ПЕДАГОГИКА
УДК 373.2(045)
С. В. Кахнович
СПОСОБЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются инновационные способы, формы и методы формирования у детей дошкольного возраста культуры межличностных отношений, которые основаны на ведущем виде деятельности - игре. Специфика художественно-творческой деятельности позволяет включать игровые формы в занятия рисованием, лепкой, аппликацией. В статье представлены способы и методы организации совместной художественно-творческой деятельности, которые обеспечивают сотрудничество партнеров, могут быть использованы в практической работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: культура межличностных отношений, художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста, педагогика сотрудничества, совместная изобразительная деятельность детей дошкольного возраста, игровые способы, формы и методы воспитания детей дошкольного возраста.
Abstract. The article examines innovative approaches, forms and methods to develop the interpersonal relations culture in preschool children, which are based on the most popular educative activity - the game. The analysis of creative artistic activity makes it possible to integrate play forms into the classes of drawing, modelling, application. The article also presents the ways and methods to organize the joint creative artistic activity, which ensure partners’ collaboration and can be used in practice with preschool children.
Key words: culture of interpersonal relations, creative artistic activity of preschool children, pedagogy of collaboration, joint depictive activity of preschool children, play approaches, forms and methods of training preschool children.
Введение
Взаимодействие и сотрудничество в образовательном процессе позволяет воспитывать в ребенке нравственные качества личности.
Отличительной особенностью жизнедеятельности человека является его субъективность, духовная составляющая, неповторимое сочетание индивидуальных особенностей, которые оказывают влияние на формирование культуры межличностных отношений.
Деятельность, условия ее организации, ее цели, результаты способны оказывать воспитательное влияние на личность ребенка, в особенности, если эта деятельность художественно-творческая.
Под культурой межличностных отношений детей дошкольного возраста друг с другом и педагогом мы понимаем внутреннее стремление к организации своего индивидуального поведения на основе общечеловеческих
нравственных норм поведения и правил общения, позволяющих устанавливать конструктивный диалог. Мы особо отмечаем, что важно уделять внимание именно внутреннему стремлению детей, мы не формируем у детей навыки поведения, мы создаем условия, при которых и возникает потребность действовать определенным способом.
1. Анализ художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста
Традиционно в дошкольной педагогике под художественно-творческой деятельностью подразумеваются следующие виды: изобразительная (рисование, лепка, аппликация), конструирование, музыкальная, игровая, культурнодосуговая (художественно-речевая, театрализованная). Следует подчеркнуть, что они разделяются на продуктивные (изобразительная деятельность, конструирование) и на процессуальные по наличию и отсутствию материального продукта деятельности.
В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указываются образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; обозначается также их интеграция в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Далее в пункте 3.3.9 отмечается, что содержание образовательной области «Художественное творчество» следует рассматривать как «направленное на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству».
Поэтому к художественно-творческой деятельности мы относим прежде всего изобразительную, что позволяет сделать акцент в исследовании именно на рисовании, лепке, аппликации, художественном труде, развитии детского творчества и приобщении детей к изобразительному искусству.
2. Специфика формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста
Агрессивность детей, их безнравственное отношение к сверстникам порой является неразрешимой проблемой для педагогов, работающих с детьми, начиная уже с воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Несмотря на практическую значимость воспитания культуры межличностных отношений, остаются не разработанными в методическом аспекте способы нравственного становления ребенка.
Одной из оптимальных форм межличностных отношений является сотрудничество. В отличие от паритета, сотрудничество обеспечивается не взаимной выгодой партнеров, а именно определенной культурой и в особенности взаимным уважением и терпением. К критериям навыков сотрудничества
у детей можно отнести прежде всего их инициативность в отзывчивости к проблемам окружающих людей, сопереживание и, конечно, умения устанавливать конструктивные межличностные отношения (коммуникативные умения).
Психологи (Я. Л. Коломинский [1], М. И. Лисина [2], В. И. Мухина [3],
В. А. Петровский [4] и др.) определяют коммуникативные умения как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность общения и совместимость с другими людьми в совместной деятельности.
Способность к общению включает в себя следующее: желание вступать в контакт; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Формирование обозначенных умений у детей тесно соприкасается с культурой подобных отношений. Рассматривая формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста, когда еще нельзя говорить о личностном созревании, а все психические процессы находятся у ребенка в динамике и изменяются под влиянием окружающей социальной среды (внешние причины) и под влиянием возрастных кризисов (внутренние причины), в нашем исследовании мы понимаем культуру межличностных отношений как особую организацию индивидуального поведения ребенка. Причем индивидуальная организация поведения ребенка может быть сформирована стихийно и являться негативной, например, на основе манипуляций, агрессии. Поэтому возникает необходимость при рассмотрении обозначенного понятия дать ему оценочный аспект, который выражается в стремлении ребенка строить свои отношения на основе идеальных человеческих взаимоотношений, подчиняющихся общечеловеческим требованиям культуры.
Психолого-педагогические основы сотрудничества и общения изначально заложены в механизмах совместной художественно-творческой деятельности, так как ее результат напрямую зависит от успешности межличностных отношений. Совместная художественно-творческая деятельность является своеобразной школой человеческих отношений, а ее неординарный характер развивает у воспитанников еще и нравственные качества, уважение к художественным работам своих товарищей.
По существу, все виды человеческой деятельности представляют собой различные формы проявления отношений между партнерами, которые выражаются через их общение друг с другом. Художественно-творческая деятельность не составляет исключения. Общение детей друг с другом представляется нам не как самостоятельная коммуникативная деятельность, а как компонент, элемент или необходимый фон другой некоммуникативной деятельности, в данном случае - художественно-творческой. Общение прочно связано с деятельностью, и его содержание отражает информацию, которая необходима для ее выполнения.
3. Методика анализа общения воспитателя с детьми
Как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Особенно ярко это проявляется в художественно-творческой деятельности, когда грубая оценка работы ребенка способна отбить у него
желание рисовать, лепить, вырезывать, рассказывать стихотворение, сочинять и исполнять песню, а также придумывать сказки или рассказы.
Иногда простой жест может нести в себе значительное содержание для собеседника. Не только словами можно выразить свое отношение к человеку и к тому, что он делает, но и жестами, мимикой, тоном, и лучше, если они будут сдержанными. Так, смех по поводу неудачной работы больше ранит ее автора, чем обоснованная, высказанная в сдержанном тоне и вежливой форме критика. В процессе художественно-творческой деятельности нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию взаимодействия с партнерами по деятельности, не обижать товарищей.
Мы проанализировали содержание общения детей друг с другом и педагогом в процессе художественно-творческой деятельности по следующему варианту наблюдения. Рассматривая общение детей друг с другом и педагогом, мы выделяем виды общения:
- материально-практическое (техническая сторона деятельности) -общение по поводу организации и планирования художественно-творческих действий;
- духовно-информационное (процесс создания художественного образа) - общение по поводу обмена художественным замыслом детей друг с другом, впечатлениями об изображаемых предметах, явлениях и людях;
- практически-духовное (оценочный этап деятельности) - общение по поводу созданных детьми художественных образов.
К каждому из выделенных видов общения мы отнесли те или иные высказывания детей в соответствии с их содержанием (рис. 1).
Значительное увеличение количества высказываний, содержание которых позволяло их отнести к одному из видов общения, по сравнению с другими двумя, свидетельствовало о чрезмерном увлечении педагога и детей общением, имеющим узкое содержание - либо о технической стороне художественно-творческой деятельности, либо о духовной информации, либо о качестве рисунка, поделки.
Оптимальное общение педагога с детьми и воспитанников друг с другом предполагает равное соотношение содержания, посвященного как техническим возможностям осуществления деятельности, так и образному смысловому выражению их в рисунке, лепке, аппликации. Увлечение педагога общением по поводу техники рисования, лепки, аппликации делает художественно-творческую деятельность сухой и однообразной, напоминает занятия по формированию элементарных математических представлений, например, на которых дети, получая инструкцию от педагога, как нужно делать, неукоснительно руководствуются ею. Недостаточное количество высказываний детей о личных переживаниях, которые они испытали при наблюдении за предметом или явлением, а также невозможность детей обменяться друг с другом
ТИПЫ ОБЩЕНИЯ
Количество высказываний Количество высказываний Количество высказываний
материально-практический вид духовно-информационный вид практически-духовный вид
Рис. 1
своим художественным замыслом, описать характер будущего изображения или образа, отметить его отличительные особенности обедняют творчество. Но общение в процессе деятельности без попыток овладеть ее средствами выразительности тоже не является достаточным в этих условиях. Иногда при чрезмерном увлечении общением по поводу своих личных переживаний и эмоций о предмете или явлении у детей пропадает желание рисовать, лепить, делать аппликацию, создавать образ; они начинают фантазировать и забывают о самом изображении. Такую особенность в изобразительной деятельности дошкольников мы наблюдали в процессе занятий с ними, и на нее указывают видные исследователи детской творческой деятельности Е. И. Игнатьев [5, 6], Н. П. Сакулина [7, 8].
Если педагог и дети общаются преимущественно по поводу результатов деятельности, то, очевидно, такое общение будет недостаточным. Педагог прежде не объяснил детям, как следует сделать свою работу, не дал им возможности обсудить ход своей деятельности, выразить свое отношение к предмету или явлению, которое следует отобразить в рисунке или поделке, поэтому и результат, возможно, не будет удовлетворять как ребенка, так и педагога. В этом случае нет особой необходимости в оценке проделанной работы, выраженной в продукте труда (рисунке, лепке, аппликации, поделке).
Существует взаимосвязь между стилями взаимодействия педагога с детьми и содержанием его высказываний, обращенных к ним в процессе деятельности. Традиционно в педагогике выделяют следующие стили учебного взаимодействия педагога с детьми: авторитарный, демократический, попустительский.
В экспериментальной работе нами разработана представленная ниже методика определения стиля взаимодействия с детьми на основе зависимости его от высказываний педагога и доказана валидность. Мы предлагаем в табл. 1 фиксировать высказывания педагога в процессе занятий по изобразительной деятельности.
Таблица 1
Содержание высказываний педагога
Этапы занятия Высказывания воспитателя Сопровождающие действия
Объяснение педагогом изобразительного задания
Планирование изобразительной деятельности
Изображение
Оценка результатов
В табл. 2 фиксируем количество высказываний, отнесенных нами к одну из типов общения.
Мы предлагаем провести анализ, учитывающий количество высказываний педагога в соответствии с его содержанием.
В том случае, если количество высказываний, отнесенных к материально-практическому виду, превышает количество высказываний по отношению к двум другим, а высказывания, относящиеся к духовно-информационному виду, носят явно пренебрежительный командный оттенок, то стиль - автори-
тарный. Демократический стиль обнаруживается при равном количестве высказываний, отнесенных ко всем трем видам общения. О попустительском стиле взаимодействия идет речь, когда количество высказываний педагога практически-духовного вида по отношению к двум другим является явно превышающим.
Таблица 2
Количественный анализ содержания высказываний педагога
Тип общения Количество высказываний
Материально-практический
Духовно-информационный
Практически-духовный
Анализ практической работы с дошкольниками позволяет нам выделить типичную ошибку практиков - это ориентация занятий с детьми на школьные уроки. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игровая, и всякий отход от игровых методов приводит к нарушениям поведения
и, как следствие этого, к затрудненному общению. Любую, даже монотонную и малоинтересную деятельность дошкольник выполняет с удовольствием, если есть игровой мотив.
4. Методика организации совместной игровой деятельности на занятиях художественно-творческой деятельностью
Деятельность становится привлекательной для ребенка, если он осознано видит необходимость ее выполнения и имеет ясные и понятные цели. В случае с дошкольниками лучше, когда цель деятельности имеет игровой характер и ребенок сознательно принимает на себя роль, включается в ролевое взаимодействие. Дети учатся взаимодействовать сначала в соответствии с ролью, а затем у них уже возникает потребность строить свои социальные личные контакты в соответствии с нормами и правилами культуры межличностных отношений. Мы использовали игровые ситуации, моменты и в целом сюжетную игру. Приведем несколько примеров таких занятий для детей 5-6 лет.
Лепка «Кувшинчик» для детей 5-6 лет
Задачи: учить детей создавать кувшин из целого куска глины ленточным способом; закреплять умение высказываться ясно, лаконично; воспитывать желание помочь товарищу.
Материалы к занятию: глина; три-четыре близких по форме кувшина.
Ход занятия
Педагог предлагал детям поиграть, превращаясь в настоящих мастеров, рассказывает об их труде, уточняет, что они работают все вместе в одной мастерской, помогают друг другу советом, как сделать свою работу более красивой, делятся своими художественными замыслами, следят за порядком на своих рабочих местах. Детям предлагался стимул их деятельности, общественно направленный по содержанию: не просто слепить кувшин для кукольного сервиза, а сделать этот кувшин для того, чтобы подарить его малы-
шам, которые будут с ним играть. Тогда старшие дошкольники старались слепить как можно лучше потому, что они хотели быть настоящими мастерами своего дела. Воспитатель предлагал некоторым «художникам-мастерам» рассказать, какую посуду они придумали. Это делается для обучения детей приемам предварительного создания образа. Для того чтобы расположить детей к себе и включить их в общение, на наших занятиях педагог брал на себя роль главного мастера и от его лица содержательно общался со своими воспитанниками. На выставке поделок в конце занятия мастера рассказывали о своей посуде, оценивали поделки других детей, решали, у кого они хотели бы поучиться, помогали, подсказывали другим детям, как можно улучшить поделку.
На другом занятии дети становились художниками-модельерами, придумывали и украшали платье для сестры (мамы, бабушки). Особенно большую радость детям доставила игра в магазин «Одежда», в котором «продавались» их украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев. Чтобы «купить» понравившееся платье, надо не просто «заплатить деньги», а так рассказать об узоре, чтобы сразу было понятно, о каком платье идет речь. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет приобрести покупатель.
Мы предлагали детям поиграть на занятии изобразительным искусством в ателье.
Рисование «В ателье» для детей 5-6 лет
Задачи: развивать творчество, воображение детей, упражнять в рисовании цветными карандашами, простым карандашом; закреплять умение вырезать предмет по контору; учить детей коллективными усилиями добиваться общего результата; учить детей игровому общению, общению от лица своей роли.
Материалы к занятию: простой графитный карандаш, цветные карандаши, листы бумаги разного размера.
Предварительная работа. Экскурсия в ателье. Составление рассказа на тему «В ателье». На занятиях по ознакомлению с окружающим миром провести вопросно-ответную беседу: «Что такое ателье?», «Что там делают?», «Был(а) ли ты в ателье?», «Что там шили тебе, маме или папе?», «Кто придумывает фасон будущего платья, костюма?» (модельер, дизайнер одежды), «Что делает раскройщик?» (снимает мерку), «Что делает швея?» (шьет одежду).
Ход занятия
На занятии изобразительной деятельностью детям предлагалось нарисовать и вырезать из бумаги одежду для кукол и зверюшек. Такое занятие мы проводили в коллективной форме. Дети-модельеры или дизайнеры одежды выбирали фасон и делали зарисовку на листе бумаги небольшого формата. По зарисовке дети-раскройщики рисовали силуэт на бумаге и вырезали его. После этого они передавали свой готовый силуэт и зарисовку модельера детям, которые раскрашивали силуэт по зарисовке детей-модельеров. В процессе занятия дети менялись ролями друг с другом. Роли от лица заведующего ателье распределял педагог. Клиентами или заказчиками на наших занятиях были куклы или зверюшки, от лица которых педагог предлагал детям сшить им одежду.
На следующем занятии дети играли «В кафе». Начиная занятие, педагог предлагал детям рассказать о своем посещении кафе. Дети предварительно могут с родителями сходить в кафе, лучше, если оно будет детским.
Лепка «В кафе» для детей 5-6 лет
Задачи: закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев; учить детей задавать вопросы вежливо, дожидаться ответов на них; учить детей отвечать на вопрос полно и ясно.
Материалы к занятию: пластилин, кукольная посуда, салфетки и необходимая организация предметного пространства, которая бы соответствовала игре.
Ход занятия
На занятии воспитатель предлагал поиграть в кафе и распределял между детьми роли поваров, официантов, посетителей. Дети-повара, которых большинство, «готовили на заказ»: лепили из пластилина торты, пирожные, мороженое, разные фрукты, конфеты, а официанты пересказывали им заказы посетителей и разносили готовые «угощения». При этом мы разделили групповую комнату с помощь ширмы на зал и кухню. В зале расставили столы и предлагали детям посетить кафе вместе со своими любимыми куклами. Дети-повара находились за ширмой, у них был шеф-повар - воспитатель. Дети-посетители располагались в зале, и здесь же находится управляющий кафе (кто-нибудь из детей), который следил за порядком в зале и в то же время общался с воспитателем как с шеф-поваром при возникновении конфликтов и споров. Дети-официаты могли помогать детям-поварам, но они также должны были быстро принять заказ и у посетителей. Задача детей-поваров - быстро и качественно сделать заказ. Дети-официанты, которых меньшинство, должны были запомнить заказ посетителя и пересказать его поварам. Дети-посетители хвалили угощения и кормили своих кукол. В течение занятия дети менялись ролями. На последующих занятиях дети сделали меню в виде аппликации, а затем нарисовали сюжетную композицию «В кафе».
Заключение
Взаимоотношения дошкольников имеют неоднородную природу, склонную к изменению и развитию, поэтому есть возможность актуализации духовного потенциала воспитанников именно в творческой деятельности и переноса положительных результатов на другие виды совместной деятельности. Педагогика сотрудничества является основой для проведения такого рода исследований, когда основная работа осуществляется формами организации коллективной деятельности, и естественно, что используются лучшие достижения, идеи этой формы взаимодействия.
Список литературы
1. Коломинский, Я. Л. Субъективная информативность как мотив межличностного общения / Я. Л. Коломинский // Проблемы формирования социогенных потребностей : сб. науч. тр. - Тбилиси : Мецниерба, 1974. - С. 223-225.
2. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М. :
Педагогика, 1986. - 144 с.
3. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. - М. : Педагогика, 1981. - 239 с.
4. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. -М. : Политиздат, 1982. - 254 с.
5. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - М. : АПН РСФСР, 1959. - 187 с.
6. Игнатьев, Е. И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению / Е. И. Игнатьев // Психология рисунка и живописи : сб. науч. тр. - М. : АПН РСФСР, 1954. - С. 5-59.
7. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : пособие для воспитателей / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - 2 изд., испр. и доп. -М. : Просвещение, 1982. - 208 с.
8. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. - М. : Просвещение, 1965. - 212 с.
Кахнович Светлана Вячеславовна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики дошкольного и начального образования, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск)
E-mail: [email protected]
Kakhnovich Svetlana Vyacheslavovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy in preschool and primary education, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev (Saransk)
УДК 373.2(045)
Кахнович, С. В.
Способы, формы и методы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в процессе художественнотворческой деятельности / С. В. Кахнович // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1 (21). -
С. 138-146.