PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК: 378.14
Зарученко А.А.
магистрант факультета прикладной информатики,
Красноплахтова Л.И. к.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»
DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10311 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Zaruchenko A.A.
Master student of the Faculty of Applied Informatics,
Krasnoplakhtova L.I.
Ph.D., Professor, Department of Pedagogy and Psychology FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilina
IMPROVING THE EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL CONTROL AT HIGH SCHOOL
Аннотация
В статье рассматриваются цели педагогического контроля знаний студентов, основные принципы, формы, взаимосвязанные функции (диагностическая, обучающая и воспитательная) педагогического контроля в высшей школе, а также аспекты повышения его эффективности.
Abstract
The article deals with the goals ofpedagogical control of students' knowledge, basic principles, forms, interrelated functions (diagnostic, teaching and educational) of pedagogical control in higher education, as well as aspects of increasing its effectiveness.
Ключевые слова: психодиагностика, студенты, виды, педагогический контроль, формы педагогического контроля, процесс, принципы и функции педагогического контроля знаний.
Keywords: psychodiagnostics, students, types, pedagogical control, forms of pedagogical control, process, principles and functions ofpedagogical control of knowledge.
Важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе является систематический контроль знаний, умений и навыков студентов, предполагающий точное знание планируемых результатов обучения. Поэтому поиск путей и способов повышения эффективности организации педагогического контроля является весьма актуальной проблемой.
Мы разделяем мнение педагогов и психологов [1, 2 ,3, 4, 5, 6], которые под педагогическим контролем понимают научно обоснованную систему проверки результатов обучения и воспитания студентов. Цель педагогического контроля знаний студентов - определение качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения. В процессе контроля формируется ответственное отношение студентов к учебной деятельности, устанавливаются эффективность выбранных методов преподавания
Следует подчеркнуть, что профессиональная направленность педагогического контроля обуславливается целевой подготовкой будущих специалистов. В этом случае повышается мотивация познавательной деятельности студентов, что в свою очередь положительно сказывается на подготовке высококвалифицированных специалистов.
Центральным организационным моментом педагогического процесса является его активизация,
которая включает в себя разработку содержания, форм, методов и средств обучения и контроля знаний, способствующих повышению активности, интереса и творческой самостоятельности студентов
Педагоги и психологи [1, 2, 3, 4, 5, 6] выделяют следующие основные принципы педагогического контроля в высших учебных заведениях:
- воспитывающий принцип (стимулирует познавательные процессы и активизирует сознательное и творческое отношение к учебе);
- принцип систематичности (систематизирует процесс обучения и стимулирует мотивацию к обучению);
- принцип всестороннего охвата широкого круга вопросов для контроля и оценивания по всем темам и разделам учебных дисциплин.
Необходимо рассмотреть следующие основные и взаимосвязанные функции педагогического контроля: диагностическую, обучающую и воспитательную. Их целью является выявить уровень знаний студентов, стимулировать формирование и развитие их личности, способностей и заинтересованности в овладении знаниями, умениями и навыками.
В зависимости от того, в какой период усвоения конкретной предметной области проводится контроль, он может быть текущим, итоговым или заключительным. Текущий контроль мотивирует обучение студентов и помогает дифференцировать
<<ШУШМИМ~^©И©МаУ>>#1]1](Ш),2©1]9 / РЕБЛСОСГСЛЬ 8С1Е1ЧСБ8
21
их знания. Итоговый контроль - зачёт или экзамен по всему курсу пройденной дисциплины. Заключительный контроль - это государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы
В высших учебных заведениях традиционными являются такие формы педагогического контроля, как зачеты и экзамены. Также широко используются контрольные, лабораторные и проектные работы, тестирование, устные опросы и собеседования. Современные методы обучения стимулируют творческие поиски новых форм педагогического контроля, например, таких как рейтинговая оценка. Система рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценивания различных видов работы студентов и определения их рейтинга в конце изучения дисциплины. Она создаёт механизмы обеспечения качества и оценки результатов обучения, активизации учебной и внеучебной работы студентов.
Функцию контроля выполняют зачеты, экзамены, коллоквиумы и др. При программированном контроле знаний (например, при автоматизированном тестировании) проявляются обучающая и контролирующая функции. Для такой формы педагогического контроля, как семинар, характерны также диагностическая и воспитывающая функции, хотя его основная функция - обучающая.
Оптимальное сочетание и использование разнообразных форм педагогического контроля свидетельствует о высоком уровне постановки учебного процесса в вузе и также является важным показателем педагогической квалификации. Преподаватель, который стремиться развить высокий уровень определенных навыков и умений студентов, обязательно использует на своих занятиях всевозможные виды и методы контроля. Многие творческие преподаватели в своей работе используют не только общепринятые формы контроля, но и систематически улучшают, внедряют свои авторские методики контроля. Это позволяет правильно подобрать и апробировать разные формы контроля, оптимизировать проверку и оценивание знаний, повышая объективность педагогического контроля.
Следуя требованиям современных тенденций к усилению коммуникативного подхода, индивидуализации обучения, развития личностного потенциала, повышения заинтересованности студентов [1] в овладении знаниями, важное значение имеет умелое владения преподавателем различными методиками контроля знаний, умений и навыков. Этот контроль должен быть обучающим, корректирующим недостатки и пробелы в знаниях студентов, обучающим методикам организации самостоятельной работы, обобщения и умения сосредоточиться на главном. Следует использовать такие формы и методы контроля, которые увеличивают его объективность и способствуют повышению эффективности обучения.
Практическое применение каждой формы педагогического контроля завершается оценками и отметками. Оценка является способом и результатом установления соответствия или несоответствия
усвоенных знаний, умений и навыков целям и задачам обучения. Оценка должна быть объективной, отвечать реальному уровню знаний студентов. Этический аспект объективности - моральное регулирование, следование нормам учебной этики. Увеличению объективности оценивания знаний способствует использование стандартных тестовых программ или методом экспертного опроса, где знания оцениваются коллегиальной оценкой комиссии.
В настоящее время следует использовать следующие приоритетные направления повышения эффективности педагогического контроля в высшей школе:
- систематический характер педагогического контроля в системе организации учебно-воспитательной системы высшего учебного заведения, использование всех его взаимосвязанных составных -диагностической, обучающей и воспитательной функции;
- обеспечение гибкими и вариативными формами, приемами, методами и средствами педагогического контроля индивидуализацию процесса обучения, заложенную в учебном процессе [1];
- создание механизмов обеспечения качества и оценки результатов обучения через использование в учебном процессе контрольно-обучающих программ, систем рейтинговой оценки знаний и с помощью компьютера ведение оперативного контроля и регистрацию результатов самостоятельной работы на занятиях, оценивания различных видов работы студентов и определения их рейтинга в конце изучения дисциплины;
- активизация учебной и внеучебной работы студентов на каждом занятии, стимулирование, контроль и поощрение познавательной деятельности студентов, поддерживание обратной связи в системе «преподаватель-студент»;
- применение психодиагностики, которая обеспечивает психическое и личностное развитие студентов, а также создание условий для коррекци-онно-развивающей деятельности;
- использование результатов педагогического контроля для анализа эффективности контроля, оперативной и перспективной корректировки учебного процесса и совершенствования преподавания в вузе [2, 3, 4, 5, 6].
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами. Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельным разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности студентов, чем оценка и отметка. Тесты достижений могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения студентов в той или иной учебной дисциплине.
Психодиагностика в структуре педагогического контроля позволяет определить наиболее
благоприятные условия развития личности студентов и внести достойный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов.
Список литературы
1. Беловол Я.О., Красноплахтова Л.И. Формирование учебной мотивации студентов в высшем учебном заведении / Я.О.Беловол, Л. И. Красноплахтова // Сборник материалов XIX всероссийской студенческой научно-практической конфен-ренции Нижневартовского государственного университета, 2017, с. 453-455
2. Гречишников Л.В., Красноплахтова Л.И. Роль и значение киберспорта в обучении / Л.В. Гречишников, Л.И.Красноплахтова // Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития», 2018, с. 51-54
3. Калиниченко Н.В., Красноплахтова Л.И. Информационные технологии обучения в высшей школе /Н.В. Калиниченко, Л.И.Красноплахтова // Сборник материалов IX студенческого междуна-
родного форума «Информационное общество: современное состояние и перспективы развития», 2017, с. 373-375
4. Красноплахтова Л.И., Шмакова А.А., Лысенко В.В. Возможности применения информационных технологий в современном образовании / Л.И.Красноплахтова, А. А. Шмакова, В.В. Лысенко // Colloquium journal № 8(32) за 2019 г., ч.4, с. 46-47
5. Михайлова А. Д., Красноплахтова Л. И., Си-монян Ж. С. Трансформация управления знаниями в условиях цифровой экономики /А. Д. Михайлова, Л. И. Красноплахтова, Ж. С. Симонян // Сборник материалов международного конкурса «Научные достижения молодежи», 2018, с. 99-104
6. Некрасова В. В., Красноплахтова Л. И. Влияние СМИ на психологическое развитие личности / В. В. Некрасова, Л. И. Красноплахтова // Сборник материалов VII международной научно-практической конференции «Экономика и управление: ключевые проблемы и перспективы развития», 2018, с. 127-131
УДК 37.01
Чуйкова Ж.В., Емельянова И.Д., Красова Т.Д., Фаустова И.В.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10312 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. СИМОНОВИЧ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Chuikova J. V., Yemelyanova I. D., Krasova T. D., Faustova I. V. Bunin Yelets State University
PSYCHO-PEDAGOGICAL HERITAGE OF A.S. SIMONOVICH IN THE CONTEXT OF MODERN
PRESCHOOL EDUCATION
Аннотация.
В статье анализируется наследие Аделаиды Семеновны Симонович (1844-1933), сделан акцент на актуальности ее взглядов применительно к современным условиям воспитания и образования дошкольников. В истории дошкольной педагогики и психологии России особое место принадлежит А.С. Симонович, которая по праву считается одним из основоположников теории и практики отечественного дошкольного образования. Именно ей принадлежит приоритет в разработке содержания и методики воспитательно-образовательной деятельности детского сада, что способствовало оформлению дошкольной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.
Abstract.
The article analyzes the heritage of Adelaide Simonovich (1844-1933), focuses on the relevance of her views in relation to the modern conditions of education and training of preschool children. In the history of preschool pedagogy and psychology of Russia a special place belongs to A. S. Simonovich, who is considered to be one of the founders of the theory and practice of domestic preschool education. It is she who has the priority in the development of the content and methods of educational activities of the kindergarten, which contributed to the design of preschool pedagogy as a special branch of pedagogical knowledge.
Ключевые слова: первые детские сады, становление методики воспитания, образовательная деятельность, дошкольники.
Key words: the first kindergartens, formation of methods of education, educational activities, preschoolers.