О
b
rQN]
VIZUAL FAQLIYAT JARAYQNIDA BADIIY TA'LIM VA RIVQJLANISHNING —VAZIFALARI
Sadatv Ch.X. Termiz davlat pedagogika instituti, tasviriy san’at va muhandislik grafikasi kafedrasi dotsenti
Annotatsiya. Ushbu maqolada vizual faoliyat jarayonida badiiy ta'lim va rivojlanish vazifalari qismlari hamda turlari to‘g‘risida ma’lumotlar berilgan.
Kalit so‘zlar: Chizish, modellashtirish, ilovalar, rang, o‘lcham, estetik tuyg‘u.
ЗАДАЧИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Садатв Ч-X. Термезский государственный педагогический институт, доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной
графики
Аннотация. В данной статье представлена информация о частях и видах задач художественного воспитания и развития в процессе изобразительной деятельности.
Ключевые слова: Рисование, моделирование, аппликации, цвет, размер, эстетическое чувство.
THE TASKS OF ARTISTIC EDUCATION AND DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF VISUAL ACTIVITY Sadatv Ch.X. Termiz state pedagogical institute, department of fine arts and engineering graphics associate professor
Annotation. This article provides information on parts and types of tasks of artistic education and development in the process of visual activity.
Keywords: Drawing, modeling, applications, color, size, aesthetic feeling.
*ano<
Задачи художественной воспитание и развития в процессе изобразительной деятельности разделяется на четыре части;
- развития эстетического восприятия;
- развитие эстетических чувств;
- развитие творческого воображения;
- формирование замысли;
Характерная черта изобразительного художественного творчества заключается в том, что выразить какое-либо явление можно только создав изображение. И ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой-то мере способностью передавать в рисунке, лепке и аппликации присущие предметам свойства: передать форму предметов, их строение, цвет, положение в пространстве. Умение изображать нельзя отрывать от задач художественного воспитания: оно должно служить средством художественного выражения.
Основной задачей художественного воспитания через изобразительную деятельность следует считать развитие способности художественно-образного выражения известного содержания, способности создании выразительных образов. Для осуществления этой задачи необходимо решить ряд других, тоже важных задач.
Так как способность изображения не может развиваться без непосредственного знакомства с предметами и явлениями, то необходимо так организовать детское восприятие, чтобы оно отвечало задачи художественного воспитания.
Развития эстетического восприятия. Развитию наблюдательности уделяется большое внимание в системе дошкольного воспитания. Кроме того, необходимо развивать эстетическое восприятие, которое направляется в первую очередь на предмет в целом, на его эстетический облик- на стройность его формы, красоту цвета, тонкость деталей и т.д. На разных уровнях детского развития эстетической восприятие имеет различное содержание.
Вначале оно очень просто. Дети 3-4 лет с удовольствием отмечают круглую форму мячика, его яркий цвет. Эти простые свойства вызывают у детей эстетические чувства.
Однако очень важно закончить восприятие вновь целостным охватом предмета в совокупности всех его основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам: например, внимательно рассмотрев березку, толщину ствола, направление веток, цвет того и другого, следует вновь отметить ее стройность, тонкость ветвей, плавный изгиб их. При этом снова возникает эстетическое чувства, поражает красота молодого стройного дерева.
Развитие эстетических чувств. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так, можно выделить чувство цвета, когда
эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний: чувства ритма, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей: чувства формы, когда эстетическое чувство цельностью формы предмета. В эстетическом чувстве, которое возникает при восприятии предмета, одна из его сторон-чувство цвета или формы-может быть наиболее ярко выраженной. Развитие этих чувств непосредственно связано с тонкостью ощущений цветовых, цветовых, пространственных, двигательных. Чем тоньше дети различают цвета и оттенки цвета, тем более глубоко они могут испытывать радость от восприятия красных цветосочетаний.
Характеристика эстетических свойств предметов, созданных человеком, близка их идейно-нравственной оценке. За вещами стоит труд людей, их взаимоотношения. То, что делается на благо людей, для их счастья, воспринимается как прекрасное. Для детей понятие это сочетание эстетического и нравственного в тех случаях, когда внешняя красота совпадает с благородным назначением предмета. Вдвойне красивы те цвета, которые сорвал ребенок, чтобы подарить матери; особенно хороши те ягоды, которые дети вырастили и собрали для малышей.
Развитие творческого воображения. Для создания образов в рисунке, лепке и аппликации нужно не только развитие эстетического восприятия и чувств, но и формирование у детей ясных и полных представлений о предметах, которые они видели ранее, с которыми имели дело. Качество представления зависит от того, как предмет воспринимается. Эстетическое восприятие содействует образованию и соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений.
Задача воспитателя- предлагать детям такое содержание для рисунка, лепки или аппликации, чтобы возникла необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы предложение было интересно для ребёнка, волновало его, чтобы ему хотелось выразить это содержание как можно лучше.
Формирование замысли. Когда ребенок задумывает что- либо нарисовать или вылепить или когда воспитатель предлагает ему содержание для рисунка, лепки, аппликации, должен возникнуть замысел, т.е. Представление того, что и как надо будет изобразить. У детей младшего, отчасти и среднего дошкольного возраста замыслы не возникают до того, как они начали рисовать или лепить, вырезывать.
Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на ее порадовались другие- задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности в деятельности.
Итак, задачи художественного воспитания применительно к изобразительной деятельности заключаются в том, чтобы педагогически организовать и руководить всеми процессами, связанными с созданием
выразительного образа, начиная с эстетического восприятия самого предмета, формирования представления о свойствах и общем предмета, формирования представления о свойствах и общем облике предмета, способности воображать на основе имеющихся представлений и до воплощения своего замысла в рисунке, лепке, аппликации путем овладения выразительными свойствами красок, линий, форм и пр.
Литература
1. Xolmurodovich S.Ch. O‘quvchilaming chizmachilik fanini o‘qitishda zamonaviy pedagogik texnalogyalarning o‘rni va amaliy ahamiyati //Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences. - 2022. - Т. 2. - №. 2. - С. 189192.
2. Садатов Ч. Обучение рисованию обнаженного мужского тела с передней стороны с карандашным рисунком //Общество и инновации. -
2021. - Т. 2. - №. 3/S. - С. 361-365.
3. Sadatov C. The importance of virtual museums in the formation of students' educational competencies on fine literacy //Scientific research results in pandemic conditions (COVID-19). - 2020. - Т. 1. - №. 04. - С. 201-203.
4. Bahodirovna M. Z., Xolmurodovich S. C. Methodical Interpretations on the Organization of Independent Educational Classes in the Subject of Painting //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. -2020. - Т. 2. - №. 11. - С. 24-27
5. Sadatov C. K., Normatova G. Some species eksperimentno-experimental work that makes a teacher //European Conference on Education and Applied Psychology. - 2014. - С. 174-176.
6. Sadatov C. Tasviriy san’at darslarida o‘quvchilar ijodiy faolligini takomillashtirish texnologiyalari //Физико-технологического образование. -
2022. - №. 4.
7. Xolmurodovich S. C., Xolbozorovich Q. J. Theoretical fundamentals of study pen and general principles of drawing //Galaxy International Interdisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 9. - №. 10. - С. 709-716.
8. Садатов Ч. Х., Нарматова Г. Т., Хайдарова М. Б. Овладения графической деятельности детей в среднеобразовательной школе //Матрица научного познания. - 2020. - №. 8. - С. 128-131.
9. Kholmurodovich S. C. The spiritual impact of fine arts on personal development and its place and significance today //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - 2020. - Т. 2020.
10. Abduraximov L. X. et al. Muhandislik grafikasi va chizma geometriya fanidan talabalar mustaqil ishini tashkil qilish texnologiyasi //ijtimoiy fanlarda innovasiya onlayn ilmiy jurnali. - 2022. - с. 63-66.
AanO<