Научная статья на тему '«Вирусная» цифровизация и ее последствия'

«Вирусная» цифровизация и ее последствия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / онлайн-обучение / последствия цифровизации образования / distance education / online education / digitalization / consequences of digitalization of education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Вирусная» цифровизация и ее последствия»

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

апробирования и т. д. Более 60% респондентов из числа НПР Екатеринбурга отметили, что ежедневно работают за компьютером более шести часов. Один респондент из регионального вуза ответил: «И так ненормированный рабочий день педагога стал бесконечным».

И это далеко не все проблемы и трудности, с которыми столкнулись НПР в настоящих условиях. Респонденты также высказывали опасения о предстоящей девальвации образования: «создать дистанционное образование — значит лишить детей и юношество культуры, которую преподаватель передает лично»; выражали беспокойство по поводу «стирания уникальности труда преподавателя», «грядущего сокращения преподавателей после сформированных электронных лекций».

Однако, несмотря на разрушительные последствия пандемии, происходящие события стоит рассматривать как возможность развития цифрового обучения. По выходе из кризиса образование уже не вернется в свое традиционное состояние, и это можно рассматривать как шаг к новой технологической реальности. Потребуется освоение новых навыков и инструментов работы как от НПР, так и от вузов в целом, цифровые навыки и компетенции будут напрямую отражаться на качестве высшего образования. Но образовательная среда не может быть полностью виртуальной, поскольку человек — существо социальное.

2 / 2020 | 75

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

«Вирусная» цифровизация и ее последствия

Пандемия коронавируса, пришедшаяся на весну 2020 года, несомненно, явилась мощным стимулом перехода к цифровым технологиям в образовании. Вот уж поистине — нет худа без добра. Всем субъектам образовательного процесса пришлось срочно осваивать дистанционное обучение.

Продемонстрирую на своем примере, как выглядит работа преподавателя в режиме «исполнения должностных обязанностей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Каждый понедельник по электронной почте я получаю индивидуальное задание на неделю от своего непосредственного руководителя, заведующего кафедрой, в котором прописаны не только прогнозируемый результат, но и пошаговая инструкция по настройке домашнего компьютера для проведения и записи занятий, приема экзаменов. Я вправе самостоятельно выбрать любой удобный для меня способ дистанционного взаимодействия со студентами: личные кабинеты в ЭИОС и/или Moodle, e-mail, облако. В конце недели я должен подготовить и сдать отчет.

Осипов П. Н. «Вирусная» цифровизация и ее последствия // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 75-77. — DOI 10.24411/2307-4264-2020-10225.

ОСИПОВ

Петр Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета, Казань

Ключевые слова:

дистанционное обучение, онлайн-обучение, последствия цифровизации образования

76 | 2/2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

Для большинства преподавателей переход на дистанционное обучение не стал неожиданностью. И если бы не технические проблемы (нестабильность интернета, отсутствие компьютеров у многих студентов — смартфон им заменяет все), выстроить систему обучения в новом формате большинству по силам, тем более если воспользоваться приемами реверсивного наставничества, когда не только преподаватель оказывает образовательную услугу студенту, но и студент помогает преподавателю в освоении цифрового мира.

Одной из самых значительных проблем организации дистанционного обучения является, пожалуй, излишняя требовательность чиновников. Больше всего их беспокоит планирование и отчетность. Например, в один из дней потребовали отразить в Инстаграме, как преподаватели работают удаленно. Ну, выставил я, как и другие, фото, на котором сижу дома за компьютером. Другой пример: отдел аспирантуры потребовал предоставить записанные видеолекции для двух (!) моих аспирантов. Кстати, далеко не у каждого дома есть возможность для записи видеолекций. А выходить из дома в институт нельзя, нарушишь режим самоизоляции. Тем более если тебе 65+.

Для чего нужен такой тотальный контроль? Раньше преподавателю утверждался индивидуальный план работы на учебный год, по окончании которого он отчитывался о его выполнении. Сегодня мы составляем и представляем на утверждение план работы на каждую неделю и по субботам отчитываемся за каждый день недели (!).

Рано или поздно студенты и преподаватели вернутся в аудитории, а технологии дистанционного обучения будут развиваться и совершенствоваться. В связи с этим хотелось бы порассуждать о некоторых очевидных и неочевидных последствиях цифровизации.

1. Поиск информации в интернете приводит к тому, что студенты привыкают к беглому и быстрому чтению без углубления в суть. Это приводит к утрате способности воспринимать большие тексты. При ориентации на поиск готовых ответов снижается способность мыслить, анализировать, обрабатывать информацию. Цифровые технологии освобождают студента от главного вида его деятельности — умственной работы.

2. Анализ самостоятельных работ студентов свидетельствует о том, что экранная зависимость способствует безграмотности.

3. Признаем честно: все очевиднее становится цифровое слабоумие. Привычка во всем полагаться на гаджет формируется с раннего детства, многие пользуются им даже без особой необходимости.

4. Мы перестаем писать, все больше печатаем на клавиатуре. Между тем без навыка письма человек хуже формулирует свои мысли. Записывающий текст от руки лучше представляет себе, о чем идет речь: еще до соприкосновения ручки с бумагой он складывает в уме предложение. Чтобы набирать текст на компьютере, этот навык не нужен, ведь здесь все (фразу, слово, падеж, союз и т. д.) в любой момент можно изменить. Поэтому человек, не умеющий писать от руки, скорее всего не сможет писать грамотно. Письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Поэтому важно, чтобы студент умел записывать лекции и делал это.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: АНАЛИЗ, МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ

5. Утрата навыков письма способствует утрате способностей к творчеству. При ручном письме задействуются участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. У тех, кто не пишет рукой, эти участки «включаются» гораздо реже.

6. Общение с компьютером тормозит речевое развитие обучающихся. У многих возникают проблемы с выражением своих мыслей как устно, так и письменно.

Возможно, в перспективе преподаватель может быть исключен из образовательного процесса. При наличии учебников-роботов обучающиеся перестанут общаться друг с другом, отпадет необходимость в учебной группе, да и в самом вузе (в его современном виде). Но как быть с такими универсальными компетенциями, как умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде? Да и сформировать личность может только другая личность.

Инновационная техника и технологии призваны облегчить людям жизнь, чрезмерное же увлечение ими может нанести вред психическому и физическому здоровью человека, особенно молодого.

2/2020 | 77

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Организация образовательного процесса в режиме онлайн по дисциплине «Литература»

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Следует признать, что абсолютное большинство образовательных организаций

ПЕРМИНОВА Татьяна Андреевна,

преподаватель русского языка и литературы Нижнетагильского строительного колледжа, Нижний Тагил

Ключевые слова:

Перминова Т. А. Организация образовательного процесса в режиме онлайн , ,

г пг //п х г дистанционное обучение, он-

по ДисЦиплине «Литература» П Пр°фессиональное образование и рын°к ТрУ" лайн-обучение, электронные

да. - 2020. - № 2. - С. 77-79. - □□! 10.24411/2307-4264-2020-10226. обра^ате^ереУ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.