Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ'

ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1366
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ / ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / CHILDREN WITH OPEN RHINOLALIA / COMMUNICATION DIFFICULTIES / SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соломатина Галина Николаевна

Статья посвящена изучению особенностей общения одной из самых сложных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья - детям с открытой ринолалией, так как у них, как правило, нарушена вся речевая система: лексика, грамматика и фонетика. Тяжелые нарушения речи при ринолалии определяют возникновение специфических особенностей взаимоотношений в коллективе, коммуникативных барьеров при речевом общении. Осознание собственного косметического и речевого дефекта негативно сказывается на развитии личности ребенка с ринолалией. Нормализация речи детей с открытой ринолалией, своевременное устранение косметического дефекта, психокоррекционная работа способствуют полноценному развитию личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соломатина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF COMMUNICATION WITH PEERS IN CHILDREN WITH OPEN RHINOLALIA

The article is devoted to the study of the communication features of one of the most difficult categories of children with disabilities - children with open rhinolalia, since they usually have a disturbed speech system: vocabulary, grammar and phonetics. Severe speech impairment with rhinolalia determines the occurrence of specific characteristics of the relationship in the team, communicative barriers in speech communication. Awareness of your own cosmetic and speech impairment negatively affects the development of the personality of a child with rhinolalia. Normalization of speech of children with open rhinolalia, timely elimination of a cosmetic defect, psychocorrectional work contribute to the full development of the child’s personality.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 376.3+159.92

Г. Н. Соломатина

ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ

Изучение взаимоотношений человека с окружающими остается актуальной проблемой современности, поскольку его взаимодействие с окружающим его социальным миром осуществляется в системе субъективных отношений, складывающихся между людьми в их общественной жизни. Общаясь, люди стремятся к взаимопониманию друг с другом, к постижению внутреннего мира партнера по общению, к более глубокому постижению смысла взаимоотношений. Взаимодействие людей в процессе общения происходит через совместную деятельность и опосредовано языковыми средствами [1].

На развитие личности ребенка большое влияние оказывает межличностное общение, понимаемое как взаимосвязь и взаимовлияние людей друг на друга в процессе совместной деятельности. При этом компонентами межличностного общения выступают восприятие и понимание людьми друг друга,

межличностная привлекательность (притяжение и симпатия), взаимовлияние и поведение. То есть наиболее важными компонентами межличностного общения выступает грамотная, понятная окружающим речь, определенные личностные качества, внешность человека, особенности его поведения [2].

Взаимодействие с окружающими людьми дает ребенку возможность познания окружающего мира через общение со сверстниками и взрослыми. Дети активно проявляют интерес друг к другу, вступая в межличностные отношения, которые, по сути, являются формой социальных отношений. В процессе межличностного общения появляются образы себя и других людей, происходит формирование самооценки ребенка, развитие его самосознания [3]. Однако межличностные отношения могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие, поскольку они различаются по ценностному социальному содержанию.

Одни отношения могут обезличить человека, другие могут создать гармоничную основу для развития и саморазвития, для формирования позитивного отношения к окружающим и к себе [4]. Это положение очень важно при анализе межличностных отношений детей.

Связующим звеном в процессе межличностного общения выступает речь, т.к. она является наиболее содержательным, емким и выразительным средством коммуникации. В связи с этим основной функцией речи выступает ее коммуникативная функция, наиболее ярко реализующаяся в диалогической речи. Именно речь становится универсальным средством общения.

Определенные проблемы в общении со сверстниками испытывают дети с нарушениями речевого развития. Это связано с тем фактом, что трудности построения речевого высказывания, многочисленные дефекты звукопроизноше-ния препятствуют установлению взаимоотношений с окружающими людьми, особенно со сверстниками.

Наиболее сложной категорией из детей с нарушениями речи являются дети с отрытой ринолали-ей, так как у них, как правило, нарушена вся речевая система: лексика, грамматика и фонетика. Чаще всего у детей с открытой ри-нолалией выявляется тотальное нарушение звукопроизношения в связи с анатомическими и функциональными особенностями ар-

тикуляционного аппарата, с нарушением формирования речевого дыхания и фонематического слуха [5]. Для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность, придающая речи неприятный для восприятия оттенок [6-8].

В отечественной литературе проблемы развития и формирования личности детей с ринолалией рассмотрены в работах таких авторов как Л. И. Вансовская, В. М. Во-долацкий, А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, Г. Н. Соломатина, Г. В. Чир-кина и др. В исследованиях этих авторов в большей степени рассматриваются особенности речевого развития, методы исследования и методы коррекции нарушений речи у детей данной категории. Анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования у детей с ринолали-ей коммуникативной деятельности, факторов, влияющих на процесс их общения с окружающими взрослыми и детьми, явно недостаточно, что и обуславливает актуальность изучаемой проблемы.

Наше исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений № 8, 27, 50 г. Ставрополя и на базе кафедры стоматологии детского возраста при Ставропольском государственном медицинском университете. Всего и исследовании приня-

ло участие 55 детей с открытой ри-нолалией. Из них 26 детей дошкольного возраста, 15 — младшего школьного и 14 — подросткового. Все дети посещали различные учреждения г. Ставрополя и населенных пунктов Ставропольского края.

Методы исследования: динамическое наблюдение за развитием детей, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с детьми.

Исследование показало, что 80% детей дошкольного возраста с ринолалией имеют трудности в общении со сверстниками и нуждаются в специальной коррекцион-но-логопедической помощи. Наше исследование показало, что дети с открытой ринолалией имеют проблемы в адаптации в детских коллективах при установлении межличностных контактов в группе сверстников, особенно при организации совместной деятельности детей. Характеризуя психологическое состояние детей с ринолали-ей, можно отметить у них высокую тревожность, низкое проявление социально значимых образцов поведения. В результате у ребенка развиваются такие психологические качества как неуверенность в себе, чувство неполноценности, незащищенности, в некоторых случаях могут появиться проявления враждебности и агрессивности. Эти психологические особенности ребенка могут оказывать существенное негативное влияние

на развитие его личности, а также существенно затруднять его адаптацию в детском коллективе [9].

Особенности общения ребенка в коллективе сверстников существенно определяет низкая разборчивость речи, затрудняющая восприятие его речи окружающими людьми. В научной литературе разборчивость речи, или ее внятность, рассматривается как степень доступности речи пониманию окружающими в зависимости от ее фонетического оформления [10].

В исследованиях М. Момеску и Э. Алекс [11] показано, что разговорную речь детей с открытой ринолалией окружающие понимают только на 50%, что уменьшает вдвое возможность передачи речевого высказывания ребенком с ри-нолалией.

В наших исследованиях были определены критерии разборчивости речи: непонятная для окружающих речь (показатель разборчивости ниже 50%); малопонятная для окружающих речь (50—70%); достаточно понятная речь (70—90%); речь, приближенная к норме (свыше 90%). Более 50% детей имеют непонятную и малопонятную для окружающих речь. На разборчивость речи существенно влияют характер дефекта звукопроизношения, количество дефектов ритмико-слого-вой структуры слова и назальность речи. Низкая разборчивость речи детей с открытой ринолалией

и приводит к серьезным коммуникативным затруднениям [12].

Помимо этого у детей с ринола-лией присутствуют косметические дефекты лицевой области (врожденные расщелины губы и нёба), которые негативно воспринимаются окружающими. Почти все родители детей и подростков отметили, что в группе детского сада, а в дальнейшем и в классе школы между детьми возникают отношения, которые не вырабатывают у них гуманных чувств друг к другу. Посещение детского коллектива ребенком с расщелиной губы и нёба не создает благоприятный эмоциональный климат. В связи с чем у детей с открытой ринолалией на протяжении всего периода взросления появляются барьеры взаимодействия, которые препятствуют полноценной их социализации. Эти трудности проявляются, прежде всего, в общении со сверстниками, которое у таких детей носит специфический характер [13].

Когда ребенок с расщелиной губы и нёба попадает в новый детский коллектив, то есть в новое для себя социальное окружение, сверстники сразу начинают замечать недостатки его речи и внешности. Например, пятилетний ребенок с двусторонней расщелиной губы и нёба пришел в новый детский коллектив. Несколько детей сразу задали ему вопрос: «А это заразно?», «Ты так непонятно говоришь, ты что, иностранец?». На

что ребенок ответил агрессивными действиями. В дальнейшем усилиями педагогов и психолога проблемы взаимоотношений со сверстниками были сглажены. Ребенок больше не проявлял агрессивного поведения.

Осознание косметических недостатков и тяжести нарушений речи, неудачные попытки замаскировать их, как правило, начинают вызывать у ребенка тяжелые переживания, эмоциональные проблемы. С этого момента особенности психологического состояния ребенка усиливаются и все более приобретают негативный характер. Так, в логопедической группе девочка

5 лет с открытой ринолалией чаще сидела в сторонке с куклой и наблюдала за игрой остальных детей. На предложение воспитателя или детей включиться в игру - отнекивалась. Этот ребенок демонстрирует отгороженность от детского коллектива. Другой ребенок, мальчик

6 лет, в игре проявлял агрессию: отнимал у детей игрушки, ломал детские постройки, кусался, на замечания реагировал плачем, начинал драться. Это другой тип взаимоотношений - агрессивный.

Наблюдения за жизнедеятельностью детей с открытой ринола-лией показывают, что в старшем дошкольном возрасте у них происходит осознание своей неполноценности. Однако следует отметить, что у детей дошкольного возраста пси-хотравмирующие ситуации в боль-

шинстве случаев не носят постоянного характера. Так, в случаях стабильного социального окружения в дошкольном учреждении и, прежде всего, в семье и детском коллективе создаются благоприятные условия для взаимоотношений с окружающими.

В старшем дошкольном возрасте дети уже способны к внеситуативному общению, формирующееся на основе личностных мотивов, что оказывает влияние на отношения со взрослым и между собой. Ребенок старшего дошкольного возраста может не только оценить, но и обсудить положительные или отрицательные качества другого ребенка, его особенности поведения с точки зрения нормативности. К данному возрасту значительно возрастает эмоциональная вовлеченность и дружелюбность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Однако он испытывает потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Именно взрослый определяет отношение к ребенку детского коллектива [14].

При доброжелательном отношении воспитателя группы к ребенку с расщелиной нёба, дети начинают интересоваться уже не внешностью ребенка с открытой ринолалией, а его личностными особенностями. Однако 12% родителей отметили неприязненное отношение педагогов по отношению к их детям. В одном случае воспи-

татель высказался о внешности ребенка в присутствии других детей: «Какая была бы красивая девочка, если бы не эти уродливые шрамы». В другом случае воспитатель возмущался неопрятностью ребенка во время еды, так как у него вытекала жидкость через нос. Эти случаи показывают у некоторых педагогов дошкольных учреждений низкий уровень профессиональных и личностных качеств. Ребенок, особенно с тяжелым речевым нарушением, сочетающимся с косметическим дефектом, нуждается во взаимопонимании, сопереживании и поддержке со стороны взрослого.

Также в старшем дошкольном возрасте у детей значительно возрастает доброжелательность и способность к взаимопомощи сверстникам с ринолалией. Наряду с этим постепенно обнаруживается умение видеть в сверстнике не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты существования друга. В этом возрасте у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника с ринолалией. Многие дети способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника с ринолали-ей, что оказывает положительное влияние на последнего. Такой ребенок становится не только объектом сравнения, но и целостной личностью.

В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с ринолалией меняется. Постоянные переживания, осознание своего дефекта приводит к серьезным комплексам, которые нередко вызывают логофо-бии, замкнутость, стеснительность, а позднее — снижение речевой активности. Эти качества были отмечены у 80% детей. В других случаях, наоборот, у детей с ринолалией появляется желание самоутвердиться любыми путями, что приводит к развитию девиант-ных форм поведения. Так, ласковая, добросердечная в дошкольном возрасте девочка в восемь лет задала свой первый вопрос: «Почему я такая?». После чего она постепенно превратилась в домашнего «тирана». В 12 лет был первый привод в полицию за распитие спиртных напитков. В дальнейшем отмечались признаки девиантного поведения, проявляющиеся в распитии спиртных напитков, агрессивном поведении. Только благодаря хорошим педагогам и заботливым понимающим родителям удалось справиться с проблемами поведения этой девочки. В настоящее время она получает высшее образование, признаков агрессивного поведения не наблюдается.

Наши многолетние наблюдения показывают, что к юношескому возрасту, как правило, заканчивается косметическая коррекция лицевой области за счет хирургиче-

ского лечения, происходит компенсация речевых дефектов. В этих случаях у юношей или девушек с расщелинами губы и нёба сглаживаются трудности в общении с окружающими, они полностью социализируются и в дальнейшем живут полноценной жизнью.

При отсутствии устранения косметических дефектов и нарушений речи происходит максимальная степень фиксации на своем дефекте. В этих случаях в возрасте, когда появляется проблема выбора профессии, очередной смены социального окружения, например, в связи с поступлением в учебной заведение или на работу и т. д., происходит усугубление психологических проблем, которые могут привести к социальной изоляции человека, к трудностям социальной адаптации. У лиц с открытой ринолалией может быть снижен уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Всё это может привести к формированию патопсихологических черт характера.

Приведем пример истории жизни мужчины 34 лет: «Она родился с двусторонней расщелиной губы и нёба в полной семье. Эта семья проживала в сельской местности, где не было возможности получать ребенку логопедическую помощь. Речевой дефект не был устранен. Разборчивость речи квалифицировалась как непонятная для окружающих речь из-за тотального на-

рушения звукопроизношения. Косметический дефект был поэтапно устранен к тринадцати годам. Ребенок рос застенчивым, малообщительным. После школы он успешно окончил высшее учебное заведение. Жизненные проблемы возникли после окончания вуза. Он не мог устроиться на работу вследствие непонимания окружающими его речи. Получить инвалидность в настоящее время невозможно. Этот мужчина перебивается случайными заработками. Личная жизнь также не сложилась». Этот пример убедительно доказывает необходимость устранения проблем общения в детском возрасте.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Тяжелые нарушения речи при ринолалии определяют возникновение специфических особенностей взаимоотношений в коллективе, коммуникативных барьеров при речевом общении.

2. Осознание собственного косметического и речевого дефекта негативно сказывается на развитии личности ребенка с ринолалией.

3. Нормализация речи детей с открытой ринолалией, своевременное устранение косметического дефекта, психокоррекционная работа способствуют полноценному развитию личности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.

2. Бодалев А. А. Психология общения. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.

3. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М.: Академия, 2000. 160 с.

4. Бодалев А. А. Указ. соч.

5. Логопедия. Теория и практика / под ред. д. п. н. проф. Филичевой Т. Б. М.: Эксмо, 2017. 608 с.

6. Вансовская Л. И. Устранение нарушений речи при врождённых расщелинах нёба. СПб.: Гиппократ, 2000. 133 с.

7. Ипполитова А. Г. Открытая ри-нолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / под ред. О. Н. Усановой. М.: Просвещение, 1983. 95 с.

8. Соломатина Г. Н. Нормализация функции дыхания у детей с врожденными расщелинами нёба // Логопед, 2004. № 1. С.17—25.

9. Водолацкий В. М., Соломатина Г. Н. Клиника и коррекция нарушений речи при открытой ринолалии в детском возрасте. Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. 158 с.

10. Шелгунова Н. Н. Некоторые фонетические факторы внятности речи глухих // Дефектология. 1973. № 5. С. 20-25.

11. Гаркуша Ю. Ф. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 256 с.

12. Соломатина Г. Н. Разборчивость речи детей с врожденными расщелинами губы и нёба // Дефектология, 2005. № 3. С. 32-38.

13. Водолацкий В. М., Соломатина 14. Лисина М. И. Указ. соч. Г. Н. Указ. соч.

REFERENCES

1. Lisina M. I. Problems of ontogenesis of communication. M.: Pedagogika, 1986. 144 p. (In USSR).

2. Bodalev A. A. Psychology of communication. M.: Institut prakticheskoj psihologii, Voronezh: MODEK, 1996. 256 p. (In Russ.).

3. Smirnova E. O. Features of communication with preschoolers. M.: Akademiya, 2000. 160 p. (In Russ.).

4. Bodalev A. A. Index of essay.

5. Speech Therapy. Theory and Practice / edited by Doctor of Pedagogical Sciences, Professor T. B. Filicheva. M.: Eksmo, 2017. 608 p. (In Russ.).

6. Vansovskaya L. I. Elimination of speech disorders in congenital cleft palate. Sankt-Peterburg: Gippokrat, 2000. 133 p. (In Russ.).

7. Ippolitova A. G. Open rhinolalia: A textbook for students of defectology departments of pedagogical institutes / edited by O. N. Usanova. M.: Prosveshchenie, 1983. 95 p. (In USSR).

8. Solomatina G. N. Normalization of respiratory function in children with

congenital cleft palate // Logoped, 2004. № 1. P. 17-25. (In Russ.).

9. Vodolackij V. M., Solomatina G. N. Clinic and correction of speech disorders with open rhinolalia in childhood. Stavropol': Izd-vo StGMU, 2017. 158 p. (In Russ.).

10. Shelgunova N. N. Some phonetic factors of the deaf speech intelligibility // Defektologiya. 1973. № 5. P. 20-25. (In USSR).

11. Garkusha Yu. F. Child. Early detection of abnormalities in speech development and their overcoming. M.: Izd-vo NPO «MODEK», 2001. 256 p. (In Russ.).

12. Solomatina G. N. Speech intelligibility in children with congenital cleft lip and palate // Defektologiya, 2005. № 3. S. 32-38. (In Russ.).

13. Vodolackij V. M., Solomatina G. N. Index of essay.

14. Lisina M. I. Index of essay.

Поступила в редакцию 18.10.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.