MAKTABGACHA YOSHDAGI BOLANI
TARBIYALASH VA HAR TOMONLAMA
RIVOJLANTIRISH UCHUN CHIZISHNI,
MODELLASHTIRISH VA QO'LLASHNING
ahAMIvati
Sadatv Ch.X. Termiz davlat pedagogika instituti, tasviriy san'at va muhandislik grafikasi kafedrasi dotsenti
Annotatsiya. Ushbu maqolada maktabgacha yoshdagi bolani tarbiyalashda tasviriy san'at haqida bilimlarni o'z ichiga olgan murakkab Zamonaviy maktabning vazifasi dinamik rivojlanayotgan zamonaviy jamiyat borasida ma'lumotlar berilgan.
Kalit so'zlar: Tasviriy san'at, galereyalar, multimedia kutubxonalari. chizish, modellashtirish, qo'llash, rang, o'lcham, estetik tuyg'u.
ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ, ЛЕПКИ И АППЛИКАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-
ДОШКОЛЬНИКА Садатв Ч.Х. Термезский государственный педагогический институт, доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики.
Аннотация. В данной статье дана информация о динамично развивающемся современном обществе, задачей которого является комплексная современная школа, включающая в себя знание изобразительного искусства в воспитании дошкольника.
Ключевые слова: Изобразительное искусство, галереи, мультимедийные библиотеки. рисование, моделирование, нанесение, цвет, размер, эстетическое чувство.
THE IMPORTANCE OF DRAWING, MODELING AND APPLICATIONS FOR THE UPBRINGING AND COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD
3S---'
Sadatv Ch.X. Termiz state pedagogical instituti, Department of fine arts and engineering graphics associate professor
Annotation. This article provides information about a dynamically developing modern society, the task of which is a comprehensive modern school that includes knowledge of fine arts in the upbringing of a preschooler.
Keywords: fine art, galleries, multimedia libraries. drawing, modeling, application, color, size, aesthetic feeling.
Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника разделяеться на четыре части:
- умственное развитие;
- эстетическое развитие;
- нравственное воспитание;
- трудовое воспитание;
1.Умственное развитие. Создание изображений, даже самых элементарнных, предпологает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Такого рода представления формируются прежде всего путем непосредственного наглядного знакомства детей с предметами: общаясь с ними в повседневной жизни, играя с ними, рассматривая их. Со многими предметами дети знакомятся также по их изображениям в игрушке и в картинках. Для того чтобы нарисовать, вылипить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ними познакомиться, запомнить его форму, велечину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Овладение умением изображать невозможно без развития целенапревленного зрительного восприятия-наблюдения.
Процесссы восприятия воспроизведения у детей дошкольного возраста обычно не совпадает по времини. Дети возпроизводят в рисунке, лепке, апплекации то, что воспринили ранее, с чем они уже знакомы. Большой частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т.е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует умственному воспитанию, развитию наглядно- образного мышления.
2. Эстетических развитие. Рисование, лепка, аппликация способствуют развития эстетического восприятия- восприятия того, что красиво. Эстетическое восприятие возможно только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красату, является характерным для его облика. При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнения, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеет
3S---'
место и эстетическое чувство. Эстетическое переживание способствует обострению ощущений, в особенности ощущения цвета, цветосочетаний и ощущения ритма, симметрии.
Изоброжение предмета и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношение к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интерсеного, чем хороши, полезны, чем выыют к себе симпатию, радость или одение и т.д. Знакомя детей с явлениями природы, событиями советской жизни, воспитатель обращает внимание на доступную их пониманию значительность и красату этих событийи явлений. З.Нравственное воспитание. Овладевая умением создавать изображения предметов и явлений, дети получают возможность выражать свое отношение к событиям жизни, свои чувства, свое понимание этих событий, рисование, лепка и аппликация приобритают заинтересованный, активный, эмоциальный характер. В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликация ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были вызваны данным событием. Ребенок на словах дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует. В этих словах он выражает свою оценку, свое отношение. Впервые нарисовать флажок - большое счастье для четырехлетнего малыша. Глубокую радость испытывают старшие дошкольники, когда им удается вырезать пятиконечную звезду. В этих несложных работах заключены глубокие чувства и переживания детей.
Коллективные занятия изобразительной деятельнстью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Обычно 2-3 человека пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и блажелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.
4. Трудовое воспитание. Для создния рисунка, лепки, аппликации необходима проявить усилия, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей восптывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленность, плавности, ритмичности. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осушествляется различные стороны воспитании-сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. В созданном ребенком образе находит отражение, с одной стороны, то основное и существенное, что характеризует данный предмет, с другой стороны- то, что особенно взволновано, заинтерисовала,
оказалось наиболее привлекательным и понятным для ребенка. Образ приобретает не только правдивость, но и выразительность.
Создание выразительного образа позволяет отнести детскую изобразительную деятельность к области художественного творчества.
ättk
Литература
1. Xolmurodovich S. Ch O'quvchilarning chizmachilik fanini o'qitishda zamonaviy pedagogik texnalogyalarning o'rni va amaliy ahamiyati //Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences. - 2022. - Т. 2. - №. 2. - С. 189192.
2. Садатов Ч. Обучение рисованию обнаженного мужского тела с передней стороны с карандашным рисунком //Общество и инновации. -
2021. - Т. 2. - №. 3/S. - С. 361-365.
3. Sadatov C. The importance of virtual museums in the formation of students' educational competencies on fine literacy //Scientific research results in pandemic conditions (COVID-19). - 2020. - Т. 1. - №. 04. - С. 201-203.
4. Bahodirovna M. Z., Xolmurodovich S. C. Methodical Interpretations on the Organization of Independent Educational Classes in the Subject of Painting //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. -2020. - Т. 2. - №. 11. - С. 24-27.
5. Sadatov C. K., Normatova G. Some species eksperimentno-experimental work that makes a teacher //European Conference on Education and Applied Psychology. - 2014. - С.174-176.
6. Sadatov C. Tasviriy san'at darslarida o'quvchilar ijodiy faolligini takomillashtirish texnologiyalari //Физико-технологического образование. -
2022. - №. 4.
7. Xolmurodovich S. C., Xolbozorovich Q. J. Theoretical fundamentals of study pen and general principles of drawing //Galaxy International Interdisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 9. - №. 10. - С. 709-716.
8. Садатов Ч. Х., Нарматова Г. Т., Хайдарова М. Б. Овладения графической деятельности детей в средне образовательной школе //Матрица научного познания. - 2020. - №. 8. - С. 128-131
9. Kholmurodovich S. C. The spiritual impact of fine arts on personal development and its place and significance today //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - 2020. - Т. 2020.
10. Abduraximov L. X. et al. Muhandislik grafikasi va chizma geometriya fanidan talabalar mustaqil ishini tashkil qilish texnologiyasi //ijtimoiy fanlarda innovasiya onlayn ilmiy jurnali. - 2022. - С. 63-66.
11. Садатов Ч. Х., Норматова Г. Т. Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе //Вестник современной науки. - 2016. - №. 9. - С. 122-125.