УДК373.2:37.036 (045)
Кахнович Светлана Вячеславовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, докторант кафедры педагогики ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», [email protected], Саранск
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ*
Kahnovich Svetlana Vyacheslavovna
The candidate ofpedagogical sciences, the docent of the department ofpedagogy ofpre-school and elementary education, the Mordvinian state pedagogical institute of name М. E. Evsev’eva, Saransk, republic Mordovia
FORMATION OF THE BASES OF THE CULTURE OF INTERPERSONAL RELATIONS IN PRESCHOOL CHILD’S BY THE MEANS OF THE CREATIVE ARTISTIC ACTIVITY: THETHEORETICAL AND TECHNOLOGICAL ASPECTS
Традиционно в дошкольной педагогике под художественно-творческой деятельностью подразумеваются следующие виды: изобразительная (рисование, лепка, аппликация), конструирование, музыкальная, игровая, культурнодосуговая (художественно-речевая, театрализованная). Следует подчеркнуть, что они разделяются на продуктивные: изобразительная деятельность, конструирование и на процессуальные по наличию и отсутствию материального продукта деятельности. Процессуальная деятельность та, в которой важным для становления психических функций у ребенка, является не результат, а процесс как в игровой, культурно-досуговой и отчасти музыкальной.
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указываются образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; обозначается также их интеграция в педагогическом процессе до-
* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. потеме: «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11.0992 от 06.05.2011 г.)
школьного образовательного учреждения. Далее в пункте 3.3.9. отмечается, что содержание образовательной области «Художественное творчество» следует рассматривать как «направленное на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству».
Поэтому к художественно-творческой деятельности мы относим, прежде всего, изобразительную, что позволяет сделать акцент в исследовании именно на рисовании, лепке, аппликации, художественном труде; развитии детского творчества и приобщения детей к изобразительному искусству.
Актуальность формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста исходит из запросов практики и заключается вне-обходимости создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста, развитие потенциальных художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, субъектности (индивидуальности) в межличностных отношениях.
В дошкольном возрасте зарождаются основы личности взрослого человека. Ранее развитие у ребенка понимания важности благоприятных межличностных отношений закладывает определенную культуру таких отношений, что позволяет ему в будущем достигать значительных успехов в освоении окружающей действительности. Благодаря сформированным основам межличностной культуры, ребенок в дальнейшем лучше адаптируется к новым социальным условиям.
Дети в процессе обучения приобретает не только знания, умения и навыки, но и качества личности, социальную состоятельность. В условиях дошкольного образования требования к уровню подготовленности воспитанников для последующего обучения выражаются именно в социальном развитии. Под социальным развитием следует понимать способность ребенка дошкольного возраста к социальной адаптации в обществе сверстников, его духовно-нравственное становление.
Мы полагаем, что для формирования личности недостаточно быть образованным, обученным и даже воспитанным, важно иметь духовную составляющую. К духовным составляющим, как правило, относят: мораль, нравственность, мировоззрение, гражданскую позицию, в целом поведение человека, выраженное в его субъектности, индивидуальности.
В дошкольном возрасте формируются предпосылки для развития морали, нравственного поведения, закладываются основы научного, духовнонравственного мировоззрения и гражданской позиции. И от качества дошкольного образования зависит без преувеличения последующее социальное становление ребенка.
В практике воспитания давно было отмечено, что поведение человека кроме внешних проявлений имеет и движущие силы, скрытые от визуаль-
ного наблюдения. Именно латентные, внутренние потребности, мотивы управляют эмоциями и чувствами, в целом, поведением человека, что и обеспечивает его субъектность. Субъектность человека, его духовность, индивидуальность находят свое выражение именно в культуре межличностных отношений, проявляясь наиболее ярко, отчетливо. Более того, в изобразительной деятельности скрытые потребности, мотивы, эмоции, чувства выражаются через художественный образ, который отражает истинный внутренний мир ребенка в разных сферах его жизнедеятельности. Можно предположить, что формирование межличностных отношений именно в процессе изобразительной деятельности наиболее отчетливо выразит саму сущность, складывающихся отношений в детском сообществе.
Формирование культуры межличностных отношений выступает проблемной темой, так как сам феномен культуры противостоит узко понимаемому процессу образования с целью усвоения знаний, умений, навыков, кроме того изучение межличностных отношений представляется как результат интеграции научных знаний педагогики и психологии.
Агрессивность детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является неразрешимой проблемой для педагогов, работающих с детьми, начиная уже с воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, что обеспечивает актуальность в разработке способов, форм, методов формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста, на первой ступени образования - в детском саду.
Внешнее выражение культура межличностных отношений находит в поведении и общении ребенка, а внутреннее выражение происходит в художественных образах, которые создает ребенок, поэтому отражение субъективного внутреннего мира ребенка богаче, ярче, чем внешнее. В подтверждение нашей мысли о богатстве внутреннего мира, который ребенок может выразить художественными средствами, известный философ XVIII в. Готфрид Вильгельм Лейбниц писал: «Во все времена можно было видеть, что большинство людей выражали свое почитание Бога формально и что истинное благочестие, т. е. свет и добродетель, никогда не было уделом большинства. Этому не следует удивляться, ибо ничто столь не сообразно с человеческой слабостью; внешнее настораживает, а внутреннее требует углубленного осмысления, к которому немногие оказываются способными. Так как истинное благочестие состоит в верованиях (зепНтепз) и в осуществлении их в практической жизни, то формальности, выражающие почитание Бога, лишь подражают всему этому и бывают двух родов; одни состоят в обрядовых действиях, другие в догмах веры» [8, с. 49].
Все многочисленные особенности, характеристики и признаки предметов, явлений, которые есть в окружающем мире можно отнести к эстетическим средствам выразительности - это цвет, линия, колорит, пропорции, звук, объём, текстура, структура и др. подобные. Они существуют объективно и независимо от воспринимающего их человека. Именно личное отношение к этим особенностям предметов и явлений делает их субъективны-
ми, присваивает их, наделяет эстетическими характеристиками, устанавливает взаимосвязь человека с предметом, явлением, другими людьми. Такие особенности предметов и явлений как тон, мера, гармония, стиль, которые больше относятся к человеку, нежели к неодушевленному предмету, также приобретают эстетические характеристики в процессе взаимодействия людей друг с другом и в соответствии с внутренними убеждениями, взглядами. Когда ребенок воспринимает окружающий его мир, он существует, как объективно, независимо от него, так и субъективно в виде художественного образа, перенося который в рисунок или поделку, он делится своим внутренним субъективным эстетическим отношением к объективно существующему предмету, явлению или другому человеку. Причем, выраженное в художественном образе эстетическое отношение к объективно существующему предмету, явлению или человеку проявляется ярче чем то, что может выразить ребенок вербально, через слова.
Закономерно, что для выяснения актуального психического состояния ребенка и даже вполне взрослого человека используют графические (проективные) методы. Психологический механизм такого исследования актуального психического состояния ребенка или взрослого человека основан на, так называемой, проекции своих чувств, переживаний и фобий на рисунок по заданной теме: моя семья, дерево, человек, несуществующее животное, звезды и волны и др. либо нетематическое творческое задание, например, рисование страхов, желаний. Ребенок выражает в рисунках, поделках свои внутренние переживания через художественный образ, который сложился в его сознании. Графические (проективные) методы исследования психического состояния детей широко представлены в научных работах отечественных и зарубежных авторов И. Б. Гриншпуна [3], Н. А. Куршевой [7], У. Аве-Лаллемант (U. Ave-Lallemant) [1], Р. С. Бернса (R. S. Berns) [12] и др.
Т. Ю. Киселева, С. П. Беловолова [5] в статье «Арт-терапия как психолого-педагогическая технология» рассматривают потенциальную возможность коррекции эмоциональных нарушений человека с помощью занятий искусством, авторы предлагают психолого-педагогическую технологию.
Нравственные межличностные отношения также можно выразить через художественный образ, который ассимилирует психическую деятельность сознания, подсознания и бессознательного, если рассмотреть решение проблемы создания художественного образа в рамках глубинной психологии бессознательного, психоанализа (основоположник 3. Фрейд). Не углубляясь в теорию и практику психоанализа, и в рамках отечественной психологии, художественный образ, созданный ребенком - это плод его воображения, памяти и мышления, т. е. он отражает субъективный внутренний мир его создателя.
В процессе занятий изобразительной деятельностью мы стремились показать детям, что художник, изображая объективную реальность, силой своего воображения так преобразовывает её, что в рисунке или другом произведении искусства отражается состояние автора, его чувства, переживания. Здесь мы старались привить у детей стремление понять другого человека, встать на
его точку зрения, представить себя на его месте. Можно предложить детям старшего дошкольного возраста такое игровое изобразительное задание: нарисовать апельсин, как бы он представлялся больному и здоровому человеку.
Художественно-творческое развитие детей предполагает способность выделять в предметах, явлениях отличительные особенности, признаки и наделять их ярким эстетическим смыслом, одушевлять даже неодушевленные предметы. Мы предлагаем игровое изобразительное упражнение «Три яблока» для детей старшего дошкольного возраста по мотивам заданий А. А. Мелик-Пашаева, 3. Н. Новлянской [10].
С целью формирования у детей умения высказываться по поводу увиденных и замеченных деталей в предмете или явлении педагог выкладывает на стол перед группой детей (3 или более человек) три самых простых неодушевленных предмета, например, три яблока или луковицы, не очень похожие друг на друга, но всё же эти три предмета можно отнести к одному и тому же классу -овощи, фрукты. И предлагает ребенку-ведущему внимательно разглядеть предметы, найти отличительные признаки каждого из них, потом выбрать один и, не говоря какой, нарисовать его. Материалы для создания изображения ребенок выбирает самостоятельно: это могут быть карандаш, фломастер, краски; бумага различного качества, формата и цвета. Предмет изображается по-разному, но так, чтобы можно было угадать, который из трех изображен. В том случае, если партнеры не могут «угадать» предмет, который соответствует изображению, проводится дружеское обсуждение. В ходе такой беседы выясняется, что хотел сказать автор рисунка и почему его не поняли зрители.
Затем можно усложнить для детей данное упражнение необходимостью по внешнему виду предмета (неодушевленному) определить его «образный характер» сначала путем словесного обозначения, а затем передачей его образа изобразительными средствами. Как и в первом варианте упражнения, на стол выкладываются три яблока или луковицы. Сначала предложим детям для анализа разные по цвету и размеру предметы, затем близкие по цвету, но разные по размеру. И предметы, отличные по другим особенностям, например, таким: вмятина у яблока, морщинистая кожура, отсутствие в некоторых местах чешуи у луковицы и т. д.
Восприятие окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств ребенка и сопровождается словесным пояснением близкого взрослого. Сенсорный опыт ребенок приобретает благодаря эстетическому воспитанию. Не случайно слово «эстетика» происходит от греческого слова «а1з11ейко5» - чувствующий, чувственный. Казалось бы, что сенсорный опыт накапливается у ребенка стихийно, без организованного обучения, но это не совсем так. Работая с детьми, педагог часто отмечает особое удовольствие детей, которое они испытывают при рассматривании нового предмета или явления. Дети буквально замирают, когда знакомятся с чем-то неизвестным для них. Если процесс восприятия проходит стихийно, то часто ребенок может вообще не обратить на тот или иной объект внимание. Например, ребенок часто видит дерево и, если взрослый не обра-
щает его внимание на этот объект, то и малыш не отмечает перемен, происходящих с деревом весной, зимой, летом. А стоит пояснить детям, что дерево живое - оно растет, изменяется и даже плачет (березовый сок ранней весной из надреза на стволе), почти сразу же отношение ребенка к дереву изменяется. Он начинает жалеть дерево, а иной раз и разговаривать, играть с ним. Поэтому без обучения сенсорный опыт ребенка будет небогатым, а психическое развитие существенно замедлится.
Результатом сенсорного опыта у детей является представление. Физиологически представления образуются благодаря памяти, мышлению и речи. После действия определенного раздражителя или стимула на органы чувств ребенка, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остаются нервные следы (связи), которые при вербальном упоминании активизируются (оживляются). У детей, в отличие от взрослых, такие связи непостоянны и легко разрушаются. Поэтому для более прочного фиксирования представления необходимо иметь определенную развитость, как памяти, так и мышления. Важным становится также эмоциональный фон запоминания информации. Накапливая представления, ребенок имеет возможность создавать художественный образ по памяти, что является, как позывает опыт работы с детьми, наиболее сложным видом деятельности.
Наиболее удачными в плане накопления сенсорного опыта являются картины Бориса Михайловича Кустодиева, в частности «Голубой домик». Ребенок рассматривает картину по частям, отмечает все нюансы. На первых этапах восприятия он может просто перечислить действия персонажей. Педагогу следует обратить его внимание на яркость красок, которые использует художник. Яркость и свежесть красок Б. М. Кустодиева характеризует его индивидуальную технику, создает радостное и приподнятое настроение у зрителя. Сам Б. М. Кустодиев по поводу своих картин говорил: «Вот ягоды прячутся в траве, а как насобираешь их целое лукошко, тут и видно, какие они яркие да красивые. Так и я собираю в картину, как в лукошко, самое лучшее и интересное из того, что увидел и запомнил, стараюсь передать эту радость» [9, с. 187].
Существенным, на наш взгляд, является то, что, несмотря на радостное впечатление от работ «веселого художника» (так часто характеризуют Б. М. Кустодиева специалисты в области изобразительного искусства), сам художник был тяжело больным человеком, не мог ходить, ездил в инвалидной коляске, у него правая рука была ограничена в движениях. В одной детской книжке так отметили его мужественное противостояние перед развивающейся у него болезнью: «... А чем шибче болеет, тем веселее картины пишет» [2, с. 10].
При восприятии произведений признанных мастеров изобразительного искусства дети не только знакомятся с индивидуальным стилем и техникой художника, но и с его личностными особенностями, получают библиографические сведения.
Социокультурный потенциал изобразительного искусства заключается в педагогически целесообразном, ассимилированном, социальном опыте
человечества и соответствует межличностной культуре во всей её структурной полноте. Дети знакомятся с произведениями признанных мастеров изобразительного искусства, узнают их стиль и, что особенно важно, у них складывается личностное отношение. Художественный образ и личностное отношение, которые формируются у ребенка в процессе воспитания средствами изобразительного искусства, изменяют сам смысл их познавательной и преобразующей деятельности, делая её самобытной. Этот художественный образ и отношение к нему может принадлежать только конкретному ребенку, в этом выражается его наибольшая ценность.
Деятельность - условия ее организации, ее цели, результаты, способна оказывать воспитательное влияние на личность ребенка, в особенности, если эта деятельность художественно-творческая.
Деятельность становится привлекательной для ребенка, если он осознано видит необходимость ее выполнения и имеет ясные и понятные цели. В случаи с дошкольниками лучше, когда цель деятельности имеет игровой характер и ребенок сознательно принимает на себя роль, включается в ролевое взаимодействие. Мы использовали игровые ситуации, моменты и в целом сюжетную игру. Приведем несколько примеров таких занятий для детей 5-6 лет.
Лепка «Кувшинчик» для детей 5-6 лет
ЗАДАЧИ. Учить детей создавать кувшин из целого куска глины ленточным способом. Закреплять умение высказываться ясно, лаконично. Воспитывать желание детей помочь товарищу.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: глина; 3-4 разных, но близких по форме небольших кувшинчика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог предлагает детям поиграть, превращаясь в настоящих мастеров, рассказывает о труде народных мастеров, уточняет, что они работают все вместе в одной мастерской, помогают друг другу советом как сделать свою работу более красивой, делятся своими художественными замыслами, следят за порядком на своих рабочих местах. Детям предлагался стимул их деятельности, общественно направленный по содержанию. Слепить кувшин не просто для кукольного сервиза, а сделать этот кувшин для того, чтобы подарить его малышам, которые будут с ним играть. Тогда старшие дошкольники старались слепить как можно лучше потому, что они хотели быть настоящими мастерами своего дела. Воспитатель предлагал некоторым «художникам - мастерам» рассказать, какую посуду они придумали. Это делается для обучения детей приёмам предварительного создания образа. Для того, чтобы расположить детей к себе и включить их в общение, на наших занятиях педагог брал на себя роль главного мастера и от его лица содержательно общался со своими воспитанниками. На выставке поделок
в конце занятия мастера рассказывали о своей посуде, оценивали поделки других детей, решали, у кого они хотели бы поучиться, помогали, подсказывали другим детям, как можно улучшить поделку.
На другом занятии дети становились художниками - модельерами, придумывали и украшали платье для сестры (мамы, бабушки). Особенно большую радость детям доставила игра в магазин «Одежда», в котором «продавались» их украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев. Чтобы «купить» понравившееся платье, надо не просто «заплатить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы сразу было понятно о каком платье идет речь. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет приобрести покупатель.
Мы предлагали детям поиграть на занятии изобразительным искусством в ателье.
Рисование «В ателье» для детей 5-6 лет
ЗАДАЧИ. Развивать творчество, воображение детей. Упражнять в рисовании цветными карандашами, простым карандашом. Закреплять умение вырезать предмет по контору. Учить детей коллективными усилиями добиваться общего результата. Учить детей игровому общению, общение от лица своей роли.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: простой графитный карандаш, цветные карандаши, листы бумаги разного размера.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Экскурсия в ателье. Составление рассказа на тему «В ателье». На занятиях по ознакомлению с окружающем провести вопросно-ответную беседу: «Что такое ателье?»; «Что там делают?»; «Был(а) ли ты в ателье?»; «Что там шили тебе, маме или папе?»
; «Кто придумывает фасон будущего платья, костюма?» (модельер, дизайнер одежды); «Что делает раскройщик?» (снимает мерку); «Что делает швея?» (шьет одежду).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Предлагалось детям на занятии изобразительной деятельностью нарисовать и вырезать из бумаги одежду для кукол и зверюшек. Такое занятие мы проводили в коллективной форме. Дети-модельеры или дизайнеры одежды выбирали фасон и делали зарисовку на листе бумаги небольшого формата. По зарисовке дети-раскройщики рисовали силуэт на бумаге и вырезали его. После этого они передают свой готовый силуэт и зарисовку модельера детям, которые должны будут раскрасить силуэт по зарисовке детей-модельеров. В процессе занятия дети менялись ролями друг с другом. Роли от лица заведующего ателье распределял педагог. Клиентами или заказчиками на наших занятиях были куклы или зверюшки, от лица которых педагог предлагал детям сшить им одежду.
На следующем занятии дети играли «В кафе». Начиная занятие, педагог предлагал детям рассказать о своем посещении кафе. Дети предварительно могут с родителями сходить в кафе, лучше, если оно будет детским. Например, ребенок рассказывает в такой форме о своем посещении детского кафе (можно и самому воспитателю рассказать о своём посещении кафе): «Я была с мамой в детском кафе. Там очень красиво. Столы и стулья красивые, сделанные из дерева. Булочки испечены в виде петушка и мишек. В меню написаны разные названия блюд. В этом кафе посетители сидят за столами, а официанты разносят угощения».
Лепка «В кафе» для детей 5-6 лет
ЗАДАЧИ. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить детей задавать вопросы вежливо, дожидаться ответов на них. Учить детей отвечать на вопрос полно и ясно.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: пластилин, кукольная посуда, салфетки и необходимая организация предметного пространства, которая бы соответствовала игре.
ХОД ЗАНЯТИЯ
На занятии воспитатель предлагал поиграть в кафе и распределял между детьми роли: поваров, официантов, посетителей. Дети-повара, которых большинство, «готовят на заказ», лепили из пластилина торты, пирожное, мороженое, разные фрукты, конфеты, а официанты пересказывали им заказы посетителей и разносили готовые «угощения». При этом мы разделили групповую комнату с помощь ширмы на зал и кухню. В зале расставили столы и предлагали детям посетить кафе вместе со своими любимыми куклами. Дети-повара находятся за ширмой и у них есть шеф повар - воспитатель, дети-посетители в зале и здесь же находится управляющий кафе (кто-нибудь из детей), который следит за порядком в зале и в то же время общается с воспитателем как шеф-поваром при возникновении конфликтов и споров. Дети-официаты могут помогать детям-поварам, но они также должны быстро принять заказ и у посетителей. Задача детей-поваров - быстро и качественно сделать заказ. Дети-официанты, которых меньшинство, должны запомнить заказ посетителя и пересказать его поварам. Дети-посетители хвалят угощения и кормят своих кукол. Мы использовали готовую кукольную посуду. В течение занятия дети менялись ролями. На последующих занятиях дети сделали аппликацию в виде меню, а затем нарисовали сюжетную композицию «В кафе».
Рассматривая формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста, когда ещё нельзя говорить о личностном созревании, а все психические процессы находятся у ребенка в динамике и изме-
няются под влиянием окружающей социальной среды (внешние причины) и под влиянием возрастных кризисов (внутренние причины), культура межличностных отношений развивается в процессе поэтапного нравственного становления ребенка на разных уровнях - эмоциональном (отношение), психическом (произвольность познавательных процессов), деятельностном (изобразительная и межличностная грамотность).
Начальный уровень формирования культуры межличностных отношений - это развитие у ребенка дошкольного возраста эмоционального отклика на восприятие эстетических средств выразительности. У ребенка возникает личностное отношение к предмету, явлению, человеку.
Художественный образ другого человека, создаваемый ребенком, всегда ориентируется на прообраз самого себя. Ребенок анализирует свой образ и переносит его на образ другого человека. Отчасти этим объясняется желание детей рисовать людей своего пола и приукрашивать образ сказочных героев, перенося свои желания подражать им в поступках и чисто внешне, в одежде. Мы можем оценивать и присваивать только, то эстетическое отношение к окружающему нас миру, которое нам понятно и в рамках нашего миропонимания и ощущения.
Создание художественного образа человека тесно соприкасается с проблемой нравственного воспитания потому, что этот образ может быть как положительный, так и отрицательный. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы нередко отмечали в практике, что нравственные представления о человеке часто соотносятся с эстетическими. Так, если царевна в сказке добрая, то она и красивая, а если злая, как виря-ва в мордовских сказках или баба-яга в русских, то очень некрасивая. Возникают и более развитые с точки зрения эстетического воспитания образы добрых героев, внешне не совсем привлекательных, например, знаменитый тролль Шрэк из американских сказок. Но, для того, чтобы такой образ возник необходимы педагогические объяснения, иначе появляются соответствия между эстетической красотой и положительным нравственным обликом сказочного героя. Такое эмоционально-личностное отношение ребенка к окружающим его людям и проявляется в культуре межличностных отношений. Его можно выявить и, если есть на то основания изменить, в процессе занятий изобразительной деятельностью. Поэтому на этом этапе показателями культуры межличностных отношений могут выступать цвет, размер, форма и расположение художественного изображения, которое дети создают сами. Когда дети рисуют, например, своих сверстников, знакомых, родителей или воспитателей, то цвет этих персонажей может свидетельствовать о том, как они к ним относятся. Подобно цвету, которым изображается тот или иной герой детского рисунка, его размер, форма и расположение на листе бумаги имеют значение при анализе межличностных отношений ребенка с этим человеком. В исследовании жестикуляция и мимика людей являются средствами художественного выражения характера создаваемых детьми образов, с помощью которых безгранично расширяются воз-
можности познания внутреннего мира человека. Одежда, в особенности национальные костюмы, рассматривается как одно из средств коммуникации. По одежде можно определить национальность человека, если рассматривать национальный костюм. Одежда достаточно красноречиво показывает, например, его принадлежность к определенной профессии. Или одежда выражает то, что человек предпочитает в ней делать: заниматься спортом, работать, отдыхать. В целом, эстетически ценностное отношение к человеку и результатам его творческой деятельности позволяет гармонизировать процессы обучения и воспитания, используя методы, исключающие директивные формы взаимодействия с детьми дошкольного возраста.
Следующий этап становления культуры межличностных отношений можно охарактеризовать как осознанный (психический). Ребенок уже может регулировать собственное поведение в зависимости от цели взаимодействия с другими детьми или педагогом. Он старается наладить диалог со сверстником, избегает конфликтов и очень огорчается, если это ему по каким-то причинам не удается. Естественно, что такой уровень межличностных отношений не возникает стихийно, его необходимо развивать, учитывая возрастные особенности детей. Такой уровень культуры межличностных отношений наблюдается у детей в возрасте от четырех до семи лет. На данном этапе становления культуры межличностных отношений основной формой взаимодействия является совместная изобразительная деятельность, когда дети выполняют коллективную, общую композицию в рисовании, лепке, аппликации.
Мы выделяем три формы организации коллективной работы на занятиях. Под формой организации изобразительной деятельности (термин рабочий) в исследовании понимаются ситуации взаимодействия детей друг с другом, в которых дети испытывают необходимость вступить в межличностные отношения с целью согласовать совместные действия.
Первая форма характеризуется тем, что дети выполняют каждый свою работу индивидуально, затем объединяют свои работы в общую композицию, совместно-индивидуальная (по А. И. Савенкову).
Вторая форма представляет собой объединение детей в небольшие группы (3-4 человека), каждый участник этой группы индивидуально выполняет часть общей работы, предварительно согласовав с партнерами о том, какую именно, затем они объединяют свои работы в общую композицию. В общение они могут вступать, как с членами своей группы, так и с участниками других объединений на этапе оценки результатов труда. По научным разработкам А. И. Савенкова [6] такая форма обозначается как совместно-последовательная.
И, наконец, третья форма осуществляется, когда дети рисуют, лепят, делают поделку в паре - идентичное выполнение или все вместе с пооперационным выполнением в цепочку - совместно-взаимодействующая форма (по А. И. Савенкову).
Завершающий этап формирования культуры межличностных отношений - это деятельностный (изобразительная и межличностная грамотность).
Грамотность представляется нам как совокупность знаний, умений и навыков, которыми дети должны овладеть, она, как правило, может найти своё выражение в деятельности ребенка.
Под изобразительной грамотностью мы в нашем исследовании понимаем умелость руки и приемы работы с различными материалами, сформиро-ванность у воспитанников зрительной системы, перцептивных зрительных действий; умения различать и классифицировать наблюдаемое; произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы; оперировать ими и комбинировать их в воображении; а также владение основными средствами выразительности (цветом, линией, чувством ритма) и знаниями о перспективе, композиции, светотени и первоначальными знаниями об основах теории и истории изобразительного искусства.
Взаимосвязь изобразительной грамотности детей дошкольного возраста сформированием культуры межличностных отношений нам видится в необходимости творческого самовыражения. Основой самовыражения детей дошкольного возраста являются знания, умения и навыки в области освоения техники изобразительной деятельности. Чтобы не сковывать детское творчество есть насущная педагогическая потребность развивать у детей дошкольного возраста изобразительную грамотность, которая позволит им достигать, прежде всего, для них самих эстетически привлекательных результатов.
Изобразительная грамотность как основа для творческого самовыражения детей дошкольного возраста формируется в соответствии с разработанной нами методикой [4; 13] на занятиях по изобразительному искусству, начиная уже с раннего возраста (от полутора до трех лет) в условиях дошкольного образовательного учреждения или семейного воспитания.
Межличностная грамотность проявляется, прежде всего, в коммуникативных способностях ребенка.
Завершающий уровень культуры межличностных отношений проявляется в изобразительной деятельности и выражается, прежде всего, в нравственных аспектах поведения: сопереживании, взаимопомощи, а также вкоммуникативных способностях ребенка. Под коммуникативными способностями мы понимаем: желание ребенка вступить в общение; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации (нравственные аспекты поведения); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (этические аспекты поведения).
Социальное развитие ребенка тесно связано с формированием межличностных отношений, которые формируются в процессе совместной с другими детьми изобразительной деятельности по созданию общего результата (рисунка, аппликации, поделки).
Благодаря включению детей дошкольного возраста в изобразительную деятельность, есть потенциальная возможность усвоения культуры межличностных отношений, в том числе и специфических национальных, конфессиональных особенностей, традиционных для определенного региона.
Изучение культурных ценностей, созданных в этносах, обеспечивает формирование патриотических чувств у детей. Знание традиций мордовского декоративного и прикладного искусства расширяет представление детей, проживающих в Мордовии, о культуре мордовского народа. Дети знакомятся с народными игрушками, с национальным костюмом, узнают названия элементов в мордовской вышивке, рассматривают репродукции картин знаменитых художников, скульпторов Мордовии, посещают музей Изобразительных Искусств имени С. Д. Эрьзи в городе Саранск.
В условиях художественно-творческой деятельности взаимодействие детей друг с другом и педагогом имеет направленность на восприятие и оценку творческих работ, как признанных мастеров изобразительного искусства, так и работ своих сверстников, что позволяет говорить о таком уровне межличностных отношений, который значительно выше, чем в других видах деятельности и выражается в межличностной культуре отношений, в поведении. У детей формируется понимание ценности каждой личности, её мыслей, суждений, творческих умений. Такое уважительное отношение к своим товарищам они переносят в игру, труд, учебу, быт, что позволяет создавать в детской группе атмосферу эмоционального благополучия для каждого из воспитанников.
Библиографический список
1. Аве-Лаллемант, У. Графический тест «Звезды и волны» [Текст] / У. Аве-Лаллемант. - СПб.: Речь, 2002. - 240 с.
2. Ветрова, Г. В. Сказка о веселом художнике. Кустодиев: книга предназначена для чтения взрослыми детям [Текст] / Г. В. Ветрова - М.: Белый город. - 2003. - 11 с.
3. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию: учеб. пособие [Текст] / И. Б. Гриншпун. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 152 с.
4. Кахнович, С. В. Занятия с детьми раннего возраста по формированию начал изобразительной грамотности: учебное пособие [Текст] / С. В. Кахнович. - Мор-дов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2008. - 93 с.
5. Киселева, Т. Ю. Арт-терапия как психолого-педагогическая технология [Текст] / Т. Ю. Киселева, С. П. Беловолова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 218 - 226.
6. Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников: учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова, А. И. Савенков - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
7. Куршева, Н. А. Метод проективного рисования в глубинно-психологической коррекции и терапии: личность и межличностные отношения в семье и социуме [Текст] / Н. А. Куршева. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 76 с.
8. Лейбниц, Г. В. Сочинение в 4 т. [Текст] / В. Г. Лейбниц / редкол.: Б. Э. Бы-ховский, Г. Г. Майорова, И. С. Нарский и др.; Т. 4.; ред. тома, авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. - М.: Мысль, 1989. - 554 с. - С. 49.
9. Мастера русской живописи [Текст] / М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов, Н. Борисовская, И. Бусева-Давыдова, Г. Ельшевская и др. - М.: Белый город. - 2007. - 384 с.
10. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. - М.: Искусство в школе, 1995. - 144 с., ил.
11. Тухфетуллина, А. М. Критерии и показатели сформированное™ у детей 5-6-ти лет справедливого отношения сверстников / А. М. Тухфетуллина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 200-206.
12. Berns, R. S. Kinetic family drwings (K-F-D) An Introduction to Understanding Chidren Through Kinetic Drawings / R. S. Berns, S. H. Kaufman // An Introduction toUnderstanding Chidren Through Kinetic Drawings. - N. Y., 1970. - 146 p.
13. Kakhnovich, S. V. Psychologic-pedagogical foundations of sensory experience formation of children in the process of graphics activity / S. V. Kakhnovich // International journal of experimental education. - 2011. - № 1. - P. 37-38.
УДК 39:37 (=511. 152) (045)
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии, экологии и методики обучения биологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева», [email protected], Саранск
Горшенина Светлана Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевъева», [email protected], Саранск
ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА*
Yakunchev Mihail Alexandrovich
A doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Zoology, Ecology and methods of teaching of Biology of the State Educational Institution of Higher Professional Education «Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev», [email protected], Saransk
* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме: «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11. 0992 от 06. 05. 2011)