Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / COMPUTERIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Красноплахтова Людмила Ивановна, Танкаян Алексей Игоревич

В данной статье рассматриваются информационные технологии как способ более эффективного обучения и приобретения навыков. Авторы приходят к выводу, что внедрение информационных технологий в процесс обучения способствует более эффективному познанию и закреплению материала, в частности потому, что мультимедийные средства оказывают воздействие не только на один канал восприятия, а сразу на несколько.Information technologies are considered as a way of more effective learning and skills acquisition in this article. The authors come to the conclusion that the introduction of information technologies in the process of learning contributes to more effective knowledge acquisition and consolidation of the material, in particular, because multimedia tools affect not only one perception channel, but several ones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-472177

А.И. Танкаян, Л.И. Красноплахтова

Информационные технологии в педагогике и образовании

Аннотация

В данной статье рассматриваются информационные технологии как способ более эффективного обучения и приобретения навыков. Авторы приходят к выводу, что внедрение информационных технологий в процесс обучения способствует более эффективному познанию и закреплению материала, в частности потому, что мультимедийные средства оказывают воздействие не только на один канал восприятия, а сразу на несколько.

| Ключевые слова: информационные технологии, педагогика, образование, информатизация, компьютеризация.

A.I. Tankaian, L.I. Krasnoplakhtova

Information technologies in pedagogy and education

Abstract

Information technologies are considered as a way of more effective learning and skills acquisition in this article. The authors come to the conclusion that the introduction of information technologies in the process of learning contributes to more effective knowledge acquisition and consolidation of the material, in particular, because multimedia tools affect not only one perception channel, but several ones.

| Keywords: information technologies, pedagogy, education, informatization, computerization.

В настоящее время такое явление, как информатизация, распространено достаточно широко. Информатизация общества - это всеобъемлющий процесс, захватывающий многие сферы деятельности, в том числе педагогику и образование. Выражается это в использовании современных информационно-коммуникационных технологий как главного средства в сфере общественного производства. Относительно педагогики под определением «информационно-коммуникационные технологии» подразумевают те современные технологии, которые могут помочь разнообразить учебный процесс (аудио/видеоматериалы, расширение возможностей визуализации и пр.), а также делают образование более доступным посредством дистанционного обучения.

Существует много точек зрения по данному вопросу, что вполне закономерно вызывает столкновение абсолютно противоположных мнений. Одни полагают, что так называемая «компьютерная технология обу-

чения» мешает гармоничному развитию индивида и подобный подход с альтернативными традиционными технологиями не приносит должного результата. Другие же придерживаются мнения, что внедрение информационных технологий в процесс обучения способствует более эффективному познанию и закреплению материала, в частности потому, что мультимедийные средства оказывают воздействие не только на один канал восприятия, а сразу на несколько.

Именно вторая точка зрения на вопрос альтернативной техники образования является ключевой для данной статьи.

Информатизация системы образования как одного из приоритетных направлений информатизации общества в целом значительно расширяет рамки привычного для нас процесса обучения. Что же представляет из себя компьютерная технология обучения? Она включает в себя разнообразные методы, методики и программно-технические средства, объединённые с целью

Pedagogy

сбора, хранения и использования информации в целях обучающихся [1].

Цель информатизации в данном случае - это общедоступность информации, а также значительное увеличение темпов умственной деятельности благодаря информационным технологиям. Стоит обозначить и ряд других возможностей, которые предоставляют информационные технологии:

- более рациональный подход к организации учебного процесса, гибкое передвижение по темам учебного плана (например, использование гиперссылок);

- использование необходимого программного обеспечения позволяет учесть индивидуальные особенности каждого, позволяя делать это даже при коллективных занятиях;

- вовлекаются все виды восприятия обучаемого, что и закрепляется на уровне наиболее обострённого канала восприятия, и развивает другие виды чувственного восприятия;

- единое интерактивное образовательное пространство, которое из себя представляют информационные технологии в образовании, даёт возможность всем без исключения не только активно обучаться, но и заниматься самообразованием;

- более эффективное распределение времени и преподавателя, и ученика (дистанционный метод).

Говоря о преимуществах информационных технологий в педагогике, стоит также отметить основные пути реализации интерактивного образования. Помимо применения таковых в стандартном и привычном процессе обучения, тут хотелось бы выделить такие аспекты, как компьютерные технологии обучения и дистанционное образование, а также обозначить различия между ними. Компьютерные технологии обучения на данный момент широко распространенно и достаточно сильно расшири-

лось. Его можно разделить на две группы: синхронное и асинхронное образование. Синхронное образование - обучение в реальном времени, при котором участники образовательного процесса находятся не вместе, а на расстоянии друг от друга. К этому типу относятся всевозможные вебинары и лекции в режиме онлайн. Асинхронное образование - образование, при котором информация получается из всевозможных онлайн-источников, электронных книг, дисков и прочих носителей информации. При этом темп работы регулирует сам обучающийся, контроль знаний также осуществляется им самостоятельно.

Дистанционное обучение - понятие более широкое, нежели электронное образование. Оно представляет из себя соединение интерактивного самообучения и поддержки со стороны в виде консультаций. Существует множество онлайн курсов, которые предоставляют такой тип обучения людям любых возрастов и подбирая программу согласно пожеланиям и уровню знаний. Более того, благодаря такому подходу человек не привязан к конкретному месту, нет необходимости тратить время на дорогу, ведь заниматься можно практически везде, а также расписание занятий можно подстроить под личный график.

В общем и целом, можно сказать, что информатизация идет нога в ногу с развитием общества. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни каждого студента и преподавателя. Благодаря визуализации материала, обучение становится проще. Интерактивное самообучение позволяет изучить материал лучше. Возможность прочесть книгу дистанционно, позволяет преподавателю выбрать и подготовить наилучший, интересный и наиболее понятный материал.

В заключение хочется отметить, что информационные технологии, по статистике, значительно упрощают как преподавание, так приобретение новых навыков и знаний.

Литература

1. Беловол Я.О. Формирование учебной мотивации студентов в высшем учебном заведении / Я.О. Беловол, Л.И. Красноплахтова // Сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической студенческой конференции Нижневартовского государственного университета. - 2017. - С. 453-455.

2. Гречишников Л.В. Роль и значение киберспорта в обучении / Л.В. Гречишников, Л.И. Красноплахтова // Экономика и общество в условиях модернизации: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 51-54.

3. Калиниченко Н.В. Информационные технологии обучения в высшей школе / Н.В. Калиниченко, Л.И. Красноплахтова // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития: Сборник материалов IX Международного студенческого форума. - 2017. - С. 373-375.

4. Ломакина А.Ю. Организация самостоятельной работы студентов и ее роль в подготовке экономистов / А.Ю. Ломакина, Л.И. Красноплахтова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - №5 (13). - С. 216-218.

5. Нижегородов Н.В. Развитие коммуникативных способностей студентов высших учебных заведений / Н.В. Ниже-городов, А.А. Травушкин, Л.И. Красноплахтова // Научные открытия - 2017: Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 652-653.

Interactive science | 7 (29) • 2018

23

Педагогика

References

1. Ве1ото1, 1а. О., & Krasшplakhtova, L. I. (2017). Formirovanie uchebnoi motivatsii studentov V vysshem исИеЬпош zavedenii // Sbornik materialov KhIKh vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi studencheskoi konferentsii Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. - Р. 453-455.

2. Grechishnikov, к V, & Krasnoplakhtova, L. I. (2018). Rol' i znachenie kiber-sporta V obuchenii // Ekonomika i obshchestvo V usloviiakh шodernizatsii. - Р. 51-54.

3. Kalinichenko, N. V, & Krasnoplakhtova, L. I. (2017). Inforшatsionnye techno-logii obucheniia V vysshei shkole // Inforшatsionnoe obshchestvo: sovreшennoe sostoianie i perspektivy razvitiia. - Р. 373-375.

4. Lomakina, А. Iu., & Krasnoplakhtova, к I. (2017). Organizatsiia samostoiatel'noi raboty studentov i ее го1' V podgotovke ekonomistov // Sovreшennye nauchnye issledovaniia i razrabotki. -№5 (13). - Р. 216-218.

5. Nizhegorodov, N. V, Travushkin, А. А., & Krasnoplakhtova, L. I. (2017). Razvitie koшшunikativnykh sposobnostei studentov vysshikh uchebnykh zavedenii // Nauchnye otkrytiia. - Р. 652-653.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.