4. четвёртый этап: закрепление полученных навыков. Наиболее важным условием полноценной речи является правильное произношение гласных и согласных звуков.
Использование новых подходов логопедического коррекционного воздействия на детей и подростков с ри-нолалией после оперативных вмешательств
Эффективность логофонопедического подхода была проверена в условиях логопедического кабинета ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер».
Занятия проводились систематически с десятью детьми в возрасте от 5 до 15 лет, страдающих ринолалией, осложненной дизартрией.
Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе обследовалась речь детей. На втором этапе, корректирующем, проводился ло-гофонопедический подход.
На заключительном, третьем этапе определялась эффективность применения логофонопедических приемов для чего было проведено повторное логопедическое обследование детей.
Описательные результаты коррекционной работы с использованием логофонопедического подхода:
- Маша 15 лет: врождённая расщелина твёрдого, мягкого нёба, альвеолярных отростков, верхней губы и частично носа. Девочка перенесла ряд успешных хирургических операций. Долгое время пользовалась специальными пластинками, трейнерами, обтуратором. В результате логофонопедических занятий полностью исправлен фонетический дефект. Речь чистая, без назального оттенка, с полноценным речевым дыханием. В настоящее время посещает логофонепедические занятия с целью устранения дисграфических ошибок. Учится в общеобразовательной школе.
- Даниил 14 лет: субмукозная (скрытая) расщелина твёрдого и мягкого нёба. Перенёс несколько тяжёлых челюстно-лицевых операций с последующими осложнениями (разошлись послеоперационные швы). При первичном обследовании речь ребёнка была непонятна даже родителями. Долгое время носил речевой обтуратор, пластину с бусинкой для стимуляции и правильного позиционирования языка в полости рта, брекеты. В результате логофонопедических занятий практически поставлены и введены в речь все звуки, но остаётся выраженная назальность голоса — по причине сложного анатомического дефекта. Также продолжает посещать логофонопедические занятия в условиях психоневрологического кабинета. Отлично учится в специальной речевой школе.
- Аня 5 лет: врождённая расщелина твёрдого, мягкого нёба, альвеолярных отростков. Нарушение зубного ряда. Оперирована. Послеоперационные швы частично разошлись. В результате логофоно-педических занятий фонетический дефект частично исправлен, появилась интонационная и эмоциональная выразительность. Незначительная назальность. Продолжает посещать логофонопедические занятия в условиях логопедического кабинета.
- Айяз 5 лет: врождённая расщелина твёрдого и мягкого нёба. Прооперирован. При поступлении в диспансер речь была с сильным назальным оттенком, малопонятна даже родителям. В результате логофонопедических занятий - практически поставлены все звуки, кроме «Л» и «Р». Появилась темб-ральная окраска с хорошим интонационным наполнением. Продолжает посещать логофонопеди-ческие занятия в условиях логопедического кабинета.
- Костя 11 лет: врождённая расщелина твёрдого и мягкого нёба. Аномалия зубов и развития челюстных костей. Мальчик перенёс ряд операций. При поступлении в диспансер речь была непонятна даже для близких. Долго носил речевой обтуратор и брекеты. В результате логофонопедических занятий полностью исправлен фонетический дефект, речь чистая, без назального оттенка. Выписан. Успешно учится в гимназии.
Все пациенты оперированы. Но требуется не одна, а иногда даже несколько оперативных вмешательств, которые не только исправляют анатомический дефект, но и требуют постоянной корректировки, например, расширение твёрдого нёба посредством использования обтуратора, специальных пластинок или речевых трейнеров.
Улучшилась артикуляция и разборчивость речи. Уменьшилось перенапряжение голоса. Появилась интонационная и эмоциональная выразительность.
Таким образом, все дети с такой речевой патологией, как ринолалия, при систематических логофонопедических занятиях частично или полностью исправили речевой дефект.
Список использованной литературы
1. Балакирева А.С. «Логопедия. Ринолалия». - М., 2011.
2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. Пер. с англ. - М.: Медицина, 1990. 3. Храпова Т.М. Внедрение логофонепедического подхода для коррекции речи детей с тяжёлыми врождёнными пороками че-люстно-лицевой области (ринолалия). Новосибирск, 2013.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Колесникова Гульнара Григорьевна
Заведующий Муниципального бюджетного дошкольного, образовательного учреждения детский сад № 24,
г. Ковров
Гордеева Екатерина Викторовна Дунаева Лариса Альбертовна
Воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного, образовательного учреждения детский сад № 24,
г. Ковров
THE FORMATION OF THE CREATIVE PERSONALITY OF THE PRESCHOOL CHILD.
Kolesnikova Gulnara, Head of Municipal budget preschool educational institution kindergarten № 24, Carpets Gordeeva Ekaterina, Educator, Municipal budget preschool educational institution kindergarten № 24, Carpets Dunaeva Larisa, Educator, Municipal budget preschool educational institution kindergarten № 24, Carpets
АННОТАЦИЯ
В докладе раскрывается понятие детского художественного творчества, развитие художественных способностей, педагогического творчества (процесса, начинающегося от усвоения того, что было накоплено, к изменению, преобразованию существующего опыта), что творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.
Ключевые слова: педагогическое творчество; творческая деятельность; педагогическая культура; детское художественное творчество; художественные способности.
ABSTRACT
The report outlines the concept of children's artistic creativity, artistic abilities, creative teaching (process, starting from the assimilation of what has been accumulated, to change, to transform existing experience) that creatively working teacher with their personality qualities encourages in students the development of creative activity.
Key words: pedagogical creativity; creative activity; teaching culture; children's art; artistic ability.
Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. [1, с. 4]
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к школе.
Рисование привлекает детей с очень раннего возраста и может войти в жизнь ребенка уже на втором году жизни, когда малыш начинает пользоваться ложкой и может удерживать в руке карандаш и действовать с ним.
Возникший в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства. Но при отсутствии обучения, как правило, он постепенно угасает. И в этом случае дети лишаются возможности заниматься рисованием- этим мощным средством художественно- творческого развития, возможности отражать окружающий их мир, очень важным для подготовки к школе и последующего обучения.
Как показали исследования, проводившиеся под руководством известного ученого В.И.Слободчикова в начале 1990-х годов, рисование способствует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться.
Именно в этом возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности.
Анализируя взгляды отечественных и зарубежных ученых на способности и одаренность, мы основывались на положениях специалистов, четко выделявших структуру способностей, компоненты которых можно было бы отнести к художественно - творческим способностям. И в то же время они видели возможность формирования способностей, начиная с дошкольного возраста, в процессе соответствующих видов деятельности (Ф.Гальтон, Дж. Гильфорд, Е.И.Игнатьев, А.Г.Ковалев,
А.М.Матюшкин, Э.Мейман, С.Л.Рубинштейн, А.И.Савенков, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Б.М.Теплов, Э.П.Торренс и др.).
Анализ процесса детского рисования показывает, что для создания изображения ребенку необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, развития воображения и других психических процессов, с другой- умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки и глаз задаче изображения. Следовательно, требуется не только специальная организация воспитания детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Наши исследования и опыт работы с детьми показали, что усвоение всеми детьми одних и тех же навыков, и умений не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании задуманного изображения.
Многолетняя работа показала доступность и целесообразность обучения детей дошкольного возраста технике рисования в обоснованном нами объеме. Рисунки детей стали лучше и разнообразнее по технике исполнения, выразительнее, богаче по содержанию. И хотя последующие годы появилось много книг по развитию детского творчества, овладение детьми техникой изображения остается актуальным.
Вопросы возникновения и развития детского рисунка издавна привлекали внимание художников, педагогов, психологов, исследователей детского изобразительного творчества. [2, с. 6]
Значение рисования в жизни и развитии ребенка подчеркивали крупнейшие педагоги мира: Я.А.Комен-ский, Г.Песталоцци. Они уже предпринимали попытки выделить структурные части, включенные в процесс рисования. Более подробно это разработано в педагогике Ф.Фребеля.
Известный немецкий педагог XIX в. Ф. Фребель большое значение придавал развитию способностей к рисованию у ребенка. Он подчеркивал, что развитие способностей составляет одну из существенных задач развивающее - воспитывающего обучения человека. Ф.Фребель отмечал, что сила рисования была не вполне
познана и на ее укрепление и дальнейшее развитие не обращалось должного внимания как на не разрывное звено истинно человеческого образования, и оно не рассматривалось как существенное воспитательное средство человечества - человечество, и прежде всего дети и юношество, до сих пор были лишены одного из самых сильных средств обучения.
Именно рисование, как бы ни была мала при этом необходимая затрата сил, при своем применении и выполнении принимает во внимание всего человека, а вместе с тем и ребенка, во всех отношениях его развития и образования. Уже правильное держание карандаша, по его мнению, требует правильного, соразмеренного и свободного держания всей правой руки; а это, в свою очередь, требует соответствующего положения тела и всего корпуса рисующего ребенка, если он желает изобразить то, что в данную минуту творит при свободной деятельности тела и со свободным духом.
В самом деле, свободное и ловкое держание корпуса предполагает в кругу этой деятельности свободный и ловкий ум. Так как они оба свободно обусловливают друг друга. Итак, подобно тому, как истинное, свободное и красивое рисование требует всестороннего развития членов, а также и корпуса, точно так же оно требует и свободного, ловкого применения чувств, притом и чувства слуха, и чувства осязания не менее, чем чувства зрения. Но также эта всесторонне удовлетворительная, предварительная подготовка корпуса, отдельных членов и чувств, а значит, и развитие их в целях рисования, требует гармонически развитой души, чувствующего и ощущающего сердца, равно как и мысленно сравнивающего, рассуждающего и познающего ума, сформированного суждения, правильного заключения и, наконец, более или менее ясного, постепенно образующегося во время изображающей деятельности понятия о том предмете, которому нужно придавать ту или иную форму.
Это образует в рисующем субъекте, в ребенке, наблюдения и внимание целого, способность памяти и воспоминания, дар соединения и изобретения, фантазию, а также прокладывает дорогу к соответствующему применению всех сил человека в образовании форм, обогащает ум, сердце, душу ясными понятиями, истинными мыслями, прекрасными идеями, которые составляют основное условие творчества тех живых и полных жизни образов, воспроизвести которые ребенок давно домогается и желает....
Таким образом, Фребель считал, что рисование обладает такой общей, всесторонней и решительной важностью в образовании человека, пренебрегавшееся до сих пор к его ущербу в раннем детском воспитании. Оно как законченное приобретение к жизни творческой силы человека пролагает путь для возможности стать, изображая чистые свойства человека сами по себе, вторым творцом самого себя, равно как и творцом, представителем свойств человека и человечности вне себя.
Дошкольный возраст имеет огромное значение в жизни человека, в развитии психических свойств, процессов, качеств личности. О том, какой большой путь в своем развитии проходит человеческий индивид за первые шесть лет своей жизни, писали многие педагоги, психологи, писатели (К.Д.Ушинский. Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Л.Н.Толстой и др. ).
Велико значение дошкольного возраста в формировании и развитии способностей к изобразительной деятельности.
Вместе с тем ряд известных художников- педагогов отмечают целесообразность раннего развития способностей. Так, К.П.Брюлов говорил, что надо начать рисовать с младенческого возраста, чтобы приучить руку передавать мысли и чувства подобно тому, как скрипач передает на скрипке то, что чувствует.
П.П.Чистяков подчеркивал, что всякий опытный и честный профессор скажет, что чем моложе ученик поступает к нему, тем удобнее образовать из него художника.
Психологи подчеркивают индивидуальную природу способностей.
Проявляясь и формируясь в деятельности, способности социально определены, так как их проявление стимулируется или подавляется.
Б.М.Теплов писал, что если бы художественная деятельность только (предполагала) наличие этих способностей, если бы она была только ареной для их проявления, то воспитательное значение ее было бы невелико. На самом же деле всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая этой способности требуется и не может без нее осуществляться. Значит, и те способности, которые нужны для занятия искусством, формируются и развиваются в процессе художественной деятельности. Можно точнее сказать: эти способности создаются художественной деятельностью; конечно, они создаются на основе имеющихся у ребенка задатков, вследствие чего и при одинаковом пути художественного воспитания у разных детей эти способности оказываются и качественно, и количественно различными.
Педагоги и психологи в работе по формированию способностей основываются на положении о роли воспитания и обучения в развитии и формировании способностей.
А.Г.Ковалев отмечал, что способности могут стихийно развиваться и формироваться в процессе деятельности, когда индивид путем проб и ошибок находит наиболее эффективный способ подхода к задаче и ее решения, затем обобщает и закрепляет способ, превращая его в свойство способности. Но этот путь требует много сил и времени. При этом индивид не всегда находит наилучший способ. Вот почему самоучки, хотя и достигают иногда значительных успехов, все же по уровню достижений остаются почти всегда ниже тех, кто собственные усилия и опыт умножает, опираясь на культуру и знания, выработанные великими предшественниками и современниками. Обучение и воспитание призваны ускорить процесс формирования самых рациональных способов решения теоретических и практических задач.
Что же касается детей дошкольного возраста, то они развиваются путем общечеловеческого опыта, накопленного в процессе исторического развития общества.
Усвоить этот опыт ребенок может посредством взрослого, который систематически передает ему этот опыт, сообразуясь с возрастными психофизиологическими и индивидуальными особенностями ребенка.
Наиболее оптимальной формой передачи этого опыта является обучение и воспитание.
Выдающиеся психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов большое внимание уделяли продуктивной деятельности, выделяя в ней компоненты, тесно взаимосвязанные между собой: мотивационный, целевой, операционный. Исследователи детского изобразительного творчества В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Саку-лина, Е.А.Флерина экспериментально доказали, что создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. Все эти представления формируются на основе воспитания, но обязательно эмоционально -эстетически окрашенного. Исследования и практика свидетельствуют о том, что с раннего детства надо развивать у ребенка восприятие. Сам ребенок не может овладеть образным, эстетическим восприятием. Без правильного руководства взрослого малыш, как правило, не воспринимает красоту окружающего мира. Это одно из условий образного отражения предметов и явлений, выражения своего отношения к изображаемому.
Эмоционально- эстетическое восприятие развивается в процессе наблюдений и рисование с натуры, по памяти декоративных композиций. На этой основе в процессе изобразительной деятельности развивается воображение, обогащается разнообразие впечатлений. Важнейший компонент любой деятельности, по мнению А.Н.Леонтьева, - операции, т.е. способы осуществления деятельности.
Итак, три стороны деятельности, находящиеся в тесной взаимосвязи, очевидны. Каждая из выделенных сторон обеспечивает целостный процесс деятельности. Исключение какого-либо из них приводит к разрушению целостного в процессе изображения. И наоборот, фетишизация одного может (засушить) детское творчество.
Раннее развитие всех компонентов способностей (разумеется, с учетом возрастных особенностей), обеспечивающее успешное осуществление изобразительной деятельности, способствует повышению интереса к ней и создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка, овладения такими де-ятельностями, как рисование, лепка, аппликация.
Формирование способностей к изобразительной деятельности ценно не только само по себе. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчок развитию более общих способностей, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности. Об этом свидетельствуют биографии людей, которые достигли больших успехов в различных областях деятельности. Этот факт широкого влияния изобразительной деятельности на развитие разных сторон личности человека и его способностей отмечали уже многие педагоги прошлого. Это с одной стороны. С другой, развитие способностей тесно связано с формированием таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность, активность, трудолюбие, воля. Без этого хорошая психофизиологическая основа для развития способностей и одаренности к изобразительной деятельности и формируемые на этой основе компоненты способностей к этому виду деятельности в дальнейшем останутся без применения.
Поэтому формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника и подготовки его к школе, которая не сводится к обучению письму, но, как показывает исследование В.И.Слободчикова и его сотрудников, рисование благодаря его важному значению готовит детей к овладению деятельностью учения. [2, с. 22]
Способности трактуются как индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. В изучении способностей выделяют три основные проблемы: происхождение и природа способностей, типы и диагностика отдельных видов способностей, закономерности развития и формирования.
Способности не являются врожденными, они развиваются под воздействием внешних условий. Большое значение для их развития имеет воспитание и обучение. Воспитание воздействует на развитие способностей на основе задатков, всей структуры личности, типологических особенностей высшей нервной деятельности и формирующего на этой основе характера.
Одаренность многими зарубежными и отечественными исследователями определяется как более высокий уровень способностей.
Что касается взаимосвязи способностей и одаренности, то на современном этапе развития психологии на основе исследований ученые выдвигают такие факторы, как генетические, средовые и воспитания, причем на раннем этапе развития ребенка. К этому следует добавить взаимосвязь между общим и специальным развитием. Развитие способностей и одаренности многофакторный процесс (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.И.Савенков и др. ). Одаренность, как подчеркивают ученые, взаимосвязана с конкретными способностями. Анализируя позицию С.Л.Рубинштейна на такую взаимосвязь, Б.Г.Ананьев подчеркивает, приводя слова ученого: Если под общей одаренностью разуметь взятую в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но в единстве и взаимопроникновении с интеллектом и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента - эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т. д. Б.Г.Ананьев утверждает, что в психологическом учении о личности способности и одаренность выступают как существенная часть общей структуры личности, связанная с характером и темпераментом, жизненной направленностью и историей индивидуально-психического развития личности, в процессе ее воспитания и общественно- практической деятельности.
Список литературы
1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 120 с.
2. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 144 с.