на тему «Применение алгоритма реорганизации студенческих групп в учебно-воспитательном процессе»



Половец И.В.

магистрант факультета прикладной информатики

Красноплахтова Л.И. к.психол.н., профессор, кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10333 ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМА РЕОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП В УЧЕБНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Polovets I. V.

magistracy student of the faculty of applied informatics

Krasnoplakhtova L.I.

cand. psy. sci. (Ph.D.) professor department ofpedagogy and psychology Kuban state agrarian university named after I. T. Trubilin

THE APPLICATION OF THE ALGORITHM OF REORGANIZATION OF STUDENT GROUPS IN

THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация.

В статье рассматривается алгоритм, позволяющий выполнить реорганизацию студенческой группы, основываясь на различных стратегиях. Данная реорганизация позволит оптимально разбить группу студентов на подгруппы, для эффективного выполнения командных проектов или иных научных мероприятий учебного заведения.

Abstract.

The article describes the algorithm that allows you to reorganize the student group, based on the different strategies, this reorganization will allow you to optimally break up a group of students into subgroups to complete team projects or other academic activities of an educational institution.

Ключевые слова: межличностные отношения, реорганизация учебной группы, кластеризация, модулярность.

Keywords: interpersonal relations, reorganization of the study group, clustering, modularity.

В настоящее время преподаватели высших учебных заведений обновляют и разрабатывают материалы лекционных и практических занятий в соответствии с требованиями. Как известно, практические занятия способствуют усвоению теоретического (лекционного) материала, выработки умений и навыков выполнения расчетов и решения задач. Студенты осваивают только тот материал, который позволит им осуществлять профессиональную деятельность. Качество проведения практических занятий зависит от многих факторов, наиболее актуальным из которых является организация групповой деятельности студентов.

Мы разделяем мнение психологов [1,2,3,4,5] о том, что эффективность групповой деятельности зависит от следующих основных факторов:

- связи групповой деятельности студентов со психологическими характеристиками группы

- системы критериев и признаков эффективности групповой деятельности

- структуры группы, взаимоотношений и характера взаимодействий между членами группы

- форм организации и различных путей повышения эффективности совместной деятельности студентов.

В высших учебных заведениях довольно часто возникает необходимость реорганизации учебных групп для организации деятельности в командных проектах, на семинарских, лабораторных и практических занятиях, участия в олимпиадах или другой научной и внеучебной деятельности учебного заведения. Кроме того, согласно исследованиям педагогов и психологов [1,2,3,4,5],правильная реорганизации студенческих групп способствует повышению качества обучаемости студентов.

Алгоритм реорганизации студенческой группы основывается на межличностных отноше-

ниях студентов [1,2,3,4,5].Одним из самых популярных методов определения межличностных отношений в группе является социометрия, предложенная учеником З.Фрейда - Дж. Морено (1889-1974).Согласно теории Дж. Морено, все напряжения, конфликты, в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макроструктуры группы. По его мнению, это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий, которая показывает психологическое отношение индивида к людям, часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: самым близким может оказаться окружение, состоящее из неприемлемых в психологическом плане людей.

Мы предлагаем использовать в педагогической деятельности разработанный нами алгоритм реорганизации студенческой группы для более качественного проведения практических занятий. Применение предложенного алгоритма позволить акцентировать роль как успевающих, так и слабоуспевающих студентов. Это, в свою очередь, окажет значимое влияние на реорганизацию групповой деятельности студентов.

На основе алгоритма Ньюмана студенческая группа делится на 3 кластера (под кластером следует понимать объединение наиболее значимых участников группы, способных играть ключевую роль в последующем формировании подгрупп).По-сле образования кластеров происходит выбор стратегии реорганизации группы на подгруппы -обычно выбирается стратегия «слабого звена» или «плавильного котла». Под «слабым звеном» понимаются участники, которые имеют наименьшее количество связей с другими участникам, и представляют собой наименее связанные кластеры. Под «плавильным котлом» понимается смешивание участников, которые имеют различное количество связей с другими участниками.

Основная концепция стратегии «слабого звена» - реализовать выбор наименее целостной подгруппы, складывающейся из слабо связанных друг с другом кластеров, разбить её и расширить назначенными кластерами группы. Одним из преимуществ стратегии «слабого звена» считается то, что ее можно применить с целью реорганизации групп проведения занятий, требующих обязательного распределения в подгруппы.

Стратегия «плавильного котла» предполагает реорганизацию группы студентов в абсолютно новые кластеры. Для кластеризации группа представляется в виде сети и для нее вычисляется показа-

тель модулярности - количественный параметр, характеризующий связи как внутри кластеров, мак и между кластерами. В сетях со значительной модулярностью существенно больше взаимных связей среди участников одного кластера, чем между участниками, относящимися к разным кластерам, т.е. приобретенные кластеры считаются наиболее ярко выраженными. Значительная модулярность в учебной группе свидетельствует о соблюдении главного требования перегруппировки - максимальном уровне сплоченности в полученных кластерах. Общая схема алгоритма реорганизации студенческой группы на подгруппы представлена на рис.1

РисАЛлгоритм реорганизации студенческой группы

Представленная на рис.1 схема алгоритма реорганизация студенческих групп может быть применима во втором семестре обучения, т.к. в первом семестре происходит адаптация студентов в новом коллективе, и сложно сразу выделить наиболее значимых участников, которые, впоследствии, могли бы занять лидерские позиции.

Разработанный нами алгоритм реорганизации группы позволит наиболее оптимально выделить сообщества в студенческой группе, используя определенные меры или основные показатели сложных сетей. На основе этой реорганизации можно рассчитывать на высокую результативность обучаемости студентов, также можно выделить студентов, которые могут занять лидерские позиции и стать капитанами команд или старостами учебных групп.

Список использованных источников

1.Беловол Я.О., Красноплахтова Л.И. Формирование учебной мотивации студентов в высшем учебном заведении/Я.О. Беловол, Л.И. Красноплах-това//Сборник материалов XIX всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного универси-тета,2017,с.453-455

2.Дадашев А.Б., Красноплахтова Л.И. Изучение вредных привычек у студентов высших учебных заведений/А.Б. Дадашев, Л.И. Красноплах-това//Сборник материалов международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые и общенаучные аспекты» в 3-х частях,2018,с.29-32

3.Некрасова В.В., Красноплахтова Л.И. Влияние СМИ на психологическое развитие лично-сти/В.В. Некрасова, Л.И. Красноплахтова//Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции «Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития» Красно-дар,ЦНТИ,2018,с.127-131.

4.Нижегородов Н.В., Травушкин А.А., Красноплахтова Л.И. Развитие коммуникативных способностей студентов высших учебных заведений/Н.В.

Нижегородов, А.А. Травушкин, Л.И. Красноплах-това//Сборник материалов XXII международной научно-практической конференции «Научные от-крытия-2017»,2017,с.652-653

5.Петров Н.Р., Красноплахтова Л.И. Профилактика и разрешение конфликтных ситуаций в студенческой группе/Н.Р. Петров, Л.И. Красно-плахтова//Сборник материалов XXI международной научно-практической конференции «Исследование различных направлений современной науки»,2017,с.520-522.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.