раскрывая которые в процессе самостоятельной работы над рефератом, они рассматривают более узкие аспекты исторического развития тканей. Например, если в лекциях говорилось о тенденциях построения рисунка в орнаментальных текстильных композициях, характерных для стран Западной Европы в период Барокко в целом, то студент может выбрать развитие текстиля в одной из европейских стран в это время, или же рассмотреть одно из направлений - вышивка, кружево, ковры и т.п.
Предполагается, что, работая над рефератом, студент получит достаточно знаний, чтобы справиться с выполнением курсовой работы. Он должен изучить и описать исторические предпосылки появления того или иного материала, способы его обработки, ткацкие приемы и традиционные переплетения нитей, предпочтения в цветовых сочетаниях, сведения о красителях и способах крашения, основные текстильные мотивы и орнаментальные композиции, характерные для выбранного им стиля, примеры использования декоративных тканей в интерьерах того времени.
Цель курсовой работы - обучить студента приемам и способам построения орнаментальных, в нашем случае текстильных, композиций, а также в какой-то степени привить чувство «стилистической идентификации» тканей для дальнейшей профессиональной деятельности по оформлению интерьеров.
Задача - разработать орнамент для текстильного комплекта, предназначенного для определенного помещения, интерьер которого оформляется исходя из сценария проживания предполагаемого заказчика. Стилистические особенности текстильного орнамента, разработанного студентом в курсовой работе, основываются на знаниях, полученных в ходе работы над рефератом.
Как правило, это композиции, построенные на основе линейного и сетчатого раппорта. На основе анализа схем и приемов построения рисунка характерных исторических образцов декоративных тканей, в процессе выполнения ряда графических упражнений по стилизации изобразительных мотивов, по построению геометрических орнаментов (как наиболее древних и чаще используемых) и
консультаций студент должен усвоить законы формообразования орнаментальных композиций. Всего насчитывается 7 видов линейных и 17 видов сетчатых орнаментов [1.]. «Каждый вид создает различное эмоциональное впечатление» [2,с.39], основанное на смещении, наложении, повторе, повороте, вращении, зеркальном отражении (использование осевой симметрии, одной и более осей симметрии), а также на их сочетании. В составе графической работы должны быть представлены мотивы, раппорты, цветовые решения, схемы построения разработанных орнаментальных композиций, изделия, выполненные из этих тканей, а также эскиз интерьера в предполагаемом историческом стиле. Разрешается использовать как ручную графику, так и компьютерную, а также их сочетание.
По завершении курсовой работы в группе устраивается мини-защита, на которой каждый студент представляет свой проект и знакомится с проектами своих согруп-пников, тем самым расширяя свои знания в области орнаментального формообразования и стилистических особенностей рисунка тканей.
В заключении хотелось бы отметить, что благодаря знаниям и навыкам, полученным в ходе работы, студент расширяет свой кругозор в области мировой истории и культуры, приобретает определенный опыт по построению орнаментальных композиций в целом, изучая исторические закономерности формообразования текстильных раппортов сможет стилистически «узнавать» и применять декоративные ткани в проектируемых интерьерах, тем самым становится более востребованным специалистом - дизайнером.
Список литературы
1. Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника оформителя. - Москва: Изд-во Советский художник, 1981.
2. Сабило Н.И. Орнаментальная текстильная композиция. Основы построения: Учебное пособие. - Самара: Изд-во СГАСУ, 2008.
ВНЕДРЕНИЕ ЛОГОФОНОПЕДИЧЕСКОГО ПОДХОДА ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ ВРОЖДЁННЫМИ ПОРОКАМИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
(РИНОЛАЛИЯ) ПО МЕТОДИКЕ ЛОГОПЕДА Т.М.ХРАПОВОЙ
Князева Анастасия Александровна
Студент 4 курса, Новосибирский Государственный Педагогический Университет, г. Новосибирск
Быкова Валентина Петровна
кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский Государственный Педагогический Университет,
г. Новосибирск
INTRODUCTION LOGINOPTIONS APPROACH FOR THE CORRECTION OF SPEECH IN CHILDREN WITH SEVERE CONGENITAL MALFORMATIONS OF THE MAXILLOFACIAL REGION (RHINOLALIA) ACCORDING TO THE METHOD OF A SPEECH THERAPIST T.M. HRAPOVA,
Knyazeva Anastasia, 4th year student, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
Bykova Valentina, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University,
Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В данной статье описывается внедрение логофонопедического подхода для коррекции речи детей с тяжёлыми врождёнными пороками челюстно-лицевой области (ринолалии). Мною был проведён анализ литературы, а также научных материалов по данной области. Проведен научный эксперимент по внедрению логофонопедиче-ского подхода.
ABSTRACT
In this article introduction of logofonopedichesky approach for correction of the speech of children with heavy congenital defects of maxillofacial area (rinolaliya) is described. I carried out the analysis of literature, and also scientific materials on this area. Scientific experiment on introduction of logofonopedichesky approach is made.
Ключевые слова: ринолалия; логофонопедический подход; коррекция речи.
Keywords: rinolaliya; logofonopedichesky approach; correction of the speech.
В отечественной и зарубежной литературе среди речевой патологии выделяют ринолалию, как одну из сложных клинических форм. Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное ана-томо-физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии наблюдается назализованный тембр голоса, артикуляция и фонация существенно отличаются от нормы.
В России разработкой методологических приемов по ринолалии занимались Е.Ф. Рау,1933г., Ф.А. Рау, 1933г., З.Г. Нелюбова,1938г., В.В. Куколь, 1941г., А.Г. Ипполитова, 1955г., 1963, С.Г. Таптапова, 1963г., Т.Н. Воронцова, 1966г., Н.Н. Сереброва, 1969г., Л.И. Вансовская, 1977г., И.И. Ермакова, 1980г, 1984.
В связи с ухудшением экологической обстановки, снижением уровня жизни семей не уменьшается, а увеличивается число детей с врожденными расщелинами. Поэтому крайне необходимо как можно более раннее выявление таких детей и оказание им комплексной медико-психолого-логопедической помощи.
А.С. Балакирева считает, что при врождённой расщелине губы и нёба в большей степени или меньшей степени нарушается питание ребёнка, его физиологическое и фонационное дыхание, изменяется характер лицевой мускулатуры, снижается физический слух, закрепляется патологическое положение языка в ротовой полости, нарушается работа нёбно-глоточного затвора. Естественно, все это оказывает влияние на формирование речи ребёнка и вызывает тяжёлое речевое расстройство — ринолалию [1].
Эффективность логопедической работы с детьми, страдающих ринолалией, во многом зависит от возраста ребёнка и от качества сделанной операции.
Операция по коррекции верхней губы — хейлопла-стика — проводится в первые месяцы жизни ребёнка.
Велопластика — пластика мягкого нёба и уранопластика — пластика твёрдого нёба — проводится в разные сроки с учётом физического состояния ребёнка.
Оперативное вмешательство на первом году жизни ребёнка способствует хорошему развитию речи ребёнка в правильных анатомических условиях, что даёт возможность предотвратить формирование стойкого патологического речевого стереотипа.
У детей с расщелинами нёба нарушаются все основные функции. Нарушение дыхания негативно сказывается на соматическом здоровье ребнка. В свою очередь, нарушается взаимодействие органов артикуляции, которые приводят к тотальной назализации и нарушению практически всез звуков речи.
После операции необходимо приступить к логопедическим занятиям, которые нацелены на восстановление слаженной, полноценной работы каждой отдельной
части речевого аппарата (губ, языка, нёбной занавески) и постановке правильной артикуляции звуков речи.
Согласно статистическим данным, частота рождения ребёнка с расщелиной губы и нёба колеблется от 1 до 2 на 1000 новорождённых, с тенденцией к увеличению данного показателя. Ежегодно в России рождается от 3,5 до 5 тысяч подобных детей [2].
Таким образов, возникла необходимость введения в логопедическую практику логофонопедического подхода для коррекции нарушений речи при ринолалии.
По мнению Т.М.Храповой логофонопедический подход (совмещение логопедических и фонопедических методик) позволяет наиболее эффективно корректировать нарушения речи при ринолалии.
Логопедическая часть подхода основана на работах многочисленных отечественных и зарубежных логопедов, фониатров и фонопедов — в частности, О.С.Орловой, А.С.Балакиревой, в работах В.Т.Масловой, а также О.К^ИБОП.
При расстройствах голоса больные обращаются за помощью к фониатрам — представителям специальной медицинской науки, фониатрии.
Фониатрия — отрасль медицины, изучающая физиологию и патологию голосообразования, а также методы предупреждения и лечения нарушений голоса. Данная специальности базируется на анатомических, физиологических, диагностических и терапевтических принципах оториноларингологии и использует достижения других разделов медицины: неврологии, психиатрии, эндокринологии, педиатрии, стоматологии, ортодонтии.
Фонопедия — это воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата горта при минимальной нагрузке.
В своей работе Т.М.Храпова описала приёмы работы и комплекс логофонопедических занятий для детей с речевой патологией. При работе с такой речевой патологией как ринолалия, необходимо особое внимание уделять фонационному дыханию. Начинать занятие следует по методике О.Г.Фетисовой. Также следует обратить внимание на правильность воздушной струи. Но следует помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка. Необходимо делать небольшие перерывы, которые направлены на отвлечение ребёнка от упражнений, например — игровые упражнения.
Комплекс логофонопедических занятий включает в себя следующие этапы:
1. первый этап: отработка и закрепление правильной артикулемы на все гласные и согласные звуки, одновременно закрепляется правильный выдох;
2. второй этап: формируется и закрепляется сила и плавность выдоха;
3. третий этап: отработка интонирования на стихотворных, лёгких текстах и в пении;
4. четвёртый этап: закрепление полученных навыков. Наиболее важным условием полноценной речи является правильное произношение гласных и согласных звуков.
Использование новых подходов логопедического коррекционного воздействия на детей и подростков с ри-нолалией после оперативных вмешательств
Эффективность логофонопедического подхода была проверена в условиях логопедического кабинета ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер».
Занятия проводились систематически с десятью детьми в возрасте от 5 до 15 лет, страдающих ринолалией, осложненной дизартрией.
Исследование проводилось в три этапа: На первом этапе обследовалась речь детей. На втором этапе, корректирующем, проводился ло-гофонопедический подход.
На заключительном, третьем этапе определялась эффективность применения логофонопедических приемов для чего было проведено повторное логопедическое обследование детей.
Описательные результаты коррекционной работы с использованием логофонопедического подхода:
- Маша 15 лет: врождённая расщелина твёрдого, мягкого нёба, альвеолярных отростков, верхней губы и частично носа. Девочка перенесла ряд успешных хирургических операций. Долгое время пользовалась специальными пластинками, трейнерами, обтуратором. В результате логофонопедических занятий полностью исправлен фонетический дефект. Речь чистая, без назального оттенка, с полноценным речевым дыханием. В настоящее время посещает логофонепедические занятия с целью устранения дисграфических ошибок. Учится в общеобразовательной школе.
- Даниил 14 лет: субмукозная (скрытая) расщелина твёрдого и мягкого нёба. Перенёс несколько тяжёлых челюстно-лицевых операций с последующими осложнениями (разошлись послеоперационные швы). При первичном обследовании речь ребёнка была непонятна даже родителями. Долгое время носил речевой обтуратор, пластину с бусинкой для стимуляции и правильного позиционирования языка в полости рта, брекеты. В результате логофонопедических занятий практически поставлены и введены в речь все звуки, но остаётся выраженная назальность голоса — по причине сложного анатомического дефекта. Также продолжает посещать логофонопедические занятия в условиях психоневрологического кабинета. Отлично учится в специальной речевой школе.
- Аня 5 лет: врождённая расщелина твёрдого, мягкого нёба, альвеолярных отростков. Нарушение зубного ряда. Оперирована. Послеоперационные швы частично разошлись. В результате логофоно-педических занятий фонетический дефект частично исправлен, появилась интонационная и эмоциональная выразительность. Незначительная назальность. Продолжает посещать логофонопедические занятия в условиях логопедического кабинета.
- Айяз 5 лет: врождённая расщелина твёрдого и мягкого нёба. Прооперирован. При поступлении в диспансер речь была с сильным назальным оттенком, малопонятна даже родителям. В результате логофонопедических занятий - практически поставлены все звуки, кроме «Л» и «Р». Появилась темб-ральная окраска с хорошим интонационным наполнением. Продолжает посещать логофонопеди-ческие занятия в условиях логопедического кабинета.
- Костя 11 лет: врождённая расщелина твёрдого и мягкого нёба. Аномалия зубов и развития челюстных костей. Мальчик перенёс ряд операций. При поступлении в диспансер речь была непонятна даже для близких. Долго носил речевой обтуратор и брекеты. В результате логофонопедических занятий полностью исправлен фонетический дефект, речь чистая, без назального оттенка. Выписан. Успешно учится в гимназии.
Все пациенты оперированы. Но требуется не одна, а иногда даже несколько оперативных вмешательств, которые не только исправляют анатомический дефект, но и требуют постоянной корректировки, например, расширение твёрдого нёба посредством использования обтуратора, специальных пластинок или речевых трейнеров.
Улучшилась артикуляция и разборчивость речи. Уменьшилось перенапряжение голоса. Появилась интонационная и эмоциональная выразительность.
Таким образом, все дети с такой речевой патологией, как ринолалия, при систематических логофонопедических занятиях частично или полностью исправили речевой дефект.
Список использованной литературы
1. Балакирева А.С. «Логопедия. Ринолалия». - М., 2011.
2. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. Пер. с англ. - М.: Медицина, 1990. 3. Храпова Т.М. Внедрение логофонепедического подхода для коррекции речи детей с тяжёлыми врождёнными пороками че-люстно-лицевой области (ринолалия). Новосибирск, 2013.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Колесникова Гульнара Григорьевна
Заведующий Муниципального бюджетного дошкольного, образовательного учреждения детский сад № 24,
г. Ковров
Гордеева Екатерина Викторовна Дунаева Лариса Альбертовна
Воспитатели Муниципального бюджетного дошкольного, образовательного учреждения детский сад № 24,
г. Ковров