Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в пропессе занятий изобразительной деятельностью'

Психолого-педагогические основы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в пропессе занятий изобразительной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬ­НАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ / ДУХОВНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕ­СКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CULTURE OF INTERPERSONAL RELATIONS AMONG PRESCHOOL CHILDREN / GRAPHIC ARTS ACTIVITY / CREATIVE SELFEXPRESSION / SPIRITUAL ACHIEVEMENT OF PERSONHOOD / ARTISTIC CREATIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

Автором доказывается, что изобразительная деятельность как специфическая форма познания дей­ствительности имеет важный педагогический потенциал. Творческое самовыражение ребенка в процессе изобразительной деятельности является средством формирования культуры межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologic and Pedagogical Fundamentals of Forming Culture of Interpersonal Relations Among Preschool Children Involved in Graphic arts activities

The author asserts that activities associated with graphic arts as a specific form of perception of reality have a significant teaching potential. Creative self-expression of a child concerned with graphic arts is considered a means to form the culture of interpersonal relations.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в пропессе занятий изобразительной деятельностью»

№ 3, 2011

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

С. В. Кахнович (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Автором доказывается, что изобразительная деятельность как специфическая форма познания действительности имеет важный педагогический потенциал. Творческое самовыражение ребенка в процессе изобразительной деятельности является средством формирования культуры межличностных отношений.

Ключевыге слова: культура межличностных отношений детей дошкольного возраста; изобразительная деятельность; творческое самовыражение; духовное становление личности; художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста исходит из запросов практики и заключается в необходимости создания психолого-педагогиче-ских условий, обеспечивающих индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста, а также развитие потенциальных художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности, субъектности (индивидуальности) в межличностных отношениях.

В дошкольном возрасте зарождаются основы личности взрослого человека. Раннее развитие понимания важности благоприятных межличностных отношений закладывает определенную культуру таких отношений, что позволяет человеку в будущем достигать значительных успехов в освоении окружающей действительности. Благодаря сформированным основам межличностной культуры ребенок в дальнейшем лучше адаптируется к новым социальным условиям.

Дети в процессе обучения приобретают не только знания, умения и навыки, но и качества личности, социальную состоятельность. В условиях дошкольного образования требования к уровню подготовленности воспитанников для последующего обучения выражаются именно в социальном развитии. Под социальным развитием следует понимать способность ребенка дошкольного возраста к социальной адаптации в обществе сверстников, его духовно-нравственное становление.

Мы полагаем, что для человека как сформированной личности недостаточно быть образованным, обученным и даже воспитанным, важно иметь духовную составляющую. К духовным составляющим, как правило, относятся мораль, нравственность, мировоззрение, гражданская позиция, в целом поведение человека, выраженное в его субъектности, индивидуальности.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки для развития морали, нравственного поведения, закладываются основы научного, духовно-нравственного мировоззрения и гражданской позиции. Без преувеличения можно сказать, что от качества дошкольного образования зависит последующее социальное становление ребенка.

В практике воспитания давно было отмечено, что поведение человека кроме внешних проявлений имеет и движущие силы, скрытые от визуального наблюдения. Именно латентные, внутренние потребности, мотивы управляют эмоциями и чувствами, поведением личности в целом, что и обеспечивает ее субъектность. Субъектность человека, его духовность, индивидуальность наиболее ярко выражаются в культуре межличностных отношений. Что касается изобразительной деятельности, то скрытые потребности, мотивы, эмоции, чувства проявляются здесь через художественный образ, который отражает истинный внутренний мир ребенка в разных сферах его жизнедеятельности. Можно

© Кахнович С. В., 2011 103

предположить, что формирование культуры межличностных отношений в процессе изобразительной деятельности наиболее отчетливо выразит саму сущность складывающихся в детском сообществе отношений.

Формирование культуры межличностных отношений представляется проблемной темой, так как сам феномен культуры противостоит узко понимаемому процессу образования с целью усвоения знаний, умений и навыков. Кроме того, изучение межличностных отношений возможно только в результате интеграции научных знаний педагогики и психологии.

Агрессивность детей, их безнравственное отношение к сверстникам нередко являются неразрешимой проблемой для педагогов, работающих с детьми, что обеспечивает актуальность разработки способов, форм, методов формирования культуры межличностных отношений у детей уже на первой ступени образования — в детском саду.

Внешнее выражение культура межличностных отношений находит в поведении и общении ребенка, а внутреннее — в создаваемых им художественных образах, поэтому отражение субъективного внутреннего мира ребенка богаче, истиннее, чем мира внешнего.

Все многочисленные особенности, характеристики и признаки предметов, явлений, которые есть в окружающем мире, можно отнести к эстетическим средствам выразительности — это цвет, линия, колорит, пропорции, звук, объем, текстура, структура и др. Они существуют объективно и независимо от воспринимающего их человека. Именно его личное отношение к этим особенностям делает их субъективными, наделяет их эстетическими характеристиками, устанавливает взаимосвязь человека с предметами, явлениями, другими людьми. Такие особенности предметов и явлений, как тон, мера, гармония, стиль, которые больше относятся к человеку, нежели к неодушевленному предмету, также приобретают эстетические характеристики в процессе взаимодействия людей друг с другом и в соответствии с их внутрен-

ними убеждениями, взглядами. В восприятии ребенка окружающий мир существует как объективно, независимо от него, так и субъективно — в виде художественного образа, который он переносит на рисунок или поделку и тем самым делится своим внутренним субъективным эстетическим отношением к объективно существующему предмету, явлению или другому человеку. Причем выраженное в художественном образе эстетическое отношение к объективно существующему проявляется ярче, чем то, что может выразить ребенок вербально.

Для выяснения актуального психического состояния ребенка и даже вполне взрослого человека ученые (И. Б. Грин-шпун, Н. А. Куршева, У. Аве-Лаллемант, Р. С. Бернс) нередко используют графические (проективные) методы. Психологический механизм такого исследования основан на так называемой проекции своих чувств, переживаний и фобий на рисунок по заданной теме: моя семья, дерево, человек, несуществующее животное, звезды и волны и др., либо предполагает нетематическое творческое задание, например, рисование страхов, желаний. Ребенок выражает в рисунках, поделках свои внутренние переживания через художественный образ, который сложился в его сознании.

Нравственные межличностные отношения также можно выразить через художественный образ, который ассимилирует психическую деятельность сознания, подсознания и бессознательного, если подходить к решению проблемы создания художественного образа с позиций глубинной психологии бессознательного, психоанализа (основоположник 3. Фрейд). В рамках отечественной психологии художественный образ, созданный ребенком, — это плод его воображения, памяти и мышления, т. е. он отражает субъективный внутренний мир своего создателя.

В процессе занятий изобразительной деятельностью можно показать детям, что художник, изображая объективную реальность, силой своего воображения так преобразовывает ее, что в рисунке или другом произведении искусства от-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ражаются состояние автора, его чувства, переживания. Важно привить детям стремление понять другого человека, представить себя на его месте.

Художественно-творческое развитие детей предполагает формирование у них способностей выделять в предметах, явлениях отличительные особенности, признаки и наделять их ярким эстетическим смыслом, одушевлять даже неодушевленные предметы. Данные способности развиваются в ходе игрового изобразительного упражнения «Три яблока» для детей старшего дошкольного возраста по мотивам заданий А. А. Мелик-Пашаева и 3. Н. Новлянской [5]. Педагог выкладывает на стол перед группой детей три самых простых неодушевленных предмета, например три яблока или луковицы, не очень похожих друг на друга. Ребенку-ведущему предлагается внимательно рассмотреть предметы, найти отличительные признаки каждого из них, потом выбрать один и, не говоря какой, нарисовать его. Материалы для создания изображения ребенок выбирает самостоятельно: это могут быть карандаш, фломастер, краски, бумага различного качества, формата и цвета. Предмет изображается по-разному, но так, чтобы можно было угадать, который из трех изображен. В том случае, если партнеры не могут угадать предмет, соответствующий изображению, проводится дружеское обсуждение. В ходе такой беседы выясняется, что хотел сказать автор рисунка и почему его не поняли зрители.

Данное упражнение можно усложнить заданием: по внешнему виду предмета определить его «образный характер» сначала путем словесного обозначения, а затем передачей его образа изобразительными средствами. Как и в первом варианте упражнения, на стол выкладываются три яблока или луковицы. Сначала детям предлагаются для анализа разные по цвету и размеру предметы, затем близкие по цвету, но разные по размеру, отличные по другим признакам (вмятина у яблока, отсутствие в некоторых местах чешуи у луковицы и т. д.).

Восприятие окружающего мира ребенком осуществляется с помощью его

органов чувств и сопровождается словесным пояснением близкого взрослого. Сенсорный опыт ребенок приобретает как стихийно, так и благодаря эстетическому воспитанию. Не случайно слово «эстетика» происходит от греческого слова а181:Ье1:1ко8 — чувствующий, чувственный. Педагоги часто отмечают особое удовольствие, которое дети испытывают при рассматривании нового предмета или явления, они буквально замирают, когда знакомятся с чем-то неизвестным. Если процесс восприятия проходит стихийно, то ребенок может вообще не заметить тот или иной объект. Например, ребенок часто видит дерево, но поскольку взрослый не обращает его внимание на этот объект, то и он не отмечает перемен, происходящих с деревом зимой, весной, летом. Однако стоит только пояснить детям, что дерево живое — оно растет, изменяется и даже плачет (березовый сок ранней весной течет из надреза на стволе), — почти сразу же их отношение к дереву изменяется. Они начинают жалеть дерево, разговаривать, играть с ним. Очевидно, что без обучения сенсорный опыт ребенка будет небогатым, а психическое развитие существенно замедлится.

Результатом сенсорного опыта у детей служит представление. Физиологически представления образуются благодаря памяти, мышлению и речи. После действия на органы чувств ребенка определенного раздражителя или стимула, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остаются нервные следы (связи), которые при вербальном упоминании активизируются (оживляются). У детей в отличие от взрослых такие связи непостоянны и легко разрушаются. Поэтому для более прочного фиксирования представления необходимо иметь определенную развитость как памяти, так и мышления. Важным становится также эмоциональный фон запоминания информации. Накапливая представления, ребенок получает возможность заниматься таким сложным видом деятельности, как создание художественного образа по памяти.

Наиболее удачными в плане накопления сенсорного опыта являются картины Б. М. Кустодиева, в частности «Голубой домик». На занятиях ребенок рассматривает картину по частям, отмечает все нюансы. На первых этапах восприятия он может просто перечислить действия персонажей. Педагогу следует обратить его внимание на яркость красок, которые использует художник. Яркость и свежесть красок Б. М. Кустодиева характеризуют его индивидуальную технику, создают у зрителя радостное и приподнятое настроение. Сам Б. М. Кустодиев по поводу своих картин говорил: «Вот ягоды прячутся в траве, а как насобираешь их целое лукошко, тут и видно, какие они яркие да красивые. Так и я собираю в картину, как в лукошко, самое лучшее и интересное из того, что увидел и запомнил, стараюсь передать эту радость» [цит. по: 4, с. 187]. Интересно, что, несмотря на радостное впечатление от работ «веселого художника» (так часто характеризуют Б. М. Кустодиева специалисты в области изобразительного искусства), сам он был тяжело больным человеком, не мог ходить, ездил в коляске, его правая рука была ограничена в движениях. В одной детской книжке так отметили его мужественное противостояние перед развивающейся болезнью: «...А чем шибче болеет, тем веселее картины пишет» [1, с. 10].

Социокультурный потенциал изобразительного искусства заключается в педагогически целесообразном, ассимилированном социальном опыте человечества и соответствует межличностной культуре во всей ее структурной полноте. Дети знакомятся с произведениями того или иного мастера изобразительного искусства, узнают его индивидуальный стиль и технику, и, что особенно важно, у них складывается личностное отношение к нему. Художественный образ и личностное отношение, которые формируются у ребенка в процессе воспитания средствами изобразительного искусства, изменяют сам смысл их познавательной и преобразующей деятельности, делая ее самобытной. Данный художественный образ и отношение к нему

могут принадлежать только конкретному ребенку — в этом выражается их наибольшая ценность.

У детей дошкольного возраста, у которых все психические процессы находятся в динамике, изменяясь под влиянием окружающей социальной среды (внешние причины) и возрастных кризисов (внутренние причины), культура межличностных отношений развивается в процессе поэтапного нравственного становления на разных уровнях — эмоциональном (отношение), психическом (произвольность познавательных процессов), деятельностном (изобразительная и межличностная грамотность).

Начальный уровень формирования культуры межличностных отношений — это развитие у ребенка дошкольного возраста эмоционального отклика на восприятие эстетических средств выразительности; возникновение личностного отношения к предмету, явлению, человеку.

Ребенок, создавая художественный образ другого человека, всегда ориентируется на прообраз самого себя. Отчасти этим объясняется желание детей рисовать людей своего пола и приукрашивать образ сказочных героев, перенося свои желания подражать им в поступках и чисто внешне, в одежде. Мы можем оценивать и присваивать только то эстетическое отношение к окружающему нас миру, которое нам близко в рамках нашего миропонимания и ощущения.

Создание художественного образа человека тесно соприкасается с проблемой нравственного воспитания, потому что этот образ может быть как положительным, так и отрицательным. У детей дошкольного возраста нравственные представления о человеке часто соотносятся с эстетическими. Так, если героиня сказки добрая, то она и красивая, а если злая, как, например, вирява в мордовских сказках или баба-яга в русских, то очень некрасивая. Возникают и более развитые с точки зрения эстетического воспитания образы добрых героев, внешне не совсем привлекательных, — знаменитый тролль Шрек из американских сказок. Но для того чтобы такой образ возник, необходимы педагогические

№ 3, 2011

объяснения, иначе появляются соответствия между эстетической красотой и положительным нравственным обликом сказочного героя. Подобное эмоционально-личностное отношение ребенка к окружающим его людям проявляется и в культуре межличностных отношений. Его можно обнаружить и, если есть на то основания, изменить в процессе занятий изобразительной деятельностью.

На данном этапе показателями культуры межличностных отношений могут выступать цвет, размер, форма и расположение художественного изображения, которое дети создают сами. Цвет, которым изображается тот или иной герой детского рисунка, его размер, форма и расположение на листе бумаги имеют большое значение при анализе межличностных отношений ребенка с этим человеком. Средствами художественного выражения характера создаваемых детьми образов являются жестикуляция и мимика людей — с их помощью безгранично расширяются возможности познания внутреннего мира человека. Одежда также рассматривается как одно из средств коммуникации, поскольку позволяет определить национальность человека (национальный костюм) или его принадлежность к определенной профессии. Она также может выражать то, что человек предпочитает в ней делать: заниматься спортом, работать, отдыхать. В целом эстетически ценностное отношение к человеку и результатам его творческой деятельности дает возможность гармонизировать процессы обучения и воспитания, используя методы, исключающие директивные формы взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Следующий этап становления культуры межличностных отношений характеризуется как осознанный (психический). Ребенок уже может регулировать собственное поведение в зависимости от цели взаимодействия с другими детьми или педагогом. Он старается наладить диалог со сверстником, избегает конфликтов и очень огорчается, если это ему по каким-то причинам не удается. Естественно, что такой уровень межличностных отношений (наблюдаемый у детей

в возрасте от 4 до 7 лет) не возникает стихийно, его необходимо развивать, учитывая возрастные особенности детей. На данном этапе основной формой взаимодействия является совместная изобразительная деятельность, когда дети выполняют коллективную, общую композицию в рисовании, лепке, аппликации.

Вслед за А. И. Савенковым [3] мы выделяем три формы организации коллективной работы на занятиях, понимая под формой организации изобразительной деятельности (рабочий термин) ситуации взаимодействия детей друг с другом, в которых они испытывают необходимость вступить в межличностные отношения с целью согласовать совместные действия. Первая форма — совместно-индивидуальная — характеризуется тем, что дети выполняют каждый свою работу индивидуально, затем объединяют свои работы в общую композицию. Вторая форма — совместно-последовательная — представляет собой объединение детей в небольшие группы (по 3— 4 чел.). Каждый участник группы индивидуально выполняет часть общей работы, предварительно согласовав ее с партнерами, затем они объединяют свои работы в общую композицию. В общение дети могут вступать как с членами своей группы, так и с участниками других объединений на этапе оценки результатов труда. И наконец, третья форма — совместно-взаимодействующая — осуществляется, когда дети рисуют, лепят, делают поделку в паре (идентичное выполнение) или все вместе с пооперационным выполнением в цепочку.

3авершающий этап формирования культуры межличностных отношений — деятельностный, проявляющийся в изобразительной и межличностной грамотности. Грамотность представляется нам как совокупность знаний, умений и навыков, которыми дети должны овладеть. Как правило, она находит свое выражение в деятельности ребенка.

Под изобразительной грамотностью мы понимаем умелость руки и владение приемами работы с различными материалами, сформированность у воспитанников зрительной системы, перцептивных

зрительных действий, умения различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении, а также владение основными средствами выразительности (цветом, линией, чувством ритма) и знаниями о перспективе, композиции, светотени и первоначальными знаниями об основах теории и истории изобразительного искусства.

Взаимосвязь изобразительной грамотности детей дошкольного возраста с формированием культуры межличностных отношений нам видится в возможностях творческого самовыражения. Основой самовыражения детей дошкольного возраста являются знания, умения и навыки в области освоения техники изобразительной деятельности. Изобразительная грамотность позволит детям достигать прежде всего эстетически привлекательных для них самих результатов.

Нами разработана методика формирования изобразительной грамотности как основы творческого самовыражения детей дошкольного возраста [2]. Данная методика может применяться на занятиях по изобразительному искусству с детьми начиная с раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) в условиях дошкольного образовательного учреждения или семейного воспитания.

Межличностная грамотность выражается прежде всего в коммуникативных способностях ребенка. Под коммуникативными способностями мы понимаем желание ребенка вступить в общение; умение организовать общение, включающее умения слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации (нравственные аспекты поведения); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (этические аспекты поведения).

Завершающий уровень культуры межличностных отношений проявляется в изобразительной деятельности и выражается в нравственных аспектах поведения: сопереживании, взаимопомощи, а также в коммуникативных способностях ребенка.

Социальное развитие ребенка тесно связано с развитием межличностных отношений, которые формируются в процессе совместной с другими детьми изобразительной деятельности по созданию общего результата (рисунка, аппликации, поделки).

Благодаря включению детей дошкольного возраста в изобразительную деятельность возникает потенциальная возможность усвоения ими культуры межличностных отношений, в том числе специфических национальных, конфессиональных особенностей, традиционных для определенного региона. Изучение культурных ценностей, созданных в этносах, обеспечивает формирование патриотических чувств. Знание традиций мордовского декоративного и прикладного искусства расширяет представление детей, проживающих в Мордовии, о культуре мордовского народа.

В условиях изобразительной деятельности взаимодействие детей друг с другом и педагогом дает возможность говорить о таком уровне межличностных отношений, который значительно выше, чем в других видах деятельности, и выражается в межличностной культуре поведения. Уважительное отношение к своим товарищам дети переносят в игру, труд, учебу, быт, что позволяет создавать в детской группе атмосферу эмоционального благополучия для каждого из воспитанников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветрова, Г. Е. Сказка о веселом художнике. Кустодиев / Г. В. Ветрова. — М. : Белый город, 2003. — 11 с.

2. Кахнович, С. В. Занятия с детьми раннего возраста по формированию начал изобразительной грамотности : учеб. пособие / С. В. Кахнович ; Мор-дов. гос. пед. ин-т. — Саранск, 2008. — 93 с.

3. Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников : учеб. пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — М. : Пед. о-во России, 2005. — 128 с.

4. Мастера русской живописи / М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов и др. — М. : Белый город, 2007. — 384 с.

5. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — М. : Искусство в школе, 1995. — 144 с.

Поступила 12.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.