УДК 376.2, 376.3 ; 376-056.2
Уклонская Дарья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент Центральная клиническая больница № 2 им. Н.А.Семашко ОАО «Российские железные дороги», г. Москва
Агаева Виктория Евгеньевна
Московский городской педагогический университет [email protected], [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ ВРОЖДЕННЫХ И ПРИОБРЕТЕННЫХ ДЕФЕКТАХ И ДЕФОРМАЦИЯХ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена традиционно актуальной в современной логопедии проблеме реабилитации лиц с дефектами и деформациями челюстно-лицевой области. Экспериментальную группу составили дети с врожденными расщелинами губы и нёба и взрослые с приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области в результате хирургического лечения злокачественных новообразований органов полости рта. Проанализирован их речевой статус, определены сходства и различия в этиологии и патогенезе выявленных расстройств. Отмечено резкое нарушение произносительной стороны речи и разборчивости речевого потока в обеих подгруппах. С учетом патогенеза построен процесс логопедического воздействия, являющийся неотъемлемой частью комплексной психолого-педагогической реабилитации. На основе данных о речевом статусе детей и взрослых данной категории, предложены основные направления коррекционной работы по нормализации произносительной стороны речи, которая осуществлялась с учетом возрастных особенностей. Итоговый диагностический срез подтвердил эффективность предложенной методики коррекции произношения пациентов рассматриваемой группы. Проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что логопедическое воздействие, направленное на улучшение произношения при врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области может быть проведено по общим направлениям, но с учетом возрастных особенностей, структуры, объема и обширности анатомического дефекта.
Ключевые слова: коррекция произношения, разборчивость речи, расщелины губы и нёба, новообразования органов полости рта, ринолалия, механическая дислалия, комплексная психолого-педагогическая реабилитация.
Нарушения произношения по распространенности едва ли не самый часто встречающийся речевой дефект, как среди детей, так и среди взрослых. Произносительная сторона речи определяется фонетическим оформлением и комплексом речедвигательных навыков, которые включают речевое дыхание, голосообразо-вание, воспроизведение звуков и их сочетаний, просодику (темп, ритм, мелодика и интонация речи) [8].
К расстройствам внешнего оформления высказывания относят проблемы произношения, связанные с анатомическим и функциональным состоянием мышц артикуляционного аппарата, согласованностью фонации и речевого дыхания, артикулированием звуков речи, нарушением просодического компонента. Г.В. Чиркина, Г.Н. Со-ломатина, Д.В. Уклонская и др. отмечают выраженную тенденцию к численному увеличению дефектов внешнего оформления высказывания, а также к усложнению их структуры [5; 7; 9].
Одной из основных причин, вызывающих нарушения произносительной стороны речи, являются врожденные аномалии и приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области. В нашей статье мы рассмотрим механизмы речевых нарушений у данной категории лиц и направления коррекционно-логопедической работы, нацеленной на преодоление этих расстройств.
По данным Академии педагогических наук Российской Федерации, 4,5% детей имеют различные
врожденные аномалии развития. К наиболее распространенным из них относятся пороки челюст-но-лицевой области, в частности, расщелины губы и нёба (ВРГН). Частота рождения детей с данной патологией составляет до 38% всех пороков развития [6].
За последние десятилетия изменилась тактика хирургического лечения детей с ВРГН. Появилась тенденция к сверхраннему (в возрасте до 13 месяцев) проведению операций по закрытию расщелин неба. В связи с этим проводились исследования, в ходе которых зарегистрировано статистически достоверное увеличение частоты и степени выраженности ринолалии с увеличением возраста ребенка на момент хирургического вмешательства [2]. Однако, как показывают наши экспериментальные данные, у значительного числа детей, прооперированных в возрасте до 3-х лет, сохраняются проявления ринолалии. Следовательно, коррекционно-логопедическая работа с данной категорией лиц продолжает оставаться актуальной и требующей дальнейшего совершенствования [1].
В последние годы отечественная медицина и, в частности, онкология, совершила большой скачок в отношении лечения новообразований органов полости рта, что позволяет говорить о появлении новой категории пациентов с приобретенными дефектами и деформациями периферического конца речедвигательного анализатора, нуждающихся в реабилитации речевой функции. Данные госу-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Уклонская Д.В., Агаева В.Е., 2016
218
дарственной статистической отчетности за последнее десятилетие говорят о значительном приросте заболеваемости раком полости рта (27,8%) [4].
Калечащий характер хирургического лечения опухолей органов полости рта значительно ухудшает качество жизни пациентов. Особого внимания заслуживает группа пациентов с приобретенными анатомо-функциональными нарушениями голосо-речевого аппарата после хирургического лечения опухолей головы и шеи, где анатомические изъяны по объему и характеру зачастую аналогичны врожденным аномалиям челюстно-лицевой области.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что актуальность вопросов реабилитации речевой функции при врожденных и приобретенных в результате хирургического лечения дефектах органов полости рта невозможно переоценить. Грубые произносительные дефекты и нарушения других функций полости рта неблагоприятно влияют на психологическое состояние, расстройства коммуникативной функции речи осложняют общение с окружающими, что негативно сказывается на качестве жизни пациента. Сочетание соматического и психического факторов заболевания значительно утяжеляет восстановительный процесс.
Перед логопедами многих практических учреждений ежедневно стоит вопрос о преодолении подобного рода речевых расстройств, однако, отмечается острая нехватка методических рекомендаций, широко доступных специалистам.
Под нашим наблюдением в течение 20102015 гг. на базе онкологического отделения №2 НУЗ ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД» и Центра стоматологии и челюстно-лицевой хирургии МГМСУ им. А.И. Евдокимова находилась группа из 44-х пациентов с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области.
В первую подгруппу вошли 23 ребенка с врожденными двусторонними и односторонними расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба в возрасте 4-6 лет, прооперированные по поводу врожденной нёбной патологии. Неврологический статус и интеллектуальное развитие детей соответствовало возрастной норме.
Вторую подгруппу составил 21 пациент с приобретенными дефектами и деформациями че-люстно-лицевой области в результате хирургического лечения злокачественных новообразований органов полости рта в возрасте старше 49 лет. Среди них 11 человек с диагнозом - рак языка, 8 человек - рак слизистой оболочки полости рта, и 2 человека - рак ротоглотки. Все пациенты после хирургического лечения имели значительные анатомические дефекты и деформации одного или нескольких органов ротовой полости.
Проанализировав речевой статус пациентов с врожденными и приобретенными дефектами ор-
ганов полости рта, можно выделить характерные для рассматриваемых нами подгрупп общие симптомы нарушения произносительной стороны речи:
- анатомо-функциональные нарушения мышц органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, глотки, гортани и голосовых складок, мимических мышц;
- изменения физиологического и фонационного дыхания (направленность и дифференцирован-ность, плавность, ритмичность);
- нарушения резонирования и акустических характеристик голоса;
- искажения звукопроизношения.
Для речи детей с врожденными расщелинами губы и неба характерно изменение баланса резонирования голоса и специфическое нарушение звукопроизношения - ринолалия. В то время как приобретенные дефекты и деформации челюстно-лицевой области после хирургического лечения у данной подгруппы пациентов влекут за собой нарушения произношения, классифицирующиеся как полиморфная механическая дислалия, которая может сопровождаться нарушениями голоса, в основном, в виде нарушений функции резонаторов.
В ходе проведения логопедического обследования нами отмечено значительное снижение разборчивости речевого потока лиц обеих подгрупп, что резко затрудняет процесс вербальной коммуникации и вынуждает пациентов активно использовать невербальные средства для восполнения дефицита общения.
На основе классификации французского невропатолога Ж. Тардье (1968), нами определены следующие критерии разборчивости речевого потока:
1. Речь понятна окружающим, т.е. полностью соответствует норме.
2. Речь понятна окружающим, но отмечаются незначительные искажения (недостатки) произношения.
3. Речь мало разборчива, имеются выраженные нарушения произношения.
4. Речь неразборчива для окружающих [3].
В первой подгруппе показатели разборчивости распределились следующим образом. Речь неразборчива для окружающих у 9 детей (39,1%). Мало разборчивая речь с выраженными нарушениями произношения, характерна для 14 детей (60,9%). Первому и второму критерию не соответствовала речь ни одного ребенка.
Во 2-й подгруппе показатели разборчивости распределились следующим образом. У 9-ти пациентов (42, 9%) - речь неразборчива для окружающих, что вынуждает их пользоваться письменной речью. У 12 человек (57,1%) - процесс речевой коммуникации резко затруднен, для произнесения доступны лишь слова бытового лексикона, несложные по звуковому составу и слоговой структуре. Большую роль в общении с ними играет речевая догадка.
Таким образом, можно говорить о категории пациентов, имеющих патологию периферического отдела артикуляционного аппарата, разную по этиологии и времени возникновения, но схожую по проявлениям речевого дефекта и механизму нарушения. Следовательно, методы коррекционно-ло-гопедического воздействия по совершенствованию произносительной стороны речи в обоих случаях будут общими.
Коррекционная работа в обеих подгруппах проводилась в условиях стационара и амбулаторно по следующим направлениям: активизация мышц артикуляционного аппарата; работа над фонационным дыханием и голосом; коррекция произносительной стороны речи. После создания полноценного артикуляционно-дыхательно-голосового базиса мы переходили к коррекции звукопроизно-шения.
Родители и члены семьи были активно включены в коррекционный процесс: присутствовали на занятиях, выполняли рекомендации логопеда в домашних условиях.
Как показал опыт нашей практической деятельности, процесс речевой реабилитации целесообразно начинать на 10-14-е сутки после операции. Весь период коррекционной работы по формированию навыков правильного произношения в обеих подгруппах длится 3-6 месяцев.
В процессе логопедической работы была отмечена следующая специфика:
- детям с ринолалией (подгруппа 1) для нормализации произношения необходимы специальные мероприятия по постановке звуков и введению в самостоятельную речь сформированных и автоматизированных навыков,
- для взрослых пациентов (подгруппа 2), имеющих длительный опыт нормального речеобразо-вания в дооперационном периоде, требуется лишь уточнить артикуляции дефектных звуков, что позволяет в короткий срок найти компенсаторный способ артикуляции, акустически полноценный либо близкий к норме.
После проведенной коррекционной работы в рамках логопедического обследования была повторно осуществлена оценка разборчивости речевого потока по вышеуказанным критериям.
В первой подгруппе у 12 детей (52,2%) речь полностью соответствует норме. Речь 8 детей (34,7%) понятна окружающим, но отмечаются незначительные недостатки произношения, т.е. сохраняются остаточные явления ринолалии. У 3 детей (13,1%) речь остается мало разборчивой, имеются выраженные нарушения произношения -ринолалия.
Во второй подгруппе 2 пациента (9,5%) достигли нормальных показателей разборчивости. У 11 человек (52,4%) отмечались незначительные недостатки произношения. У 5 человек (23,8%),
ранее пользовавшихся письменной речью, наблюдались выраженные нарушения произношения. 2-е больных с грубыми обширными послеоперационными анатомическими дефектами челюстно-лице-вой области продолжали в большинстве случаев пользоваться письменной речью, однако, отмечали улучшение процесса глотания.
Таким образом, в подгруппе 1 эффективность составила 86,9% (20 человек). Похожая ситуация отмечалась и во второй подгруппе, где в 85,7% случаев (19 человек) проведенная нами коррекци-онная работа была эффективна.
Проанализировав полученные данные о речевом статусе обследуемых, мы можем предположить, что на эффективность и результативность речевой реабилитации в обеих подгруппах повлияло функциональное состояние мышц артикуляционного аппарата, мотивированность пациента, участие семьи и близких.
В то же время нами отмечено несколько отличий. Для реабилитации речевой функции при ВРГН имеет значение: длина и подвижность мягкого неба (послеоперационные дефекты и рубцовые изменения мягких тканей); степень сформирован-ности фонематических процессов; ортодонтиче-ский статус. Для реабилитации речи при приобретенных деформациях челюстно-лицевой области определяющее значение имеет объем изъятых тканей, обширность приобретенного дефекта.
Пациенты с врожденными и приобретенными дефектами и деформациями челюстно-лицевой области вынуждены существовать в условиях социальной изоляции и поэтому остро нуждаются в особой помощи, одной из первостепенных задач которой является восстановление коммуникативной функции речи посредством нормализации нарушенных функций произношения и голоса. Можно без преувеличения утверждать, что, несмотря на некоторые различия в структуре дефекта, в целом контингент лиц как с врожденными, так и с приобретенными дефектами периферического отдела речедвигательного анализатора имеет схожий механизм речевых нарушений, что позволяет использовать для логопедической коррекции аналогичные методы и приемы. Полноценная реабилитация невозможна без участия логопеда, а также ряда других специалистов (хирург-стоматолог, педиатр, генетик, ортодонт, невролог, оториноларинголог, психолог), призванных обеспечить комплексную специализированную медико-психолого-педагогическую помощь.
Библиографический список
1. Агаева В.Е. Роль раннего оперативного лечения в развитии речи детей с ринолалией // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. науч. статей по материалам науч.-практ. конф. (7-9 апреля 2016 г.) / сост.: О.Г. Приходько, В.В. Мануйлова,
220
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
А.А. Гусейнова, А.С. Павлова. - М.: ПАРАДИГМА, 2016. - С. 8-13.
2. Гончаков Г.В., Притыко А.Г., Гончакова С.Г. Врожденные расщелины верхней губы и нёба. -М.: Практическая медицина, 2009. - С. 156-163.
3. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
4. Петрова Г.В., Старинский В.В., Грецова О.П. Злокачественные новообразования головы и шеи в России (обзор статистической информации) // Голова и шея. - 2015. - № 4. - С. 41-44.
5. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: Методы обследования и коррекции. - М.: Сфера, 2005. - 160 с.
6. Топольницкий О.З., Чуйкин О.С. Реабилитация детей с врожденной расщелиной губы и нёба в республике Башкортостан // Современные
проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article.
7. Уклонская Д.В. Восстановление речи при приобретенных анатомических дефектах и деформациях челюстно-лицевой области. - Тула: Издательский центр «Гриф и К°», 2008. - 124 с.
8. Уклонская Д.В., Семенова И.А., Ильина А.Б. Междисциплинарное взаимодействие педагогов в профилактике и коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста // Мир специальной педагогики и психологии: Научно-практический альманах. - 2015. - С. 163-175.
9. Чиркина Г. В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. - 2012. -№ 1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://childrens-needs.com/katalog.