Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ART AND CREATIVITY / ART / ART ACTIVITIES / ART AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN / PAINTING / APPLIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ценёва Марина Анатольевна

Основным критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способностей к творчеству. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для их развития. Современ- ные программы художественного воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возрас- та ставят целью формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Дети имеют возможность выражать свои первые впечатления, понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, ап- пликации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ценёва Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF GRAPHICACTIVITY

The main criterion of personality is the fact that the subject of activity of creative abilities, abilities to creativity. Preschool age is the most favorable for their development. Modern programs of artistic education, learning and development of children of early and preschool age aim the formation of the aesthetic attitude, artistic and creative abilities in artistic activity. Children have the opportunity to Express their first impressions, understanding and emotional attitude to the surrounding life in art: the drawing, modeling, applique.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

несомненно, профессионализм учителя и хорошие учебники, в которых разработаны технологии содержательного критериального оценивания, позволяющего учитывать как предметные, так и метапредметные результаты. Качественным может считаться урок, «во время которого все учащиеся включены в реальную деятельность и результат которой можно увидеть и обратиться к нему по прошествии времени» [6].

Литература:

1. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 2. -Изд. 5-е перераб. - М. : Баласс : Школьный дом, 2013. - 176 с.

2. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеев, С.В. Анащенкова, М.З. Би-

болетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 -е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с.

3. Погребняк, Е.В. Что такое «хороший» урок или какова формула современного урока // Сибирский учитель. - 2014. - №1 (92). - С. 13 - 16.

4. Поташник, М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): Методическое пособие. Издание 2-2 дополненное и переработанное - М. : Педагогическое общество России, 2013. - 144 с.

5. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - 114 с.

6.http://www.sch753.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=

131& Itemid=142

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ _ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ценёва Марина.Анатольевна

старший преподаватель, Тольяттинский государственный университет

г. Тольятти

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF GRAPHIC ACTIVITY

Tseneva Marina.A., senior lecturer,Togliatti state University, Togliatti

АННОТАЦИЯ

Основным критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способностей к творчеству. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для их развития. Современные программы художественного воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста ставят целью формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Дети имеют возможность выражать свои первые впечатления, понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

ABSTRACT

The main criterion of personality is the fact that the subject of activity of creative abilities, abilities to creativity. Preschool age is the most favorable for their development. Modern programs of artistic education, learning and development of children of early and preschool age aim the formation of the aesthetic attitude, artistic and creative abilities in artistic activity. Children have the opportunity to Express their first impressions, understanding and emotional attitude to the surrounding life in art: the drawing, modeling, applique.

Ключевые слова: художественно-творческие способности; изобразительная деятельность; художественная деятельность; художественно-эстетическое образование детей; художественный образ; рисование; аппликация; лепка.

Keywords: art and creativity; art; art activities; art and aesthetic education of children; art; painting; applique; modeling.

В настоящее время обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. Основным критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способностей к творчеству. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для их развития.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Живость и непосредственность детской деятельности обеспечивают новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы [6, с.1504].

По мнению Л.А. Парамоновой, в ранние периоды детства (до 7 лет) закладываются основы мышления, воображения, самостоятельности и свободы поведения.

Современные программы художественного воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста ставят целью формирование эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Обозначенная цель предусматривает решение ряда задач. Одна из основных задач - это развитие у ребенка эстетического восприятия художественных образов в произведениях искусства, предметов и явлений окружающего мира. Также для ребенка должны

быть созданы условия для экспериментирования с материалами и инструментами. Необходимо развивать художественно-творческие способности дошкольников, воспитывать у них художественный вкус и чувство гармонии в продуктивных видах деятельности.

Приобщение малыша к изобразительной деятельности начинается в первой младшей группе детского сада.

Развитию творческой активности также способствует знакомство детей с различными техниками и способами изображения, разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционного и привычного обучения.

В дошкольных образовательных учреждениях дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Поэтому воспитатель должен формировать у малышей способы тактильного и зрительного обследования знакомых предметов, чтобы уточнять представления о внешнем виде одежды, посуды, игрушек и др.

Задача воспитателя, педагога - научить ребенка видеть художественный образ в цвете, форме, линии, пятне и т. д., показывать в игровой форме процесс создания образов, побуждать детей (подражая взрослому) создавать яркие, выразительные образы знакомых предметов или явлений. При этом необходимо вызывать интерес к сотворчеству как с воспитате -лем, так и с другими малышами в создании коллективных работ. Одновременно важно интегрировать виды изобразительной деятельности в разных сочетаниях.

Дети имеют возможность выражать свои первые впечатления, понимание и эмоциональное отношение к окружающей их жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Необходимо так планировать занятия с детьми по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, чтобы изображение предметов и явлений, способы, используемые для этого, были вариативны, и вместе с тем, создаваемый детьми образ постоянно обогащался, усложнялся. Усложнение отображаемого происходит за счет передачи все большего количества частей, усложнения структуры объекта, передачи деталей [4, с.102].

Создавая, ребенок осмысливает качества воспроизводимого объекта, запоминает характерные особенности и детали разных предметов, свои действия, продумывает средства передачи образов в изобразительно-творческой деятельности и конструировании и т.п.

Рисование - графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция. В рисовании важно развивать детское восприятие, представление об окружающем мире, понимание, что рисунок - это плоскостное изображение объемных предметов [2, с.16].

В начале обучения рисованию основное внимание уделяется координации рук, так как научиться правильно держать карандаш в правой (или левой) руке для малыша - большой труд. Воспитатель дает ребенку карандаш и предлагает в игровой форме рисовать на бумаге (делать вращательные, круговые движения). Изменяя направление движения карандаша, можно показать, как проводится прямая линия, вызывая ас-

социации с дорожками, ленточками, палочками и т. д. Рисуя, малыши сначала с удовольствием хаотично двигают рукой. Постепенно под руководством взрослого движения их становятся более определенными, координированными, ритмичными. Желаемого успеха можно добиться скорее, если занятия будут проходить в игровой, занимательной форме.

Возникновению образов в первых детских рисунках способствует применение различного художественного материала - карандашей, красок, которыми можно рисовать на цветном фоне.

Так как двухлетние не могут рисовать несколькими красками, необходимо особое внимание обращать на гармоничное сочетание цвета краски и бумаги. Например, расставить на столах краски соответствующих цветов, чтобы дети рисовали на голубом фоне синими красками, на желтом - красными и т. д. Сочетание цветного пятна с фоном вызывает у ребенка различные ассоциации, создает определенную настроенность [1, с.24].

Действуя вместе с взрослыми, ребенок чувствует себя увереннее. Так постепенно от неуверенных движений карандашом дети переходят к созданию простейших композиций.

Ребенка трех лет надо направлять на более полное воплощение замысла в рисунке. Это может быть явление природы или общественной жизни (осень, дождь идет, как я гуляю, дом, украшенный к празднику), сказочный сюжет (Репка, Колобок). Взрослый должен помочь выбрать сюжет для рисования.

Наблюдая с малышами окружающую природу, следует обращать внимание на разнообразие цветов и красок (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый, черный), помогать различать их, чтобы использовать затем в рисовании.

Линия, линейный контур - выразительные средства, помогающие ребенку подойти к изображению формы. В зависимости от протяженности линий, их характера на рисунках появляются знакомые образы (трава, большие и маленькие круги). Освоение прямых, ломаных, округлых линий связано с соответствующими движениями руки. Изображение замкнутой формы требует более точных движений и зрительного контроля. Эти процессы еще слабо развиты у двухлетних.

Задания, в которых внимание детей обращается на особенности формы, должны носить образный характер (шарики летят, травка растет).

Чтобы ребенок добился хороших результатов в изобразительной деятельности, надо научить его пользоваться красками. Малыш должен знать назначение красок и кисти, особенностью пользования кистью.

В зависимости от содержания задания чередуются используемые материалы. Например, если надо изобразить капли дождя - воспитатель даст карандаш; огни салюта, падающий снег рисуют гуашью и т. д.

В лепке дети знакомятся с многообразием пластических материалов: пластилин, глина, соленое тесто, влажный песок и др. Малыши знакомятся со свойствами материалов, собственными возможностями воздействия на материал.

Так же, как при рисовании, в лепке возникают ассоциативные образы, с помощью которых дети дают названия полученным формам, фигурам. По отдельным очертаниям находят, например, сходство комка с

животным. Воспитатель поддерживает стремление к образному обозначению и помогает овладеть приемами лепки.

Полно передать содержание замысла малыши еще не могут. Поэтому, вылепив форму какого-либо персонажа, они дополняют его действия словами (машина едет, заяц прыгает и т.д.). Объемная форма в руках ребенка приобретает значение игрушки, если при обучении пользоваться игровыми приемами. Умение передавать разные формы вырабатывается постепенно. Воспитатель учит ритмично, плавно раскатывать в ладонях комок глины или сплющивать его, сглаживать поверхность.

На занятиях лепкой необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес, эстетическое восприятие формы, развивать координированные движения рук. Для этого следует чаще, рассматривая с малышами поделки, обращать их внимание на выразительность позы того или иного персонажа (цыпленок бежит, упал и т.д.). Вылепленные изделия надо сохранять, позволяя ребенку играть с ними, это способствует самостоятельности.

Аппликация - декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности. Дети 2-3 лет знакомятся с бумагой как художественным материалом. Воспитателю важно создавать условия для экспериментирования со свойствами данного материала.

Начиная с трехлетнего возраста в детском саду проводятся занятия аппликацией. Воспитатель учит детей создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (птички, цветы и т.д.), приклеивать готовые бумажные формы, знакомить с ножницами как художественным инструментом.

На занятиях аппликацией воспитатель в определенной последовательности объясняет приемы наклеивания. Эти действия с кистью, клеем, готовыми формами ребенок запоминает с помощью вопросов. На занятиях также используются игровые приемы.

Занятия аппликацией могут предшествовать рисованию.

Выполненные аппликации следует разместить на видном месте, чтобы все дети увидели, какими красивыми получились работы. Их можно подарить родным или друзьям.

Детей учат замечать линии, мазки, комочки и понимать, какие они могут изображать предметы и явления. Развивая у них наблюдательность и внимание, воспитатель учит находить сходство с явлениями действительности и воспроизводить несложные предметы. Первые образы, нарисованные, вылепленные, ребенок воспринимает как живые и очень им рад [3, с.64].

Первое знакомство ребенка с изобразительной деятельностью является начальной ступенью дальнейшего непрерывного художественно-эстетического образования. Но можно ли ожидать, что каждый ребенок,

взявший в руки карандаш, в будущем станет профессионалом? Скорее всего, нет. Не каждый прошедший «рисовальную школу», выбирает профессию художника или скульптора, но каждый становится творческой личностью, то есть приобретает умение думать и выражать свои мысли и чувства в достаточно оригинальной форме.

Изобразительная деятельность интересна для дошкольника тем, что удовлетворяет его потребности выражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче его воображение, и вероятнее то, что, пока еще интуитивная, тяга к искусству впоследствии станет осмысленной.

Таким образом, рассматривая особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, можно выделить следующие моменты, которым необходимо уделять особое внимание:

- развитие психических процессов, составляющих основу творческих проявлений (восприятие, воображение, образное мышление). Также необходимо развивать эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности, которое активизирует творческую деятельность ребенка;

- индивидуальный подход, который должен базироваться на знании педагогом специфических особенностей каждого ребенка;

- накопление детьми практического изобразительного опыта, необходимого для успешного осуществления изобразительной деятельности [5, с.73].

Список литературы

1. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1-3 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 48с.

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 192с.

3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 96с.

4. Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 2-7 лет: диагностика, система занятий - Волгоград: Учитель, 2010. - 114с.

5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Задачи воспитания, система технологий, показатели развития, детская хрестоматия, методические рекомендации. - М.: Изд.дом «Цветной мир», 2010. - 144с.

6. Ценёва М.А. Формирование творческих способностей студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // «Фундаментальные исследования». - Издательский дом «Академия естествознания» (Пенза). - 2015. - №2. (часть 7) - С. 1504-1507.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.