Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях художетсвенно-эстетического развития детей 3-4 лет с нарушением зрения'

К вопросу об особенностях художетсвенно-эстетического развития детей 3-4 лет с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественно-эстетическое развитие / нарушение зрения / младший дошкольный возраст / группа компенсирующей направленности / адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования / artistic and aesthetic development / visual impairment / younger preschool age / compensating orientation group / adapted basic educational program of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Ольга Сергеевна, Кузь Наталья Александровна

В данной статье представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения, рассмотрены условия организации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыта сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте, описаны особенности художественно-эстетического развития в группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста 3-4 лет с нарушением зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Ольга Сергеевна, Кузь Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE FEATURES OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN 3-4 YEARS VISUALLY IMPAIRED

This article presents a psycho-pedagogical characteristics of children with visual impairment, the conditions of organization of educational process in the group of compensating type for children of preschool age with visual impairment, the essence of artistic and aesthetic education of preschool children, described the features of the artistic-aesthetic development in the group of compensating type for children of preschool age 3-4 years with visual impairment

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях художетсвенно-эстетического развития детей 3-4 лет с нарушением зрения»

УДК 376

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ХУДОЖЕТСВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Макарова Ольга Сергеевна.

г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 451 «Теремок» комбинированного вида, воспитатель, makarovy@list.ru.

Кузь Наталья Александровна.

г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», канд. пед. наук, научный руководитель, kuz 1977@rambler.ru.

Аннотация. В данной статье представлена психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения, рассмотрены условия организации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыта сущность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте, описаны особенности художественно-эстетического развития в группе компенсирующей направленности детей дошкольного возраста 3-4 лет с нарушением зрения.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, нарушение зрения, младший дошкольный возраст, группа компенсирующей направленности, адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования.

TO THE QUESTION ABOUT THE FEATURES OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN 3-4 YEARS VISUALLY

IMPAIRED

Makarova Olga Sergeevna.

Novosibirsk, MKDOU kindergarten № 451 «Teremok» combined type, teacher, makarovy@list. ru.

Kuz Natalia Alexandrovna.

Novosibirsk, Novosibirsk state pedagogical university, cand. ped. of sciences, scientific supervisor, kuz1977@rambler.ru.

Abstract. This article presents a psycho-pedagogical characteristics of children with visual impairment, the conditions of organization of educational process in the group of compensating type for children of preschool age with visual impairment, the essence of artistic and aesthetic education of preschool children, described the features of the artistic-aesthetic development in the group of compensating type for children of preschool age 3-4 years with visual impairment.

Key words: artistic and aesthetic development, visual impairment, younger preschool age, compensating orientation group, adapted basic educational program of preschool education.

Согласно ФГОС ДО с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы в дошкольных образовательных учреждениях создаются группы компенсирующей направленности, которые реализуют адаптированную образовательную программу коррекционной направленности и должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся и дети с нарушением зрения.

Различают следующие категории детей с нарушением зрения: слепые / незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04); слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2); дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

Ограничение сферы восприятия у детей с нарушениями зрения накладывает отпечаток на формирование их представлений об окружающей действительности, развитие психических процессов и как следствие - своеобразие художественно-эстетического развития.

Теоретические основы изучения проблемы художественно-эстетического развития дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой, Г.Г. Григорьевой, Е.А. Дубровской, С.А. Козловой, Т.С. Комаровой и др.

Между тем проблема художественно-эстетического развития детей с нарушением зрения не является на сегодняшний день разработанной в достаточной мере. Лишь отдельные её стороны рассматривались в работах Л.П. Григорьевой, А.В. Потемкиной, Л.И. Плаксиной, Э.М. Стерниной и др.

Исследователь Л.И. Плаксина отмечает, что снижение остроты зрения, нарушение различения цвета, бинокулярности, стереоскопии и глазодвигательных функций приводит к снижению скорости, точности и полноты зрительного анализа и синтеза. Дети с нарушением зрения часто испытывают затруднения при описании предмета, в понимании взаимосвязи и взаимозависимостей в предметном мире, в процессе восприятия графических изображений - все это осложняет формирование чувственно-практического опыта детей [4].

По мнению Н.А. Одиноковой, к снижению уровня обобщенности восприятия приводит невозможность вычленить в объекте существенные, главные признаки, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить. Отмечается замедленный темп зрительного восприятия, которое отличается меньшей дифференцированностью, детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.) [7].

Н.А. Одинокова также отмечает, что нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоциональных воздействий некоторых признаков объектов (например, цвета), ослабляют интересы к зрительной среде, что уменьшает активность и избирательность восприятия, которая ограничивается узким кругом

интересов, меньшим эмоциональным воздействием объектов внешнего мира, в результате чего снижается возможность понимания материала [7].

Группы компенсирующей направленности создаются с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, их посещают дети со схожей структурой дефекта.

Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать: для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп; для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет [5].

Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.

При обучении детей с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности должны быть созданы специальные образовательные условия:

- повышение квалификации педагогов, их подготовка к работе с детьми с ОВЗ, обеспечение методической составляющей;

- изменения в образовательной программе, то есть возникновение определенного раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет как «коррекционная работа/инклюзивное образование»;

- кадровое обеспечение: введение в штатное расписание образовательной организации дополнительных ставок педагогических работников (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя-дефектолога, тьютора, ассистента).

При обучении детей с нарушением зрения необходимо использовать специальные методики и приемы обучения, технические средства и средства наглядности. Большое внимание уделяется определению и разработке содержания комплексной адаптированной программы, соответствующей возможностям ребенка [1, с. 87].

Методики:

Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. - М.: ВЛАДОС, 2008;

Григорьева Л.И. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.: Педагогика, 1990;

Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей: учеб. пособие. - Л.: ЛГПИ, 1980.

Адаптированная образовательная программа - «образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» [3].

С целью организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения разработаны следующие примерные

адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования:

- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей, протокол № 6/17 от 07.12.2017 г.

- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей, протокол № 6/17 от 07.12.2017 г.

- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, протокол № 6/17 от 07.12.2017 г.

И.Д. Запорожец определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [2, с. 43].

У детей с нарушением зрения, в связи с различными способами восприятия окружающей действительности, в разной мере присутствуют нарушения способности к эстетической оценке предметов и объектов продуктивной деятельности. Для данной категории детей свойственно нарушение восприятия формы и формообразующих элементов (форма, ритм, гармония, симметрия, цветосочетание и др.), низкий уровень развития эстетического вкуса и эстетических чувств. Память детей с нарушением зрения отличается несовершенством зрительных представлений и образов. При этом у дошкольников с развитием в норме, на достаточно высоком уровне сформировано эстетическое восприятие окружающего мира, произведений искусства. Дети обладают определенным запасом элементарных эстетических знаний и впечатлений, способны дать эстетическую оценку предметам и явлениям.

Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие у ребенка способности видеть красоту окружающего мира, искусства и умения создавать ее. Большинство педагогов, таких как Г.С. Лабковская [5], Д.Б. Лихачев [6], Е.М. Торошилова [12] и другие выделяют три ведущие задачи художественно-эстетического развития.

Первой задачей является создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений.

Вторая задача художественно-эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [13, с. 74].

Третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам

активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.

В области художественно-эстетического развития ребенка с нарушением зрения основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Необходимо знакомить детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, использовать рассматривание иллюстраций в художественных альбомах, организовывать экскурсии на природу, в музеи, демонстрацию фильмов соответствующего содержания, обращаться к другим источникам художественно-эстетической информации.

В младшей группе детского сада у детей с нарушением зрения формируют интерес к изобразительному искусству, учат замечать яркость красок, цвет и форму изображенных предметов. Большое значение придают обучению детей приемам лепки. На занятиях аппликацией учат составлять узоры, предметы из готовых геометрических форм, пользоваться клеем, другими вспомогательными материалами. Детей учат рассматривать и понимать содержание адаптированных в соответствии со зрительными возможностями детей картин и картинок, с содержанием, доступным младшим дошкольникам: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, объектов природы, животных и т.п. Музыка и пение помогают детям с нарушениями зрения понять красоту природы, человеческих дел, создают доброе и радостное настроение. Один из путей формирования эстетического чувства - воспитание любви к родной природе. Огромную роль играют экскурсии в природу. Они формируют умение видеть окружающую природу, слушать ее голоса, выражать свои чувства и эмоции.

Ребёнка с нарушением зрения необходимо научить пользоваться сохранной зрительной чувствительностью, он должен не просто смотреть на объект природы, а видеть его характерные признаки, уметь выделять контур объекта из фона, правильно его обследовать, используя сохранные органы чувств - осязание, слух, обоняние, суставно-мышечное чувство, нарушенное зрение.

С целью выявления особенностей реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе компенсирующей направленности для детей 3-4 лет с нарушением зрения было проведено экспериментальное исследование на базе МКДОУ детский сад № 451 «Теремок» комбинированного вида г. Новосибирска.

В исследовании приняли участие две группы детей 3-4 лет: первая группа -дети группы общеразвивающей направленности (без нарушения зрения), вторая группа компенсирующей направленности - дети с нарушением зрения.

Были использованы следующие диагностические методики: методика «Неваляшка» (автор Н.Б. Халезова) [5]. Цель: выявить уровень развития умений рисовать; методика «Угощения для кукол» (автор Н.Б. Халезова). Цель: выявить уровень развития умения лепить; методика «Укрась салфетку» (автор Н.Б. Халезова). Цель: выявить уровень развития умения заниматься аппликацией; методика «Наблюдение в условиях специально организованного процесса восприятия музыки (автор Н.А. Ветлугина)» [1]. Цель: изучить особенности внешнего проявления эмоциональной отзывчивости детей в процессе слушания музыки; методика «Пейзаж» (авторы Е.М. Торошилова, Т.В. Морозова). Цель: выявление способности к восприятию выразительности внешней формы на материале произведения искусства.

Результаты исследования показали, что в группе детей в норме общий уровень художественно-эстетического развития выше, чем в группе детей с нарушением зрения. Дети умело использовали изобразительные материалы при рисовании неваляшки; занимались лепкой; аккуратно с соблюдением последовательности действий выполняли аппликацию; внимательно слушали музыку, видно было, что музыка производила на них сильное эмоциональное воздействие; адекватно воспринимали выразительность пейзажной живописи, смогли определить настроение произведения пейзажа; смогли выбрать для рисования оригинальный объект окружающего мира, изобразили его с использованием выразительных цветов.

Дети с нарушением зрения испытывали трудности при рисовании неваляшки. Большинство детей показали неумение выполнять формообразующие движения и неумение пользоваться изобразительными материалами. Большинству детей с нарушением зрения сложно было слепить угощение для куклы и затем разложить их на тарелочку, дети не выполнили задание по лепке пирожного. Дети путали последовательность действий при выполнении аппликации, выполняли её не аккуратно. При прослушивании музыкальных произведений показали неэкспрессивное восприятие музыки. При этом дети не проявляли особого желания слушать музыку, были невнимательны, отвлекались. Дети с нарушением зрения проявили не способность чувствовать эмоциональную выразительность пейзажа, затруднялись отвечать на вопросы даже после подсказки педагога. Большинство детей имели затруднения в передаче эстетики изображаемого, эмоционально-личностное отношение было выражено слабо; некоторые дети не смогли дать название рисунку, составить содержательный рассказ.

Таким образом, в процессе художественно-эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, вкуса, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Результаты диагностики показали, что дети с нарушением зрения имеют более низкий уровень художественно-эстетического развития по сравнению с детьми в норме. Детям с нарушением зрения необходима

систематическая, целенаправленная и планомерная работа по изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, приобщению к искусству, конструктивно-модельная деятельность.

Библиографический список:

1. Гребенникова В.М., Азлецкая Е.Н., Гонтаренко И.В. Деятельность руководителя при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство дошкольной организации // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 5-3. - С. 64-67.

2. Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М.: Педагогика, 1990. - 60 с.

3. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985. - 186 с.

4. Кузь Н.А., Степакова О.Н. Особенности проектирования основной образовательной программы дошкольного образования для групп комбинированной направленности // Вестник научно-практических инноваций. -2019. - № 2 (54). - С. 30-39.

5. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985 - 183 с.

7. Одинокова Н.А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности: учебное пособие / Под ред. Е.А. Омельченко. - Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - 192 с.

8. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999. - 54 с.

9. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 87 с.

10. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70464980/ (дата обращения: 30.08.2019).

11. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей: учеб. пособие. - Л.: ЛГПИ, 1980. - 76 с.

12. Торошилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. Теория и диагностика. - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. -163 с.

13. Туркина И.А., Жигорева М.В. Организация образовательной среды для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в инклюзии // Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном обучении: сборник научных статей. -М.: Изд-во МГУ, 2017. - С. 73-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.