ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (76) 2019
Библиографический список
1. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике, Страсбург. Москва: МГЛУ, 2005.
2. Карпова Л.И. Формирование коммуникативной грамматической компетенции в неязыковом вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2005.
3. Мерзляков С.В. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении иностранному языку. Современные проблемы науки и образования. 2014; 4.
4. Бободжанова Л.К. Формирование иноязычной грамматической компетенции с учётом национально-культурных особенностей изучаемого языка в сфере профессионального общения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.
5. Чермокина РШ. Интерактивные формы работы в обучении студентов вуза грамматической стороне речи. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2012.
6. Кафтайлова Н.А. Сущностная характеристика грамматической компетенции как компонента межкультурной компетенции. Альманах современной науки и образования. 2011; 1 (44): 109 - 113.
У. Жукова Н.А. Изучаем систему английских времен и модальные глаголы: практикум. Барнаул: АлтГПУ 2018.
References
1. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: izuchenie, obuchenie, ocenka. Departament po yazykovoj politike, Strasburg. Moskva: MGLU, 2005.
2. Karpova L.I. Formirovanie kommunikativnojgrammaticheskojkompetencii v neyazykovom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk, 2005.
3. Merzlyakov S.V. Mesto i rol' formirovaniya grammaticheskoj kompetencii pri avtonomnom obuchenii inostrannomu yazyku. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014; 4.
4. Bobodzhanova L.K. Formirovanie inoyazychnoj grammaticheskoj kompetencii s uchetom nacional'no-kul'turnyh osobennostej izuchaemogo yazyka v sfere professional'nogo obscheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.
5. Chermokina R.Sh. Interaktivnye formy raboty v obuchenii studentov vuza grammaticheskoj storone rechi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2012.
6. Kaftajlova N.A. Suschnostnaya harakteristika grammaticheskoj kompetencii kak komponenta mezhkul'turnoj kompetencii. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2011; 1 (44): 109 - 113.
У. Zhukova N.A. Izuchaem sistemu anglijskih vremen i modal'nye glagoly: praktikum. Barnaul: AltGPU, 2018.
Статья поступила в редакцию 16.06.19
УДК 1.17, 1.18.7.01
Vereshchagina T.N, Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), Е-mail: [email protected]
VITYAZ, TIGER SKIN AND SEARCH FOR THE TRUTH ABOUT MYTHICAL PEOPLE OF KAJI. Р. 1. Explication is one of the forms that researchers widely use for conducting an analysis of a text: philological, linguistic, philosophical, historical, cultural, etc. It is a possibility in any variety described images, objects or phenomena to discover not only their characteristics, but also a fundamental unity (affinity) and deploy it concealed essential characteristics. Way of explication often allows the researcher to clarify the contents of the artistic image, born implicit intuitive views of the author (poet). Then the boundary of the image takes strict undefined concepts. In this article, one of the images of the poem "Vityaz in the Tiger's Skin" by Shota Rustaveli - the image of Kaji - thanks to the first of two phases of explication obtains logical concepts, which are seen even in the old mythology. This outline is demonstration of possibilities of consciousness to give environmental integrity in the environment, and justify the moral foundations of coexistence with it. But only a complete act of explication, consisting of two parts, will draw conclusions about possible harmony of this coexistence, which will be dedicated the final part of the article to.
Key words: Kaji, vityaz, tiger skin, Shota Rustaveli, Vefkhistkaosani.
Т.Н. Верещагина, канд. филос. наук, доц., ФГБОУ ВП «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.
E-mail: [email protected]
ВИТЯЗЬ, ТИГРОВАЯ ШКУРА И ПОИСКИ ИСТИНЫ О МИФИЧЕСКОМ НАРОДЕ КАДЖИ. Ч. 1
Экспликация - одна из методических форм, которую исследователи широко используют в анализе текстов: филологических, лингвистических, философских, исторических, культурологических и т. п. Она представляет собой возможность в любом многообразии описываемых образов, предметов или явлений обнаружить не только их характерные признаки, но и некое фундаментальное единство (сродство), и развернуть его сокрытые сущностные характеристики. Способ экспликации нередко позволяет исследователю прояснить содержание художественного образа, рождённого неявными интуитивными представлениями автора (поэта). Тогда границы этого образа принимают строгую определённость понятия. В статье один из образов поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (образ каджи), благодаря первому из двух этапов экспликации, начинает обретать вид логического понятия, абрис которого наметился ещё в недрах мифологии. Этот абрис - манифестация возможностей сознания придавать окружающей среде аспектированную целостность, и обосновывать нравственный фундамент сосуществования с ней. Но только полный акт экспликации, состоящий из двух частей, позволит сделать выводы о возможной гармоничности данного сосуществования, чему и посвящена следующая, завершающая статья.
Ключевые слова: каджи, витязь, тигровая шкура, Ш. Руставели, Вепхисткаосани.
«Вепхисткаосани» Шота Руставели [1] на родине называют не иначе как великой эпической поэмой и гордятся ею. Что вполне заслуженно. Ибо в трудную историческую эпоху она вдохновляла грузинский народ на высокие нравственные подвиги и служила опорой царского дома правителей Тамары и Давида Сослана при собирании разрозненных грузинских княжеств в единое государство.
Поэма Шота Руставели насыщена идеями, не только нравственно преображающими сознание общества, но и отдельного человека. Она наполнена философскими, религиозными, мифологическими аберрациями, которые согласно звучат с главной из них: человечество, как органичная часть вселенной, служит универсальным фундаментом её гармонизации.
Апелляция героев поэмы к учению Платона или неоплатоническим идеям в их диалогах и размышлениях - отнюдь не единичный пример. Ещё чаще упоминается в тексте поэмы обращение к священному писанию мусульман - Корану. Но более всего, едва ли не каждая страница поэмы искрится и переливается красочными образами древних сказаний и мифов.
Непостижимое сплетение сказочного и реалистического нередко вводит в заблуждение исследователей, навязывает свою игру, уводит в призрачную реальность, и они перестают задавать себе вопросы о следах реальных историче-
ских событий, которые могли быть протоосновой, облечённой в метафорические одежды и поднятой до уровня обобщающих общечеловеческих ценностей в ходе эволюции сознания. Между тем, эта увлекательная задача может обернуться серьёзным научным постижением ещё одной страницы, упущенной в познании человеческой культуры.
Одна из таких возможных задач - приподнять завесу над тайной мифического народа каджи, который на протяжении всей поэмы «Вепхисткаосани» выступает причиной странствий индийского принца Тариэла в поисках своей возлюбленной Нестан-Дареджан.
Сведения об этом народе в мировой культуре (мифологии) весьма разрозненны и разноречивы. В поэме «Витязь в тигровой шкуре» имеется всего несколько упоминаний о них, к тому же, весьма скудных. Тем не менее, впечатление от этих описаний остаётся довольно определённое: каджи - народ, живущий обособленно и сокрыто от широкого общения. Довольно лаконично описывает их и Ш. Руставели.
Первому появлению образа каджей в тексте поэмы отведено всего несколько строф: после гневной реакции Давар, сестры индийского царя, на проступок своей воспитанницы Нестан-Дареджан, склонившей влюблённого в неё Тариэла