Научная статья на тему 'Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте'

Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2101
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родакер Н.М.

В статье рассматривается значение и задачи изобразительной деятельности для полноценного развития ребенка дошкольного возраста как личности, ее задачи. Показано, что для успешного развития детей в данном виде деятельности необходимо сочетание развития техники и навыков с эстетическим восприятием с самого раннего возраста. Рассмотрены виды изобразительного творчества и их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родакер Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте»

26

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Положительные корреляционные связи при р < 0,01 Положительные корреляционные связи при р < 0,05 Отрицательные корреляционные связи при р < 0,05 Отрицательные корреляционные связи при р < 0,01

Рис. 6. Распределение детей исследуемых групп по уровням эмоционального благополучия, %

Список литературы:

1. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

2. Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психологопедагогическое образование. - Красноярск, 2013.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

© Родакер Н.М.*

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2070», г. Москва

В статье рассматривается значение и задачи изобразительной деятельности для полноценного развития ребенка дошкольного возраста

Воспитатель.

Общая педагогика

27

как личности, ее задачи. Показано, что для успешного развития детей в данном виде деятельности необходимо сочетание развития техники и навыков с эстетическим восприятием с самого раннего возраста. Рассмотрены виды изобразительного творчества и их особенности.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение в развитии каждого ребенка. В процессе познания мира через природу, окружающий мир, искусство у детей формируется эстетический вкус, понимание прекрасного. Но особое место в эстетическом развитии ребенка занимает его собственная художественная деятельность, играя важную роль в общем психическом развитии.

Не менее важным является, то что изобразительная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики рук, памяти, воображения, так же учит детей думать и анализировать. В процессе занятий изобразительным творчеством у детей сочетаются два вида деятельности: физическая и умственная. Помимо это изобразительная деятельность помогает формировать связную речь, обогащает словарный запас.

Для успешного процесса изображения художественного образа требуется не только формирование восприятия и нужных представлений об изображаемом, но и формирование технических навыков и умений. Часто именно обучению техники изобразительной деятельности уделяется мало внимания. Дети не умеют правильно держать и пользоваться инструментом, не владеют элементарными техниками и способами движения руки. Все это, наряду с незнанием материалов, вызывает скованность, неуверенность, неточность, быструю утомляемость. Это в свою очередь затрудняет задачу ребенку передать образ, задуманное и приводит к неуверенности в себе и частичной или полной потере интереса к данному виду деятельности. Для успешного процесса формирования нужных навыков и умений сопровождать показ действий словами и пояснениями. Такое воздействие повышает и качество и скорость обучения навыкам изобразительной деятельности.

Детское восприятие имеет свои особенности, поэтому детские работы более раннего возраста по изобразительной деятельности отличаются примитивной выразительностью. Так представления ребенка о предмете могут очень сильно отличаться от самого предмета в действительности, так сохраняются лишь отдельные его качества, которые произвели наибольшее впечатление. Таким образом дети часто передают в изображении или поделке не то, что они видели, а то, что они себе вообразили и представили. Незнание вышесказанного педагогами приводит к спешке и форсированию процесса обучения технике, приводят к тому что, вместо художественных образов ребенок научится действовать только по шаблону. Для развития воображения это представляет большую угрозу, так как такие дети могут утратить личные средства выразительности. Поэтому крайне важно учить детей не

28

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

только технике передачи посредством изобразительной деятельности художественных образов, но и активно участвовать в процессе формирования эстетического восприятия эстетически значимых предметов и явлений окружающего мира и действительности. Ребенок не может получить полное представление о предмете, только лишь внимательно осмотрев его. Педагог должен организовать процесс для более полного восприятия предмета, обратив внимание на его форму, размер, цвет, может быть даже запах или мягкость и твердость или другие свойства. Таким образом представления от восприятия будут постепенно меняться и обогащаться. Исходя из вышесказанного крайне важно учить ребенка не действовать однообразно, а использовать в своей художественной деятельности различные приемы.

Самый подходящий период для начала творческой деятельности ребенка - ранний возраст. Так как именно в этом возрасте появляется потребность в такого рода деятельности и закладываются основные умения. Педагогам, работающим с детьми данной возрастной группы, следует учитывать, что ребенок только начинает развиваться и уделить этому процессу особенное внимание. Дети, познакомившиеся в более раннем возрасте с изобразительной деятельностью показывают более высокие результаты, у них больше развито воображение, лучше развиты умения и навыки.

Под изобразительной деятельностью подразумеваются следующие ее виды:

1. Живописно-графическое творчество - рисование с использованием различных материалов (гуашь, акварель, карандаши, маркер, пастель, уголь, восковые мелки, сангина) и инструментов (кисти, поролоновые губки, ватные палочки, штампы). Используемые техники очень разнообразны: рисование пальчиками, рисование ладошками, различные оттиски, печатание, монотипия, граттаж, кляксография, набрызг, тычкование и др.

2. Конструктивное творчество в конструировании. Конструирование может быть, как плоскостным, так и объемным с использованием разнообразных материалов, таких как: разные конструкторы, строительные наборы, объемные геометрические фигуры, природный материал, бумага и т.д.

3. Конструктивное творчество в аппликации. Аппликация учит использовать клей, ножницы, или создается из готовых форм. Аппликация способствует умению различать цвета, формы, величину с использованием таких материалов, как картон, бумага, природный материал.

4. Пластическое творчество (лепка). Лепка знакомит детей с различными материалами, такими как пластилин, глина, тесто и учит создавать из них объемные образы. Пластилинография - одна из новых техник, создание изображения, в основном из пластилина на пло-

Общая педагогика

29

ской поверхности, такой как картон или др. Такие работы получаются более объемными, выпуклыми.

5. Декоративное творчество. Создание узоров, орнаментальных рисунков с помощью различных инструментов, трафаретов в рисовании, аппликации или использованием пластических материалов.

6. Приобщение к искусству. Знакомит детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства, такими как живопись, скульптура, графика, архитектура с помощью иллюстраций и других доступных средств. Особое место занимает знакомство детей с народным декоративно'-прикладным искусством, таким как: дымковская и филимоновская глиняные игрушки, городецкая, хохломская роспись, гжель и другие. Знакомство детей с предметами народного искусства формирует у детей любовь к Родине, чувство патриотизма.

7. Интегрированная деятельность. Это деятельность, соединяющая в себе разные образовательные области на равноправной основе, дополняющие друг друга. Подобная деятельность способствует повышению мотивации у дошкольников, формированию познавательного интереса, делает занятия более интересными.

8. Коллективная деятельность. Такая форма деятельности дает возможность каждому ребенку формировать умение и навыки работать вместе, строить общение, вырабатывает привычку взаимопомощи. Работы выполненные таким образом для детей значительнее по результату, вызывают у них восхищение.

Таким образом многообразие, используемых, материалов и техник способствует повышению мотивации и делает работы детей более яркими, интересными и выразительными.

Способности к изобразительной деятельности у разных детей проявляются по разному, часто с большими различиями. Поэтому для успешного развития ребенка в изобразительной деятельности педагог должен стремиться создать оптимальные условия каждому ребенка, учитывая его возраст и индивидуальные возможности. Занятия по изобразительной деятельности должны носить доступный игровой характер. Элемент сюрприза подарит детям много положительных эмоций и способен сформировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству. Так же изобразительное творчество должно быть доступно ребенку не только в строго отведенные минуты, но и в другое время для свободной самостоятельной деятельности, как в дошкольном учреждении, так и дома. Типичная ошибка многих родителей - частичный или полный запрет на такую деятельность. Некоторые родители полагают, что ребенок в достаточной степени в садике «нарисовался», другие боятся что малыш все перепачкает красками или пластилином, занимаясь самостоятельно, а времени у современного родителя позаниматься с ребенком не всегда хватает. Ограничивая ребенка таким образом,

30

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

мы сдерживаем и ограничиваем его развитие. Поэтому проявление подобного желания у ребенка следует только поощрять Ведь, изобразительная деятельность направлена не на то, чтобы вырастить обязательно великого художника или скульптора, а на всестороннее развитие ребенка.

Современная педагогика посредством изобразительной деятельности решает массу задач, таких как:

1. Формирование у детей эстетических потребностей, приобщение к различным видам искусства и их жанрами.

2. Формирование чувства цвета (выделять цвета и их оттенки, смешивать цвета для получения оттенков), умение передавать форму, строение предмета.

3. Умение передавать композиционный центр, симметрию или асимметрию, линию горизонта в различных видах изобразительной деятельности.

4. Овладение различными техниками, как классическими, так и нетрадиционными.

5. Умение экспериментировать с художественными умениями во время создания образа.

6. Расширяет представление об окружающей действительности, развивается творческая активность и чувство ритма.

7. Умение самостоятельно ставить эксперименты с материалами, готовность к исследованию.

8. Расширение эмоциональных чувств ребенка.

9. Формирование индивидуального стиля, умение создать оригинальный художественный образ.

10. Умение доводить работу до конца, умение учавствовать и создавать работу в коллективе.

11. Формирование творческой активности, самостоятельности, коммуникативным навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

12. Умение выражать свои мысли, эмоции.

13. Формирование своего эстетического вкуса, умение критически оценивать свою работу и принимать советы.

Таким образом изобразительная деятельность решает искусствоведческие, художественно-изобразительные, познавательно -развивающие, эвристические, эмоционально-личностные и эстетически-ценностные задачи.

В заключении, следует отметить, что изобразительная деятельность является важной, неотъемлемой частью жизни любого ребенка, все дети любят заниматься художественным творчеством. Изобразительная деятельность является одним из главных ключевых компонентов в формировании личности дошкольника. При правильном, грамотном, совместном подходе педагогов и родителей она будет способствовать общему гармоничному

Общая педагогика

31

развитию ребенка, обогащению его представлений о прекрасном, массе положительных эмоций.

Список литературы:

1. Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников. - М.: ВАКО, 2015. - 144 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

2. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие Программе воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Издание третье. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

3. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 189 с.

АКТИВИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ СТРАТЕГИЙ

© Танцура Т.А.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В статье автором рассматривается эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетентности посредством обучения применения компенсаторных стратегий студентами неязыковых специальностей в учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности в ходе речевого взаимодействия на иностранном языке. Навыки применения компенсаторных стратегий позволяют избежать коммуникативных неудач в коммуникации, что ведет к успешному достижению целей речепроизводства со стороны адресанта и восприятия со стороны адресата. Активное обучение компенсаторным стратегиям в рамках учебного процесса позволяет студентом выработать направленность на результаты деятельности и способствует формированию коммуникативной мотивации, стремления к общению.

Ключевые слова: иноязычное коммуникативное взаимодействие, компенсаторные стратегии, коммуникативные нарушения, субъект-ность, самоактуализация, коммуникативное обучение.

Переход на коммуникативное обучение иностранным языкам в вузе был вызван изменение потребностей общества к профессиональному уровню

Старший преподаватель кафедры «Иностранные языки-3».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.