Научная статья на тему 'ВИЗИТ МУФТИЯ Р. ФАХРЕТДИНОВА В КАЗАНЬ В 1925 Г. ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ: ЗАПИСКА САИДА ВАХИДИ'

ВИЗИТ МУФТИЯ Р. ФАХРЕТДИНОВА В КАЗАНЬ В 1925 Г. ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ: ЗАПИСКА САИДА ВАХИДИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. ФАХРЕТДИН / С. ВАХИДИ / М. САЛИХОВ / M. SALIKHOV / К. ТАРДЖИМАНОВ / Ш. ШАРАФ / SH. SHARAF / М. ИМАНКУЛОВ / M. IMANKULOV / КАЗАНСКИЙ МУХТАСИБАТ / КАЗАНЬ / KAZAN / ТАССР / ИСЛАМ / ISLAM / KAZAN MUKHTASIBAT / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ / POLITICAL REPRESSIONS / R. FAKHRETDIN / S. WAHIDI / K. TARDZHIMANOV / TATAR ASSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бустанов Альфрид Кашафович, Миннуллин Ильнур Рафаэлевич

Публикуемый документ представляет собой краткую записку С. Вахиди о визите муфтия Р. Фах-ретдинова в Казань в феврале 1925 г., сохранившуюся в составе его архива в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ. В документе описываются подробности визита и приема муфтия мусульманской интеллигенцией Казани. В статье, предваряющей публикацию, характеризуется общественно-политическая обстановка перед приездом муфтия, восстанавливаются портреты участников встречи и их дальнейшая судьба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISIT OF MUFTI R. FAKHRETDINOV TO KAZAN IN 1925 THROUGH THE EYES OF MUSLIM ELITE: SAID WAHIDI’S NOTE

The published document represents a short note by S. Wakhidi about visit of the Mufti R. Fakhretdinov to Kazan in February, 1925 which remained as a part of his archive in the Center of Written and Musical Heritage of Institute of Language, Literature and Art named after G. Ibragimov of the Academy of Science of the Republic of Tatarstan. The details of visit and reception of the mufti by the Muslim intellectuals of Kazan are described in the document. In article preceding the publication the political situation before arrival of the mufti is characterized, portraits of participants of a meeting and their further destiny are restored.

Текст научной работы на тему «ВИЗИТ МУФТИЯ Р. ФАХРЕТДИНОВА В КАЗАНЬ В 1925 Г. ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ: ЗАПИСКА САИДА ВАХИДИ»

Визит муфтия Р. Фахретдинова в Казань в 1925 г. глазами мусульманской элиты:

записка Саида Вахиди

История ислама в советской России, особенно раннего периода, до сих пор изучается в основном по документам государственного происхождения. Это связано с крайне ограниченным количеством доступных источников, исходящих от мусульманских организаций и деятелей той эпохи, а также с трудностями их поиска и выявления. Однако, периодически подобные материалы встречаются и сразу же вводятся в научный оборот.

Одним из таких ранее неизвестных документов является публикуемая краткая записка о визите муфтия Ризаэтдина Фахретдинова в Казань в феврале 1925 г., сохранившаяся в составе частного архива Саида Вахиди в Центре письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ1.

Вахидов (Вахиди) Саид Габдул-маннанович (1887-1938) — известный археограф, историк, занимавшийся сбором и исследованием рукописей, подготовивший работы по древней и средневековой истории татарского народа*. Вахиди можно отнести к представителям как советской интеллигенции,

* О нем подробнее см.: Госманов М. Сэет Вахидиныц игелекле мирасы // Yткэннэн килэчэккэ. Фэнни-публицистик мэкалэлэр. - Казан, 1990. - Б. 80-90.

так и религиозным деятелям: в первые послереволюционные годы он, выпускник медресе «Мухаммадия», преподавал в школе, на педагогических курсах, рабфаке КГУ; с 1923 по 1928 г. являлся муллой 17-й мечети в Ягодной слободе Казани, организатором мусульманской религиозной школы; после оставления религиозной деятельности с конца 1920-х гг. занимался научной работой в Татарском экономическом НИИ и Центральном музее ТАССР.

Документ написан самим Саидом Вахиди в феврале 1925 г. Будучи вхожим в среду мусульманской элиты Казани того времени, автор мог по первоисточникам описать подготовку визита и сам приезд муфтия, настроения верующих.

Вообще подробности приезда муфтия Р. Фахретдинова в Казань до сих пор являются малоизученными. Практически единственным источником являются воспоминания общественного деятеля и писателя Галимджана Ибрагимова (1887-1938). Судя по всему, впервые о них упомянул Б. Султанбеков в 1995 г., в 2012 г. отчет Г. Ибрагимова в Татарский обком РКП(б) о встрече с Р.Фахретдиновым, хранящийся в ЦГА ИПД РТ (ф. 15, оп. 43, д. 22), был опубликован в документальном сборнике,

«

посвященном писателю2.

Необходимо отметить, что в период после Гражданской войны и до 1926 г. советское правительство занимало выжидательную позицию по мусульманскому вопросу. Духовенство в это время могло почти беспрепятственно осуществлять свою работу. Это подтверждает факт организации региональных и всероссийских съездов, на которых выдвигались самые смелые требования к власти.

Именно в таких условиях мог спокойно состояться приезд муфтия Р. Фахретдинова в Казань в феврале 1925 г.* Сообщение об этом предстоящем событии специально рассматривалось на заседании секретариата Татарского обкома РКП(б). Было вынесено такое постановление: «К подготавливаемой встрече со стороны интеллигенции не препятствовать. Формально не участвовать, но его приезд максимально использовать для партии. Для чего поручить т. Ибрагимову, как старому писателю и лично знакомому с ним товарищу, устроить личную беседу для выяснения некоторых вопросов, касающихся взаимоотношений с мусульманской интеллигенцией, вопросов халифата и религиозного момента на Востоке»3.

Очевидно, что такая попытка диалога была тактической необходимостью в условиях, когда власть еще не была готова пойти на откровенный разрыв с религиозными деятелями. Первая встреча Р. Фахретдинова с Г. Ибрагимовым состоялась 23 февраля на официальном приеме у председателя СНК ТАССР Х. Габидуллина, вторая — 24 февраля на квартире Г. Ибрагимова.

Со стороны муфтия были обозначены наиболее актуальные проблемы, стоявшие в этот период перед мусульманами. Р. Фахретдинов предлагал внести изменения в существующее законодательство о мусульманских религиозных школах, открыть курсы по подготовке

* По воспоминаниям Асьмы Шараф, дочери Р. Фахретдинова, ее отец зимой 1925 г. был в Москве по делам ЦДУМ. Ожидая решений правительства, он приехал в Казань, чтобы проведать дочь Зайнаб, лежавшую в клинике. После Казани он снова отправился в Москву (см.: Ризаэтдин Фахретдинов: Научно-библиографиче-скй сборник. - Казань, 1999. - С. 135).

мулл, снизить налоги с мулл и мечетей**. Представителей власти интересовало мнение муфтия о внешне- и внутриполитических проблемах. Обсуждались также научные вопросы.

Встреча убедительно показала двойственность политики власти в отношении религии в тот период. С одной стороны, власть не шла на конфронтацию с религиозными деятелями, председатель правительства Х. Габидуллин даже обещал разобраться со случаями нарушения законности в религиозной сфере. С другой — государство постепенно сужало рамки религиозной свободы и начало устанавливать тотальный контроль над деятельностью духовенства. В этом плане убедительно резюме Г. Ибрагимова по итогам встречи: «Из этих двух бесед я вынес следующее: мусульманское духовенство слишком жадно, оно не удовлетворяется теми привилегиями, которые им делает Советская власть перед русским духовенством. Хотят в сущности стать хозяевами идеологического фронта и обеспечить свое господство над умами мусульманско-татарской массы. Это определенно. Хотя они и не говорят об этом открыто, но чувствуется по всему. И поэтому мое мнение: необходимо серьезно заняться этим вопросом и не показывать большие слабости по отношению к их домогательствам»4.

Публикуемый документ, наоборот, лишен всякой политики. В своем описании визита муфтия Вахиди пишет о тех возвышенных чувствах, которые испытывали мусульмане Казани в связи с этим знаменательным событием. По большему счету, мы не узнаем ничего о намерениях и планах самого муфтия, его голос остается для нас неуслышанным. Тем не менее предлагаемый читателю текст как раз и интересен яркой иллюстрацией непререкаемого авторитета Р. Фахретдинова среди ученых-богословов и простых мусульман, заслуженного им, главным образом, благодаря своей издательской и научной деятельности.

** Об актуальных проблемах мусульман 1920-х гг. подробнее см.: Миннуллин И. Р. Мусульманское духовенство и власть в Татарстане (1920-1930-е гг.). - Казань, 2006. - 220 с.

Встреча муфтия в Казани была организована правлением Казанского мухтасибата и хозяйственной комиссией при нем. В то время (1924-1926) мухтасибом был Салихов Мухаммет-касим Абдулгаллямович (1871-1954) — представитель известной династии религиозных деятелей, с 1899 г. имам Апанаевской мечети, именем которого названо медресе «Касымия». В записке представлены объявления мухтасиба-та к имамам Казани в связи с приездом муфтия, подписанные Салиховым*.

Была избрана специальная комиссия по встрече Р. Фахретдинова, которая перед приездом муфтия собралась в правлении мухтасибата около Белой мечети в Новотатарской слободе (ныне ул. Кызыл Татарстан, 20). Судя по именам, упоминаемым Вахиди, она состояла из видных представителей мусульманского духовенства Казани, буржуазии и интеллигенции. Например в нее входили: Мукминов Гайнут-дин Шарафутдинович (р. 1861) — купец 2-й гильдии, один из учредителей издательской фирмы «Умид»; Алтын-баев Таиб (Мухамметтаиб) Шигабут-динович — имам Сенной мечети; Сали-хов Мухамметгариф Мухаммадиевич (р. 1876) — представитель династии имамов Усмановской мечети; мушавир (заместитель мухтасиба) Амирханов Абдулла Насретдинович (1860-1933) — имам 2-й соборной мечети в Адмиралтейской слободе; Якубов Гаяз Сагдет-динович (р. 1878) — последний имам (с 1924 г.) Казаковской мечети; Тар-джеманов Афтахетдин Киямутдинович (р. 1883) — брат казыя Кашаффутдина Тарджеманова, имам Белой мечети.

После встречи муфтия на вокзале 20 февраля вся делегация отправилась в дом Галимджана Баруди — предшественника Фахретдинова на посту

* В одном из документов ОГПУ именно Салихов называется инициатором приезда муфтия (Архив УФСБ РФ по РТ, ф. 109, оп. 9, д. 7, л. 7). Автограф письма Му-хамметкасима Салихова был недавно обнаружен в архиве имама мечети Марджани Габделхабира Яруллина (1905-1994) и теперь хранится в Восточном секторе отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского К(П)ФУ Судя по книгам из частной библиотеки имама Ахмат-Заки Сафиуллина, представленным в экспозиции Национального музея РТ, Сафиуллин был учеником Салихова. О нем см. также: НА РТ, ф. Р-732, оп. 6, д. 70, л. 1-13.

председателя ЦДУМ, занимавшего его с 1917 г. до своей смерти в 1921 г.

Возможно, что выбор дома был обусловлен близостью многих указанных людей к Баруди. Например, сподвижником Баруди был сопровождавший Фахретдинова в поездке в Казань Тардже-манов Кашшафутдин Киямутдинович (1877-1943) — известный религиозный и общественный деятель, с 1904 г. имам Белой мечети, с 1917 по 1937 г. казый ЦДУМ. Большое влияние Баруди оказал на мухтасиба Салихова и деятельность его медресе5. Учеником Баруди считается Шахар Шараф (Шараф Ша-гретдин Шарафутдинович, 1879-1938), который, судя по описанию Вахиди, наряду с мухтасибом Салиховым и торговцем Мукминовым играл главную роль в организации встречи и сопровождения муфтия по Казани. Это был общественный деятель, педагог, публицист, автор учебников. Именно Шараф по инициативе Баруди с 1920 г. становится имамом Галеевской мечети6. Он был мухтасибом Казани (1926-1928), избирался в Совет улемов.

В доме Баруди делегацию встречали одни из самых уважаемых старых хазратов (по мнению Вахиди) — Садык Иманколый и Салихжан Баруди. Иман-кулов Мухамметсадык Шагиахметович (1870-1932) известен как поэт и богослов, имам мечети «Иске-Таш», в 19191924 гг. был мухтасибом Казани. Галеев (Баруди) Салихжан Мухамметзянович (1862-1932) — брат Галимджана Баруди (его последователь в деле джадидских преобразований, за что в 1908 г. был отправлен вместе с братом в ссылку), имам 10-й соборной мечети7.

Очевидно, что упомянутые Вахиди люди составляли мусульманскую элиту Казани того времени. Для многих из них это была одна из последних встреч с руководством ЦДУМ и возможность обсуждения насущных проблем. Уже практически через год антирелигиозная политика государства станет бескомпромиссной, многие религиозные деятели будут репрессированы.

Деятельность всех троих мухта-сибов уже в 1927 г. будет изложена в материалах так называемого дела «не-

_ВИЗИТ МУФТИЯ Р. ФАХРЕТДИНОВА В КАЗАНЬ В 1925 Г. ^

ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ: ЗАПИСКА САИДА ВАХИДИ

167

легального медресе» в Казани*. Будучи активными организаторами религиозного образования в городе, они представляли для властей наиболее «опасный элемент», а связь с ними стала в 1930-е гг. одним из эпизодов обвинительных заключений против многих мусульманских деятелей. Шахар Ша-раф, несмотря на то, что первоначально не был среди обвиняемых по этому делу, все же был отправлен в 1928 г. на три года на Соловки. Таиб Алтынбаев, всегда остававшийся верным религиозному образованию, по этому же делу был в 1928 г. выслан на три года в Орловскую губернию.

Вообще, именно образовательная деятельность стала поводом к репрессиям многих религиозных деятелей в 1920-х гг. В ней приняли активное участие упоминаемые в записке Абдулла Амирханов и Гаяз Якубов. Амирханов был арестован в 1929 г. В его деле присутствует большой состав «контрреволюционной» деятельности, среди которой участие в работе «нелегального медресе» и в создании молодежной антисоветской организации (так называемое дело «Хакикат Иолдызы»). В 1930 г. он был выслан в Архангельск на три года8. В рамках дела молодежной организации был привлечен и Гаяз Якупов. Мулла почти не упоминается в следственном материале, но в 1928 г. он вместе с другими был осужден на три года лишения свободы в концлагере9.

Садык Иманкулов станет главной фигурой большого дела «мульско-ку-печеской группы г. Казани»**. В 1932 г. его приговорили к пяти годам лишения свободы, в том же году он скончался от болезни в Белобалтлаге. По этому же делу был отправлен на пять лет в концлагерь Мухамметгариф Салихов.

Подобной участи удалось избежать лишь мухтасибу Касиму Салихову: после закрытия Апанаевской мечети в 1930 г. он в один из самых тяжелых периодов, вплоть до войны был имамом мечети «Марджани»10.

* См. об этом деле: Миннуллин И. Дело «нелегального медресе» в Казани, 1927-1928 гг. // Гасырлар авазы -Эхо веков. - 2002. - № 3/4. - С. 110-117.

** Подробнее см.: Миннуллин И. Р. Мусульманское ду-

ховенство и власть в Татарстане (1920-1930-е гг.). - Казань, 2006. - 220 с.

Уже в 1930-е гг. репрессиям подверглись практически все участники встречи с муфтием. Причем, они затронули даже представителей со стороны власти. Председатель правительства Х.Габидуллин был расстрелян в 1937 г., тяжело больной Г. Ибрагимов скончался в тюремной больнице в 1938 г.

Сам муфтий Р. Фахретдинов умер в 1936 г., после чего по «делу ЦДУМ» было ликвидировано все руководство духовного управления. Сподвижник муфтия К. Тарджиманов в 1937 г. был приговорен к 10 годам заключения и умер в тюрьме. Ш. Шараф, к тому времени казначей ЦДУМ, приговорен к расстрелу в 1938 г.

Трагическая судьба постигла и самого автора документа. Саид Вахиди был арестован в 1937 г. В обвинительном заключении можно встретить фамилии многих, уже репрессированных к тому времени, людей. Ему инкриминированы: тесная связь с «пантюркистским буржуазным деятелем» Х. Габидулли-ным, «троцкистом» Г. Ибрагимовым, видными мусульманскими религиозными деятелями (Салихов, Шараф и др.)11. Вахиди был расстрелян в 1938 г.

Публикуемый документ, очевидно, является не последней попыткой Ва-хиди изложить обстоятельство визита муфтия Фахретдинова в Казань. Остается надеяться, что удастся обнаружить более подробный оригинал записи, на который ссылается сам автор (л. 5 об.).

Текст документа написан рукой самого Саида Вахиди почерком насх, черными чернилами для основного текста и красными — для заголовков. Рукопись состоит из шести листов большого формата. Лист 1 а — титульный, листы 1 об., 6, 6 об. — пустые. Рукопись имеет оригинальную арабскую и архивную пагинацию. Переплет отсутствует. Судя по сгибу пополам, документ хранился какое-то время в сложенном виде.

Авторами публикации выполнена транслитерация рукописи Вахиди на современный татарский кириллический шрифт***.

*** Работа выполнена в рамках участия А. Бустанова в гранте Российского фонда фундаментальных исследований, № 13-06-97069р_поволжье_а.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 53, 6 л.

2. Султанбеков Б. Ф. Сталин и «татарский след». - Казань, 1995. - 252 с.; Галимджан Ибрагимов: документы и факты. - Казань, 2012. - 336 с.

3. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 1, д. 1338, л. 130.

4. Галимджан Ибрагимов: документы... - С. 15.

5. Салихов Р. Р., Хайрутдинов Р. Р. Исторические мечети Казани. - Казань, 2005. - С. 68.

6. Там же. - С. 100.

7. Там же. - С. 163.

8. Архив УФСБ РФ по РТ, архивно-следственное дело № 2-8763.

9. Там же, архивно-следственное дело № 2-8932.

10. НА РТ, ф. Р-732, оп. 6, д. 70, л. 1-13.

11. Архив УФСБ РФ по РТ, архивно-следственное дело № 2-8627.

С. Г. Вахиди. Мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин жлиаи. юрсисц Казан шоИорено тошриф беерулары мемэсэбэте белом язылачак бэгьзе бер кендэлек хатирэлэр

Сэнэ 1343, рэжэп 26. Сэнэ 1925, февраль 20. // (2 кгз.) Рэщэп 24ндэ 1343 сэнэ h[иж;ри]дэ"'.

Буген, жомга кен, рэжэп аеньщ 26[нче] кенендэ, февральнец 20ндэ (1925 м[илади]) кичке поезд белэн мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин жэнаплэре, Мэскэудэн Казанга килэ.

Казан шэhэре мехтэсиблек идарэсе вэ аныц хозурындагы хужалык комиссиясе, инде жэнап мефти хэзрэтне истикъбаль хосусында беренче кеннэрдэн бирле зур фэгалият курсэтеп эшлэп килэ иде. Мэзкур мехтэсиблек идарэсе вэ аныц хозурындагы хужалык комиссиясе жэнап мефти хэзрэтне каршылау турында эшлэнергэ тиеш булган бетен эшлэрне эшлэп бетереп куйган, hэр нэрсэ житештерелгэн, инде мефти хэзрэт кенэ кетелэ иде. Халык арасында.

Казан мехтэсиблек идарэсе тарафыннан мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин жэнаплэренец казый Кэшшафетдин Тэржемани хэзрэт белэн берлектэ Казан шэhэренэ килу хэбэре, Казан халкына белдеруе белэн бер тен Казан меселманнары арасында зур бер хэрэкэт, шатлыктан туган самими галэян hэм жанлылык башланды. Мефти хэзрэтнец Казанга килуенэ hэрбер меселман ир hэм хатыны зур шатлык белэн карады. Ьэркем мехтэрэм галимебез, олуг дин башлыгыбыз мефти хэзрэт Ризаэтдин бине Фэхретдин жэнаплэре Ка-занга килэ дип шат йез, самими калеб белэн жэнап мефти хэзрэтне истикъбальгэ хэзерлэнэ иде.

Казанда зур жанлык хекем серэ. Зур тантана, данлы курэлэтэ вэ гомумнец катышуы белэн ижраэ ителэчэк бу олуг истикъбаль кене хакыйкатен зур бер бэйрэм, олуг милли гаетлэребездэн булачак иде. Жрнап мефти хэзрэтне истикъбаль кене — жомга кен — шуныц белэн бергэ изге мигъраж кичэсе булганга, бу истикъбальнец э!1эмияте тагын да арттыра иде. //

(2 кгз. арткы ягы) Мехтэсиблек идарэсеннэн ашыгыч белдерY.

Кичэ, пэнжешэмбе кен 25 рэжэп Казан мехтэсиблек идарэсеннэн бетен Казан имамна-рына тубэндэ язылачак ашыгыч белдеру таратылды:

«Иртэгэ жомга кен кич сэгать 8дэ мефти хэзрэтлэре Казанга тэшриф беерачаклар. Шуны жомгада белдерэсезлэр.

Мехтэсиб: Мехэммэт Касыйм Салихый.

1925 ел 19 февраль».

Мефти турында мэчетлэрдэ нотыклар.

Казан шэhэрендэге мэчетлэрнец бетен имамнарына жэнап мефти хэзрэтнец жомга кен кич белэн Казанга килэчэге хэбэр ителгэч, мэчетлэрдэ имамнар тарафыннан мефти хэзрэтнец тэржемэи хэле, аныц тэрбияви, гыйльми вэ ижтимагый hэм эдэби хезмэтлэре турында тулы нотыклар ирад ителде. Килу сэгате белдерелде. Рэсми истикъбальнец ни рэвештэ булачагы ачык итеп ацлатылды. Димэк, бетен Казан меселманнары мэчеттэге но-тыклар белэн аякка калкытылып, мефти хэзрэтне рэсми истикъбальгэ хэзер итеп куелды.

* Курсив наш. В тексте документа подзаголовки вынесены на поля и выделены красным (прим. авторов вступительной статьи). «

_ВИЗИТ МУФТИЯ Р. ФАХРЕТДИНОВА В КАЗАНЬ В 1925 Г.

ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ: ЗАПИСКА САИДА ВАХИДИ

Рэсми истикъбаль.

Казан мехтэсиблек идарэсе Yзенец хозурындагы хужалык комиссиясенен мэгъкYль кYPYе буенча мефти хэзрэтне рэсми истикъбаль итэр ечен махсус бер комиссия сайлап, мэзкур комиссия эгъзаларына тYбэндэге рэсми белдерYне тараткан иде:

«Мехтэрэм... хэзрэт!

Иртэнге жомга кич сэгать 8дэ мефтине рэсми каршы алу эгъзасы итеп мехтэсиблек идарэсе сезне тэгъйин иттегеннэн вакытында тешуегез Yтенелэ.

Мехтэсиб: Мехэммэт Касыйм Салихый.

1925 ел 19 февраль». //

(3 кгз.) Казан мехтэсиблек идарэсенец кушуы буенча, мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин жэнаплэрене рэсми истикъбаль кылыр ечен сайланган hэйъэт эгъзалары жомга кен рэжэп 26 февраль 20ндэ ясигътэн соц, Ак мэчет астына мехтэсиблек идарэсенэ жыелып, аннан вокзалга тешэргэ тиеш иделэр.

Мин мехтэсиблек идарэсенэ барып кергэндэ, идарэдэ Гэйнетдин Шэрэфетдин углы Меэминов, аныц углы Габдрахман Меэминов, Мехэммэт эр-Рэхим эфэнде Хэнэфи, хажи Гыйниятулла эфэнде Сэйфуллин, мехтэсиб Мехэммэт Касыйм хэзрэт Салихый, Таййиб хэзрэт Алтынбай, Мехэммэт Гариф хэзрэт, мешавир Габдулла хэзрэт Эмирхани, Гаяз хэзрэт ЯгъкYби хэзер иделэр.

Берникадэр вакыт уткэч, мехтэсиблек идарэсенэ мехтэрэм Шэ!1эр хэзрэт Шэрэф, Сабиржан эфэнде Биккиниев, Эфтах хэзрэт Тэржемани, Габделкадир эфэнде килеп керделэр.

Мехтэсиблек идарэсендэ.

Мехтэсиблек идарэсе электр нуры белэн соц дэрэжэ яктыртылган, идарэ бинасында камил нэзафэт вэ тэртип кузгэ бирелэ, мехтэсиб бYлмэсенец диварында гузэл нэсхи хат белэн язылган бер ничэ рэсми белдерY исемлеклэре алынып куелган. Хэзерин ечен естэл вэ урындыклар житештерелеп куелган — кыскасы hэр эш эшлэнгэн, мефти хэзрэт кенэ кетелэ иде.

Тз арабызда.

Идарэгэ жыелган бетен кешелэрнец йезлэрендэ зур шатлык, кYцеллэрендэ тирэн са-мимият барлыгы бер-берлэре белэн кардэшлэрчэ мегаллэмэ вэ сейлэшулэреннэн ачык ацлашыла иде. Ьэркем зур шатлык белэн мефти хэзрэтне каршыларга идарэгэ килгэн, сирэк була торган зур рух кутэренкелеге белэн вокзалга барырга кетеп торалар иде. Шул арада мехтэсиб бYлмэсенэ кереп хужалык комиссия эгъзалэре, мехтэсиб мешавирлэр hэм Шэhэр хэзрэт // (3 кгз. арткы ягы) Шэрэф белэн берлектэ кечкенэ генэ бер жыелыш ясап алдылар. Безне ул жыелышка кертмэгэнлеклэреннэн анда нилэр сейлэшкэнлеге безгэ мэгълYм булмады.

Автомобиль килде.

Мефти хэзрэтне рэсми истикъбаль 11эйъэте эгъзалэренец тэмам жыелып житYлэрен кетеп торганда, искэрмэстэн автомобиль тавышы ишетелэ. Кайбер кешелэр, ахыры, автомобиль тавышыннан бераз шYрлилэр да бугай. Чыннан да автомобиль укеруенец кай чак-та шомлырак яклары да булгалый бугай шул. Шуныц ечен булырга кирэк hэркем ялт-йолт тирэ-якка карана башлыйлар. Бераз тэшвишле халэт вакигъ булган шикелле булып китэ. Бэлки хэзерин тагын да уцайсызланган булыр иде. Лэкин шул арада эре атлап хажи Гыйниятулла эфэнде Сэйфуллин килеп керэ дэ, мехтэсиб бYлмэсенэ таба килеп, Меэминовларга: «Автомобиль килде, хэзер.», дип хэбэр бирэ. Менэ бу хажи эфэнденец хэбэре, теге ялт-йолт карану хэрэкэтлэрен елмаю, келу, шатлану hэм хозур итYгэ алмаштырып яцадан зур тынычлык урнаштыра. Идарэдэ дэхи шатлыклы сузлэр, кардэшлэрчэ мегаллэмэ, жанлык хекем серде.

Вокзалга бару.

Мехтэсиблек идарэсе hэм хужалык комиссиясенец кушуы бер ничэ булырга кирэк. Сабиржан эфэнде Биккиниев мефти хэзрэтне рэсми истикъбаль hэйъэт эгъзалэренэ хэзерлэнгэн атларга утыртып икешэр-икешэр вокзалга озатты. Без Таййиб хэзрэт Алтын-бай, Исхак эфэнде Карташов белэн берлектэ ечэу вокзалга киттек.

.170)

СВИДЕТЕЛЬСТВА. МЕМУАРЫ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2014

Вокзалда.

Вокзал туп-тулы, йери алмаслык дэрэжэдэ тыгызлык, вокзал эче халыкныц куплегеннэн геж итеп кайнап тора иде. Ьэрбер меселманныц йезе шат, рухы кутэренке иде. //

(4 кгз.) Мефти хэзрэтне рэсми истикъбальгэ тешкэн hэйъэт эгъзалары барысы бер жиргэ жыелып махсус бер урынга урнаштылар. Мефти хэзрэтне каршыларга тешкэн башка меселманнар да узара зур самимият белэн поездныц тиздэн килуен сабырсызлык белэн кетэлэр — 11эркайсылары бер-берлэренэ: «Поезд кичкэ килэме икэн?» дигэн сеальне бирешэлэр, вэ бер-берлэреннэн сорашалар иде. Шул арада сеальлэргэ катгый жавап килеп житте. Истикъбальгэ жыелган меселманнар бер-беренэ: «Юк, кичкэ икэн, хажи Гыйнаятул-ла эфэнде белешкэн, поезд вакытында килэ икэн», дигэн кискен жавапны биру белэн тагы шеб!1эне юкка чыгаралар иде. Вакыйган, хажи Гыйнаятулла эфэнде Сэйфуллин, Гэйнетдин вэ Габдрахман Меэминовлар, Мехэммэт эр-Рэхим Хэнэфи, Халиков Габдрахман, Бикки-ниев Сабиржан шикелле хэмият иялэренец мефти хэзрэтне каршылауга яхшук hиммэт вэ гайрэт сарыф иткэнлеклэре ачык кузгэ бирелэ иде. Аларныц тырышлыгы белэн мефтине утыртып китэр ечен китерелгэн автомобиль вокзал алдында гэйрэт чэчеп беек вэ мехтэрэм кунакны узенэ утыртырга кетеп тора. Рэсми истикъбаль 11эйъэте ечен файтуннар да хэзер ителеп тезелеп куелганнар иде. Сабиржан эфэнде Биккиниев рэсми истикъбаль 11эйъэте эгъзалэренэ вокзалдан мефти хэзрэтне истикъбаль бэгъдендэ hэркем ечен мэхсус ат була-чагын истикъбаль hэйъэте эгъзалэренэ хэбэр итте.

Поезд килэ, мефти килде.

Поезд килу хэбэре чыгу белэн рэсми истикъбаль hэйъэтенец эгъзалэре вокзал эчендэге бетен кешелэрдэн утеп, вокзалныц тышына чыга торган ишек тебенэ жыелганнар иде. Поезд килеп житеп вокзал ишеге ачылу белэн рэсми истикъбаль hэйъэте эгъзалэре тэртип белэн мефти хэзрэт утырган вагонга киттелэр. Мефти вэ казый хэзрэтлэренец эйберлэрен вагон эченнэн хужалык комиссиясенец // (4 кгз. арткы ягы) эгъзалэре алып чыкканнан соц, жэнап мефти хэзрэтне Шэhэр хэзрэт Шэрэф, Касыйм хэзрэт Салихи, Гайнетдин эфэнде Меэминов вагон эченнэн алып чыктылар. Вагоннан чыгу белэн мефти хэзрэт истикъбальгэ хэзер булган меселманнарга сэлам биреп кул тотып курешмичэ генэ бары-сы белэн исэнлэште. Хэзерин зур самимият белэн мефти хэзрэтнец сэламен алып, «Хуш килдегез, мэрхэбэ» авазлары белэн мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин жэнаплэрене истикъбаль иттелэр. Шуннан соц мефти хэзрэт алдан, рэсми истикъбаль hэйъэт эгъзалэре аныц артыннан вокзалдан чыгып, мефти хэзрэтне мехтэсиб Касыйм хэзрэт Салихи вэ Ш^эр хэзрэт Шэрэф белэн автомобильгэ утыртып аныц ечен хэзерлэнгэн тешэчэк урынга сабикъ мефти дамелла Галимжан эл-Баруди хэзрэт йортына озаттылар. Аннан соц рэсми истикъбаль hэйъэт эгъзалары узлэренэ хэзерлэнгэн атка утырып мефти хэзрэт тешэчэк йортка кайтып киттелэр. Без хажи Гыйнаятулла эфэнде Сэйфуллин вэ Габдерахман эфэнде Хали-ков белэн ечэу бер атка утырып, мефти тешэчэк йортка кайттык.

Сабикъ мефти дамелла Галимжан эл-Баруди хэзрэт йортында мефти хэзрэтне кар-шылар ечен Казанныц мехтэрэм карт хэзрэтлэреннэн дамелла Садыйк хэзрэт Иманко-лый hэм дамелла Салихжан хэзрэт Баруди парадный ишегендэ кетеп торалар иде. Шэhэр урамнарыныц кайберлэрендэ юл начар булганлыгыннан мефти хэзрэтне автомобиль белэн Мэскэу урамы вэ Печэн базарыннан эйлэндереп алып килделэр. Сабикъ мефти дамелла Галимжан эл-Баруди хэзрэт йортыныц алдында мефти хэзрэтне зур бер теркем халык, жэяуле hэм атлы жыелып торган хэлдэ каршы алдылар. Вокзал алды истикъбальгэ тешкэн гаммэи меслимин тарафыннан мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин хэзрэт жэнаплэренэ курсэтелгэн самиме // (5 кгз.) ихтирам вэ ихласлы тэгъзыйм вэ нэвазыйгъкэ гэйре меслим жэмэгатьнец тэгажжеплэрен мужиб булганы шикелле, жэнап Баруди мефти хэзрэтнец ханэе шэрифэлэре алдына тупланган терле мэз!1эп вэ терле гыйркка мэнсуп жэмм гафир халыкныц да, мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин хэзрэт жэнаплэрене соц дэрэжэ тэвазыйгъ ихлас вэ самимият белэн истикъбаль итулэре hэм кузгэ бирелерлек хэйрэт вэ тэгажжепне мужиб булды. Мефти Ризаэтдин бине Фэхретдин хэзрэтлэре жэнап Баруди хэзрэтенец ханэе шэрифэлэре алдына автомобиль белэн килеп туктап, автомобильдэн тешкэч, хэзер булган меселманнарга сэлам биреп, жыелган меселманнар: «Вэ галэйкум эс-сэлам, хуш килдегез, мэрхэбэ» авазлары белэн истикъбаль иттелэр. Ишек тебенэ жыелган бэгъзе

_ВИЗИТ МУФТИЯ Р. ФАХРЕТДИНОВА В КАЗАНЬ В 1925 Г. ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГЛАЗАМИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭЛИТЫ: ЗАПИСКА САИДА ВАХИДИ

171

кешелэр белэн курешеп, мефти хэзрэт Кэшшафетдин казый Тэржемани белэн бергэ ейнец эченэ тэшриф беердылар.

Сабикъ мефти дамелла Г. Баруди ханэсендэ.

Мефти хэзрэт Ризаэтдин бине Фэхретдин жэнаплэре, жэнап Баруди хэзрэт ханэсенэ тэшриф беердыклары бэгъдендэ рэсми истикъбаль hэйъэте эгъзаларыны кабул итеп, аларныц hэр каюларына курешергэ месагадэ итэ.

Шэhэр Шэрэф тарафыннан мефти Риза хэзрэтнец Казан шэhэренэ тэшрифлэре менэсэбэте белэн ирад иткэн нотыгы. Бу нотык истикъбаль нотыгы урынында сейлэнде.

«Олуг галимебез остаз Ризаэтдин хэзрэт!

Жрнап мекэррэмнэренец Казанны тэшрифлэре менэсэбэте берлэ, без Казан мэхэллэлэренец голэмэ hэм метэвэллилэре Казан халкыныц сезгэ булган сэлам вэ ихти-рамнарын ирештерэбез. Сезнец кебек бетен гомерен гыйлем вэ хакыйкатькэ хезмэт берлэ уткэргэн, миллэткэ халисанэ хезмэт итуне узенэ бурыч дип белгэн, беек юлбашчы вэ остазныц дини эшлэребезнец башында, гали мефтилек мэнсэбнец торуы берлэ ифтихар иттегемезне гарыз итэбез.

Сез мехтэрэм зат! Газиз гомерегезне тэфтиш вэ гаять файдалы эсэрлэр язу юлында уткэреп халык тарафыннан сееп укырлык, рухка азык булырлык китаплар вэ рисалэлэр тэртип итеп, бетен халыкны узегезгэ миннэтдар вэ метэшэккир иттегез. Эдэбият гарэбия, эдэбият теркия, гелум диния, тарих, тэражим, эхлак вэ тэрбия hэм голум ижтимагыя фэннэреннэн гажэеп гаять муэффэкыятле hэм гаять гузэл вэ ифадэле бик куп кыйммэтле эсэрлэр мэйданга куеп, калэмегезнец игътидалы hэм вакыт хакыйкатьны табарга тырышу илэ бетен якын вэ еракларныц диккэтлэрен узегезгэ жэлеп иттегез, китапларыгызны иц яхшы китаплар итеп тарата алдыгыз. «Асар» мэжмугасы кебек беек бер эсэр 11эдия итеп халкыбызга хезмэт иткэн бабаларыбызныц намнэрен // (5 кгз. арткы ягы) ихъя китешемездэ зур гэйрэт hэм гузэл урнэк буларак хэллэрне тасвир итеп, уткэннэребезне ихъя илэ местэкбэлемезгэ ачык юл хэзерлэдегез. «МэшhYр ирлэр» имзасын, «МэшhYр хатыннар» тэржемэе хэллэрен иц соц кабул ителгэн ысулда, хэзерге ижтимагый хэллэргэ тэтбик итеп язып hэммэбезгэ Yрнэк итеп тотарлык беек юлбашчылар, якты маяклар хэзерлэп бирде-гез. «Шура» мэжмYгасы кебек гаять кыйммэтле, бетен эдиплэребезнец месэбэкэ мэйданы, бетен эдэбият вэ тарихый вакыйгэлэрнец фэзаликэ вэкаегыннан гыйбарэт, киц вежди меселман, тулы мэгълуматлы, hэркем тарафыннан сееп укырлык бер кадэрле мэжмуганы ун ел армый-талмый тырышып дэвам иттереп, хэкыйкэтэн бер эсэр бакыйэ вэ килэчэк бу-ыннарга гаять кадэрле бер булэк итеп калдырдыгыз.

Озак вакытлар Диния нэзаратендэ хезмэт итеп, гаять беек эшлэр, бетен миллэт hэм тарих тарафыннан тэкъдир итэрлек бик куп муэффэкыятлэр куреп, Диния нэзарэтенец меселманнарныц матди вэ мэгънэви кутэрелулэрендэ зур хезмэтлэр курсэттегез.

Без hэммэбез Диния нэзарэте башында сезнец кебек hэр жэhэттэн ышаныч казанган житди, тоткан юлында исбатлы бер затныц булуда зур ганимэт булып, ошбу нэзарэтне иц игътимадлы меэссэсэбез итеп карыйбыз. Озак вакытларга кадэр шундаен сэмэрэле хезмэтлэрегезне бетен эшлэрегездэ муэффэкыятлэрегезне жэнабе Хак хэзрэтлэреннэн ка-мил ихласымыз илэ самими калбемездэн телэп каламыз».

Сэнэе Иижрия 1343, рэжэп 27ндэ. Сэнэе миладия 1925, февраль 21дэ.

Казан шэhэрендэ, мефти Галимжан хэзрэт Баруди йортында иде.

Бу вэкаегъ-намэнец зур бер кисме язылмый, кучерелми калды. Юкса бетен килеш бу вэкаегъ-намэ ике матбуга табагы зурлыгында яки аннанда зиядэ булырга тиеш иде.

ТР ФА Г. ИбраЪимов исемендэге Тел, эдэбият Иэм сэнгать институтыныц язма Иэм музыкаль

мирасы узэге, 53 ф., 1 тасв, 53 сакл. бер., 1-5 кгз. арткы ягы.

Публикацию подготовили Альфрид Бустанов, кандидат исторических наук, Ильнур Миннуллин, кандидат исторических наук

.172)

СВИДЕТЕЛЬСТВА. МЕМУАРЫ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.