Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ, ЛЕПКИ И АППЛИКАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИК'

ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ, ЛЕПКИ И АППЛИКАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
рисования / лепки / ппликации / цвет / величине / эстетическое чувство.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садатов Чори Холмуродович

В данной статье изложены методические указания и приемы аппликации, тренировки с глиной детей дошкольного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ, ЛЕПКИ И АППЛИКАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИК»

"RAQOBATBARDOSH KADRLAR TAYYORLASHDA FAN - TA'LIM - ISHLAB

CHIQARISH INTEGRATSIYASINI TAKOMILLASHTIRISH ISTIQBOLLARI" MAVZUSIDAGI XALQARO ILMIY-AMALIY KONFERENSIYA 2023-yil 22-noyabr

ЗНАЧЕНИЕ РИСОВАНИЯ, ЛЕПКИ И АППЛИКАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИК Садатов Чори Холмуродович

Термезский государственный педагогический институт, Доцент https://doi.org/10.5281/zenodo.10159926

Аннотация. В данной статье изложены методические указания и приемы аппликации, тренировки с глиной детей дошкольного образования.

Ключевые слова: рисования, лепки, ппликации, цвет, величине, эстетическое чувство.

Annotatsiya. Shu makolada maktabgacha talimda bolalarga ilovasi, loy mashg'ulotlari buyicha uslubiy kuch va texnikalar yoritib berilgan.

Kalit so'zlar: chizma, haykaltaroshlik, qo'llash, rang, o'lcham, estetik tuyg'u.

Abstract. Ushbu makolada maktabgacha talimda bolalarga application, loy mashgulotlari buyicha uslubiy kursatmalar va tekhnikalar yoritib berylgan.

Keywords: drawing, sculpting, application, color, size, aesthetic sense.

Введение

Значение рисования, лепки и аппликации для воспитания и всестороннего развития ребенка-дошкольника разделяеться на четыре части:

- умственное развитие;

- эстетическое развитие;

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

1.Умственное развитие. Создание изображений, даже самых элементарнных, предпологает наличие достаточно ясных представлений о предметах и явлениях. Такого рода представления формируются прежде всего путем непосредственного наглядного знакомства детей с предметами: общаясь с ними в повседневной жизни, играя с ними, рассматривая их. Со многими предметами дети знакомятся также по их изображениям в игрушке и в картинках. Для того чтобы нарисовать, вылипить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ними познакомиться, запомнить его форму, велечину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенапревленного зрительного восприятия-наблюдения.

Процесссы восприятия воспроизведения у детей дошкольного возраста обычно не совпадает по времини. Дети возпроизводят в рисунке, лепке, апплекации то, что воспринили ранее, с чем они уже знакомы. Большой частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти.

Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т.е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует умственному воспитанию, развитию наглядно- образного мышления.

2. Эстетических развитие. Рисование, лепка, аппликация способствуют развития эстетического восприятия- восприятия того, что красиво. Эстетическое восприятие

"RAQOBATBARDOSH KADRLAR TAYYORLASHDA FAN - TA'LIM - ISHLAB

CHIQARISH INTEGRATSIYASINI TAKOMILLASHTIRISH ISTIQBOLLARI" MAVZUSIDAGI XALQARO ILMIY-AMALIY KONFERENSIYA 2023-yil 22-noyabr

возможно только на известном уровне развития способности анализировать, выделять в предмете то, что составляет его красату, является характерным для его облика.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей дошкольного возраста легко возникает волнения, в котором в неосознанном, зачаточном виде имеет место и эстетическое чувство. Эстетическое переживание способствует обострению ощущений, в особенности ощущения цвета, цветосочетаний и ощущения ритма, симметрии.

Изоброжение предмета и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношение к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интерсеного, чем хороши, полезны, чем выыют к себе симпатию, радость или одение и т.д. Знакомя детей с явлениями природы, событиями советской жизни, воспитатель обращает внимание на доступную их пониманию значительность и красату этих событийи явлений. З.Нравственное воспитание. Овладевая умением создавать изображения предметов и явлений, дети получают возможность выражать свое отношение к событиям жизни, свои чувства, свое понимание этих событий, рисование, лепка и аппликация приобритают заинтересованный, активный, эмоциальный характер. В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликация ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были вызваны данным событием. Ребенок на словах дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует. В этих словах он выражает свою оценку, свое отношение. Впервые нарисовать флажок - большое счастье для четырехлетнего малыша. Глубокую радость испытывают старшие дошкольники, когда им удается вырезать пятиконечную звезду. В этих несложных работах заключены глубокие чувства и переживания детей.

Коллективные занятия изобразительной деятельнстью содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений. Обычно 2-3 человека пользуются одним набором красок, одной банкой с водой и т.д. Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и блажелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче.

4. Трудовое воспитание. Для создния рисунка, лепки, аппликации необходима проявить усилия, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей восптывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Для освоения техники каждого из видов изобразительной деятельности требуется развитие специальных движений в отношении их силы, точности, темпа, направленность, плавности, ритмичности. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осушествляется различные стороны воспитании-сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. В созданном ребенком образе находит отражение, с одной стороны, то основное и существенное , что характеризует данный предмет, с другой стороны- то, что особенно взволновано, заинтерисовала, оказалось наиболее привлекательным и понятным для ребенка. Образ приобретает не только правдивость, но и выразительность.

"RAQOBATBARDOSH KADRLAR TAYYORLASHDA FAN - TA'LIM - ISHLAB

CHIQARISH INTEGRATSIYASINI TAKOMILLASHTIRISH ISTIQBOLLARI" MAVZUSIDAGI XALQARO ILMIY-AMALIY KONFERENSIYA 2023-yil 22-noyabr

Создание выразительного образа позволяет отнести детскую изобразительную

деятельность к области художественного творчества.

REFERENCES

1. Xolmurodovich S. C. et al. O'QUVCHILARNING CHIZMACHILIK FANINI O'QITISHDA ZAMONAVIY PEDAGOGIK TEXNALOGYALARNING O'RNI VA AMALIY AHAMIYATI //Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences. - 2022. - Т. 2. - №. 2. - С. 189-192.

2. Садатов Ч. Обучение рисованию обнаженного мужского тела с передней стороны с карандашным рисунком //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 3/S. - С. 361-365.

3. Sadatov C. The importance of virtual museums in the formation of students' educational competencies on fine literacy //Scientific research results in pandemic conditions (COVID-19). - 2020. - Т. 1. - №. 04. - С. 201-203.

4. Bahodirovna M. Z., Xolmurodovich S. C. Methodical Interpretations on the Organization of Independent Educational Classes in the Subject of Painting //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. - 2020. - Т. 2. - №. 11. - С. 24-27.

5. Sadatov C. K., Normatova G. Some species eksperimentno-experimental work that makes a teacher //European Conference on Education and Applied Psychology. - 2014. - С. 174-176.

6. Sadatov C. TASVIRIY SAN'AT DARSLARIDA O'QUVCHILAR IJODIY FAOLLIGINI TAKOMILLASHTIRISH TEXNOLOGIYALARI //Физико-технологического образование. - 2022. - №. 4.

7. Xolmurodovich S. C., Xolbozorovich Q. J. THEORETICAL FUNDAMENTALS OF STUDY PEN AND GENERAL PRINCIPLES OF DRAWING //Galaxy International Interdisciplinary Research Journal. - 2021. - Т. 9. - №. 10. - С. 709-716.

8. Садатов Ч. Х., Нарматова Г. Т., Хайдарова М. Б. ОВЛАДЕНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ //Матрица научного познания. - 2020. - №. 8. - С. 128-131

9. Kholmurodovich S. C. THE SPIRITUAL IMPACT OF FINE ARTS ON PERSONAL DEVELOPMENT AND ITS PLACE AND SIGNIFICANCE TODAY //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - 2020. - Т. 2020.

10. Abduraximov L. X. et al. MUHANDISLIK GRAFIKASI VA CHIZMA GEOMETRIYA FANIDAN TALABALAR MUSTAQIL ISHINI TASHKIL QILISH TEXNOLOGIYASI //IJTIMOIY FANLARDA INNOVASIYA ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - С. 63-66.

11. Садатов Ч. Х., Норматова Г. Т. Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе //Вестник современной науки. - 2016. - №. 9. - С. 122-125.

12. Садатов Ч. Х., Норматова Г. Т. Нетрадиционное обучение в школе //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №. 10-2. - С. 128-130.

13. Kholmurodovich S. C. FUNDAMENTALS OF PENCIL AND ITS GOALS //IJTIMOIY FANLARDA INNOVASIYA ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - С. 6-7.

14. Xolmurodovich S. C. AKVARYOL BO'YOQLAR BN ISHLASH TEXNIKA VA TEXNOLOGIYASI //Scientific Impulse. - 2022. - Т. 1. - №. 4. - С. 261-264.

15. Abduraximov L. X. BAKALAVRIAT YONALISHI BOYCHA CHIZMA GEOMETRIYA FANIDAN MASHGULOTLAR MAVZUSINI VA ULARNING KETMA-KETLIGINI

"RAQOBATBARDOSH KADRLAR TAYYORLASHDA FAN - TA'LIM - ISHLAB CHIQARISH INTEGRATSIYASINI TAKOMILLASHTIRISH ISTIQBOLLARI" MAVZUSIDAGI XALQARO ILMIY-AMALIY KONFERENSIYA 2023-yil 22-noyabr

MAQSADLI ISHLAB CHIQISH METODIKASI //IJTIMOIY FANLARDA INNOVASIYA ONLAYN ILMIY JURNALI. - 2022. - Т. 2. - №. 4. - С. 48-52.

16. Садатов, Ч. Х., & Норматова, Г. Т. (2016). Современные образовательные технологии в начальной школе. Мгжнародний науковий журнал, (9), 26-27.

17. Садатов, Ч. Х., & Норматова, Г. Т. (2016). Воспитание духовного развития молодежи требования времени. Евразийский научный журнал, (9), 74-76.

18. Садатов, Ч. Х., & Норматова, Г. Т. (2016). Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе. Вестник современной науки, (9), 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.