Научная статья на тему 'Основные направления логопедической коррекции произносительной стороны речи при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области'

Основные направления логопедической коррекции произносительной стороны речи при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1674
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ / РАЗБОРЧИВОСТЬ РЕЧИ / РАСЩЕЛИНЫ ГУБЫ И НЁБА / НОВООБРАЗОВАНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ РТА / РИНОЛАЛИЯ / МЕХАНИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PRONUNCIATION CORRECTION / LIP AND PALATE CLEFTS / ORAL CAVITY ORGANS TUMOURS / RHINOLALIA / MECHANICAL DYSLALIA / COMPLEX PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC REHABILITATION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Уклонская Дарья Викторовна, Агаева Виктория Евгеньевна

Статья посвящена традиционно актуальной в современной логопедии проблеме реабилитации лиц с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области. Экспериментальную группу составили дети с врожденными расщелинами губы и нёба и взрослые с приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области в результате хирургического лечения злокачественных новообразований органов полости рта. Проанализирован их речевой статус, определены сходства и различия в этиологии и патогенезе выявленных расстройств. Отмечено резкое нарушение произносительной стороны речи и разборчивости речевого потока в обеих подгруппах. С учетом патогенеза построен процесс логопедического воздействия, являющийся неотъемлемой частью комплексной психолого-педагогической реабилитации. На основе данных о речевом статусе детей и взрослых данной категории, предложены основные направления коррекционной работы по нормализации произносительной стороны речи, которая осуществлялась с учетом возрастных особенностей. Итоговый диагностический срез подтвердил эффективность предложенной методики коррекции произношения пациентов рассматриваемой группы. Проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что логопедическое воздействие, направленное на улучшение произношения при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области может быть проведено по общим направлениям, но с учетом возрастных особенностей, структуры, объема и обширности анатомического дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Уклонская Дарья Викторовна, Агаева Виктория Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of speech therapy for the correction of articulatory part of speech in congenital anomalies and acquired defects and deformations of maxillofacial area

This article focuses on important problem of rehabilitation of patients with defects and deformations of maxillofacial area. The experimental group consisted of children with congenital cleft lip and palate and adults with acquired defects and deformities of maxillofacial area as result of surgical treatment of malignant tumours of oral cavity. Their speech status and as well as similarities and differences in aetiology and pathogenesis of identified disorders were analysed. Severe defection of pronunciation aspects of speech intelligibility and speech in both groups was observed. Considering pathogenesis, the process of logopaedic intervention as an integral part of comprehensive psychological and pedagogic rehabilitation was built. Based on data about the speech status of children and adults in this category, what was proposed, were basic directions of correctional work on the normalisation of pronunciation aspects of speech, which was carried out taking into account age peculiarities. The final diagnostic section confirmed the effectiveness of proposed method of correction of pronunciation in patients from this group. The conducted study allowed confirmation that the impact of speech therapy aimed at improving pronunciation for congenital and acquired defects and deformities of the maxillofacial area could be carried out by similar directions, requiring, however, consideration of particular qualities of age, structure, volume and extent of anatomical defect.

Текст научной работы на тему «Основные направления логопедической коррекции произносительной стороны речи при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области»

УДК 376.2, 376.3 ; 376-056.2

Уклонская Дарья Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Центральная клиническая больница № 2 им. Н.А.Семашко ОАО «Российские железные дороги», г. Москва

Агаева Виктория Евгеньевна

Московский городской педагогический университет uklonskie@yandex.ru, vik-2310@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ДЕФЕКТАХ И ДЕФОРМАЦИЯХ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена традиционно актуальной в современной логопедии проблеме реабилитации лиц с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области. Экспериментальную группу составили дети с врожденными расщелинами губы и нёба и взрослые с приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области в результате хирургического лечения злокачественных новообразований органов полости рта. Проанализирован их речевой статус, определены сходства и различия в этиологии и патогенезе выявленных расстройств. Отмечено резкое нарушение произносительной стороны речи и разборчивости речевого потока в обеих подгруппах. С учетом патогенеза построен процесс логопедического воздействия, являющийся неотъемлемой частью комплексной психолого-педагогической реабилитации. На основе данных о речевом статусе детей и взрослых данной категории, предложены основные направления коррекционной работы по нормализации произносительной стороны речи, которая осуществлялась с учетом возрастных особенностей. Итоговый диагностический срез подтвердил эффективность предложенной методики коррекции произношения пациентов рассматриваемой группы. Проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что логопедическое воздействие, направленное на улучшение произношения при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области может быть проведено по общим направлениям, но с учетом возрастных особенностей, структуры, объема и обширности анатомического дефекта.

Ключевые слова: коррекция произношения, разборчивость речи, расщелины губы и нёба, новообразования органов полости рта, ринолалия, механическая дислалия, комплексная психолого-педагогическая реабилитация.

Нарушения произношения по распространенности едва ли не самый часто встречающийся речевой дефект, как среди детей, так и среди взрослых. Произносительная сторона речи определяется фонетическим оформлением и комплексом речедвигательных навыков, которые включают речевое дыхание, голосообразо-вание, воспроизведение звуков и их сочетаний, просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи) [8].

К расстройствам внешнего оформления высказывания относят проблемы произношения, связанные с анатомическим и функциональным состоянием мышц артикуляционного аппарата, согласованностью фонации и речевого дыхания, артикулированием звуков речи, нарушением просодического компонента. Г.В. Чиркина, Г.Н. Со-ломатина, Д.В. Уклонская и др. отмечают выраженную тенденцию к численному увеличению дефектов внешнего оформления высказывания, а также к усложнению их структуры [5; 7; 9].

Одной из основных причин, вызывающих нарушения произносительной стороны речи, являются врожденные аномалии и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. В нашей статье мы рассмотрим механизмы речевых нарушений у данной категории лиц и направления коррекционно-логопедической работы, нацеленной на преодоление этих расстройств.

По данным Академии педагогических наук Российской Федерации, 4,5% детей имеют различные

врожденные аномалии развития. К наиболее распространенным из них относятся пороки челюст-но-лицевой области, в частности, расщелины губы и нёба (ВРГН). Частота рождения детей с данной патологией составляет до 38% всех пороков развития [6].

За последние десятилетия изменилась тактика хирургического лечения детей с ВРГН. Появилась тенденция к сверхраннему (в возрасте до 13 месяцев) проведению операций по закрытию расщелин неба. В связи с этим проводились исследования, в ходе которых зарегистрировано статистически достоверное увеличение частоты и степени выраженности ринолалии с увеличением возраста ребенка на момент хирургического вмешательства [2]. Однако, как показывают наши экспериментальные данные, у значительного числа детей, прооперированных в возрасте до 3-х лет, сохраняются проявления ринолалии. Следовательно, коррекционно-логопедическая работа с данной категорией лиц продолжает оставаться актуальной и требующей дальнейшего совершенствования [1].

В последние годы отечественная медицина и, в частности, онкология, совершила большой скачок в отношении лечения новообразований органов полости рта, что позволяет говорить о появлении новой категории пациентов с приобретенными дефектами и деформациями периферического конца речедвигательного анализатора, нуждающихся в реабилитации речевой функции. Данные госу-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Уклонская Д.В., Агаева В.Е., 2016

218

дарственной статистической отчетности за последнее десятилетие говорят о значительном приросте заболеваемости раком полости рта (27,8%) [4].

Калечащий характер хирургического лечения опухолей органов полости рта значительно ухудшает качество жизни пациентов. Особого внимания заслуживает группа пациентов с приобретенными анатомо-функциональными нарушениями голосо-речевого аппарата после хирургического лечения опухолей головы и шеи, где анатомические изъяны по объему и характеру зачастую аналогичны врожденным аномалиям челюстно-лицевой области.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что актуальность вопросов реабилитации речевой функции при врожденных и приобретенных в результате хирургического лечения дефектах органов полости рта невозможно переоценить. Грубые произносительные дефекты и нарушения других функций полости рта неблагоприятно влияют на психологическое состояние, расстройства коммуникативной функции речи осложняют общение с окружающими, что негативно сказывается на качестве жизни пациента. Сочетание соматического и психического факторов заболевания значительно утяжеляет восстановительный процесс.

Перед логопедами многих практических учреждений ежедневно стоит вопрос о преодолении подобного рода речевых расстройств, однако, отмечается острая нехватка методических рекомендаций, широко доступных специалистам.

Под нашим наблюдением в течение 20102015 гг. на базе онкологического отделения №2 НУЗ ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД» и Центра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии МГМСУ им. А.И. Евдокимова находилась группа из 44-х пациентов с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области.

В первую подгруппу вошли 23 ребенка с врожденными двусторонними и односторонними расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба в возрасте 4-6 лет, прооперированные по поводу врожденной нёбной патологии. Неврологический статус и интеллектуальное развитие детей соответствовало возрастной норме.

Вторую подгруппу составил 21 пациент с приобретенными дефектами и деформациями че-люстно-лицевой области в результате хирургического лечения злокачественных новообразований органов полости рта в возрасте старше 49 лет. Среди них 11 человек с диагнозом - рак языка, 8 человек - рак слизистой оболочки полости рта, и 2 человека - рак ротоглотки. Все пациенты после хирургического лечения имели значительные анатомические дефекты и деформации одного или нескольких органов ротовой полости.

Проанализировав речевой статус пациентов с врожденными и приобретенными дефектами ор-

ганов полости рта, можно выделить характерные для рассматриваемых нами подгрупп общие симптомы нарушения произносительной стороны речи:

- анатомо-функциональные нарушения мышц органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани и голосовых складок, мимических мышц;

- изменения физиологического и фонационного дыхания (направленность и дифференцирован-ность, плавность, ритмичность);

- нарушения резонирования и акустических характеристик голоса;

- искажения звукопроизношения.

Для речи детей с врожденными расщелинами губы и неба характерно изменение баланса резонирования голоса и специфическое нарушение звукопроизношения - ринолалия. В то время как приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области после хирургического лечения у данной подгруппы пациентов влекут за собой нарушения произношения, классифицирующиеся как полиморфная механическая дислалия, которая может сопровождаться нарушениями голоса, в основном, в виде нарушений функции резонаторов.

В ходе проведения логопедического обследования нами отмечено значительное снижение разборчивости речевого потока лиц обеих подгрупп, что резко затрудняет процесс вербальной коммуникации и вынуждает пациентов активно использовать невербальные средства для восполнения дефицита общения.

На основе классификации французского невропатолога Ж. Тардье (1968), нами определены следующие критерии разборчивости речевого потока:

1. Речь понятна окружающим, т.е. полностью соответствует норме.

2. Речь понятна окружающим, но отмечаются незначительные искажения (недостатки) произношения.

3. Речь мало разборчива, имеются выраженные нарушения произношения.

4. Речь неразборчива для окружающих [3].

В первой подгруппе показатели разборчивости распределились следующим образом. Речь неразборчива для окружающих у 9 детей (39,1%). Мало разборчивая речь с выраженными нарушениями произношения, характерна для 14 детей (60,9%). Первому и второму критерию не соответствовала речь ни одного ребенка.

Во 2-й подгруппе показатели разборчивости распределились следующим образом. У 9-ти пациентов (42, 9%) - речь неразборчива для окружающих, что вынуждает их пользоваться письменной речью. У 12 человек (57,1%) - процесс речевой коммуникации резко затруднен, для произнесения доступны лишь слова бытового лексикона, несложные по звуковому составу и слоговой структуре. Большую роль в общении с ними играет речевая догадка.

Таким образом, можно говорить о категории пациентов, имеющих патологию периферического отдела артикуляционного аппарата, разную по этиологии и времени возникновения, но схожую по проявлениям речевого дефекта и механизму нарушения. Следовательно, методы коррекционно-ло-гопедического воздействия по совершенствованию произносительной стороны речи в обоих случаях будут общими.

Коррекционная работа в обеих подгруппах проводилась в условиях стационара и амбулаторно по следующим направлениям: активизация мышц артикуляционного аппарата; работа над фонационным дыханием и голосом; коррекция произносительной стороны речи. После создания полноценного артикуляционно-дыхательно-голосового базиса мы переходили к коррекции звукопроизно-шения.

Родители и члены семьи были активно включены в коррекционный процесс: присутствовали на занятиях, выполняли рекомендации логопеда в домашних условиях.

Как показал опыт нашей практической деятельности, процесс речевой реабилитации целесообразно начинать на 10-14-е сутки после операции. Весь период коррекционной работы по формированию навыков правильного произношения в обеих подгруппах длится 3-6 месяцев.

В процессе логопедической работы была отмечена следующая специфика:

- детям с ринолалией (подгруппа 1) для нормализации произношения необходимы специальные мероприятия по постановке звуков и введению в самостоятельную речь сформированных и автоматизированных навыков,

- для взрослых пациентов (подгруппа 2), имеющих длительный опыт нормального речеобразо-вания в дооперационном периоде, требуется лишь уточнить артикуляции дефектных звуков, что позволяет в короткий срок найти компенсаторный способ артикуляции, акустически полноценный либо близкий к норме.

После проведенной коррекционной работы в рамках логопедического обследования была повторно осуществлена оценка разборчивости речевого потока по вышеуказанным критериям.

В первой подгруппе у 12 детей (52,2%) речь полностью соответствует норме. Речь 8 детей (34,7%) понятна окружающим, но отмечаются незначительные недостатки произношения, т.е. сохраняются остаточные явления ринолалии. У 3 детей (13,1%) речь остается мало разборчивой, имеются выраженные нарушения произношения -ринолалия.

Во второй подгруппе 2 пациента (9,5%) достигли нормальных показателей разборчивости. У 11 человек (52,4%) отмечались незначительные недостатки произношения. У 5 человек (23,8%),

ранее пользовавшихся письменной речью, наблюдались выраженные нарушения произношения. 2-е больных с грубыми обширными послеоперационными анатомическими дефектами челюстно-лице-вой области продолжали в большинстве случаев пользоваться письменной речью, однако, отмечали улучшение процесса глотания.

Таким образом, в подгруппе 1 эффективность составила 86,9% (20 человек). Похожая ситуация отмечалась и во второй подгруппе, где в 85,7% случаев (19 человек) проведенная нами коррекци-онная работа была эффективна.

Проанализировав полученные данные о речевом статусе обследуемых, мы можем предположить, что на эффективность и результативность речевой реабилитации в обеих подгруппах повлияло функциональное состояние мышц артикуляционного аппарата, мотивированность пациента, участие семьи и близких.

В то же время нами отмечено несколько отличий. Для реабилитации речевой функции при ВРГН имеет значение: длина и подвижность мягкого неба (послеоперационные дефекты и рубцовые изменения мягких тканей); степень сформирован-ности фонематических процессов; ортодонтиче-ский статус. Для реабилитации речи при приобретенных деформациях челюстно-лицевой области определяющее значение имеет объем изъятых тканей, обширность приобретенного дефекта.

Пациенты с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области вынуждены существовать в условиях социальной изоляции и поэтому остро нуждаются в особой помощи, одной из первостепенных задач которой является восстановление коммуникативной функции речи посредством нормализации нарушенных функций произношения и голоса. Можно без преувеличения утверждать, что, несмотря на некоторые различия в структуре дефекта, в целом контингент лиц как с врожденными, так и с приобретенными дефектами периферического отдела речедвигательного анализатора имеет схожий механизм речевых нарушений, что позволяет использовать для логопедической коррекции аналогичные методы и приемы. Полноценная реабилитация невозможна без участия логопеда, а также ряда других специалистов (хирург-стоматолог, педиатр, генетик, ортодонт, невролог, оториноларинголог, психолог), призванных обеспечить комплексную специализированную медико-психолого-педагогическую помощь.

Библиографический список

1. Агаева В.Е. Роль раннего оперативного лечения в развитии речи детей с ринолалией // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. науч. статей по материалам науч.-практ. конф. (7-9 апреля 2016 г.) / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова,

220

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. - М.: ПАРАДИГМА, 2016. - С. 8-13.

2. Гончаков Г.В., Притыко А.Г., Гончакова С.Г. Врожденные расщелины верхней губы и нёба. -М.: Практическая медицина, 2009. - С. 156-163.

3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.

4. Петрова Г.В., Старинский В.В., Грецова О.П. Злокачественные новообразования головы и шеи в России (обзор статистической информации) // Голова и шея. - 2015. - № 4. - С. 41-44.

5. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. - М.: Сфера, 2005. - 160 с.

6. Топольницкий О.З., Чуйкин О.С. Реабилитация детей с врожденной расщелиной губы и нёба в республике Башкортостан // Современные

проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article.

7. Уклонская Д.В. Восстановление речи при приобретенных анатомических дефектах и деформациях челюстно-лицевой области. - Тула: Издательский центр «Гриф и К°», 2008. - 124 с.

8. Уклонская Д.В., Семенова И.А., Ильина А.Б. Междисциплинарное взаимодействие педагогов в профилактике и коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста // Мир специальной педагогики и психологии: Научно-практический альманах. - 2015. - С. 163-175.

9. Чиркина Г. В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. - 2012. -№ 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://childrens-needs.com/katalog.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.